как одеваются правые в россии
Мода российских скинхедов
Мода российских скинхедов менялась с конца 1980-х и до настоящего времени. Переделанная военная форма, джинсы, элементы камуфляжа и многое другое было у представителей этой субкультуры. Сегодня поговорим о том, как менялся внешний вид скинхедов с момента их появления в России и до настоящего времени.
Милитари-стиль
В России скинхеды по большей части были националистами, именно поэтому одежда имела для них огромное значение. Первые представители «скинов» одевались в «белогвардейскую» форму, которую делали сами из обычной формы советской армии.
Немного перерабатывали ее и получали стильную и практически универсальную вещь.
В зимнее время одевались в шинели, черные гимнастерки, брюки, а из головных уборов выбирали пилотки и фуражки. Пуговицы были с царскими орлами, а особые умельцы даже реконструировали казачью форму.
Все это делало внешний вид скинхедов эпатажным и резко выделяющимся среди общей массы.
Милитари-стиль до сих пор является одним из главных отличительных признаков этой субкультуры. Берцы, камуфляжный принт, форма – это носят скинхеды по всему миру. Можно сказать, что это уже больше считается стилем жизни, а не модой. Многие скины проходили службу в армии, либо тесно связаны с милитаризированными структурами и привыкли к такой одежде.
Влияние фанатской культуры
В 1990-х на смену разнообразной военной форме пришли бомберы – легкие куртки с яркими подкладками. Они были очень удобны в носке, не стесняли движений и при этом выглядели стильно. Именно поэтому их полюбили футбольные фанаты, а потом и скинхеды.
В России в начале 90-х большое количество скинхедов пришло из фанатского движения. Обе эти субкультуры были, а во многих городах и до сих пор остаются неразрывно связанными. Многие в холодную погоду носили «розы» — шарфы любимой футбольной команды. Позже в гардероб скинов добавились камуфляжные штаны, подтяжки и армейские ботинки.
Действительно качественные вещи могли позволить себе лишь единицы представителей движения. В скором времени на рынках стали появляются дешевые китайские бомберы с подкладкой оранжевого цвета – их носили в любое время года. В холодную погоду вниз надевали шерстяной свитер и завязывали «розу» на шею, ведь у бомберов не было воротников.
Яркая подкладка использовалась фанатами в драках – куртка выворачивалась наизнанку, чтобы понятно, кто свой, а кто чужой. А про отсутствие воротника говорили, что так легче драться – никто не схватит тебя за шиворот.
Камуфляжные штаны также покупали на рынках, ведь там было больше интересных расцветок. Кому-то нравились и более классические, но в какой-то степени унылые мешковатые штаны из обычного военторга. Особым шиком считались голубые джинсы, но стоили они очень дорого, поэтому не получили широкого распространения.
Самой удобной обувью считались армейские ботинки или берцы. Их также чаще всего покупали в военторге.
Важным аксессуаром скинхедов 90-х были подтяжки, особенно в цветах российского или немецкого флагов. Узкие подтяжки считались дефицитом, поэтому носила их лишь малая часть скинов. При этом подтяжки были не только дополнительным элементом образа, но и своеобразным средством коммуникации – если подтяжки были спущены, то это показывало «готовность к драке».
Мода в России 2000-х
С момента своего появления и до середины 2000-х скины носили массивные ботинки. Конечно, купить популярные Dr. Martens или Grinders до 1998 года в России практически не представлялось возможным, поэтому их заменяли берцами или ботинками российского бренда Camelot ;). Он изготавливал обувь, похожую на Мартинсы, но ее стоимость была в разы ниже.
Американские ботинки Panzer со изображениями свастик и рун мечтали приобрести многие скинхеды. А носить их надо было непременно с футболкой с радикальным принтом, бомбером и подвернутыми джинсами.
К середине 2000-х годов мода на тяжелые ботинки и бомберы ушла, многие бренды изменили свою специализацию или вовсе закрылись. Одним из немногих сумевших выжить являлся Dr. Martens. Он до сих пор выпускает разнообразные ботинки в духе моды скинхедов – сейчас такую обувь носят и те, кто далек от этой субкультуры.
Где-то в 2003 году усиливается контроль правоохранительных органов за экстремистскими группами. Одеваться ярко означало выдать себя, проводить акции в том, что было модно, уже нельзя, ведь у каждого милиционера была ориентировка на скинов.
Также в это время Россия вышла из кризиса и многие смогли позволить себе заграничные поездки. Из Европы стали привозить кроссовки, джинсы, олимпийки. Сыграло и банальное удобство – кеды и кроссовки гораздо легче и комфортнее тяжелых высоких ботинок.
Скинхеды перенимают стиль casual. Многие покупают вещи из секонд-хендов, а кто-то даже специально выезжает заграницу, чтобы закупиться в иностранных секондах.
В первой половине 2000-х скины могли одеваться в джинсы и куртки от Levi’s, клетчатые рубашки Burberry, вещи от «правого» бренда Lonsdale, также Umbro.
Из кроссовок лучшими считались New Balance, а вот поло покупали от Lacoste или Fred Perry. Также носили бейсболки.
С 2010 до наших дней
В России в это время стало модно миксовать милитари со стилем casual. Носили футболки, камуфляжные штаны и кроссовки. Появился бред Thor Steinar, который выпускал идеальные для того времени вещи для скинхедов.
Немецкие фирмы Erik and Sons и ANSGAR ARYAN также пользовались спросом у скинов. И если первые выпускали вещи так или иначе связанные с язычеством (вещи с рунами и узорами), то вторые изготавливали куртки на молнии с надписью Swastika. Использовать этот символ запрещалось большинством стран Европы, а вот про надпись речи не было.
Сейчас скинхеды одеваются по-разному. Кому-то больше по душе джинсы, подтяжки и тяжелые ботинки, а кто-то предпочитает удобные кроссовки в сочетании с бомбером.
Движение скинхедов прошло длинный путь, вместе с этим менялась и их мода. Если изначально они реконструировали военную форму, то сейчас у них уже есть собственные бренды и элементы одежды.
Ультраправый ребрендинг
Еще недавно национал-социалиста или правого скинхеда сразу выдавал внешний вид. Куртка «бомбер», высокие ботинки, бритая наголо голова. Мода меняется, но, как бы ни менялся внешний вид, несмотря на отсутствие бритых голов и свастичных символов на рукаве, внутренний мир правой молодежи остается прежним.
С 1945–47 годов в Австрии и Германии законом (Wiederbetätigungsverbot) категорически запрещено восстановление нацистских организаций, а также полное или частичное использование символики Третьего рейха. В отличие от скандинавских стран наказание за нарушение этих запретов более суровое – высокие штрафы и даже тюремное заключение. Однако радикально настроенные ультраправые находят способы обходить закон.
«Неоодежда» для правой молодежи
Однако запреты на использование нацистской символики, повышенное внимание со стороны полиции к «бритоголовым», наравне с естественным ростом материального благосостояния последних (речь сегодня не идет об английских докерах и заводских рабочих начала 60-х, с которых все началось), заставили ультраправых скинхедов пересмотреть свой внешний вид. Современная униформа национал-социалиста – это тщательно подобранный гардероб, где каждый бренд говорит сам за себя. Совершенно не обязательно носить повязки со свастикой или кричащие значки с нацистской символикой, достаточно подобрать одежду определенных марок.
С формальной точки зрения – все по закону…
Одежда бренда «Thor Steinar», который стал одним из популярных производителей «униформы» для представителей правой субкультуры.
Фирма имеет весьма «скандальную репутацию», так как использует стилизацию под традиционную военную форму одежды времен Третьего рейха. Логотип фирмы, а также многочисленные принты являются комбинацией германских рун. Тема язычества подчеркивается используемыми элементами германской мифологии (такими как ворон, волки, имена богов — Тор, Балдер и других). В результате одного из разбирательств в 2004 году государственным судом города Кенигс-Вустерхаузен (Германия) было вынесено решение о конфискации изделий с логотипом торговой марки на всей территории ФРГ. Непосредственно после запрета марки «Thor Steinar» в Германии аналогичные меры были приняты и в Чешской Республике.
В 2006 году, в связи с незаконным изображением норвежского флага на одежде «Thor Steinar», правительство Норвегии призвало фирму к ответу. Флаг страны является символом норвежской демократии, но ассоциируется и с германскими народами, и поэтому стал жертвой злоупотребления со стороны ультраправых скинхедов.
Одежда марки Lonsdale популярна в субкультуре традиционных скинхедов и футбольных фанатов. Эта марка стала популярна также среди национал-социалистов, что отчасти объясняется тем, что когда футболка с этой надписью видна из-под расстёгнутой куртки, прохожим заметны только буквы NSDA, что почти соответствует аббревиатуре национал-социалистической немецкой рабочей партии (NSDAP). Негативный имидж среди антифашистов, геев и мигрантов этой марки стал причиной прекращения её продаж в ряде европейских магазинов.
Для восстановления своего имиджа марка запустила весьма сомнительную акцию Lonsdale Loves All Colours, в ходе которой одежду Lonsdale рекламировали чернокожие модели, а также спонсировала иммигрантские сообщества и кампании в защиту прав геев
Бренд «Consdaple» был основан Францем Глазауером (Franz Glasauer), долгие годы руководившим немецкими ультраправыми партиями «NDP» и «Die Republikaner». Конструкция слова «Consdaple» напоминает английское понятие «constable», обозначающее «охрана», и содержит ряд букв «NSDAP» (Nazionalsozialistische Deutsche Arbeiterpartei – национал-социалистическая немецкая рабочая партия). Если у логотипа «Consdaple» закрыть две первые и две последние буквы (например, расстегнутой кожаной курткой), то на виду останется сочетание букв «NSDA» или «NSDAP». Дизайн напоминает бренд «Lonsdale», чью одежду также носят в правой среде, однако «Lonsdale» давно борется с этим имиджем и даже участвовал в кампаниях против правой молодежи.
Одежду от «ультраправых производителей» можно купить и через Интернет. Эта услуга пользуется большой популярностью среди заинтересованных покупателей: ведь «виртуальный» магазин, в отличие от реальных, не попадает под наблюдение полиции.
Руководство клуба «Герта» немецкой Бундеслиги официально запретило посещать матчи команды болельщикам, представляющим правые экстремистские организации. В перечень запрещенных брендов, по которым идентифицируют правых экстремистов, вошли все те же «Thor Steinar», «Consdaple» и «Lonsdale».
Берлинская полиция также получила «черный реестр» марок, запрещенных к ношению самими сотрудниками правопорядка в служебное время, и этот список значительно шире: «Fred Perry», «Ben Sherman», «ACAB», «Alpha Industries», «Consdaple», «Lonsdale», «Pit Bull», «Outlaw», «Troublemaker» и «Thor Steinar».
Полиция не раз убеждалась, что люди, участвовавшие в нападениях на мигрантов, часто носят одежду «Thor Steinar». В связи с этим магазины, продающую одежду этой марки, находятся под пристальным наблюдением полиции. На государственном уровне, однако, закон о запрете «Thor Steinar»
Цифры 88 и 18 часто встречаются в неонацистской среде как закодированные буквы алфавита. 88 – HH – это аббревиатура, обозначающая Heil Hitler, a 18 – AH – Adolf Hitler. Чаще всего такую одежду выбирают не случайно, а чтобы продемонстрировать свою принадлежность к конкретной идеологии. Однако случается, что человек не знает о том, что означают цифры на его футболке. Так что при выборе одежды нужно быть внимательнее, а то полицейские могут принять за ультраправого. ©
Нацисты пробуждаются? Российские ультраправые вновь напомнили о себе
Этим летом после долгого перерыва российские неонацисты вновь стали попадать в сводки новостей. В частности, представители силовых структур пытаются представить ультраправые группы как «филиалы украинских радикалов». Между тем, по данным центра «Сова», в первом полугодии 2021 года в России впервые за много лет не зарегистрировано ни одного убийства на почве национальной вражды или ненависти. Нужно ли ждать нового роста активности ультраправых в России, разбиралось Радио Свобода.
Дела кованых сапог
«Спаси Россию от хачей! Россия для русских, Москва для москвичей!» – выкрикивая такие лозунги, группа бритоголовых молодых людей прогуливалась вечером в конце июня на западе Москвы. Вскоре у них начался конфликт с группой молодежи из Средней Азии и Кавказа. Видео их драки широко разошлось в интернете. Участники стычки задержаны, открыто уголовное дело.
В начале июня в Москве завели ещё одно дело о хулиганстве: рядом с местом проведения музыкального фестиваля «Рок кованых сапог» ультраправые напали на антифашистов. 15 экипажей полицейских задерживали и тех, и других. По уголовному делу проходят молодые люди противоположных взглядов.
ФСБ и МВД также регулярно отчитываются о задержаниях в разных городах участников группировки «Маньяки. Культ убийц». Представители силовых ведомств особенно подчеркивают, что группировка, по их версии, является украинский. Её идеология – people hate, радикальная версия неонацизма, адепты которой ненавидят не только инородцев или антифашистов, но и «обывателей», которые «не участвуют в борьбе».
В 2000-х неонацисты всерьез терроризировали российские города. На пике движения, в 2008–2009 годах, центр «Сова» фиксировал порядка 500 расистских убийств ежегодно. Несколько тысяч неонаци тогда оказались за решеткой и получили большие сроки, вплоть до пожизненного лишения свободы. Ждать ли сейчас нового подъема «расовой войны» на российских улицах?
Из любого чата
Националист Дмитрий Демушкин ведет собственную передачу на «Авроре», интернет-радио КПРФ, но известность он получил, возглавляя ныне запрещенную организацию «Славянский союз». Демушкин не видит сейчас перспектив для резкого роста ультраправых:
Администратор ультраправого ресурса «Сцена ненависти» скрывает свою личность. Он тоже не считает, что движение, в котором участвует много лет, сейчас на подъеме:
Он предполагает, что сейчас в России есть несколько тысяч молодых людей, симпатизирующих идеям Адольфа Гитлера, но говорит, что никого убивать абсолютное большинство из них не готово.
Не пропустить начало
Антифашисты, беседовавшие с Радио Свобода, считают, что проблема все же есть.
– К выборам активизируются все политические силы. Возможно, нацисты мобилизуются на случай нестабильности, которая может возникнуть в ходе предполагаемого трансфера власти. В обществе есть запрос на политические изменения, нацисты его тоже ждут и пытаются как-то подготовиться. Нацисты в России существуют. Их не так много, как в 2000-е годы, но они есть, объединены в маленькие группы. Сейчас они пытаются эксплуатировать образ Тесака как «мученика за всех русских». Очень важно не пропустить начало новой нацистской волны, – считает Сергей Петров, администратор телеграм-канала «Антифа.ру».
Все опрошенные Радио Свобода антифашисты сошлись во мнении, что именно медийное внимание к жизни и смерти Марцинкевича привело к тому, что неонацизмом вновь заинтересовались подростки.
– К ним приходят в основном молодые ребята: 10–11-й класс, колледжи, первые курсы института. Активизируются и более взрослые наци – хотят передать молодежи свой опыт. Особенно это видно по провинции: я сам из провинции, общаюсь с людьми из разных регионов. В городах-миллионниках силовики жестко всё контролируют, а в городах меньшего размера гораздо больше возможностей для создания таких структур, – рассказывает Максим Верцинский, участник проекта Antifa United.
Центр «Сова» много лет ведет мониторинг активности неонацистов в России. Директор «Совы» Александр Верховский также отмечает определенный рост активности ультраправых – одновременно со снижением их радикализма:
Правое движение в России. Взгляд изнутри
Про правое движение в России таким, каким оно стало в настоящее время, пишут многое. Кто-то его превозносит, кто-то — поддерживает и пропагандирует, а кто-то — нещадно критикует и даже насмехается. В любом случае, субъективных мнений навалом, однако я всё же решил написать данную небольшую статью, в которой расскажу вам о ситуации в данном лагере с позиции бывшего его участника, который по целому ряду причин идентифицировать себя как «правого» с недавнего мнения не имеет ни малейшего желания.
Наверняка, многие «правые» (далее — без кавычек) со мной не согласятся, но за 6 лет пребывания в их среде я так и не увидел у участников движения чёткой однозначной идеологии. Взгляды абсолютно разнородны, кто только под имперскими флагами не ходит: встречаются и монархисты-государственники, и авторитарии, и нацдемы, и национал-«социалисты», и безидейные субкультурщики, чей протест носит исключительно бытовой характер.
Государственничество и тяга к сильной руке порой принимает откровенно клинические формы
Более того — даже в национальном вопросе, главном для правого движения, встречаются
разногласия. Проистекает данное противоречие из размытости и стереотипизированности понятия «национализм». В правой среде можно встретить не только националистов, но и шовинистов, нацистов, расистов, фашистов и прочих людей, чьи взгляды на вопросы национальности зачастую рознятся. И если одни хотят очистить юридическим путём территорию РФ от мигрантов и вести политику в интересах русского большинства, то другим данных мер недостаточно — они мечтают о мировой гегемонии, истреблении инородцев по расовому признаку и беспрекословному подчинению оставшихся в живых Истинным Ариям. Что же касается социальных и экономических требований, то тут царит не меньшая неразбериха — кто-то ратует за частную собственность и замену «инородных» элит на русские, а кто-то грезит об огосударствлении экономики.
О социальном вопросе хочется пару слов сказать отдельно. Где-то после 2010го (по моим ощущениям) года правые активно взяли курс на массовое распространение своего влияния на сферы деятельности, ранее их не интересовавшие. Так появилась борьба за ЗОЖ, гуманитарные акции (посещение детдомов и больниц, помощь малоимущим) и борьба за умы трудового народа. Поход на социальную сферу породил самый неповоротливый и, не побоюсь этого слова, абсурдный отросток активизма — «Правый Первомай». Как известно, 1 мая 1886 года социалистические, коммунистические и анархические (читай — ненавистные правым) организации США и Канады устроили ряд митингов и демонстраций, выдвинув в качестве одного из основных требований введение восьмичасового рабочего дня. Однако, соблазн заявить о себе из года в год оказывается сильнее зубовного скрежета при упоминании левого лагеря, поэтому сторонники частной собственности и крепкого государства подгоняют грубым напильником откровенно социалистический и либертарный праздник под интересы нации.
Первомай под имперскими знаменем — знаменем царей, помещиков и угнетателей больше похож на злой оксюморон, нежели на праздник труда.
За идеологической чехардой следует не менее раздражающий фактор — это идеализация русского народа и попытка его искусственного очищения от нежелательных элементов. Правая пропаганда, сформировав в большинстве последователей чёткий стереотипизированный образ «Настоящего Русского Человека», сама себя загнала в маргинальный и идеологический тупик. Кто такой Русский мужчина в их представлении? Трезвый, успешный, гетеросексуальный и маскулинный человек славянской внешности, основной ценностью которого являются нация, семья, друзья, добро и справедливость. Русская женщина, в свою очередь, ассоциируется со скромной, здоровой девушкой, ставящей во главу угла семейный быт, чистоту крови и материнство. На деле же правые сталкиваются не только с подходящими под данный образ представителями нации, но и с пьющими, равнодушными, эгоистичными, недалёкими русскими мужиками, с курящими развратными и расчётливыми девушками, с люмпенизированной и деградирующей русской молодёжью. Нет ничего странного в том, что подобный диссонанс приводит к частичной русофобии, которая начинает выражаться в каком-то полуистеричном отсеивании неугодных им черт. Так начинают рождаться тезисы «кто пьёт — тот не русский», неугодные элементы русского народа нарекаются «россиянами», поддерживающие левые идеи — «жидами» и «совками», а в стане «истинно русских» остаются лишь сами правые + некий процент тех, кто подходит хотя бы под 70% условий (как мне сейчас кажется — под 100% не подходят даже большинство самих радетелей-моралистов).
Конечно, в 2010—2012 году правым, благодаря ЗОЖ-тематике удалось набрать неплохую массу трезвой и перспективной молодёжи. Русские пробежки, славянские забавы и прочие культурно-оздоровительные мероприятия, ставшие ответом на алкоголизацию и деградацию населения, притянули большое количество русских спортсменов и противников вредных привычек. Однако, набрав поддерживающую их критическую массу, правые не смогли сделать последующий шаг, шаг политический, и яркий пример тому — движение «Сопротивление», так резко набравшее популярность и так же резко заглохнувшее в самом разгаре своей деятельности. Движение, которое могло вывести около тысячи хорошо физически подготовленных, решительных активистов на зимние анти-едросовские протесты, так и не смогло сориентироваться по ходу протестов, и, судя по мнению со стороны, превращается ныне в законспирированный спортивный кружок, поругивающий и обличающий власть. Само же ЗОЖ-движение выродилось в акции турникменов, последователей успешного коммерческого проекта «Миша Маваши» и стало ассоциироваться у целевой аудитории как немного двинутая секта инакомыслящих. Вообщем, хотели как лучше, а получилось как всегда — те, кого пытались образумить, насмотрелись на ЗОЖ до такой степени, что стали бухать еще сильнее.
Очередная неэффективная агитация
Так и маятся правые, выдумывая, кто же такие русские — то ли непьющие, то ли рожающие, то ли не верящие телевизору. И никак не могут понять, что русских, прежде всего, нужно обозначить как общность, способную объединиться ради единой цели, хотя объединение по национальному признаку, как бы этого не хотели сторонники единства нации, не разрешает острых социальных и классовых противоречий.
Конечно, путаница и неопределённость — это не первопричины неудач правого движения. Рыба гниёт с головы — и голова в данном случае у движения похожа на смесь фильма ужасов и цирка. С одной стороны — ультраправые радикалы, расисты, нацисты, чьи циничные убийства инородцев, рассуждения на тему расового превосходства, hate-edge и экстравагантная точка зрения на мировую историю привлекают лишь радикализированные и отчаявшиеся элементы социума, но никак не массы. С другой стороны — поткины и дёмушкины, чьи слова зачастую одиозны, а действия оппортунистичны, марцинкевичи, чьё стремление к материальной выгоде и красивой жизни превращает идеологию в красочное шоу с фаллосами, скрытой рекламой и рэпом на СпасибоЕва, крыловы, соловьи и торы, выглядящие откровенно смешно благодаря своим попыткам отбелить национализм от налета скинхед-нулевых. Лидеров, за которыми потянулся бы простой народ, лидеров не медийных, не скомпроментированных, в движении нет. Нет в движении Буданова, нет Гюрзы, нет эдакого Бодрова-младшего, за которого адекватная часть национально мыслящих людей встала и пошла бы умирать ради своей «великой цели».
И после подобных представлений правые искренне верят в поддержку народных масс
А, собственно, в подобной среде им очень тяжело появиться. Конечно, она обладает умными и думающими людьми, заявлять о том, что среди правых сплошь дебилы и дегенераты — так же глупо, как и заявлять о том, что все анархисты — педики, наркоманы и космополиты. Того же Тихонова, почитав его письма из заключения, нельзя назвать дебилом или быдлом, те же Крылов и Соловей являются интеллигентами, тот же Просвирнин, несмотря на его комплексы и фантазии — весьма начитанный и образованный человек. Есть среди правых и добрые, ранимые русские, которые приходят в soft-организации, видя несправедливость и безнаказанность на улицах своих городов. Я даже больше скажу — таких если и не большинство, то процентов 50 точно, да и сам русский национализм — по большему счёту ответная реакция на государственную политику. Чеченские войны, терракты, нерегулируемая миграция, сдерживание кавказской проблемы финансами и карт-бланшем на безнаказанность — все эти меры и приводят к правым подавляющее большинство аудитории. Но не стоит так же отрицать, что среди правых присутствует немалое количество каких-то, пардон, клинический идиотов, маргиналов и закомплексованных личностей. Особенно ярко это стало проявляться после популяризации интернета. Нежелая видеть истинных причин своего столь печального положения, они верят и пропагандируют идеи «жидовского заговора», «оккупации Руси», ратуют за приход к власти сильного тоталитарного лидера, Царя, изобличают христианство, страдают неаргументированной ненавистью ко всем представителям других национальностей, не делая никаких исключений.
Например, додуматься до того, что миграция — это проблема, порождённая исключительно капитализмом, что для исчезновения мигрантов с улиц городов нужно бороться именно с ним, а не резать «оккупантов» в темных арках, клинические идиоты правого движения просто не в состоянии. П