как подтвердить стаж в узбекистане для пенсии в россии
Об учете стажа в государствах-членах ЕАЭС при назначении пенсии в Российской Федерации
20 декабря 2019 года между Республикой Арменией, Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией подписано Соглашение о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, которое вступило в силу с 1 января 2021 года.
Соглашением предусмотрено, что каждое государство-член определяет право на пенсию с соответствии со своим законодательством исходя из стажа работы, приобретенного на его территории после вступления в силу данного Соглашения, то есть после 1 января 2021 года.
Относительно стажа работы до 1 января 2021 года Соглашением предусмотрены переходные положения, согласно которым пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992, а для Республики Беларусь и Российской Федерации — Договором между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о сотрудничестве в области социального обеспечения от 24.01.2006.
Так, за стаж работы на территориях республик Казахстан, Кыргыстан, Армения до 1 января 2002 года и бывших союзных республиках (Казахской, Киргизской, Армянской), в случае проживания (переселения) трудящегося в Российской Федерации, назначать и выплачивать пенсию будет Российская Федерация в соответствии с Соглашением СНГ при соблюдении условий, установленных Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Периоды работы после 1 января 2002 года учитываются в страховой стаж при определении права на пенсию.
За стаж работы на территории Республики Беларусь до 1 января 2021 года и вывшей Белорусской ССР, в случае проживания (переселения) трудящегося в Российской Федерации, назначать и выплачивать пенсию за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные до 13.03.1992, будет Российская Федерация, а за периоды страхового (трудового) стажа, приобретенные после указанной даты — Республика Беларусь.
Переходные положения Соглашения ЕАЭС будут применяться государствами-членами до того момента, пока у трудящегося будет иметься стаж работы на территории государств-членов до 1 января 2021 года.
Как подтвердить трудовой стаж, заработанный в странах бывшего СНГ?
Зачастую у граждан, прибывших из стран бывшего СНГ, возникают проблемы при назначении пенсии.
Какие могут быть проблемы?
Одна из самых распространённых проблем у таких граждан – это отказ Управления ПФ РФ включить в страховой стаж периоды работы после 2002 года из-за отсутствия информации об уплаченных страховых взносах.
Кроме того, могут возникнуть проблемы и с периодами работы, имевшими место с 1992-го по 2002 год. За указанные периоды Управление ПФ РФ направляет в страну бывшего СНГ, где работал будущий пенсионер, запросы о предоставлении информации о подтверждении периодов работы лица: подтверждающие справки, сведения о заработной плате и т.д.
В случае если ответы на данные запросы не поступают в Пенсионный фонд, указанные периоды не засчитываются в страховой и общий стаж лица.
Какие могут быть варианты решения в сложившейся ситуации и как «отстоять» свой трудовой стаж?
Существует соглашение «О гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения» (далее – Соглашение)
от 13 марта 1992 года.
В соответствии с п. 2 ст. 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения засчитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Согласно ст. 10 Соглашения, государства – участники Содружества берут на себя обязательства информировать друг друга о действующем в их государствах пенсионном законодательстве, последующих его изменениях, а также принимать необходимые меры к установлению обстоятельств, имеющих решающее значение для определения права на пенсию и ее размера.
Для начала разберемся с периодами работы с 1992-го до 2002 года, т.е. периодами работы, имевшими место после вступления в силу Соглашения от 13 марта 1992 г. и до вступления в силу ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» № 178 от 17.12.2001 г.
В соответствии с действующим законодательством РФ (ТК РФ, ст. 66, Положение о порядке подтверждения трудового стажа для назначения пенсий в РСФСР (утверждено приказом Министерства социального обеспечения от 04.10.1991 г. № 190, п. 1.1, п. 41.1) основным документом, подтверждающим трудовую деятельность гражданина, является трудовая книжка.
Если трудовая книжка лица, претендующего на получение пенсии на территории РФ, не содержит изменений и неточностей в указании сведений о работе, записи о спорных периодах работы внесены работодателем на основании соответствующих приказов, заверены печатями предприятия, оттиски печатей хорошо читаются, в таком случае каких-либо проблем с включением данных периодов работы не возникнет.
Однако следует отметить, что Пенсионный фонд все равно в соответствии с положениями Соглашения обязан послать запрос в бывшую союзную республику на документы, подтверждающие трудовой и страховой стаж гражданина.
В случае если ответы в отношении этих периодов не поступят, на основании одной трудовой книжки Пенсионный фонд спорные периоды не включит.
В таком случае гражданину необходимо будет обратиться в суд с исковым заявлением о включении спорных периодов работы в общий трудовой и страховой стаж. В случае если в трудовой книжке все записи сделаны грамотно и в соответствии со всеми правилами ведения трудовой книжки, как это было указано выше, трудностей у будущего пенсионера в подтверждении стажа не возникнет.
Как же быть с периодами работы после 2002 года?
В соответствии с распоряжением Правления ПФ РФ от 22.06.2004 г. № 99 р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств – республик бывшего СССР», периоды работы по найму после 1 января 2002 года могут быть включены в подсчет трудового (страхового) стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 г. подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Такие справки в соответствии с п. 10 указанного Соглашения обязаны запрашивать территориальный органы Управления ПФ РФ, надо отметить, что, как правило, они выполняют свою обязанность. Однако запросы делаются не всегда своевременно.
В случае если указанные справки по запросу Пенсионного фонда не поступят, можно попробовать сделать запрос самостоятельно. Могу сказать лично из своей практики, что почему-то запросы ПФ РФ зачастую остаются без ответа, однако когда запрашивает суд по нашему ходатайству либо мы делаем запрос самостоятельно, ответ чаще всего приходит и довольно быстро.
Поэтому если ПФ РФ не включает периоды работы после 2002 года по причине отсутствия справок об уплате страховых взносов, можно смело идти в суд с иском и затем заявлять ходатайство об истребовании этих справок, а для большей надежности можно до подачи иска сделать еще и самостоятельный запрос.
В моей практике не было ни разу такой ситуации, чтобы ответ не поступил. Я думаю, дело в том, что ПФ направляет запросы простым письмом, а не заказным с уведомлением, поэтому письма идут долго или вовсе теряются.
Но это еще не все
Есть еще одна проблема, которая может возникнуть при назначении пенсии гражданам, проживавшим и работавшим в странах бывшего СНГ.
Как я уже говорила выше, в отношении периодов работы после 1991 года территориальные органы УПФ РФ направляют запросы о подтверждении данных периодов работы.
Указанные запросы Пенсионный фонд обязан делать сразу после обращения лица с заявлением о назначении пенсии. В таком случае велика вероятность того, что ответы на запросы придут за то время, пока Пенсионный фонд рассматривает документы гражданина и пенсия будут назначена ему с учетом включения всех периодов его работы на территории страны бывшего СНГ.
Однако запросы делаются не всегда своевременно и, как следствие, документы приходят гораздо позже, чаще всего через несколько месяцев после назначения пенсии. Конечно, перерасчет размера пенсии делается, но только с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором документы поступили. То есть, например, документы пришли в январе, и перерасчет сделают с 1 февраля.
Таким образом, в силу того, что пенсионный орган не исполняет свою обязанность своевременно и не истребует нужные документы сразу после обращения лица, пенсионер вместо того чтобы сразу с момента назначения пенсии получать пенсию в полном объеме, начинает получать ее только спустя несколько месяцев.
В таком случае можно попытаться добиться перерасчета пенсии с даты назначения. К сожалению, добровольно перерасчет УПФ с момента назначения пенсии делать отказывается. Однако лично из моей судебной практики могу сказать, что в судебном порядке вполне реально добиться перерасчета с даты назначения, конечно, все зависит от обстоятельств дела, но чаще всего практика складывается в пользу пенсионеров.
Обсуждают (32): Обсуждение
Комментарии (50)
Подскажите как быть в Крыму? Учёба университете с 1998 по 2003 год, первая запись в трудовой 2003 год. Трудовая нового образца заведена в 2014 году. Сейчас обе трудовые находятся у работодателя в отделе кадров. В личном кабинете ПФ стаж отображается только с 2014 года, как быть, куда обращаться для включения стажа до 2014 года? PS: живу в Симферополе, работаю в ЯНАО вахтовым методом.
Если до учебы не работали хотя бы один день, то учеба в стаж не включается.
Учебу Вам не засчитают, если законодательство конечно не изменится! А для включения трудового стажа до 2014 года попробуйте сначала написать заявление в ПФ и приложить заверенную работодателем копию трудовой старой и попросите включить периоды работы до 2014 года в страховой стаж, если откажут, то только подтверждать стаж нужно будет уже в судебном порядке!
Также и с ЗАГСами, не можем получить выписку о браке из книги гражданских актов. Нужно для получения свидетельства о рождении нового образца, чтобы подтвердить изменение фамилии, без неё по закону РФ мне моё св-во о рождении не выдадут несмотря на то, что я родилась в России! Вот что делать дальше? Поэтому и пенсия не дотягивает до прожиточного минимума.
Что касается стажа, рекомендую обратиться в суд, раз есть справки! Если запись в трудовой есть, заверена печатью, подписью, думаю проблем не будет, и Вам включат эти периоды и сделают перерасчет! Насчет справки из ЗАГСа ничего не могу пояснит, так как не знаю по какой причине Вам отказывают!
В том то и дело, что в трудовой ошибки! По одному предприятию название не совпадает с печатью, видимо было переименование. А по второму нет подписи руководителя, только печать. Когда в 1998 г возвращалась на Родину, вообще не хотели книжку отдавать, не до подписей было! В ПФ сказали, если бы я эти справки предоставила раньше (в 16-17 гг), то их бы взяли. А теперь (в 18 г)якобы было какое то указание свыше: не брать!
Но я-то и никто не виноват, что такие кадровики сидели на гос. должностях! Должно государство отвечать за это!
Я,как молодой специалист была отправлена в Ташкент в 1972 г. Прожила там 18 лет, работала в двух местах. В трудовой все записи есть. Вынуждена была написать письмо Президенту Узбекистана Каримову, ответ пришел быстро, там подняли всех на ноги, но так и не смогли выслать справку о зарплате., потому что предприятия закрылись, в Архивы никто ничего не сдал. Страна развалилась в один миг, а уж предприятия никому стали не нужны. С Узбекистаном все ясно, но то, что к таким людям хотя бы на основании трудовой применили повышающий коэффициент никому и в голову не приходит, прировняли к тунеядцам и начислили минималку. Спасибо, Родная Страна. Пенсионер-это даже не полноценный человек, это баласт, все законы рассчитаны на молодое поколение, мы уже списанный материал и никому это не интересно. Спасение утопающего, дело его рук. Се ля ви.
Думаю, что в той официальной справке из Министерства здравоохранения Узбекистана, которую мне выдали, зарплата стояла «0» потому, что в советское время нас оформляли на одну зарплату (её и выдавали), а по документам она была другой, больше гораздо! Т.е. махинация республиканского масштаба. Поэтому и в узбекских архивах не может ничего быть!
Но мы то здесь пострадавшие! Государство не хочет это признавать, хоть и знает об этом.
В общем побегать, потрепать нервы, заплатить кучу за всякие запросы придется немало!
Не всегда это работает, мало кому удалось отстоять свой стаж, только личная поездка в республики, может исправить ситуацию и то не всегда. Особенно из республик Ср.Азии, документы в архиве хранятся там всего пять лет, а если организация ликвидирована то вообще концов не найдешь.
Александр, откуда такая информация про 5 лет?
У меня было 8 лет стажа на Украине, Одна из печатей оказалась на украинском языке. Заставили найти профессионального переводчика с украинского, перевести и заверить перевод печатью организации, в которой работал переводчик. В 2009 году 300 рублей за перевод заплатила. Дурдом, а то забыли, что у нас была одна страна СССР.
А как влияет стаж после 2002 года, например на Украине, на размер пенсии? В В России мне еле насчитали 17,5 лет и назначили минимальную пенсию. С 2003 года 11 лет работал на Украине. Здесь в пенсионном мне сказали, что даже если это подтвердится, то размер пенсии не изменится.
В силу ч. 2 ст. 11 того же Закона № 400-ФЗ периоды работы, которые выполнялись лицами, указанными в ч. 1 статьи 4 того же Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Согласно п. 46 (2) Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных постановлением Правительства РФ от 02.10.2014 г. № 1015, периоды уплаты страховых взносов за себя гражданами Российской Федерации, работающими за пределами территории Российской Федерации, добровольно вступившими в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, и документами (копиями документов, заверенными в установленном порядке), подтверждающими периоды работы за пределами Российской Федерации.
В решении от 7 апреля 2005 года в решении по делу № 01–1/6–04 Экономический Суд Содружества Независимых Государств определил, что по своему характеру Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года является рамочным, устанавливающим принципы пенсионного обеспечения государств – участников Содружества, а также, что в области пенсионного обеспечения названное Соглашение устанавливает приоритет национального законодательства.
В качестве гарантии права граждан на пенсионное обеспечение пункт 2
статьи 6 Соглашения от 13 марта 1992 года предусматривает, что «для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения».
Анализ указанной нормы содержится в названном решении, а также в консультативном заключении Экономического Суда СНГ от 29 ноября 2012 года № 01–1/4–12 (Подробнее ➤, которым установлено, что «…при определении трудового стажа граждан государств – участников Соглашения должны учитываться: во-первых, трудовая деятельность на территории любого государства – участника Соглашения; во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, то есть до 13 марта 1992 года…».
Эти выводы положены и в основу решения Экономического суда СНГ от 21.03.2017 № 01–1/3–16 (Подробнее ➤, в том числе и потому, что соответствии с Соглашением от 13 марта 1992 года при определении права на пенсию учитывается стаж, выработанный на территории любой из этих стран за период до подписания соглашения.
Было гладко на бумаге, да забыли про овраги, а по ним — ходить
Получение сведений, подтверждающих трудовую деятельность в Узбекистане
С мая 2017 года внебюджетный Пенсионный фонд Узбекистана (аналог российского Пенсионного фонда) не реагирует на письменные обращения, направляемые моим российским отделением Пенсионного фонда из Белгорода. Сотрудниками Пенсионного фонда Белгорода уже было направлено три запроса в течение этого года, но ответ не был получен ни на один из них. Запросы там просто игнорируют, что не позволяет узнать, сколько реально у меня накоплено баллов за время работы с 1996-го по 1 января 2002 г., какой общий трудовой стаж. Из-за международной бюрократии этого добиться невозможно обычным путем. Что делать?
В соответствии со ст. 11 Соглашения о гарантиях прав граждан государств – участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения, заключенного в г. Москве 13 марта 1992 г., участником которого является Узбекистан, необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств – участников Содружества Независимых Государств и государств, входивших в состав СССР или до 1 декабря 1991 г., принимаются на территории государств – участников Содружества без легализации.
Таким образом, Пенсионный фонд РФ должен принять имеющиеся на руках гражданина документы, подтверждающие запрашиваемую информацию. Соберите самостоятельно все подтверждающие трудовой стаж и доход документы и обратитесь в Пенсионный фонд РФ для назначения пенсии. В случае отказа обжалуйте действия фонда в судебном порядке.
Документы для оформления пенсии
Для оформления пенсии по старости в России,нужны следующие документы:
Паспорт гражданина РФ или вид на жительство в РФ.
Трудовая книжка, либо документы, выданные работодателями, подтверждающие трудовой стаж заявителя.
Кроме того, в необходимых случаях прилагаются следующие документы:
Справка о среднемесячном заработке за 60 месяцев подряд до 1 января 2002 г. в течение трудовой деятельности.Иногда требуется еще один документ:Справка подтверждающая трудовой стаж(не путать со справкой о зарплате.) Могут потребовать 2 справки и о стаже и о зарплате.
Этот момент Вам нужно уточнить в отделениях пенсионного фонда России по месту жительства.
Документы, подтверждающие наличие нетрудоспособных членов семьи
Справка, подтверждающая нахождение нетрудоспособных членов семьи на иждивении
Документ о месте жительства, пребывания или фактического проживания на территории РФ
Документ, подтверждающий место постоянного жительства гражданина РФ за пределами территории РФ
Документы об изменении фамилии, имени, отчества
Справка об установлении инвалидности и о степени ограничения способности к трудовой деятельности.
Если Вы работали в Узбекистане в Советское время,то Вам для оформления пенсии в РФ могут быть необходимы следующие документы:
Справка о зарплате
Мы поможем взять справки о стаже и справки о зарплате из городов:Ташкент,Наманган,Фергана,Нукус, Джизак,Бухара,Навои, Карши,Коканд,Бекобад,Пскент и других городов и областей Узбекистана.
Для заказа справок о стаже и справок о зарплате от Вас потребуется:
1)Ксерокопия паспорта(В электронном виде)
2)Ксерокопия трудовой книжки(В электронном виде)
3)Иногда нотариальная доверенность.
Честность,Качество и Сроки ГАРАНТИРУЮТСЯ.Цены договорные и разумные.
Пересылка справок о стаже и/или справок о зарплате заказным письмом.Срок доставки почтой-15-20 дней.
По городам Ташкентской области предоплата всего 100$ (Ташкент,Чирчик,Алмалык,Ахангаран и другие),кроме города Ангрен.
Справки и документы по городу Ангрену-без предоплаты.
Если Вам нужны справки или услуги из других городов Узбекистана,Вам нужно сделать предоплату в размере 200$ на дорожные расходы.
Сделать заказ или задать вопрос:
По телефону в Узбекистане:+99893 666 10 65(Звонок,Viber,WatsApp,Telegramm)
СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТОР
Рубрики
Пенсия гражданам, приехавшим в Россию из государств СНГ
Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории России, имеют право на страховую пенсию наравне с российскими гражданами, при соблюдении ими условий, предусмотренных российским пенсионным законодательством.
Содержание статьи:
Развал СССР, происшедший из-за преступной политике верховной власти страны под руководством Горбачёва, коренным образом изменил жизнь граждан бывшего Советского Союза, отбросив все социальные достижения предыдущих поколений на многие десятилетия назад.
В силу определенных процессов, возникших в ставших независимыми республиках, граждане были вынуждены по различным причинам переезжать из одного государства СНГ в другое. Переезды, которые и сами по себе достаточно сложное дело, усугубляются для переезжающих граждан массой сложностей, возникавших у них в бытовых, правовых и социальных сферах по новому месту жительства, в том числе и в сфере пенсионного обеспечения.
Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение
В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.
С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.
«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.
В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.
Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.
Обязательное условие для назначения пенсии иностранным гражданам
Основополагающим условием для применения международных соглашений о гарантии прав граждан на территории России является факт постоянного проживания гражданина на российской территории, этот факт может подтверждаться:
★ паспортом гражданина Российской Федерации с указанием регистрации по месту жительства;
★ видом на жительство (для иностранного гражданина или лица без гражданства), с отметкой о регистрации по месту жительства;
★ свидетельство о регистрации по месту пребывания.
Условием постоянного проживания в России для иностранного гражданина является получения вида на жительство, которое выдается не ранее истечения шести месяцев с даты получения «Разрешения на временное проживание» на территории Российской Федерации (кроме граждан Белоруссии) со сроком действия 5 лет. Разрешение на временное проживание выдает отделение миграционной службы по прошествии полугода от даты обращения за ним.
Процедура получения вида на жительство длится более года (кроме граждан Белоруссии).
Подсчет страхового стажа у граждан, прибывших в Россию из стран СНГ (кроме граждан Белоруссии)
Из содержания «Соглашения» следует, что при определении продолжительности трудового стажа в него должны засчитываться периоды трудовой деятельности, протекавшие на территории любого государства подписавшего «Соглашение», в том числе и периоды работы на территории бывшего СССР.
Для граждан, прибывших в Россию из государств СНГ — участников «Соглашения», при назначении пенсии в их трудовой стаж включаются периоды трудовой деятельности, имевшие место до 1.03.1992 года на территории СССР и периоды их работы после этой даты на территории государств СНГ, подписавших «Соглашение».
При этом страховой стаж на соответствующих видах работы (льготный стаж), наработанный в других странах подписавших «Соглашение», приравнивается к соответствующему российскому страховому стажу на соответствующих работах в соответствии российского законодательства (Распоряжение правления ПФР от 22.06.2004 №99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительство в РФ из государств — Республик бывшего СССР).
У граждан, прибывших из государств, не подписавших это соглашение, при назначении пенсии принимается во внимание только тот трудовой стаж, который приобретен на территории таких государств за время до 01.01.1991 года.
Гражданам, прибывшим в РФ из Литвы, Молдавии и Грузии, трудовой стаж, приобретенный ими в этих республиках в период существования СССР по 31.12.1990, учитывается по законодательству России. А периоды работы на территории этих республик после 01.01.1991 года учитываются в страховом стаже на основании справок об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение (социальное страхование).
Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии
Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.
При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.
Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):
★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.
Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Казахстана
Так как Республика Казахстан не заключила двустороннего соглашения с Российской Федерацией о пенсионном обеспечении и взаимозачете страховых взносов, пенсия гражданам, прибывающим в Россию из Казахстана на ПМЖ, устанавливается с учетом российского законодательства и Соглашения между странами СНГ от 13.03.1992 года.
При назначении пенсии будет учитываться только стаж работы в Казахстане за период до 2002 года, в том числе и советский период. При этом период работы в СССР будет подвергнут валоризации (размер пенсионного капитала увеличится на 10%).
Стаж работы на территории Казахстана после 01.01.2002 года не будет приниматься во внимание при назначении пенсии в России, по тому как в соответствии российского законодательства в период после 2002 года страховой стаж учитывается только при уплате страховых взносов в Пенсионный фонд России.