как называют человека который работает и правой и левой рукой
Амбидекстр – это человек, который одинаково владеет обеими руками
Большинство из людей, которые читают эту статью, являются правшами, небольшая часть аудитории относятся к левшам, и совершенно ничтожная доля – амбидекстры. Амбидекстр — это человек, который способен владеть одновременно двумя своими руками в равной степени.
По мнению статистики примерно 1% детей появляются на свет с амбидекстрией. Однако, эту способность можно развить самостоятельно в зрелом возрасте.
Ранее считалось, что амбидекстрия – это диагноз, и воспитатели стремились устранить дефект. Теперь же наоборот некоторые осознанно развивают в себе способность владеть двумя руками. Ведь на самом деле у этого феномена есть и множество достоинств, которые делаю таких людей особенными.
Факты об амбидекстрах
- Амбидекстры быстрее принимают решения. Такие люди могут легко выполнять многозадачные дела. Уровень IQ амбидекстров выше, чем у левшей и правшей. Среди известных и самых выдающихся амбидекстров можно выделить Леонардо да Винси, Джимми Хендрикса и Марию Шарапову. Амбидекстрия может быть врождённой (1% детей) или приобретённой, развитой самостоятельно. Амбидекстры гиперактивы. Амбидекстры могут писать одно и то же слово или рисовать одну и ту же фигуру двумя руками одновременно.
Амбидекстр: плюсы и минусы
Правой рукой человека управляет левое полушарие мозга, а левой – правое. Левое полушарие в ответе за логическое мышление, анализ и вычисления, а правое – за эмоции, чувственность и интуицию. Таким образом, правши более преуспевают в логике, а левши в чувствах.
Амбидекстр — это человек, который обладает способностями и левшей, и правшей одновременно, так как оба полушария его мозга одинаково развиты.
Амбидекстры могут стать отличными музыкантами и спортсменами. Так, владение музыкальным инструментом сразу двумя руками одинаково ловко позволяет быстрее его освоить, в том числе и исполнять на высшем уровне самые сложные техники игры. Владение спортивным тренажёром одинаково сильно обеими руками позволит обогнать соперников, например, можно легко играть в теннис, меняя левую и правую руку, и бить ракеткой одинакового сильно.
Если у обычного человека повреждена ведущая рука (например, перелом), то он теряет дееспособность в быту, в то время, как абидекстр может легко заменить одну руку на другую.
Амбидекстр — это человек, который склонен к быстрому импульсивному принятию решений, так как способны максимально объективно анализировать события. Это важное качество в критических ситуациях.
Такие люди могут видеть мир как с логической, так и чувственной стороны одновременно. Поэтому окружающее им видится более в ярких красках, чем левшам или правшам.
Амбидекстрия также показывает и недостатки в жизни человека. Так, дети-абмбидекрсты, попавшие в школу, вероятно, будут подвержены давлению со стороны педагогов, которые будут стремиться переучить их к праворукости. Эмоционально это будет тяжело для ребёнка.
Дети с такой особенностью часто страдают гиперреактивностью и синдромом недостатка внимания. Это негативно сказывается на их обучаемости. Поэтому может сложиться впечатление, что амбидекстр — это умственно несовершенный ребёнок. Однако, это не так, уровень IQ таких людей выше, чем у левшей или правшей, так как они быстрее усваивают материал.
Испытывая тяжёлые переживания, люди с одним ведущим полушарием способны переключаться и отвлекаться от неприятных мыслей, занимаясь работой, требующей логического внимания. Амбидекстры же так не смогут и будут одновременно испытывать эмоции по поводу своего переживания и логически его анализировать. Они не смогут переключиться на другое дело, пока не забудут своё переживание. Это может негативно сказаться на психо-эмоциональном состоянии человека.
Некоторые специалисты считают, что амбидекстры склонны к шизофрении и у них чаще болит голова.
Знаменитые амбидекстры
Амбидекстр — это люди особенные, со специфическим складом ума и среди них есть множество известных выдающийся личностей, которые внесли большой вклад в развития всего человечества.
Например, Леонардо да Винчи, известный учёный энциклопедист, художник и изобретатель, создавший Мона Лизу и спроектировавший летательный аппарат задолго до его появления.
Известный гитарис Джимми Хендрикс, который мог играть на гитаре как левша и правша.
Чемпионки по теннису Мария Шарапова и Мартина Навратилова не стали бы такими выдающимися спортсменками без амбидекстрии.
Кроме того известными амбиекстарми являются актёр Том Круз, певица Мирей Матье, писатель и автор словаря Владимир Даль.
Тест на амбидекстрию
Если вы амбидекстр, то вы, наверняка, уже давно об этом знаете. Однако каждому будет интересно проверить это. Есть один простой тест.
Взгляните на изображение ниже. Если фигура девушки вращается по часовой стрелке, то у вас ведущим является левое полушарие и вы правша. Если фигура вращается против часовой стрелки, то, соответственно, у вас активна правое полушарие и вы левша. Если же вы легко можете переключать в голове вращение фигуры то в одну, то в другую сторону (не в воображении, а реально видеть вращение в обе стороны), то вы абмбидекстр.
Если у вас не отображается картинка, то отключите в браузере AdBlock.
В зависимости от того, какую ногу и руку девушки вы представляете себе ближе, фигура будет вращаться в ту или иную строну. Вы можете увидеть это лучше по иллюстрации ниже.
Как стать амбидекстром
Изначально все дети могут одновременно хорошо управлять обеими руками. Но в ходе образования, чаще всего правая становится ведущей. Соответственно, способность управлять левой рукой остаётся у человека на всю жизнь забытой. Но она есть, и её можно вспомнить.
Многие спортсмены и музыканты намеренно развивают в себе это свойство, чтобы быть лучше в профессиональном плане. Как было сказано выше, амбидекстр — это человек, который по некоторым физическим умениям может превосходить других.
Для того, чтобы стать амбидекстром, следует постепенно перекладывать функции правой руки на левую (если вы правша, а если левша, то наоборот). Например, держать ложку во время трапезы, перевесить сумку на другое плечо во время ходьбы, держать ложку во время еды.
Для достижения амбидекстрии также нужно тренироваться писать обеими руками одновременно. Возьмите бумагу и ручки в обе руки и начните писать левой и правой рукой одинаковые слова. Направленность и наклон текста не имеет значение, главное, чтобы у вас получались буквы. Это получится не сразу, но это можно развить.
Ниже вы можете видеть, как обеими руками пишут амбидекстры.
На развитие амбидекстрии уходит значительное время. При этом человек почувствует не только изменения во владении руками, но и в психо-эмоциальном состоянии, так изменяться будет и его мозг.
Что делать с ребёнком-амбидекстром
Родители и воспитатели часто совершают ошибки при работе с амбидекстром. Главная ошибка – это давление на ребёнка в целях выбора одной ведомой руки. Делать этого не следует, наоборот, данное качество лучше развивать и поощрять.
Такие дети более активны, однако учебный материал они усваивают быстрее других, поэтому их следует нагружать дополнительными полезными задачами. Гиперреактивность ребёнка следует направлять в нужное полезное русло, чтобы это принесло пользу, иначе малыш заскучает и начнёт капризничать. Капризы у амбидекстров более активны и ярче, чем у обычных детей.
Нервная система амбидекстров быстрее устаёт, поэтому при работе с такими детьми рекомендует чаще менять их деятельность, чтобы они отдыхали.
Кроме этого, не следует повышать голос и проявлять грубость к такому ребёнку. Они воспримут это более близко, чем любой другой. Лишь благодаря спокойному тону можно войти в доверие к малышу-амбидекстру и сотрудничать с ним.
Амбисинистры: у каких людей обе руки «левые»
Вероятно, каждому хоть раз в жизни встречались люди, о которых говорят «криворукий» или «не с того места руки растут». Такие люди не приспособлены к работе руками: ни гвоздя забить, ни иголку в руки взять… Причин тому может быть множество: не приучали с детства, травма ведущей руки, а иногда и просто патологическая лень. Научно такие люди называются амбисинистрами.
Многие уверены в том, что «левша» и «леворукий» – это синонимы. На самом деле это не так. Левша – человек, который владеет левой рукой лучше, чем правой. Таких людей на Земле, по разным источникам, примерно 15-18 процентов. Порядка 80 – это реальные правши. И еще 1-3 процента – это амбидекстры и амбисинистры.
Оба слова имею латинское происхождение. У них одинаковый первый корень – ambi – что означает «два». Dextrum – правый, sinistro – левый. То есть, дословно перевод этих слов будет звучать, как имеющий две правые или две левые руки. Разумеется, не в прямом смысле. Фактически руки, как у всех – правая и левая. Но амбидекстры владеют обеими руками как правыми, то есть, легко могут писать, рисовать, делать какие-угодно движения и манипуляции обеими руками одинаково хорошо. А амбисинистры владеют обеими руками, как классический правша левой рукой. То есть, делают все очень неумело. Это и есть леворукие.
Клэр Порак – профессор психологии Пенсильванского госуниверситета. Она изучает handedness, или умение владеть руками. По ее мнению, амбидекстрами рождаются, а амбисинистрами становятся. Амбисинистры, говорит профессор Порак, это классические правши. Но, по каким-то причинам, они не могут владеть правой рукой, а левой им что-либо делать практически невозможно.
Но амбисинистром может стать и классический левша, которого волевым методом с детства заставляли все делать правой рукой, говорит практический психолог-логопед Ольга Луговая. Выработанная в детстве привычка все делать правой рукой во взрослой жизни уже не переучивается. Во всяком случае, мало кто к этому стремится, хотя это вполне возможно. Таким образом, человек всю жизнь все делает не той рукой, а значит, добиться качественного результата ему не удается: правой не может, а левая не задействована.
Существует мнение, что люди, рожденные левшами, более талантливы, но хуже, к примеру, овладевают языками. То есть, это особенные люди ввиду их необычного свойства. Нейропсихолог, член российской Лиги психиатров, психологов и психотерапевтов Наталья Семенова поясняет, что, человек-левша – это не отклонение от нормы. Лучшее владение левой рукой заложено в человеке биологически. По ее словам, в фауне нередко встречаются животные-левши, например, белый медведь. Так заложено самой природой, в этом проявляется ее разнообразие, необходимое для выживаемости видов. Наталья Семенова утверждает, что генетически левшами являются 40 процентов людей. Но по факту таковыми остаются те самые 15. Остальных либо переучивают, в силу укоренившейся привычки, либо они сами пытаются подстроиться под «праворукий мир». В середине ХХ века в России, например, желание части детей все делать левой рукой «пресекалось на корню». Малышей любыми способами заставляли писать только правой рукой. Если человек был врожденным классическим левшой, то писал он «переученной» рукой, а все остальное все равно делал левой. Но если ему с детства и это запрещали, то это тот самый амбисинистр. Сколько таких было на самом деле, сказать теперь невозможно.
Как известно, правая часть головного мозга у нас отвечает за левую часть тела, и наоборот. В связи с этим у правшей и левшей активация определенных зон мозга происходит посменно – в зависимости от загруженности тем или иным видом деятельности. Как выяснила группа ученых из Оксфордского университета во главе с Акирой Вибергом, у амбидекстров ассиметрия мозга сведена не нет и поэтому разгрузки тех или иных зон мозга практически не происходит. Как это отражается на самом человеке, ученые сказать пока затрудняются. Мнение о том, что амбидекстры более талантливы из-за постоянной загрузки обоих полушарий мозга, в научном мире считают несостоятельным. Это показывает исследование людей, владеющих обеими руками одинаково: Ван-Гогами или Достоевскими никто из них автоматически не становится. Что же касается амбисинистров, то учеными установлено, что нередко к этому состоянию человека приводит родовая травма левого полушария мозга, то есть отвечающая за правую руку. Этой рукой человек вследствие травмы полноценно владеть не может, а левая у него неведущая с рождения.
Большая часть людей на Земле являются правшами. Им удобнее делать правой рукой различные повседневные действия, для которых достаточно манипулировать одной рукой. В первую очередь это, конечно же, относится к процессу письма и рисования. Меньшая часть населения (до 15 процентов) является левшами. Но существуют люди, которые одинаково владеют обеими руками. Амбидекстр – это именно такой человек. Для них не существует ведущей руки.
Амбидекстр: кто это
Почему у людей формируется та или иная ведущая рука? На этот счёт есть различные теории. Одна из них выводит причины преобладания правшей и относительно низкое количество левшей и амбидекстров из социального устройства, но эта теория более-менее может объяснить лишь то, почему «меньшинства» всё-таки существуют. Самая же популярная теория указывает, что два полушария мозга человека ответственны за разные функции; и для мозга наиболее выгодно, чтобы за речь и двигательные навыки (в том числе письменные) отвечало одно и то же полушарие. У большинства людей за речь отвечает левое полушарие, следовательно, ведущая рука у них правая. Однако на левшей это на самом деле не распространяется: используя правое полушарие для письма, для речи одни из них задействуют левое, а другие – правое, есть среди них и те, кто задействует оба полушария. Кроме того, эта теория ничего не говорит по поводу того, почему у большинства людей за речь отвечает именно левое полушарие мозга.
Одна из существующих теорий объясняет, что на развитие полушарий мозга человека оказывает влияние уровень тестостерона, полученный во время внутриутробного развития. Эта теория появилась в результате получения статистических данных, однако у неё нашлись и опровержения.
Кроме руки, у «левосторонних» и «правосторонних» людей имеется также ведущая нога, ведущие глаз и ухо. Всё это определяется с помощью специальных тестов. Есть и такие среди них, кто в разных ситуациях использует разные руки (ноги, глаза, уши) в качестве ведущих; для таких людей тесты помогают выявить «наиболее ведущие» органы. У амбидекстров, как нетрудно догадаться, «ведущих органов» нет – они одинаково хорошо задействуют любой парный орган в любой ситуации.
Относительно истории названия термина существуют разногласия. Существует версия, по которой первоначально амбидекстрами назывались воины, которые способны одинаково владеть мечом левой и правой рукой. Понятно, что такие люди в военном деле ценились больше всего.
Позитивные и негативные стороны амбидекстра
Считается, что правое и левое полушарие мозга отвечает за различные способы восприятия: логический и образно-интуитивный. Получается, что амбидекстры имеют одинаково высокое развитие обеих типов восприятия. Всё это несёт безусловные плюсы. Ведь они могут быстрее оценивать обстановку, чем «односторонние» люди, более оперативно принимают решения. Они могут одну и ту же проблему разобрать с разных сторон, поэтому из них получаются выдающиеся художники, музыканты, актёры, а также спортсмены и люди других профессий. Ещё одно преимущество амбидекстров в том, что при потере одной из конечностей для них не составляет труда перейти на другую; но это уже крайние ситуации.
Однако амбидекстрам свойственны и отрицательные стороны. Считается, что дети-амбидекстры чаще других имеют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ); им трудно сосредоточиться на чём-то одном. Одинаковое развитие обоих полушарий мозга становится причиной внутренних конфликтов и противоречий; амбидекстры имеют двоякие суждения, непостоянны в своих решениях и предпочтениях. От этого у них может наблюдаться повышенная эмоциональность, обидчивость; вообще зачастую это люди с «тяжёлым характером», но с высоким уровнем интеллекта. В некоторых случаях амбидекстры могут быть неуклюжими и неловкими, что тоже связано с одинаковым развитием обоих полушарий мозга.
Есть данные, свидетельствующие, что амбидекстра легко разозлить. Есть исследования, результаты которых указывают, что среди амбидекстров и левшей больший процент шизофреников, чем среди правшей. Ещё одна особенность (не положительная и не отрицательная) амбидекстров в том, что среди них довольно часто встречаются бисексуалы.
Особенности воспитания и работы с детьми-амбидекстрами
Специалисты, занимающиеся воспитанием малолетних детей, заметили, что у них гораздо чаще проявляется амбидекстрия. Это означает, что ведущая рука у многих детей формируется не сразу, а в более позднем возрасте. И нередко это такой возраст, в котором они начинают сознательно копировать поведение взрослых. Выбор ведущей руки у детей происходит либо естественно и спонтанно, либо под влиянием взрослых, в первую очередь родителей.
В прошлые годы в нашей стране амбидекстров и левшей пытались переучивать, поскольку их манера письма считалась неправильной, а сами они «неполноценными». Переучивание не только не приносило пользы ребёнку (да и обществу), но и сказывалось на его психическом, а иногда и физическом здоровье.
Как мы уже говорили, «двурукость» можно развить с помощью тренировок. И желательно развивать этот навык в ранние годы, так как во взрослом возрасте сделать это сложнее. И есть люди, которые убеждены, что неплохо бы развивать амбидекстрию у всех детей или хотя бы у тех, кто хочет этому научиться. Ведь амбидекстры, попросту говоря, лучше соображают. Однако выше мы указывали, что у этого явления, как и у медали, две стороны. Поэтому самое лучшее и правильное – предоставить возможность ребёнку развиваться самостоятельно в том направлении, в каком ему удобно.
В наше время в наиболее развитых странах мира левшей и амбидекстров больше не переучивают. Больше того, многие считают, что леворукие и амбидекстры являются «особенными» людьми – более талантливыми, интеллектуально продвинутыми. Это тоже спорное утверждение, однако это лучше, чем беспочвенные притеснения людей, которые пишут «неправильной рукой».
Переучивают левшей и амбидекстров в наше время только в странах с ярко выраженным традиционным укладом. К примеру, это мусульманские страны; в исламской религии левая рука считается «нечистой», поэтому ей разрешается производить только «грязные» действия – например, подмываться; «чистой» считается лишь правая рука, и ею предписывается производить все жизненно важные действия – брать пищу, писать и т. д.
У детей-амбидекстров, однако, существуют определённые внутренние проблемы. Им свойственно, так сказать, переключаться между полушариями. Поэтому их поведение может быть непредсказуемым, а школьные оценки – непостоянными. К примеру, сегодня ребёнок-амбидекстр заправил постель, но не убрал игрушки с пола, а завтра он сделает наоборот – уберёт игрушки, но не заправит постель. Сегодня он очень быстро понял условие математической задачи и успешно решил её, а завтра может полностью забыть, как она решается, и не суметь справиться с аналогичной задачей.
Что в таком случае делать родителям? Ответ прост: им необходимо понимать особенности развития своего ребёнка и не придираться к ним. Пройдёт время, и он научится разбираться в своих побуждениях и склонностях, проблемы в образовании и поведении сгладятся, а сам ребёнок сможет проявить какие-то выдающиеся способности. Конечно, происходит это не сразу, у многих подростков оба полушария начинают полноценно функционировать только к девятому классу.
Великие амбидекстры: известные личности
Амбидекстрами, между прочим, были многие выдающиеся личности. Что, впрочем, не удивительно.
Так, свободно владел двумя руками Леонардо да Винчи – один из самых гениальных людей за всю историю. Ещё один выдающийся гений-амбидекстр – Никола Тесла. Среlи рок-музыкантов было немало «двуруких»: это и Джими Хендрикс, и Пол Маккартни, и Ринго Старр. «Двурукими» являются российская теннисистка Мария Шарапова и американский актёр Том Круз. Ещё один подобный актёр – Киану Ривз; при этом помимо амбидекстрии у него имеется такое расстройство, как дислексия, что приносило ему некоторые трудности при обучении в школе.
Несмотря на то, что амбидекстров, как и левшей, по сравнению с правшами гораздо меньше, существуют некоторые данные, свидетельствующие, что их количество в наше время растёт. Это утверждение на самом деле является спорным; ведь в прежние времена наблюдалось большое количество «скрытых» амбидекстров и левшей. Таких людей принудительно учили писать правой рукой, однако в обиходе практически все остальные действия они производили прежним способом – либо левой рукой, либо обеими. Кроме того, сегодня наблюдается тенденция «прокачивать» свой мозг различными способами, поскольку люди уверены, что от этого он гораздо лучше начинает работать; и один из таких способов – овладение амбидекстрией.
Улучшение положения левшей и амбидекстров в современном мире стало возможным и благодаря цифровым технологиям. Сегодня умение писать ручкой на бумаге уже не является таким востребованным умением, как раньше; гораздо важнее умение быстро нажимать на клавиши и кнопки, а здесь наличие той или иной ведущей руки не играет роли.
Любопытно, что наряду с амбидекстрией существует и обратное явление – амбисинистрия; так называют трудности в использовании обеих рук. Амбисинистрам трудно даются самые разные действия, даже самые простые. Они отличаются неловкостью. Впрочем, они могут устранить свою проблему в результате тренировок.
Ребенок амбидекстр: особенности развития и воспитания
Решили выяснить, левша или правша ваш малыш, а понаблюдав за ним, с удивлением заметили, что он одинаково ловко пользуется обеими руками? Возможно, ваш кроха – амбидекстр.
Источник: Shutterstock
Около 45% людей на планете – чистые правши, еще 10% всегда пользуется левой рукой, как ведущей. Оставшаяся часть – почти полностью представители так называемого «смешанного преобладания», когда предпочтение отдается левой или правой руке в зависимости от конкретного действия. И лишь 1% одинаково владеет и левой, и правой руками. Именно их и называют амбидекстрами.
Что такое амбидекстрия?
Амбидекстрия (от лат. ambi – «оба» и лат. dexter – «правый») – равное развитие функций обеих рук, без выделения ведущей руки, способность выполнять действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью. Бывает врожденной или приобретенной сознательно путем специальных тренировок.
Источник: Shutterstock
Сразу говоримся: все люди рождаются амбидекстрами, и лишь примерно к 4-м годам ребенок определяется с ведущей рукой.
Почему так происходит? Дело в том, что именно к этому возрасту формируется асимметрия мозговых структур, и мы выбираем – правой или левой рукой пользоваться как ведущей. У правшей выявлено преобладание в развитии левого полушария, которое отвечает за логику, у левшей – соответственно правого, интуитивно-чувствующего. А вот амбидекстрами называют людей с одинаково и гармонично развитыми обоими полушариями. Считается, что слаженная работа интуиции и логики дает таким людям определенные преимущества по сравнению с другими.
Кто такой амбидекстр?
Все люди рождаются амбидекстрами – индивидами, которые в одинаково степени владеют и развивают обе руки. Однако в процессе образовательного процесса и наставлений родителей ребенок постепенно приучается управлять только одной рукой. У леворуких людей развито правое (интуитивно-чувственное) полушарие, у праворуких – левое (логическое) полушарие. Кто такой амбидекстр? Это человек, который даже после образовательного процесса продолжает в одинаковой степени владеть как левой, так и правой рукой.
Интенсивность, точность, развитость, скорость и сила действия каждой руки одинаковая. Человек может писать, рисовать и владеть любой рукой в одинаковой степени. Это указывает на то, что у человека слаженно работают и взаимодействуют между собой оба полушария.
Амбидекстром можно стать с рождения либо приобрести соответствующие навыки посредством осознанных тренировок. Амбидекстры показывают более высокие показатели во время обучаемости и по жизни, нежели люди с ведущей левой или правой рукой.
Наряду со всеми преимуществами, амбидекстры обладают и недостатками:
Самое худшее, что могут сделать родители и воспитатели в данном случае, — начать переучивать ребенка, чтобы он начал работать только одной рукой. Однако это приведет лишь к еще большей капризности и раздражительности. В такой ситуации лучшим выходом будет поощрение работы обеими руками, развивая свой дар, при этом находя иные способы устранения недостатков ребенка.
Число рожденных людей с ведущими двумя руками в последнее время увеличивается – до 10-15%. Теперь амбидекстр – не новое, а привычное понятие. Некоторые люди, которые родились с одной ведущей стороной, намеренными тренировками пытаются достичь уровня амбидекстрии. Для чего они это делают? Результаты кроются не только в способности одинаково владеть обеими руками, сколько в совершенствовании функционирования головного мозга, который теперь слаженно работает обеими полушариями:
Амбидекстрия проявляется во всем, а не только в том, какой рукой человек пишет. Так, амбидекстр может отталкиваться обеими ногами с одинаковой силой, тонко слышать обоими ушами. Писать он может правой рукой, а рисовать – левой. Слышать музыку он может левым ухом, а отличать отдельные звуки – правым. При этом если попросить амбидекстра совершить некоторое действие другой рукой или ногой, то он с легкостью это сделает.
Амбидекстры получают информацию и интуитивно чувствуют. Таким образом, они могут познавать мир в два раза лучше и обширнее, нежели правши или левши.
Амбидекстры по-особенному смотрят на мир. Там, где люди обычно заостряют внимание только на одной составляющей (собственных чувствах или интеллектуальных знаниях, как должно быть), амбидекстры видят картину в целом. Они видят и видимое, и невидимое. Там, где обычный человек разделяет, амбидекстр объединяет.
Как понять, что ребенок амбидекстр?
Если вы видите, что кроха одинаково пользуется обеими ручками, легко перекладывает игрушки из левой в правую, хватается за ложку или кружку то одной, то другой рукой – это признаки амбидекстрии.
Четко определить «двухручного» ребенка можно, когда он научился писать. Письмо – один из самых сложных навыков, а амбидекстр по вашей просьбе легко переключится с левой руки на правую и будет писать или рисовать с одинаковым успехом!
Источник: Shutterstock
Уникальный тест, который расскажет о скрытых страхах дошкольника
Ребенок-амбидекстр – рекомендации воспитателям
Обучение и воспитание ребенка-амбидекстра составляет определенную трудность. Однако при соблюдении всех рекомендаций можно сохранить его дар, при этом воспитать здоровую личность:
Родителям и воспитателям не нужно заставлять ребенка овладевать работой только одной рукой. Дайте волю ребенку владеть обеими руками так, как ему удобно.
Не только руки
Амбидекстрия – это не только о руках. Данная особенность определяет отсутствие ведущей системы относительно вообще любого органа. У амбидекстров нет прицельного глаза – поскольку прицельные оба, толчковой ноги, лучше слышащего уха, как у правшей или левшей. У них активная работа полушарий переключается с правого на левое с поразительной скоростью, практически мгновенно.
А сочетание тонкой интуиции и четкой логики помогают амбидекстру очень быстро улавливать суть событий и анализировать информацию буквально за доли секунды – и это, конечно, плюс. Впрочем, если задуматься, в большинстве своем мы стараемся отделить чувства от разума – там проще, а вот амбидекстру это сделать практически невозможно, в результате он испытывает серьезные нервные перегрузки. И это минус.
Источник: Shutterstock
Особенности амбидекстрии
У некоторых ученых имеются на этот счет свои аргументы. Например, считается, что в школе в процессе учебы у лиц с амбидекстрией практически всегда возникает ряд проблем. Такие ученики всегда пишут с помарками, к тому же они быстро утомляются, нередко забывают о данных им ответственных поручениях Кроме того, синдром нехватки внимания у них налицо. Такие дети нередко бывают гиперактивными, отличаются раздражительностью без причины. То есть, складывается довольно неудачная картина, имеющая сходство с неврастенией.
Через некоторое время отмечается наличие умственной усталости, которую не следует отождествлять с умственной отсталостью. Ребенок жалуется на частые головные боли. В то же время, если у него начинаются истерики, капризы, возникают стрессовые состояния, то они обеспечивают в итоге существенную разрядку, и человек становится спокойнее. В данном случае, такой эффект является результатом действия правого полушария. Как уверяют нас специалисты, левое полушарие просто неспособно понять информацию, поступающую непосредственного из правого мозгового полушария. Поэтому, через определенное время появляется такое качество, как обидчивость. Что является верным признаком того, что правая сторона перенапряжена.
Кроме того, медики подчеркивают, что неврастению можно назвать односторонним перенапряжением у человека мыслительных процессов. И в таком случае эмоциональная разрядка при амбидекстрии становится невозможной. То есть, здесь уже устает левое полушарие. Как поступать в подобных случаях? Будет оптимальным подход к ситуации, если снизить умственную нагрузку, при этом добавив больше эмоций. Например, следует переключиться на занятия музыкой, танцами, совершать прогулки, уделить время романтике.
Дар или наказание?
Способности, обусловленные амбидекстрией, могут открыть широкие возможности для развития ребенка. Но сама по себе «двуручность», вопреки расхожему мнению, – совершенно не гарантия каких-либо выдающихся успехов. Здесь все зависит от личных способностей человека и, конечно, приложенных усилий.
Но справедливости ради стоит сказать, что при одинаковых исходных данных у двух человек и одинаковых усилиях с их стороны, у амбидекстра больше шансов добиться выдающихся успехов в любой отрасли. Например, в спорте – спортсмены, одинаково владеющие обеими руками, имеют определенное преимущество над соперниками. Или в музыке или рисовании. Или, к примеру, в решении интеллектуальных задач. Мозг амбидекстра легко переключается между полушариями, что позволяет человеку с большой долей вероятности найти нестандартное решение интеллектуальной проблемы.
Согласно ислледованиям, у амбидекстров больший, чем у остальных людей, объем долговременной памяти, они скорее и качественнее запонимают информацию. И это позволяет им успешно работать в условиях мультизадачности.
Источник: Shutterstock
Развитие речи дошкольников дома: сказкотерапия
Все это – позитивные моменты, но есть и обратная сторона медали.
У детей-амбидекстров очень часто наблюдается гиперактивность и синдром дефицита внимания, несбалансированный эмоциональный фон, в результате чего они вспыльчивы и не могут сдерживать эмоции. Объясняется это тем, что постоянная активность обоих полушарий мозга не дает ребенку-амбидекстру полностью отключиться от эмоций и переживаний, чтобы логически проанализировать ту или иную ситуацию.
ВАЖНО! Помогите крохе справляться с эмоциями – вместе у вас получится найти свои способы совладать с ними. И это умение очень пригодится вашему малышу во взрослой жизни.
Источник: Shutterstock
Можно ли развить амбидекстрию?
Практически все люди при рождении уже являются амбидекстрами. Но в процессе взросления теряют это уникальное качество. И начинают пользоваться чаще только одной рукой. В основном, правой. Но вернуть амбидекстрию можно. Она развивается при помощи тренировок. Для сохранения амбидекстрии у ребенка беременной матери можно включать чаще ритмичную музыку.
Что дает амбидекстрия? По исследованиям психологов и нейрофизиологов, развитие головного мозга продолжается примерно до шестидесяти лет. До пятидесяти, обычно, существует четкое разделение между полушариями. Но на шестом десятке человек может легко использовать их одновременно. Это позволяет решать сложные задачи более успешно, чем в молодости.
Амбидекстры. Кто же они такие?
Слово «левша» всем хорошо знакомо. Люди, которые пишут левой рукой, кажутся нам необычными и даже какими-то неземными. Они составляют примерно 10% от населения всей нашей планеты. Про них говорят, что они — более творческие, изобретательные личности.
Из истории знаю, что в древнем Риме их сравнивали с ведьмами и колдунами. Хотя, за сравнением далеко ходить не нужно, пусть ваши родители расскажут, как в Советском союзе, стыдясь, переучивали детей, которые брали ручку в левую руку.
К счастью, сейчас нестандартная хватка не является чем-то постыдным, даже наоборот, это умение вызывает интерес у окружающих. Врачи советуют развивать левую руку, заставляя тем самым правое полушарие мозга работать в разы интенсивнее.
Но есть еще одно определение, менее распространенное чем «левша» и «правша». Амбидекстры — это люди, одинаково хорошо владеющие и правой, и левой рукой. Амбидекстрия — отсутствие асимметрии головного мозга — может быть как врожденной, так и выработанной постоянными тренировками.
Лучше всего прокомментировать это явление, наверное, может психолог, которому приходилось работать с левшами и амбидекстрами.
Сначала мы планировали обратиться к качканарским психологам, но выяснилось, что в школах Качканара они уже давно не работают. Поэтому на вопросы отвечает Елена Смирнова — психолог средней школы №148 Екатеринбурга.
— Елена Алексеевна, приходилось ли вам когда-либо работать с амбидекстрами?
— Приходилось и не раз. В основном, их, совсем ещё малышей, ко мне приводили обеспокоенные родители.
— Что же волновало взрослых?
— Таких ребят просто вычислить среди сверстников, дав им какое-нибудь легкое задание. К примеру, переписать текст из книги в тетрадь. Амбидекстрия не даёт ребенку сосредоточиться, его взгляд то и дело прыгает со строчки на строчку. В результате вместо изначального текста вы получите некое своё сочинение с многочисленными повторами, перепутанными словами, в неправильной последовательности. Это не может не волновать родителей.
Известные люди-амбидекстры: музыкант Джимми Хендрикс (мог играть на гитаре как правша и как левша), академик Андрей Сахаров, художник Леонардо да Винчи, Пол Маккартни, спортсменка Мария Шарапова, Курт Кобейн, Владимир Даль, Том Круз. Вымышленные амбидекстры: мушкетер Атос — герой романов Александра Дюма, Грегори Хаус — из сериала «Доктор Хаус», Штирлиц — главный герой произведения «17 мгновений весны», Хэллбой — персонаж комиксов, губка Боб квадратные штаны. -Выходит, что амбидекстрия — это болезнь? -Я бы так не сказала. Она превращается в своего рода помеху, когда ребёнок не выделяет ведущую руку. Возникает путаница, повышается нервозность. Недавно к нам приводили первоклассника, мама жаловалась на кратковременные провалы в памяти и несвойственную эмоциональность. Мальчик при нас заучил короткий стих, повторив его в различных вариациях — последовательностях. В итоге, несколько раз прочитав наизусть, ребёнок сказал, что забыл стихотворение. Мы переключились на другое занятие, проходили тесты. И через час, уже стоя в дверях, мальчик повторил стих без ошибки. Подобные вещи очень распространены среди амбидекстров, но они навсегда исчезают со взрослением. Когда же человек в письме полагается лишь на одну руку, то причин для беспокойств нет, в этом случае амбидекстрия — помощница. — Таких ребят много? — С каждым годом их становится всё больше и больше, даже организуются специальные курсы по их подготовке к школе. Там ребят целенаправленно ведут к тому, чтобы они выбирали для работы лишь одну руку. С ними работают психологи, помогая потушить частые эмоциональные взрывы. — Отличаются ли дети-амбидекстры от своих сверстников в общении? — Все дети различны в общении, и дело тут не в ведущем полушарии. Могу лишь заметить, что амбидекстры в большинстве своём очень открыты, они отвечают на все поставленные вопросы, не пытаясь скрыть чего-либо, также они более творческие.
Особенности развития ребенка амбидекстраДети-амбидекстры имеют свои особенности, которые надо учитывать в процессе воспитания. Основная трудность, с которой сталкиваются мама и папа ребенка-амбидекстра – это его гиперактивность. Нет смысла кричать на него и призывать к спокойствию. Нужно постараться держать его в поле зрения и направить безумную энергию крошки на полезное дело. Со временем малыш сам научится самоконтролю. Ребенок-амбидекстр лучше усваивает новый материал, поэтому в детском саду или школе ему может быть скучно. Здесь родителям и педагогам поможет дополнительное задание: заставьте его не только нарисовать рисунок, но и придумать к нему интересную историю. Амбидекстр – это мультизадачный человек. Когда ребенок взволнован или расстроен, нужно сохранить спокойный и ровный тон, нельзя конфликтовать. Ваше терпение – это прекрасный показатель того, как можно справляться со своими эмоциями. Его нельзя ругать и заставлять заучивать школьную программу, если она ему «не дается». Стоит прислушаться к его собственным желаниям, почти все амбидекстры хорошо знают, в какой области науки или искусства они будут чувствовать себя комфортно. Пусть ребенок занимается тем, что ему интересно, это поможет ему раскрыть свои особенности и способности. Не запрещайте ребенку делать несколько дел одномоментно — амбидекстры делают это легко. Ученые предостерегают родителей — в подростковом возрасте амбидектры очень депрессивны. И, конечно, никогда не настаивайте и не давите на ребенка при выборе ведущей руки. Помогите ему, поддержите словом и делом, но не нужно переучивать. Лучше прислушайтесь к ребенку: его необычное видение откроет и для вас новые черты окружающего мира.
|