как платится ндфл ип на осно
НДФЛ для ИП на общем режиме: как считать и платить НДФЛ
Здравствуйте! Сегодня поговорим про НДФЛ для ИП на ОСНО. Наконец-то, уважаемые читатели, мы добрались до темы уплаты налогов индивидуальным предпринимателем в случае, когда он не переходит на какой-нибудь спецрежим (упрощенку, вмененку или патент), а остается на ОСНО. Какие налоги ему нужно платить? На общем режиме основных налога два: первый – налог с доходов, второй – НДС.
Содержание
Налог с доходов для ИП и юрлиц разный:
Сегодня речь и пойдет об особенностях уплаты НДФЛ физлицами, зарегистрированными в качестве ИП. А особенностей здесь довольно много.
Все мы привыкли, что НДФЛ – налог, который работодатель удерживает у нас из зарплаты (это я сейчас об обычных работниках). Для ИП расчет и уплата этого налога с доходов, полученных от предпринимательской деятельности, выглядят по-другому.
Итак, обо всем по порядку!
Как рассчитывается НДФЛ для ИП
Формула расчета налога НДФЛ выглядит так:
НДФЛ = (Полученный доход – Налоговые вычеты – Авансовые платежи) * Ставка
А теперь о каждой составляющей этой формулы по очереди.
Полученный доход
Для расчета налога ИП учитывает в доходах все поступления в денежной и натуральной форме, а также суммы материальной выгоды. Где получен этот доход – на территории РФ или за ее границами – неважно. Весь список доходов переписывать не будем, смотрите ст. 208 НК РФ.
Важно! Если в отношении разных видов доходов установлены разные ставки, то ИП должен обеспечить раздельный учет таких доходов и определять налогооблагаемую базу отдельно по каждой из ставок.
Налоговые вычеты
При расчете НДФЛ предприниматель имеет право использовать все полагающиеся ему виды налоговых вычетов: стандартные, имущественные, социальные, инвестиционные и т.д. Для того чтобы учесть такие вычеты при расчете налога, их придется подтвердить необходимыми документами.
Но важнейшее значение для обычного ИП на общем режиме имеет профессиональный вычет: он позволяет учесть при расчете налога все произведенные в процессе ведения бизнеса расходы. А вот здесь не все так просто:
Что получается? Получается, что если у вас расходы очень большие, то без подтверждающих документов учесть их при расчете налога вы не сможете, поэтому максимально собирайте все подтверждающие бумажки.
Если у вас расходы небольшие, то нет смысла заморачиваться с их подтверждением – вы сможете вычесть 20% от суммы дохода. Ну и, логичный вывод, что если у вас расходы совсем маленькие, то выгоднее использовать именно второй вариант расчета профессионального вычета в виде 20% от доходов.
Авансовые платежи
ИП на общем режиме в течение года должен платить авансовые платежи. Всего их три:
Важно! Авансовые платежи по НДФЛ для ИП считает не сам предприниматель, а налоговая! Налоговики делают расчет либо на основании предоставленных ИП сведений о предполагаемом доходе, либо на основании декларации за прошлый год. Налоговая присылает уведомление с расчетом – вы оплачиваете аванс по этому уведомлению.
Ставка НДФЛ для ИП
Основная стандартная ставка установлена в размере 13%. Ставка 30% установлена для случаев, когда ИП признается нерезидентом РФ.
Расчет налога НДФЛ по итогам года
На протяжении года ИП согласно полученным из налоговой уведомлениям уплачивает авансы. Затем после завершения года делает окончательный расчет, сдает декларацию и либо доплачивает налог, либо возвращает излишне перечисленную в течение года сумму.
Порядок действий в течение года
Ниже приведен порядок действий для только что зарегистрировавшегося ИП:
Важно! Для ИП, которые работают не первый год и уже отчитывались перед налоговой декларацией 3-НДФЛ, первые три пункта из приведенного порядка действий выполнять, конечно же, не нужно. Налоговая сделает расчет авансов по информации из 3-НДФЛ за прошлый год.
Пример: как налоговая считает авансы? Здесь цифры можно прикинуть самим. Например, вы сообщаете, что предполагаемый доход за год составит 400 тыс. руб. Соответственно, налог будет равен 400 тыс. руб. * 13% = 52 тыс. руб. За полугодие аванс составит 52 тыс. руб. / 2 = 26 тыс. руб., за 3 и 4 кварталы по 52 тыс. руб. / 4 = 13 тыс. руб.
Отчетность ИП по НДФЛ
Здесь важно отметить три вида отчетов, касающихся именно НДФЛ:
Важно! 4-НДФЛ подается один раз. Но, в принципе, может быть такая ситуация, что надо подать корректировочную декларацию. Такая необходимость возникает в случае резкого изменения условия бизнеса, из-за которых предполагаемый доход изменяется в большую или меньшую сторону более чем на 50%.
Если ваш предполагаемый доход сильно возрос, то сдавать заново 4-НДФЛ необязательно – все, что вы не заплатите авансами, вы заплатите при окончательном расчете по итогам года. А вот при резком снижении дохода 4-НФДЛ все-таки лучше подать – это выгодно именно ИП. На основании новой информации налоговики пересчитают авансы, и вы их в течение года уже не будете переплачивать.
Заключение
Ну вот и все основные моменты, касающиеся уплаты предпринимателями НДФЛ. Отмечу, что ИП при сдаче декларации должен также учесть и доходы, которые он получил просто как физлицо.
Спасибо за очередную статью про осно, но давайте ближе к практике: расскажите какие расходы можно учитывать к вычету: затраты на бензин, на бизнес-ланч, на канцтовары… В общем огласите список пожалуйста и есть ли предел этой суммы. Например слышал что можно вычесть из доходов расходы в пределах 90 тысяч на бензин за год, так ли это?
Спасибо.
ИП на ОСНО при расчете НДФЛ в составе профессионального вычета может учесть такие же расходы, как юрлицо на ОСНО. То есть, расходы определяются в соответствии с главой НК РФ «Налог на прибыль», см. кодекс со ст. 252.
Основные группы таких расходов: материальные расходы, расходы на оплату труда, амортизация, прочие расходы — все вместе они составляют расходы на реализацию продукции, работ, услуг. Плюс отдельно идут внереализационные расходы, например, безнадежные долги, потери в результате стихийных бедствий и т.д.
Что включается в эти группы — смотрите НК РФ. Перечислять здесь все подряд не имеет никакого смысла, это будет не статья, а цитаты из налогового кодекса.
Что касается расходов, которые вы указали в вопросе.
Расходы на канцтовары входят в состав прочих расходов — их можно учесть без проблем.
Бизнес-ланч — если вы имеете в виду бесплатное питание для работников, то да, это можно учесть, такой пункт есть в составе расходов на оплату труда. Если вы просто пошли пообедать в соседний ресторан — то учесть в расходах это вряд ли получится. К расходам всегда предъявляются особые требования: он должен быть документально подтвержден и экономически обоснован. Экономически обоснован — значит, направлен на получение прибыли. Классифицировать обед именно таким образом вряд ли получиться, да и сумма за него может быть не 200 руб, а 1200 — как вы будете рассказывать налоговой о расходах на свой обед каждый день по 1200 руб. Вообщем, здесь все очень проблематично.
Расходы на бензин — это расходы на ГСМ, относятся к группе материальных расходов. Учитываются во всей сумме, если документально подтверждены и реально использовались для ведения деятельности. Про 90 тыс. — не знаю, откуда вы слышали. Если слышали, в следующий раз спрашивайте, что это за правило такое и каким документом установлено. Возможно, речь шла о каких-то нормах затрат. Ничего о таком ограничении вам сейчас сказать не могу. Приведу пример: ИП на ОСНО, занимающийся грузоперевозками, который постоянно ездит на своей машине, вряд ли тратит за год на бензин всего лишь 90 тыс руб., тратит он гораздо больше — и учитывать в расходах вполне может всю сумму своих расходов на топливо.
И еще по расходам, в статье об этом написано. Есть подтверждающие документы по ним — вычитайте всю их сумму. Нет документов — можете вычесть максимум 20% от суммы доходов.
Спасибо за ответ.
Есть у меня еще один вопрос не по теме, не знаю освещался он на этом сайте или нет. Раз Вы спец по налогам, то вероятно и по обязательным платежам в ПФР тоже разбираетесь, а значит наверняка в курсе, что существует такая нелогичная на мой взгляд вещь, как платеж в ПФР 1% с дохода свыше 300 000р. (ИП на ОСНО). К ПФР вопросов нет, они получили цифру от налоговой, что мой доход к примеру 2 млн. рублей за год. Таким образом я обязан заплатить 17 000р. НО дело в том, что эти два миллиона это то, что поступило на мой счет от покупателей, а мои расходы, которые к примеру составили 1,9 млн. не учитываются. То есть мой чистый доход, то, что я получил и с чего плачу НДФЛ всего лишь 100 тыс., а налоговая считает, что мой доход это 2млн., с которой я и плачу этот процент. Считаю это крайне нелогично и недоработано. Я получил 100 т.р., с них заплатил НДС + НДФЛ это около 27т.р., плюс фиксированный платеж в ПФР 23153,33 и еще и 17т.р. этот процент. ИТОГО платежи: 67 153р.
Насколько я знаю при других режимах это как-то более логично оплачивается, учитываются расходы.
В связи с этим вопрос: Может где-то есть норма, судебная практика, рекомендации минтруда или еще какого-либо органа по этой теме, что при определении моего дохода в целях оплаты этого процента, могу учитываться мои расходы?
В нэте ответа не нашел. Звонил в ПФР, в налоговую, бесполезно.
Все форумы перерыл, многие задаются этим вопросом.
На других режимах это тоже также: на усн независимо от объекта налогообложения берутся все доходы, на енвд и патенте — весь вменённый и потенциальный доход за год соответственно. Тут ничего не поделаешь, так вот считается дополнительный взнос. Я совсем недавно где-то видела новость, что эта тема обсуждается, вполне возможно законодательство поменяют. Если будут изменения, то мы обновим статьи по этой теме на сайте.
Алексей, взносы в ПФР 1% можно вернуть обратно!
Дарья, а можно в расходы вносить взносы в ПФР?
Да, конечно, можно. Фиксированные взносы за себя относятся на расходы, так же, как и при УСН-Доходы минус расходы
Спасибо. А 1% с превышения 300 000-00, то же можно или только фиксированный взнос?
Все аналогично фиксированным взносам
1. А если мне ошибочно перевели пару миллионов и я их вернул, мне все равно с них процент платить в пфр? Налоговая видит? А если двадцать миллионов будет, этож катастрофа!
2. Нужно ли документально подтверждать при отчете по ндфл, что я делал платежи в пфр, в банк за его услуги оплачивал? В сбере сказали что мне эти доки не нужны, налоговая все равно видит выписку из банка.
1. В таких ситуациях придётся давать объяснения, причём довольно убедительные, поэтому таких «ошибочных» переводов лучше избегать
2. Вы ип? Вы в кудир тогда отражаете взносы как расход на основании своей платежки и выписки банка, какие документы вы от них ещё хотите?
1. Как и когда давать объяснения? У меня был заказ например на миллион, но потом отметился и деньги я вернул. В кудир и отчете по НДС естественно этого не показывал. Налоговая увидет это движение средств? Учтет это в моих доходах/расходах при проверке отчетности по ндфл?
Объяснения налоговая может запросить, если будет вас проверять. Тогда и будете объясняться.
В вашем случае, это была не ошибка, а аванс за заказ, который потом отменили. Если будут вопросы, то у вас же есть документальное подтверждение операций? Когда вам перечисляли аванс, клиент в платежке наверняка писал: оплата за такие-то услуги по такому-то договору. Вы, когда ему возвращали деньги, должны были указать что-то типа: возврат аванса по такому-то договору. В КУДИР это все отражается также. Это как пример. Платежки есть, выписка банка есть — объяснить сможете. Если все нормально оформлено, то об этом и спрашивать не будут.
Вот именно! Спрашивать не будут — просто передадут сумму «дохода» включая эту переплату ошибочную в пфр, а те взыщут свой процент! Мне нужно, чтобы эти цифры не фигурировали! И я к вам обращаюсь с вопросом, налоговая ВИДИТ МОЮ ВЫПИСКУ из банка и все эти поступления/расходы будет учитывать или ВИДИТ ТОЛЬКО ТО,ЧТО Я УКАЗЫВАЮ В ДЕКЛАРАЦИИ И КУДИР?? Как эта цифра в пункте Доходы в моей декларации формируется? Как недопустить переплаты?
Налоговая видит то, что вы написали в декларации и в ПФР она передает цифру дохода из декларации. Увидеть что-то еще, ту же самую выписку, она может только при проверке, когда запросит документы у вас и, если понадобиться, у банка.
Кроме того, с 2017 года взносы передаются под администрирование налоговой, так что разбираться теперь будете только с ней.
А как быть с банком? Я оплачиваю ведение счёта, оплачиваю комиссию за платежи и прочее движение денег на счёт/со счёта. Когда позвонил в банк и спросил про документы для отчетности, они сказали, что налоговая и так увидит всё через банковскую выписку… Может конечно сотрудник не компетентный попался, но про документы узнать не удалось. Если при расчёте с поставщиками делаются накладные, акты выполненных работ, упд, то какие документы нужно делать при расчетах с банком и где их взять, может в банк надо идти и там чтоб сделали или просто бухгалтер согласно выписке составляет отчётность?
Эти расходы вы отражаете на основе выписки банка
Минфин напомнил ИП на ОСНО, как им рассчитывать НДФЛ по повышенной ставке
С 1 января 2021 года часть доходов, превышающая 5 млн рублей в год, облагается НДФЛ по ставке 15%. Это правило относится в том числе к доходам от предпринимательской деятельности, которые получает ИП на общей системе налогообложения (ОСНО). При этом предприниматель вправе уменьшить сумму подлежащих налогообложению доходов на сумму профессионального налогового вычета. Такие разъяснения приведены в письме Минфина от 08.10.21 № 03-04-07/81767, которое ФНС направила подчиненным для использования в работе (письмо от 12.10.21 № БС-4-11/14449@).
Авторы письма напоминают, что физлица, зарегистрированные в качестве ИП, самостоятельно исчисляют и уплачивают НДФЛ по доходам от предпринимательской деятельности (ст. 227 НК РФ). Доходы, полученные от предпринимательской деятельности, относятся к основной налоговой базе (подп. 9 п. 2.1 ст. 210 НК РФ). НДФЛ нужно рассчитать по ставке:
При этом нужно учитывать положения пункта 3 статьи 210 и пункта 1 статьи 221 НК РФ. Из этих норм следует, что при определении основной налоговой базы в отношении доходов от предпринимательской деятельности ИП на ОСНО вправе уменьшить сумму подлежащих налогообложению доходов на сумму профессионального налогового вычета. Его размер равен сумме фактически произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов, но не может быть более суммы доходов от ведения предпринимательской деятельности.
Общая система налогообложения (ОСН, ОСНО) в 2021 году
Что такое ОСН
Общая (стандартная) система налогообложения – это самый сложный режим налогообложения из всех существующих в России, характеризующийся большим количеством налогов, обязанностью ведения полного бухгалтерского и налогового учета.
На ОСНО по умолчанию переводятся все предприниматели и организации, не определившиеся с выбором системы налогообложения при регистрации, а также те, которые больше не вправе применять ни один из специальных налоговых режимов: УСН, ПСН и ЕСХН.
На общую систему не распространяются никакие ограничения по видам деятельности, количеству сотрудников, полученным доходам и т.д. Как правило, большинство крупных компаний работает на ОСНО и как плательщики НДС предпочитают также работать с теми, кто платит этот налог.
В каких случаях применение ОСНО выгодно
Применять общую систему налогообложения выгодно:
Переход на ОСНО в 2021 году
Для того, чтобы начать работу на ОСНО сразу после регистрации бизнеса, подавать в ИФНС уведомление о применении ОСНО не нужно. Все организации и ИП автоматически переводятся на данный режим, если при регистрации или в течение 30 дней после нее ими не был выбран иной режим налогообложения.
Обратите внимание! С 2021 года компании и ИП не могут применять систему ЕНВД — она отменена. Все плательщики, не перешедшие на иные режимы, с 1 января были автоматически переведены на ОСНО. Дополнительно никаких действий для перехода им предпринимать не нужно.
Переход с УСН на ОСНО
Для перехода на ОСНО с УСН необходимо в срок до 15 января года, с которого планируется переход на общий режим, подать в налоговую инспекцию по месту учета уведомление об отказе от применения УСН по форме № 26.2-3.
В случае, если до 15 января уведомление подано не будет, перейти на ОСНО можно будет только со следующего года.
Добровольный переход на ОСНО возможен только со следующего календарного года, но в случае если организация или ИП утрачивает право на применение УСН, они автоматически считаются переведенными на ОСНО с того квартала, в котором допущено несоблюдение условий применения УСН.
Переход с ЕСХН на ОСНО
Для перехода на ОСНО с ЕСХН необходимо в срок до 15 января года, с которого планируется переход на общий режим, подать в налоговый орган по месту учета заявление об отказе от применения ЕСХН по форме № 26.1-3.
Добровольный переход на ОСНО возможен только со следующего календарного года, но в случае если организация и ИП утрачивают право на применение ЕСХН, они автоматически считаются переведенными на ОСН с начала того отчетного (полугодие) или налогового (год) периода, в котором допущено несоблюдение условий применения ЕСХН.
Повторно перейти на ЕСХН можно только спустя один год после утраты права на применение ЕСХН.
Переход с Патента на ОСНО
Перевод на ОСН с ПСН осуществляется по истечение 5 дней с даты представления в налоговый орган заявления о прекращении деятельности на патенте. При утрате права на применение патента предприниматель переводится на общую систему с начала периода на который был получен патент.
Какие налоги необходимо платить на общей системе налогообложения в 2021 году
Основные налоги ОСНО
Обратите внимание! В 2020 году сроки уплаты налогов и подачи отчетности для некоторых ИП и организаций были перенесены в связи с эпидемией коронавируса. Однако теперь все отсрочки закончились. Подробно о сроках переноса читайте в статье.
В таблица ниже представлены все основные налоги, которые необходимо платить на ОСНО:
Вид налога | Налоговая ставка | Срок уплаты | Кто платит |
---|---|---|---|
Налог на прибыль организаций | 20% | ИП | |
НДС | 0%, 10%, 20% | Не позднее 25 числа каждого месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (кварталом) по 1/3 суммы каждый месяц или единой суммой до 25 числа месяца, следующего за прошедшим кварталом | Организации и ИП |
Налог на имущество организаций | не > 2,2% (устанавливаются местными властями) | Налог и авансовые платежи уплачиваются согласно срокам, устанавливаемым нормативными актами субъектов РФ | Организации |
Налог на имущество физических лиц | от 0,1% до 2% (устанавливаются местными властями) |