как открыть расчетный счет частнопрактикующему оценщику
Частнопрактикующему оценщику
Индивидуальному предпринимателю о статусе «Частнопрактикующий оценщик»
Уважаемые члены РОО!
В 2008 году Минфин России опубликовал разъяснение (письмо Минфина России от 26 ноября 2008 г. N 03-04-06-01/354) что, в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 227 НК РФ, лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от такой деятельности, в соответствии со ст. 227 Налогового кодекса.
В связи с передачей с 1 января 2017 года налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование (Федеральный закон от 3 июля 2016 г. № 243-ФЗ, «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей с 1 января 2017 года налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»), с 1 января 2017 года п.6 ст. 83 Налогового кодекса дополнен следующим абзацем:
«6. … постановка на учет арбитражного управляющего, оценщика, медиатора, патентного поверенного осуществляется налоговым органом по месту их жительства на основании сведений, сообщаемых в соответствии со статьей 85 настоящего Кодекса.
В свою очередь, п.4 ст.85 Налогового кодекса, с 1 января 2017 года дополнен следующим абзацем:
«4. … уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, оценщиков, медиаторов, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц о членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о внесении изменений в ранее сообщенные сведения…».
В связи с вышеперечисленным, постановка на учет члена саморегулируемой организации оценщиков (СРОО) в качестве частнопрактикующего оценщика осуществляется налоговым органом на основании сведений, переданных Росреестром. Передача таких сведений происходит на основании межведомственного документооборота между Росреестром и налоговым органом.
По мнению Минэкономразвития России и ФНС РФ, если оценщик не передает в СРОО, членом которой он является, информацию о месте работы по трудовому договору в юридическом лице (оценочной компании), то он считается частнопрактикующим оценщиком и ставится налоговым органом в таком качестве на учет с доначислением ему страховых взносов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
04.08.2020 вступили в силу изменения в приказ Минэкономразвития России от 23 июля 2015 г. № 497 «Об утверждении Перечня сведений, включаемых в сводный реестр членов саморегулируемых организаций оценщиков, Порядка формирования, ведения, опубликования сводного реестра членов саморегулируемых организаций оценщиков, Порядка представления саморегулируемой организацией оценщиков в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение сводного реестра членов саморегулируемых организаций оценщиков, сведений о внесении изменений в реестр членов саморегулируемой организации оценщиков и об основаниях внесения таких изменений».
Обращаем внимание, что оценочная деятельность – профессиональная деятельность субъектов оценки, направленная на установление в отношении объектов оценки рыночной, кадастровой, ликвидационной, инвестиционной или иной предусмотренной федеральными стандартами оценки стоимости, соответственно оценщики, осуществляющие деятельность в качестве ИП (предпринимательская деятельность), нарушают требование статьи 4 135-ФЗ, и самостоятельно несут все возможные риски.
Запись вебинара от 27 октября 2020 г. «Частнопрактикующий оценщик: вопросы и ответы»
http://sroroo.ru/press_center/events/results/3386309/
ОТВЕТ БАНКА РОССИИ НА ЗАПРОС РОО О ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЧАСТНОПРАКТИКУЮЩИМ ОЦЕНЩИКОМ РАНЕЕ ОТКРЫТОГО НА
НЕГО РАСЧЕТНОГО СЧЕТА
Ассоциация «Русское общество оценщиков» направила в запрос в ФНС России с просьбой разъяснить, может ли частнопрактикующий оценщик в своей профессиональной деятельности использовать расчетный счет, ранее открытый на него как на физическое лицо.
В поступившем ответе Банка России содержится следующая информация:
«…в отношении использования оценщиков ранее открытого счета «в своей профессиональной деятельности», то есть для совершения операций, связанных с частной практикой, отмечаем, что законодательство не содержит запрета на совершение сторонами договора действий по актуализации договорных отношений в связи с изменением статуса клиента».
При этом частнопрактикующий оценщик также может открыть новый расчетный расчет для совершения операций, связанных с частной практикой.
Расчетный счет для частной практики
В соответствии с ФЗ «Об оценочной деятельности в РФ» деятельность оценщиков может осуществляться только по трудовому договору с юридическим лицом или самостоятельно, занимаясь частной практикой. П. 2.3 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И предусматривает открытие расчетного счета для лиц, занимающихся частной практикой.
Как открыть расчетный счет для частнопрактикующего оценщика? Какие документы понадобятся?
Для открытия счёта понадобятся:
Свои контакты для открытия счёта можно оставить на сайте:
Или написать их тут, вы передадим ребятам, чтобы с вами связались и обсудили все детали 🙂
Счёт можем открыть онлайн, встречу провести по Skype или Viber.
Актуальные тарифы для расчётного счёта можно посмотреть здесь:
Для открытия счёта понадобятся:
Свои контакты для открытия счёта можно оставить на сайте:
Или написать их тут, вы передадим ребятам, чтобы с вами связались и обсудили все детали 🙂
Счёт можем открыть онлайн, встречу провести по Skype или Viber.
Актуальные тарифы для расчётного счёта можно посмотреть здесь:
Никакого свидетельства о постановке на учет в налоговой они не выдают! У них даже такой формы нет. Третий год бьемся! И сейчас не будут выдавать!
Зачем вам квалификационный аттестат. Оценку заказать хотите?? А вам какой именно из трех нужен?
В каком виде вы представляете себе финансовую отчетность «Если вы работаете больше трёх месяцев». Чью отчетность.
Здравствуйте.
Ответим по порядку, чтобы ничего не упустить.
1. Свидетельство о постановке на учёт — это ИНН физического лица. Его можно получить в налоговой.
2. Квалификационный аттестат нужен для проверки возможности проведения оценочной деятельности. Этот документ выдаётся на основании решения ФБУ «Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров». Без этого аттестата оценщик утрачивает право осуществлять оценочную деятельность.
3. В качестве финансовой отчётности подойдёт декларация, которая сдаётся в налоговую. Если работаете на упрощёнке, и декларацию ещё не сдавали за этот год, можно будет предоставить её после сдачи.
4. Если реестр саморегулируемой организации оценщиков открытый, то выписка не понадобится.
Здравствуйте.
Ответим по порядку, чтобы ничего не упустить.
1. Свидетельство о постановке на учёт — это ИНН физического лица. Его можно получить в налоговой.
2. Квалификационный аттестат нужен для проверки возможности проведения оценочной деятельности. Этот документ выдаётся на основании решения ФБУ «Федеральный ресурсный центр по организации подготовки управленческих кадров». Без этого аттестата оценщик утрачивает право осуществлять оценочную деятельность.
3. В качестве финансовой отчётности подойдёт декларация, которая сдаётся в налоговую. Если работаете на упрощёнке, и декларацию ещё не сдавали за этот год, можно будет предоставить её после сдачи.
4. Если реестр саморегулируемой организации оценщиков открытый, то выписка не понадобится.
3. Декларацию сдают работающие на УСН. И 1 раз в год. Вам зачем она за 2019? А если работал наемным? А если не работал? И вообще, какое вам дело до отчетности? Как она влияет на открытие счета??
4. См. выше и изучайте действующее законодательство.
Резюме: кроме паспорта и выписки из СРО вам ничего не надо.
Вот, кстати, перечень документов, которые запрашивает ВТБ. Ну так, к сведению:
1. Копию свидетельства и выписку о членстве в СРО.
2. Копию договора и полиса страхования ответственности оценщика.
Добрый вечер!
Всё уточним и вернёмся с ответом 🙂
1. 153-И Банка России «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов», а именно пункт 4.8, говорит о лицах, занимающихся частной практикой. Для открытия им счёта кроме документа, удостоверяющего личность, предоставляется свидетельство о постановке на учёт в налоговом органе.
2. Квалификационный аттестат в любом случае должен быть у оценщика, всё верно. Поэтому предоставление документа не должно принести неудобства.
3. На основании 499-П до приёма на обслуживание кредитная организация обязана идентифицировать клиента. При идентификации клиента происходит сбор сведений. Среди сведений, подлежащих сбору кредитной организацией, присутствуют сведения : «Сведения (документы) о финансовом положении (копии годовой бухгалтерской отчетности (бухгалтерский баланс, отчет о финансовом результате) и (или) копии годовой (либо квартальной) налоговой декларации с отметками налогового органа об их принятии или без такой отметки с приложением либо копии квитанции об отправке заказного письма с описью вложения (при направлении по почте), либо копии подтверждения отправки на бумажных носителях (при передаче в электронном виде). » В связи с этими положениями мы запрашиваем финансовую отчётность. Но это не обязательный документ, положение носит рекомендательный характер.
4. Также по 153-И для открытия счёта клиент обязан представить документы, предусмотренные настоящей Инструкцией, а также иные документы в случаях, когда законодательством Российской Федерации открытие счёта обусловлено наличием документов, не указанных в настоящей Инструкции. Для осуществления оценочной деятельности необходима сдача квалификационного аттестата, поэтому по инструкции мы можем запрашивать аттестат.
Частнопрактикующим оценщикам (Часто задаваемые вопросы)
Порядок постановки на налоговый учет оценщика, занимающегося частной практикой, предусмотрен статьями 83 и 85 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 4.1 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций оценщиков, обязан не позднее 10-го числа каждого месяца сообщать в налоговый орган по месту своего нахождения сведения за предшествующий месяц об оценщиках, занимающихся частной практикой, – членах соответствующих саморегулируемых организаций, внесенных в сводные реестры членов указанных саморегулируемых организаций, исключенных из таких реестров, о прекращении оценщиком занятия частной практикой.
В соответствии с пунктом 1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации лица, занимающиеся в установленном действующим законодательством порядке частной практикой, производят исчисление и уплату налога на доходы физических лиц по суммам доходов, полученных от такой деятельности.
Пунктом 1 статьи 346.12 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налогоплательщиками упрощенной системы налогообложения признаются организации и индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения и применяющие ее в порядке, установленном главой 26.2 Налогового кодекса.
Статьей 419 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что оценщики, занимающиеся частной практикой, являются плательщиками страховых взносов.
Размер страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 2020 год:
Величина дохода за расчетный период не превышает 300 000 рублей
Величина дохода плательщика за расчетный период превышает 300 000 рублей
32 448 рублей плюс 1,0 процента суммы дохода плательщика, превышающего 300 000 рублей за расчетный период
Размер страховых взносов на обязательное медицинское страхование за 2020 год:
В случае если оценщик совмещает частную практику и предпринимательскую деятельность, то такой плательщик, независимо от постановки его на учет в налоговом органе по одному или более основаниям, однократно уплачивает фиксированные платежи по страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размерах, установленных пунктом 1 статьи 430 Налогового кодекса Российской Федерации, независимо от количества видов осуществляемой деятельности, и доплачивает на свое пенсионное страхование 1,0% с суммы совокупного дохода от всех видов осуществляемой деятельности, превышающей 300 000 руб. за расчетный период.
В соответствии с пунктом 2.3 Инструкции Банка России от 30.05.2014 N 153-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам), депозитных счетов» расчетные счета открываются юридическим лицам, не являющимся кредитными организациями, а также индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, занимающимся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, для совершения операций, связанных с предпринимательской деятельностью или частной практикой.
Новости
14.08.2020 состоялся открытый вебинар, посвященный вопросам налогообложения частнопрактикующих оценщиков. Спикерами выступили сотрудники Ассоциации и Оценщики, а также представители смежных сфер деятельности, которые занимаются частной практикой в соответствии с налоговым законодательством.
На вебинаре прозвучали — ответы на часто задаваемые вопросы, касающиеся работы оценщиком в качестве частного практика:
Вопрос
Ответ / комментарий
Какая система расчета налогов для частнопрактикующего оценщика?
Возможно ли будет заключение договоров муниципальных и государственных Заказчиков с ЧПО?
Кто платит НДФЛ и взносы в ПФР и ФСС в таком случае?
Касса онлайн обязательна для ЧПО? Если Заказчик (частное лицо) оплачивает через банк (не онлайн)?
Как оформлять документы от ЧПО?
Исключений нет, в документах должны быть все реквизиты, соблюдая требования ФЗ № 402-ФЗ к первичным документам.
Как и какой порядок открытия расчетного счета?
п. 2.3., 4.7., 4.8. Инструкции Банка России от 30.05.2014 № 153.
Документы, необходимые для открытия счета:
Выписка из реестра членов СРОО и договор обязательного страхования.
В соответствии с ст. 11 ФЗ № 135-ФЗ, п. 6 ФСО № 3: «Отчет…., а также скреплен личной печатью оценщика или оценщиков либо печатью юридического лица, с которым оценщик или оценщики заключили трудовой договор».
Как вести раздельный учет доходов от ЧПО и ИП?
Раздельные расчетные счета.
Необходимо подготовить учетную политику, в которой прописать раздельный учет.
Какие расходы можно будет применять при ЧПО?
Какие подтверждающие документы нужны для расходов?
Поименованные в гл. 25 НК РФ «Налог на прибыль».
Оформленные в соответствии с законодательством РФ первичные документы (акт, накладная, счет-фактура или упд., договоры и пр.).
письмо Минфина России (один раз оплатить взносы [1] [2] ), то возникает необходимость формирования учетной политики, как документа.
Как оформлять договор на оказание услуг по оценке для ЧПО?
В договоре указывается информации о членстве в СРОО и ЧПО (в реквизитах ФИО, ИНН, паспортные данные, почтовый адрес, расчетный счет).
Какую декларацию подавать?
Какая сумма взносов в ПФР и ФСС в 2020 году для ЧПО?
32 448,00 руб. (ПФР) + 8 426,00 руб. (ОМС) = 40 874,00 руб.
Можно ли участвовать в торгах (по 44-ФЗ или 223-ФЗ) оценщику-ЧПО?
[1] Письмо Министерства Финансов Российской Федерации от 04.12.2019 N 03-15-05/94107
[2] Письмо Федеральной Налоговой Службы от 24.06.2019 N БС-4-11/12211 «Об обложении страховыми взносами»
«Трудно донести до заказчика, что мы не рисуем стоимость»: сколько зарабатывает оценщик
В Москве
В этом выпуске оценщик из Москвы рассказывает, какие сложности возникают при оценке недвижимости, бизнеса или объектов, которые планируют изъять под государственные нужды, сколько нужно заплатить, чтобы попасть в профессию и остаться в ней, и что выгоднее: работать за оклад или на себя.
Это история читателя из Сообщества Т—Ж. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Выбор профессии
Я попал в профессию волею случая. Посмотрел колледжи у себя в Люберцах, почитал описания специальностей, меня заинтересовала «оценка технического состояния зданий». Поступить было несложно. Я должен был научиться выявлять скрытые дефекты объектов с помощью специального оборудования, определять, какие ремонтные и реставрационные работы нужны, чтобы здание не разрушилось.
Отучившись в колледже и отдав положенный год российской армии, я начал искать работу. В 2013 году на рынке труда под мою специальность подходили две профессии: сотрудник бюро технической инвентаризации — БТИ и помощник оценщика. Меня заинтересовала вторая вакансия. На собеседовании я прошел тест на знание орфографии и математики, что после армии оказалось довольно проблематичным, но меня взяли. Моя начальная ставка была 15 000 Р из-за отсутствия какого-либо опыта. За два года работы оклад постепенно поднялся до 40 000 Р : в первый раз мне повысили зарплату после испытательного срока, а потом по усмотрению начальства повышали примерно раз в полгода.
Первое время было довольно сложно понять, что я вообще делаю. Суть работы мне объяснили так: «Вот „Эксель“, куда нужно вносить какие-то данные, вот документ, куда нужно что-то писать». От специальности в колледже профессия отличалась тотально, в работе мне пригодилось немного: расчет физического износа, умение читать чертежи, понимать ценообразование в смете. Оценка технического состояния и оценка рыночной стоимости — понятия далекие друг от друга. Первое предполагает строительно-технический уклон, а второе — экономический.
Я помогал оценщику искать информацию о ценах — объявления о продаже участков, зданий, гаражей, домовладений, делал пробу расчетов стоимости объектов и готовил первоначальный отчет, то есть описывал объект оценки и составлял анализ рынка. И если в других компаниях начинающие помощники пробуют себя в оценке простых объектов — квартир и машин, — то мне «повезло» с самого начала оказаться в проектах по изъятию имущества для государственных нужд с кучей проверяющих, знающих твое ремесло в сотни раз лучше тебя. Государственные нужды определяются адресно по инвестиционной программе: это может быть строительство школ, больниц, дорог, станций метро, благоустройство. Для этого участок изымается, строения сносятся, а собственнику выплачивается компенсация, величину которой определяют оценщики.
Мне приходилось сидеть ночами, отвечать на замечания проверяющих — заказчика-застройщика и департамента городского имущества, срочно поднимать знания в различных отраслях оценочной деятельности.
Можно работать оценщиком и без образования, СРО, страховки и прочего, но без права подписи. То есть в отчете оценщиком будет указан кто-то другой. Ты не будешь нести никакой ответственности за отчет, но мало кому такой специалист нужен, зарплата меньше, чем у оценщика, и непонятны перспективы.
С января 2018 года оценщиков обязали сдавать квалификационный экзамен по направлению, которым хочешь заниматься: это может быть оценка недвижимости, движимого имущества или оценка бизнеса. Можно сдать один экзамен, два или все три. Сейчас у меня три квалификационных аттестата.
Экзамен сложный. Когда его только сделали обязательным, все оценщики, как молодые, так и с большим стажем, пошли его сдавать. Уже действующим оценщикам нужно было сдать хотя бы один квалификационный экзамен, иначе они теряли право вести оценочную деятельность с перспективой вылететь из СРО. А начинающих оценщиков не приняли бы в СРО. Экзамен на тот момент можно было сдать только в Москве. Люди со всей России писали заявления в федеральный ресурсный центр, который принимал этот экзамен, чтобы их внесли в список претендентов на сдачу. Я, как и все остальные, ждал месяцами своей очереди. Списка вопросов толком не было, было непонятно, к чему готовиться. В оценочной среде часто говорили, что этот экзамен «не на вход в профессию, а на выход из нее», потому что вопросы и задачи не соответствовали практике. К тому же некоторые ответы, которые система засчитывала как правильные, были неверными — приходилось их оспаривать.
В марте 2018 года я наконец-то сдал необходимые экзамены. Для того чтобы стать оценщиком с правом подписи отчетов, мне понадобилось 4 года и 2 месяца.
3 года и 6 месяцев, чтобы получить высшее образование. Очень повезло найти ускоренное дистанционное обучение на основе моего диплома из колледжа.
6 месяцев, чтобы пройти профессиональную переподготовку на оценщика.
2 месяца, чтобы подготовиться к квалификационному экзамену.
На образование, госпошлины и страховку ушло порядка 250 тысяч рублей.
Расходы оценщика
Суть профессии
Оценщик устанавливает рыночную стоимость объекта и составляет отчет в соответствии с законом «Об оценочной деятельности» и федеральными стандартами оценки. Отчет содержит в себе задание на оценку, применяемые стандарты оценки, принятые при проведении оценки допущения, сведения о заказчике и об оценщике, подписавшем отчет, основные факты и выводы, описание объекта оценки, анализ рынка, описание процесса оценки объекта, копии документов оценщика, копии документов, представленных на объект оценки.
Я чаще всего оцениваю недвижимость. Время оценки зависит от сложности объекта: можно управиться за три дня, а можно целый месяц провозиться с одним объектом. Проще всего оценивать квартиры и машины, дольше всего — имущественные комплексы, бизнес.
«Как считается стоимость объекта?» — это второй по популярности вопрос после «А сколько стоит моя квартира/офис/машина?». Если коротко, у нас есть три основных подхода: сравнительный, доходный и затратный.
Сравнительный подход. Я нахожу аналогичные объекты, выставленные на продажу, сравниваю, вношу корректировки в стоимость. Например, если аналогичные объекты упали в цене, то и объект оценки упадет в цене, ведь разумный покупатель не купит объект за 6 млн, если есть аналогичное предложение за 4 млн.
Доходный подход. Я рассчитываю, какой доход может приносить объект, определяю рыночную стоимость. Этот подход не используется при оценке жилья или автомобилей.
Мне нравится, что почти каждый новый проект не похож на остальные, нет рутины, всегда открываешь что-то новое для себя. Бывают объекты и вовсе уникальные, где необходимо почитать спецлитературу или методологические материалы. Например, какой-нибудь плавкран во Владивостоке или ноу-хау из Сколково, когда я считал с помощью данных заказчика, сколько понадобилось денег на исследование и создание патента на изобретение — катодную массу на батарейках, на зарплату сотрудникам, аренду оборудования, помещения, рекламу и прочее. Сейчас я начал осваивать оценку компаний, разбираться в финансовом анализе, особенностях бухучета, делать прогнозы, ковыряться в расшифровках. Это интересно, меня радует, когда я понимаю, что скрывается за цифрами.
Из трудного в работе — донести до заказчика, что мы не художественный кружок и не рисуем стоимость, а считаем ее. И несем ответственность за то, что укажем в отчете. Бывает, пытаются подкупить. Так что лучше договориться на берегу, чего хочет заказчик и соответствует ли его желание действительности. Если он хочет за свой магазин 100 млн, а на рынке он может стоить не более 60 млн, то лучше сразу отказаться от оценки.
Заказчик может оспорить итоговые числа, бывают и конфликты. Если конфликт не удается решить, заказчик может подать жалобу в СРО или заказать экспертизу отчета, подать в суд. Самое безобидное, что может быть за ошибочную оценку, — потребуется переделать отчет. В худшем случае — разборки с заказчиком, судебные разбирательства, взыскание от СРО. Если судом доказано, что из-за отчета оценщика заказчик понес убытки, то есть страховка.
В процессе работы часто обнаруживаются скрытые факты. Например, сравниваешь фото и поэтажный план и видишь неузаконенную перепланировку. Или после того, как сделал прикидку стоимости какого-нибудь ООО «Рога и копыта», в предоставленной расшифровке баланса я вижу, что часть дебиторки давно просрочена, стоимость компании меняется, заказчик нервничает, и все в этом духе. А бывает, просят оценить здание на земельном участке и выясняется, что этого здания уже год как не существует. Примеров масса, как и нюансов. Вся наша профессия из таких нюансов и состоит.
Место работы
Оценочные компании могут различаться по направлению деятельности: есть универсальные, есть те, что занимаются только оценкой квартир и машин, есть нацеленные на определенные заказы — например, оспаривать кадастровую стоимость.
Обычно в оценочных компаниях есть оценщики и их начальник — руководитель службы оценки. Руководитель распределяет нагрузку между оценщиками, общается с заказчиками, принимает заказы, проверяет отчеты по необходимости. Если в компании есть менеджеры, то они ведут переговоры с заказчиками, собирают документы, проводят согласования и отправляют отчеты. Если менеджеров нет, то составление договоров, сбор документов, общение с заказчиками тоже ложится на оценщика.
За семь лет в профессии я сменил две оценочные компании и уже два года работаю в консалтинговой фирме, где помимо оценщиков есть бухгалтеры, аудиторы, юристы. Здесь гораздо удобнее работать, так как вопросы, выходящие за рамки знаний оценщика, можно обсудить с коллегами. Атмосфера более благоприятная, чем на предыдущих моих местах работы, потому что нет повальной нагрузки, как в типичных оценочных компаниях, которые я называю соковыжималками. В таких местах нескончаемый поток заказов и вечно горящие сроки.
Рабочий день
9:53. Сажусь на экспресс-электричку и доезжаю до Казанского вокзала. Я почетный донор России с пропиской в Москве, поэтому проезд для меня бесплатный. Плачу только за маршрутки.
Донором я стал в 2010 году. В студенческие годы хотели пойти с другом платно, но дошел в итоге один, решил первый раз сдать кровь бесплатно. После этого стал интересоваться темой, узнал про инициативную группу «Доноры — детям», начал сдавать кровь адресно. Потом начал ходить в Детский онкоцентр имени Дмитрия Рогачева, где дети лечатся от рака крови. Случайно увидел там лысого ребенка, идущего с капельницей, которого под руки вела мама с каменным лицом. Это произвело на меня сильное впечатление. В ноябре 2019 года мне там вручили значок и удостоверение почетного донора.
10:30. Прихожу в офис.
10:40—11:00. Проверяю почту, определяю задачи на день: что сделано, что готовится к осмотру, что нужно сделать сегодня.
11:00—14:00. Составляю отчеты, общаюсь с заказчиками. Этапы работы с заказчиками обычно такие: заказчик выбрал меня как исполнителя, звонит, говорит, что за объект, для каких целей оценка. Я выставляю цену за услуги, прошу список документов, мы договариваемся об осмотре объекта, если это материальный актив.
14:40—17:30. Продолжаю работать.
18:00. Ухожу с работы на тренировку. У меня есть хобби — огненные шоу. Я учился сначала по видео с «Ютуба», потом пришел в коллектив, сначала мы только тренировались вместе, затем начали составлять программы и ездить на заказы: выступаем с огненным реквизитом на мероприятиях в выходные. Прайс на мероприятия — от 500 до 3000 Р за выступление. Сейчас занимаюсь больше для себя, езжу на мастер-классы, выступаю на фестивалях.
Случай
В 2018 году мне пришлось проводить оценку трех морских судов по состоянию на 1 января 2007 года. К 2018 году корабли были давно ликвидированы, аналогичных объектов не было. Оценка судов — тема интересная, но тут надо хорошенько попотеть над учебниками, методология оценки выходит за рамки того, что обычно преподают оценщикам. Мучились месяц, разные методы давали совершенно разный результат. В итоге копнули глубже, разобрались и защитили отчет в суде. Рыночная стоимость морских судов была в несколько раз больше той стоимости, по которой их продали. А суда были государственные со всеми вытекающими из этого последствиями.
Подработки
Друзья порекомендовали мне открыть ИП, чтобы начать вести свои проекты по оценке. Я подал заявление в свою саморегулируемую организацию, а потом получил в налоговой уведомление о постановке на учет в качестве частнопрактикующего оценщика. Открыл расчетный счет и начал писать отчеты от своего имени.
Поначалу искать проекты было сложно. Нужно было понять, как себя рекламировать, где искать заказчиков, в каких банках проходить аккредитацию и многое другое. Через два года я собрал команду из своих друзей и теперь предлагаю не только услуги по оценке, но и услуги кадастрового инженера и юристов разных направлений. С коллегами мы обмениваемся клиентами на безвозмездной основе, иногда задаем вопросы, помогаем друг другу. Каждый зарабатывает сам, а если требуется провести что-то через ИП, я не возражаю. Своим помощникам, которые отправляются на осмотры объектов, я плачу от 1000 до 10 000 Р в месяц в зависимости от количества заказов.
Доходы и расходы
У меня очень маленькая зарплата для московского оценщика: обычно она все-таки от 40 тысяч до 100 тысяч рублей. Но, учитывая небольшую нагрузку и лояльное отношение по многим вопросам, доход вполне приемлемый. Зато у меня есть время для работы над личными проектами — для меня сейчас это важно. Правда, во время самоизоляции клиентов почти не было.
Подработки приносят от 10 тысяч до 60 тысяч рублей в месяц. Зависит от того, сколько клиентов я найду. Можно за счет одного клиента с оценкой доли в бизнесе заработать 80 тысяч, а можно оценить 10 ипотечных квартир для Сбербанка по 4000 Р каждая и получить чистыми 25 тысяч.
Но я стал задумываться об ипотеке, поэтому начинаю внимательнее следить за тратами, чтобы накопить на первоначальный взнос.
В феврале 2020 года я открыл брокерский счет и начал инвестировать. Сделки провожу 1—2 раза в месяц. Очень хочется иметь собственное жилье и стабильный пассивный доход. Поэтому я решил откладывать деньги не на депозиты, а в акции компаний — голубых фишек.
Будущее
Я хочу и дальше сам писать отчеты, пробовать себя в новых проектах. Пока доход у меня очень нестабильный, но я хочу, чтобы в будущем он был не менее 60 тысяч рублей. Хочется найти пул постоянных заказчиков и уйти полностью на удаленную работу. Представляю себя пишущим отчет на ноутбуке где-нибудь на пляже под зонтиком.
Такой пул можно сформировать, если качественно выполнять работу для всех заказчиков. Я дружу с риелторами, а у них часто возникают клиенты по ипотеке, где нужна оценка. В идеале хорошо получить контракт с паевыми инвестиционными фондами, у которых каждые полгода проходит переоценка имущества, но с ИП они не дружат.
Недавно я на месяц уезжал в Питер, работал удаленно. Помощники в Москве осматривали объекты, сшивали отчеты, подписывали их. Мне так понравился этот опыт, что захотелось и дальше месяцами жить в других городах.
Через три часа после того, как я вышел на работу, я задал себе вопрос, зачем я вернулся. Заказов на оценку в фирме почти нет, поэтому мне дают задания, не связанные с моей профессиональной деятельностью. Я не против — оклад ведь нужно как-то отрабатывать.
В декабре начальство предложило поменять условия сотрудничества: выходить раз в неделю в офис, остальное время оставаться на удаленке. С понижением оклада, но с премией от заказов, когда они будут. В целом это очень даже неплохо: уменьшается стабильный оклад, но появляется свободное время и стимул к развитию. В общем, кризис внес свои коррективы.
Профессии. Читатели делятся профессиональным опытом.