как подать заявление на прямые выплаты в фсс
Подготовительный этап: пошаговая инструкция действий работодателя
В целях своевременного обеспечения работников (застрахованных лиц) государственными пособиями
работодателю необходимо провести подготовительные мероприятия по переходу к «прямым выплатам»:
1. довести до сведения работников новый порядок выплаты пособий по обязательному социальному страхованию;
2. проинформировать работников о необходимости открытия лицевого счета в банке и предоставления информации о месте регистрации
и месте жительства;
3. заблаговременно собрать заявления по форме, утвержденной приказом Фонда социального страхования РФ от 24 ноября 2017 г. № 578, у работников, находящихся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет и получающих соответствующее пособие;
4. довести до сведения указанных работников информацию об изменении срока получения пособия: первоначальная выплата ежемесячного пособия по уходу за ребёнком осуществляется в течение 10 календарных дней со дня получения документов для назначения пособия или электронного реестра. Последующая выплата ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется отделением Фонда с 1 по 15 число месяца, следующего за месяцем, за который выплачивается пособие.
5. заблаговременно подготовить и проверить документы или реестр сведений на электронном носителе в отношении лиц, которым ежемесячное пособие по уходу за ребенком назначено до 1 января 2021 года с указанием месяца последней произведённой выплаты.
6. до 1 января 2021 года необходимо провести подготовительную работу по внедрению или доработке программного обеспечения для формирования электронных реестров пособий и загрузить созданный реестр в режиме тестирования на сайте http://docs-edu.fss.ru:81/
7. после 1 января 2021 года электронные реестры пособий необходимо загружать на сайте docs.fss.ru для начисления пособий и последующих выплат застрахованным гражданам.
Если численность работников страхователя превышает 25 человек, необходимо передавать данные в отделение Фонда исключительно в электронной форме. Страхователи с численностью 25 человек и менее могут также передавать сведения в электронном виде. Для этого страхователям необходимо получить электронную подпись. Если страхователь уже передает отчетность в Фонд социального страхования или в Пенсионный фонд, в Налоговую службу, необходимо уточнить возможность использования имеющейся подписи для отправки файлов сведений для назначения и выплаты пособий.
123298, г. Москва, 3-я Хорошевская улица, д. 12
Телефон: 8 (495) 587-43-84
Контактные телефоны филиалов регионального отделения в разделе Филиалы
Для страхователей
С 01 января 2021 года в городе Москве начинает действовать проект
Порядок обращения за выплатами
1. Работник при наступлении страхового случая обращается к работодателю с заявлением о выплате соответствующего вида пособия с указанием реквизитов, на которые перечисляются пособия (счет в банке или почтовый адрес), и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия (листок нетрудоспособности, справка о рождении ребенка и т.д.).
А) Электронные реестры сведений установленной формы, заверенные электронной подписью (ЭП), представляют организации-работодатели, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий расчетный период свыше 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность работников также свыше 25 человек.
Б) Работодатели с численностью работников 25 человек и менее, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации с указанной численностью работников, представляют поступившие к ним заявления и документы с описью установленной формы либо электронный реестр аналогично крупным работодателям.
3. Региональное отделение Фонда в течение 10 календарных дней со дня получения всех необходимых документов либо электронного реестра принимает решение о назначении и выплате пособия на счет застрахованного лица и производит перечисление денежных средств.
Важно
В целях своевременного обеспечения застрахованных граждан государственными пособиями по социальному страхованию работодателю необходимо:
1. Информировать работников о возможности получения пособий на банковский счет (необходимо открытие счета в банке) или почтовым переводом и о предоставлении точной информации о месте регистрации и месте жительства с указанием почтового индекса.
2. Довести до сведения работников новый порядок выплаты пособий по обязательному социальному страхованию.
3. Максимально включиться в работу с электронными листками нетрудоспособности (см. раздел «Электронный листок нетрудоспособности») в целях автоматизированного заполнения Реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. (Прим. оформление листка нетрудоспособности в электронной форме не является обязательным условием для формирования электронных реестров получателей пособий, а служит упрощением процедуры их формирования).
Пособия, которые выплачиваются Фондом застрахованным лицам
— по временной нетрудоспособности
— по беременности и родам
— при постановке на учёт в ранние сроки беременности
— при рождении ребёнка
— по уходу за ребёнком до 1,5 лет
— по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием
Дополнительная информация
2. В случае прекращения работодателем деятельности, в том числе при невозможности установления его фактического местонахождения, работник вправе самостоятельно представить заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, в региональное отделение Фонда.
3. В случае прекращения права работника на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет работодатель обязан в 3-х дневный срок направить в региональное отделение Фонда указанные сведения.
4. В случае выявления нарушений установленного порядка оформления медицинской организацией или работодателем листка нетрудоспособности, региональное отделение Фонда в течение 5 рабочих дней со дня получения листка нетрудоспособности направляет работодателю листок нетрудоспособности для внесения в него соответствующих исправлений. После получения исправленного листка нетрудоспособности региональное отделения Фонда в течение 3 рабочих дней принимает решение о назначении и выплате пособия.
5. Пособие по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности назначается и выплачивается работодателем за счет собственных средств, а за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности, региональным отделением Фонда за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Для страхователей
С 01 января 2021 года в городе Москве начинает действовать проект
Порядок обращения за выплатами
1. Работник при наступлении страхового случая обращается к работодателю с заявлением о выплате соответствующего вида пособия с указанием реквизитов, на которые перечисляются пособия (счет в банке или почтовый адрес), и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия (листок нетрудоспособности, справка о рождении ребенка и т.д.).
А) Электронные реестры сведений установленной формы, заверенные электронной подписью (ЭП), представляют организации-работодатели, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий расчетный период свыше 25 человек, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации, у которых численность работников также свыше 25 человек.
Б) Работодатели с численностью работников 25 человек и менее, а также вновь созданные (в том числе при реорганизации) организации с указанной численностью работников, представляют поступившие к ним заявления и документы с описью установленной формы либо электронный реестр аналогично крупным работодателям.
3. Региональное отделение Фонда в течение 10 календарных дней со дня получения всех необходимых документов либо электронного реестра принимает решение о назначении и выплате пособия на счет застрахованного лица и производит перечисление денежных средств.
Важно
В целях своевременного обеспечения застрахованных граждан государственными пособиями по социальному страхованию работодателю необходимо:
1. Информировать работников о возможности получения пособий на банковский счет (необходимо открытие счета в банке) или почтовым переводом и о предоставлении точной информации о месте регистрации и месте жительства с указанием почтового индекса.
2. Довести до сведения работников новый порядок выплаты пособий по обязательному социальному страхованию.
3. Максимально включиться в работу с электронными листками нетрудоспособности (см. раздел «Электронный листок нетрудоспособности») в целях автоматизированного заполнения Реестра сведений, необходимых для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам. (Прим. оформление листка нетрудоспособности в электронной форме не является обязательным условием для формирования электронных реестров получателей пособий, а служит упрощением процедуры их формирования).
Пособия, которые выплачиваются Фондом застрахованным лицам
— по временной нетрудоспособности
— по беременности и родам
— при постановке на учёт в ранние сроки беременности
— при рождении ребёнка
— по уходу за ребёнком до 1,5 лет
— по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием
Дополнительная информация
2. В случае прекращения работодателем деятельности, в том числе при невозможности установления его фактического местонахождения, работник вправе самостоятельно представить заявление и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующего вида пособия, в региональное отделение Фонда.
3. В случае прекращения права работника на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком до полутора лет работодатель обязан в 3-х дневный срок направить в региональное отделение Фонда указанные сведения.
4. В случае выявления нарушений установленного порядка оформления медицинской организацией или работодателем листка нетрудоспособности, региональное отделение Фонда в течение 5 рабочих дней со дня получения листка нетрудоспособности направляет работодателю листок нетрудоспособности для внесения в него соответствующих исправлений. После получения исправленного листка нетрудоспособности региональное отделения Фонда в течение 3 рабочих дней принимает решение о назначении и выплате пособия.
5. Пособие по временной нетрудоспособности за первые 3 дня временной нетрудоспособности назначается и выплачивается работодателем за счет собственных средств, а за остальной период, начиная с 4-го дня временной нетрудоспособности, региональным отделением Фонда за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации.
Заявление от работника для пилотного проекта ФСС
Для чего и от кого нужно заявление в пилотном проекте ФСС
В пилотных регионах выплата соцстраховских пособий производится по особой схеме: работники получают их не от работодателя, а напрямую от ФСС. А по больничному работодатель оплачивает только первые три дня, остальное перечисляет соцстрах. Поэтому порядок документального подтверждения страховых случаев от общего отличается.
Наши эксперты подготовили специальную памятку для бухгалтера по прямым выплатам пособий в 2021 году. Переходите в этот материал и смотрите рекомендации профессионалов.
Не забудьте собрать заявления на пособия от работников сразу после новогодних праздников. Подробности см. здесь.
Отличается и пакет бумаг на пособие. Помимо документов, подтверждающих собственно наступление страхового случая (больничного листа, например), работодатель должен предоставить в соцстрах соответствующее заявление.
Полный перечень документов, которые помимо заявления предоставляются в соцстрах для выплаты различных пособий работникам вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.
Написать заявление в ФСС должен работник. Если он затрудняется это сделать и просто чтобы избежать ошибок в документе, поручите оформление заявления специалисту — бухгалтеру или кадровику. А работник его только подпишет. Думаем, проблемы с подписанием заявления для пилотного проекта ФСС у вас не возникнет.
Пилотный проект ФСС: бланк заявления и пример заполнения (образец)
Бланк и порядок заполнения заявления для пилотного проекта ФСС утверждены приказом ФСС от 24.11.2017 № 578. Скачать его вы можете у нас на сайте.
Важно! КонсультантПлюс предупреждает
Если работодатель не представит в срок пакет документов для пособий или сдаст такой пакет документов в неполном объеме либо с ошибками, то.
Каковы негативные последствия непредставления документов, узнайте в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.
Заполнить заявление можно вручную (печатными буквами чернилами черного цвета, можно гелевой, капиллярной, перьевой ручкой) или на компьютере. Подсказки по заполнению отдельных строк и полей приведены в сносках под формой заявления. Чтобы вам было легче заполнить заявление, мы сделали его образец:
Заявление и остальные документы подайте в ФСС в течение 5 календарных дней со дня их получения от работника. Составьте и приложите к ним опись по форме, представленной ниже:
Также в соцстрах подается реестр сведений для начисления пособия, узнать о котором можно здесь.
Сотрудника, который пойдет с документами в фонд, снабдите доверенностью. Проверить полученные сведения, рассчитать и выплатить работнику пособие ФСС должен в течение 10 дней.
Итоги
Заполнение заявления для пилотного проекта ФСС особых сложностей не представляет. Вообще это обязанность работников, но поручить ее можно специалистам, а работникам давать документ только на подпись. К заявлению нужно приложить документы о страховом случае и опись по форме ФСС. Также в фонд нужно подать специальный реестр.
Как оформить прямые выплаты из ФСС?
Что должен сделать бухгалтер, чтобы подготовиться к новому порядку выплат? Какие нюансы нужно учитывать при применении прямой схемы выплат?
Для 8 регионов России порядок выплаты пособий напрямую из ФСС является новым. В связи с эти возникают вопросы о механизмах передачи сведений в фонды, порядка выплат по так называемым «переходящим» больничным, «детским» пособиям, о взаимодействии с работниками компании. Но для начала бухгалтер должен подготовиться к новой системе выплат уже в этом году.
Что нужно сделать бухгалтеру для подготовки к новому порядку?
Шаг 1. Протестировать отправку электронных реестров для пособий.
Для чего это нужно? Электронные реестры необходимы для передачи сведений для назначения и выплаты пособий работникам. Для компаний со среднесписочной численностью более 25 человек сведения в ФСС передаются только в форме электронных реестров.
Где их протестировать? Тестирование готовности программного обеспечения страхователя можно провести как на веб-сервисе (http://docs-edu.fss.ru:81/ExtService/GatewayService.svc), так и на шлюзе приема документов с электронной подписью (http://docs-edu.fss.ru:81/home/upload).
Чтобы протестировать систему, бухгалтеру нужно подгрузить заранее заполненный файл с реестром. Для каждого вида пособий установлен свой бланк реестра (Приказ ФСС РФ от 24.11.2017 г. № 579).
Формы бланков приведены в приложениях к приказу № 579:
Поэтому первым делом нужно научиться заполнять эти бланки.
Шаг 2. Уведомить о новом порядке работников компании.
Несмотря на то, что такого требования в Законе нет, работник должен знать, что перечислять пособие ему будет ФСС, а не компания.
Для самого работника ничего не изменится. Необходимые документы для назначения пособия он по-прежнему передает работодателю.
Для назначения пособия работник должен представить работодателю:
Шаг 3. Проверить, у каких работников не оформлена карта «Мир».
Работник может получать пособия по беременности и родам, при рождении ребенка, а также «детские» пособия только на карту «Мир». Оформить карту «Мир» может как работодатель, так и сам работник. Работодатель может оформить карту «Мир» в рамках зарплатного проекта с банком.
Шаг 4. Учесть нюансы «переходных» выплат.
«Переходные» выплаты возникают с тем, что работодатель переходит с зачетной системы выплат на прямую систему. И у работника больничный лист может быть открыт в 2020 году, а закрыт — в 2021 году. Аналогичная ситуация может сложиться и с «детскими» пособиями, в случае если отпуск по уходу за ребенком начался до 1 января 2021 года.
В том случае, если работник сдает в бухгалтерию больничный лист в конце текущего года, то работодатель назначает выплату в 2021 году в день ближайшей зарплаты. А если работодатель не назначит пособие в 2020 году, то работник должен написать заявление в начале 2021 году, которое впоследствии будет передано в ФСС. И уже ФСС будет ему выплачивать пособие.
С «переходящими» детскими пособиями сложностей не возникает. Например, назначенное пособие за декабрь 2020 г. будет выплачено в январе 2021 г. работодателем. А уже пособие за январь 2021 года выплатит сам Фонд.
Какие документы будут с 2021 года передаваться в ФСС?
Как мы уже отмечали, работодатель должен передавать в Фонд реестры. Реестры предоставляют в срок не позднее пяти календарных дней со дня передачи работодателю заявления и документов работником, которому назначают пособие. Документы, которые должен представить сам работник работодателю, не изменились. Например, при назначении и выплате пособия по беременности и родам, работница предоставляет компании: заявление о выплате пособия, больничный лист, при необходимости справки о заработке с предыдущих мест работы.
Работодатель перенаправляет эти документы в Фонд заказным письмом с описью вложения или в электронном виде, если среднесписочная численность работников составляет более 25 человек.
На страхователе лежит обязанность уведомления ФСС об увольнении работников и других изменениях, которые влекут за собой изменения в назначении и выплате пособий. Если у работника уже нет права на пособие, то он должен в трехдневный срок уведомить об этом ФСС.
Резюме
Прямые выплаты, безусловно, должны снять нагрузку с бухгалтера, ведь сам расчет бухгалтерия не производит. Вместе с тем, для работодателя также важно корректно заполнить направляемые в ФСС сведения, ведь если Фонд выплатит пособие в большей сумме, то убытки будет возмещать работодатель.
А насколько ритмично и без задержек будут выплачиваться пособия самим Фондом — покажет время.
- как подать заявление на продление субсидии через госуслуги
- как подать заявление на путинские выплаты 10000