как правильно оформляются договора

Соглашения

Соглашение – это документ, фиксирующий договоренность между двумя или несколькими участниками обсуждения. В бумаге могут отражаться итоги переговоров, включающие в себя дальнейший порядок действий сторон соглашения. Рассматриваемый документ может составляться во множестве ситуаций. Он нужен тогда, когда требуется зафиксировать решение, касающееся несколько сторон. Фиксирует, в том числе, обязательства участников, их уступки друг другу.

Особенности составления

Соглашение – документ, заключаемый между двумя или несколькими участниками. Сторонами такого договора могут и ФЛ, и ЮЛ. То есть, документ актуален для самых разных уровней. В нем могут фигурировать 3 значения:

Правильное оформление соглашения принципиально важно. Только при правильном заполнении документ можно будет представить в суде. Бумага потребуется для защиты интересов и прав участников соглашения. Она поможет предупредить конфликты и убытки.

При составлении имеет смысл руководствоваться этой схемой:

Соглашение составляется по стандартной схеме. Сначала идет преамбула. В ней присутствуют эти положения:

Рекомендуется подробно расписать условия соглашения. В частности, сроки выполнения, условия выполнения предмета договора. Текст документа должен отвечать стандартным условиям: информативность, отсутствие туманностей и двусмысленностей, лаконичность.

Разновидности соглашений

Соглашение может составляться в самых разных обстоятельствах. Оно заключается как между крупными предприятиями, так и между обычными гражданами.

Алиментное соглашение

Родители, находящиеся в разводе, могут договориться о сумме и порядке выплат на ребенка. В этом случае составляется алиментное соглашение. В документе присутствуют эти положения:

После преамбулы идет сам текст документа. Он включает в себя эти пункты:

Соглашением могут быть оговорены дополнительные выплаты, причитающиеся при особых обстоятельствах: выезд детей на отдых, лечение. Необходимо указать в документе также права и обязанности родителей. Алиментное соглашение составляется в 3 экземплярах. Два остаются у каждого из родителей, один передается нотариусу.

К СВЕДЕНИЮ! Алиментное соглашение решает целый ряд задач. Оно фиксирует соглашение родителей, является гарантией выплаты денег. Если одна из сторон нарушает свои обязательства, другая сторона может обратиться в суд. Подтверждением наличия договорных обязательств и является соглашение. Его нужно приложить к исковому заявлению.

Соглашение о возмещении ущерба

Компенсация выплачивается в том случае, если одно лицо нанесло ущерб другому. Подобная ситуация может возникнуть, к примеру, при ДТП, затоплении соседей, пожаре с наличием виновного лица. Соглашение – документ, отражающий обязательства, возникшие у виновного. Оно определяет сумму компенсации, фиксирует дату выплаты средств.

ВАЖНО! Соглашение о возмещении нужно обязательно зарегистрировать у нотариуса.

Трехстороннее соглашение

Как правило, соглашение заключается между двумя участниками. Однако оно может быть и трехсторонним. Такой документ актуален в следующих ситуациях:

Документ составляется в стандартном порядке. Но есть некоторые нюансы. В частности, на соглашении должно стоять 3 подписи, по количеству участников сделки. Пока на документе не будет стоять 3 подписи, он не будет действительным.

Источник

8 типичных ошибок при заключении договора: как оформить договор юридически грамотно, сделать его удобным и эффективным

Ошибка 1. Путать одну договорную конструкцию с другой

Например, довольно часто путают договор подряда с договором оказания услуг. Так, совсем недавно один из моих новых клиентов столкнулся с неприятной ситуацией — заключил договор на интеграцию CRM-системы, не указав в нём сроки интеграции. При этом внёс предоплату в размере 50 процентов. В итоге подрядчик тянет завершение интеграции уже более 3 недель, деньги не возвращает, ссылаясь на то, что срок в договоре не указан и вообще в договоре указано, что это «договор оказания услуг».

Практически любому студенту второго курса юрфака известно, что одним из отличий договора оказания услуг от договора подряда является то, что обязательным существенным условием договора подряда является срок выполнения работ. Иначе говоря, если в договоре подряда срок не определён, то он (договор) не является заключенным (или как говорят юристы, договор является незаключенным). С оказанием услуг дело обстоит несколько иначе — далеко не всегда в договоре оказания услуг требуется указание срока оказания услуг (срок по закону не является обязательным существенным условием договора оказания услуг).

Поэтому в указанной ситуации банальная путаница в квалификации договора и халатность в формулировании его условий привели к тому, что значительная предоплата была внесена, а работа уже более 3-ёх недель не выполняется (клиент, утратив надежду, в итоге обратился к другому подрядчику). Выходом из ситуации является подача иска о возврате неосновательного обогащения в размере внесённой предоплаты (на основании незаключенности договора), плюс максимум взыскание процентов за пользование денежными средствами в размере ставки рефинансирования (которая очень невысока и совершенно не оказывает на контрагента «устрашающего» воздействия). Да, конечно, можно попробовать взыскать убытки — но в условиях незаключенности договора эта задача становится практически невыполнимой.

Ошибка 2. Не прописывать денежную неустойку за нарушение контрагентом своих обязательств

Практически всегда контрагенты стараются подробно описать в договоре взаимные обязательства, но при этом довольно часто забывают указать денежные санкции за их невыполнение. Это очень влияет на эффективность договора и нередко сводит её на нет.

На мой взгляд, каждую прописанную в договоре обязанность должна сопровождать прописанная в договоре денежная санкция (неустойка) за её невыполнение, в противном случае исполнения обязанности можно не дождаться.

Что касается предусмотренной законодательством (ст. 395 ГК РФ) неустойки, то она предусматривается в отношении обязательств по перечислению денежных средств и не имеет отношения к натуральным обязательствам. Ну а для того, чтобы взыскать убытки, возникшие в результате неисполнения контрагентом того или иного обязательства, нужно очень сильно постараться, да и не факт что в случае положительного результата размер компенсации окажется удовлетворительным.

Ошибка 3. Дублировать положения законодательства, необоснованно раздувая текст договора

В современном мире, где количество символов в публикациях некоторых социальных сетей ограничивается небольшим числом, а длина видео-роликов довольно коротким промежутком времени, длинные договоры также утрачивают, так скажем, свою привлекательность. Я в своей юридической практике уже как несколько лет стараюсь писать договоры объёмом не более 2-3 страниц — всё, что можно убрать без потери качества и снижения безопасности, убирается, всё, что по умолчанию предусматривается законодательством — не дублируется и остаётся в законодательстве, всё, что не имеет никакого значения для сторон договора — в договоре не упоминается. Остаётся избавленная от «воды», максимально конкретная и эффективная версия договора. Такую очень легко изучать, в такую очень легко вносить правки и в такой очень практически невозможно «запутаться». Всё это сильно влияет на скорость бизнес-процессов и упрощает взаимодействие сторон.

Ошибка 4. Использовать бумажный документооборот без необходимости и соответствующей пользы

К примеру, уже несколько лет я заключаю договоры со своими клиентами следующим образом.

Сначала мы обсуждаем содержание будущего взаимодействия по телефону или в мессенджере, достигаем базовые договорённости. Затем я переношу их в документ (проект договора), добавляю необходимые для меня условия, уточнения и направляю клиенту проект договора в формате pdf по электронной почте.

В проекте договора прописываю отдельным пунктом:

«Стороны придают юридическую силу электронному документообороту, осуществляемому путём отправки документов, писем и уведомлений с использованием адресов электронной почты Сторон, указанных в Договоре. Договор заключен Сторонами путём отправки оферты (проекта договора) по электронной почте и её акцепта предусмотренным в ней способом. Перечисление Заказчиком Исполнителю вознаграждения (его части) со ссылкой на данный Договор является акцептом и подтверждением заключения Сторонами настоящего Договора

В случае, если у клиента возникают правки в договор, он присылает их мне по электронной почте, если я их принимаю, то вношу в проект договора и направляю клиенту скорректированную версию проекта договора (оферты). Если после этого клиент принимает полученную версию проекта договора, он перечисляет мне соответствующую часть вознаграждения (предоплату), указывая в платёжном поручении реквизиты договора.

Вся эта процедура занимает обычно не более 2 часов времени и не требует никакого физического контакта сторон договора. Очень удобно, особенно в сложившейся в мире ситуации.

Конечно, если какой-либо стороне нужна будет бумажная отчётность, то в договоре можно предусмотреть, что акты оформляются сторонами в бумажном виде.

Ошибка 5. Соглашаться на неудобную для вас территориальную подсудность

Любой договор может повлечь судебный спор, поэтому нужно быть готовым к участию в судебном процессе. Физическое участие стороны в споре может значительно повысить вероятность победы в нём. Поэтому территориальное удобство судебного органа, который будет (если что) рассматривать спор, имеет значение.

Ошибка 6. Не согласовывать с участниками компании (акционерами) или членами совета директоров компании договор, который может причинить вред компании

Если вы директор компании и заключаете рискованный договор, то будьте готовы к тому, что акционеры компании могут потребовать от вас возмещения убытков, причинённых компании заключением вами такого договора. В этом случае можно подстраховаться и попросить акционеров одобрить соответствующую сделку. При наличии одобрения сделки акционерами они становятся также ответственными за её последствия и вы окажетесь свободными от возможных претензий с их стороны.

Ну а если речь о крупной сделке (ст. 46 Закона об ООО), то здесь, как говорится, вообще без вариантов — одобрять нужно обязательно.

Ошибка 7. Прописывать в договоре условия, которые вы не будете выполнять фактически

Например, в договоре прописано, что любая их сторон вправе расторгнуть договор в одностороннем порядке, заблаговременно, не позднее чем за 10 рабочих дней направив другой стороне соответствующее уведомление по электронной почте.

То, что уведомление о расторжении договора нужно (можно) направлять по электронной почте — это безусловный плюс (опять же экономия времени и средств). Но вот срок уведомления — не позднее чем за 10 рабочих дней — здесь возникает вопрос, особенно если мы говорим об абонентском договоре (в простонародье — «подписке»), предусмотренном ст. 429.4 Гражданского кодекса РФ, в котором оплата привязана не к факту оказания услуг, выполнения работ или отгрузке товара, а к периоду действия договора. Довольно часто если какая-то из сторон расторгает договор, то она старается сделать это сразу, и мало кто готов ждать 10, да ещё и рабочих, дней. Поэтому если вы относитесь к тем, кто ждать не будет (не хочет) — уменьшите число 10 хотя бы до 2, и замените «рабочих» на «календарных». В противном случае нужно будет оплачивать те 10 рабочих дней, указанных в договоре, даже если услуги, работы, товары, предусмотренные подпиской будут вами не востребованы.

Помимо указанного существует ещё множество примеров, в которых стороны вели себя совершенно не так, как это предусматривалось договором. На резонный вопрос «почему?» чаще всего говорят, что «ну так быстрее и проще». Однако быстрее и проще, если это идёт вразрез с условиями договора, может стоить конкретных и даже немалых денег. Поэтому лучше сразу привести положения договора в соответствие с ожидаемой реальностью, так будет меньше оснований для возможного конфликта.

Ошибка 8. Прописывать в договоре условия с двояким толкованием

Условия договора с двояким толкованием — это мина замедленного действия, которая может «взорваться» в любой момент. Не стоит думать, что двойное толкование сыграет на руку именно вам, возможно, что выгоду от этого получит контрагент (оппонент). Единственный способ исключить такие риски — переформулировать условие договора таким образом, чтобы ни у кого не осталось возможности истолковать его образом, отличным от буквального.

Нет ничего страшного, если условие договора будет сформулировано «неюридическим», простым языком. Неофициальный («неюридический») стиль изложения не лишает условие договора юридической силы. Более того, простота и однозначность фразы даст ей ещё больше силы (надёжности и эффективности).

Вообще, гораздо приятнее читать договоры, которые написаны в стиле повествования (рассказа), нежели договора, которые написаны сухим канцелярским языком. Я сам стараюсь убирать из юридических документов канцеляризмы, ибо в них нет необходимости.

С уважением, юрист в сфере договорного и корпоративного права, автор книги «Предприниматель, который выжил. Как не погубить бизнес и инвестиции» Евгений Рябов

Источник

Обучающие материалы

как правильно оформляются договора. Смотреть фото как правильно оформляются договора. Смотреть картинку как правильно оформляются договора. Картинка про как правильно оформляются договора. Фото как правильно оформляются договора

Поравила оформления догворов

В повседневной жизни мы то и дело подписываем различные договоры. Лица, занимающиеся торговлей, делают это в разы чаще. Коммерсант, даже начинающий, хорошо представляет себе, какие последствия для бизнеса может повлечь неправильно оформленный документ.

Неверно оформленный договор – это все равно, что его полное отсутствие. Такая бумага не имеет юридической силы. Документ легко оспорить, по нему не получится взыскать долг. Чем бы вы ни торговали, какую бы должность ни занимали – вам не помешает знание правил оформления договоров. В бизнесе и так приходится много рисковать. Однако потеря денег и товаров из-за ошибки в бумагах – это опасность, которую можно избежать.

Проверка надежности контрагента

В бизнесе не все действуют честно. Поэтому, прежде чем заключать договор с кем-либо, нужно проверить, насколько благонадежен ваш контрагент. Возможно, вы будете иметь дело с человеком, не обладающим правом подписывать договоры. Или он будет представлять организацию, которой на самом деле не существует. При взаимодействии с физическими лицами тоже стоит проявить осторожность: люди нередко пытаются продать то, что им не принадлежит.

Увы, в нашей стране до сих пор не существует общей базы коммерсантов. Еще сложнее разузнать что-то о физических лицах. Однако нужно постараться навести справки.

Если вы собираетесь заключать соглашение с индивидуальным предпринимателем или какой-то фирмой, удостоверьтесь, что они являются хозяйствующими субъектами. Доказательствами регистрации в этом качестве могут послужить свидетельства ОГРН и ИНН (оригиналы!), а также устав компании. Если вам известны номера ИНН и ОГРН, можете подстраховаться и обратиться в налоговую службу за выпиской. Выписка обойдется вам всего в несколько сотен рублей.

Наведите справки о деловой репутации вашего партнера (клиента), узнайте, каково его финансовое состояние. Вам придется использовать неофициальные источники информации (от «сарафанного радио» до Интернета).

Не забудьте проверить полномочия представителя контрагента! Он должен обладать правом подписания договора.

Заключение сделки с какой-либо компанией всегда доставляет куда больше хлопот. Чаще всего недобросовестный контрагент поручает подписание договора человеку (своему представителю), который не уполномочен заниматься такими вещами. Если вы попадетесь на эту удочку, то потеряете имущество либо деньги. Поэтому всегда требуйте доверенность представителя и уточняйте, какими полномочиями он в действительности обладает. Посмотрите, когда была выдана доверенность, есть ли на ней подпись руководителя и совпадают ли указанные в ней паспортные данные с паспортными данными представителя компании.

В некоторых случаях в роли представителя выступает директор фирмы. О том, какие полномочия он имеет, вы можете узнать из приказа о его назначении или протокола общего собрания участников, на котором его избрали директором.

Имейте в виду, что не всегда директор имеет право подписывать договоры. Ограничения полномочий директора отражены в уставе компании. Непременно знакомьтесь с этой бумагой.

Как составить проект договора

Контрагент обычно надеется на то, что вы без лишних разговоров подпишете составленную им бумагу. Но помните, что его версия далеко не всегда учитывает ваши интересы.

Что тут можно сделать? Можно подготовить свою редакцию договора. Если контрагенту она не понравится, вы вместе будете искать компромисс. Есть и другой выход: досконально изучить версию контрагента, после чего предложить ему отредактировать некоторые положения.

Если вы планируете серьезную сделку, обратитесь к специалисту по юриспруденции. Юрист изучит документ и выявит все его скрытые и явные угрозы. Он также может составить новую версию договора, что выйдет несколько дороже. Зато вы будете уверены в том, что все ваши интересы учтены и находятся под защитой.

Если же пользоваться услугами юриста вы не намерены, то примите к сведению следующие факты:

Правильная структура договора

Предмет и особенности договора определяют его структуру. Тем не менее, любой договор включает несколько общих частей, первой из которых является:

Преамбула. Она состоит из следующих элементов:

За преамбулой следует текст, содержащий суть договора, или:

Основная часть. Она состоит из пунктов, посвященных:

Дополнительные условия. Отдельные положения договора посвящены условиям, которые не оказывают значительного влияния на его суть. Без них в принципе можно обойтись, поскольку все вопросы, связанные с дополнительными условиями, решает гражданское законодательство. Но при желании, можно дополнить договор следующими пунктами:

Подписи и реквизиты. К реквизитам организации относят:

Само собой, документ обязательно должен содержать подписи обеих сторон.

Правильно оформленный договор – это гарантия честной сделки. Он не только регламентирует отношения сторон, но и упрощает их дальнейшее взаимодействие друг с другом.

Источник

Как правильно оформляются договора

Это статья для тех, кто занимается творчеством за деньги. Легально. И для тех, кто давно хотел, но боится бумажек, непонятных слов и прочих радостей. Дарья Гейлер делится своим опытом работы с договорами в книге «Вижу цель — иду к ней».

Зачем вам нужен договор?

Договор между вами и клиентом — это соглашение. Вы можете его заключить устно, но лучше письменно. Если упростить до самой сути, то договор — это перечень всех возможных ситуаций и обязательных условий для сделки, которую вы заключаете. Договор закрепляется подписями сторон, которые с ним ознакомились и со всем согласны.

Помните, что договор — это ваша ответственность. Это как раз те самые правила игры, которые стоит соблюдать ради ощущения свободы и спокойствия.

Если все хорошо

В идеале ситуация выглядит так: вы встречаетесь с клиентом, договариваетесь с ним, он дает деньги, вы выполняете обещанное. Клиент счастлив. Но бывает и так: вы выполняете обещанное, а он в гневе требует деньги назад. Подобные возможности в договоре должны быть учтены.

Что вы должны знать до того, как выложите перед покупателем свой товар?

Пока вы не передали товар в руки клиенту, он вправе отказаться. Даже если курьер выехал. Это ваши риски. Если вы передали товар в руки, сами или с помощью курьера, почтовой службы, в течение 14 дней после получения клиент может вернуть его без объяснения причин. Не понравилось, и все. Будьте любезны сделать возврат.

Возврат

Вы должны предупредить покупателя о порядке возврата товара: на сайте, при обращении, на этапе оформления, в письме с подтверждением или же в письме при доставке. Если вы забыли, не знали, не посчитали нужным, покупатель может вернуть товар в течение трех месяцев по закону «О защите прав потребителей», статья 26.1.

Ничего сложного в тут нет. Сядьте и напишите один раз. Позаботьтесь, чтобы там, где клиент покупает (на сайте или в магазине, студии, офисе, на ярмарочном прилавке), вместе с правилами оформления заказа была приведена информация о доставке и возврате. Это может быть рамка с текстом, листочек, вложенный в посылку, — главное, чтобы клиент с ним ознакомился.

Дорогой продукт — это риск

Если вы изготавливаете сложный, трудоемкий, дорогой продукт под заказ, то любой возврат может стоить вам недешево. В этом случае вы находитесь в заведомо рискованной ситуации. Таков бизнес. Поэтому вам нужно прошерстить Сеть и найти шаблон договора авторского заказа.

Укажите, что заказ оформляется в соответствии с индивидуальными пожеланиями клиента, а также напишите о невозможности возврата, если товар надлежащего качества. Что является «надлежащим качеством» по вашему мнению, тоже укажите. Это не защитит вас от отказов на сто процентов, но будет сдерживающим фактором.

Авторские права

Договор авторского заказа отличается от обычного договора купли-продажи тем, что он оформляется до того, как авторский продукт создан, а потому следует озадачиться пунктом об авторском праве. Нужно определить, кому будут принадлежать права на это изделие и как может распоряжаться ими заказчик и автор.

«Когда я подписывала договор с издательством на эту книгу, у меня даже плана не было. Только рабочее название, придуманное за пять минут. Права на бумажную, электронную книгу, на продажу, переводы принадлежат издательству. Без указания авторства и разрешения брать отсюда куски ни вам, ни даже мне или моей маме нельзя. Этот текст — собственность издателя на срок действия договора, хотя я остаюсь автором и авторское право принадлежит мне», — пишет Дарья.

Сроки

В договорах на авторские произведения под заказ весьма важны сроки. Внимательно проверьте, учтите все возможные личные обстоятельства. Даже детские праздники, выходные или болезни. Просчитайте вероятности: что будет, если вы не сможете исполнить обязательства в срок.

Если причина уважительная, вы должны подтвердить ее документом, справкой, чем угодно. Тогда вы имеете право продлить срок работы на четверть. Допустим, договорились вернуть фотографии клиенту через месяц, но попали в больницу, о чем есть справка. Вы имеете право работать еще неделю, а затем отдать фото.

Что, если вы не можете повторно продать выполненное на заказ изделие?

Как быть с потраченными временем и материалами? В общем-то, никак. Здесь закон на стороне покупателя. Единственное, на что вы имеете право, — удержать стоимость доставки. Причем не позднее чем в течение десяти дней со дня предъявления покупателем требования на возврат.

Пролистайте статью 497 Гражданского кодекса РФ (редакция от 29.07.2018). Допустим, вы шьете одеяла из кусочков ткани. Если вы раскроили, но еще шьете, клиент вправе отказаться до получения товара, при условии что оплатит стоимость нарезанной ткани. Время, к сожалению, вам никто не вернет и не компенсирует.

Штрафы

Одна хитрость точно не пройдет — это попытка установить в договоре штрафы. При рассмотрении дела в суде ваше самовольное положение о штрафах будет недействительно, потому что ущемляет права покупателя. Это касается любых санкций, направленных на покупателя, если он откажется.

Для тех, кто мастерит

А мебель? Если я ее перекрашиваю у клиента дома? Или в мастерской? Если я изготавливаю мебель сама вручную? Произвожу на заказ разные бытовые предметы? Занимаюсь пошивом римских штор и покрывал? Такой вариант документа называется «договор бытового подряда».

Тут все то же самое. Вы должны выполнить то, о чем договорились. Приложить картинки, фото, зафиксировать размеры, указать материал. Клиент, в свою очередь, обязан принять и оплатить выполненную работу.

как правильно оформляются договора. Смотреть фото как правильно оформляются договора. Смотреть картинку как правильно оформляются договора. Картинка про как правильно оформляются договора. Фото как правильно оформляются договора
В договоре должны быть все детали и нюансы. Источник

Допустим, клиент вдруг звонит и говорит: «Не хочу, нашел готовое». Он имеет право на такие выкрутасы в любой момент до передачи работы. Вы имеете право попросить оплатить выполненную часть работы. Это может быть в том числе чертеж, эскиз, выезд на замеры. Условия оплаты в таких случаях обязательно нужно прописать в договоре.

Для тех, кто говорит и консультирует

Если вы предлагаете любые информационные услуги, хоть астрологические консультации, вам нужно заключать договор на оказание услуг. Согласно его стандартным условиям, вы имеете право отказаться от работы, а клиент, в свою очередь, имеет право отказаться от ваших услуг, причем в любой момент до начала исполнения.

как правильно оформляются договора. Смотреть фото как правильно оформляются договора. Смотреть картинку как правильно оформляются договора. Картинка про как правильно оформляются договора. Фото как правильно оформляются договора
Таков закон: у клиента есть право отказаться в последний момент. Источник

Допустим, у вас назначен онлайн-звонок на пять вечера, а клиент пишет: «Я устал, я не хочу знать будущее». Это его право, но вы можете удержать предоплату, если это указано в договоре.

«На сайте нашей творческой студии, где продаются билеты на мастер-классы, написано, что можно вернуть деньги за три дня до мастер-класса, а при отказе после этого срока предоплата удерживается. Однако ситуации бывают разные. Если причина отказа уважительная, мы даем билет на другую дату или возвращаем деньги. Клиенты уважают наш труд, а мы любим их», — рассказывает Гейлер.

Что делать, если заказчик попросил отсрочку и не перечислил оплату после оказания услуг?

Это не только обидно, но еще и незаконно. Не стесняйтесь сообщить об этом клиенту. Помните, что это удобнее делать, если вы заранее в договоре прописали сроки и порядок оплаты.

Что делать, если клиенту не нравится?

Как определить качество написанной книги? Как понять, насколько искусно выполнена картина для оформления гостиной? А свадебное видео? Фотографии младенца?

«Не нравится! — вопит заказчик. — Что не нравится — не могу сказать, почему — не знаю. Фу-фу-фу-фуфло».

По закону все предельно ясно: автор обязан предоставить работу, отвечающую характеристикам, указанным в договоре. Заказчик вправе работу не принять, если вы, например, в книге использовали чужие тексты, нарушили авторские права, исказили факты. Основание для отказа должно быть весомым.

Можете даже потребовать, чтобы вернули не только плату за произведение, но и понесенные расходы — например, на поездку в издательство или на свадьбу за город. Только не заводитесь и не устраивайте скандал раньше времени. Убедитесь, что вы сами невиновны, исполнили всё в срок, не нарушили никаких пунктов договора или законов. В противном случае вы зря потратитесь на суд.

Нужная галочка

На сайте при покупке каждый клиент ставит галочку, что ознакомлен с условиями договора-оферты, то бишь прочел условия продажи товара, порядок доставки и возврата. В ваших интересах, пусть не сразу, но как можно быстрее, подготовить всю необходимую информацию для клиента. Вы его предупредили, он согласен — вам приятно и радостно работать.

Документы — как шлем. Жарко, тяжелый, прическу портит, не подходит под наряд, но защищает вас. Даже если вы катаетесь как бог. Шанс, что вы упадете, очень мал, а вот риск, что пострадаете при падении, наоборот, слишком высок.

Ещё больше тонкостей творческого бизнеса в книге Дарьи Гейлер «Вижу цель — иду к ней»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *