как называлась уменьшенная форма триумфа
Триумф (Древний Рим)
Триумф (Древний Рим)
Триумф (лат. triumphus ) в Риме — торжественное вступление в столицу победоносного полководца и его войска. Триумф выработался постепенно из простого вступления в город возвращавшихся по окончании войны солдат и из обычая военачальников приносить благодарение богам, даровавшим победу. С течением времени Триумф стал допускаться лишь при наличии целого ряда условий. Триумф считался высшей наградой военачальнику, которой мог удостоиться лишь тот, кто имел империй и вёл войну в качестве главнокомандующего, не подчиняясь власти другого полководца. Триумф могли получать как обыкновенные магистраты (консулы, преторы, проконсулы и пропреторы), так и диктаторы и лица, получавшие высшее командование в силу особого народного постановления (лат. imperium extraordinarium ). Триумф определялся сенатом, но иногда, если сенат отказывал в триумфе, военачальнику удавалось получить его в силу постановления народного собрания, как это было, например, с диктатором Марцием Рутилом (первым из плебеев).
Триумф давался лишь по окончании войны (бывали и исключения), и притом такой, которая сопровождалась тяжким поражением врагов. Существовало правило давать триумф лишь в том случае, если было убито не менее пяти тысяч врагов. Полководец, добивавшийся триумфа, ждал решения вопроса, будет ли ему дарован триумф, находясь вне городской черты, ввиду того, что вступление в город магистрата, не сложившего ещё imperium, не допускалось. Поэтому и сенат собирался в таком случае за городом, на Марсовом поле, обыкновенно в храме Беллоны или Аполлона, и там выслушивал полководца. В силу специального закона, триумфаторы получали на день своего триумфа imperium в городе. В день, назначенный для триумфа, участвовавшие в нём собирались рано утром на Марсовом поле, где в общественном здании (лат. villa publica ) пребывал в это время триумфатор. Последний облачался в особый роскошный костюм, подобный одеянию статуи Юпитера Капитолийского. Он надевал вышитую пальмовыми ветвями тунику (лат. tunica palmata ), украшенную золотыми звёздами пурпуровую тогу (лат. toga picta ), позолоченную обувь, в одну руку брал лавровую ветвь, в другой держал богато украшенный скипетр из слоновой кости с изображением орла наверху; на голове его был лавровый венок.
Триумфатор ехал, стоя на круглой позолоченной колеснице, запряжённой четырьмя конями. Когда Камилл впервые запряг во время своего триумфа белых коней, это было встречено в публике ропотом, но впоследствии белые кони во время триумфа стали обыкновенными. Вместо лошадей иногда впрягались слоны, олени и другие животные. Триумфальная колесница составляла центр всего шествия, которое открывалось сенаторами и магистратами. Сзади шли музыканты (трубачи). Для публики, теснившейся по всему длинному пути процессии в праздничных костюмах, с венками из цветов и зелени в руках, особенный интерес представляла та часть шествия, в которой победитель старался блеснуть многочисленностью и богатством захваченной военной добычи.
Культурные страны, особенно Греция, Македония и другие местности, где утвердилась эллинистическая образованность, давали для триумфа много художественных сокровищ, статуй, картин и т. п. Неслись также золотые венки, поднесённые победителю разными городами. Во время триумфа Эмилия Павла их было около 400, а во время триумфов Юлия Цезаря над Галлией, Египтом, Понтом и Африкой — около 3000. Жрецы и юноши сопровождали белых жертвенных быков с позолоченными рогами, украшенных гирляндами. Особенно ценное украшение триумфа составляли в глазах римских полководцев знатные пленники: побеждённые цари, их семейства и помощники, вражеские военачальники. Некоторых из пленников во время триумфа убивали, по приказу триумфатора, в особой тюрьме, лежавшей на склоне Капитолия. В древнейшую эпоху такое избиение пленных было обычным и, вероятно, имело первоначально характер человеческой жертвы, но можно указать примеры и из поздней эпохи: так погибли Югурта и противник Цезаря в Галлии Верцингеторикс. Перед триумфатором шли ликторы с фасцами, обвитыми лавром; скоморохи увеселяли толпу.
Триумфатора окружали дети и другие родственники, за ними стоял государственный раб, державший над его головой золотой венок. Раб время от времени напоминал триумфатору, что тот всего лишь смертный (memento mori), и ему не следует слишком гордиться. За триумфатором двигались его помощники, легаты и военные трибуны верхами; иногда за ними шли освобожденные триумфатором из плена граждане, совершали шествие солдаты в полном убранстве, со всеми наградами, которые они имели. Они восклицали «Jo triumphe» и пели импровизированные песни, в которых иногда осмеивали недостатки самого триумфатора. Начинаясь на Марсовом поле, подле триумфальных ворот, шествие проходило через два наполненных народом цирка (Фламиниев и Большой, Maximus), затем по Via Sacra через форум поднималось на Капитолий. Там триумфатор посвящал Юпитеру лавры фасц и приносил пышную жертву. Затем шло угощение магистратов и сенаторов, часто солдат и даже всей публики; для последней устраивались ещё игры в цирках. Иногда полководец давал публике и подарки. Подарки солдатам были общим правилом и достигали иногда значительных сумм (так, солдаты Цезаря получили по пяти тысяч денариев).
Лица, получившие триумф, имели право и впоследствии в праздники носить триумфальное одеяние. В императорский период триумфы сделались исключительным достоянием самих императоров, что объяснялось как нежеланием последних давать своим подданным эту высшую почесть, так и тем обстоятельством, что император считался главнокомандующим всеми военными силами империи, и, следовательно, военачальникам этого периода недоставало одного из основных условий для получения триумфа — права вести войну «suis auspiciis». Сохранив триумф лишь для себя и иногда для своих ближайших родственников, императоры стали давать другим полководцам взамен триумфа лишь право надевать в торжественных случаях триумфальное одеяние (ornamenta, insignia triumphalia) и ставили статуи победителей среди статуй триумфаторов. Последний триумф был, кажется, справлен Диоклетианом. Менее важную и торжественную форму триумфа представляла так называемая «овация».
награждение Триумфом
Среди многочисленных наград, существовавших в римской армии, наивысшей считался Триумф – прославление полководца-победителя. Как говорилось выше, римляне позаимствовали его у этрусков. По сути, он представлял собой поклонение этрусскому богу войны, а по форме напоминал греческие олимпийские игры. Тогда праздник длился несколько дней, начинался с шествия и жертвоприношения богам. И заканчивался награждениями победителей, чьи имена высекали на каменных стелах, поэты слагали в честь их побед гимны, возводили статуи, а родной город встречал как героев и оказывал им почести. Подтверждение тому опять находится у Тита Ливия: устами одного из своих главных героев – полководца Сципиона, он восклицает: «Нет у нас почестей славнее и прекраснее, нежели почести триумфа!».
Триумфов было несколько разновидностей: собственно Триумф и Малый триумф или Овация, который устраивался, если победа была не столь велика по масштабам. В этом случае, церемония устраивалась за чертой города Рима. Триумфатор ехал на коне или шел пешком в сопровождении своего войска под музыку флейт, одетый лишь в тогу с пурпурной каймой и увенчанный миртовым венком. В храме Юпитера на Албанском холме он произносил благодарственную молитву и приносил в жертву овцу. Существовал еще Морской триумф, которого удостаивались адмиралы римского флота. Так, за самую первую победу Рима на море во время 1-ой Пунической войны – разгром карфагенской эскадры у порта Милы, что на северном побережье Сицилии, адмирала Гая Дуилия удостоили морского триумфа и оказали небывалые почести. Кроме того, в память об этой победе на римском форуме возвели Ростральную колону, которую украшали ростры вражеских кораблей.
В торжественной церемонии проведения Триумфа соблюдались определенные правила и регламент. Во-первых: триумф мог состояться только с разрешения Сената, если полководец-победитель был сам император (лат.suis auspiciis rem gerere) или провозглашенный «солдатским императором»; только в случае окончания войны или действительно достойной победы; когда в ходе сражения пали убитыми не менее 5000 врагов. Сенатом выдвигались и другие требования: полководец должен был подать обоснованное прошение о предоставлении ему триумфа в храме Беллоны или Аполлона, не должен входить без позволения Сената в город, ожидать ответа за городской стеной. На этом указания не заканчивались. Ведь триумф, как театральная постановка был тщательно «спланирован»: от каждого требовалось своевременно появиться на «сцене».
В храме триумфатор слагал с себя символы власти, а также преподносил в дар богу войны Юпитеру захваченные у врага трофеи и самую ценную добычу. Он приказывал заколоть жертвенных животных, а вместе с ними казнить пленников. Затем полководец-победитель публично благодарил всех своих доблестных воинов за службу, награждал их, раздавал подарки и распускал. Но на этом триумф не заканчивался. После торжественной части начинался всеобщий праздник и пиршество – суппликации (лат.supplicationes), которые организовывал римский Сенат. Суппликации сопровождались музыкой, танцами, пением застольных песен и чтением хвалебных од, сочиненных специально к триумфу. Вот так, например, звучит отрывок из «эпиникия» в честь императора Августа, написанный когда-то римским поэтом Квинтом Горацием Флакком (65 – 8 год до н.э.) и в наше время переведенный Н. Гинцбургом:
(*одно из захваченных германских племен)
Из произведений древних историков нам известны некоторые подробности о том, как проходили триумфы римских полководцев-победителей. К примеру, Плутарх описал триумф, которого удостоился Цезарь после всех своих побед. Вот, что он пишет: «Четыре колесницы везли богатую добычу. Двадцать тысяч столов стояли на улицах Рима для пира. Три тысячи венков из чистого золота поднесли Цезарю подчинившиеся ему цари, правители и города». Лишь император Траян смог затмить Цезаря размахом устроенных им триумфальных торжеств: мало того что в его колесницу было впряжено 10 белоснежных коней, его пиршество продолжалось 117 дней, а из богатой добычи не только воины, но и все граждане Рима получили по подарку.
В Риме особой популярностью пользовались скачки на колесницах – ристании, которые первоначально устраивались на стадионе, а потом в специально построенном цирке «Circus Maximus». Чтобы зрителям было удобно следить за ходом скачек и болеть за свою команду, одежду возниц и повозки окрашивали в разные яркие цвета: белый, красный, синий, зеленый. Победителя награждали по примеру греков – венком, пальмовой ветвью, деньгами, дорогими подарками и, кроме того, сооружали мраморные монументы в его честь.
С празднованием триумфа связано появление такого художественного направления в древнеримском искусстве, как «триумфальное». Его целью было ознакомить народ в живописной форме с одержанными победами, отдельными эпизодами сражений, портретами героев и географией новых захваченных земель. Художники рисовали картины, внимательно слушая рассказы военных, и торжественно носили их во время триумфальных шествий. Затем раскладывали у подножия Капитолия, где любой мог ими полюбоваться или купить. Это была, по сути, первая реклама, информирующая и прославляющая мощь римской армии, военное искусство ее полководцев, а также храбрость и мужество римских воинов.
Более того римлянам принадлежит первенство в изобретении пряного пирога, который они выпекали по самым торжественным случаям. Так в Музее Римской Цивилизации хранится глиняная форма для его выпечки с изображением триумфа Марка Аврелия.
«Помни, что и ты смертен!»
Уже в глубокой древности, а именно в эпоху палеолита, у людей сложились три группы мистических верований, вошедших во все основные религии мира – анимизм, тотемизм и магия. «Душа моя поет!» – это анимизм, фамилии Волков, Синицын, Кобылин – тотемизм, ну а известная всем студенческая «халява приди» – типичная, пусть и очень примитивная магия. Ну, а жить в сложном мире духов и богов людям помогал церемониал. Праздники в честь богов и богинь должны были их умилостивить. Жертвы, подчас, кровавые – накормить. Ну и, конечно, все эти церемонии сильно действовали и на «простой народ», внушали ему покорность или напротив – заставляли его ликовать, когда это требовалось власть предержащим.
Для историков очень важно, что в эпоху империи римские императоры не только устраивали себе триумфы, но и начали строить в честь своих побед триумфальные арки и украшать их барельефами, повествующими об этих победах. Вот, например, один такой барельеф с триумфальной арки императора Константина в Риме. На нем исключительно точно показано снаряжение римских воинов этого времени, включая штаны бракка. Особенно интересен крайний левый легионер. На нем доспех из металлической чешуи с зубчатым подолом и почему-то такой короткий, что едва-едва прикрывает ему «причинное место». Хорошо видны его шлем, щит и меч на перевязи справа.
Особую роль играли церемониалы на войне. Всякие там клятвы на мече, на крови, целование знамен и штандартов должны были символизировать своего рода «завет» как с богами-покровителями, так и отцами-командирами, власть которых над душами и телами своих солдат освещалась божественной властью. Чем не сложнее общество – тем, как правило, сложнее были и его церемониалы. В Древнем Мире вершины достиг римский церемониал, связанный с празднованием победы. Тут в одно целое слилось и почитание богов, даровавших победу римскому оружию, и прославление воинов, ее добывших, и публичная награда полководцу за все, что он сделал для величия Рима.
Колонна Константина. Она огорожена забором, и подойти ближе к ней нельзя. Ну, а верхние барельефы снимать можно только при помощи квадракоптера.
Все это нашло свое воплощение в триумфах – праздничных шествиях, посвящавшимся победам римского войска по возвращении его домой. Сначала все было довольно-таки просто: при вступлении в город воины шли к храму и приносили благодарение богам, за то, что те даровали им победу, и жертвовали им часть захваченной добычи. Но затем триумфы превратились в грандиозные шествия (а спустя многие века, когда и Рим-то уже давно пал, в ничуть не менее грандиозные военные парады с прохождением войск, танков и ракет).
Арка императора Траяна в Беневенто, Италия.
Арка императора Траяна в Каноссе.
Триумф давался полководцу лишь когда война была закончена (хотя, как и всегда, бывали исключения). Кроме того, и сама победа в ней должна была обязательно сопровождаться битвой, которая привела бы к большим потерям в неприятельских войсках. Правило было такое: давать триумф лишь в том случае, если в ней будет убито не меньше пяти тысяч вражеских воинов.
Полководец, который хотел получить триумф, должен был отправить «заявку» в сенат и ждать его решения, находясь непременно вне городской черты, так как вступление в город должностного лица, не сложившего с себя imperium, ни коим образом не разрешалось. Сенаторы также устраивали совещание на Марсовом поле, то есть вне городской черты, в храме богини Беллоны или бога Аполлона, где и рассматривали просьбу своего полководца дать ему триумф. В день, когда назначался триумф, все его участники должны были собраться ранним утром на Марсовом поле, куда в одно из общественных зданий (villa publica), облаченный в роскошные одежды, прибывал триумфатор. Интересно, что в своем одеянии он напоминал фигуру Юпитера Капитолийского – статую на Капитолийском холме. «Костюм» этот состоял из расшитой пальмовыми ветвями туники (tunica palmata), такой же украшенной золотыми звездами тоги пурпурного цвета (toga pieta). Сапожки-калиги по типу солдатской обуви, были из красной кожи и отделывались золотом. В одной руке он должен был держать лавровую ветвь, а в другой – скипетр из слоновой кости, навершием которого являлся золотой орел; голову триумфатора всегда украшал лавровый венок.
Триумфальная арка Траяна в Тимгаде, Алжир.
Въезжать в Рим он должен был на круглой позолоченной колеснице-квадриге, запряженной четырьмя белыми лошадьми. Когда триумфатор Камилл впервые появился на колеснице, запряженной белыми конями, публика встретила это ропотом, поскольку белые кони являлись символом божества, но потом они стали обыкновенным явлением. Иногда лошадей заменяли слоны, олени и другие редкие животные, связанные, так сказать, с местом победы триумфатора. Таким образом именно триумфальная колесница представляла собой центр процессии. Однако ее демократический характер подчеркивался тем, что впереди нее шли сенаторы и магистраты, позади шли трубачи, громко трубившие в серебряные или позолоченные трубы.
Вдоль всего длинного пути, по которому двигалась процессия, теснились жители Вечного города, охочие до хлеба и зрелищ, в своей лучшей одежде, с венками из цветов на головах и оливковыми ветвями в руках. Естественно, что многие стремились увидеть своих близких, возвращавшихся из похода, но особенный интерес публики вызывала та ее часть, в которой вслед за колесницей триумфатора везли захваченные им трофеи.
Арка Тита Флавия Веспасиана в Риме.
Барельеф с арки Тита Флавия Веспасиана, изображающий триумфальное шествие с трофеями из захваченного им Иерусалима.
В обязательном порядке в процессии шествовали и белые жертвенные быки с позолоченными рогами, украшенные цветочными гирляндами в сопровождении жрецов и юношей в белых хитонах и также с венками на голове. Но едва ли не главным украшением триумфа в глазах римлян были не быки и захваченные трофеи, а. знатные пленники: побежденные цари и члены их семей, а также их приближенные, и вражеские полководцы. Некоторых из этих пленников убивали по приказу триумфатора непосредственно во время триумфа в особой тюрьме на склоне Капитолия. В раннюю эпоху римской истории убийство пленных было самым обыкновенным явлением и имело характер человеческого жертвоприношения. Однако и впоследствии от этого обычая римляне не отказались. Именно так были умерщвлены царь Югурта и галльский вождь Верцингеторикс.
Тит Флавий Веспасиан на квадриге во время триумфа.
Демонстрируя всем власть триумфатора, перед ним шли ликторы с фасциями, обвитыми лавровыми ветвями; а вдоль процессии бежали шуты и акробаты, веселившие толпу. Причем интересно, что триумфатор на своей колеснице ехал не один, его окружали специально набранные дети и его родственники, демонстрировавшие наличие еще и тесных родовых связей, очень высоко ценившихся в Риме. Известно также, что позади триумфатора всегда стоял государственный раб, который держал над его головой золотой венок и время от времени шептал ему на ухо: «Помни, что и ты смертен!» За триумфатором шли его главные помощники, легаты и военные трибуны, а иногда и освобожденные им из вражеского плена римские граждане. И только после всего этого в город вступали легионеры в парадном снаряжении и султанами на шлемах, демонстрируя свои награды, полученные в боях. Они пели веселые песни, в которых позволялось осмеивать недостатки триумфатора, чем лишний раз ему намекали, что он тоже человек, а не бог!
Другой ракурс этого же барельефа.
Начинаясь на Марсовом поле, у триумфальных ворот, шествие двигалось дальше через два цирка: цирк Фламиниев и цирк Максимус («Большой»), а затем по Священной дороге и через форум поднималось на Капитолийский холм. Здесь к статуе Юпитера ликторы триумфатора складывали лавры своих фасций, а сам он приносил пышную жертву. Затем происходило угощение магистратов и сенаторов, а часто еще и солдат и даже всей собравшейся публики, для чего по улицам расставлялись столы, а прямо на площадях жарили быков и баранов. Частью «программы» были гладиаторские игры. Иногда полководец раздавал публике подарки. Подарки же солдатам были правилом и были порой очень значительны. Например, своим солдатам Цезарь выплатил как-то по пять тысяч денариев. Лица, удостоенные триумфа, получали право в праздники носить триумфальное одеяние, что также являлось одной из их привилегий.
Триумфальная арка Септимия Севера на Римской форуме.
В эпоху империи триумфы стали достоянием одних только императоров. Ни с кем они славой делиться не хотели, иногда разрешая триумф разве что своим ближайшим родственникам. Полководцам разрешалось лишь надевать триумфальное одеяние (ornamenta, insignia triumphalia) и устанавливать свои статуи среди статуй предыдущих триумфаторов. Однако пожаловаться они не могли. Ведь официально император являлся главнокомандующим и, следовательно, полководец действовал от его лица и под его командой.
Римский триумф
Высшей почестью, которой мог удостоиться римский военачальник за одержанную над врагом победу, было право праздновать триумф. Корни этого обычая уходят в давнее прошлое Рима. Прежде чем стать торжественной церемонией, триумф являлся религиозным обрядом. Проходя под триумфальной аркой, возвращавшееся из похода войско очищалось от крови, пролитой им на войне. Въезжавший в город на колеснице военачальник, облачённый в триумфальную одежду, на время церемонии становился земным воплощением Юпитера Капитолийского. Со времён основания Рима и до конца эпохи Республики было отпраздновано более двухсот триумфов, а после учреждения принципата это право монополизировал император.
Происхождение триумфа
Плутарх и некоторые римские авторы напрямую связывают происхождение триумфа с обычаем приношения «тучных доспехов» военачальником, собственноручно сразившим вражеского предводителя. Однако в дальнейшем на первый план вышло значение этого празднества как торжественного возвращения войска из похода. Само происхождение триумфа одна из современных гипотез связывает с очистительными обрядами, через которые проходили возвращавшиеся с чужбины воины и их командир. Чтобы очиститься от скверны, связанной с пролитием вражеской крови, войско проходило под сводами специально сооружённой арки, а военачальник приносил умилостивительные жертвы богам, чтобы отблагодарить их за помощь и отвести их зависть.
Некоторые авторы утверждали, что обычай праздновать триумф ещё более древний, чем сам Рим, и происходит от торжественных процессий, устраивавшихся в ознаменование возвращения бога Диониса/Вакха из индийского похода. Его изображали в запряжённой тиграми золотой колеснице в окружении пьяных сатиров, силенов и менад. Само происхождение слова «триумф» римские грамматики выводили из греческого «триамбос» (θρίαμβος) — восклицания, которое издавали участники дионисийских процессий. Считалось, что обычай праздновать триумф римляне через этрусков заимствовали у греков. В первоначальном виде он представлял собой религиозный акт и лишь позже приобрёл вид торжественного восхваления победителя.
Кто мог праздновать триумф
По уверениям римских авторов, обрядность триумфа сформировалась в царскую эпоху. Ромул в своём импровизированном триумфе шёл пешком, а вот его преемники уже совершали этот путь на запряжённой четвёркой коней колеснице. Одежда триумфатора, включая вышитую пальмовыми ветвями тунику (tunica palmata), украшенную золотыми звёздами пурпуровую тогу (toga picta) и лавровый венок, который держал над головой триумфатора специально приставленный к нему государственный раб, ассоциировалась у римлян с регалиями времён царской власти, а через них — с ещё более древним обликом Юпитера Капитолийского. Сходство с последним довершалось обычаем покрывать лицо триумфатора красной краской, как изображалось лицо божества на установленных в его честь статуях. Облик триумфатора позволял удостоившемуся этой чести военачальнику на один день почувствовать себя равным древним царям и даже уподобиться верховному божеству. Не случайно раб должен был время от времени повторять ему на ухо: «Помни, что ты человек».
Триумфальные почести считались высшей наградой для представителей римской знати, являлись предметом её страстного желания и зависти. Основанием для получения триумфальных почестей была императорская аккламация — провозглашение военачальника императором, происходившее на поле боя. Этой почести могли удостоиться лишь высшие магистраты, обладавшие верховной властью (imperium), то есть диктаторы, консулы и преторы. Кроме того, они должны были воевать в качестве главнокомандующего или, как говорили римляне, «под собственными ауспициями» (suis auspiciis), а не под властью другого военачальника.
Теоретически эта победа должна была завершать войну с противником, однако правило не всегда соблюдалось. Валерий Максим упоминает о том, что триумф мог присуждаться за сражение, в котором пало не менее 5000 врагов. Хотя достоверность последнего правила вызывает возражения у историков, масштабы одержанной победы, видимо, действительно принимались в расчёт при назначении почестей.
Разрешение праздновать триумф выдавал сенат, который собирался в храме Беллоны за пределами городской черты и выслушивал отчёт претендовавшего на почесть военачальника. До этого момента он не имел права вступать в священные пределы города (pomerium). Поскольку обычаи предков (mos maiorum) в этой части были весьма расплывчаты, в большинстве случав отцы-сенаторы могли трактовать их в свою пользу. На практике их решения определялись главным образом политическими соображениями. Например, в 211 году до н.э. Марку Клавдию Марцеллу сенат отказал в праве справлять триумф на том основании, что его войско осталось на Сицилии, однако через 11 лет Луций Фурий Пурпуреон, находясь, по сути, в аналогичных условиях, такое разрешение получил. В некоторых случаях военачальник мог получить право отпраздновать триумф через постановление народного собрания. Наконец, после 232 года до н.э. военачальник мог сам справлять триумф на Альбанской горе без сенатского позволения. Такой триумф считался неофициальным, но сведения о нём также записывались в триумфальные фасты.
Существовала и более скромная версия триумфа — овация. Эта почесть также декретировалась сенатом и назначалась в тех случаях, когда условий для предоставления настоящего триумфа не хватало. Например, если военные действия велись против разбойников, пиратов или восставших рабов или же когда конфликт удавалось разрешить малой кровью. В этом случае военачальник вступал в город без войска, верхом на коне, а не на колеснице, не в пурпурной, а в окаймлённой сенаторской тоге (toga praetexta), будучи увенчан миртовым вместо лаврового венка. Поднявшись на Капитолий, он приносил в жертву не быка, а овцу (ovis), от имени которой и происходит название самой процедуры. В Республиканскую эпоху известны 23 случая празднования овации.
Триумфальная процессия
Ранним утром в назначенный для триумфа день его участники собирались на Марсовом поле за пределами римской городской черты. Триумфатор прибывал в находившееся здесь общественное здание (villa publica), где облачался в триумфальную одежду. Войска и другие участники шествия собирались в построенном в 221 году до н.э. цирке Фламиния (Circus Flaminius) — огромном открытом сооружении, первоначально простиравшемся на 500 м в длину и доходившем до Овощного рынка (Forum Holitorium). В 135 году до н.э. консул Децим Юний Брут Каллаик на деньги из военной добычи, взятой в ходе испанской кампании, построил здесь храм в честь Марса. Здесь же находилось ещё несколько древних храмов, связанных с ритуалом празднования триумфа, в том числе храм Юноны Регины, построенный Марком Фурием Камиллом после взятия Вей и освящённый в 392 году до н.э., или находившийся рядом храм Юпитера Статора, воздвигнутый Квинтом Цецилием Метеллом Македонским в 131 году до н.э.
Шествие вступало в город через Триумфальные ворота, расположенные между западным склоном Капитолия и берегом Тибра. Триумфатор в праздничной одежде, уподоблявшей его облик древним царям, ехал на запряжённой четвёркой белых коней колеснице. В одной руке он держал лавровую ветвь, а в другой — богато украшенный скипетр из слоновой кости с изображением орла. Стоявший позади него на колеснице раб держал над головой военачальника лавровый венок. Дети, родственники, друзья и клиенты, все одетые в праздничные белые тоги, шли вокруг колесницы с лавровыми ветвями в руках. Иногда за ними шли освобождённые из плена граждане в одеждах вольноотпущенников. Затем стройными рядами двигалось войско: сперва помощники, легаты и военные трибуны, которые ехали верхом, затем облачённые в парадные белые одежды центурионы и знаменосцы со значками, а завершали шествие солдаты в полном убранстве и со всеми наградами, которые они имели. Они восклицали «io triumphe!» и пели импровизированные песни, в которых иногда высмеивали недостатки самого триумфатора.
Особым украшением триумфа служили наиболее выдающиеся внешним видом и положением пленники и знатные заложники, которые толпой шествовали перед колесницей победителя. Эмилий Павел явил римлянам зрелище идущих перед его колесницей детей царя Персея, маленького мальчика и девочки, которые своим нежным возрастом до слёз растрогали публику. Плутарх продолжает повествование:
«Позади детей и их прислужников шёл сам царь в тёмном гиматии и македонских башмаках; под бременем обрушившегося на него горя он словно лишился рассудка и изумлённо озирался, ничего толком не понимая. Его сопровождали друзья и близкие; их лица были искажены печалью, они плакали и не спускали с Персея глаз, всем своим видом свидетельствуя, что скорбят лишь о его судьбе, о своей же не думают и не заботятся».
Судьба знатных пленников порой складывалась трагически: после участия в шествии их отводили в расположенную у склона Капитолия тюрьму и убивали. На дне тюремного колодца (carcer) окончили свои дни нумидийский царь Югурта и галльский вождь Верцингеториг. Избиение пленных было обычным делом для древнейшей эпохи. Впоследствии им обычно оставляли жизнь, но держали под неусыпным надзором.
Обогнув Капитолий и миновав Бычий рынок (Forum Boarium), триумфальная процессия затем проходила через Большой цирк (Circus Maximus), огибала южную и юго-восточную сторону Палатинского холма и по Священной дороге (via Sacra) вступала на Форум. Здесь триумфатор сходил с колесницы и поднимался на Капитолий, где в окружении собравшихся сенаторов посвящал Юпитеру лавры своих фасц и приносил в жертву быков. После завершения жертвоприношения он возносил обращённую к божеству молитву о благе Римского государства. Празднества заканчивались торжественным обедом для магистратов и сенаторов и угощением для солдат и всей собравшейся публики. Нередко в дополнение к триумфальной процессии по обету военачальника устраивались игры в цирках, в том числе бои гладиаторов.
Триумф в императорскую эпоху
После окончания Гражданских войн Август принял титул императора, который стал одной из основ его чрезвычайного положения в системе государственных институтов Рима. Это обстоятельство вводило ограничение на появление других императоров и, соответственно, на право военачальников праздновать триумф. Важнейшим прецедентом этого положения вещей стал отказ в праве отпраздновать триумф за победу над бастарнами Марку Лицинию Крассу Младшему в 28 году до н.э., а также в праве посвятить захваченные им «тучные доспехи» Юпитеру Феретрию. С получением Августом большого проконсульского империя (imperium maius) остальные военачальники становились его подчинёнными легатами, что лишало их прав на императорский титул и празднование триумфа. Последний раз триумф праздновался лицом, не относящимся к императорской фамилии, в 19 году до н.э. Этой почестью был вознаграждён Луций Корнелий Бальб-Младший за победу над гарамантами.
Идеология эпохи принципата рассматривала триумф как привилегию верховной власти. Императоры регулярно получали аккламации за победы, одержанные подчинёнными им военачальниками. Наиболее выдающиеся полководцы могли всё же получить триумфальные украшения (ornamenta triumphalia) — формальные знаки триумфа — или даже праздновать овацию, как, например, Авл Плавтий за покорение Британии в 47 году н.э. Сенат всё еще обсуждал эти вопросы, но исход голосования, вероятно, был предрешён. Число триумфов в имперскую эпоху резко сократилось, хотя дошедшие до нас описания по-прежнему акцентируют внимание на их размахе и богатстве.
Когда императоры оставили Рим, триумфы совершенно прекратились. Последний триумф в истории Западной Римской империи отпраздновал император Гонорий 1 января 404 года в ознаменование победы, одержанной его военачальником Стилихоном над готами.