как правильно заполнить заявление на больничный лист фсс бланк 2021
Заявление от работника для пилотного проекта ФСС
Для чего и от кого нужно заявление в пилотном проекте ФСС
В пилотных регионах выплата соцстраховских пособий производится по особой схеме: работники получают их не от работодателя, а напрямую от ФСС. А по больничному работодатель оплачивает только первые три дня, остальное перечисляет соцстрах. Поэтому порядок документального подтверждения страховых случаев от общего отличается.
Наши эксперты подготовили специальную памятку для бухгалтера по прямым выплатам пособий в 2021 году. Переходите в этот материал и смотрите рекомендации профессионалов.
Не забудьте собрать заявления на пособия от работников сразу после новогодних праздников. Подробности см. здесь.
Отличается и пакет бумаг на пособие. Помимо документов, подтверждающих собственно наступление страхового случая (больничного листа, например), работодатель должен предоставить в соцстрах соответствующее заявление.
Полный перечень документов, которые помимо заявления предоставляются в соцстрах для выплаты различных пособий работникам вы можете найти в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ к системе бесплатно и переходите в Готовое решение.
Написать заявление в ФСС должен работник. Если он затрудняется это сделать и просто чтобы избежать ошибок в документе, поручите оформление заявления специалисту — бухгалтеру или кадровику. А работник его только подпишет. Думаем, проблемы с подписанием заявления для пилотного проекта ФСС у вас не возникнет.
Пилотный проект ФСС: бланк заявления и пример заполнения (образец)
Бланк и порядок заполнения заявления для пилотного проекта ФСС утверждены приказом ФСС от 24.11.2017 № 578. Скачать его вы можете у нас на сайте.
Важно! КонсультантПлюс предупреждает
Если работодатель не представит в срок пакет документов для пособий или сдаст такой пакет документов в неполном объеме либо с ошибками, то.
Каковы негативные последствия непредставления документов, узнайте в К+. Пробный доступ можно получить бесплатно.
Заполнить заявление можно вручную (печатными буквами чернилами черного цвета, можно гелевой, капиллярной, перьевой ручкой) или на компьютере. Подсказки по заполнению отдельных строк и полей приведены в сносках под формой заявления. Чтобы вам было легче заполнить заявление, мы сделали его образец:
Заявление и остальные документы подайте в ФСС в течение 5 календарных дней со дня их получения от работника. Составьте и приложите к ним опись по форме, представленной ниже:
Также в соцстрах подается реестр сведений для начисления пособия, узнать о котором можно здесь.
Сотрудника, который пойдет с документами в фонд, снабдите доверенностью. Проверить полученные сведения, рассчитать и выплатить работнику пособие ФСС должен в течение 10 дней.
Итоги
Заполнение заявления для пилотного проекта ФСС особых сложностей не представляет. Вообще это обязанность работников, но поручить ее можно специалистам, а работникам давать документ только на подпись. К заявлению нужно приложить документы о страховом случае и опись по форме ФСС. Также в фонд нужно подать специальный реестр.
Как заполнить больничный лист в 2021 году
В сентябре 2020 года Минздрав утвердил новый порядок заполнения больничных листов. Рассказываем, как заполнять бумажные и электронные больничные листы в 2021 году, можно ли оформлять больничный при дистанционном приёме врачом и как проверить подлинность больничного листа.
Варианты заполнения больничного листа: бумажный и электронный
С 2017 года в России можно использовать два способа составления больничных листов: традиционный бумажный и электронный.
Бумажный больничный лист — это бланк специальной формы. Врач заполняет свою часть документа и отдаёт работнику. После выздоровления работник сдаёт больничный лист в бухгалтерию. Бухгалтер проверяет документ, заполняет раздел с данными о компании и расчётами, а затем передаёт больничный в ФСС для оплаты. Также на основании больничного листа в установленных законом случаях работодатель сам перечисляет работнику пособие за первые три дня болезни.
Электронный больничный лист — это запись в базе данных ФСС. Работник должен дать письменное согласие на использование электронного документа. В этом случае врач заносит информацию в базу фонда со своего компьютера и отдаёт сотруднику талон с номером больничного. Далее сотрудник передаёт талон работодателю, и бухгалтер также заполняет свою часть документа, но в электронном виде.
Использовать электронный больничный лист намного удобнее, чем бумажный. Его нельзя потерять или испортить и практически невозможно подделать. Кроме того, информация сразу попадает в базу фонда, что ускоряет процесс начисления и снижает вероятность ошибок. А рассчитывать больничные в несколько кликов можно в интернет-бухгалтерии «Моё дело».
Как проверить больничный лист перед заполнением
Получив больничный лист на бумаге, работодатель должен проверить три параметра.
2. Подлинность бланка по внешним признакам:
3. Достоверность информации, заполненной врачом. В частности, название медицинского учреждения должно быть таким же, как на печати, ФИО работника должно соответствовать его паспортным данным. А вот в названии предприятия могут быть опечатки, так как врач заносит эти сведения со слов сотрудника. В этом случае заменять больничный не нужно, работодателю достаточно без ошибок внести название компании и регистрационный номер в своём разделе (письмо Московского регионального отделения ФСС РФ от 14.07.2020 № 14-15/7710-1110-ЛНК).
Если у работодателя после всех проверок остались сомнения, он может направить запрос в свое отделение ФСС, приложив оригинал спорного больничного (письмо ФСС РФ от 30.09.2011 № 14-03-11/15-11575). При оформлении электронного больничного листа, работодателю достаточно проверить его номер. Если в базе ФСС есть этот больничный, значит документ настоящий.
Как заполнить бумажный больничный лист
Правила заполнения больничных листов приведены в разделе IX Порядка, утвержденного приказом Минздрава РФ от 01.09.2020 № 925н.
1. Записи нужно делать заглавными печатными буквами с использованием печатающих устройств или с помощью гелевой, капиллярной, либо перьевой ручки с чернилами чёрного цвета. Пользоваться шариковой ручкой нельзя.
2. Допускается комбинированный вариант, когда часть информации в больничный внесена с помощью печатающего устройства, а часть — вписана авторучкой (письмо ФСС РФ от 23.10.2014 № 17-03-09/06-3841П).
3. Все записи должны начинаться с первой ячейки и не выходить за границы полей.
4. Печати медицинской организации и работодателя могут выходить за границы отведённых мест, но не должны перекрывать поля с информацией.
5. Если работодатель допустит ошибку при заполнении больничного листа, то её можно исправить без замены бланка (п. 72 приказа № 925н). Для этого следует:
При исправлении нельзя использовать корректор и другие аналогичные средства.
Работодатель заносит в раздел больничного листа «ЗАПОЛНЯЕТСЯ СТРАХОВАТЕЛЕМ» следующие данные.
1. Сведения о месте работы:
2. Идентификационные коды работника: ИНН и СНИЛС.
3. Специальные условия расчёта больничного:
Если ни одного из перечисленных особых условий нет, все эти поля нужно оставить пустыми.
4. Сведения для начисления пособия:
При оплате пособия напрямую через ФСС две последние строки заполнять не нужно (п. 73 приказа № 925н).
Работодатель заверяет больничный подписью руководителя и главного бухгалтера, а также печатью, если она имеется.
Как заполнить электронный больничный лист
Работодатель вносит в электронный больничный лист те же сведения, что и в бумажный бланк. Информацию нужно передать в базу ФСС через личный кабинет работодателя. После того, как данные внесены, их в общем случае следует заверить УКЭП руководителя и главного бухгалтера, либо индивидуального предпринимателя.
Работодатель может передать полномочия по заверению больничных листов специалисту, который занимается их оформлением. Для этого нужно издать приказ и оформить доверенность. Тогда для заверения электронных больничных листов необходимо будет использовать УКЭП уполномоченного лица (п. 74 приказа № 925н).
Если данные электронного больничного заполнены работодателем неверно, то ошибку можно исправить. Для этого нужно повторно заполнить сведения и передать их в ФСС с указанием причин исправления. Исправленные данные следует заверить УКЭП руководителя и главного бухгалтера (п. 72 приказа № 925н).
Особые случаи: декретные выплаты и карантин
В период эпидемии допускается оформление больничного листа в рамках дистанционного приёма с использованием телемедицинских технологий. Это относится, в том числе, и к начислению пособий по беременности и родам (п. 50 приказа № 925н). Таким образом снижаются риски распространения опасных заболеваний.
Также для уменьшения количества контактов между врачами и пациентами, в условиях эпидемии предусмотрено особое правило заполнения больничных при карантине. В этом случае врач должен оформить больничный лист сразу на весь период изоляции пациента (п. 48 приказа № 925н).
В остальном порядок заполнения работодателем больничных листов при беременности или в случае карантина не отличается от описанного выше.
Прямые выплаты ФСС 2021: виды пособий, образец уведомления работника, ответственность
С 1 января 2021 года ФСС будет выплачивать социальные пособия напрямую физическим лицам во всех регионах РФ. На своем сайте Соцстрах представил порядок документооборота. Новая роль работодателя — собрать заявления, документы и передать их в ФСС. Если нарушить установленные сроки, сотрудник может лишиться государственных выплат. Что нужно сообщить работнику, чтобы избежать неприятностей, расскажем в нашей статье.
Зачем ФСС платить пособия напрямую?
С начала 2021 года работодатели не будут уменьшать страховые взносы на суммы выплаченных пособий работникам. Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ прекращает действие «зачетного механизма» расходов на оплату больничных согласно п. 2 ст. 431 НК РФ.
Порядок работы в рамках прямых выплат на период 2012-2020 гг. утвержден Постановлением Правительства от 21.04.2011 № 294. Он уже доказал свою эффективность в большинстве регионов страны. Проект закона на 2021 год на рассмотрении (ID 01/05/09-19/00094739).
В Соцстрах передадут 2 вида выплат:
В прежнем порядке организации продолжат платить:
Прямые выплаты позволяют ФСС вести персонифицированный учет и отслеживать весь цикл социальных платежей (от больничного листа до расчетного счета). У Соцстраха появилась возможность контролировать соотношение страховых взносов и расходов юридических лиц, чтобы в случае дисбаланса проводить проверки.
Выгоды для организаций от внедрения процесса прямых платежей:
Работникам ФСС гарантирует прозрачную систему расчетов и своевременность выплат. Пособия будут выплачивать в срок и в полном размере независимо от финансового состояния работодателя.
Что сообщить работникам о прямых выплатах: образцы документов, правила оплаты
Представляем пошаговую инструкцию по прямым выплатам, с которой очень желательно ознакомить персонал:
Срок обращения
За пособием можно обратиться не позднее 6 месяцев с момента окончания страхового случая (выздоровления, установления инвалидности, рождения ребенка и пр.).
Пакет документов
Работник должен собрать подтверждающие документы и написать заявление по форме, соответствующей страховому случаю. Бланки заявлений приведены в Приложении № 1 к Приказу ФСС РФ от 24.11.2017 № 578.
Выбирая в заявлении способ оплаты, нужно учитывать, что больничный лист для чернобыльцев и пособия по материнству перечислят только на карту МИР (Постановление Правительства РФ № 419 от 11.04.2019).
Уполномоченный сотрудник компании принимает документы. Чтобы не возникло разногласий, лучше передавать их под роспись и фиксировать дату.
Сроки выплат
В течение 5 дней работодатель отправляет документы в Соцстрах. Сделать это можно:
У ФСС есть 10 дней на проверку и оплату. Об ошибке или недостающих документах сообщат работодателю письменно.
Контроль начислений
Проверить расчеты Соцстраха и получить справку 2-НДФЛ сотрудники смогут на сайте ФСС или в отделении фонда (лично или заявлением по почте).
Контроль персональных данных
Об изменениях данных паспорта, адреса регистрации, банковских реквизитов работники должны сразу сообщать уполномоченному сотруднику компании. Это позволит избежать ошибок в расчетах и перечислять пособия в срок.
Почему ФСС может отказать в выплате
В течение 5 дней с момента получения документов ФСС может направить работодателю уведомление о том, что данные не прошли проверку. У организации 5 рабочих дней, чтобы внести исправления.
Работник указал неверные реквизиты счета получателя, ФИО не совпадает с паспортом, номер СНИЛС в заявлении не совпадает с номером на карте и т.д.
Нет справок или копий документов, подтверждающих право на выплату.
Суммы дохода на листке нетрудоспособности не совпадают с информацией в первичных документах.
Прошло более 6 месяцев с момента соответствующего события — выздоровления сотрудника, рождения ребенка и т. д.
Полезная информация от КонсультантПлюс
Ответственность работодателя
За несвоевременное предоставление сведений, искажение либо сокрытие данных юридические лица несут ответственность по ч. 4 ст. 15.33 КоАП РФ — административный штраф на должностных лиц от 300 до 500 рублей.
В течении 3 дней организация должна сообщить в Соцстрах о том, что сотрудник потерял право на пособие по уходу за ребенком до 1.5 лет в связи с:
Сведения о застрахованном лице
Приказ ФСС от 4 февраля 2021 года № 26 ввел новые формы, которые необходимо подавать в Фонд. Среди них — сведения о застрахованном лице. Этот документ заменяет собой заявление работника на получение больничного пособия. Разберем тонкости заполнения этого бланка.
Общая информация
Потребность в документе появилась после перевода всей страны на «прямые» выплаты пособий из ФСС — с 1 января 2021 года. Деньги работникам, находящимся в ситуации нетрудоспособности, за первые 3 дня платит руководство организации, а далее — ФСС. Для назначения пособия Фонду нужна информация о работниках, о банковском счете, на который будут перечислять денежные средства.
Приказ ФСС от 4 февраля 2021 года № 26 начал действовать 2 мая 2021 года. Форма сведений о застрахованном лице является Приложением № 2 к названному приказу.
Форму нужно заполнять единожды. Это делается при устройстве на должность или во время работы (правительственное Постановление от 30 декабря 2020 года № 2375). Скорее всего, оформлять эти сведения тем, кто уже работает, будут, когда потребуется получить больничный. Кроме того, информация понадобится для оплаты допотпуска на лечение и проезд к месту лечения и обратно при произошедшем несчастном случае в организации.
Когда наступает страховой случай, работодатель отправляет форму со сведениями от сотрудника в ФСС.
Внимание! Работающий гражданин должен будет подать работодателю этот документ повторно, если о нем изменилась какая-либо информация (ФИО, адрес, банковский счет и т.п.).
Заполняем сведения о застрахованном лице для оформления пособия
В документе нужно указать следующую информацию (каждую букву или цифру пишут в отдельной клетке):
Остальные графы заполняют работодатель (ФИО доверенного лица организации-работодателя, подпись, дата, адрес электронной почты) и должностное лицо ФСС.
Какие пособия платят из Фонда?
ФСС переводит работникам такие выплаты:
Кроме того, ФСС оплачивает и допотпуск работающим гражданам, которые получили травмы или болезни на производстве.
Наниматели из своих средств платят сотрудникам: пособие на погребенние, по больничному листу за первые 3 дня болезни, оплату за 4 дополнительных дня отдыха для ухода за ребенком-инвалидом.
Как правильно заполнить заявление на больничный лист фсс бланк 2021
Как пояснили специалисты ФСС в письме от 18.03.2021 № 02-08-01/15-05-2461л, согласно абз. 2 п. 2 постановления Правительства РФ от 30.12.2020 № 2375, перечень документов, которые необходимо подавать для получения пособий, определяют положения Федеральных законов от 29.12.2006 № 255-ФЗ и от 19.05.1995 № 81-ФЗ.
При этом работник при трудоустройстве передает работодателю сведения о себе как застрахованном лице в виде бумажного или электронного документа, в которых есть достаточная и необходимая информация для получения всех выплат.
На основании этого специалисты ФСС пришли к выводу, что с 2021 года заполнять заявление о назначении пособий не нужно. В частности, нет необходимости оформлять его по форме, введенной приказом Фонда соцстраха от 24.11.2017 № 578. Поэтому работодатели не вправе требовать его с сотрудника.
Уточним, что согласно п. 28 письма Минтруда России от 29.09.2020 № 668н, по единовременному пособию при рождении заявление по-прежнему входит в состав необходимых для его получения документов. Это приводит к некоторому противоречию с позицией ФСС, но в указанном письме каких-либо пояснений на этот счет нет.
Каким документом пользоваться вместо заявления на пособие
Для получения пособия работодателям необходимо подавать в органы ФСС бланк со “Сведениями о застрахованном лице”. В связи с прохождением на апрель 2021 регистрации в Минюсте проекта приказа ФСС с новыми формами документов, обновленный формат их представления в 2021 году не утвержден официально.
Однако по мнению ФСС в письме от 18.03.2021 № 02-08-01/15-05-2461л, страхователи уже могут начать использовать бланк из проекта приказа для передачи сведений о застрахованных в целях получения ими пособий.