как провести внутренний финансовый аудит в казенном учреждении образец
Инструкция: составляем план внутреннего финансового аудита
План внутреннего финансового аудита на финансовый год — это документ, который регламентирует порядок проведения контрольно-ревизионных мероприятий в организации. Такой контроль обязателен для бюджетников.
Где описаны правила
Распорядители бюджетных средств, администраторы доходов и источников финансирования дефицита бюджета проводят внутренний финаудит. Требование устанавливает статья 160.2-1 Бюджетного кодекса. По приказу Минфина №143н от 21.09.2015 структурные подразделения Минфина, федеральные казенные учреждения, бюджетные организации-исполнители государственных контрактов, финансируемые из федерального бюджета, подлежат обязательному финаудиту. Рассмотрим упрощенный внутренний финансовый аудит и условия, по которым он проводится. Особенности и требования к осуществлению финаудита определяются следующими нормативно-правовыми актами:
Зачем нужна внутренняя проверка
Выявленные риски и отклонения анализируются по всем направлениям деятельности проверяемой организации. По результатам оценивается надежность системы контроля организации, достоверность отчетности, экономность и эффективность расходования бюджетных средств. Кроме того, по результатам контроля разрабатываются рекомендации.
Перечень проверяющих лиц назначает руководитель учреждения. Допускается назначить ответственными за проведение финконтроля лиц из сторонних организаций.
По правилам финансовый аудит бюджетных учреждений проводится 45 календарных дней (п. 1 приложения 2 к приказу Минфина №143н от 21.09.2015).
Приостановление аудиторской проверки допускают в следующих случаях:
Порядок составления плана
Для проведения проверки составляется план внутреннего финансового аудита. Для каждой аудиторской проверки необходимо указать:
Подготавливая план, учитывайте:
Как утвердить план
План утверждается до начала календарного года. Включаются в план финаудита анализ законности проведенных организацией хозяйственных операций, актуальности учетной политики, степени автоматизации процессов в организации, обоснованности профессиональных суждений ответственного за учет должностного лица, прав доступа пользователей к базам данных, первичных учетных документов, бюджетной отчетности.
Как проходит финаудит
Аудиторский контроль проводится путем документального и фактического изучения законности хозяйственных операций и достоверности бюджетной отчетности. Должностные лица, которые проводят внутренний контроль, имеют право:
К обязанностям субъекта относится соблюдение требований нормативно-правовых актов, проведение внутреннего финансового контроля и аудита строго по утвержденной программе, ознакомление руководителя объекта аудита с программой и результатами.
Пример для казенного учреждения
Актуальный пример внутреннего финансового аудита главного распорядителя бюджетных средств — казенного учреждения:
Дайджест разъяснений Минфина России по вопросам осуществления внутреннего финансового аудита за истекший период 2020 года
AndreyPopov / Depositphotos.com |
Осуществление внутреннего финансового аудита – обязанность, установленная Бюджетным кодексом РФ для всех администраторов бюджетных средств, в том числе органов власти и местного самоуправления, а с августа 2019 года – еще и для ПБС, а это, прежде всего, казенные учреждения. С 2020 года процедуры организации и проведения ВФА регламентируют федеральные стандарты внутреннего финансового аудита. Постепенное введение этих стандартов снимает многие вопросы, связанные с проведением аудита, тем не менее Минфину России в этом году пришлось давать разъяснения по целому ряду ситуаций. Предлагаем ознакомиться с теми из них, что не были включены в новостную полосу ранее:
Администратор бюджетных средств вправе передать полномочия по осуществлению внутреннего финансового аудита главному администратору бюджетных средств (ГАБС), в ведении которого он находится, или другому администратору бюджетных средств, находящемуся в ведении данного ГАБС (Письмо Минфина России от 10 февраля 2020 г. № 02-02-05/8379). Это означает, что передача полномочий по осуществлению ВФА от главного администратора бюджетных средств другому главному администратору бюджетных средств ни БК РФ, ни федеральными стандартами не предусмотрена. Подробнее о том, кому ГАБС может передать полномочия по ВФА, читайте здесь.
Планы осуществления аудиторских мероприятий, проводимых ГАБС, исполняющим функции органа-учредителя, в рамках внутреннего финансового аудита, не должны быть сопряжены с планами осуществления контрольных мероприятий в отношении подведомственных казенных и бюджетных учреждений, проводимых в рамках контроля учредителя. Для однозначного определения компетенций, а также недопущения дублирования функций и полномочий ГАБС при осуществлении им мероприятий по контролю в отношении подведомственных организаций рекомендуется принять два ведомственных/ внутренних акта, один из которых будет направлен на реализацию полномочий по контролю учредителя, а второй – на реализацию бюджетных полномочий по осуществлению ВФА (Письмо Минфина России от 10 февраля 2020 г. № 02-02-05/8607).
При принятии решения об упрощенном осуществлении ВФА необходимо внести изменения в должностной регламент/инструкцию руководителя ГАБС. В случае отсутствия у отдельных руководителей государственных органов субъектов РФ должностных регламентов/инструкций в целях упрощенного осуществления ВФА могут быть отражены в локальных правовых актах, в том числе в актах, определяющих полномочия руководителей этих органов и учреждений (Письмо Минфина России от 3 марта 2020 г. № 02-02-05/15546)
От себя добавим, что поправками в Стандарт «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» с 31 августа 2020 года разрешено соответствующие записи вносить не только в должностную инструкцию руководителя, но и в его трудовой договор.
В случае отсутствия работников, у которых имеются профессиональные и специальные знания, опыт, навыки и умения, а также другие компетенции, позволяющие им планировать и проводить аудиторские мероприятия, может быть принято решение об упрощенном осуществлении ВФА. При этом может быть принято решение о наделения должностного лица/ работника органа/учреждения полномочиями по осуществлению ВФА. Также Минфин России обращает внимание, что получение дополнительного образования не является обязательным условием для наделения работника полномочиями по осуществлению ВФА – опыт, навыки и умения, а также другие компетенции, необходимые для этого, могут быть получены в ходе осуществления полномочий по внутреннему финансовому аудиту, а соответствующее дополнительное образование может быть получено после наделения этими полномочиями (Письмо Минфина России от 3 марта 2020 г. № 02-02-05/15548).
Если орган власти или орган местного самоуправления является главным администратором средств бюджета, имеет подведомственных администраторов бюджетных средств или подведомственные учреждение, то возможность передачи полномочий по осуществлению ВФА или упрощенного осуществления ВФА, отсутствует. Также отсутствует возможность образования структурного подразделения и его наделения полномочиями по осуществлению ВФА по причине необходимости осуществления значительных организационно-штатных мероприятий. Поэтому руководителем главного администратора средств местного бюджета может быть принято решение об образовании субъекта ВФА путем наделения должностного лица/ работника полномочиями по осуществлению ВФА. При этом разрешается привлекать к проведению аудиторского мероприятия работников из подведомственных администраторов бюджетных средств и/или других ГАБС, и/или привлекать эксперта, а также включать привлеченных лиц в состав аудиторской группы. Обратите внимание: речь идет о привлечении указанных лиц к проведению аудиторских процедур, но не о передаче полномочий по осуществлению ВФА (Письмо Минфина России от 3 марта 2020 г. № 02-02-05/15549, Письмо Минфина России от 1 апреля 2020 г. № 02-02-05/25762)!
От себя добавим, что поправками в Стандарт «Основания и порядок организации, случаи и порядок передачи полномочий по осуществлению внутреннего финансового аудита» с 31 августа 2020 года на упрощенную форму осуществления ВФА могут перейти также те, кто имеет не более двух подведомственных АБС и не более трех АУ/ БУ/ МУП/ ГУП.
Бюджетными процедурами являются в том числе процедуры по составлению и представлению сведений, необходимых для составления проекта бюджета, а также по исполнению бюджета, ведению бюджетного учета и составлению бюджетной отчетности. При этом внутреннему финансовому аудиту подлежат только бюджетные процедуры, выполняемые самим органом или казенным учреждением. Обязанность осуществления ВФА в отношении бюджетных процедур и полномочий финансового органа законом не установлена (Письмо Минфина России от 1 апреля 2020 г. № 02-02-05/25758).
Привлечение к проведению аудиторского мероприятия должностных лиц органа внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля нецелесообразно в связи с возможностью возникновения у этих лиц конфликта интересов и нарушения принципа функциональной независимости при осуществлении внутреннего финансового аудита (Письмо Минфина России от 18 мая 2020 г. № 02-02-05/40453).
Бюджетные и автономные учреждения не обязаны осуществлять внутренний финансовый аудит, поскольку не являются участниками бюджетного процесса. Исключение – случаи, когда бюджетное или автономное учреждение является наиболее значимым учреждением науки, образования, культуры и здравоохранения, указанным в ведомственной структуре расходов бюджета, и наделяется полномочиями главного администратора бюджетных средств (Письмо Минфина России от 25 мая 2020 г. № 02-02-08/43594)
Принципы и задачи внутреннего финансового аудита
Автор: Гусев А., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»
В соответствии с положениями ч. 5 ст. 160.2-1 БК РФ начиная с 01.01.2020 внутренний финансовый аудит (далее – ВФА) будет осуществляться в соответствии с федеральными стандартами внутреннего финансового аудита, установленными Минфином. Главные администраторы бюджетных средств, администраторы бюджетных средств, осуществляющие ВФА, на основе таких стандартов должны будут издавать свои ведомственные (внутренние) акты, обеспечивающие осуществление внутреннего финансового аудита. На сайте Минфина размещены три проекта стандарта данного аудита. В настоящей консультации мы поговорим о его принципах и задачах.
Принципы внутреннего финансового аудита
Напомним, что ВФА осуществляется структурными подразделениями главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета (далее – субъекты ВФА). Деятельность по ВФА должна осуществляться на основании следующих принципов.
Принцип законности.
Данный принцип подразумевает строгое и полное соблюдение законодательства РФ, а также правовых актов, регулирующих организацию и осуществление внутреннего финансового аудита, включая федеральные стандарты ВФА, ведомственные (внутренние) акты субъектов ВФА.
Принцип объективности.
Выражается в беспристрастности, честности должностных лиц (работников) субъекта ВФА, а также должностных лиц (работников) и экспертов, привлеченных к проведению мероприятий ВФА, при планировании и проведении ими мероприятий ВФА, в том числе в недопущении конфликта интересов любого рода.
Принцип профессионального скептицизма.
Принцип основывается на критической оценке обоснованности, надежности и достаточности полученных аудиторских доказательств. Аудиторские доказательства, которые противоречат каким-либо документам или заявлениям субъекта внутреннего финансового контроля либо ставят под сомнение достоверность таких документов или заявлений, внимательно изучаются.
При этом члены аудиторской группы должны учитывать, что могут быть нарушения и (или) недостатки, которые остались невыявленными по следующим причинам:
применение выборочных методов при проведении мероприятия ВФА, что не позволяет выявить нарушения и (или) недостатки в полной мере;
ненадежный внутренний финансовый контроль;
наличие доказательств, предоставляющих доводы в пользу какого-либо решения, но не гарантирующих его правильности.
Профессиональный скептицизм необходим, чтобы, в частности, не упустить из виду подозрительные обстоятельства, не сделать неоправданных обобщений при подготовке выводов, не использовать ошибочные допущения при определении характера, временных рамок и объема аудиторских процедур, а также при оценке их результатов.
Принцип эффективности.
Осуществление ВФА должно быть основано на необходимости обеспечения полноты заключения о результатах мероприятия ВФА, повышения качества финансового менеджмента, путем использования заданного (наименьшего) объема затрачиваемых ресурсов.
Принцип функциональной независимости.
При осуществлении ВФА следует максимально устранить условия, которые создают угрозу способности субъекта ВФА беспристрастно и объективно выполнять свои обязанности. В целях обеспечения функциональной независимости мероприятия ВФА организуют и осуществляют должностные лица (работники) субъекта ВФА, а также привлеченные к проведению мероприятий ВФА должностные лица (работники) и эксперты, которые:
не принимают участие в организации и выполнении аудируемых внутренних бюджетных процедур в текущем периоде;
не принимали участие в организации и выполнении аудируемых внутренних бюджетных процедур в течение аудируемого периода и года, ему предшествующему;
не имеют родства или свойства с субъектами внутреннего финансового контроля;
не имеют иного конфликта интересов, создающего угрозу способности беспристрастно и объективно выполнять обязанности в ходе планирования и проведения мероприятий ВФА.
Руководитель главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета должен обеспечивать беспрепятственное осуществление субъектом ВФА своей деятельности, а также не допускать вмешательство в осуществление ВФА третьих лиц.
Деятельность субъекта ВФА осуществляется на основе функциональной или функциональной и организационной независимости. В целях обеспечения организационной независимости субъект ВФА подчиняется непосредственно и исключительно руководителю главного администратора (администратора) бюджетных средств.
Принцип компетентности.
Выражается в применении субъектом ВФА совокупности профессиональных знаний, навыков и других компетенций, позволяющих осуществлять ВФА беспристрастно, качественно и с недопущением конфликта интересов любого рода для выполнения стоящих перед субъектом ВФА целей и задач.
Принцип системности.
При планировании и проведении ВФА бюджетные риски, коррупционные риски и выявленные нарушения и недостатки периодически анализируются по всем внутренним бюджетным процедурам.
Принцип ответственности.
Субъект ВФА несет ответственность перед руководителем главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета за предоставление полных и достоверных заключений, выводов и предложений (рекомендаций), позволяющих при их надлежащем выполнении достичь цели и задачи ВФА.
Ответственность за организацию ВФА несет руководитель главного распорядителя бюджетных средств, главного администратора доходов бюджета, главного администратора источников финансирования дефицита бюджета, распорядителя бюджетных средств, получателя бюджетных средств, администратора доходов бюджета, администратора источников финансирования дефицита бюджета.
Ответственность за планирование и проведение мероприятий ВФА несет руководитель субъекта ВФА.
Принцип стандартизации.
ВФА осуществляется в соответствии с федеральными стандартами ВФА, установленными Минфином.
Задачи внутреннего финансового аудита
Напомним, что целями осуществления ВФА являются:
1. Оценка надежности внутреннего финансового контроля (далее – ВФК), под которым понимается процесс главного администратора бюджетных средств, администратора бюджетных средств, осуществляемого в целях соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, требований к исполнению своих бюджетных полномочий, и подготовки предложений об организации ВФК. Достижение первой цели ВФА может быть осуществлено с помощью решения следующих задач:
а) изучение выполняемых субъектами внутреннего финансового контроля операций (действий по формированию документов, необходимых для выполнения внутренних бюджетных процедур) в целях установления достаточности и актуальности правовых актов и иных документов, устанавливающих требования к организации, выполнению (обеспечению выполнения) внутренних бюджетных процедур, операций (полноты регламентации процесса их выполнения);
б) выявление излишних операций, совершаемых при выполнении внутренней бюджетной процедуры;
в) изучение применяемых прикладных программных средств автоматизации при выполнении внутренних бюджетных процедур, операций;
г) подтверждение наличия прав доступа пользователей к базам данных, вводу и выводу информации из применяемых прикладных программных средств автоматизации, обеспечивающих осуществление бюджетных полномочий главного администратора (администратора) бюджетных средств, в целях формирования предложений и рекомендаций по предотвращению несанкционированного доступа к таким базам данных, вводу и выводу из них информации;
д) оценка степени соблюдения установленных правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, и ведомственными (внутренними) актами требований к организации, выполнению (обеспечению выполнения) внутренних бюджетных процедур;
е) выявление недостатков в части регламентации процесса выполнения внутренних бюджетных процедур, в том числе недостаточности положений ведомственных (внутренних) актов, устанавливающих требования к организации, выполнению (обеспечению выполнения) внутренних бюджетных процедур, и (или) несоответствия положений этих актов нормативным правовым актам, регулирующим бюджетные правоотношения, на момент совершения операции;
ж) формирование предложений и рекомендаций по совершенствованию выполнения внутренних бюджетных процедур;
з) изучение совершаемых субъектами внутреннего финансового контроля и (или) прикладными программными средствами автоматизации контрольных действий в целях определения операций, в отношении которых контрольные действия не осуществлялись и (или) осуществлялись не в полной мере;
и) изучение результатов контрольных действий, в том числе анализ причин и условий нарушений и (или) недостатков (в случае их выявления);
к) оценка организации, применения и достаточности совершаемых контрольных действий на предмет их соразмерности выявленным бюджетным рискам, а также способности предупреждать (не допускать) нарушения и (или) недостатки;
л) формирование предложений и рекомендаций по организации и применению контрольных действий в целях:
минимизации бюджетных рисков при выполнении внутренних бюджетных процедур, операций;
обеспечения отсутствия и (или) существенного снижения числа нарушений и (или) недостатков, а также устранения их причин и условий;
достижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента;
повышения эффективности использования бюджетных средств.
2. Подтверждение достоверности бюджетной отчетности и соответствия порядка ведения бюджетного учета единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Минфином, а также ведомственным (внутренним) актам, принятым в соответствии с п. 5 ст. 264.1 БК РФ. Указанная цель достигается при помощи решения следующих задач:
а) изучение порядка формирования (актуализации) учетной политики и ее соответствия установленным требованиям;
б) изучение порядка (правильности и своевременности) оформления и принятия к учету первичных учетных документов, проведения инвентаризации активов и обязательств, хранения документов бюджетного учета;
в) изучение порядка (правильности и своевременности) ведения регистров бюджетного учета, частоты и правильности внесения в них исправлений, соответствия их требованиям, установленным в нормативных правовых актах, регулирующих ведение бюджетного учета;
г) определение данных и используемых в их отношении методов ВФА в целях подтверждения наличия (отсутствия) выраженных в денежном выражении искажений показателей бюджетной отчетности, которые приводят к искажению информации об активах и обязательствах и (или) финансовом результате, а также влияют на принятие пользователями бюджетной отчетности управленческих решений;
д) подтверждение законности и полноты формирования финансовых и первичных учетных документов, а также достоверности данных, содержащихся в регистрах бюджетного учета, и наделения субъектов внутреннего финансового контроля правами доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
е) подтверждение соответствия учетной политики, порядка ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности (соответствия состава бюджетной отчетности) единой методологии бюджетного учета, составления, представления и утверждения бюджетной отчетности, установленной Минфином;
ж) формирование предложений и рекомендаций:
по предотвращению нарушений законности и полноты формирования финансовых и первичных учетных документов, несанкционированного доступа к записям в регистрах бюджетного учета;
по предотвращению нарушений, отклонений, ошибок и искажений при формировании регистров бюджетного учета и бюджетной отчетности;
по совершенствованию применяемых процедур ведения бюджетного учета;
з) формирование субъектом ВФА суждения о достоверности бюджетной отчетности в целях подтверждения достоверности бюджетной отчетности получателя бюджетных средств, сформированной главным администратором (администратором) бюджетных средств (индивидуальной бюджетной отчетности), а также соблюдения главным администратором (администратором) бюджетных средств порядка формирования сводной бюджетной отчетности (консолидированной бюджетной отчетности).
3. Повышение качества финансового менеджмента. Для достижения данной цели необходимо решение следующих задач:
а) определение эффективности применяемых прикладных программных средств автоматизации при выполнении внутренних бюджетных процедур, операций и формирование предложений и рекомендаций по модернизации этих средств автоматизации и повышению эффективности их применения;
б) оценка исполнения бюджетных полномочий главным администратором (администратором) бюджетных средств, в том числе во взаимосвязи с результатами проведения мониторинга качества финансового менеджмента и необходимостью достижения целевых значений показателей качества финансового менеджмента в целях формирования и предоставления предложений о повышении качества финансового менеджмента;
в) оценка результатов исполнения направленных на повышение качества финансового менеджмента решений руководителя главного администратора (администратора) бюджетных средств, включая субъекты внутреннего финансового контроля;
г) формирование предложений и рекомендаций по предотвращению недостатков и нарушений, совершенствованию информационного взаимодействия между субъектами внутреннего финансового контроля при выполнении ими внутренних бюджетных процедур, а также по повышению квалификации субъектов внутреннего финансового контроля, проведению их переподготовки;
д) оценка результативности и экономности использования бюджетных средств главным администратором (администратором) бюджетных средств, в том числе путем формирования субъектом ВФА суждения:
о полноте обоснования расходов на достижение заданных результатов, включая объективность и достоверность показателей непосредственных и конечных результатов, в случае их наличия;
о своевременности доведения и полноте распределения бюджетных ассигнований, а также о полноте обоснования причин возникновения неиспользованных остатков бюджетных средств и (или) лимитов бюджетных обязательств, в случае их наличия;
о качестве обоснований изменений в сводной бюджетной росписи, бюджетной росписи;
о соответствии кассовых расходов плану-графику финансового обеспечения государственной (муниципальной) программы, непрограммных расходов бюджета, а также об уровне достижения значений показателей результата выполнения мероприятий (при наличии);
об обоснованности объектов закупок, в том числе обоснованности объема финансового обеспечения для осуществления закупки, сроков (периодичности) осуществления планируемых закупок, а также начальных (максимальных) цен контрактов;
об обоснованности выбора способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» с целью достижения экономии бюджетных средств;
о равномерности принятия и исполнения обязательств по государственным (муниципальным) контрактам с учетом особенностей выполняемых функций и полномочий главным администратором (администратором) бюджетных средств;
об обоснованности объемов межбюджетных трансфертов из бюджета другим бюджетам бюджетной системы РФ для достижения ими значений показателей результативности использования субсидий, установленных соглашениями о предоставлении субсидий и (или) иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое значение;
об обоснованности показателей государственного (муниципального) задания на оказание (выполнение) государственных (муниципальных) услуг (работ) исходя из объема государственных (муниципальных) услуг (работ) в соответствии с социальными гарантиями и обязательствами государства;
о наличии, объеме и структуре дебиторской задолженности, в том числе просроченной;
о соблюдении требований по открытости и прозрачности информации о бюджетных расходах.