как подразделяются расчеты с сотрудниками по стандарту выплаты персоналу

Методические рекомендации по применению СГС «Выплаты персоналу»

Автор: Павлова А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

Напомним, с 1 января 2021 года учреждения госсектора должны применять федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов «Выплаты персоналу» (далее – СГС «Выплаты персоналу»). В помощь специалистам финансово-экономических служб Минфин разработал Методические рекомендации по применению СГС «Выплаты персоналу» (направлены Письмом Минфина РФ от 30.11.2020 № 02-06-07/104576) (далее – Рекомендации). В материале приведем их основные положения.

СГС «Выплаты персоналу» устанавливает единые требования:

к порядку первоначального признания в бухгалтерском учете объектов учета выплат персоналу – обязанностей и (или) обязательств перед персоналом;

к порядку последующей оценки в бухгалтерском учете объектов учета выплат персоналу;

к раскрытию информации об объектах учета выплат персоналу в бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Согласно Рекомендациям в рамках применения названного стандарта к персоналу относятся:

работники государственных (муниципальных) учреждений;

работники органов управления государственными внебюджетными фондами;

лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности;

государственные и муниципальные служащие;

работники государственных (муниципальных) органов, не являющиеся государственными гражданскими (муниципальными) служащими;

военнослужащие и приравненные к ним лица;

сотрудники органов внутренних дел;

сотрудники, имеющие специальные звания и проходящие службу в учреждениях и органах УИС, ФПС ГПС, таможенных органах РФ;

физические лица, привлекаемые в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и (или) муниципальными правовыми актами для выполнения отдельных полномочий без заключения с ними трудовых договоров (служебных контрактов, контрактов) или договоров гражданско-правового характера.

При этом выплаты сотрудникам обусловлены их статусом в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и муниципальными правовыми актами, трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами) (разд. 1 Рекомендаций).

Объекты учета выплат

В разделе 2 Рекомендаций уточнено, что к выплатам персоналу относятся:

расходы субъекта учета на оплату труда персонала;

денежное содержание (денежное вознаграждение, денежное довольствие, заработная плата);

командировочные и иные выплаты, обусловленные статусом персонала в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и (или) муниципальными правовыми актами, трудовыми договорами (служебными контрактами, контрактами);

расходы на уплату страховых взносов по обязательному социальному страхованию.

К сведению: выплаты персоналу включают выплаты, предоставляемые не только сотрудникам, но и членам их семей и (или) лицам, находящимся на их иждивении.

В частности, выплаты персоналу могут осуществляться в виде денежных выплат, предоставления товаров или услуг либо непосредственно работникам, либо их супругам, детям или другим лицам, находящимся на их иждивении.

Под выплатами в натуральной форме понимается полная либо частичная оплата (компенсация) работодателем товаров, работ и услуг, предоставленных в личное пользование работникам (то есть работники могут использовать их по своему усмотрению для удовлетворения собственных потребностей или потребностей членов своих семей).

Кроме того, выплаты персоналу делятся на две основные группы:

Все выплаты персоналу (текущие и отложенные) связаны с исполнением субъектом учета обязательств перед персоналом.

Текущие выплаты персоналу

Согласно разд. 3 Рекомендаций к текущим выплатам персоналу относятся выплаты, по которым у субъекта учета возникает обязательство по их осуществлению в срок и в размерах, которые установлены законом, иным нормативным правовым актом, включая локальные нормативные акты, и (или) трудовым договором (служебным контрактом, контрактом).

Объектом учета текущих выплат персоналу являются отдельные денежные обязательства, группируемые по видам обязательств в соответствии с видами расходов, установленными классификацией расходов бюджета бюджетной классификации РФ, в том числе выходные пособия, кроме выходных пособий, связанных с реструктуризацией деятельности.

Порядок отражения в учете обязательств, непосредственно связанных с реструктуризацией деятельности, в том числе обязательств по выплате выходных пособий при реструктуризации деятельности, регулируется СГС «Резервы». Данные обязательства включаются в состав резерва по реструктуризации.

Признание объектов учета текущих выплат персоналу в составе расчетов по принятым обязательствам по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда по факту их начисления осуществляется за период, когда персонал исполнял:

трудовые функции (возлагаемые на него отдельные полномочия);

обязанности в сфере национальной обороны, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства.

В указанном разделе специалисты финансового ведомства приводят следующий пример группировки принятых денежных обязательств по видам обязательств по текущим выплатам персоналу в соответствии с видами расходов, установленными классификацией расходов бюджета бюджетной классификации РФ:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Приняты обязательства по выплате заработной платы работникам казенных учреждений

Признание объектов учета текущих выплат персоналу в составе расчетов по принятым обязательствам по оплате труда*

1 501 11 211
1 401 20 211

1 502 12 211
1 302 11 737

Приняты денежные обязательства по выплате работникам учреждений в связи с направлением их в служебную командировку

Признание объектов учета текущих выплат персоналу в составе расчетов по принятым обязательствам на командировочные расходы**

1 501 11 212
1 401 20 212

1 502 12 212
1 302 12 737

* В этом случае видом обязательства по выплате персоналу являются расходы субъекта учета на оплату труда персонала (подстатья 211 «Заработная плата» КОСГУ), видом расходов – КВР 111 «Фонд оплаты труда учреждений».

** В этом случае видом обязательства по выплате персоналу являются командировочные расходы субъекта учета (подстатья 212 «Прочие несоциальные выплаты персоналу в денежной форме» КОСГУ), видом расходов – КВР 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда».

Отложенные выплаты персоналу

К отложенным выплатам персоналу относятся выплаты персоналу, обусловленные обязанностью субъекта учета по их осуществлению, величина которых на момент их принятия представляет собой расчетно (документарно) обоснованную оценку обязательства с неопределенным временем (финансовым периодом) их исполнения. Таким образом, в этом случае срок не определен, а размер имеет оценочное значение (разд. 3 Рекомендаций).

Объектом учета отложенных выплат персоналу являются отдельные виды обязательств по осуществлению выплат персоналу, в том числе:

выплат персоналу в соответствии с законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и (или) актами органа местного самоуправления о государственном пенсионном обеспечении (за исключением пенсионных выплат из бюджета ПФ РФ);

выплат, предусмотренных локальными нормативными актами, в связи с достижением работником установленного законодательством РФ пенсионного возраста и (или) стажа работы (далее – пенсионные и иные аналогичные выплаты персоналу).

К сведению: выплаты персоналу в виде выходных пособий не относятся к отложенным выплатам.

В соответствии с Рекомендациями объекты учета отложенных выплат делятся:

на отложенные выплаты персоналу на предстоящую оплату отпусков за фактически отработанное время;

на предстоящие расходы на пенсионные и иные аналогичные выплаты персоналу.

Оплата отпусков

Минфин приводит следующий пример проводок в части отражения в учете резерва на отпуск персоналу (работникам) учреждений за фактически отработанное время:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Принятие отложенных обязательств на выплату отпускных работникам

Формирование резерва на отпуск за отработанное время

Принятие текущих обязательств за счет отложенных обязательств по факту оплаты отпускных за фактически отработанное время

1 501 13 211
1 502 99 211

1 502 93 211
1 502 11 211

Уменьшение созданного резерва на отпуск по факту выплаченных отпускных за фактически отработанное время

1 502 11 211
1 401 60 211

1 502 12 211
1 302 11 737

Специалисты финансового ведомства разъясняют, что резерв на отпуск может рассчитываться ежемесячно, ежеквартально или за год как сумма оплаты отпусков работникам за фактически отработанное время на дату расчета и сумма страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, обязательное медицинское страхование, обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

К сведению: методика расчета резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу устанавливается субъектом учета в рамках формирования учетной политики.

Например, расчет резерва на оплату предстоящих отпусков персоналу может производиться персонифицированно по каждому сотруднику, или в целом по учреждению, или по группам персонала.

Пенсионные и иные аналогичные выплаты

Пенсионные и иные аналогичные выплаты персоналу также группируются по видам расходов, установленным классификацией расходов бюджета бюджетной классификации РФ.

Содержание операции

Дебет

Кредит

Принятие отложенных обязательств на пенсионные и иные выплаты персоналу

Формирование резерва на пенсионные и иные выплаты персоналу

Принятие текущих обязательств за счет отложенных обязательств по факту оплаты пенсионных и иных выплат персоналу

1 501 13 264
1 502 99 264

1 502 93 264
1 502 11 264

Уменьшение созданного резерва на указанные цели по факту выплаченных пенсионных и иных выплат персоналу*

1 502 11 264
1 401 60 211

1 502 12 264
1 302 11 737

* В этом случае видом обязательства по выплате персоналу являются пенсионные и иные выплаты персоналу (доплаты к пенсии за выслугу лет лицам, замещавшим должности муниципальной службы) (подстатья 264 «Пенсии, пособия, выплачиваемые работодателями, нанимателями бывшим работникам» КОСГУ), видом расходов – КВР 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств».

Последующая оценка объектов учета выплат персоналу

Стоимостная оценка объектов учета текущих выплат персоналу после первоначального признания не подлежит изменению.

В то же время стоимостная оценка объектов учета отложенных выплат персоналу подлежит пересмотру не реже чем на годовую отчетную дату и при необходимости подлежит корректировке до текущей обоснованной оценки (разд. 4 Рекомендаций).

Минфин указал на то, что изменения в стоимостной оценке резервов выплат персоналу отражаются следующими корреспонденциями:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Превышение суммы созданного резерва по отношению к сумме обоснованной оценки резерва на отчетную дату и отнесение на финансовый результат текущего периода

Уточнение суммы резерва на выплаты персоналу до обоснованной оценки резерва на отчетную дату

* По соответствующей подстатье КОСГУ.

К сведению: корректировка оценочного значения, отраженного в бухгалтерском учете, бухгалтерской (финансовой) отчетности, вследствие изменения допущений, обстоятельств, информации, на основе которых были определены суммовые величины оценочных значений, не является исправлением ошибки и изменением учетной политики (п. 23 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», утвержденного Приказом Минфина РФ от 30.12.2017 № 274н).

Прекращение признания объектов учета выплат персоналу

Согласно разд. 5 Рекомендаций прекращение признания (выбытие с балансового учета и (или) прекращение отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности) объектов учета текущих выплат персоналу осуществляется по мере их исполнения (прекращения обязательства), отложенных выплат – по мере признания объектов учета текущих выплат персоналу за счет сумм ранее признанного резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу.

Раскрытие информации в отчетности

В годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета раскрывается следующая информация (разд. 6 Рекомендаций):

1) сумма задолженности по текущим выплатам персоналу на начало и конец отчетного периода (сведения по дебиторской и кредиторской задолженности (ф. 0503169) (далее – сведения (ф. 0503169));

2) сумма резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу (отложенных выплат персоналу) на начало и конец отчетного периода по каждому виду обязанностей по выплатам персоналу (сведения (ф. 0503169));

3) сумма корректировок (увеличений, уменьшений) величины резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу (отложенных выплат персоналу) по каждому виду отложенных выплат персоналу в структуре оснований (сведения (ф. 0503169)):

признание объектов учета отложенных выплат персоналу (отчет о бюджетных обязательствах (ф. 0503128));

признание объектов учета текущих выплат персоналу за счет сумм ранее признанного резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу;

корректировка резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу в части избыточности начисленных сумм.

Дополнительно в составе бюджетной информации субъекта учета необходимо раскрыть информацию о пенсионных и иных аналогичных выплатах на плановый период.

К сведению: представление сопоставимой сравнительной информации за предыдущие отчетные периоды по отложенным выплатам персоналу в части пенсионных и иных аналогичных выплат в бухгалтерской (финансовой) отчетности при первом применении СГС «Выплаты персоналу» не осуществляется.

Источник

Министерство финансов Российской Федерации: Федеральный стандарт бухгалтерского учета государственных финансов № 184н от 15.11.2019 Выплаты персоналу

приказом Министерства финансов

от 15.11.2019 N 184н

БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ

Утверждена приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25 марта 2011 г. N 33н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2011 г., регистрационный номер 20558), с изменениями, внесенными приказами Министерства финансов Российской Федерации от 26 октября 2012 г. N 139н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 19 декабря 2012 г., регистрационный номер 26195), от 29 декабря 2014 г. N 172н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 февраля 2015 г., регистрационный номер 35854), от 20 марта 2015 г. N 43н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 1 апреля 2015 г., регистрационный номер 36668), от 17 декабря 2015 г. N 199н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 января 2016 г., регистрационный номер 40889), от 16 ноября 2016 г. N 209н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 15 декабря 2016 г., регистрационный номер 44741), от 14 ноября 2017 г. N 189н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 12 декабря 2017 г., регистрационный номер 49217), от 7 марта 2018 г. N 42н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 марта 2018 г., регистрационный номер 50553), от 30 ноября 2018 г. N 243н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 25 декабря 2018 г., регистрационный номер 53168), от 28 февраля 2019 г. N 32н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 марта 2019 г., регистрационный номер 54184), от 16 мая 2019 г. N 73н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 11 июня 2019 г., регистрационный номер 54909), от 16 октября 2019 г. N 166н (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 20 декабря 2019 г., регистрационный номер 56918).

Утвержден приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31 декабря 2016 г. N 256н «Об утверждении федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора «Концептуальные основы бухгалтерского учета и отчетности организаций государственного сектора» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 апреля 2017 г., регистрационный номер 46517) с изменениями, внесенными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 10 июня 2019 г. N 94н (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 4 июля 2019 г., регистрационный номер 55140).

II. Термины и их определения

5. Термины, определения которым даны в других нормативных правовых актах, регулирующих ведение бухгалтерского учета и составление бухгалтерской (финансовой) отчетности, используются в Стандарте в том же значении, в каком они используются в этих нормативных правовых актах.

6. В Стандарте используются следующие термины в указанных значениях.

Основными группами выплат персоналу являются:

а) текущие выплаты персоналу;

б) отложенные выплаты персоналу.

III. Признание (принятие к бухгалтерскому учету) и оценка

при признании объектов учета выплат персоналу

Статья 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3823; 2019, N 30, ст. 4101, N 31, ст. 4437).

8. Объекты учета текущих выплат персоналу признаются в составе расчетов по принятым обязательствам по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда по факту их начисления за период, когда персонал исполнял трудовые функции (возлагаемые на него отдельные полномочия), должностные обязанности, обязанности в сфере национальной обороны, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства.

Объекты учета текущих выплат персоналу признаются в сумме денежных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в размере, установленном законом, иным нормативным правовым актом, включая локальные нормативные акты, и (или) трудовым договором (служебным контрактом, контрактом).

Выплаты персоналу в виде выходных пособий не относятся к отложенным выплатам персоналу.

10. Объекты учета отложенных выплат персоналу признаются в составе резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу в том отчетном периоде, когда персонал исполнял трудовые функции, должностные обязанности, обязанности в сфере национальной обороны, правоохранительной деятельности и обеспечения безопасности государства.

Объекты учета отложенных выплат персоналу признаются:

IV. Последующая оценка объектов учета выплат персоналу

11. Стоимостная оценка объектов учета текущих выплат персоналу после первоначального признания не подлежит изменению.

12. Не реже чем на годовую отчетную дату стоимостная оценка объектов учета отложенных выплат персоналу подлежит пересмотру и при необходимости корректировке до величины, определенной в соответствии с пунктом 10 Стандарта.

V. Прекращение признания (выбытие с бухгалтерского учета)

объектов учета выплат персоналу

13. Прекращение признания (выбытие с балансового учета и (или) прекращение отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности) объектов учета текущих выплат персоналу осуществляется по мере их исполнения (прекращения обязательства).

14. Прекращение признания (выбытие с балансового учета и (или) прекращение отражения в бухгалтерской (финансовой) отчетности) объектов учета отложенных выплат персоналу осуществляется по мере признания объектов учета текущих выплат персоналу за счет сумм ранее признанного резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу.

В случае избыточности суммы признанного резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу (отложенных выплат персоналу) размер резерва корректируется (уменьшается) с отнесением на расходы текущего отчетного периода.

VI. Раскрытие информации об объектах учета выплат

персоналу (результатах операций с ними) в бухгалтерской

15. В годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности субъекта учета раскрывается следующая информация:

а) сумма задолженности по текущим выплатам персоналу на начало и конец отчетного периода;

б) сумма резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу (отложенных выплат персоналу) на начало и конец отчетного периода по каждому виду обязанностей по выплатам персоналу;

в) сумма корректировок (увеличений, уменьшений) величины резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу (отложенных выплат персоналу) по каждому виду отложенных выплат персоналу в структуре оснований:

признание объектов учета отложенных выплат персоналу;

признание объектов учета текущих выплат персоналу за счет сумм ранее признанного резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу;

корректировка резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу в части избыточно начисленных сумм.

16. Дополнительно в составе бюджетной информации субъекта учета раскрывается информация о пенсионных и иных аналогичных выплатах на плановый период.

17. Представление сопоставимой сравнительной информации за предыдущие отчетные периоды по отложенным выплатам персоналу в части пенсионных и иных аналогичных выплат в бухгалтерской (финансовой) отчетности при первом применении Стандарта не осуществляется.

Источник

Федеральные стандарты 2021 года

Автор: Инна Хлевняк, главный бухгалтер-консультант Линии консультаций компании «ГЭНДАЛЬФ»

Материалы газеты «Прогрессивный бухгалтер», бюджетный выпуск, январь 2021 г.

Рассмотрим федеральные стандарты «Совместная деятельность», «Выплаты персоналу» и «Информация о связанных сторонах», которые вступили в силу 1 января 2021 г.

Федеральный стандарт «Совместная деятельность»

Стандарт регламентирует порядок бухгалтерского учета объектов, возникающих при осуществлении совместной деятельности по договору простого товарищества без образования юридического лица или по соглашению о совместных действиях без объединения имущества (вкладов), направленных на достижение целей, не связанных с извлечением прибыли, без образования юридического лица, а также правила раскрытия в отчетности информации об участии субъекта учета в указанной деятельности.

Если имущество участников соглашения о совместной деятельности не объединяется, каждый субъект учета оставляет на своем балансе все используемые активы (ОС, НМА, НПА, МЗ), не переводя их в категорию финансовых вложений. Учреждение ведет бухгалтерский учет в соответствии с действующими нормативными актами, Учетной политикой. В части, относящейся к совместной деятельности, следует применять обособленную аналитику.

В результате выполнения совместных операций у госучреждения могут образоваться активы и доходы, которые нужно принять к учету. При признании таких активов и доходов и выполнении их стоимостной оценки следует руководствоваться:

действующим законодательством в сфере бухучета, в том числе инструкциями и стандартами;

внутренними локальными нормативными актами, в первую очередь Учетной политикой;

соглашением о ведении совместной деятельности.

У субъекта учета, выполняющего завершающие хозяйственные операции, возникают активы и доходы, подлежащие передаче другим участникам. Активы при этом следует учитывать на забалансе, откуда и производить передачу, а причитающиеся другим субъектам учета доходы следует отразить в качестве обязательств перед ними.

В бухгалтерской отчетности учреждению-участнику нужно представить следующие сведения:

По каждому соглашению, не предусматривающему объединения имущества: цель и гражданско-правовую форму совместной деятельности, величину активов и обязательств, доходов и расходов, признанных за отчетный период в связи с совместной деятельностью.

По каждому договору простого товарищества: цель совместной деятельности, величину вклада по договору и размер дохода за отчетный период.

Субъект, ведущий общий бухучет, должен сформировать обособленную бухгалтерскую отчетность простого товарищества в соответствии с действующими инструкциями. Если участниками договора были юрлица, не имеющие отношения к бюджетной сфере, нужно раскрыть информацию о размере их вкладов.

Федеральный стандарт «Выплаты персоналу»

Минфин выпустил методические рекомендации по применению федерального стандарта бухучета госфинансов «Выплаты персоналу». В них обобщены правила учета выплат персоналу, в том числе за счет резервов предстоящих расходов.

В учетной политике предусмотрите, на какую дату будете впервые начислять резерв по пенсионным и иным аналогичным выплатам. Это новый вид резерва. Он включает суммы государственного пенсионного обеспечения (кроме выплат из ПФР), а также суммы, которые назначаются на основании локального акта организации по достижении работником установленного законом пенсионного возраста или стажа работы.

Порядок первоначального признания резерва согласуйте с учредителем и финорганом. В стандарте этот вопрос не урегулирован. При этом требования к учету нового вида резерва применяются с 1 января 2021 года. Показатель по счету 401.60 будете отражать в том числе в промежуточной отчетности следующего года. Полагаем, что показатели такой отчетности должны учитывать информацию о новом виде резерва.

В силу п. 4 СГС «Выплаты персоналу» данный стандарт применяется одновременно с положениями СГС «Концептуальные основы».

Классификация выплат персоналу

В целях бухгалтерского учета в государственных (муниципальных) учреждениях к выплатам персоналу относятся:

расходы на оплату труда персонала;

При этом выплаты персоналу могут быть как в денежной, так и в натуральной форме (в виде предоставления товаров или услуг). Получателями выступают работники, члены их семей.

Выплаты персоналу делятся на две группы: текущие выплаты и отложенные выплаты.

Выплаты персоналу

Текущие

Отложенные

Выплаты, обусловленные обязательствами учреждения по их осуществлению в срок и в размере, которые установлены законом, иным нормативным правовым актом, включая локальные нормативные акты, и (или) трудовым договором (служебным контрактом, контрактом)

Выплаты, обусловленные обязанностью учреждения по их осуществлению, величина которых на момент их принятия представляет собой расчетно (документарно) обоснованную оценку обязательства с неопределенным временем (финансовым периодом) их исполнения.

Принимая во внимание трактовку термина «выплаты персоналу» (п. 6 СГС «Выплаты персоналу») и положения инструкций № 157н, 174н, отметим, что данный стандарт применяется в части выплат, отраженных, в частности, на следующих счетах бухгалтерского учета:

0 208 00 000 «Расчеты с подотчетными лицами»;

0 302 13 000 «Расчеты по начислениям на выплаты по оплате труда»;

0 302 63 000 «Расчеты по пособиям по социальной помощи населению в натуральной форме»;

0 303 00 000 «Расчеты по платежам в бюджеты»;

0 401 60 000 «Резервы предстоящих расходов».

Резерв по отпускам за отработанное работниками (сотрудниками) время, который в настоящее время обязательно формируется субъектом учета, до применения СГС «Выплаты персоналу» регулируется Инструкцией № 157н (Письмо Минфина РФ от 05.08.2019 № 02-07-07/58716).

Обратите внимание: выплаты персоналу в виде выходных пособий не относятся к отложенным.

Порядок признания выплат персоналу

Порядок признания в бухгалтерском учете выплат персоналу зависит от их классификации.

Текущие выплаты персоналу признаются в составе расчетов по принятым обязательствам по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда по факту их начисления за период, когда персонал исполнял трудовые функции (возлагаемые на него отдельные полномочия), должностные обязанности.

Объекты учета текущих выплат признаются в сумме денежных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в размере, установленном законом, иным нормативным правовым актом, включая локальные нормативные акты, и (или) трудовым договором (служебным контрактом, контрактом) (п. 8 СГС «Выплаты персоналу»).

После первоначального признания стоимостная оценка объектов учета текущих выплат персоналу изменению не подлежит (п. 11 СГС «Выплаты персоналу»).

Отложенные выплаты персоналу признаются в составе резерва предстоящих расходов на выплаты персоналу в том отчетном периоде, когда работники исполняли свои трудовые функции (должностные обязанности), в следующих размерах (п. 10 СГС «Выплаты персоналу»):

в части предстоящих расходов на оплату отпусков – в сумме предстоящей оплаты отпусков за фактически отработанное время и (или) компенсаций за неиспользованные отпуска, в том числе при увольнении, включая платежи на обязательное социальное страхование. Порядок расчета резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу устанавливается учреждением в рамках учетной политики;

в части предстоящих расходов на пенсионные и иные аналогичные выплаты – в сумме бюджетных ассигнований (лимитов бюджетных обязательств) или в сумме показателей, утвержденных планом финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения и предусмотренных на соответствующие цели на очередной финансовый год и плановый период (п. 10 СГС «Выплаты персоналу»).

Стоимостная оценка объектов учета отложенных выплат персоналу подлежит пересмотру и (при необходимости) корректировке не реже чем на годовую отчетную дату (п. 12 СГС «Выплаты персоналу»).

Прекращение признания выплат персоналу

Выбытие с учета текущих выплат осуществляется по мере их исполнения. Прекращение признания отложенных выплат происходит по мере их признания текущими выплатами за счет сумм ранее признанного резерва предстоящих расходов.

Прекращение признания объектов учета отложенных выплат персоналу осуществляется по мере их признания за счет сумм ранее признанного резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу. В случае избыточности суммы признанного резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу (отложенных выплат персоналу) размер резерва корректируется (уменьшается) с отнесением на расходы текущего отчетного периода (п. 14 СГС «Выплаты персоналу»).

Раскрытие информации о выплатах персоналу в отчетности

Сведения о выплатах персоналу подлежат раскрытию в годовой отчетности учреждения. В частности, раскрывается следующая информация (п. 15 СГС «Выплаты персоналу»):

1) сумма задолженности по текущим выплатам персоналу на начало и конец отчетного периода;

2) сумма резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу (отложенных выплат персоналу) на начало и конец отчетного периода по каждому виду обязанностей по выплатам персоналу;

3) сумма корректировок (увеличений, уменьшений) величины резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу (отложенных выплат персоналу) по каждому виду таких выплат в структуре оснований. К данным операциям относятся:

признание объектов учета отложенных выплат персоналу;

признание объектов учета текущих выплат персоналу за счет сумм ранее признанного резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу;

корректировка резерва предстоящих расходов по выплатам персоналу в части избыточно начисленных сумм.

Дополнительно в составе бюджетной информации учреждения указывается информация о пенсионных и иных аналогичных выплатах на плановый период (п. 16 СГС «Выплаты персоналу»).

Обратите внимание: при первом применении стандарта сопоставимая сравнительная информация за предыдущие отчетные периоды по отложенным выплатам в части пенсионных и иных аналогичных выплат в бухгалтерской отчетности не приводится (п. 17 СГС «Выплаты персоналу»).

Федеральный стандарт «Информация о связанных сторонах»

Для целей применения стандарта связанными сторонами являются следующие лица (п. 5 СГС «Информация о связанных сторонах»).

Связанные стороны

Аффилированные лица субъекта отчетности в соответствии с законодательством РФ

Лица, которые являются заинтересованными в заключении субъектом отчетности сделок в соответствии с законодательством РФ

Лица, хозяйственные решения которых субъект отчетности на основании законодательства РФ, учредительных документов и соглашений имеет право определять или в принятии решений которых он может участвовать

Иные лица, имеющие право на основании законодательства РФ, учредительных документов и соглашений определять хозяйственные решения, принимаемые субъектом отчетности, или имеющие возможность участвовать в их принятии

Формирование информации о связанных сторонах

Суть стандарта сводится к тому, что субъект отчетности должен сформировать по состоянию на отчетную дату факты хозяйственной жизни, осуществляемые в рамках отношений со связанными сторонами. В состав (перечень) связанных сторон также включаются лица, которые являлись связанными сторонами субъекта отчетности на начало и (или) в течение отчетного периода, даже если на отчетную дату они уже не были его связанными сторонами (п. 7 СГС «Информация о связанных сторонах»).

С целью своевременного формирования годовой отчетности информация о составе (перечне) связанных сторон формируется субъектом отчетности не позднее первого рабочего дня года, следующего за отчетным.

Формирование информации о составе (перечне) связанных сторон и об операциях со связанными сторонами осуществляется на основании аналитического учета, обеспечиваемого при ведении бухгалтерского учета.

Отражение информации об операциях со связанными сторонами в отчетности

Обратите внимание: не требуется раскрывать информацию об операциях со связанными сторонами субъектом отчетности в случае выполнения им возложенных на него полномочий и (или) функций в отношении организаций бюджетной сферы, которые являются для субъекта отчетности связанными сторонами (п. 10 СГС «Информация о связанных сторонах»).

1. Характер отношений субъекта отчетности и связанной стороны в рамках следующих видов операций (совершены в отчетном периоде):

а) безвозмездное перечисление (передача) активов;

б) предоставление (получение) кредитов, займов, ссуд;

в) реализация товаров, выполнение работ, оказание услуг;

г) операции с иным государственным (муниципальным) имуществом;

2. Условия операций со связанными сторонами каждого вида с указанием отличий условий таких операций от условий аналогичных фактов хозяйственной жизни (операций) с юридическими (физическими) лицами, которые не являются связанными сторонами субъекта отчетности.

3. Объем операций со связанными сторонами каждого вида в денежном выражении с выделением сумм операций со связанными сторонами, расчеты по которым не завершены, включая:

а) описание условий и сроков осуществления (завершения) расчетов по операциям со связанными сторонами, а также формы расчетов;

б) величину образованных резервов по сомнительным долгам на конец отчетного периода;

в) величину списанной дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, других долгов, нереальных для взыскания, в том числе за счет резерва по сомнительным долгам.

Показатели, отражающие аналогичные по характеру (экономической сущности) операции со связанными сторонами, раскрываются в агрегированном виде, за исключением случаев, когда обособленное раскрытие таких операций необходимо для понимания их влияния на показатели годовой отчетности субъекта отчетности.

Для справки: не требуется раскрытие в консолидированной годовой отчетности информации о связанных сторонах и операциях между связанными сторонами среди организаций, данные годовой отчетности которых были включены при формировании показателей консолидированной годовой отчетности (п. 13 СГС «Информация о связанных сторонах»).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *