как обновить данные инн при смене паспорта
Смена паспортных данных в налоговой
Как изменить паспортные данные участника или директора в ЕГРЮЛ
Как происходит автоматическая смена паспортных данных и в каких случаях потребуется самостоятельное уведомление налоговой
На данный момент в соответствии со ст. 5 ФЗ от 08.08.2001 № 129-ФЗ налоговая инспекция самостоятельно вносит в ЕГРЮЛ информацию об изменении паспортных данный руководителей и участников организаций на основании данных, полученных из федеральной миграционной службы. Обновленные сведения должны быть внесены в ЕГРЮЛ не позднее чем через 5 дней с момента поступления в ФНС информации об их изменении.
Если у вас в организации у участника или директора изменились паспортные данные, рекомендуем заказать расширенную выписку из ЕГРЮЛ (в отличии от обычной выписки в расширенной отображаются все паспортные данные). Если сменилась фамилия, то можно посмотреть обычную выписку, там сразу будет видно внесены ли изменения в ЕГРЮЛ.
На практике автоматическое изменение данных в налоговой часто происходит очень долго или не происходит совсем. Это может повлечь проблемы с банками, нотариусами, гос. органами, контрагентами (особенно если изменение данных касается смены фамилии руководителя организации).
В таких случаях можно написать письмо в ФНС с требованием осуществить в надлежащем порядке процедуру внесения изменений. Однако срок рассмотрения такого обращения будет составлять до 30 календарных дней.
Для ускорения процесса можно подать в налоговую форму Р13014, которую будут рассматривать всего 5 рабочих дней.
Подача заявления по форме Р13014 потребуется также в том случае, если смена паспортных данных происходит у участника или директора, которые являются иностранными лицами. Организация обязана сообщить в налоговую новые паспортные иностранцев в течение 7 рабочих дней (в 2021 году срок увеличен, ранее было 3 рабочих дня).
Процедура самостоятельной смены паспортных данных в налоговой
Шаг 1. Принятие решение о смене паспортных данных.
Данный шаг не является обязательным, т.к. решение о смене паспортных данных в ЕГРЮЛ не относится к компетенции общего собрания участников.
При нежелании подавать решение (протокол) участников можно приложить копию Приказа директора, c примерным текстом: «В связи cо сменой паспортных данных участника (директора), провести государственную регистрацию изменений в ЕГРЮЛ».
Либо можно просто подать заявление Р13014 без дополнительных документов. Хотя рекомендуем приложить хотя бы копию нового паспорта.
Шаг 2. Подготовьте форму Р13014.
Обратите внимание, что форма Р14001 с 25 ноября 2020 года больше не применяется. Новая форма Р13014 утверждена Приказом ФНС России от 31.08.2020 N ЕД-7-14/617@.
Для смены паспортных данных директора или участника ООО в форме Р13014 необходимо заполнить следующие листы:
Шаг 3. Заверить форму Р13014 у нотариуса.
При подаче документов в налоговую лично, по доверенности или по почте необходимо заверить форму Р13014 у нотариуса. Заявителем в этом случае является руководитель общества и именно он обязан посетить нотариуса для заверения подписи.
При онлайн подаче документов через Интернет с помощью квалифицированной электронной подписи (КЭП) это не требуется.
Шаг 4. Подайте заявление об исправлении ошибки в регистрирующий орган.
Для смены паспортных данных по форме Р13014 необходимо представить следующий комплект документов в регистрирующий орган:
За государственную регистрацию изменений в ЕГРЮЛ в связи со сменой паспортных данных госпошлина не взимается.
Шаг 5. Получение документов из ФНС.
Срок регистрации новых паспортных данных — 5 рабочих дней.
Документы, подтверждающие факт внесения записи в ЕГРЮЛ с отметкой регистрирующего органа, направляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью налоговой, на адрес электронной почты, указанной заявителем в форме заявления. Также налоговая по запросу заявителя выдает документы, подтверждающие содержание электронных документов на бумажном носителе.
Полное руководство по смене ИНН при изменении личных данных
Изменение личных данных — имени, фамилии, отчества и даже места жительства — влечёт за собой необходимость замены множества документов. Самая распространённая ситуация подобного рода — смена фамилии при вступлении в брак. Безусловно, первым шагом по оформлению новых документов должна стать замена основного документа — паспорта гражданина. А уж с обновлённым паспортом можно на законных основаниях приступать к планомерной актуализации всей остальной необходимой документации, в том числе и документа о нахождении на налоговом учёте, содержащего некогда присвоенный гражданину индивидуальный номер плательщика налогов (ИНН).
В каких случаях возникает необходимость менять ИНН
Задавшись вопросом о целесообразности обращения в налоговую инспекцию за заменой ИНН, гражданин прежде всего должен осознавать, что сам индивидуальный номер плательщика налогов присваивается субъекту лишь единожды — при постановке на учёт — и в дальнейшем изменению не подлежит. Законодательство предусматривает такую возможность лишь на случай изменения самой структуры номера в связи с изменением правовых норм, регулирующих соответствующую сферу правоотношений.
ИНН — номер, присваиваемый каждому плательщику налогов, будь то юридическое или физическое лицо. Он состоит из 12 цифр, первые две из которых соответствуют коду региона, вторые две — коду конкретного территориального подразделения ФНС, где налогоплательщик изначально был поставлен на учёт.
Таким образом, смена ИНН на практике обозначает лишь занесение в реестр плательщиков налогов обновлённой информации о лице, которому принадлежит ИНН, и замену документа, подтверждающего присвоение ИНН и нахождение на учёте — свидетельства о постановке на налоговый учёт. Но и эти формальности в большинстве случаев решаются без участия гражданина:
Обновление сведений о личных данных в реестре плательщиков по инициативе гражданина
Куда обращаться и в какие сроки
Если по каким-либо причинам автоматическое изменение данных в реестре плательщиков налогов в связи с изменением личных данных не произошло, гражданин вправе самостоятельно обратиться с соответствующим заявлением в подразделение ФНС по месту прописки.
Учёт налогоплательщиков-физических лиц в соответствии со ст.83 НК РФ ведётся по месту их жительства (то есть, прописки), а также по месту регистрации находящейся у них в собственности недвижимости или транспорта. Соответственно, обратиться с заявлением об изменении сведений о личных данных налогоплательщика можно в одно из соответствующих территориальных подразделений ФНС.
Срок для обращения с заявлением о внесении новых личных данных налогоплательщика и выдаче нового свидетельства о постановке на учёт законом неограничен.
Какие документы нужны, чтобы поменять ИНН
Документы, которые необходимо представить в налоговую инспекцию:
Нужно ли платить госпошлину
Госпошлина за внесение сведений об изменении личных данных налогоплательщика в реестр и выдачу соответствующего свидетельства не взимается. Однако следует помнить, что повторная выдача свидетельства (при его утере, например) облагается государственной пошлиной.
Форма заявления
Специальная форма заявления для рассматриваемой ситуации законом не предусмотрена. На практике при необходимости замены сведений о личных данных налогоплательщика он пишет заявление по форме №2–2-Учёт (эта форма используется и для первичной постановки на учёт).
В заявлении потребуется указать:
Способы подачи документов в ФНС: по доверенности, через интернет и прочие
Обратиться с просьбой об обновлении информации в реестре плательщиков налогов можно несколькими способами:
При подаче заявления через интернет важно выбрать верную услугу. При изменении личных данных не следует выбрать «Повторное получение свидетельства о постановке на учёт» — за оказание этой услуги взимается госпошлина. Правильный выбор для рассматриваемой ситуации — «Постановка на учёт» — за это госпошлина не взимается.
Изменение личных данных или адреса проживания налогоплательщика не влечёт за собой необходимости изменения ИНН. Этот номер, присвоенный единожды, остаётся за гражданином на всю жизнь. Тем не менее свидетельство о постановке на налоговый учёт подлежит замене. Замена происходит автоматически в большинстве случаев. Однако если этого не произошло, гражданин может самостоятельно обратиться в ФНС. Замена свидетельства и внесение в реестр новых данных производится бесплатно.
Как получить или восстановить ИНН
Физическим лицам индивидуальный номер присваивается, как только человек становится налогоплательщиком — например, когда устраивается работать. Статус налогоплательщика можно обрести даже в детском возрасте, например, если ребенок стал собственником недвижимости. Юридическим лицам номер присваивается при регистрации.
Что вы узнаете
Как узнать свой ИНН
В налоговой инспекции
На сайте налоговой
На сайте госуслуг
Через госуслуги можно узнать только свой идентификационный номер.
Как узнать ИНН индивидуального предпринимателя и юридического лица
Для сведений о юридическом лице выберите опцию «Юридическое лицо» и введите ОГРН этого юрлица или укажите наименование и регион, в котором находится организация.
Если нужно узнать свой ИНН предпринимателя или юридического лица, и при этом есть личный кабинет на сайте ФНС, то сведения об ИНН всегда есть в ЛК. Их можно посмотреть как на сайте, так и в мобильном приложении для личного кабинета.
Как и где получить ИНН
Есть несколько способов подать заявление о постановке на учет и получить свидетельство.
В налоговой инспекции
Можно выбрать любую удобную вам инспекцию и записаться на прием на сайте налоговой. Получить документ можно через 5 рабочих дней в инспекции при предъявлении паспорта.
В МФЦ
Отправить в налоговую инспекцию почтой
К заявлению по форме № 2-2-Учет приложите нотариально заверенную копию паспорта и отправьте их заказным письмом. В этом случае свидетельство придет также письмом на адрес, указанный в заявлении. Специалист налоговой службы подготовит и отправит документ в течение пяти рабочих дней. Еще несколько дней займет почтовая пересылка.
Через интернет на сайте ФНС
На сайте Федеральной налоговой службы есть сервис «Постановка физического лица на учет в налоговом органе на территории Российской Федерации». Авторизуйтесь на сайте nalog.ru и заполните все страницы формы постановки физлица на налоговый учет.
Сервис предложит выбрать любую инспекцию для получения свидетельства и сообщит дату, когда оно будет готово.
Получение ИНН на ребенка
Если ребенок достиг 14-летнего возраста, он может получить свидетельство самостоятельно любым из указанных выше способов.
Получением свидетельства для ребенка младше 14 лет должен заниматься его законный представитель — мать или отец, усыновитель, опекун.
Вот какой набор документов понадобится:
Документы можно подать любым из способов, указанных в предыдущем разделе.
Как восстановить или заменить свидетельство ИНН
При смене фамилии, имени, отчества, пола, даты рождения, места рождения нужно заменить свидетельство — идентификационный номер при этом остается прежним. Сроков для такой замены нет, органы записи актов гражданского состояния сами направляют измененные сведения в налоговую. Обязанности получить новый документ также не установлено — заменить его можно для удобства.
Если документ испорчен или утрачен, нужно восстановить его, получив повторное свидетельство. Оно стоит 300 рублей. Госпошлину за повторную выдачу свидетельства можно оплатить на сайте налоговой. Квитанцию об оплате нужно приложить к стандартному набору документов для получения: паспорту и заявлению по форме № 2-2-Учет.
Если вы сменили место жительства, получать новое свидетельство ИНН не нужно.
Чтобы восстановить свидетельство о постановке на налоговый учет, можно подать заявление через сервис «Постановка физического лица на учет в налоговом органе», обратиться лично в налоговую инспекцию, воспользоваться услугами МФЦ или направить документы почтой заказным письмом.
Как получить электронное свидетельство ИНН
В октября 2020 года ФНС расширила функциональные возможности личного кабинета налогоплательщика — физического лица.
Пользователи могут бесплатно в любой момент запросить и скачать электронное свидетельство ИНН, подписанное усиленной квалифицированной подписью. Такой документ равнозначен бумажной версии. И это самый простой на сегодняшний день способ получения или восстановления свидетельства ИНН.
Как воспользоваться возможностью:
Свидетельство ИНН будет в формате pdf и подписано усиленной квалифицированной подписью налоговой инспекции.
Как сделать отметку об ИНН в паспорте
Как и где поменять ИНН при смене фамилии или имени
Когда следует изменять ИНН, какой пакет документов для этого нужно подготовить, куда обращаться для обновления свидетельства? Возникает масса вопросов, связанных с ИНН. Прежде всего, необходимо разобраться, что это за документ и для чего он нужен.
Что означает аббревиатура ИНН
ИНН расшифровывается как идентификационный номер налогоплательщика. Это цифровой код, который вмещает в себе информацию о регионе проживания/регистрации, налоговой инспекции и непосредственно сам шифр его владельца. Вся эта информация заключена в цифрах кода. ИНН присваивается как физическому, так и юридическому лицу и остаётся уникальным на протяжении всей жизни человека или существования организации.
Продемонстрировать свидетельство о присвоении ИНН у физического лица могут требовать довольно в редких случаях, например, при приёме на работу или в банке при открытии расчётного счёта в качестве ИП. В других случаях выбор остаётся за вами — сообщать свой номер или нет. Хотя существует практика предъявления ИНН при получении кредита, заключении каких-либо договоров и так далее.
Свидетельство ИНН подтверждает факт присвоения идентификационного номера налогоплательщика
Когда нужно менять свидетельство
В приказе МНС России от 03.03.2004 №БГ-3–09/78, говорится, что ИНН гражданина не подлежит изменению. Лишь в случае корректировки законодательных норм РФ или введения новой структуры записи самого ИНН необходимо будет его поменять.
Нужно ли получать новый ИНН в случае изменения паспортных данных
Работники налоговых инспекций разъясняют, что сам ИНН остаётся неизменным на протяжении всей жизни гражданина. Но если по каким-либо причинам изменились установочные данные, будет обновлено только свидетельство. Это необязательная процедура, хотя при устройстве на работу у нанимателя или бухгалтера могут возникнуть закономерные вопросы о разных фамилиях, именах в паспорте и в ИНН, на которые необходимо отвечать. Чтобы избежать подобной ситуации, можно поменять само свидетельство ИНН, где будет зафиксировано актуальное имя/фамилия.
Замена свидетельства ИНН при смене паспортных данных поможет избежать бытовых трудностей
Что нужно чтобы поменять свидетельство
Чаще всего ИНН обновляют из-за изменения фамилии или иных паспортных данных, которые фиксируются в соответствующем органе (ЗАГСе). Среди прочих обязанностей, работники этого учреждения передают обновлённые сведения районным/городским налоговым инспекциям. Сейчас это происходит автоматически при использовании специального программного обеспечения.
Чтобы обновить свидетельство ИНН, в налоговую инспекцию по месту жительства нужно принести:
Бланк формы № 2–2-Учёт заполняется для присвоения ИНН физическому лицу
Когда нужно провести замену свидетельства ИНН гражданину, проживающему в другом городе, пакет документов можно переслать по почте в налоговую инспекцию. В конверт нужно вложить:
Можно ли заменить свидетельство ИНН онлайн?
С недавнего времени замена свидетельства с помощью интернет-технологий стала обыденным делом. Очевидно, что этот способ занимает меньше времени и избавляет от стояния в очередях. Чтобы заменить свидетельство в режиме онлайн, нужно:
После проведения этой процедуры обновлённое свидетельство нужно забрать лично либо через доверенного лица при наличии нотариальной доверенности.
Электронная форма заполнения бланка содержит понятные подсказки
Сколько стоит замена свидетельства
Обновление данных в свидетельстве бесплатно! Неважно, как вы передаёте информацию: онлайн, лично или почтой — такая процедура не облагается госпошлиной.
Другой случай, если свидетельство ИНН было утеряно и необходима выдача дубликата. Эта процедура — платная. Чтобы пройти её, к вышеперечисленному пакету документов нужно будет добавить квитанцию об уплате госпошлины в размере 300 рублей.
Какие сроки получения обновлённого свидетельства ИНН
Эта процедура в среднем занимает до 2 недель. Кроме того, дату о выдаче нового свидетельства сообщит налоговый инспектор, когда вы принесёте документы. Либо же оно будет выслано заказным письмом по почте. Томиться в очередях вам не придётся.
Процедура замены ИНН довольно проста и включает в себя несколько этапов: выбор способа подачи документов, подготовку необходимых бумаг и их передачу в налоговую инспекцию по месту регистрации. Получить обновлённый ИНН можно при личном визите в ИФНС или по почте. Процедура по оформлению свидетельства — бесплатная, за выдачу дубликата придётся заплатить госпошлину 300 рублей.
Когда нужно сообщать в налоговую о смене фамилии ИП
Образец заявления по форме Р24001 для смены фамилии ИП
1. Уведомление ФНС о смене фамилии ИП
Индивидуальным предпринимателям с российским гражданством е надо сообщать налоговой о смене фамилии, имени или отчества. За них это сделает Федеральная миграционная служба, после изменения данных паспорта.
Если вы гражданин другого государства или у вас нет гражданства, но есть действующий статус ИП в России, вы обязаны уведомить налоговую инспекцию об изменении фамилии. Для этого подайте заявление по форме Р24001 в течение трех дней после получения удостоверения личности (паспорта или его аналога) с новой фамилией. На основании вашего заявления налоговая внесет изменения в госреестр, а также в базу ИНН.
Подать заявление в налоговую можете любым удобным способом:
В заявлении по форме Р24001 следует заполнить не все листы, а только следующие:
Подпись на листе Е ставьте только в присутствии сотрудника МФЦ, налоговой или нотариуса.
При подаче обязательно приложите к заявлению копию удостоверения личности с новой фамилией. Если с документами все в порядке, через 5 дней налоговая внесет изменения в ЕГРИП.
Заполнять форму Р24001 вы можете самостоятельно, но есть риск допустить ошибку и получить отказ от налоговой. Удобнее подготовить заявление Р24001 автоматически с помощью нашего бесплатного онлайн-сервиса, который учитывает все новые требования закона и ФНС.
2. Проверка правильности внесения данных в ЕГРИП
После смены фамилии проверьте, правильно ли внесены изменения. Сделать это надо независимо от того, уведомляли вы инспекцию самостоятельно, или это сделала миграционная служба. Для этого достаточно скачать выписку из ЕГРИП через сайт ФНС. Также вы сможете проверить внесенные новые сведения в документах, которые после рассмотрения формы № Р24001 налоговая пришлет на вашу электронную почту.
Иногда новая фамилия вносится с ошибками по вине сотрудников миграционного органа или налоговой. В этом случае следует подать в канцелярию ИФНС заявление в свободной форме с указанием своих ФИО, телефона, электронной почты и просьбы исправить ошибки в фамилии. К заявлению приложите копию удостоверения личности. На рассмотрение такого заявления налоговой отводится 30 дней. Периодически проверяйте через личный кабинет на сайте ФНС, скорректированы ли ваши данные.
3. Обязательные действия после смены фамилии ИП
Не забудьте после смены фамилии и внесении изменений в ЕГРИП выполнить ряд обязательных действий.
Получить новое свидетельство ИНН
Сам номер ИНН после смены фамилии у вас не изменится. Причем налоговая автоматически изменит вашу фамилию в ИНН на новую. Вам останется только получить бумажное свидетельство. Для этого нужно подать заявление по форме 2-2-Учет в ФНС лично, заказным письмом или через сайт ФНС. Хотя это и не обязательная процедура, но она значительно облегчит вам дальнейшую деятельность, иначе при запросе копии вашего ИНН вам придется прикладывать копии паспорта, свидетельства о браке и т.д.
Уведомить контрагентов
Сообщите своим контрагентам о смене фамилии, указав дату, с которой вы ее поменяли. Сделать это можно обычной рассылкой по электронной почте или по факсу. Это нужно, чтобы все документы, в которых фигурируют ваши данные (чеки, акты, договоры) заполняли на новую фамилию, иначе их можно будет признать недействительными.
Переоформить сотрудников
После смены фамилии нужно заключить со всеми работниками дополнительные соглашения к трудовым (или гражданско-правовым) договорам, а также внести изменения в трудовые книжки. Для этого следует указать, что у работодателя поменялась фамилия, и с определенной даты нужно считать договоры заключенными на новую фамилию. Если есть действующие документы, в которых фигурирует ваша фамилия (доверенности, пропуски, путевые листы), их тоже нужно переоформить.
Уведомить банк
Сменив фамилию, сообщите об этом банку, в котором у вас открыт счет. Предварительно уточните в самом банке, как это сделать, и какие документы предоставить. Иногда требуется личный визит и заполнение заявления по форме банка.
Заказать печать
Если вы используете печать с указанием вашей фамилии как ИП, ее тоже придется заменить. Заказывать печать следует после получения нового паспорта и внесения изменений в ЕГРИП. Если вы оставляли оттиск печати в органе или организации (например, в налоговой, УВД (на случай кражи), банке, т.д.), предоставьте им новый оттиск.