как правильно заполнить журнал учета огнетушителей пример заполнения
Журнал учета огнетушителей
Журнал учета огнетушителей является важным документом, который проверяется пожарной службой при проведении пожарных инспекций в мелких и крупных организациях. К сожалению, наибольший спрос на этот документ появился после трагедии в Кемерово 25 марта 2018 года. Очень печально, что здесь сработало русское «пока гром не грянет».
К вашему вниманию! Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
В большинстве компаний огнетушитель является основным средством локализации возникающих пожаров и возгораний. А случиться они могут неожиданно, в любой момент. И для документального подтверждения готовности борьбы с огнем и составляется журнал учета огнетушителей. Документ нужен для упорядочивания информации и возможности контроля за приобретением, перезарядкой и другими нюансами, которые касаются хранения и эксплуатации оборудования для борьбы с огнем.
Кто заполняет
За своевременное заполнение и ведение журнала отвечают непосредственно руководитель организации и руководители подразделений компании, при наличии таковых. Однако на практике у этих сотрудников и так много обязанностей, которые не терпят отлагательств.
Так что заполнять журнал и нести ответственность за пожарную безопасность в организации может практически любой ее работник (при соответствующем образовании). Руководителю в этом случае важно подписать приказ или распоряжении о назначении такого лица из сотрудников своей организации либо заполнять все придется самому.
Элементы журнала
Документ состоит из обложки и отдельных листов, которые называются эксплуатационными паспортами на каждый огнетушитель. Удобнее располагать журнал горизонтально. Обычно он печатается на стандартных листах А4.
На обложке указывается название организации (сверху), посередине – название самого документа. В правой нижней части обложки – дата начала и дата окончания журнала. Причем последнюю указывают при последней проверке или когда заводят новый. С самого начала заполнения документа дату окончания редко ставят. Таким образом, он является документом, который может не иметь конкретной даты окончания на дату проведения инспекции.
Важно! После обложки в журнал вкладываются отдельные эксплуатационные паспорта огнетушителей, которые числятся на балансе организации и физическим присутствуют в конкретном подразделении.
Отдельный лист журнала представлен одинаковыми для всех огнетушителей графами, которые должны содержать информацию о:
На все эти пункты предусмотрены отдельные строчки, но они не оформлены в виде таблицы. Табличная часть – в завершении эксплуатационного паспорта. Она включает в себя:
Одна строка должна раскрывать суть проведения одного технологического обслуживания. Также здесь могут содержаться сведения о перезарядке огнетушителей. Но лучше для этого завести специальный документ испытаний и перезарядки огнетушителей, а в журнал учета ставить только ссылки из него (в графу «Устранение недостатков»).
Сколько нужно огнетушителей
При первичном оснащении средствами пожаротушения руководителю необходимо учитывать нормы, которые были разработаны специально для снижения пожароопасности в отдельно взятой организации. Нужно при этом учитывать уровень опасности в конкретной ситуации. Помещения (все, кроме коммерческих зданий) делятся на уровни: А, Б, В, Г и Д. Д – самая низкая пожароопасность. А – соответственно, самая высокая.
Уровень пожароопасности зависит от:
Расчет количества огнетушителей необходимо производить исходя из площади помещения или помещений, которые используются организацией. В большинстве случаев офисам на не больше десятка человек хватает одного огнетушителя стандартной модели. В этом случае журнал учета огнетушителей будет состоять только из обложки и одного паспорта противопожарного оборудования.
Виды огнетушителей
Конструкция огнетушителя тоже имеет первостепенное значение. Различают:
Причем бывают переносные модели, чей максимальный вес 20 кг, а бывают передвижные, с мощной ходовой частью. Их вес может достигать 4 центнеров. Согласно нормативам, максимальное расстояние, которое может разделять огнетушитель и вероятный очаг возгорания, – 20 метров. Соответственно, между двумя местами размещения средств пожарной безопасности – 40 метров. Схема норм размещения с учтенной разновидностью оборудования помещена в первом приложении к ППР №390.
Требования
Тот, кто заполняет журнал учета огнетушителей, в обязательном порядке должен пройти противопожарный инструктаж. Сделать это можно в специализированном учреждении либо в самой организации, при наличии инструктора по пожарной безопасности. Это называется курсы пожарно-технического минимума.
Перед вводом в эксплуатацию все огнетушители должны пройти проверку согласно пункту 4.3.5 СП 9.13130.2009.
Огнетушители не должны мешать возможной эвакуации людей из помещения. Они также не должны мешать технологическим процессам, происходящим на предприятии. Недопустимо их близкое расположение с нагревательными приборами.
Обязательно ли иметь такой бланк
Журнал учета огнетушителей, согласно существующему законодательству (а конкретно – пункту 478 Правил Противопожарного режима, принятых Постановлением Правительства №390 от 25.04. 2012 года), может быть оформлен в свободной (произвольной) форме. Однако в законах четко прописаны требования, которым он должен соответствовать. В доступном для скачивания бланке как раз находится все, что нужно для соблюдения этих требований: реквизиты организации, сроки проверок каждого огнетушителя и пр.
Таким образом, несмотря на то что приведенная форма не является унифицированной, ее использование будет оптимальным в любой из организаций, так как в ней собраны и прописаны все принципиально важные моменты, на которые обращают внимание инспекции из контролирующих организаций во время проверок.
Алгоритм установки огнетушителя
После того как ответственный руководитель приобретет средство первичного пожаротушения в виде огнетушителя, он должен провести его первичный осмотр, описать в журнале учета огнетушителей, а потом установить.
Первичный осмотр включает в себя:
Важно иметь в виду, что приобретаемое оборудование для тушения пожаров должно соответствовать площади помещений предприятия, их специфике работы, объемам.
Периодичность
В срок своего существования каждый огнетушитель должен пройти сначала осмотр для ввода в эксплуатацию, потом его ждут проверки трех видов:
Важный момент! Дата последней проверки отмечается не только в журнале, но и на самом огнетушителе.
Для этого на них крепятся бирки. Если оборудование углекислотное или порошковое, то, помимо этой информации, на бирке должна быть масса заряда и баллона. К каждому оборудованию должна прилагаться инструкция по эксплуатации. Она и подскажет, какой из огнетушителей нуждается в проверке. Например, срок эксплуатации огнетушителей марки ОПАН-50М – 10 лет. Но это не значит, что их не нужно проверять каждый год.
Перезарядка
Для того чтобы внутреннее содержание оборудования всегда было в порядке и в журнале учета огнетушителей всегда значилась верная информация, огнетушители нужно периодически перезаряжать. Об этом даже заводится отдельный документ – журнал испытаний и перезарядки огнетушителей.
Срок этой перезарядки будет зависеть от типа наполняющего прибор вещества. Для водных огнетушителей норма перезарядки — раз в 1 год, как и для пенных. Даже если используется вода со специализированными добавками, это правило действует всегда.
Каждый год перезаряжать противопожарное оборудование довольно хлопотно. Если руководителя (или ответственного за пожарную безопасность) не устраивает такая ситуация, то необходимо закупить для безопасности своих помещений углекислотные, порошковые огнетушители или оборудование с хладоном.
В этих трех случаях перезаряжать огнетушители придется не чаще чем раз в 5 лет. Однако следить за их состоянием и делать отметки о проверках в журнале учета огнетушителей следует с той же периодичностью – раз в год.
Вы ещё помните? Этот документ можно скачать в КонсультантПлюс.
Заполняем журнал учета огнетушителей
Чтобы обеспечить безопасность сотрудников и имущества бюджетной организации, каждый руководитель должен озаботиться наличием на территории производства необходимого количества первичных средств пожаротушения (ПСП). Среди прочего, к ним относятся огнетушители, исправное состояние которых периодически проверяет Государственный пожарный надзор. Поэтому важно контролировать их состояние.
Правила оформления журнала
Действующее законодательство не устанавливает какой-либо унифицированной формы, поэтому каждое предприятие разрабатывает ее самостоятельно. Однако, чтобы избежать возможных проблем при проверке, стоит перестраховаться и согласовать документ в пожарной инспекции, направив туда запрос с бланком. После получения от ведомства официального ответа, необходимо учесть все полученные замечания и утвердить журнал приказом руководителя. Само письмо от инспекторов ОНД ГПН также следует сохранить, оно может пригодиться при будущей проверке органами пожарного надзора.
Тем не менее, определенные правила соблюдения противопожарной безопасности в организациях все же регламентированы постановлением Правительства РФ 25.04.2012 № 390. В частности, установлена обязанность вести специальный журнал, в котором должны быть указаны указать следующие сведения:
В соответствии с требованиями законодательства, учет огнетушителей и учет остальных ПСП следует фиксировать в двух разных журналах. В каждой организации должен быть разработан образец заполнения журнала учета огнетушителей, пример такого документа должен находиться перед глазами, чтобы избежать ошибок и отклонений от утвержденной формы.
Кто заполняет
Ответственного за ведение документа следует назначить приказом. В компаниях с небольшим штатом эту функцию обычно берет на себя руководитель, в более крупных назначается специалист. В любом случае, ответственное лицо должно пройти специальные курсы обучения правилам пожарной безопасности и иметь соответствующее удостоверение.
Пример: как заполнять журнал учета огнетушителей
1. Титульный лист. Здесь необходимо указать реквизиты организации, дату начала ведения документа и дату его окончания.
2. Первый раздел. В нем указываются характеристики всех огнетушителей на предприятии, точное место их установки, уровень давления и марка наполняющего вещества.
3. Второй раздел. Он содержит сведения о техническом состоянии ПСП, датах проведения проверок и перезарядках. При этом необходимо указать наименование фирмы, которая осуществляла обслуживание.
4. Третий раздел. Здесь следует указать информацию о проведенных испытаниях, а также данные ответственных за проверку лиц.
Поскольку документ имеет формат журнала, его необходимо прошить и пронумеровать. Надпись: «Прошито, пронумеровано листов» должна быть заверена ответственным сотрудником с указанием ФИО и должности. При наличии печати предприятия, ее оттиск необходимо поставить таким образом, чтобы его часть располагалась на обложке, и часть на надписи «Прошито, пронумеровано листов».
Ответственность
За нарушение требований пожарной безопасности, которым, в том числе, признается отсутствие или неправильное оформление необходимой пожарной документации, предусмотрена ответственность в виде штрафа в размере от 150 000 до 200 000 рублей.
Более того, в случае выявления такого нарушения, организации предстоит очередная внеплановая проверка, в ходе которой инспекторы будут проверять, исправлены ли выявленные недочеты.
Скачать бесплатно журнал учета огнетушителей 2020 года
Училась в Петербурге, окончила юрфак СПбГУ, откуда вышло много замечательных и талантливых юристов, чем очень горжусь. Руковожу пиар-отделом в благотворительном фонде и время от времени пишу юридические статьи.
Заполнение журнала учета огнетушителей
Огнетушитель – первичное средство подавления возгораний, которое обязательно должно быть в каждой организации и на каждом производстве. На данный тип оборудования по определенному образцу заводится журнал учета огнетушителей и назначается ответственный за его ведение и заполнение. По этим сведениям становится возможным контроль исправности баллонов и их допуск к применению в критических ситуациях.
Кто заполняет
Ответственный за внесение данных назначается приказом руководителя предприятия или организации. Как правило, это инженер по пожарной безопасности всей структуры или отдельного ее подразделения. Если данной единицы в штате нет, то полномочия по заполнению журнала учета и проверки огнетушителей возлагается на руководителей или начальников участков/подразделений.
Перед назначением лицо, ответственное за ведение журнала, проходит начальное обучение по пожарной безопасности. При соответствующем образовании исполнять обязанности по заполнению формы может любой человек из числа штатных единиц предприятия.
Форма журнала учета огнетушителей
Заполнение документа осуществляется в произвольном виде с учетом рекомендованного к исполнению образца, изложенного в СП 9.13130.2009. Форма заранее согласовывается с контролирующим предприятием отделением пожарного надзора.
Пример произвольной формы заполнения журнала учета огнетушителей:
Образец заполнения журнала учета огнетушителей на объекте можно взять в СП 9.13130.2009.
В документ вносят данные не только по новому оборудованию, но и по полученным в результате ежеквартальных и ежегодных проверок баллонов оценкам. Основные моменты:
Как вести журнал учета огнетушителей: образец заполнения
Ведение журнала учета первичных средств пожаротушения начинается с оформления самого документа. На титульной странице указывают наименование организации и дату первой записи, которая соответствует сроку введения в эксплуатацию первого на предприятии баллона для подавления возгораний. Журнал обязательно прошивается сквозной прошивкой и скрепляется подписью и печатью. Листы нумеруются.
Документ разделен на две части:
Форма учета может быть заведена как на все предприятие в целом, так и на каждое структурное подразделение (цеха, производственные участки).
На каждый огнетушитель в журнале заводится паспортный лист. По правилам заполнения он оформляется в виде текста и содержит информацию:
После текстового поля идут табличные данные:
Пример (образец) заполнения журнала учета огнетушителей
Как вести журнал учета огнетушителей
Любое предприятие прежде, чем начать свою работу, проходит контроль пожарной безопасности. Согласно правилам пожарной безопасности, в помещениях организации должны присутствовать огнетушители на случай борьбы с огнем.
Все огнетушители, имеющиеся на предприятии, располагаются в определенных местах. О том, где именно находятся огнетушители, свидетельствуют соответствующие наклейки на дверях того или иного кабинета, подсобного помещения и т.д. Огнетушители должны иметь паспорта, и собственные номера, чтобы как можно легче было вести учет огнетушителей на предприятии, особенно, если площадь предприятия огромна. Для правильного ведения учета огнетушителей существует специальный журнал учета огнетушителей.
Кто отвечает за ведение
Приступая к работе, на предприятии проводят распределение функциональных обязанностей. Вопросы противопожарной безопасности являются дополнительным бременем для сотрудника, на которого полагается такая функция, однако за это согласно коллективному договору сотрудник может быть поощрен.
Назначение ответственного за пожарную безопасность осуществляется директором предприятия и проходит по приказам организации. Как правило, ответственный за пожарную безопасность – это чаще всего заведующий хозяйственной частью, управляющий производством, администратор. Предполагается, что такой работник в рабочие часы постоянно находится в помещении и имеет достаточно времени, чтобы качественно выполнять работу по учету огнетушителей на предприятии.
Как правильно заполнить разделы
Журнал учета огнетушителей имеет свою форму, поэтому заполнение документа производится строго по ней. Внизу можно увидеть стандартизированную форму учета огнетушителей:
В «шапке» документа указываются следующие характеристики огнетушителя:
Непосредственно под «шапкой» располагается таблица, куда вносятся данные про конкретный огнетушитель.
В первом столбике необходимо указать дату, когда огнетушитель был осмотрен сотрудником предприятия, ответственным за пожарную безопасность. Перед фамилией сотрудника указывается его должность.
Во втором столбике описывается внешний вид огнетушителя и состояние рабочих узлов прибора. Оценка огнетушителя может быть удовлетворительной, хорошей или отличной.
Если на корпусе огнетушителя обнаружены повреждения, не влияющие на его функциональность, а узлы работоспособны, тогда огнетушителю ставится оценка «удовлетворительно». Оценка «хорошо» ставится при рабочих узлах и незначительных повреждениях прибора, а оценка «отлично», если прибор не имеет никаких изъянов.
Если огнетушитель имеет повреждения, выводящие прибор из строя, такой огнетушитель должен быть списан и немедленно заменен рабочим прибором.
Графа «общий вес» должна содержать данные из паспорта огнетушителя, где такие параметры указаны. Масса непосредственно баллона указывается в следующей колонке в том случае, если на баллоне имеется датчик давления.
Колонка о состоянии передвижных частей актуальна для тех огнетушителей, которые имеют приспособления для передвижения. Как правило, это объемные громоздкие огнетушители, располагающиеся на раме с колесиками, которыми тушат большие поверхности возгорания. Если огнетушитель маленький, то в графе ставится прочерк.
В следующей графе, посвященной устранению отклонений, необходимо занести данные, когда такие отклонения были устранены, и какого они были характера. Как правило, большинство огнетушителей исправно служат свой срок, поэтому если подобные действия не проводились, в графе также ставится прочерк.
Последняя графа – это графа для подписи должностного лица, проверяющего огнетушители. Тем самым он засвидетельствует, что информация внесена верно и компетентным лицом.
Журнал учета огнетушителей служит для того, чтобы вовремя выявлять и исправлять все отклонения в работе огнетушительных приборов. Перед тем, как вносить данные, каждый огнетушитель должен быть осмотрен – внесение заведомо ложных, неправдивых данных влечет за собой ответственность должностного лица перед законом.
Важно помнить, что все огнетушители должны быть исправны, ведь непредвиденное возгорание быстро распространяется и порой огнетушитель – единственный способ предупредить крупный пожар и спасти человеческие жизни и материальные ценности.
Как часто требует заполнения
Говоря о частоте заполнения журнала, нужно помнить основное правило – перезарядка огнетушителя делается один раз в пять лет, а осмотр баллонов проводится каждые полгода. В зависимости от этого и заполняется журнал учета.
Например, если с начала работы предприятия все огнетушители были закуплены и установлены в одно время, то следующая сверка будет проходить через шесть месяцев.
Если же по каким-либо причинам огнетушитель выходит из строя через четыре месяца, и его заменяют на новый, то сроки осмотра сдвинутся. Остальные огнетушители нужно будет проверить через два месяца, как только истечет положенное время, при этом последний новый огнетушитель можно не проверять, т.к. он прошел проверку на два месяца ранее, при замене сломавшегося прибора.
На первых порах учет будет вести легко, поскольку большинство огнетушителей будет проверяться в одно время, но как только часть из них заменится в разное время, то ответственный за пожарную безопасность должен быть бдительным, и проверять огнетушители в зависимости от сроков конкретного прибора.
Ответственным за пожарную безопасность нужно помнить, что пенные огнетушители, и огнетушители с водой с добавками перезаряжаются каждый год.
Пример
Ниже представлен пример заполнения журнала учета огнетушителей, в котором все графы заполнены верно.
Такой журнал не только обезопасит предприятие от внештатной проверки пожарниками, но и даст возможность директору предприятия своевременно обслуживать огнетушители, чтобы при возникновении очага возгорания любой прибор был исправен и эффективно предотвратил пожар.
Образец бланка журнала учета огнетушителей скачать (Размер: 145,0 KiB | Скачиваний: 1 855)
Как заполнить журнал учета первичных средств пожаротушения
Основания для ведения документа
Журнал нужен для фиксации наличия нужного оборудования и контролировать его техническое обслуживание. Но к первичным средствам тушения пожаров относятся не только огнетушители. Это также:
Ответственность за соблюдение противопожарной безопасности лежит на руководителе организации.
Форма журнала
При проверке инспекцией по пожарной безопасности штраф за неправильное заполнение документа неправомерен, так как форма журнала учета огнетушителей — произвольная. Но споры с инспекторами по поводу правильности ведения записей не редкость, поэтому эксперты рекомендуют предварительно согласовать форму с территориальной инспекцией пожарного надзора.
Общеустановленной формы документа нет, но он должен содержать основные технические характеристики оборудования, графы для примечаний, отметок о перезаряде, подписей ответственного лица. Обычно бланк включает в себя:
Как и все первичные учётные документы, перед использованием его прошивают, нумеруют страницы, заверяют печатью компании. При шнуровке нить пропускают через отверстия в листах, концы завязывают узлом, хвостики нитей приклеивают к последней странице. На концы нитей накладывают квадратную бумажную полосу с надписью: «прошито, пронумеровано и скреплено печатью столько-то листов». Надпись заверяет руководитель или уполномоченный на это работник с указанием должности, фамилии, инициалов, текущей даты и подписи. Печать ставится на квадратную полоску так, чтобы часть её попадала на последний лист.
Кто отвечает за ведение документации
Ответственность за ведение документа возлагается приказом руководителя организации на специально назначенного для этого сотрудника. Такой специалист должен знать правила пожарной безопасности, то есть изучить необходимый пожарно-технический минимум на курсах в специальном лицензированном образовательном учреждении. На него же возлагается обязанность вести журнал учета средств пожаротушения. Если никто из работников не обладает нужными знаниями, руководство направляет на обучение будущего ответственного сотрудника. Пройдя курсы, обучающийся сдаёт экзамен и получает свидетельство об их окончании. С приказом о назначении на роль ответственного по контролю за средствами пожаротушения работник знакомится под роспись. В его обязанности входит:
Образец заполнения
Как заполнить журнал учета огнетушителей, покажет пример. Напомним, что форма не официальная, поэтому для своей организации вы можете дополнить таблицу нужными графами.