как подать заявление о налоговом вычете через госуслуги
Налоговый вычет через Госуслуги: когда, куда и сколько
Обратиться в ИФНС можно лично или электронно. Мы выбираем самый простой путь: рассказываем, как получить налоговый вычет через Госуслуги. Но обо всем по порядку.
Что это за фрукт?
Еще для каждого вида вычета есть свои правила. Например, у имущественного вычета остаток переносится на следующие годы, для инвестиционного вычета нельзя закрывать счет в течение трех лет, страхование жизни должно быть оформлено минимум на пять лет, а для вычета на лечение нужна специальная справка.
В стандартных случаях сумму вычитают из вашей начисленной зарплаты, выплачивая ее без удержания суммы НДФЛ или его части. Но если налог уже был удержан из зарплаты, при наличии права на вычет он будет считаться излишне уплаченным. Его государство готово вернуть. Для этого нужно заявить свое право на вычет, подав декларацию.
Когда нужно подать декларацию для вычета?
Как подать декларацию в ИФНС?
Вообще заполнить и подать декларацию можно множеством способов. Здесь и личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС, и специальные программы «Декларация» и «Налогоплательщик ЮЛ», и личное обращение в ИФНС. Но портал Госуслуг позволяет заполнить декларацию и оформить налоговый вычет онлайн, без загрузки программного обеспечения и иных лишних телодвижений. Потому наш выбор предопределен.
Налоговый вычет через госуслуги: пошаговая инструкция
Итак, регистрация и авторизация завершена. Что делать дальше? Рекомендуем придерживаться такого порядка.
Шаг 1. Получаем у работодателя справку 2-НДФЛ
Без нее декларацию не подать. Это справка о размере полученного дохода и уплаченного с него НДФЛ с помесячной разбивкой. Выдается по заявлению в течение нескольких дней, это не проблема. Ее также можно выгрузить из личного кабинета налогоплательщика на сайте ФНС. Справки за предыдущий год появляются в личном кабинете примерно в апреле следующего года или позже, когда работодатели сдают отчеты.
Шаг 2. Находим нужную услугу
Для этого переходим на сайт Госуслуги и во вкладке «Услуги» выбираем «Налоги и финансы», а там «Прием налоговых деклараций (отчетов)».
Нужно выбрать режим «Заполнить новую декларацию» и выбрать годы, за которые будут оформлена отчетность.
Шаг 3. Заполняем форму
Сведения из профиля, которые вы внесли в личном кабинете, автоматически загрузятся из системы идентификации. Это ускорит сам процесс заполнения и поможет избежать ошибок. Останется заполнить только сведения о доходах и вычетах. Нажимает кнопку «Далее», попадаем на вкладку «Доходы».
Доходы придется добавить с помесячной разбивкой вручную или выгрузить из справки 2-НДФЛ, если она была предоставлена в электронной форме. Очередной раз нажав «Далее» попадаем на страницу вычетов. Выбираем нужный вычет, ставим в нужном месте галочку и заполняем необходимую информацию. Например, если это возврат налога за лечение, Госуслуги предлагает выбрать «Социальные вычеты» и внести сумму потраченных на это расходов.
Шаг 4. Подводим итоги и отправляем декларацию
Система выведет вас на страницу «Итоги», где покажет общую сумму дохода, сумму к возврату и предложит 3 варианта действий: «Скачать», «Экспортировать», «Сформировать файл для отправки». Если у вас есть усиленная квалифицированная электронная подпись, выбираем третий вариант и отправляем декларацию сразу в налоговую. Если подписи нет, придется скачать декларацию и подать ее лично.
По регламенту на проверку декларации уйдет до 3 месяцев. Отследить статус проверки можно в личном кабинете. Если налоговики примут декларацию, система предложит подать заявление на возврат налога.
Шаг 5. Подаем заявление о возврате налога
Инструкция: как подать заявление на налоговый вычет
Для того чтобы вернуть 13% от цены квартиры, не нужно быть налоговым гением. Достаточно выполнить всего несколько шагов.
1. Определитесь, положен ли вам возврат налога
Возврат налога положен один раз в жизни. Причем человек должен получать официальный доход, который облагается 13-процентным налогом. Вы не получите возврат, если вам платят неофициально, в обход налоговой, или если единственный доход – это пенсия (она налогами не облагается). При «белой» зарплате или если, например, вы сдаете квартиру в аренду и декларируете свой доход, то сможете вернуть свои 13%.
2. Рассчитайте, какую сумму вы можете вернуть
Вы можете вернуть 13% от 2 млн рублей, потраченных на покупку или строительство жилья. А если вы брали ипотечный кредит, то еще 13% от суммы процентов по ипотеке (тут максимум – 3 млн). Получается, что государство может вернуть вам максимум 260 тысяч за покупку и 390 тысяч за проценты по ипотеке.
Если вы за год не отдали столько налогов с доходов, чтобы вернуть всю положенную после покупки сумму (например, с вашей зарплаты работодатель за год отчислил 80 тысяч рублей, то есть 13% от годового оклада, а вернуть вам должны 260 тысяч), то возврат налога растягивается на несколько лет.
3. Соберите документы
Для оформления налогового вычета необходимо подготовить:
Если вы подаете заявление на возврат налогового вычета не за один, а за несколько лет, нужно подготовить пакет документов за каждый год. При этом то, что вычет делается по одному и тому же объекту, не играет роли.
4. Вовремя подайте документы на возврат налога
По общему правилу налоговые вычеты по НДФЛ (налоги на доходы физических лиц) предоставляются тогда, когда завершается календарный год. То есть, если вы оформили право собственности на квартиру (а при покупке по ДДУ – получили акт приема-передачи квартиры) в 2018-м, то подать заявление на вычет вы можете только в следующем, 2019 году.
Если же вы купили жилье давно и ни разу не получали возврат налога, то можете подать заявление на возврат за последние три года. Для примера: если недвижимость была куплена в 2012 году, а получить налоговый вычет вы решили в 2018-м, то вернуть уплаченные налоги вы сможете за 2017, 2016 и 2015 годы.
5. Передайте документы на возврат налога лично или онлайн
Подать заявление на получение вычета можно несколькими способами:
На рассмотрение заявления уходит до четырех месяцев. После этого на указанный вами расчетный счет налоговая переведет деньги.
Как получить вычет, не выходя из дома и без бумаг?
Благодаря налоговым новациям, граждане могут получать инвестиционные и имущественные вычеты, не выходя из дома и без заполнения декларации.
Для начала несколько слов о том, что представляют собой эти вычеты.
Имущественный вычет предоставляется гражданам в части расходов на приобретение или строительство жилья, а также на погашение процентов по займам или кредитам на его погашение (п.1 ст. 220 НК РФ).
Для имущественного вычета действуют ограничения.
Расходы гражданина в части покупки либо строительства жилья ограничены размером 2 млн. рублей, а если погашаются проценты по займу или кредиту — 3 млн. рублей. То есть максимально можно вернуть деньги, соответственно, в размере 260 тысяч рублей и 390 тысяч рублей.
Если идет речь об инвестиционном вычете, то есть денежных средствах, внесенных на индивидуальный инвестиционный счет, то вычет ограничивается суммой в 400 тысяч рублей, то есть можно вернуть 52 тысяч рублей.
Важно! Отметим, что новации не касаются самих правил предоставления вычетов, меняется лишь их порядок (Федеральный закон от 20.04.2021 № 100-ФЗ).
В чем суть изменений?
Налоговый вычет можно получить в налоговой инспекции или у своего работодателя. В первом случае — это возврат денег в виде ранее уплаченной суммы НДФЛ, а во втором — уменьшение суммы НДФЛ, удерживаемого с зарплаты работника.
Сейчас, чтобы заявить имущественные и инвестиционные вычеты нужно собрать пакет документов, заполнить специальную налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ. И если для бухгалтера заполнение декларации — обыденная вещь, то для обычного гражданина — это прохождение целого квеста.
Не секрет, что в тех же налоговых инспекциях есть компании, которые за деньги помогают гражданам справиться с трудностями и подготовить пакет документов, заполнить налоговую декларацию.
Вычет можно получить и у своего работодателя.
Вроде все просто, ведь не нужно заполнять декларацию. Но гражданину придется, как минимум, два раза посетить налоговую инспекцию. В первый раз необходимо заполнить заявление и принести подтверждающие вычет документы. А второй раз через месяц нужно получить уведомление установленной формы, которое выдают налоговики для получения вычета. И только тогда с этим уведомлением можно пойти к работодателю.
Можно воспользоваться и личным кабинетом, если есть электронная подпись. Тогда все подтверждающие документы нужно прикреплять в виде сканов. Но работнику все равно нужно идти за «бумажным» уведомлением в налоговую инспекцию. Сроки выдачи уведомления те же, что и при личном посещении налоговой инспекции.
Какие изменения действуют в части получения уведомления?
Важно! Начиная с 1 января 2022 г. у работников не будет канители с получением уведомления. Налоговики по ТКС сами направят работодателям уведомление (п. 2 ст. 219 НК РФ, п. 8 ст. 220 НК РФ).
Когда можно заявить вычеты по новым правилам?
Новый порядок действует с 21 мая 2021 г. и применяется к вычетам, которые имеют право получить граждане с 2020 года. Это означает, что с 21 мая 2021 года по упрощенному порядку можно вернуть налог по расходам, которые возникли в 2020 году.
Как по упрощенному порядку получить вычеты?
В чем состоит упрощенный порядок получения вычетов?
Во-первых, гражданину не нужно будет собирать пакет документов. Во-вторых, не нужно будет заполнять декларацию по форме 3-НДФЛ, а для тех граждан, которые желают получать вычет на работе — не нужно получать уведомление.
Для того чтобы получить вычет по упрощенному порядку, физическое лицо должно иметь свой личный кабинет.
Как получить доступ в личный кабинет?
Открыть доступ в личный кабинет можно с помощью сайта госуслуг, либо получить логии и пароль в налоговой инспекции.
Как получить вычет?
Для получения вычета нужно в личном кабинете налогоплательщика утвердить полученное предзаполненное заявление от налоговиков.
То есть гражданин должен дозаполнить заявление налоговиков, указав реквизиты банковского счета, на который будет осуществлен возврат денег.
Без этого заявления невозможно получить вычет в упрощенном порядке.
Где налоговики возьмут сведения для формирования заявления для налогоплательщика?
Источником информации являются банки и налоговые агенты.
Участие в информационном обмене с налоговиками будет добровольным, а реестр участников такого взаимодействия будет размещен на сайте налоговиков (Письмо ФНС РФ от 05.05.2021 № ПА-4-11/6227).
Это означает, что если банк или налоговый агент не присоединятся к участию в информационном обмене информацией, то налогоплательщик не сможет воспользоваться упрощенным порядком получения вычетов.
В какие сроки появится в личном кабинете налогоплательщика предзаполненное заявление?
Налоговики должны сформировать такое заявление по сведениям, представленным:
Когда можно отправить дозаполненное заявление?
Дозаполнить и отправить заявление можно в любое время. То есть порядок заявления вычетов не меняется.
А если заявление так и не появится в личном кабинете налогоплательщика?
Тогда гражданин должен обратиться к банку или налоговому агенту для того, чтобы они направили информацию налоговикам либо «по-старому» заполнять все документы.
А если у гражданина нет личного кабинета или он не захочет воспользоваться упрощенным порядком?
Сам по себе упрощенный порядок не отменяет возможность заполнения декларации 3-НДФЛ и сбора пакета подтверждающих документов.
В какие сроки будет предоставлен вычет?
Новый порядок более чем в 2 раза сокращает период получения денег.
По сравнению с ранее действовавшим порядком, сроки камеральной проверки сокращаются с 3 месяцев до 30 дней. Срок считается с момента отправки или подачи документов в налоговую инспекцию.
Далее налоговики в течение трех рабочих дней принимают решение о возврате и не позже 15 рабочих дней возвращают деньги.
То есть с момента подачи заявления до получения денег вместо прежних 4 месяцев проходит 1,5 месяца.
Пошаговая подача заявления на налоговый вычет через Госуслуги
В 2009 году Правительством РФ было принято решение о создании единого портала по предоставлению государственных услуг. Прошло 10 лет. На портале зарегистрировалось более 65 миллионов граждан России. Их число продолжает расти. Ресурс избавляет от длительного ожидания в очередях. На Госуслугах посетитель самостоятельно выполняет операции, во имя которых раньше нужно было ехать в учреждение. Количество услуг на портале расширяется. В том числе появилась возможность подачи заявления на налоговый вычет через Госуслуги. Эту тему мы и рассмотрим в статье ниже.
Что такое налоговый вычет и декларация о доходах
Ежегодно граждане нашей страны обязаны подать декларацию об уплате налога на доходы физических лиц – НДФЛ. Рабочие и служащие оплачивают его ежемесячно через бухгалтерию предприятия. 13% этого налога снимается с заработной платы. Предприниматели оплачивают взнос ежегодно. 13% исчисляются из годового дохода. В Налоговом кодексе РФ есть такое понятие, как налоговый вычет. Под ним понимается сумма, которая налогом не облагается.
В случае с сотрудниками предприятий такой суммой будет минимальная оплата труда. С этой суммы налог не взимается. Налоговая ставка применяется только к суммам, превышающим прожиточный минимум. Налоговым вычетом так же называется возврат денег за понесённые расходы. К ним относятся:
Кто получает
Налоговый вычет оформляют люди:
Как подготовить документы к подаче заявления на получение вычета
Для оформления налогового вычета понадобятся следующие документы:
Эти документы необходимы в любом случае. Далее следуют документы, подтверждающие причину требования о возврате. Если это покупка жилья, прилагаются:
При оформлении налогового вычета, связанного с лечением, прилагают договор об оказании медицинских услуг или квитанцию об оплате с печатью медицинского учреждения.
Претендовать на налоговую компенсацию можно не только за оплату собственного лечения, но и при расходах на медицинские услуги для членов семьи
В пакет документов при оформлении вычета за обучение входит договор, заключенный обучаемым с учебным заведением и квитанции об оплате. Важно знать, что налоговый вычет предоставляется только в том случае, если учебное заведение имеет лицензию на образовательные услуги. Находиться оно может как в России, так и за границей.
Что и как нужно сканировать
В паспорте сканируются страницы:
У остальных документов сканируются все заполненные страницы. Для сканирования выбирается формат с сильным сжатием — jpg (jpeg). Качество сканирования — 200 DPI (точек на дюйм) или 130 на сантиметр. Размер конечного файла должен получиться не меньше 50 Кб. Отсканированные копии сохраняются в компьютере.
Как подать документы через сайт Госуслуг
Самый первый шаг – регистрация на сайте Госуслуг. Она стандартная, но требует подтверждения. Для подтверждения нужно подойти с логином и паспортом в МФЦ к администратору. Процесс не занимает более 5 минут. Подтверждается аккаунт только один раз. Далее в личном кабинете становятся доступны все услуги.
Входим в личный кабинет. В верхней части страницы выбираем «Услуги».
В открывшемся окне нажимаем «Налоги и финансы».
Кликаем по надписи. Открывается следующее окно. В нём выбираем «Приём налоговых деклараций».
Кликаем надпись. В открывшемся окне выбираем «Электронные услуги. Приём налоговых деклараций физических лиц (3НДФЛ)».
Кликнув на надпись, переходим на новую страницу. Здесь можно выбрать два варианта. «Сформировать декларацию онлайн» подойдёт в том случае, если декларация ещё не написана. Функция «Отправить заполненную декларацию в электронном виде» нужна тогда, когда декларация готова и отсканирована. Важно! 3НДФЛ подаётся по итогам года. Воспользоваться услугой электронной подачи можно не чаще одного раза за 12 месяцев.
Поскольку все документы сканировались, то отправляем готовыми файлами.
Далее кликаем по кнопке «Получить услугу». Она синего цвета, расположена справа и сразу бросается в глаза. На открывшейся странице выбираем «загрузка декларации».
Здесь можно перетащить файл или загрузить его. Если файл перетаскивается, нужно свернуть страницу, захватить файл мышью и перенести его к свёрнутой странице. Как только мышь с файлом коснётся ярлыка, страница развернётся и файл окажется на месте. Для загрузки файла следует нажать на «Загрузите вручную». При этом откроется окно с документами, хранящимися на компьютере. Выбираете нужный файлы, открываете их. Они загружаются автоматически. Сведения о приёме декларации поступают в личный кабинет в виде сообщения.
Перед отправкой документов не забудьте поставить галочку о согласии на обработку данных.
Для налогового вычета на сайте есть отдельная ссылка. Возвращаемся в личный кабинет. Кликаем на «Услуги». Переходим в «Налоги и финансы». Продвигаем страницу вниз. Находим «Жизненные ситуации». В разделе кликаем «Имущественный налоговый вычет».
Кликнув по этой кнопке, переходите на страницу с полной информацией по налоговому вычету. Далее остаётся следовать рекомендациям. Заявление подаётся на сайте nalog.ru. Перейти на него можно по ссылке с Госуслуг. Декларация проверяется 3 месяца. Право на вычет проверяют 30 суток. О готовности уведомления о праве на вычет налоговый инспектор извещает звонком на указанный телефон. Полученный документ передаётся работодателю лично заявителем.
Как записаться в налоговую
Если появилось желание посетить налоговый орган лично, то сайт Госуслуг поможет сократить время визита. Возвращаемся в личный кабинет. Кликаем «Услуги». Переходим в «Налоги и финансы». Выбираем «Приём налоговых деклараций физических лиц (3НДФЛ). Все эти действия были описаны выше. В типе получения услуг выбираем «Личное посещение налоговой инспекции». Кликаем «Записаться на приём».
В открывшемся окне появятся персональные данные. Опускаемся ниже. Находим «Куда вы будете подавать оригиналы документов».
Выбираете свой регион. Открывается новое окно.
Находите нужный налоговый орган и нажимаете кнопку выбрать. В открывшемся окне появляются возможные дни записи и время. Остаётся выбрать удобный вариант и подтвердить свои действия.
Сайт Госуслуги помогает экономить время и нервы.
Как оформить налоговый вычет через «Госуслуги»
Рассмотрим пошаговый алгоритм, как оформить налоговый вычет через «Госуслуги» в 2021 году.
Учетная запись на портале госуслуг
Оформить и получить любой вид муниципальных и государственных услуг на едином портале могут только зарегистрированные пользователи. Поэтому перед тем, как начать оформление налогового вычета на госуслугах, убедитесь, что у вас есть учетная запись на этом сайте.
Если вы уже ранее регистрировались на портале, то достаточно лишь набрать свои логин и пароль.
Если же вы впервые заходите на сайт, то необходимо пройти процедуру регистрации. Это займет всего несколько минут: для создания личного кабинета (ЛК) вам нужно будет на первоначальном этапе ввести свои фамилию и имя, указать электронную почту и номер мобильного телефона. Чтобы завершить процедуру регистрации, вам необходимо будет ввести в специальном окошечке код, который отправят СМС-сообщением на ваш телефонный номер.
Для получения полного доступа к функционалу портала необходимо подтверждение учетной записи. В личном кабинете нужно будет ввести данные своего паспорта и СНИЛС, после чего они будут отправлены на проверку. Через некоторое время в личном кабинете появится информация, что учетная запись подтверждена. Теперь вы можете оформить через портал » Госуслуги» налоги и получить другие муниципальные и государственные услуги.
Создание декларации онлайн
Для оформления налогового вычета необходимо заполнить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ. Ее можно подготовить заранее в бесплатной программе от ФНС России «Декларация 2021», а затем загрузить на портал.
Но гораздо проще заполнить декларацию прямо на госуслугах, внеся информацию в специальные формы на сайте:
Обратите внимание, что в данных физлица обязательно нужно указать код отделения ФНС, куда будет отправлен отчет, и код ОКТМО по месту вашей регистрации. Обычно в веб-сервисах такие данные подтягиваются автоматически. Но при необходимости оба кода можно узнать на сайте ФНС, введя свой регион и название муниципального образования.
Сведения о доходах
Данные о доходах формируются в разделе «Доходы». Здесь сведения о доходах можно загрузить автоматически, нажав кнопку «Перевести из 2-НДФЛ». Но это возможно только в том случае, если работодатель уже предоставил в налоговые органы справку по форме 2-НДФЛ за соответствующий период.
Если же таких сведений нет, то их необходимо ввести вручную, заранее взяв справки по форме 2-НДФЛ у всех работодателей, которые выплачивали вам доходы.
В электронной форме введите:
Учтите, что в отчете должны быть указаны все виды выплат по всем имеющимся источникам. Даже если вы продали недвижимость, доход от продажи должен быть указан в декларации.
Указываем вычеты
В следующей вкладке «Вычеты» перечислены все категории налоговых вычетов. Вам нужно заполнить лишь те категории, по которым у вас есть право на возврат налога.
Например, если вы хотите получить вычет на покупку недвижимости и лечение, то заполняете две вкладки: «Имущество» и «Социальные».
С полным перечнем категорий налоговых вычетов по НДФЛ можно ознакомиться на сайте ФНС.
Проверка и отправка декларации на «Госуслугах»
Внимательно проверьте все внесенные данные. Проверьте общую сумму всех доходов, исчисленных и удержанных налогов. Посчитайте сумму налогового вычета, полагающуюся к возврату.
Если ФНС найдет ошибку, то в возврате налога откажут. Нужно будет собирать новый пакет документов и снова заполнять декларацию 3-НДФЛ.
Когда вы убедитесь, что все данные внесены правильно, сформируйте файл для отправки. После вам будет предложено загрузить на сайт документы, подтверждающие ваше право на вычет. Они добавляются на портал в электронном виде.
Для отправки электронной декларации 3-НДФЛ понадобится электронно-цифровая подпись. Без нее отправить отчет будет невозможно. Если у вас нет действующей КЭП (квалифицированной электронной подписи), то ее нужно заранее получить через личный кабинет налогоплательщика на сайте ФНС.
Загрузка готовой отчетности на «Госуслуги»
Если у вас уже имеется готовая отчетность по 3-НДФЛ, то ее можно загрузить на «Госуслуги». Это возможно в том случае, если декларация заполнялась в электронном виде, например через программу «Декларация 2021».