как обойти авторское право на картинку
Картинки из интернета: как использовать
и не нарушать закон
В интернете миллионы самых разных изображений. Но просто взять любую понравившуюся картинку и использовать её на своем сайте или распечатать на футболках нельзя. Всё потому, что любое изображение защищено авторским правом.
Что это значит для вас, как использовать фотографии и иллюстрации из интернета легально, а также чем грозит нарушение авторского права, разобрались специалисты фотобанка Depositphotos.
Что такое авторское право
Если совсем упростить, то авторское право — это совокупность прав, которая автоматически появляется у людей при создании любых произведений науки, литературы или искусства. В частности, к последней категории относятся фотографии, иллюстрации и изображения, которые созданы на их основе — например, коллажи.
Авторское право включает в себя два вида прав: неимущественные и имущественные. Сейчас объясним, что это такое и чем они отличаются.
Неимущественные права — это права на авторство, имя, обнародование, включая отзыв и неприкосновенность произведения.
Допустим, вы создали иллюстрацию. Никто кроме вас не может считаться её автором. Если захотите, вы можете опубликовать свою работу. При этом указывать свое имя или нет — решаете вы. Без вашего разрешения никто не может ничего менять в иллюстрации.
По российскому законодательству неимущественные права принадлежат автору, и он не может их передать. Они действуют бессрочно.
Имущественные права (исключительное право на использование произведения) дают возможность автору и его правопреемникам — наследникам или тем, кому автор продал права — использовать произведение.
Например, автор или правопреемники могут разрешить откадрировать фотографию и разместить её на сайте.
У имущественных прав есть срок действия — это вся жизнь автора и 70 лет после его смерти. После этого произведения считаются общественным достоянием, и их могут использовать все желающие.
Чтобы передать имущественные права на изображение кому-то ещё, автор заключает с этим лицом лицензионный договор или договор об отчуждении исключительного права. Правообладатель может распоряжаться этим изображением только так, как указано в договоре.
Например, автор может разрешить печатать изображение на футболках, но запретить его использовать на кружках. Если предполагается, что изображение нужно изменить, об этом тоже нужно договориться с автором.
Поскольку значительная часть визуального контента, загруженного в интернет, создана в последние 70 лет, свободно копировать, распространять, использовать и публиковать его нельзя.
Чем грозит использование изображений без разрешения автора
#Haiti postpones Sunday’s presidential election as protest continue pic.twitter.com/pxdQMAhjaT
В России пока не было таких громких дел. Тем не менее законодательные нормы в этой области существуют и пробелы в регулировании постепенно устраняются.
Так, в 2017 году был спор между блогером Ильёй Варламовым и коммерческим изданием Архи.ру, которое использовало 22 фотографии блогера без его разрешения. После разбирательств городской суд встал на сторону блогера и подтвердил факт нарушения авторских прав. Однако позже Верховный суд отменил это решение и признал использование изображений на сайте Архи.ру цитированием.
Благодаря этому случаю в Верховном суде уточнили термин «цитирование», который раньше относился только к литературным произведениям и означал прямое использование текста из источника. Теперь в России цитировать можно и изображения.
За нарушение авторских прав в российском законодательстве предусмотрена юридическая ответственность.
Гражданская ответственность. Нарушителя могут обязать выплатить денежную компенсацию правообладателю. Есть три варианта её расчета:
Чем больший ущерб нанесён правообладателю, тем строже наказание. Наиболее жёстко карается сбыт изображений в особо крупном размере и плагиат. Например, если своровать фотографию и поставить её на обложку книги и успеть полностью распродать весь тираж, у нарушителя могут быть серьёзные проблемы.
Как законно использовать изображения из интернета
Сложность поиска: высокая
Переговоры с правообладателем: могут быть сложными
База: бесконечная
Вы можете искать изображение в поисковике обычным способом или сразу использовать «лицензионные» фильтры в расширенном поиске Google. Какой бы способ вы ни выбрали, вам нужно будет связаться с правообладателем и договориться с ним об использовании его работы.
Чтобы отыскать правообладателя, найдите оригинал изображения. Отсортируйте изображения по дате создания или посмотрите, на каком сайте оно опубликовано в лучшем качестве. Поищите на сайте контакты и напишите правообладателю.
Уважаемая администрация сайта «Всё о дизайне»,
На вашем сайте я нашел фотографию, которую хотел бы использовать для оформления статьи «Как сделать интернет-магазин» в онлайн-журнале NoCode Community Magazine.
Фотография будет подписана именем автора, я также дам гиперссылки на его страницу и ваш сайт. Если необходимо, могу добавить в подпись дополнительную информацию.
Пожалуйста, пришлите мне изображение в исходном качестве и уточните полное имя фотографа.
редактор онлайн-журнала NoCode Community Magazine
Сложность поиска: средняя
Переговоры с правообладателем: редко или нет
База: более 500 млн изображений
Creative Commons (СС) — это международная некоммерческая организация, которая разработала удобную систему лицензирования. Благодаря ей стало проще искать изображения, которые можно использовать без нарушения авторских прав. На самом сайте есть поиск.
Всего существует шесть видов СС-лицензий. Некоторые из них позволяют использовать изображения бесплатно при соблюдении определённых условий.
Например, наличие у изображения лицензии CC0 (CC Zero) означает, что автор сделал произведение общественным достоянием и вы можете использовать его в любых целях. А вот лицензия CC Attribution (CC BY) разрешает использовать изображение, но только с указанием автора. Информацию о разных видах CC можно найти на сайте Creative Commons.
Сложность поиска: минимальная
Переговоры с правообладателем: нет
База: зависит от фотостока
Фотостоки — это платформы, на которых собраны фотографии по разным категориям. Их преимущество в том, что вам не нужно искать первоисточник и связываться с автором изображения.
Правовые вопросы, связанные с изображениями, уже решены. Поэтому когда вы покупаете или скачиваете изображение, вам не нужно договариваться с автором и получать разрешения от моделей, если они есть в кадре.
Все фотостоки устроены похожим образом. Контент, который попадает в фотобанк, проходит проверку качества: кураторы и программа проверяют баланс цветов, композицию кадра и разрешение. А сами изображения доступны в разных разрешениях и форматах, включая JPEG и EPS.
Есть фотостоки бесплатные, например Unsplash, и платные — такие как Depositphotos. Как правило, на платных площадках фотографий гораздо больше. Чтобы использовать все возможности таких платформ, нужно зарегистрироваться и выбрать тариф. После оплаты можно выбрать нужное изображение и скачать его. Использовать его можно столько раз, сколько позволяет оплаченная лицензия. Авторов при этом указывать не обязательно, но и не запрещено.
Сложность поиска: высокая
Переговоры с правообладателем: нет
База: ограниченная
Ещё один способ законно использовать чужой контент — при помощи embed-кода, который позволяет встраивать изображение на ваш сайт напрямую из соцсетей. Этот способ отлично подойдёт для иллюстрирования статей.
Лучше не использовать embed-контент для коммерческих целей, так как в этих случаях авторы фотографий могут подать на вас в суд. В 2020 году Instagram предупредил пользователей сети о том, что использование embed-изображений может быть признано нарушением авторского права. Причина — Instagram никогда не заявлял о том, что вместе с embed-кодом передаёт лицензию на использование изображения кому-либо.
В некоторых кейсах embed всё же признаётся прямым цитированием, поэтому считается легальным. Это объясняется тем, что при нажатии на встроенное изображение пользователь попадает на первоисточник.
Embed-изображение содержит элементы платформы, на которой оно было опубликовано, подпись автора или логотип компании-правообладателя.
Чтобы встроить изображение с помощью функции embed, нужно вставить embed-код в код вашего сайта в админ-панели. Тонкости embed необходимо смотреть на платформах, с которых вы копируете контент. Как правило, популярные социальные сети, такие как Facebook и Instagram, сами предоставляют embed-код.
✨New Feature: Adaptive Image Loading
With our new optimization technology the total size of images on your websites reduces up to 3 times compared to before! Already active on all Tilda websites!
. Learn more about the new feature: https://t.co/YE5qNle1eL
Embed допускают многие социальные сети и новостные агентства.
Если хотите проиллюстрировать публикацию в социальной сети чужим изображением из той же сети, просто сделайте репост, из другой сети — скопируйте ссылку на публикацию и подождите, когда превью изображения подгрузится.
Где легально брать картинки для сайта
Если просто взять картинку из Гугла и поставить на свой сайт, можно получить штраф до 5 млн рублей. К счастью, есть другие способы.
Алексей Башук
Юрист по интеллектуальной собственности, патентный поверенный РФ № 2151, управляющий партнер «Башук Чичканов, юридическая фирма»
По закону любая картинка — объект авторского права. Права у автора возникают автоматически, без всякой регистрации, как только фотограф сделал снимок или дизайнер нарисовал картинку в «Фотошопе».
Только сам автор имеет право использовать изображение как угодно — это называется исключительным правом на произведение. Если взять чужие картинки без разрешения, автор может подать в суд — и нарушителю придется заплатить компенсацию от 10 000 до 5 000 000 ₽.
Даже если указать автора и поставить ссылку на оригинал, автор все равно может подать в суд — нарушение останется нарушением. Рассказываем, где брать картинки легально и как понять, что все права соблюдены.
Купить или скачать с фотостока
Фотостоки — это сайты, в которых хранятся изображения любой тематики и жанра. Есть стоки только с фото или только с графикой, а есть универсальные. По поиску там легко найти картинку. Это быстрее и дешевле, чем нанимать фотографа или дизайнера.
Фотостоки бывают платными и бесплатными. На платных стоках, чтобы получить право использовать картинку на сайте, нужно регистрироваться и оплачивать подписку или отдельную покупку. На бесплатных не нужно, но и выбор картинок там меньше.
Внимательно читайте лицензию стока. Лицензия — это правила и ограничения на использование фотографий. Например, по стандартной лицензии Shutterstock фото можно использовать на сайте и в рекламе, но нельзя печатать на товарах.
Чтобы легально размещать фото на сайте, в лицензии обязательно должно быть разрешение на коммерческое использование. Из бесплатных стоков такое разрешение точно есть в лицензии Unsplash.
стоковых фотографий компании теряют доверие
Стоковое изображение — качественное фото или графика, которое проходит проверку перед размещением. На них не бывает заваленного горизонта или мусора. Но такая фотография ничего не сообщает посетителю сайта о реальном продукте или услуге и не помогает принять решение о покупке. Это просто картинка для красоты.
Стоковые фото легко отличить от реальных: люди часто стоят в неестественных позах или нарочито улыбаются. К тому же одного и того же персонажа стоковых фотографий можно найти на разных сайтах. Клиенты видят персонажа на плакате вокзала, в рекламе строительной компании и детского питания — и неосознанно теряют доверие к компании.
Стоковые фото не вызывают доверия: мужчина на фото как бы работает и одновременно общается с малышом. На столе и полу чистота и порядок. Фото выглядит неестественно. Depositphotos.com
Повторить чужую идею, но сделать самому
Реальные фотографии продукта вызывают больше доверия, чем просто красивая картинка на тему. Если у вас есть возможность и умения, вы можете сделать фотографии или нарисовать картинки самостоятельно.
Чужую идею можно повторить. Просто скопировать картинку нельзя, но повторить на своем фото замысел — можно. Дело в том, что авторские права распространяются только на произведения, а не на идеи, поэтому можно попытаться воплотить чужую задумку, например, удачный ракурс или расположение на картинке.
Нельзя | Можно |
---|---|
Скачать понравившуюся картинку и загрузить к себе на сайт | Самостоятельно воплотить замысел автора или попросить это сделать профессионала |
Заказать или купить у автора
Вы можете заказать профессиональную фотосессию или найти фрилансера, который отрисует изображения для сайта. А еще можно купить готовые картинки у автора.
Обязательно получите исключительные права. При заказе фотографий или картинок нужно заключить с автором договор и внести в него пункт о передаче исключительных прав на произведение.
Если исключительные права не получить, автор сможет распоряжаться картинками как угодно, например, перепродавать их несколько раз — и ничего ему за это не будет. этого иногда происходят неприятные истории. Например, директор производства заказал фотографии своего продукта, наполнил ими сайт, а потом нашел эти же фото на фотостоке и на сайте у конкурента.
Чтобы этого не произошло, пропишите в тексте договора с фотографом или дизайнером такую формулировку:
«Исключительные права на произведения, созданные Исполнителем по Договору, передаются Заказчику в полном объеме».
Воспользоваться общественным достоянием
В России, как и в большинстве других стран, авторские права действуют всю жизнь автора плюс 70 лет после его смерти. А потом произведение становится общественным достоянием. Фотографии и графику из общественного достояния можно использовать бесплатно и без разрешения. Так, известный паблик «Страдающее средневековье» не нарушает ничьих прав, размещая в группе иллюстрации из средневековых книг и даже продавая одежду с этими картинками.
Но не все старые фотографии — общественное достояние. Даже если автор умер уже очень давно, права на фото могут быть ограничены, если их выкупили коллекционеры или они принадлежат государственным архивам. Например, на сайте Vintage Med Stock находится частная коллекция старинных анатомических фотографий. Права на них принадлежат дизайнеру Марку Строзье.
Чтобы случайно не нарушить права, старые фотографии лучше брать на специальных стоках вроде New Old Stock или Flickr Commons. Пометка «Public Domain» означает, что произведение перешло в общественное достояние.
Где легально брать картинки для сайта
Сейчас читают
Оферта: что это и зачем она нужна
Одному бизнесу оферта поможет ускорить заключение договоров с клиентами, а другому — будет нужна по закону. Что включить в оферту и как избежать типовых ошибок — в статье
Что может проверить Роспотребнадзор в продуктовом магазине
Каким санитарным нормам должен соответствовать продуктовый магазин и что будет проверять Роспотребнадзор
Как ИП оформить банкротство
Пошаговый план действий для ИП при оформлении банкротства и другие способы погасить долги
Рассылка для бизнеса
Получайте первыми приглашения на вебинары, анонсы курсов и подборки статей, которые помогут сделать бизнес сильнее
© 2006—2021, АО «Тинькофф Банк», Лицензия ЦБ РФ № 2673 — Команда проекта
Тинькофф Бизнес защищает персональные данные пользователей и обрабатывает Cookies только для персонализации сервисов. Запретить обработку Cookies можно в настройках Вашего браузера. Пожалуйста, ознакомьтесь с Условиями обработки персональных данных и Cookies.
Чтобы скачать чек-лист,
подпишитесь на рассылку о бизнесе
После подписки вам откроется страница для скачивания
Как пользоваться контентом и не нарушать авторские права
Фотографии из Гугла для группы в соцсети, музыка в кофейне и программа без лицензии могут обернуться потерей денег для предпринимателя. В статье рассказываем, как законно брать контент и не нажить проблем.
В чём проблема с контентом
Изображения, тексты, программы — это объекты авторских прав, или интеллектуальная собственность. Вот список объектов, которые считаются интеллектуальной собственностью по ст. 1225 ГК РФ :
— песня и её исполнение;
— программа, база данных;
— товарный знак: название, логотип, слоган;
— персонаж книги, мультфильма, кино;
— изобретения и секреты производства.
У каждого объекта есть автор — тот, кто его создал. Он же правообладатель интеллектуальной собственности. Когда автор продаёт произведение, правообладателем становится тот, кто купил его у автора. Программист написал код — он автор и правообладатель. Фирма купила его для бизнеса — теперь она правообладатель.
Если правообладатель контента не обнаружил кражу и не подал в суд на компенсацию — это всего лишь вопрос времени и везения.
Новым ИП — год Эльбы в подарок
Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев
Что будет за нарушение авторских прав
Если совсем коротко, то предпринимателю запретят пользоваться контентом и заставят заплатить компенсацию. Например, попросят убрать из магазина товар с чужим логотипом и заплатить правообладателю 200 000 рублей. При этом не возместят деньги за закупку и упущенную прибыль. А за кражу товарного знака дополнительно оштрафуют в пользу государства.
Гражданская ответственность: заплатить правообладателю
По иску правообладателя суд заставит предпринимателя сделать следующее по ст. 1252 Г К РФ :
— Прекратить использование. Удалить чужие фото товара с сайта, перестать пользоваться программой без лицензии.
— Проставить автора и ссылку на источник. Если перепечатали или процитировали, но выглядит как будто это своё.
— Уничтожить контрафактный товар за свои деньги. Например, игрушки в виде персонажей мультфильма, которые продаются без договора с владельцем товарного знака.
— Опубликовать решение суда о нарушении авторского права.
Административная ответственность: штраф государству
Уголовная ответственность: наказание от государства за кражу товарного знака и плагиат
Как не нарушить авторские права
Чтобы не попасть на компенсацию и не потратиться на муторные суды, нужно следовать простому правилу: всегда брать контент с разрешения правообладателя. Для коммерческого использования рекомендации примерно такие.
Заключать с правообладателями договоры
Для законного использования интеллектуальной собственности с правообладателем заключают платные договоры на передачу исключительных прав.
Иногда за лицензию не надо платить, например, в фотостоках.
Для фоновой музыки в баре, парикмахерской и магазине тоже покупают лицензию. Как безопасно включать музыку в помещении для клиентов — тема отдельного большого разбора. В общих чертах дела обстоят так.
Поэтому лучше купить лицензию у правообладателя, платить каждый месяц и не дожидаться иска. Как вариант, брать музыку с открытой лицензией или из общественного достояния — об этом ниже.
Соблюдать правила цитирования
Цитирование — когда берут часть объекта в неизменном виде. Упоминаете отрывок чужого текста в посте группы в Фейсбуке — это цитирование.
Пример цитирования, за которое не наказали.
Федеральный телеканал снял документальный фильм о влиянии на здоровье пальмового масла. В фильм взяли фрагмент другого фильма о процессе создания заменителей молочного жира. Автор не давал согласие на использование своего произведения. Поэтому пошёл в суд за компенсацией и вырезкой фрагментов. Суд он проиграл, потому что телеканал не нарушил требования к цитированию.
Брать контент с открытой лицензией
Брать произведения из общественного достояния
По общему правилу защита произведения заканчивается через 70 лет после 1 января следующего года после смерти автора. В некоторых случаях срок считается немного иначе. Например, для авторов, которые работали в период ВОВ, срок составляет 74 года. То есть совсем старые фото, песни, тексты, картины и фильмы находятся в общественном достоянии, за них не платят.
Быть осторожным с узнаваемыми брендами
Известные изображения, слоганы и персонажи с большой вероятностью зарегистрированы как товарные знаки. За бездоговорное использование нарушитель платит компенсацию, даже если сам не виноват. Это касается и российских, и иностранных брендов.
Поэтому проверяйте, нет ли в товаре и рекламе узнаваемых изображений.
А если уже ваши логотип и название стали популярны, зарегистрируйте свой товарный знак, пока его не украли конкуренты. Иначе даже тут станете нарушителем.
Статья актуальна на 28.01.2021
Получайте новости и обновления Эльбы
Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур
Как законно использовать чужие изображения на вашем сайте
Визуальный контент — отличный способ улучшить ваш сайт, повысить конверсию и продажи. В век интернета найти подходящие иллюстрации стало и просто, и сложно одновременно. Источников фото и картинок масса, но какие из них можно использовать на коммерческом сайте законно? Разберёмся в нашей статье.
Нарушение авторских прав
Главный риск незаконного использования чужих изображений — получить судебный иск. Взыскать с провинившейся компании могут:
1) штраф от 10 тысяч до 5 млн рублей,
2) двукратную стоимость контрафактных экземпляров произведения,
3) две стоимости права использования произведения.
Помимо этого суд может потребовать у хостера сайта-нарушителя ограничить доступ к незаконному контенту: Статья 15.2. Порядок ограничения доступа к информации, распространяемой с нарушением авторских и (или) смежных прав.
Иногда, даже если вы, кажется, всё сделали правильно и легально разместили изображение на странице компании, правообладатель по какой-то причине может попросить удалить фото с сайта. Важно, чтобы на вашем ресурсе было легко найти контактную информацию. Так вы сможете быстро договориться с автором изображения и решить вопрос миром. Если же правообладатель не найдёт ваших контактов, он может сразу пойти в суд.
Как избежать проблем с авторским правом
Создавайте уникальный контент сами
Сайты с уникальными фотографиями и иллюстрациями ценятся пользователями и поисковиками больше, чем примелькавшиеся стандартные фото с первых страниц стоков. Плюс это отличный способ избежать судебных споров с правообладателями изображений. Самые простые варианты создания уникального визуального контента:
Наймите фотографа или иллюстратора
В зависимости от сферы бизнеса и объёма работ вы можете нанять человека для выполнения разовой задачи или взять его в штат. Можно один раз сфотографировать счастливую семью на новом диване или ежедневно снимать аксессуары для дома — разница очевидна.
Обязательно заключите с подрядчиком договор. Это может быть:
Фотографируйте сами
Если у вас есть подходящая техника и умения, почему бы не создавать иллюстрации для вашего сайта самостоятельно? Главное — делать это на хорошем уровне. И не забудьте адаптировать картинки для вашей площадки по размерам и качеству.
Договоритесь с автором
Нашли отличное фото, идеально подходящее для страницы вашего сайта? И ссылка на автора есть? Попробуйте просто написать ему и попросить использовать изображение, указав под ним имя правообладателя. Есть большая вероятность, что он позволит вам сделать это бесплатно или за небольшую плату.
Используйте фото из общественного достояния
Общественное достояние — это совокупность творческих произведений, авторские права на которые истекли. В среднем, в зависимости от страны и обстоятельств, фото становится общественным достоянием через 70 лет после смерти автора. Вы можете использовать такие иллюстрации на вашем сайте без угрозы получить иск. Найти изображения в общественном достоянии можно в источниках из этого списка.
Используйте иллюстрации с соответствующей лицензией Creative Commons
Чтобы интеллектуальные и творческие продукты распространялись легально, была создана общественная организация Creative Commons (CC). Она разработала шесть основных типов лицензий с несколькими подвидами, на которые нужно обращать внимание при поиске картинок для сайта. Обязательное условие использования иллюстраций с лицензиями Creative Commons — указание авторства произведения.
Тип лицензии CC часто бывает указан рядом с фото в виде соответствующей иконки.
Иконки лицензий Creative Commons
Три из них разрешают коммерческое использование изображений, а три — нет. Российское законодательство не даёт чёткого определения словосочетанию «коммерческое использование». Но принято считать, что нужно оно для получения прибыли, а некоммерческое — для других целей: учебных, информационных, научных и т. п.
То есть, если вы собираетесь поместить чужое фото на свой сайт для привлечения клиентов и продаж — это коммерческое использование. А если изображение нужно для научной статьи — некоммерческое.
Коммерческое и некоммерческое использование на разных условиях разрешают лицензии:
Только некоммерческое использование на разных условиях разрешают лицензии:
Ищите в Google Картинках с соответствующей пометкой
Чтобы найти лицензированные изображения в Google, наберите в поисковой строке запрос и поставьте отметку напротив нужного типа лицензии. Рекомендуем выбирать картинку тщательнее и не на первой странице — так вы с большей вероятностью найдёте редкое, незаезженное фото для сайта.