как освоить бухгалтерский учет самостоятельно с нуля
Бухучет с нуля за 25 минут для бамбуковой выхухоли
Не удивляйтесь, дорогие мои читатели блога Финвер! Я знаю, что Вы знаете основы бухучета!
А как же! Вы же у меня финансовые директора, собственники бизнеса и бухгалтеры! Улыбнулись, мои таланты? Да-да, я всех помню, люблю и благодарю за обратную связь!
А теперь внимание, вопрос:
Итак, давайте начнем. В бухучете есть:
Для того, чтобы показать перечень активов организации, в бухучете принято использовать план счетов (цифровые коды). Например,
1. План счетов иногда изменяют. Наш план счетов введен с 2001 года, до этого был другой план счетов и коды были другие. С 1 января 2001 года всё поменяли и бухгалтерам пришлось срочно переучиваться.
Наша компания приобрела акции ОАО «Бонолит» на сумму 1300000 рублей.
Зайдите в план счетов и найдите, на каком счете бухгалтерского учета их учесть?
Здесь есть небольшой уставный капитал, который владелец компании внес при регистрации, прибыль и большая задолженность перед поставщиками. Можно сказать, что почти все товары, которые имеются у компании, поставщик дал в долг. Деньги нужно будет вернуть.
Обратите внимание, что имущество и источники этого имущества равны по сумме.
Управленческий баланс, по своей природе, ничем не отличается от бухгалтерского, просто он составлен для собственника и включает в себя данные сразу по нескольким компаниям.
Однако, у финансового директора он почему-то не сходится.
Составьте баланс! И не забудьте проставить счета по плану счетов.
Это не важно, смогли Вы решить задачу сразу или нет, важно то, что Вы в итоге поняли решение.
А еще это реальный и очень полезный прием, который пригодится на практике. Теперь Вы можете легко решить проблему, которая в 99%(. ) случаев возникает при составлении управленческого баланса.
Если Вам понравилось думать над этой задачей, я предложу Вам следующую, а она еще сложнее.
Путеводитель для бухгалтеров новичков: с чего начать изучение бухучета?
Здравствуйте, друзья!
На работе было несколько свободных часов и я решила пробежаться по главным новостям бухгалтерского мира. На одной из страниц обнаружилась весьма интригующая реклама, компания обещала обучить бухучету за месяц и нескромное вознаграждение. Во мне взыграло самолюбие, я училась бухгалтерскому делу 5 лет, а тут месяц и готово. Как?
Друзья, если вы решили обучиться бухучету, обходите подобных «педагогов» стороной. Я решила сделать краткий тезисный путеводитель, который даст понимание об объемах и основных темах предстоящей учебы, он поможет сохранить время, отсеять тонны лишней информации и не затронет кошелек.
Будем считать это вводным занятием по бухучету, в статье я расскажу:
Обратите внимание на основные понятия, они будут встречаться на протяжении всего процесса обучения. От слов к делу!
Как найти и выбрать полезную информацию?
Вы начали искать информацию о бухучете. Возможно заходили в книжные магазины и просматривали литературу в разделе «Бухгалтерский учет» и «Самоучители…». Воспользовались Интернетом и обнаружили еще больше книг и рефератов. Оказалось, что информации просто море, не так ли?
И что же вы делали дальше?
Уверен, вы начинали читать эти книги и рефераты. Вы тратили время и усилия, чтобы понять этот бухучет. А чаще получалось, что было все больше и больше непонятного, ведь так? Все реже и реже вы помнили о том, с чего начинали и куда двигаетесь. Вы ловите себя на мысли, что пытаетесь заучить все понятия и определения бухучета, а продвижения вперед практически нет, верно?
И в голове начинает крутиться один неразрешенный вопрос:
«Так с чего же начать изучать бухучет?»
У меня есть хороший опыт делать так, чтобы у начинающего бухгалтера изучение бухучета происходило просто, быстро и эффективно. И в этой статье, я поделюсь с вами некоторыми пунктами для быстрого изучения бухучета. Ведь вы этого хотите, не правда ли? Как и я в свое время искал план с чего начать изучать бухучет.
И перед тем, как я напишу последний пункт, хочу отметить, что изучение бухучета по этим пяти пунктам, необходимо подкреплять практическими заданиями. Обязательно различными практическими заданиями на одинаковые ситуации. Также необходимо задавать вопросы, дабы начинающий бухгалтер через размышления и ответы начал улавливать суть и взаимосвязи между получаемыми знаниями.
Я заметил, что такой подход быстрее позволяет начинающему бухгалтеру просто изучить бухучет и становится легче устраиваться на работу и сразу приступать к ведению участков бухучета.
Для этого пункта необходимо иметь продуманные последовательные практические задания и наставника. Задача же наставника будет в том, чтобы связать полученные ранее знания с правильным их применением на практике.
Для начинающего бухгалтера такой подход – это блестящая возможность научиться практическому бухучету, наряду с нужной теорией и заделом на будущее. И все это возможно достичь в рекордно короткое время, поскольку в голове начинающего бухгалтера при изучении бухучета не будет «каши», неверных убеждений и выводов, и вопросов, на которые не найдены ответы.
Основные понятия
Бухгалтерский учёт — упорядоченная система сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии имущества, обязательств организации и их изменениях (движении денежных средств) путём сплошного, непрерывного и документального учёта всех хозяйственных операций.
Объектами бухгалтерского учёта являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.
Основной задачей бухгалтерского учёта является формирование полной и достоверной информации (бухгалтерской отчётности) о деятельности организации и её имущественном положении, на основании которой становится возможным:
Внутренние пользователи бухгалтерской отчётности — руководители, учредители, участники и собственники имущества организации.
Внешние пользователи бухгалтерской отчётности — инвесторы, кредиторы, государство.
Бухгалтерский учёт тесно связан с налоговым и управленческим учётом
Как самостоятельно изучить бухучет?
Бухгалтерский учет является ключевым процессом и одним из основополагающих факторов успешного ведения бизнеса, независимо от размеров и оборотов фирмы. В то время как крупные компании содержат в штате довольно многочисленные бухгалтерские отделы (либо пользуются услугами сторонних фирм, оказывающих бухгалтерские и аудиторские услуги), на небольших конторах может работать лишь один бухгалтер.
При работе индивидуальным предпринимателем зачастую необходимо обладать навыками самостоятельного ведения бухгалтерского учета без помощи специалистов. В данном случае может появиться необходимость разобраться в бухучете, чтобы самостоятельно его вести. Кроме того, хорошие знания бухгалтерского учета можно использовать для трудоустройства на должность бухгалтера.
Учтите, что для получения профессионального бухгалтерского сертификата необходимо прослушать определенное количество часов, которое может быть эквивалентно полноценному обучению в колледже.
С какими документами нужно ознакомиться начинающему бухгалтеру?
Итак, вы решили стать бухгалтером. Отличный выбор! Профессия — востребованная и высокооплачиваемая, но и ответственная. Ошибка бухгалтера может очень дорого стоить фирме. Поэтому важно быть высококвалифицированным специалистом.
Что для этого нужно? Во-первых, отличное знание теории, а во-вторых, хорошие навыки работы с бухгалтерской программой, как правило, это «1С: Бухгалтерия».
Если у вас нет экономического образования, а работа нужна срочно, то можно пойти на ускоренные курсы. Их плюсы: обучение у преподавателей-практиков, выдается документ об образовании.
При отсутствии возможности или необходимости в таком обучении можно получить знания самостоятельно. Минимум, что нужно это наличие компьютера и доступа в интернет.
Начать лучше с теории. Обязательно ознакомиться со следующими нормативными документами:
В налоговом кодексе прочесть хотя бы главы о:
Так как законодательные акты написаны достаточно сложно для восприятия новичкам, то дополнительно почитать статьи на специализированных сайтах. Удобно, что на таких сайтах, еще можно отслеживать новости об изменениях в законодательстве, а также пообщаться на форуме с коллегами, которые могут дать дельный совет новичку.
Желательно еще купить книгу по теории бухучета, просмотрев их несколько в магазине, выбрать ту, которая больше всего понравится. Тогда большая вероятность, что вы ее прочтете.
После ознакомления с теорией, следует приобрести навыки работы с программой 1С: Бухгалтерия. Как вариант, купить лицензионную версию. Но удобнее и экономнее воспользоваться, становящимся все более популярным сервисом, а именно удаленным доступом к программе.
Например, существуют компании на сайтах которых, можно получить доступ к любому продукту 1С. Сделать это совсем не сложно, для этого нужно пройти регистрацию.
Как я начинала изучать бухгалтерию — практический опыт
Начала с того, что просто разложила документы по порядку. Разделила их так:
После того, как все разложено и подшито, можно браться за журналы-ордера:
После всего этого заполняю главную книгу, потом по ней готовлю оборотно-сальдовую ведомость и все, готово!
Полезные советы
Полезные советы для начинающих изучать бухучет
Используйте форумы по бухучету – задавайте вопросы. Но помните, что работающие бухгалтера по-другому видят бухучет, чем начинающие. А потому их ответы могут внести ясность и понизить «температуру вашего мозга», а могут еще и подогреть.
Когда не знаете с чего начать – лучше не начинайте вообще. Сбережете силы, время, избежите стрессов. Собственная «психика» скажет вам спасибо. А если желание работать в сфере бухучета не исчезнет, тогда начинайте действовать не прямо, а особым образом. Сделайте немного шаг назад, чтобы потом сделать несколько шагов вперед.
Устройтесь на работу оператором, но туда, где работа больше связана с учетом. К примеру, не оператор на заправочной станции, а оператор на выписку или приход товаров в какой-нибудь небольшой фирме. Это могут быть торгующие розничные точки на оптовых базах.
Смысл здесь в том, что в этой работе вы начнете познавать «кухню» складского учета. И, кстати, этот учет является составляющей частью бухучета. Вы начнете работать с документами, с их разнесением в программу, с отчетами.
Но главная заслуга такого подхода в том, что ваш мозг начнет сопоставлять абстрактные термины с их практическим проявлением. Через многократное повторение появится если уж и не понимание, то запоминание его. Например, говоря, инвентаризация – мы подразумеваем целый набор конкретных действий, как на складе, так и в программе.
В этом решении есть еще один бонус. Если вы будете хорошо справляться со своей работой, то вам начнут поручать делать некоторые операции, связанные с бухучетом. Вот так постепенно может начаться ваше изучение бухучета. Скорей всего этот процесс может занять не меньше года.
С чего начать изучение бухгалтерского учета. Общие советы
С чего начать изучение бухгалтерского учета. Общие советы
Бизнесмену полезно знать бухгалтерский учет. Но перспектива изучать его самостоятельно пугает. Интернет переполнен противоречивыми статьями и платными курсами, с чего начать непонятно, а сам учет кажется запутанным и сложным.
На первый взгляд кажется, что на изучение бухучета уйдет не один год, но все намного проще. Начинать надо с азов, постепенно переходя к более сложным вопросам. Будьте готовы, что некоторые моменты в учете будут непонятными. Не паникуйте, вернитесь на шаг назад и подробнее разберитесь с тем, что кажется неясным или слишком сложным.
Зачем руководителю изучать бухгалтерский учет
Причины две: порядок и контроль. Грамотный учет помогает руководителю контролировать положение дел и оставаться в курсе финансового состояния предприятия.
Бухгалтерский учет собирает и систематизирует информацию об обязательствах и ресурсах организации в денежном выражении. Если его вести правильно, учет превратится из утомительной обязанности в инструмент управления. Правильно организованный учет наводит порядок эффективнее бизнес-тренингов.
Основная задача бухучета — формировать полную и достоверную информацию о состоянии финансовом положении на любую дату. Если вы умеете читать эту информацию, вы будете в курсе текущей ситуации финансово-хозяйственной деятельности организации. Вас уже не сможет обмануть недобросовестный бухгалтер-фрилансер, а возможные проблемы с доходом будут видны заранее.
Какие официальные источники нужно прочесть
Налоговый Кодекс Российской Федерации. Обратите внимание на главы о налогах на добавленную стоимость, прибыль и доходы физических лиц.
Все это написано специфическим языком, который тяжело разобрать. Но общее представление об этих документах поможет лучше ориентироваться в теме и видеть противоречия в популярных статьях.
С чего начать изучение бухучета
Получить начальные представления о бухучете и принципах его ведения поможет литература «для чайников». Например, книга Тамары Беликовой «Бухгалтерский учет от нуля и до баланса».
В учебных пособиях есть простейшие задачи на составление проводок и расчет баланса. Порешайте учебные задачи, попробуйте составить свои на их основе. Если вы справитесь, считайте, что бухгалтерским учетом вы владеете.
Пользуйтесь информационно-правовыми порталами «Гарант» и «Консультант». Все, что пишут в книгах и статьях, проверяйте там. Так вы глубже разберетесь в учете и застрахуете себя от ошибок. Законы меняются регулярно, а книги и статьи устаревают и содержат неточности.
Еще полезно пройти удаленные курсы. Для начала простые и бесплатные, чтобы начать ориентироваться в теме. Например, бесплатный курс «Бухгалтерия для начинающих».
Консультируйтесь везде, где можно задать свой вопрос и получить ответ. В социальных сетях, на Ютубе и на специализированных форумах, например, на форуме «Гаранта» в разделе для финансистов.
С консультантами действует то же правило, что и с книгами и статьями: проверяйте по официальным источникам. Сведения устаревают, а людям свойственно заблуждаться.
Как организовать бумажные документы
Тех, кто берется за учет, пугает большой объем бумажных документов, но справиться с ним несложно. Нужна система папок и дисциплина.
Постарайтесь не копить кучу документов в надежде, что потом аккуратно их разберете. Сразу аккуратно складывайте все поступившие бумажки по соответствующим папкам.
Примерные названия папок:
Закупки — для документов от поставщиков товаров, канцтоваров, рекламных материалов и услуг. Если вы занимаетесь торговлей, разделяйте поставщиков товаров и поставщиков услуг. Акт, Счет-фактуру и Счет храните вместе. Договоры на разовые поставки можно хранить вместе с комплектом документов по контрагенту. На постоянные — договоры аренды, договор на телефонную связь и интернет — лучше хранить в отдельной папке.
Поставщики — для договоров с постоянными поставщиками товаров и услуг.
Продажи — для подписанных актов с клиентами, которые выписываете вы, и накладных на продажу товара. Акт подтверждает, что ваш клиент принял услугу, без акта у него есть возможность потребовать возврата денег.
Клиенты — для договоров с клиентами. Если вы оказываете регулярные услуги, подписанный сторонами договор — важнейший документ, защищающий ваши права в споре с клиентом и в суде.
Госорганы — даже если вы сдаете отчетность по интернету, отчет в бумажном виде лучше хранить в отдельной папке.
Касса — кассовые приходные и расходные ордера. По ним подготавливается кассовая книга.
Банк — банковские выписки в хронологическом порядке, платежки раскладываются по дням.
Если у вас много платежных документов, можно разделить документы по видам платежей.
Если вам сложно вести столько папок, а документов мало, купите одну большую архивную папку и складывайте документы туда. Можно сортировать по датам. Как минимум вся бухгалтерия у вас будет в одном месте.
Бухучет для начинающих
Расскажем, из чего состоит первичный учет и какие сервисы помогут бухгалтеру быстрее справляться с первичными документами и не делать ошибок.
Первичные документы — основа бухгалтерского и налогового учета. Они подтверждают доходы, расходы и правильность расчета налогов. Разберемся, какие бывают первичные документы и в каких случаях их используют.
Обработка первичных документов не требует особых навыков и умений. Обычно эту работу поручают рядовому бухгалтеру, который получает первичку, проверяет ее и делает бухгалтерскую проводку. Но даже в этом деле бывают ошибки. Расскажем, как происходит обработка первичных документов и как ее автоматизировать.
Новый бланк транспортной накладной применяют с 1 января 2021 года. Оформлять его должны все три стороны сделки по перевозке товаров: отправитель, перевозчик и получатель, а иногда еще и экспедитор. Расскажем, что изменилось в бланке и как его заполнять.
Бухучет строго опирается на документы, которые имеют юридическую силу. Их называют первичными: они служат первым и главным основанием для отражения в учете покупки, продажи, аренды и других операций. Расскажем о первичных документах и правилах работы с ними.
Крупные организации нанимают целый бухгалтерский отдел, чтобы справляться с объемным учетом, и в бухгалтерии обязательно есть специалист, который занимается первичной документацией. Разберем обязанности бухгалтера по первичке и особенности его работы.
Закон устанавливает правила ведения первичной документации, а при проверках контролирующие органы часто находят в документах ошибки и нарушения. Это приводит к штрафам и доначислениям налога. Расскажем о правилах ведения документации и основных выявляемых нарушениях.
Основные сложности бухгалтера чаще всего связаны с обработкой первичной документации. На ввод бумажных документов в учет специалисты тратят до 70% рабочего времени, а в конце отчетного квартала вынуждены работать в авральном режиме. Квалифицированные бухгалтеры часами вручную переписывают данные из бумаг в программу, хотя с этой задачей справился бы и ученик младшей школы. Расскажем как автоматизировать этот процесс.
При отгрузке товара компания может составить товарно-транспортную и транспортную накладную — к тому же требования к последней изменились с начала 2021 года. Расскажем в статье, как сделать выбор.
С электронными документами работает все больше компаний. В 2021 году завершился эксперимент по переходу на электронные кадровые документы. Расскажем в статье о правилах работы с цифровыми документами, о требованиях и возможностях.
Бухгалтерия для всех: как быстро выучить и понять бухгалтерский учет самостоятельно
Раскрываем секреты о том, как понять бухгалтерский учет
Если вы учитесь на специальности, связанной с бухгалтерским учетом или аудитом, то уже знаете, как много – нет, не много, а оооооочень много литературы есть на эту тему! А все потому, что и людей, совершено не разбирающихся в этой непростой науке, тоже очень много. Вот мы и решили выяснить, какие есть хитрости, советы и приемы, которые ответят на вопрос: как понять и выучить бухгалтерский учет самостоятельно и не сойти с ума?
Популярная бухгалтерия: советы для «чайников»
О том, как понять бухгалтерский учет, у профессионалов есть свое мнение. Мы собрали здесь самые полезные рекомендации, которые сэкономят вам время на чтении бесполезных книг и позволят раз и навсегда разобраться с дисциплиной.
Научно-популярная бухгалтерия: как понять бухгалтерский учет, чтобы все и сразу
Запоминать с умом будет тяжело, поэтому запаситесь витаминами и таблетками для улучшения памяти.
Наставник должен быть, чтобы направить в нужное русло и вернуть с ложного пути.
Вот, пожалуй, самые основные рекомендации от профессиональных бухгалтеров, которые ждут, пока вы смените их на их нелегком поприще. Если же вам не удается вовремя успеть с контрольной, курсовой или дипломной по бух.учету или аудиту, знайте: наши авторы набили себе руку на таких работах и с радостью окажут вам любую помощь в данной тематике.
Наталья – контент-маркетолог и блогер, но все это не мешает ей оставаться адекватным человеком. Верит во все цвета радуги и не верит в теорию всемирного заговора. Увлекается «нейрохиромантией» и тайно мечтает воссоздать дома Александрийскую библиотеку.