как объяснить ребенку где лево где право

Консультация для родителей. «Где здесь лево, где здесь право? Учим детей различать право, лево»

как объяснить ребенку где лево где право. Смотреть фото как объяснить ребенку где лево где право. Смотреть картинку как объяснить ребенку где лево где право. Картинка про как объяснить ребенку где лево где право. Фото как объяснить ребенку где лево где право Наталья Демченкова
Консультация для родителей. «Где здесь лево, где здесь право? Учим детей различать право, лево»

Очень многие дети, даже довольно большие, часто путают слова «право» и «лево». Как научить ребенка отличать правое и левое? Что делать, если ребенок постоянно путает, где у него левая, а где правая рука? Физиологические особенности человека таковы, что за правильное формирование представлений о пространстве отвечает не один какой-то специальный орган чувств, а комплексное взаимодействие нескольких сразу: зрения, слуха, осязания. Для правильного формирования ощущения пространства все эти чувства нужно развивать одновременно. Недостаточное развитие пространственного восприятия отрицательно сказывается на уровне интеллекта ребенка. Поначалу малышу сложно ориентироваться в «схеме» своего тела, позже возникнут сложности в ориентировке на листе бумаги, в освоении навыков письма, чтения, счета. В детском саду на преодоление этой проблемы уделяется очень много времени и усилий. Малышам обычно тяжело дается освоение этих понятий. Мы, педагоги, призываем вас, уважаемые родители, не оставайтесь в стороне. Следуйте нашим рекомендациям, и вы поможете ребенку быстрее научиться различать лево и право, что облегчит ребенку письмо, занятия спортом и другими видами умственной и физической деятельности.

o Для начала научите ребенка различать правую и левую руки. Создайте ассоциацию у ребенка с определенной рукой. Например правая (левая для леворуких) рука — та, которой он держит ручку или ложку.

o Когда с руками разобрались, расскажите ребенку, что все, что находится со стороны правой руки — тоже правое. Нога, ухо, глаз.

o Теперь тренируем умение определять расположение предметов в пространстве. Просите ребенка принести вам предмет, который справа от него, или слева, спросите, что находится по правую руку, а что по левую.

o Во время прогулки рассматривайте все вокруг, комментируйте все, что увидели, называя, с какой стороны вы это наблюдаете. «Смотри, какой красивый котик справа от тебя!»

o На прогулке комментируйте ваш маршрут. «Теперь нам надо повернуть налево». «Сейчас нам направо».

o Систематически в повседневной жизни старайтесь акцентировать внимание на размещении вещей в пространстве. «Где твоя зеленая машинка? Вот она, справа от кубиков!» «Принеси мне твою белую майку. Она в левом ящичке комода».

o Необходимо, чтобы ребенок мог определять лево и право не только со своей стороны, но и со стороны собеседника. Для этой цели можно использовать отображение в зеркале. Также удобно тренироваться на кукле – сначала посадите игрушку спиной к ребенку и спросите, где у нее правая рука. После этого завяжите на ней ленточку, а также на правой руке малыша. Затем поверните куклу лицом к ребенку, чтобы ленты у ребенка и у куклы оказались с разных сторон. Снова разверните ее спиной к малышу – и ленточки совпадут. Важно, чтобы ребенок уяснил, что правая рука всегда остается правой – меняется только положение предметов относительно друг друга.

o Конечно же, используйте различные игры для тренировки умения различать лево и право. Это могут быть разные настольные или подвижные игры, где надо выполнять движения в разные стороны.

Утренняя гимнастика с пользой

Упражнения обыкновенной зарядки как нельзя лучше подходят для закрепления навыков ориентирования в пространстве. Включите веселую музыку и позанимайтесь вместе с малышом. Сначала упражнения могут быть совсем простые. Попросите его поочередно поднимать вперед, вверх или в стороны правую и левую ручки. Комментируйте действия словами: «Правую руку вверх! Левую руку в сторону! Правую — вперед! » и т. п. Затем скомандуйте: «Прыгаем на правой ножке! Теперь на левой! » Если малыш прыгает достаточно уверенно, предложите ему прыжки на двух ногах одновременно: «Прыжок вперед! Прыжок влево! Прыжок назад! Прыжок вправо! » А теперь пришло время расслабиться. Укладывайтесь вместе с ребенком на пол и продолжайте упражнения: «Подними вверх правую ножку, теперь правую ручку! А теперь вместе левую ножку и правую ручку! «

Польза от подобных упражнений не сводится лишь к изучению понятий право-лево. Такие занятия тренируют еще и внимание детей, умение выполнять действие по команде. Можно предложить ребенку поиграть маленьким мячиком, бросая его то одной, то другой рукой и называя при этом руку.

Есть много замечательных стихов, которые тоже можно использовать как веселые и полезные упражнения. Вы рассказываете стишок, а малыш топает, как аист:

Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу!

Топай правою ногой,

Снова — правою ногой,

Снова — левою ногой,

После — правою ногой,

После — левою ногой.

Вот тогда придешь домой!

Или такое стихотворение:

Стоял ученик на развилке дорог.

Где право, где лево, понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

Той самой рукою, которой писал.

И мячик кидал, и страницы листал.

И ложку держал, и полы подметал.

«Победа!» – раздался ликующий крик.

Где право, где лево, узнал ученик.

(В. Берестов «Где право, где лево»)

Ручку правую вперед,

И немножко потрясем.

Мы танцуем буги-вуги

Дальше слова меняются так: ручку левую вперед, ножку правую вперед, ушко левое вперед, плечо правое вперед и т. д. Песенку поем на любой подходящий мотив, делая нужные движения.

Посадите четыре игрушки в центре комнаты так, чтобы получился «крестик». В центр этого «крестика» встанет в игре ребенок. Например, ребенок встанет в центр, а впереди у него будет мишка, сзади зайчик, справа машинка, слева поезд (можно использовать любые другие игрушки, которые есть у Вас дома). Под одну из игрушек (или в одну из игрушек) спрячьте сюрприз. Это может быть красивая картинка или наклейка, записка с загадкой, пожелание или стишок, новая загадка, интересная веточка, цифра, новая буква, набор бусинок, небольшой рисунок, который Вы нарисовали, интересное задание на записочке, камушек или ракушка – всё, что угодно. Малыш встаёт в центре комнаты и в центре получившегося «крестика». Вы стоите так же, как и он – т. е. если ребенок смотрит на окно, то и Вы смотрите на окно. Начинаем искать наш сюрприз. Некоторые дети, особенно мальчики, любят искать не сюрприз, а клад. Тогда ищем клад! Говорим путь к нашему кладу или сюрпризу: «Повернись вправо. И сделай два шага вперед. А теперь повернись влево, три шага вперед. Еще раз повернись влево. А теперь три раза вправо. Ищи!» Дети любят в этой игре поворачиваться прыжками. Пусть прыгают на здоровье! Если ребенок правильно выполнил команды, то в конце игры он смотрит на игрушку, которая спрятала сюрприз для него. И находит его! Если малыш неправильно выполнил Ваши команды, то он ищет сюрприз под игрушкой и …не находит. Значит, надо попробовать еще раз. Снова встаем лицом к окну и пробуем. И наконец находим! Ура! Некоторые дети любят складывать полученные в игре сюрпризы в свою шкатулочку или коробочку. Некоторые – дарят мамам или друзьям. Но в любом случае сюрприз всегда приносит радость малышу! Даже если пришлось три раза его искать.

Графический диктант — полезное упражнение для развития пространственной ориентации на плоскости, и для подготовки руки к письму, тренировки ловкости и внимания. Для 3-4-летних малышей используйте упрощенный вариант. Нарисуйте на листе бумаги игровое поле, расчертив его на 9-12 крупных клеток, возьмите две маленькие игрушки (например, из киндер-сюрпризов, поставьте в разных местах игрового поля. Теперь пусть малыш поможет игрушкам встретиться, выполняя ваши словесные команды о том, сколько шагов и в какую сторону должна сделать каждая фигурка. Для этих целей можно использовать и шахматную доску. А когда кроха немного подрастет, приступайте к настоящему диктанту. Для этой цели купите тетрадь с крупными клетками, дайте малышу хорошо заточенный мягкий карандаш и диктуйте. Пусть он отсчитывает определенное количество клеток в нужную сторону и проводит линии. Для того чтобы рисовать было интереснее, заранее придумайте и нарисуйте несколько несложных фигурок: собачка, домик, флажок, кораблик — и диктуйте уже по готовому рисунку. Не забывайте, что такая работа очень утомительна для крохи, поэтому почаще давайте ему возможность отдохнуть, размять пальчики и не заставляйте рисовать через силу.

Отпечатки правой и левой руки.

Для этого обведите ладошки на листе бумаги и спросите у крохи, где какая. Если он затрудняется с ответом, пусть приложит свои ручки к отпечаткам. Вот теперь все ясно. Предложите малышу выполнить такие задания: «Нарисуй на правой ручке браслет. Раскрась ноготок указательного пальца на левой руке. Нарисуй на среднем пальце правой руки колечко». А теперь обведите на листе несколько правых и левых ладошек в разных положениях (чтобы пальчики смотрели и вверх, и вниз, и в стороны). Сможет ли малыш дорисовать на всех левых руках часы, а на всех правых — браслеты?

Заданиями по ориентированию в пространстве можно сопровождать и обычное рисование: «Нарисуй, пожалуйста, домик. А теперь слева от него — собачку, а справа — кошечку». Или: «Давай нарисуем елочку, а справа от нее березку. А что мы нарисуем слева: пенек или зайку? » А сможет ли малыш нарисовать птичку, летящую справа налево? А слева направо?

Будьте терпеливы и у вас все получится!

как объяснить ребенку где лево где право. Смотреть фото как объяснить ребенку где лево где право. Смотреть картинку как объяснить ребенку где лево где право. Картинка про как объяснить ребенку где лево где право. Фото как объяснить ребенку где лево где правоКак здорово, что все мы здесь на сайте собрались! МAAM Доброго времени суток, уважаемые коллеги, друзья и гости моей странички! Эти цветы для всех Вас! Спешу поделиться с Вами приятной новостью.

Консультация для родителей «Лево руля!». Советы родителям, у которых дети — левши Ко мне в группе подошла мама Славика Д. и спросила: «Если мой мальчик левша, то он какой – то «неправильный»? Я объяснила, что леворукость.

Консультация для родителей «Учим различать цвета легко и весело» Родители часто беспокоятся, что ребенок в 3 года никак не запомнит цвета. Способность ориентироваться и правильно называть цвета может формироваться.

Консультация для родителей «Учимся слышать и различать звуки речи» (игры для детей младшего дошкольного возраста). Уважаемые родители! Мы поговорим о речи детей. Для того, чтобы добиться правильного произношения звуков родного языка, необходимо сначала.

Конспект НОД «Право, лево» для второй младшей группы Муниципальное Автономное Дошкольное Образовательное Учреждение городского округа Балашиха «Детский сад комбинированного вида № 52 «Малинка».

как объяснить ребенку где лево где право. Смотреть фото как объяснить ребенку где лево где право. Смотреть картинку как объяснить ребенку где лево где право. Картинка про как объяснить ребенку где лево где право. Фото как объяснить ребенку где лево где правоУчебный проект «Здесь русский дух…» Тип проекта: информационный, творческий, двухнедельный. Область применения: Изобразительное искусство. Раздел «Искусство твоего народа».

как объяснить ребенку где лево где право. Смотреть фото как объяснить ребенку где лево где право. Смотреть картинку как объяснить ребенку где лево где право. Картинка про как объяснить ребенку где лево где право. Фото как объяснить ребенку где лево где правоЗдесь живёт янтарь… Экскурсия в музей. Музей «Янтарный замок» расположен в центре посёлка Янтарный, в старинном замке 14 века, который является памятником архитектуры и частью.

Источник

Как научить ребёнка различать право и лево: три подсказки

Когда вас просят повернуть налево, вы легко ориентируетесь, куда надо двигаться? А ваш ребёнок? Наш блогер Сергей Пархоменко рассказывает, какие этапы проходят дети, пока учат, где право, а где лево, и какие игры им помогут освоить навык различать стороны быстрее.

Спросите у знакомых, как они отличают право и лево. Кто-то скажет: «Я просто знаю, где что», кто-то скажет, что представляет, какой рукой брать ложку. Как бы то ни было, для взрослого человека эта система координат самоочевидна. Для ребёнка простой вопрос «В какую сторону повернул паровоз?» может стать настоящим испытанием. Примерно то же чувство испытывает студент-медик, когда пытается выучить анатомические термины пространственных отношений вроде «абаксиальный», «адаксиальный», «сагиттальный», «аксиальный» (их ещё пара десятков).

Владеть понятиями «лево» и «право» нужно и чтобы школьные задания выполнять, и чтобы верно маршрут понять, и чтобы безопасно дорогу перейти. Для многих родителей и педагогов оказывается неожиданностью, что умение различать «право-лево» состоит из целого комплекса составляющих, которые могут формироваться поэтапно и не один год. Недостаточно «разок как следует объяснить и выучить», ведь процесс освоения многокомпонентный. Его можно разбить на несколько составляющих, или условных этапов.

1. Концепция и идея понятий «лево» и «право»

Сначала ребёнок сталкивается с самой идеей, что в одной плоскости есть две стороны, одна из которых называется «право», а другая «лево». Эта идея не возникает по щелчку пальцев, хоть и кажется взрослым очевидной. Ребёнку, который ещё вчера отлично обходился без этой системы координат, требуется время, чтобы привыкнуть, что есть какая-то разница и в ней есть какой-то смысл.

Разница «вверх» и «вниз», «вперёд» и «назад» как-то усваивается сама собой даже на уровне проприорецепции (ощущения положения частей своего тела в пространстве) — ведь наше тело категорически разное в этих направлениях. А вот «лево» и «право» полностью симметричные, и до определённого возраста ребёнок просто не в состоянии понять, почему одинаковые для него вещи называются по-разному.

Даже взрослому, чтобы определить, где у дома верх (крыша), а где низ (первый этаж), потребуются сотые доли секунды. А если спросить, где у дома правая и левая сторона, будет нужно значительно больше времени, чтобы в голове появился ответ: не 1/100, а уже ¼ секунды.

как объяснить ребенку где лево где право. Смотреть фото как объяснить ребенку где лево где право. Смотреть картинку как объяснить ребенку где лево где право. Картинка про как объяснить ребенку где лево где право. Фото как объяснить ребенку где лево где право

Чтобы познакомить ребёнка с понятиями «право» и «лево», стоит регулярно оперировать этими словами в повседневной речи, показывать рукой разницу в направлениях. Ребёнок вряд ли запомнит это сразу, но в его картине мира уже появится понимание, что стороны называются по-разному и это постоянные определённые названия, а не ситуативное наименование «в одну сторону» и «в другую сторону».

2. Запоминание

Когда ребёнок усвоил мысль, что у всего на свете есть стороны, которые называются «право» и «лево», ему предстоит запомнить, какая из них где. В период, когда определение сторон ещё не автоматизировалось, можно использовать подсказки разных типов. Впрочем, многие взрослые в силу индивидуальных особенностей продолжают путать стороны и тоже пользуются этими подсказками.

Визуальные подсказки

К примеру, у меня на запястье левой руки есть родинка, и лет до 16 я по привычке именно так убеждался, где левая рука. Можно запомнить, на какой руке часы или браслет. Есть и более универсальные способы: сложите указательный и большой пальцы в виде буквы «L». Рука, на которой буква будет смотреть в правильную сторону, левая.

как объяснить ребенку где лево где право. Смотреть фото как объяснить ребенку где лево где право. Смотреть картинку как объяснить ребенку где лево где право. Картинка про как объяснить ребенку где лево где право. Фото как объяснить ребенку где лево где право

Кинестетические подсказки

Самое простое — предложить ребёнку вспомнить, какой рукой он держит вилку или карандаш. Если вам нужно щёлкнуть пальцами, какой рукой вы это сделаете? Какую руку протянете, чтобы поздороваться? Кстати, такого рода мысленные действия развивают проприоцептивную дифференциацию (этим красивым выражением называется способность отличать вещи с помощью внутренних телесных ощущений). Со временем в воображаемых действиях может отпасть необходимость — человек просто сразу будет чувствовать, где у него лево, а где право.

как объяснить ребенку где лево где право. Смотреть фото как объяснить ребенку где лево где право. Смотреть картинку как объяснить ребенку где лево где право. Картинка про как объяснить ребенку где лево где право. Фото как объяснить ребенку где лево где право

Логические подсказки

Если ребёнок уже умеет читать, то поможет ещё такой приём: первая буква любого слова на русском языке всегда слева, а последняя — всегда справа. Запомнив это, можно представлять себе любое слово и быстро сориентироваться, с какой стороны у него первая буква, а с какой — последняя. То же самое можно делать с письмом: пишем мы тоже всегда слева направо.

как объяснить ребенку где лево где право. Смотреть фото как объяснить ребенку где лево где право. Смотреть картинку как объяснить ребенку где лево где право. Картинка про как объяснить ребенку где лево где право. Фото как объяснить ребенку где лево где право

Постепенно научиться определять лево и право без подсказок помогают разные практические занятия:

3. Относительность и обусловленность

Когда вы стоите напротив человека и говорите: «Мой дом слева», он может посмотреть как в одну сторону, так и в другую. Всё зависит от того, как понял фразу ваш собеседник: слева — это с вашей точки зрения или с его? Если ко всему прочему человек не просто стоит напротив вас, а висит на турнике вверх ногами, то синхронизировать ваши с ним «слева» становится ещё сложнее.

Этот пример хорошо демонстрирует относительность понятий «право» и «лево». Для того чтобы взглянуть на что-то глазами другого человека и оценить, где для него право, а где лево, нужно развитое пространственное мышление. Буквально это выражается в умении «вертеть предметы в голове».

как объяснить ребенку где лево где право. Смотреть фото как объяснить ребенку где лево где право. Смотреть картинку как объяснить ребенку где лево где право. Картинка про как объяснить ребенку где лево где право. Фото как объяснить ребенку где лево где право

Детям сначала бывает сложно определить, какой из двух симметричных объектов правый, а какой левый. Неудивительно, что они часто путают местами ботинки или варежки. Для них левый и правый ботинок — одинаковые по форме и цвету, а значит, одинаковые в принципе.

Увидеть и понять разницу помогает постепенное развитие пространственного мышления. Ниже подобрал пять занятий для весёлого освоения этого сложного навыка:

Вы находитесь в разделе «Блоги». Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Источник

Консультация для родителей и педагогов «Где лево, где право? Как научить ребёнка ориентироваться?»

как объяснить ребенку где лево где право. Смотреть фото как объяснить ребенку где лево где право. Смотреть картинку как объяснить ребенку где лево где право. Картинка про как объяснить ребенку где лево где право. Фото как объяснить ребенку где лево где право Ирина Антонова
Консультация для родителей и педагогов «Где лево, где право? Как научить ребёнка ориентироваться?»

ГДЕ ЛЕВО, ГДЕ ПРАВО? КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ?

Многие скажут, что у маленького ребенка большой необходимости в применении понятий «верх-низ» и «право-лево» до выхода в «большой мир» нет. И будут совсем не правы.

Для того чтобы помочь маленькому человечку узнать пространственные элементы, где право, где лево, нужно учитывать особенности его восприятия и мышления. До трех лет малыш воспринимает только то, что видит и осязает непосредственно. При этом внимание непоседы неустойчиво, переключение с объекта на объект происходит хаотично, многократно возвращаясь к одному и тому же. Результат «исследований»окружающего пространства его интересует мало: то, что необходимо, ему и так дадут.

ОРИЕНТИРУЕМСЯ. ЗНАКОМИМСЯ С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ

У ребенка отсутствует мотивация достижения конкретных целей. Карапузу гораздо более интересен сам процесс знакомства с окружающим миром. Поэтому, как минимум, бесполезно ругать малыша за бесцельное, на ваш взгляд, околачивание возле знакомых объектов во время ежедневных прогулок. Ибо кроха нарабатывает банк чувственных образов, который позже послужит базой для освоения мышления и речи.

Память детки до двух лет ассоциативна, то есть возможность что-либо вспомнить основана на способности узнать объект, вызвавший яркую эмоциональную реакцию. И только к трем годам начинает формироваться конкретная память, дающая способность описать словами события, заново их переживая.Выводы из вышеперечисленного таковы:

* познаем пространство играя, постоянно вовлекая карапуза в процесс познания (при этом не рекомендуется начинать игру в месте незнакомом малышу);

* во время игры провоцируем у крохи появление положительных эмоций и сразу же пресекаем игровые занятия, как только они начинают утомлять;

* многократно вводим незамысловатые пространственные обозначения в ежедневные ритуалы (умывание, принятие пищи, прогулки и так далее).

2. Налейте в две плоских тарелки гуашевую краску контрастных цветов, попросите малыша обмакнуть руку в краску и сделать на большом листе бумаги отпечаток правой ручки, потом левой.

3.Можно прибегнуть к живописным тренировкам: пусть ребенок нарисует что-то правой ручкой, а рядом то же самое левой. Одна из ручек малыша будет менее послушной, вторая же, наоборот, выполнит практически все команды. Кстати, это будет очень потешно, особенно, если к «оберучному» рисованию подключится и мама.

Следует помнить, что понятия «спереди» и «сзади» усваиваются последними, не раньше трех лет. Но и в этом случае процесс одевания сыграет важную роль.

УЧЕБА С НАСТРОЕНИЕМ

Ближе к трем годам уже можно организовывать ориентационные игры в ВИДЕ ВЕСЕЛЫХ УРОКОВ

* Предложите крохе рассказать игрушке маршрут ее возвращения в импровизированный домик, подсказывая направления передвижения.

Чем бы Вы не занимались с ребенком, делайте это в игровой веселой форме.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка дружить?» Когда живётся дружно, что может быть лучше! Вопросы нравственного воспитания дошкольников с наибольшей остротой встают в наши дни. Надо.

Консультация логопеда для родителей «Как научить ребёнка говорить?» КОНСУЛЬТАЦИИ ЛОГОПЕДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Как научить ребёнка говорить?» Первые слова малыша вдохновят большинство родителей. Ничего удивительного.

Консультация для родителей «Как научить ребенка ориентироваться в пространстве» КАК НАУЧИТЬ РЕБЁНКА ОРИЕНТИРОВАТЬСЯ В ПРОСТРАНСТВЕ Как подготовить малыша к школе без перегрузки для него? Для дошкольника самый благодатный.

как объяснить ребенку где лево где право. Смотреть фото как объяснить ребенку где лево где право. Смотреть картинку как объяснить ребенку где лево где право. Картинка про как объяснить ребенку где лево где право. Фото как объяснить ребенку где лево где правоКонсультация для родителей «Как научить ребёнка одеваться самостоятельно» Каждый родитель мечтает о том, когда его малыш научится одеваться самостоятельно. Но это не случиться само собой. Ребёнка надо учить навыкам.

как объяснить ребенку где лево где право. Смотреть фото как объяснить ребенку где лево где право. Смотреть картинку как объяснить ребенку где лево где право. Картинка про как объяснить ребенку где лево где право. Фото как объяснить ребенку где лево где правоКонсультация для родителей «Как научить ребёнка определять время по часам» Способов определять время много. Разберём два. Первый способ – это подойти к бабушке и спросить: «Который час?». Второй способ – это самому.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка пользоваться ножницами» Как научить ребёнка пользоваться ножницами. Использование ножниц требует от ребёнка особенных умений и навыков. Для малыша.

Консультация для родителей «Как научить ребёнка вырезать ножницами» КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА ВЫРЕЗАТЬ НОЖНИЦАМИ В первую очередь, ручки Вашего малыша должны быть готовы к прививанию навыка вырезания. Лучшее упражнение.

Мастер-класс для педагогов «Как научить ребенка ориентироваться в пространстве» Мастер-класс для педагогов «Как научить ребенка ориентироваться в пространстве» Цель: • Повышение интереса педагогов к поиску интересных.

Источник

Как научить ребенка различать лево и право?

Мно­гие ска­жут, что у малень­кого ребенка боль­шой необ­хо­ди­мо­сти в при­ме­не­нии поня­тий «верх-низ» и «право-лево» до выхода в «боль­шой мир» нет. И будут совсем не правы.

Ока­зы­ва­ется, про­стран­ствен­ные пред­став­ле­ния слу­жат осно­вой, на кото­рой выстра­и­ва­ются выс­шие пси­хи­че­ские про­цессы — мыш­ле­ние, письмо, чте­ние, счет. И если учесть, что мозг дошко­ленка раз­ви­ва­ется очень дина­мично, то роди­те­лям стоит добав­лять к каж­дому обще­нию с малы­шом еще и неболь­шую позна­ва­тель­ную нагрузку. Посему, зна­комя кроху с поня­ти­ями «верх — низ — право — лево», мамы и папы нена­вяз­чиво создают очень полез­ную «зону бли­жай­шего раз­ви­тия», на кото­рой успешно про­из­рас­тают самые раз­но­об­раз­ные зна­ния и прак­ти­че­ские навыки.

Для того чтобы помочь малень­кому чело­вечку узнать про­стран­ствен­ные эле­менты, где право, где лево, нужно учи­ты­вать осо­бен­но­сти его вос­при­я­тия и мыш­ле­ния. До трех лет малыш вос­при­ни­мает только то, что видит и ося­зает непо­сред­ственно. При этом вни­ма­ние непо­седы неустой­чиво, пере­клю­че­ние с объ­екта на объ­ект про­ис­хо­дит хао­тично, мно­го­кратно воз­вра­ща­ясь к одному и тому же. Резуль­тат «иссле­до­ва­ний» окру­жа­ю­щего про­стран­ства его инте­ре­сует мало: то, что необ­хо­димо, ему и так дадут.

Ори­ен­ти­ру­емся. Зна­ко­мимся с окру­жа­ю­щим миром.

У ребенка отсут­ствует моти­ва­ция дости­же­ния кон­крет­ных целей. Кара­пузу гораздо более инте­ре­сен сам про­цесс зна­ком­ства с окру­жа­ю­щим миром. Поэтому, как мини­мум, бес­по­лезно ругать малыша за бес­цель­ное, на ваш взгляд, око­ла­чи­ва­ние возле зна­ко­мых объ­ек­тов во время еже­днев­ных про­гу­лок. Ибо кроха нара­ба­ты­вает банк чув­ствен­ных обра­зов, кото­рый позже послу­жит базой для осво­е­ния мыш­ле­ния и речи.

Память детей до двух лет ассо­ци­а­тивна, то есть воз­мож­ность что-либо вспом­нить осно­вана на спо­соб­но­сти узнать объ­ект, вызвав­ший яркую эмо­ци­о­наль­ную реак­цию. И только к трем годам начи­нает фор­ми­ро­ваться кон­крет­ная память, даю­щая спо­соб­ность опи­сать сло­вами собы­тия, заново их пере­жи­вая. Выводы из выше­пе­ре­чис­лен­ного таковы:

познаем про­стран­ство играя, посто­янно вовле­кая кара­пуза в про­цесс позна­ния (при этом не реко­мен­ду­ется начи­нать игру в месте незна­ко­мом малышу);

во время игры про­во­ци­руем у крохи появ­ле­ние поло­жи­тель­ных эмо­ций и сразу же пре­се­каем игро­вые заня­тия, как только они начи­нают утомлять;

мно­го­кратно вво­дим неза­мыс­ло­ва­тые про­стран­ствен­ные обо­зна­че­ния в еже­днев­ные риту­алы (умы­ва­ние, при­ня­тие пищи, про­гулки и так далее).

Узнаем и знаем

Не обя­за­тельно искус­ственно созда­вать обу­ча­ю­щую ситу­а­цию — для начала доста­точно вклю­че­ния взрос­лого в спон­тан­ные дей­ствия ребенка. Напри­мер, малень­кий вер­хо­лаз пыта­ется спу­ститься со стула, дер­жась руч­ками за спинку стула, а нож­кой нащу­пы­вая пол. Обя­за­тельно озвучьте инструк­таж: «Руч­кой возь­мись ниже — тогда ножка доста­нет до пола». Ана­ло­гично можно исполь­зо­вать обрат­ную ситу­а­цию, когда малыш пыта­ется взо­браться на диван или стул: «Под­ними ручки вверх, еще выше, теперь под­ними вверх ножку».

Не забы­вайте, что все виды лест­ниц и сту­пе­нек также «пора­бо­тают» в осво­е­нии тре­на­же­рами для подъ­ема вверх и спуска вниз (есте­ственно, под бди­тель­ным при­смот­ром роди­те­лей — телохранителей).

«Лево — право» игра

Ближе к двум годам кара­пуз уве­ренно осва­и­вает такой важ­ный инстру­мент, как ложка. Это озна­чает, что при­шло время назы­вать руки «пра­вая» и «левая». С этого ори­ен­та­ци­он­ного «при­ру­че­ния» и начи­на­ется телес­ное осо­зна­ние где лево, где право, кото­рое позже пере­ко­чует в мыш­ле­ние и будет рабо­тать на логи­че­ские про­цессы ана­лиза, син­теза и срав­не­ния. Как малышу легче запом­нить «имена» своих ручек? Конечно, самый луч­ший вари­ант — посред­ством игр.

Повя­жите на левую руку крохи лос­ку­ток ткани, а на пра­вую — тесе­мочку (при этом несколько раз пояс­ните, какая отметка на какой ручке раз­ме­сти­лась). Затем поиг­райте в игру «Покажи нуж­ную руку»: попро­сите кроху под­нять вверх то пра­вую, то левую руку. Через какое-то время поме­няй­тесь ролями.

Налейте в две плос­ких тарелки гуа­ше­вую краску кон­траст­ных цве­тов, попро­сите малыша обмак­нуть руку в краску и сде­лать на боль­шом листе бумаги отпе­ча­ток пра­вой ручки, потом левой.

Можно при­бег­нуть к живо­пис­ным тре­ни­ров­кам: пусть ребе­нок нари­сует что-то пра­вой руч­кой, а рядом то же самое левой. Одна из ручек малыша будет менее послуш­ной, вто­рая же, наобо­рот, выпол­нит прак­ти­че­ски все команды. Кстати, это будет очень потешно, осо­бенно, если к «дву­руч­ному» рисо­ва­нию под­клю­чится и мама.

Дайте малышу мячик и попро­сите бро­сить его Вам пра­вой или левой рукой. Пой­мали? Озвучьте, какой рукой пой­мали, какой рукой соби­ра­е­тесь бро­сить крохе. Ножки нужно начи­нать назы­вать позже, когда пол­но­стью осво­ены верх­ние конеч­но­сти, чтобы не запу­тать малыша. Ребенку, осво­ив­шему руч­ную гра­моту, пред­ло­жите при­кос­нуться пра­вой рукой к пра­вой ножке, а левой — к левой.

Наде­ва­ние одежды и обуви — это еще одна еже­днев­ная прак­тика опре­де­ле­ния где лево и право. Как только малыш начи­нает пред­при­ни­мать попытки одеться само­сто­я­тельно, ему можно под­ска­зы­вать, напри­мер: «Пра­вую ручку — в пра­вый рукав­чик, а левую ручку — в левый. Готово?»

Сле­дует пом­нить, что поня­тия «спе­реди» и «сзади» усва­и­ва­ются послед­ними, не раньше трех лет. Но и в этом слу­чае про­цесс оде­ва­ния сыг­рает важ­ную роль.

Пер­вые уроки

Учеба с настроением

Склон­ность детей к под­ра­жа­нию — ваш помощ­ник в их раз­ви­тии и вос­пи­та­нии. Уборка в квар­тире, про­гулка в парке — всюду, где вы вме­сте, исполь­зуйте воз­мож­ность назвать и пока­зать, что Вы дела­ете и какой рукой. Что Вы пере­ме­ща­ете вверх, вниз, вправо, влево. При этом помните, что ребе­нок раз­ви­ва­ется «во все сто­роны», в каж­дой игре вклю­ча­ются все его чув­ства и способности.

Ближе к трем годам уже можно орга­ни­зо­вы­вать ори­ен­та­ци­он­ные игры в виде весе­лых уроков.

Поставьте два стула, на каж­дый поло­жите три-четыре оди­на­ко­вых пред­мета и один-два раз­ных. Попро­сите ребенка найти и ука­зать отли­чия, назы­вая при этом сту­лья: пра­вый стул и левый стул.

Пусть малыш, стоя посреди ком­наты с закры­тыми гла­зами попро­бует опре­де­лить с какой сто­роны нахо­дится диван, а с какой — стол, где рас­по­ло­жено окно.

Пред­ло­жите крохе рас­ска­зать игрушке марш­рут ее воз­вра­ще­ния в импро­ви­зи­ро­ван­ный домик, под­ска­зы­вая направ­ле­ния передвижения.

Есть воз­мож­ность при­влечь в игре еще одного — двух участ­ни­ков — пусть похо­дят паро­во­зи­ком по квар­тире или по двору, попутно рас­ска­зы­вая, что нахо­дится справа, слева, пово­ра­чи­вая паро­воз по команде маши­ни­ста, роль кото­рого с удо­воль­ствием испол­нит ваш малыш.

Пока­зы­вая рисунки в книж­ках, объ­яс­няйте, что где рас­по­ло­жено, где лево, где право. Напри­мер: «Видишь зайка — в левом ниж­нем углу под кустом сидит, а с пра­вой сто­роны — мишка».

Позже пере­хо­дите к рас­кра­ши­ва­нию сим­мет­рич­ных кар­ти­нок. Пред­ло­жите крохе зари­со­вать одежду кло­уна, мячик, листочки. В общем не важно, что именно, глав­ное — чтобы малыш каж­дую поло­винку рас­кра­ши­вал в нуж­ный цвет.

Чем бы Вы не зани­ма­лись с ребен­ком, делайте это в игро­вой весе­лой форме.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *