как подать уточненную налоговую декларацию по усн
Как подать уточненную налоговую декларацию по УСН?
Когда и как подать уточненную декларацию по УСН?
Когда налогоплательщик упрощенного налога обнаруживает в своем учете ошибки, в результате которых сумма налога была занижена, его обязанностью становится подача уточненной декларации по этому налогу (п. 1 ст. 81 НК РФ). Период предоставления уточненных деклараций не ограничен временными рамками, т. е. если ошибка обнаружена в отчете, отправленном более 3 лет назад, к примеру в 2015 году, нужно подать уточненку и этот период. Но имейте в виду, что это всего лишь позволит вам синхронизировать с налоговой сальдо. Обнаружившуюся переплату вам не вернут.
В какой срок подать уточненку, если ошибки выявлены налоговиками, узнайте в КонсультантПлюс. Получите бесплатный пробный доступ к К+ и переходите в Готовое решение, чтобы узнать все подробности данной процедуры.
Сделать это несложно. Главное — придерживаться простого алгоритма:
1. Находим ошибку и определяем период, к которому она относится.
2. Высчитываем сумму недоимки, рассчитываем пени и перечисляем эти суммы в бюджет. Это важно сделать до подачи измененной декларации (п. 4 ст. 81 НК РФ), чтобы не было штрафа.
Чтобы быстро и без ошибок посчитать сумму налога используйте наш калькулятор УСН 15% или калькулятор УСН 6%. Есть у нас и отдельный калькулятор пеней.
При этом важно правильно указать КБК, чтобы денежные средства были сразу зачислены по назначению.
Правильно выбрать КБК по УСН вам поможет эта статья.
3. Для составления уточненной декларации по УСН используем ту форму документа, которая действовала в периоде ошибки (п. 5 ст. 81 НК РФ). На титульном листе декларации в специальном поле указываем порядковый номер уточненки.
4. Указываем в уточненной декларация правильные данные. Проще говоря, заполняем ее заново, а не вписываем разницу между первичными и вторичными суммами.
5. Составляем сопроводительное письмо к уточненной декларации (как это сделать, расскажем ниже) — это не требование, а рекомендация.
ВНИМАНИЕ! Если обнаруженная в декларации ошибка привела к переплате налога, т. е. занижения налоговой базы не было, налогоплательщик имеет право, а не обязанность подать уточненную декларацию. Скорее всего, подача такой декларации привлечет к себе внимание налоговых инспекторов, и вероятность проведения налоговой проверки за уточняемый период резко возрастет.
Сопроводительное письмо к уточненной декларации по УСН
Остановимся подробнее на сопроводительном письме. Его составляют для предупреждения вопросов со стороны налоговой о причинах, повлиявших на изменение сумм, причитающихся к уплате в бюджет или возврату из него.
Основные реквизиты, которые должны быть указаны в письме:
В текст письма рекомендуем включить следующие данные:
Итоги
В процессе учета периодически совершаются ошибки. Рассмотрев порядок подачи уточненной налоговой декларации по УСН, мы выяснили, что сделать ее совсем не сложно. Тем более что для организации будет лучше, если бухгалтер сам найдет и исправит неточности в учете, не дожидаясь ревизоров. Главное помнить, что налоги и пени обязательно нужно заплатить до подачи уточненной декларации.
Корректирующая налоговая декларация. Особенности подачи
В ситуации выявления ошибок в представленной налоговой декларации налогоплательщику следует обратиться к норме ст. 81 НК РФ, регулирующей порядок подачи уточненной налоговой декларации, особенности применения которой мы и рассмотрим в настоящей статье.
Итак, налоговая декларация сдана. Однако впоследствии налогоплательщик обнаружил, что в ней не отражены некоторые сведения либо имеются ошибки, которые приводят к изменению налогооблагаемой базы и соответственно влияют на исчисленный размер налога. Значит, согласно правилам ст. 81 НК РФ в налоговую декларацию требуется внести изменения. Указанные правила применяются также в отношении сборов (п. 7 ст. 81 НК РФ).
В зависимости от этого у налогоплательщика возникает обязанность либо право внести необходимые изменения в налоговую декларацию за соответствующий период.
Что касается возникающей обязанности налогоплательщика в случае занижения сумм налога, необходимо четко представлять, как она реализуется.
ПОРЯДОК ПОДАЧИ УТОЧНЕННОЙ НАЛОГОВОЙ ДЕКЛАРАЦИИ
Согласно статьям 54 и 81 НК РФ при обнаружении в текущем налоговом периоде ошибок в исчислении налоговой базы, относящейся к прошлым налоговым периодам, перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки.
Таким образом, налогоплательщиком в текущем налоговом периоде подается уточненная налоговая декларация за тот налоговый период, в котором допущена ошибка (искажение). Дополнительно к такой декларации налоговый орган требует иногда справку-расчет, в которой объясняются причины внесения изменений в ранее поданные декларации.
Важно, что в уточненной налоговой декларации вы должны указать правильно исчисленные суммы налога (сбора), а не разницу между правильно исчисленной суммой налога (сбора) и суммой, отраженной в ранее представленной декларации. При этом результаты проведенных налоговым органом проверок за уточняемый налоговый период учитывать в корректирующей декларации не следует.
Срок представления уточненной декларации Налоговым кодексом РФ не установлен. Поэтому налогоплательщик может направить в налоговый орган уточненную декларацию в любое время после обнаружения ошибки. Ошибка будет считаться исправленной, только если налогоплательщиком подана уточняющая декларация.
Если же до момента подачи уточненной декларации налоговый орган начнет проверку (или налогоплательщиком будет получено решение о назначении налоговой проверки), в ходе которой будет выявлена ошибка, то подавать уточненную декларацию будет поздно.
Корректирующую налоговую декларацию следует подавать по форме, которая применялась в том налоговом периоде, за который производится перерасчет (п. 5 ст. 81 НК РФ).
Однако что делать, если налогоплательщик не может установить, когда ошибка или искажение были допущены? В этом случае перерасчет производится в периоде выявления ошибки (абз. 3 п. 1 ст. 54 НК РФ), что отражается в декларации за текущий отчетный (налоговый ) период.
Рассмотрим пример подачи уточненной налоговой декларации в совокупности с внесением изменений в бухгалтерском учете налогоплательщика.
Организация во II квартале 2007 г. выявила ошибку, допущенную в I квартале 2007 г. Соответственно и бухгалтерская отчетность, и налоговые декларации за этот период были поданы с ошибками.
В этом случае организации необходимо подать уточненные декларации в отношении налогов, неправильные декларации по которым были сданы в I квартале (НДС, налог на прибыль и др.).
В бухгалтерском учете искажения исправляются в соответствии с порядком, предусмотренным п. 11 Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Минфина России от 22.07.2003 N 67н.
В соответствии с Указаниями в случае обнаружения искажений в рамках одного отчетного года (до его окончания) какие-либо исправления в поданную ранее бухгалтерскую отчетность вносить не нужно. Исправления учитываются в том месяце отчетного периода, в котором они были выявлены.
Следовательно, в нашем примере организация учтет изменения в бухгалтерской отчетности за первое полугодие 2007 г.
Обратите внимание! Если в результате уточнений сумма налога (сбора) уменьшается, налоговый орган вправе провести повторную выездную проверку уточняемого периода, но только если он находится в пределах трех лет, предшествующих году, в котором обнаружена ошибка (п. 10 ст. 89 НК РФ).
Рассмотрим некоторые из возникающих проблем.
С одной стороны, право налогоплательщика представлять уточненные налоговые декларации не ограничено каким-либо сроком, что признают и контролирующие органы (письмо ФНС России от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@ «О порядке приема уточненной налоговой декларации (расчета)»).
Таким образом, в случае представления налогоплательщиком в текущем году уточненной декларации за периоды, по которым срок исковой давности истек, отказать в принятии такой декларации налоговый орган не вправе.
С другой стороны, выездной налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п. 4 ст. 89 НК РФ).
Следовательно, если организацией выявлена ошибка за период, который не может быть охвачен выездной налоговой проверкой, исправлять такую ошибку не имеет смысла. Во-первых, потому что налоговый орган не сможет проверить рассматриваемый период, даже если у налогоплательщика в результате уточнения возникнет недоимка. Во-вторых, потому что налогоплательщик не сможет вернуть или зачесть переплату, если в результате исправления ошибки сумма налога (сбора) будет уменьшена.
То есть за пределами трехлетнего периода пересмотр налоговых обязательств налогоплательщика (как в сторону их увеличения, так и в сторону уменьшения) невозможен.
В соответствии со ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам либо возврату. При этом заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы (п. 7 ст. 78 НК РФ).
В этой связи может сложиться следующая ситуация.
Налогоплательщик подает в налоговый орган уточненную налоговую декларацию с уменьшением суммы налога, подлежащей уплате в бюджет, а также заявление о зачете суммы излишне уплаченного налога. Но на момент подачи заявления срок, в течение которого налоговый орган имеет право проверять поданную декларацию, уже истек. Поэтому у налогового органа отсутствуют законные основания для проведения полноценных контрольных мероприятий в отношении поданной декларации.
У налогового органа естественно возникает вопрос: что делать?
В таком случае Федеральная налоговая служба рекомендует налоговому органу принять уточненную декларацию, а поданное налогоплательщиком заявление о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налога рассмотреть с учетом самостоятельно представленных налогоплательщиком подтверждающих документов с последующим вынесением решения налоговым органом.
Из приведенной логики следует вывод: налогоплательщик, заинтересованный в проведении зачета, должен самостоятельно обеспечить налоговый орган документами, подтверждающими правомерность производимого зачета.
То есть, если налоговая декларация подана по истечении трех лет после окончания налогового периода, в котором возникла положительная разница между суммой налоговых вычетов и суммой начисленного НДС, возмещение излишне уплаченного налога не производится (Постановление ФАС Поволжского округа от 03.03.2005 N А65-18213/2004-СА1-23). Поэтому в отношении НДС ситуация, когда возмещение возможно, но сроки для проведения налогового контроля истекли, возникнуть не может.
Другой нестандартный случай связан с подачей уточненной налоговой декларации в отношении организации, которая перестала существовать, но у которой имеется правопреемник. Такой случай может иметь место при реорганизации юридического лица, проводимой в форме присоединения.
При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо (п. 5 ст. 50 НК РФ).
Если организация-правопреемник обнаружила в декларациях, поданных присоединенным юридическим лицом до его реорганизации, ошибки, которые привели к занижению подлежащей уплате суммы налога, то она обязана внести изменения в эти налоговые декларации и представить уточненные декларации от своего имени (письмо Минфина России от 15.03.2007 N 03-02-07/1-128). Уточненная налоговая декларация представляется по месту учета организации-правопреемника.
Не стоит упускать из виду, что определенность с местом подачи уточненной декларации не освобождает организацию-правопреемника от анализа того, в какой бюджет должен был поступить недоплаченный налог. Если имеется в виду федеральный бюджет, то проблем не возникает. Но как быть, например, с суммами налога, недоплаченными в региональные бюджеты?
Предположим, что в результате реорганизации в форме присоединения перестает существовать юридическое лицо, находящееся в одном из субъектов РФ. За период его деятельности обнаруживаются ошибки в содержании поданной налоговой декларации в отношении сумм налогов, подлежащих уплате в бюджет этого субъекта РФ.
Правопреемнику с местонахождением в другом субъекте РФ необходимо подать уточненную налоговую декларацию по месту своего учета, но недоимку по налогу ему следует погасить в бюджет того субъекта, в который этот налог должен был быть уплачен присоединенной организацией.
Рассмотрим еще одну ситуацию. Деятельность прекращает не организация, а ее обособленное подразделение. Подход, тем не менее, остается прежним: изменения в налоговые декларации по ликвидированному подразделению должна внести сама организация и представить уточненные декларации должны по месту своего нахождения.
Каковы особенности подачи уточненной декларации, в соответствии с которой у налогоплательщика образовалась переплата?
Соответствующие изменения в ст. 81 НК РФ внесены Федеральным законом от 27.07.2006 N 137-ФЗ.
При обнаружении налогоплательщиком в поданной им налоговой декларации недостоверных сведений, а также ошибок, не приводящих к занижению сумм налога, подлежащих уплате, налогоплательщик вправе внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию в порядке, предусмотренном ст. 81 НК РФ.
Ранее, когда ст. 81 НК РФ не содержала вышеприведенную формулировку, указанное право налогоплательщика на практике не всегда соотносилось с обязанностью налогового органа принять такую корректирующую декларацию (во всяком случае, с точки зрения налогового органа).
Сегодня неправомерность подобных действий налогового органа очевидна.
Налоговый орган обязан принять такую налоговую декларацию и зарегистрирована она должна быть не позднее рабочего дня, следующего за датой ее принятия (п. 2.5.1 Регламента принятия и ввода в автоматизированную информационную систему налоговых органов данных, представляемых налогоплательщиками налоговых деклараций (расчетов), иных документов, служащих для исчисления и уплаты налогов и бухгалтерской отчетности, утвержденного Приказом МНС России от 04.02.2004 N БГ-3-06/76).
Вопрос о проведении зачета сумм налога по корректирующей декларации должен решаться налоговым органом после регистрации этой декларации. В случае если налоговый орган принял решение об отказе зачета сумм излишне уплаченного налога, то данная налоговая декларация будет только зарегистрирована. В случае положительного решения о зачете инспектор аннулирует первоначальную регистрацию данной уточненной налоговой декларации и вновь зарегистрирует ее, но в особом порядке (письмо ФНС России от 12.12.2006 N ЧД-6-25/1192@).
Обратите внимание! Если при подаче уточненной декларации с исправленной ошибкой, выявленной в пределах трехлетнего срока, сумма налога (сбора) уменьшится (образуется переплата), налогоплательщик может и не подавать уточненную налоговую декларацию. Речь идет о праве, а не об обязанности налогоплательщика.
В заключение рассмотрим корректирующую налоговую декларацию как механизм освобождения от ответственности за неуплату (неполную уплату) сумм налога.
В соответствии с п. 3 ст. 81 НК РФ, если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации, но до истечения срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности, если уточненная декларация представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта неотражения или неполноты отражения сведений в налоговой декларации, а также ошибок, приводящих к занижению подлежащей уплате суммы налога, либо о назначении выездной налоговой проверки.
Если уточненная налоговая декларация представляется в налоговый орган после истечения срока подачи налоговой декларации и срока уплаты налога, то налогоплательщик освобождается от ответственности:
1) при условии, что уточняющая налоговая декларация представлена до момента, когда налогоплательщик узнал об обнаружении налоговым органом факта занижения сумм налога к уплате либо о назначении последним выездной налоговой проверки по соответствующему налогу за данный период, если до представления уточненной налоговой декларации он уплатил недостающую сумму налога и соответствующие пени;
2) в случае представления уточненной налоговой декларации после проведения выездной налоговой проверки за соответствующий налоговый период, по результатам которой не были обнаружены неотражение или неполнота сведений в налоговой декларации, а также ошибки, приводящие к занижению подлежащей уплаты суммы налога.
При этом указанное освобождение от ответственности предусматривает освобождение налогоплательщика и налогового агента от взыскания только штрафов, но не пеней, поскольку последние не являются мерой налоговой ответственности (п. 18 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999 N 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации»).
Кроме того, в постановлении Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 N 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» также указано, что в данном случае речь идет об освобождении от ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 120 «Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения» и ст. 122 «Неуплата или неполная уплата сумм налога» НК РФ.
Особенности исправления налоговых ошибок при УСНО
Автор: Гришина О. П., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
Налогоплательщики, применяющие УСНО, для целей налогообложения применяют кассовый метод признания доходов и расходов, при котором доходы признаются по мере их поступления, а расходы, соответственно, по мере их оплаты, с учетом ряда особенностей, предусмотренных положениями гл. 26.2 НК РФ.
Вместе с тем «упрощенцы» наравне с плательщиками налога на прибыль обязаны применять общие правила налогообложения – например, нормы ст. 54 НК РФ, определяющие правила исправления ошибок налогового учета. Оказывают ли влияние «упрощенные» особенности учета на порядок исправления налоговых ошибок? Разумеется, наибольший интерес в данном случае представляют ошибки, относящиеся к прошлым налоговым периодам.
Общие правила исправления ошибок прошлых лет
Правила исправления ошибок налогового учета определены нормами ст. 54 НК РФ. Они, в частности, предусматривают два варианта исправления ошибок прошлых лет:
1) в периоде совершения ошибки;
2) в периоде ее обнаружения.
В этой же статье определены условия для выбора налогоплательщиком того или иного варианта исправления ошибки – см. таблицу.
Правила исправления ошибок в налоговом учете (п. 1 ст. 54 НК РФ)
Общее правило (абз. 2)
Исключения из общего правила (абз. 3)
При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем периоде налогоплательщик должен произвести перерасчет налоговой базы и суммы налога за период, в котором были совершены ошибки (искажения). То есть при обнаружении в 2020 году ошибки, относящейся к периоду 2019 года и ранее, налогоплательщик должен скорректировать базу за 2019 год (или за предыдущие годы) и подать за этот период уточненную налоговую декларацию
Налогоплательщик вправе произвести перерасчет за период, в котором были обнаружены ошибки, не представляя уточненную декларацию за прошлые периоды, если:
– невозможно определить период совершения ошибок (искажений);
– допущенные ошибки (искажения) привели к излишней уплате налога (то есть в прошлом периоде были завышены доходы или занижены расходы)
Также следует добавить, что нормы ст. 54 НК РФ корреспондируют с положениями ст. 81 НК РФ, определяющими порядок внесения изменений в налоговую декларацию. В частности, в п. 1 названной статьи сказано, что при обнаружении налогоплательщиком в поданной им в налоговый орган налоговой декларации(см. также Письмо Минфина России от 27.09.2017 № 03-02-07/1/62596):
ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, – он обязан представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию;
ошибок, не приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, – он вправе представить такую декларацию.
Подчеркнем: никаких исключений в применении данного принципа для организаций, находящихся на УСНО, Налоговым кодексом не предусмотрено.
Исходя из вышесказанного, если в текущем, 2020 году «упрощенец» обнаружит ошибку, допущенную им в 2019 году, которая привела к излишней уплате «упрощенного» налога за 2019 год, он вправе (а не обязан) скорректировать налоговую базу за прошлый год. Но так ли это на самом деле? Действительно ли ему в такой ситуации не нужно представлять уточненную декларацию по УСНО за 2019 год, в котором была допущена ошибка? Ведь декларация по УСНО не позволяет показать ошибки прошлых лет так, чтобы корректно отобразить базу текущего периода.
Как «упрощенцу» исправить налоговую ошибку прошлого года?
Основанием для заполнения налоговой декларации при УСНО служит КУДиР, форма и Порядок заполнения которой утверждены Приказом Минфина России от 22.10.2012 № 135н (в ст. 346.24 НК РФ сказано, что налоговый учет при УСНО – это учет доходов и расходов в КУДиР).
Напомним: в силу п. 1.1 Порядка организации и ИП, применяющие УСНО, обязаны отражать в КУДиР в хронологической последовательности на основе первичных документов позиционным способом все хозяйственные операции за отчетный (налоговый) период.
Таким образом, ошибки в налоговом учете при УСНО следует исправлять в КУДиР соответствующего периода (прошлого или текущего периода). Далее эти сведения в любом случае попадут в декларацию по УСНО – в первичную (если ошибки исправляются в текущем периоде) или в уточненную (когда корректируются показатели прошлых лет). К примеру, если в 2020 году компания выявила ошибку, приведшую к занижению налоговой базы за 2019 год, то она сначала должна внести исправления в КУДиР за 2019 год, а затем сдать уточненную декларацию по «упрощенному» налогу за этот год.
Обратите внимание: если в первичной декларации по УСНО исчисленный налог был занижен, однако «уточненка» не была подана, то «упрощенец» может быть привлечен к ответственности за неуплату налога на основании п. 3 ст. 120, п. 1, 3 ст. 122 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ.
Добавим: уточненная декларация подается по форме, действовавшей в том периоде, за который она подается (абз. 2 п. 5 ст. 81 НК РФ). В ней отражаются все корректные данные, а не разница между правильными и неправильными показателями. При этом на титульном листе декларации в реквизите «номер корректировки» нужно указать номер исправления по порядку. То есть, по сути, уточненная декларация оформляется заново на основании новых (скорректированных) показателей. К «уточненке» имеет смысл приложить сопроводительное письмо с объяснением причин корректировки и ее содержания либо бухгалтерскую справку, на основании которой вносились исправления в учет.
Обратите внимание: для ИП ни Налоговым кодексом, ни Порядком не предусмотрена возможность исправления ошибок в КУДиР в соответствии с требованиями, установленными п. 1 ст. 54 НК РФ (в данном пункте упоминаются лишь организации-налогоплательщики). Вместе с тем гл. 26.2 НК РФ фактически не разграничивает налогоплательщиков – организации и ИП. В связи с этим Минфин еще в Письме от 22.06.2015 № 03-11-09/36020 указал, что ИП, применяющие УСНО, при обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем налоговом (отчетном) периоде вправе осуществить перерасчет налоговой базы и суммы «упрощенного» налога в соответствии с п. 1 ст. 54 НК РФ за период, в котором были совершены указанные ошибки (искажения). Иначе говоря, ИП-»упрощенцы» наравне с организациями вправе вносить исправления в КУДиР в соответствии с требованиями, установленными п. 1 ст. 54.
Также отметим, что официальные органы, комментируя право плательщиков налога на прибыль на исправление ошибок (искажений) в текущем периоде, обращают внимание на факт существования налоговой базы в текущем периоде. Они, ссылаясь на п. 8 ст. 274 НК РФ, в частности, указывают: если в текущем отчетном (налоговом) периоде организация понесла убыток, то в этом периоде перерасчет налоговой базы невозможен, поскольку налоговая база признается равной нулю (см. письма Минфина России от 24.03.2017 № 03-03-06/1/17177, от 13.04.2016 № 03-03-06/2/21034). Что касается условия об излишней уплате налога в прошлом периоде, оно, по мнению Минфина, не выполняется, если в том периоде у организации образовался убыток или налоговая база была равна нулю. Поэтому в таких ситуациях исправления необходимо вносить в периоде совершения ошибки (Письмо от 07.05.2010 № 03-02-07/1-225).
Хотя приведенные разъяснения относятся к корректировке базы по налогу на прибыль, полагаем, что такой подход должен применяться и при УСНО. К примеру, если в прошлом, 2019 году «упрощенец» не учел при налогообложении часть расходов, но по итогам года образовался убыток, то исправить эту ошибку в текущем, 2020 году нельзя. Ведь неучтенные расходы к переплате «упрощенного» налога в 2019 году не привели, так как из-за убытка «упрощенец» в силу п. 8 ст. 346.18 НК РФ уплатил минимальный налог (рассчитанный как 1% от доходов). Следовательно, применить п. 1 ст. 54 НК РФ в данном случае нельзя из-за отсутствия переплаты по налогу. В таком случае «упрощенцу» надо подать «уточненку» за 2019 год (п. 1 ст. 81 НК РФ).
Порядок внесения исправлений в КУДиР
Для исправления ошибки в налоговом учете нужно оформить первичный документ – он будет основанием для внесения корректировочной записи. Таким документом в большинстве случаев является бухгалтерская справка, которая должна содержать все обязательные реквизиты первичного учетного документа, перечисленные в п. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ. Реквизиты этой справки следует внести в КУДиР рядом с корректировками.
Конкретный порядок внесения исправлений в КУДиР не регламентирован, что подтверждено в Письме Минфина России № 03-11-09/36020. Пунктом п. 1.6 Порядка определены лишь общие требования касательно исправления ошибок в КУДиР – это исправление должно быть обоснованным и подтверждаться подписью руководителя организации (ИП) с указанием даты исправления и печати (при ее наличии).
Обратите внимание: датой получения доходов при УСНО признается день поступления денежных средств, а также день поступления платы налогоплательщику иным способом (в силу кассового метода) (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Порядок признания расходов зависит от условий, изложенных в п. 2 ст. 346.17, и обязательное условие – их фактическая оплата. Таким образом, при исправлении ошибок (искажений), допущенных при отражении (неотражении) хозяйственных операций в учете у «упрощенцев», налоговый учет корректируется в соответствии с положениями ст. 346.17, то есть с учетом факта оплаты.
Порядок действий «упрощенца», исправляющего ошибки налогового учета, зависит не только от периода совершения ошибки и ее последствий (возникла переплата или нет), но и от того, в каком виде заполняется КУДиР – в бумажном или в электронном. Напомним, согласно п. 1.4 и 1.5 Порядка допустимы оба варианта ведения этой книги.
Способ внесения исправлений в КУДиР
Книга ведется в бумажном виде
Книга ведется в электронном виде
Для исправления ошибок необходимо перечеркнуть неверное значение показателя, отраженное в КУДиР, и вписать правильное значение. Рядом с корректировкой можете сделать надпись «Исправлено верно». При этом исправление нужно подтвердить подписью руководителя организации (ИП) и печатью (если она есть). Это требование п. 1.6 Порядка. Рядом с исправлением нужно указать реквизиты бухгалтерской справки, на основании которой производилась корректировка показателей.
Кроме того, ввиду отсутствия конкретного порядка исправления ошибок в КУДиР «упрощенцы» вправе исправить допущенные ошибки и иным образом (см. также Письмо Минфина России от 15.12.2003 № 04-02-05/1/108)
Исправления вносятся в программу – удаляются неверные данные и вводятся новые. По итогам года распечатывается верный вариант КУДиР (п. 1.4 Порядка). В новом варианте книги следует указать, что он содержит в себе исправление ошибок, подтвержденное подписью руководителя организации (ИП), с указанием даты исправления и печатью. Также представляется целесообразным хранение нового варианта книги совместно со старым ее вариантом.
Также допустимо внесение исправлений в бумажный (распечатанный) вариант КУДиР (в этом случае исправления вносятся первым способом)
Важный нюанс в исправлении ошибок при УСНО
На основании пп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ «упрощенцы» вправе уменьшать полученные доходы на суммы уплаченных налогов и сборов (за исключением «упрощенного» налога и НДС, уплаченного на основании п. 5 ст. 173 НК РФ).
На практике нередки ситуации, когда прочие налоги исчисляются и уплачиваются в повышенном размере (например, из-за применения завышенной кадастровой стоимости при расчете налога на имущество организаций). Формально это обстоятельство приводит к завышению расходов периода, в котором прочий налог включен в базу по УСНО.
Однако факт учета излишне уплаченной суммы прочего налога в составе расходов при определении налоговой базы по УСНО, по мнению ФНС, не является ошибкой. Так, в Письме от 10.10.2018 № БС-4-21/19773 специалисты ведомства, руководствуясь правовой позицией из Постановления Президиума ВАС РФ от 17.01.2012 № 10077/11, указали следующее: учет излишне уплаченной суммы налога на имущество организаций в составе расходов при определении налоговой базы по УСНО не может квалифицироваться как ошибка. Таким образом, представление «уточненок» по налогу на имущество в связи с обнаружением переплаты для целей применения УСНО следует расценивать как новое обстоятельство, влекущее за собой возникновение дохода в текущем периоде. Это значит, что сумму переплаты по налогу на имущество надо включить в состав внереализационных доходов текущего периода. Подавать «уточненку» по УСНО в данном случае не нужно.
Очевидно, такой подход «упрощенцам» надо применять в отношении всех налоговых платежей, учитываемых в налоговой базе на основании пп. 2 п. 1 ст. 346.16 НК РФ.