как подчеркнуть форму слова
Как подчеркиваются части речи в русском языке – правило, примеры
В школе часто дают задание выполнить морфологический или синтаксический разбор. И хотя и морфология, и синтаксис входят в раздел «грамматика», все же это не одно и то же. Давайте разберемся в этом вопросе и выясним, почему невозможно однозначно ответить на вопрос «Как подчеркиваются части речи в русском языке?»
Что мы знаем о частях речи
Определяя, какой частью речи является то или иное слово, мы опираемся на различные признаки.
Во-первых, мы ставим вопрос и определяем общее значение; иногда полезно определить и как слово образовано: это позволит быстро различить прилагательное и причастие.
Во-вторых, рассматриваем грамматические признаки (изменяется ли слово? как оно изменяется? И т.п.)
Наконец, обращаем внимание на синтаксическую роль.
Затем делаем вывод, что же это за часть речи. Причем обычно вывод можно сделать уже после первого пункта, так что дальнейший разбор (он называется морфологический) мы делаем просто потому, что так полагается, и для того, чтобы продемонстрировать учителю свои знания.
Что такое синтаксическая роль
Синтаксическая роль – это та роль, которую слово играет в предложении, каким членом предложения оно является. В разборе мы обычно выписываем слово вместе с тем, к которому оно относится, и ставим вопрос, а затем подчеркиваем слово так, как надо.
Например, было предложение «Как красив лес ранней осенью!» и на интересует слово «ранней». Мы пишем: «осенью какой? ранней» и подчеркиваем «ранней» волнистой линией.
Подчеркиваются не части речи, а члены предложения.
Как и что подчеркивается?
В предложении чаще всего выделяют два главных члена (подлежащее и сказуемое) и три второстепенных: дополнение, определение и обстоятельство. Они подчеркиваются так:
Подлежащее – одной чертой
Сказуемое – двумя чертами
Дополнение – пунктиром (тире-тире-тире)
Определение – волнистой линией
В некоторых учебниках рекомендуется главный член односоставного предложения подчеркивать тремя чертами.
Приложение – это вид определения, поэтому он тоже подчеркивается волнистой линией.
Это правда, что члены предложения любят выражаться определенными частями речи. Но все же некорректно ставить вопрос, как подчеркивать части речи. Надо определить член предложения, иначе можно фатально ошибиться.
Какую синтаксическую роль могут выполнять части речи
Один и тот же член предложения может выражаться разными частями речи; и наоборот, одна и та же часть речи может быть разными членами предложения (иногда любым из них).
Рассмотрим пример с существительным.
Существительное в именительном падеже может быть только главным членом предложения.
Дом стоит на берегу. (говорится о доме. Что? дом. Это подлежащее)
Читать – ее страсть. (подлежащее – читать; о нем сообщается, что это страсть. Читать – что такое? Страсть. Это сказуемое)
В позиции второстепенных членов существительное обычно стоит в одном из косвенных падежей.
Исключение – приложение, которое чаще всего стоит в том же падеже, что и определяемое существительное, то есть, если относится к подлежащему, то стоит тоже в именительном падеже.
Река Нева протекает по Ленинградской области. Нева – приложение (река какая? Нева)
Я прочитал статью. (прочитал что? статью; это дополнение)
У меня есть юбка в клетку. (юбка какая? в клетку; это определение)
Мы уехали из города. (уехали откуда? из города; это обстоятельство)
Таблица-помощник
Предлагаем вам таблицу, которая может помочь в выполнении грамматических разборов. В ней даны вопросы и части речи, которыми указанный член предложения может выражаться.
Член предложения
Как подчеркивается
Вопросы
Части речи
Кто? Что? о чем говорится в предложении?
Существительное, местоимение, числительное, инфинитив глагола, синтаксически неделимое сочетание (анютины глазки, Иван Иванович, три девицы и т.п.)
Что делает? что это? Каков? что сообщается о подлежащем?
Глагол в личной форме, инфинитив, безличный глагол (в безличной форме), существительное, прилагательное, местоимение, числительное, наречие, причастие (обычно в краткой форме), фразеологизм, синтаксически неделимое сочетание (высокого роста и т.п.)
Вопросы косвенных падежей
Существительное, местоимение, инфинитив, синтаксически неделимое сочетание
Какой? чей? который по счету?
Прилагательное, причастие (и то, и другое – только в полной форме), местоимение, числительное, инфинитив, существительное
Где? когда? куда? откуда? почему? зачем? как? в какой степени?
Наречие, деепричастие, существительной, местоимение, инфинитив
Что мы узнали?
Части речи не подчеркиваются – подчеркиваются члены предложения. Причем одна и та же часть речи может быть разными членами предложения и подчеркиваться, следовательно, по-разному. Надо определить член предложения и тогда уже подчеркивать слово.
Изменение формы слова с помощью окончания
- Отрабатывать умение изменять форму слова, находить и выделять окончания, в том числе нулевые; организовать наблюдение за изменением форм имён существительных, имён прилагательных и глаголов с опорой на языковой опыт учеников; учить работать с таблицей-подсказкой «Правильно изменяй форму слова»
- форма слова, изменение формы слова, окончание, окончание как часть слова, нулевое окончание, предложение, состав слова, словообразование, совершенствование графического навыка, словарные слова
План урока
№ | Название этапа | Методический комментарий | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2 | 2. Актуализация имеющихся знаний | Упражнение 1 в учебнике — повторение понятий «форма слова», «окончание». Дополнительные вопросы. Что происходит со словом, когда оно оказывается в предложении среди других слов? Почему изменения, которые происходят со словом в предложении, — это лишь формы слова, а не новые слова? Как называют часть слова, которая изменяется при изменении формы слова? Что нужно сделать, чтобы найти окончание слова? Оформление в тетради: Запись форм слов в столбик позволяет ученикам лучше увидеть часть слова, которая не изменяется, и, соответственно, правильно выделить окончание. Рубрика «Обрати внимание» объясняет необходимость изменения формы слова и готовит к выполнению упр. 2 (можно предложить ученикам убедиться в верности утверждения рубрики). Упражнение 2 (работа в паре) в учебнике — наблюдение за связью слов в предложении. До начала работы в парах целесообразно задать такие вопросы: можно ли считать слова, написанные на первой строчке, предложением? Получится ли предложение, если изменить порядок слов: мы, читали, книга, о, животные? Что необходимо сделать, чтобы получилось предложение? Возможная трудность: написание окончания в слове белой. Слово записывается на доске. Обратите внимание. Ученики могут составить предложения с разным порядком слов: «Мы читали книги о животных»; «Книги о животных читали мы»; «Читали мы книги о животных». Все варианты правильны, однако выбирайте для работы предложения с прямым порядком слов: «Мы читали книги о животных». Предложения с непрямым порядком слов (если возникнет вопрос) следует прочитать выразительно, обратив внимание на то, что такие предложения используются в художественной речи, для выделения, подчёркивания какого-то определённого смысла, например: «Книги о животных читали мы́» Рубрика «Давай подумаем» вводит понятие «нулевое окончание». Материал рубрики лучше продублировать на доске. Учащиеся должны выполнить следующую работу: • определить, что записано на строке — формы одного и того же слова или разные слова; • подчеркнуть часть слова, которая не изменяется; • вспомнить, как называется часть слова, которая изменяется, и назвать окончания представленных форм слов. Когда все три группы слов проанализированы, учитель подводит итог: на каждой строчке записаны формы слова. При изменении формы слова меняется его окончание. Это значит, что в первом слове есть часть, которая останется неизменной (она подчёркнута), и часть, которая будет изменяться (в других формах слова), т. е. окончание, но пока она не выражена звуками. После этого учитель предлагает прочитать рубрики «Тайны языка» и «Обрати внимание». Обратите внимание. При объяснении нулевого окончания можно использовать сравнение: нулевое окончание — это окончание под шапкой-невидимкой (человек, который надел шапку-невидимку, всё-таки есть, просто его не видно; когда слово изменяет форму, оно снимает шапку-невидимку с окончания: лес — леса, лесу и т. п.). Упражнение 3 в учебнике — отработка умения находить окончания, в том числе нулевые. Текст читает учитель или хорошо читающий ученик. Первые два слова лучше разобрать вместе со всем классом, чтобы освоить алгоритм выделения нулевых окончаний (учитель напоминает материал рубрики «Обрати внимание»: чтобы найти окончание, нужно изменить форму слова). После этого ученики самостоятельно записывают в тетради выделенные слова и отмечают окончания: сад, ветер, тучи, юг, поля, туман, вечер. Упражнение 4 (трудное) в учебнике — наблюдение за изменением форм глагола. Дополнительный вопрос. Что называют глаголом и на какие вопросы отвечают глаголы? Материал первого столбика выносится на доску. После прочтения предложений учитель просит учеников назвать разные формы одного и того же глагола и закончить предложение: «Если изменяется форма слова, можно найти и выделить. (окончания)». Ученики называют окончания, учитель выделяет их в словах на доске. Важно, чтобы ученики увидели нулевое окончание формы глагола наступил. Со словами второго столбика дети работают самостоятельно. Если времени до конца урока остаётся немного, учитель предлагает либо выписать только формы глагола и выделить окончания, либо продолжить работу фронтально. Дополнительная работа. Подобрать недостающие окончания к формам слова жёлтый. Проанализировать сходство и различие между строчными буквами ч, ъ, а также особенности их написания. Прописать строчку ч, ъ. Записать слово октябрь. Составить предложения с этим словом, одно из предложений записать под диктовку учителя в тетради. Волжский классБоковая колонкаРубрикиВидеоКнижная полкаМалина для АдминаБоковая колонкаОпросыКалендарь
Состав слова. Формы слова. Окончание, с. 26 — 27
Состав слова |