как правильно называется вечерняя форма обучения
Вечерняя форма обучения
Учащийся может получать среднее, среднее специальное или высшее образование. В современное время часто используется для получения второго или третьего высшего образования.
Противоположностью вечернего обучения является дневное обучение.
В популярной культуре
Фильм «Большая перемена» рассказывает о жизни класса, получающего среднее образование в вечерней школе.
Фильм «Весна на Заречной улице» рассказывает о жизни молодой учительницы вечерней школы.
Ссылки
Смотреть что такое «Вечерняя форма обучения» в других словарях:
форма — сущ., ж., употр. очень часто Морфология: (нет) чего? формы, чему? форме, (вижу) что? форму, чем? формой, о чём? о форме; мн. что? формы, (нет) чего? формы, чему? формам, (вижу) что? формы, чем? формами, чём? о формах 1. Формой называются внешние… … Толковый словарь Дмитриева
Вечернее обучение — форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих учёбу с профессиональной деятельностью, составная часть системы непрерывного образования. Предусматривает проведение преподавателем регулярных занятий с учебными группами постоянного… … Педагогический терминологический словарь
КГЭУ — Координаты … Википедия
Рязанский государственный медицинский университет — имени академика И. П. Павлова (РГМУ / РязГМУ) … Википедия
Институт экономики и внешнеэкономических связей ЮФУ — (ИЭВЭС) Международное название Institute of Economics and International Economic Relations Год основания 2001 … Википедия
Московский медицинский колледж № 1 — Медицинский колледж № 1 Департамента здравоохранения города Москвы Полное название: Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования города Москвы Медицинский колледж № 1 Департамента здравоохранения… … Википедия
Волжский политехнический институт — (филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волгоградский государственный технический университет» (ВПИ (филиал) ВолгГТУ) Основан 1965 Директор … Википедия
ВЕЧЕРНИЕ ШКОЛЫ — общеобразоват. уч. заведения для молодёжи и взрослых, совмещающих учебу с трудовой деятельностью. В дорев. России В. ш. появились в 70 гг. 19 в., первоначально как разновидность воскресных школ. Под назв. В. ш. объединялись нач. уч. заведения… … Российская педагогическая энциклопедия
Истфак МПГУ — Исторический факультет Московский педагогический государственный университет Английское название Faculty of history of Moscow State Pedagogical University Основан в 1934 … Википедия
Специфика вечерней формы обучения
Вечерняя форма обучения
Обратившись к статистическим данным, мы можем увидеть, что около сорока процентов студентов, выбирают для себя очно-заочную форму обучения, чаще всего ее называют вечерней. Вечерняя форма обучения имеет свою специфику, так она позволяет студенту получить образование, не отрываясь от своей деятельности. В современном мире огромное количество студентов строят свою жизнь так, что бы ни зависеть от своих родителей. Конечно, такое стремление можно только похвалить, но если посмотреть на это с другой стороны, становится понятно, что приходится студентам очень нелегко, ведь если студент выбрал для себя вечернюю форму обучения, то нужно понимать, что занятия будут проходить практически каждый день. Еще сложнее приходится тем студентам, которые уже успели обзавестись собственной семьей и детьми. Становится очень трудно совместить и работу и учебу не забывая при этом о своих домашних делах.
Что бы вам было легче понять специфику вечерней формы обучения, для начала стоит остановиться на понятиях очной и заочной формы.
Очная или дневная форма обучения.
При выборе дневной форме обучения студент должен понимать, что на него будет возлагаться полная стопроцентная занятость учебным процессом. Студент может проводить на занятиях и семинарах и лекциях целые дни. Такая форма обучения, несомненно, положительно сказывается на глубине изучения каждой дисциплины. При этом каждую неделю студент получает четко установленную норму образовательных часов.
Кроме того, студент дневной формы обучения, может заниматься еще и на дополнительных курсах, посещать индивидуальные семинарии и библиотеки. Он может самостоятельно проводить какие либо научные разработки. Из-за такой углубленной системы получения знаний, студенты очники считаются более подготовленными к своей будущей работе. Потенциальные работодатели чаще стремятся принимать на работу студентов именно этой формы обучения. Несомненным минусом дневной формы обучения является невозможность совместить одновременно и работу и учебу. Конечно, если студент учится только на положительные оценки, вовремя сдает все зачеты и экзамены, то ему будет выплачиваться стипендия, но размер современной стипендии назвать высоким нельзя.
Заочное обучение.
Такой вид обучения больше подойдет тем людям, которые получили среднее образование уже давно и устроились на работу. Чаще всего высшее образование таким людям необходимо для продвижения по служебной лестнице. Еще на эту форму обучения приходят после школы изначально планируя совместить учебу, с занятостью на каком либо производстве. Так же нередки ситуации, при которых студент, живущий и работающий в каком либо регионе, хочет получить образование в одном из столичных ВУЗов. Он поступает в университет, остается жить в своем городе, а в Москву приезжает только на время экзаменов. Кроме этого, заочную форму обучения выбирают для себя те, кто хочет получить второе высшее образование. Длительность обучения в этом случае составит 3-4 года. Вечерняя форма обучения, немного отличается от заочной, но при этом имеет ряд схожих с ней принципов. Из плюсов заочной формы обучения можно выделить: облегченную систему поступления в ВУЗ, более низкую стоимость обучения, ну и конечно возможность совмещать работу и учебу.
Вечерняя форма обучения.
Теперь более подробно рассмотрим специфику вечерней формы обучения. Больше всего вечернее обучение подойдет тем людям, которые хотят оставаться максимально независимыми. Совсем не обязательно, что это будут люди уже имеющие определенный опыт и стаж работы. Чаще всего вечернюю форму обучения выбирают для себя выпускники школ. Кроме этого, если человек уже успел получить высшее образование и он хочет поступить учиться на второе высшее, то выбор формы вечернего образования для него самый подходящий вариант.
При вечерней форме образования количество академических часов снижается до 16, а занятия проходят три четыре раза в неделю. При этом студент вечернего отделения, так же как и студент очник, может посещать дополнительные занятия в университете, общаться с преподавателями и другими студентами участвовать в общественной жизни вуза.
Основным и самым главным плюсом вечернего образования является возможность полноценного совмещения работы и получения образования. Это даст возможность студенту без перерыва образовательного процесса покорять ступени карьерной лестницы. Кроме этого, за годы обучения студент будет проходить практику, так же как и студент очник. Поступить на вечернюю форму немного проще, тем более, что и стоимость такого образования будет ниже. Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что даже на постоянную занятость современных студентов, они имеют уникальную возможность получать высшее или даже второе высшее образование одновременно с работой, это приучает студента к самостоятельности и материальной независимости от родителей.
Вечернее обучение: основные аспекты
Перед тем как поступать в ВУЗ, необходимо оценить свои возможности и амбиции, после чего правильно подойди к выбору формы обучения. От последней зависит стоимость получения знаний, время нахождения в стенах учреждения и уровень нагрузки.
В образовании выделено 3 формы обучения:
Очная форма обучения представлена стационаром с присутствием на лекциях и семинарах ежедневно, кроме выходных. Она позволяет тесно взаимодействовать с преподавателями, проходить промежуточные контроли знаний и характеризуется высокой степенью получения знаний. Очное обучение является эффективным, так как студенты получают емкие знания, а также определенные студенческие льготы и преференции. Из недостатков можно отметить высокую стоимость обучения.
Очно-заочная форма обучения предполагает такой же формат, но только студент посещает пары не днем, а во второй его половине. Расписание в основном охватывает вечернее время и выходные дни. При этом часть теоретических и практических занятий выделены для самостоятельной работы студента. В этом формате учащиеся могут успешно совмещать работу с освоением необходимых навыков и теоретических аспектов по выбранному направлению.
Заочная форма подразумевает, что большую часть знаний студент будет осваивать самостоятельно, а ВУЗ предоставит для этого все необходимые инструменты: литературу согласно утвержденному учебному плану, лекции, поэтапный контроль. Для получения знаний на заочной или очно-заочной форме обучения студент должен быть дисциплинированным, усидчивым и достаточно смотивированным. За это он получит возможность выйти на работу, не прерывая процесс обучения, да к тому же стоимость обучения ощутимо ниже.
Формы обучения в вузах и колледжах
Высшее и среднее профессиональное образование в вузах и колледжах можно получить в одной из трех форм, установленных законом (ФЗ № 273): очной (дневной), очно-заочно (вечерней) и заочной.
Очная
Это самая распространенная и основная форма учебы в университетах, институтах, академиях, колледжах и других учебных заведениях СПО (среднего профобразования). Она предполагает регулярное посещение занятий – лекций, семинаров, практических и лабораторных работ, коллоквиумов и т. д.
Занятия проводятся 5-6 раз в неделю, как правило, в первой половине дня – поэтому очную форму часто называют дневной. Если у вуза или колледжа дефицит аудиторных помещений, то пары могут начинаться и вечером (во вторую смену), но это редкость.
Отсрочка от армии военнообязанным студентам предоставляется только на очной форме обучения по имеющим государственную аккредитацию программам. Стипендия положена тоже только тем, кто учится на дневных отделениях.
Очная форма обучения есть на всех направлениях и специальностях высшего и среднего специального образования.
Срок обучения
Нормативные сроки очной учебы зависят от уровня образования:
Нормативные сроки обучения для каждого уровня установлены ФГОС (федеральными образовательными стандартами), вузы и колледжи имеют право варьировать их, но в обозначенных пределах.
Заочная
Эта форма получения образования удобна тем, кто одновременно работает и учится. Основную теоретическую часть материала студенты-заочники осваивают самостоятельно, уровень знаний учебные заведения контролируют на сессиях каждые 3-4 месяца. В общей сложности за весь курс обучения студенты заочной формы проводят в вузах примерно 30 % учебного времени.
Классическая заочная учеба на каждом курсе проходит по стандартному алгоритму: установочная сессия – самостоятельная работа – экзаменационная сессия.
Установочные сессии – это элемент очной учебы. В этот период (1-2 недели) заочникам интенсивно читают лекции, с ними проводят семинары, практические работы. Еще в это время студентам определяют объем материала, который должен быть изучен самостоятельно. Примерно через два месяца начинается экзаменационная сессия, во время которой заочники сдают контрольные, зачеты и экзамены. На аттестацию отводится 3-4 недели.
Работающие заочники получают из учебного заведения справку-вызов на установочные и экзаменационные сессии. На основании этого документа студентам предоставляют учебный отпуск – как правило, оплачиваемый.
На заочной форме обучения не платят стипендию и не предоставляют отсрочку от армии.
Учиться заочно можно далеко не на всех специальностях: для некоторых (например, медицинских) такая возможность не предусмотрена ФГОС. Кроме того, не все вузы учат своих студентов заочно, даже по тем направлениям, для которых государственные образовательные стандарты допускают такую форму обучения. Например, заочных отделений нет в МГУ, СПбГУ, МГИМО и многих других топовых вузах.
Продолжительность учебы
На заочной форме учиться дольше на год: к нормативным срокам обучения определенной специальности на очном отделении прибавляется от 6 (не меньше) до 12 месяцев, независимо от уровня образования – высшего или СПО.
Срок заочной учебы увеличивается для того, чтобы студенты могли в полном объеме изучить всю программу.
Очно-заочная
Это гибрид очного и заочного образования. При очно-заочном обучении соотношение времени, которое студенты проводят в учебных заведениях и тратят на самостоятельную работу, – 50/50 или 60/40.
На занятия студенты ходят 2–4 раза в неделю, обычно по будням, во второй половине дня, поэтому эту форму обучения еще называют вечерней. Иногда могут добавляться занятия по выходным.
У студентов очно-заочной формы обучения нет установочных сессии – пары они должны посещать регулярно, только по вечерам, а не с утра, поэтому экзамены и зачеты сдают в то же время, что и очники.
Стипендию и отсрочку от армии студенты-вечерники не получают. Очно-заочная форма есть не на всех направлениях подготовки. Сроки обучения, как и для заочников, увеличиваются минимум на полгода и не больше чем на 12 месяцев.
При поступлении конкурс проводится раздельно на каждую из трех форм обучения. На очную проходные баллы всегда выше, чем на заочную или вечернюю, причем существенно – на 20–30 пунктов.
На платных отделениях очно-заочно и заочно учиться намного дешевле, чем на дневных, а в дипломах не указывается, как именно студент проходил курс.
Дистанционная
Еще одно неофициальное название этой формы обучения – удаленная. Дистанционная учеба проходит через интернет, реже с использованием обычной почты.
Дистанционные занятия – это в большинстве случаев онлайновые или записанные лекции и вебинары, а задания присылаются и отправляются на проверку по электронной почте или через личный кабинет специализированной платформы. Дополнительно студентам открывают доступ к электронной библиотеке учебного заведения, чтобы они могли более углубленно изучить теорию курса.
В чистом виде дистанционная форма обучения крайне редко применяется для обучения по программам высшего и среднего профобразования. Чаще всего она только дополняет первые три основные формы обучения – очную, вечернюю и очно-заочную. Если курс смешанный, то при приеме указывается, что учеба будет проходить заочно/очно-заочно с использованием информационных/дистанционных образовательных технологий.
Для СПО есть перечень 235 специальностей и профессий, которые нельзя получить полностью дистанционно. Он утвержден приказом Минобрнауки № 22.
Для высшего образования такого перечня нет. Соответствующий приказ так и остался неутвержденным проектом. Несмотря на отсутствие ограничений, вузы используют дистанционное обучение как вспомогательное только на некоторых специальностях. Но есть и исключения: например, ВШЭ открыла первую полностью дистанционную бакалаврскую программу «Компьютерные науки и анализ данных». Формой обучения считается очная, так как занятия проходят синхронно по четкому расписанию, преподаватели и студенты общаются в режиме реального времени через интернет.
Сокращенная (ускоренная)
Хотя для программ любого уровня основного профессионального образования установлены нормативные сроки обучения, закон допускает учебу по индивидуальному плану для того, чтобы пройти ускоренный курс обучения, неважно в очной, очно-заочной или заочной форме.
Сокращенная форма обучения в вузе возможна на программах любого уровня – бакалавриата, специалитета, магистратуры. Пройти ускоренный вузовский курс можно после колледжа (допускается и учась в ссузе) или при наличии выдающихся способностей, если устав учебного заведения предусматривает такую возможность.
Вуз может сократить срок обучения двумя способами:
Срок учебы в ускоренной форме сокращается на 6–12 месяцев.
Учеба в любой форме: очной, заочной и вечерней (очно-заочной) – может быть бесплатной (бюджетной) или платной – по договору об оказании образовательных услуг (по контракту).
Какие формы обучения бывают в ВУЗах
Помимо всем хорошо знакомой очной формы, в ВУЗах предполагается еще несколько типов обучения, каждый из которых ориентирован на ту или иную группу студентов. Те, в свою очередь, выбирая подходящее отделение для поступления, руководствуются либо жизненными обстоятельствами, либо интересами и возможностями. Сегодня мы расскажем о том, какие формы обучения возможны помимо дневной (очно-заочная/вечерняя, заочная).
Дневная (или очная) форма
Дневная форма подразумевает программу, предназначенную для освоения студентами, при посещении ВУЗа в режиме 5-6 раз в неделю. Занятия проходят преимущественно в утренние часы, но иногда руководство ВУЗа составляет график во вторую смену. Это зачастую происходит по нескольким причинам:
Программа обучения предусматривает теоретический курс (лекции), который подкрепляется практическими занятиями (семинары) и самостоятельной работой студентов (контрольные работы, курсовые, доклады и пр.). На последних курсах обучения студенты обязательно получают практические знания, дабы подкрепить теорию (соответствующая отметка выставляется в дополнении к диплому).
Длительность обучения может составлять 4 года (бакалавр), 5 лет (специалист) и еще 2 года (магистратура).
Внимание! Если на очную форму поступает для обучения выпускник техникума/колледжа, то программа для него сокращается до 3 лет.
Среди преимуществ дневного обучения можно отметить:
Но все далеко не так гладко в реальности. Конечно, следует понимать, что с дипломом высшего учебного заведения, но при отсутствии опыта выпускник ВУЗа не сможет получить хорошую стартовую должность. И это, в принципе, нормальная ситуация для большинства.
Очно-заочная форма обучения
Довольно часто ее называют вечерней, поскольку она дает возможность студенту учиться в ВУЗе и одновременно работать. Чаще всего подобная форма обучения предполагает посещение учебного заведения 3-4 раза в неделю, то есть реже, чем при дневном обучении, но, все же, достаточно часто. Такого графика обучения будет вполне достаточно для того, чтобы не нарушить свой трудовой распорядок и при этом получить достаточное количество теоретических знаний.
Очно-заочная форма обучения — плотный курс теории с последующим подтверждением студентом полученных знаний (зачетная сессия и экзамены). Что касается длительности процесса обучения, то он оставляет от 4,5 (бакалавр) до 5,5 лет (специалист) и дополнительно 2 года для получения квалификации магистра. Для выпускников колледжа/техникума, длительность обучения, как и в первом случае, составляет 3 года.
К наиболее существенным преимуществам вечерней формы обучения относят возможность одновременного получения необходимых для будущего знаний и самостоятельного заработка денег. Кроме того, «свежеиспеченный» специалист, к примеру, уже будет иметь «за плечами» некоторый опыт работы.
Что касается минусов, то сюда можно отнести, пожалуй, лишь отсутствие возможности проявить себя творчески в период обучения, поучаствовав в жизни ВУЗа, а также отсутствие стипендии.
Внимание! Следует принять к сведению, что при обучении на вечернем отделении отсрочка от армии не предоставляется.
Заочная форма
Ну, и что касается заочной формы обучения, то здесь все максимально упрощено: «львиная» доля знаний должна получаться студентом самостоятельно. В учебном заведении предоставляется лишь необходимый теоретический минимум. Закрепление полученных знаний осуществляется методом проведения контрольных работ и, конечно же, экзаменационной сессии.
Что касается временных рамок, то здесь все довольно «размыто», поскольку каждый ВУЗ по-своему интерпретирует понятие «заочной формы обучения». Так, например, многие учебные заведения проводят занятия для заочного отделения 1 раз в неделю (будний/выходной день), а по окончании теоретического курса подкрепляют его зачетом/экзаменом. Эта система носит название «модульная».
Другие же ВУЗы осуществляют заочное обучение классическим методом. В данном случае «начитка» лекционного курса осуществляется непосредственно накануне экзаменационной сессии.
Заочная форма обучения – идеальный вариант для тех, у кого просто нет возможности посещать стандартный курс лекций.
Вот, в принципе, и все, что необходимо знать о различных формах обучения в ВУЗах. Успехов!