как расторгнуть договор самозанятого с фирмой
6 правил работы с самозанятыми
Управляющий партнер компании TAXBURO, налоговый консультант
специально для ГАРАНТ.РУ
Самозанятость – один из новых для России режимов ведения коммерческой деятельности, который, с одной стороны, имеет определенные преимущества для самого самозанятого и заказчика его услуг, с другой – характеризуется рядом существенных недостатков. При этом нарушение норм законодательства, регулирующих применение этого режима, может привести к тому, что заказчик услуг самозанятого гражданина будет привлечен к ответственности. А это значит – штрафы, проверки и судебные иски. Избежать этого помогут шесть главных правил, которым необходимо следовать при работе с самозанятыми.
Правило № 1 – не нанимайте ваших бывших работников
Основное ограничение деятельности, связанной с самозанятыми гражданами, – это запрет на подмену трудовых отношений гражданско-правовыми. Опыт других государств и некоторых российских хозяйствующих субъектов показывает, что иногда работодатели используют упрощенные режимы налогообложения для того, чтобы оптимизировать налоговую нагрузку. А именно – требуют от своих сотрудников увольнения с последующим заключением гражданско-правовых договоров с ними как с субъектами предпринимательской деятельности.
Это незаконно: нормы Федерального закон от 27 ноября 2018 г. № 422 «О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «Налог на профессиональный доход» (далее – Закон № 422-ФЗ) как основного нормативно-правового акта, регулирующего данный режим налогообложения, подразумевают запрет на заказ услуг у лиц, которые в течение двух последних лет являлись сотрудниками вашего предприятия (п. 8 ч. 2 ст. 6 Закона № 422-ФЗ). Что это значит для бизнеса? Вы не можете заключать договоры гражданско-правового характера с лицами, которые на протяжении двух последних лет были вашими штатными работниками, то есть работали у вас по трудовому договору. При этом не имеет значения, был ли данный трудовой договор срочным или бессрочным.
Правило № 2 – никаких работников у самозанятых
Работая с самозанятыми лицами в качестве исполнителей, следует понимать, что они, хотя и являются субъектами предпринимательской деятельности, все же в первую очередь – физические лица, самостоятельно исполняющие работы по договорам. У них не может быть наемных сотрудников, поэтому следует тщательно оценивать объем предстоящих работ и учитывать данный фактор.
В то же время законодательство не содержит прямых ограничений на использование подряда и субподряда самими самозанятыми. Однако это порождает дополнительные сложности и может стать предметом пристального внимания контролирующих органов как к самозанятому лицу, так и к другим сторонам договоров, заключенных данным лицом.
Нормы, которые регулируют этот вопрос, содержатся непосредственно в ч. 7 ст. 2 и п. 4 ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ.
Правило № 3 – никаких других режимов налогообложения
Следует помнить, что законодательство жестко ограничивает права самозанятых лиц. Так, они не могут одновременно с налогом на профессиональный доход применять какие-либо другие налоговые режимы. Поэтому прежде чем начинать сотрудничать с самозанятым лицом, необходимо как можно более тщательно проверить его историю и наличие сведений о нем в открытых реестрах субъектов предпринимательской деятельности, чтобы избежать излишних рисков.
Отдельно стоит отметить, что п. 7 ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ предполагает возможность применения этого способа налогообложения в течение последнего месяца ведения деятельности на УСН или сельхозналоге. Однако для большей безопасности взаимодействия с самозанятыми лучше не рисковать и избегать работы с лицами, все еще числящимися плательщиками данных налогов.
Правило № 4 – арбитражный суд не поможет
Несмотря на то что самозанятые граждане являются полноценными субъектами предпринимательской деятельности, значительная часть их прав и обязанностей не регламентируется действующим законодательством, применимым к полноценному бизнесу. Так, АПК РФ, определяющий порядок деятельности арбитражных судов в России, не содержит упоминания о том, что в юрисдикцию данных судов входят вопросы деятельности самозанятых граждан как плательщиков налога на профессиональный доход.
Из-за этого возникающие в рамках договорных отношений с самозанятыми гражданами спорные ситуации не могут быть решены в порядке арбитражного судопроизводства в отличие от споров с другими контрагентами-предпринимателями.
Для заказчика услуг самозанятого гражданина это может стать значительной неприятностью – в случае конфликта с самозанятым лицом нужно обращаться в суды общей юрисдикции, что предполагает в том числе иные сроки рассмотрения споров.
Правило № 5 – ограничение дохода
Если вы рассчитываете на длительное сотрудничество с самозанятым, следует помнить о том, что данная категория налогоплательщиков имеет жесткие ограничения на объем получаемого в течение года дохода. Он не может превышать 2,4 млн руб. (п. 8 ч. 2 ст. 4 Закона № 422-ФЗ). Поэтому в ряде случаев, когда самозанятое лицо является высококвалифицированным и дорогостоящим специалистом, данный режим налогообложения может не подходить для взаимодействия. Как только доходы самозанятого превышают данный показатель, он утрачивает право осуществлять свою деятельность в данном формате.
Правило № 6 – ограничение видов деятельности
Есть сферы деятельности, в которых вы в принципе не сможете воспользоваться услугами самозанятых граждан. Так, запрещается использование данного режима налогообложения в целях:
Стоит ли нанимать самозанятого?
В целом привлечение самозанятых граждан является достаточно удобным способом сотрудничества заказчика и исполнителя. Заказчик фактически получает эффективного специалиста, способного оказать необходимые услуги, но не несет при этом стандартных обязательств работодателя. И сам документооборот с самозанятым будет значительно меньше: нет необходимости заключать трудовой, коллективный договоры, подписывать должностные инструкции и прочую документацию, присущую трудовым отношениям.
Однако необходимо помнить о запрете на подмену трудовых отношений иными способами сотрудничества и избегать при заключении договора на оказание услуг с самозанятым повторяющихся единообразных платежей за одни и те же услуги. Следует менять спектр услуг по договорам, количество договоров, а также даты и объемы выплат, чтобы у контролирующих органов точно не возникло претензий к такого рода отношениям.
И последний аргумент в пользу самозанятого – наниматель не платит за него НДФЛ и страховые взносы. Самозанятый обязан самостоятельно уплачивать налоги за свою деятельность, но, чтобы у налоговой и других контролирующих органов не возникло вопросов к нанимателю, за любую финансовую операцию с самозанятого необходимо требовать чек.
Как расторгнуть договор с самозанятым и не потерять деньги?
Мы заключили договор на работы по созданию сайта по предоплате 100%. Но работы выполнены не были, и компания-подрядчик предложила расторгнуть договор по соглашению сторон и удержать половину суммы за якобы оказанные услуги.
Мы не согласились и решили отстаивать свои интересы в суде. Провели переговоры с несколькими юристами, которых нашли на «Яндекс-услугах». Понравилась юрист-самозанятая: она сразу встала на нашу сторону и уверила, что в суде мы выиграем дело. Документов о ее образовании мы не видели. Юрист сказала, что диплом у нее где-то есть, но, возможно, она оставила его в суде. И что нам, как заказчикам услуг, ее диплом не нужен: документы и так есть в суде, иначе ее не допустили бы до процесса.
Мы заключили договор с самозанятой на подготовку документов и иска и представление наших интересов в суде. Заплатили ей аванс — 17 500 из 60 000 Р — и получили чек. Собрали все необходимые документы для подачи иска, кроме доверенности: юрист сказала, что она не нужна и что если подавать исковое заявление электронно, то нужно только уплатить госпошлину.
В апреле юрист сообщила, что подала иск, но мы не увидели его на сайте суда. Юрист пояснила, что, возможно, работники суда его не обработали.
19 августа, по словам юриста, она была на предварительном заседании. Из-за неявки ответчика его перенесли на сентябрь. Упоминала фамилию судьи, который принял дело к рассмотрению, но точной даты судебного заседания не назвала. Встретиться мы так и не смогли: юрист ссылалась то на аппендицит, то на отсутствие в городе. А в конце сентября она вообще перестала брать трубку и отвечать на сообщения. На сайте суда сведения об иске так и не появились.
В суде нам дали справку, что иск не принимался. На основании этой справки мы написали заявление на возврат госпошлины.
Что теперь делать с юристом? Можно ли расторгнуть договор в одностороннем порядке, направив письмо о расторжении на домашний адрес? Как компании закрыть этот платеж, если не удастся получить акт на сумму аванса от самозанятой?
Какие еще могут быть варианты? И как обезопасить себя при работе с самозанятыми?
В вашем случае вопрос можно решить при помощи целых двух кодексов: гражданского и уголовного. Но я рекомендую использовать возможности именно уголовного кодекса.
Многие считают, что УК годится только для преступников. Отчасти это верно: такая мера, как лишение свободы, для многих весьма суровое наказание. Но и вернуть деньги пострадавшим уголовный кодекс тоже помогает, причем иногда даже быстрее и эффективнее, чем гражданский.
Расскажу, как это устроено и как можно поступить в вашем случае.
Что вообще произошло
Исполнитель — юрист — приняла на себя обязательства, получила деньги, но ничего не сделала. Коронавирус, аппендицит, внезапный отъезд — объяснений может быть море.
Правда, заказчику — вам — от этого не легче: деньги вы уже потратили. Поэтому гражданский кодекс дает вам право требовать возместить причиненные убытки. Их нужно подтвердить, но в вашем случае с этим проблем быть не должно, поскольку вы получили чек за оказанные услуги.
Закон защищает права и исполнителя. Он может претендовать на возмещение фактически понесенных расходов, но эти расходы тоже придется подтвердить. То есть юристу придется доказать, что она хоть что-то сделала и потратила на это свое время.
То, что вы имеете дело с самозанятой, не должно вас смущать. Самозанятость, а точнее налог на профессиональный доход, — это налоговый режим, который применяют те, кто работает сам на себя, без наемных работников. Отдельного гражданского кодекса для самозанятых не существует. Поэтому в случае любых нарушений договора с точки зрения закона они считаются обычными физическими лицами, контрагентами. Из этого и нужно исходить, если вы решили расторгнуть договор с самозанятой.
«Как расторгнуть договор с самозанятым»
Специальный налоговый режим « Налог на профессиональный доход» (или самозанятость) действует в России с 2019 года. Индивидуальные предприниматели и организации привлекают на проектные работы спецрежимников, чтобы сэкономить на НДФЛ и страховых взносах.
Не обходится и без конфликтных ситуаций, в которых ИП и ООО интересует расторжение договора с самозанятым : на каких основаниях это происходит, какие документы подготовить и что делать, если самозанятый не согласен на аннулирование контракта.
Прекращение договора — процедура, в которой участвуют обе стороны. Если исполнитель и заказчик согласны расторгнуть контракт, вопрос решается во внесудебном порядке. Когда к компромиссу прийти не удается, стороны обращаются в суд.
Основания расторжения договора
Во втором случае — изменение обстоятельств, из-за которых проведение сделки становится экономически нецелесообразным. Причем инициатор расторжения контракта должен доказать убытки от исполнения обязательств и невозможность прогнозирования существенного изменения обстоятельств.
В договор разрешено включать пункт о возможном расторжении по инициативе одной из сторон (и причины по которым это возможно). В таких случаях при наличии доказательной базы суд принимает позицию инициатора, даже если вторая сторона против.
В соответствии со статьей 450 ГК РФ только эти основания считаются весомыми для расторжения договора. Если его заключили с нарушением законодательных норм, суд рассмотрит дело о признании контракта недействительным (это не равняется аннулированию).
Пример. ИП заказал у плательщика « Налога на профессиональный доход» разработку интернет-магазина. Исполнитель обязался оказать услугу в период с 15.01.2021 по 15.02.2021. К 1 марта результата не было. Индивидуальный предприниматель обратился в суд с требованием расторгнуть гражданско-правовой договор, ссылаясь на существенное нарушение условий (периода выполнения заказа). Рассмотрев доказательную базу, суд одобрил иск заказчика.
Порядок расторжения договора
Лучший вариант — расторгнуть договор с самозанятым во внесудебном порядке. Это избавит от временных и денежных затрат на судебные разбирательства.
Порядок расторжения договора по соглашению сторон:
Важно! Направляя уведомление о расторжении контракта, необходимо указать причины принятия решения, если они не были оговорены ранее. Можно сразу прописать порядок аннулирования договора и другие желаемые пункты.
Соглашение о расторжении заключается в той же форме, что и основное соглашение о сотрудничестве. Например, если документ составлен в устной форме, то и соглашение оформляется аналогичным образом. Но по предварительной договоренности сторонам разрешено изменить это условие на удобное для себя ( статья 452 ГК РФ).
Если контрагент не ответил на уведомление в установленный срок, придется обратиться в суд для расторжения договора.
Порядок расторжения соглашения с самозанятым в судебном порядке:
Уведомление о расторжении договора
Процедура расторжения договора начинается с уведомления второй стороны. Сообщите о желании аннулировать соглашение и срок получения ответа. Если не указать временные рамки, у второй стороны будет 30 календарных дней на встречные действия ( пункт 2 статьи 452 ГК РФ).
Законодательством не установлена форма уведомления, поэтому готовьте его в свободной форме.
Советуем направить уведомление по электронной почте и месту регистрации исполнителя, чтобы повысить вероятность получения ответа и разрешения спорной ситуации во внесудебном порядке.
Расторжение договора с самозанятым — образец 2021
Соглашение о расторжении договора с самозанятым готовится в свободной форме, так как законодательством не установлен унифицированный бланк. Единственное требование — использовать ту же форму, что и договор, если не удалось договориться со второй стороной об изменении этого условия.
Далее составляется письменный или печатный документ на листе А4. Рекомендуется придерживаться делового стиля письма, четко излагать мысли и не допускать разночтений. Последние, если дело дойдет до суда, могут сыграть против вас.
В соглашении указывают:
Какие нюансы указать в соглашении
Если самозанятое лицо успело приступить к выполнению заказа, в соглашении о расторжении договора может потребоваться описание выполнения оставшихся обязательств (согласуется со второй стороной). Например:
Какие условия продолжают действие после расторжения договора?
Расторжение договора — аннулирование обязательств сторон. Но есть условия, которые не перестают действовать после отмены соглашения ( пункт 3 постановления Пленума ВАС РФ от 6 июня 2014 года № 35). К таковым относится, например, гарантийное обслуживание.
Пример. Самозанятый продал индивидуальному предпринимателю станок для резьбы по дереву собственного производства. В договор о сотрудничестве включили пункт о гарантийном обслуживании со стороны исполнителя в течение 12 месяцев (при необходимости). Договор расторгли по обоюдному согласию через 6 месяцев, оставив вышеуказанное обязательство в силе. Через 3 месяца станок сломался, и спецрежимник провел бесплатные ремонтные работы, несмотря на аннулирование соглашения.
Стороны имеют право заранее договориться, какие обязательства, в течение какого периода продолжат действовать, а какие — нет. Это фиксируют в соглашении о расторжении договора.
Как самозанятому расторгнуть договор
Самозанятый имеет право расторгнуть гражданско-правовой договор по собственной инициативе аналогичным способом. В спорной ситуации составляется и отправляется уведомление о желании прекратить сотрудничество с заказчиком. Если ответ получен в установленный срок, постарайтесь урегулировать ситуацию во внесудебном порядке.
Если вторая сторона не ответила или вы не нашли компромисс, обратитесь в арбитражный суд по месту регистрации заказчика. Составьте и подайте иск, явитесь в установленное судом время на заседание. Выскажите позицию, приведите доказательства и дождитесь решения. Если иск не удовлетворят, но вы уверены в правоте, подайте апелляцию.
Расторжение договора в одностороннем порядке возможно только через суд, если это предусмотрено контрактом, произошло существенное нарушение условий заказчиком или изменились обстоятельства, при которых выполнение сделки стало экономически нецелесообразным.
Пример. Гражданин принял заказ на изготовление 500 погонных метров строганого бруска. В договоре указали сроки исполнения заказа и стоимость совокупного объема. Через 2 недели, когда спецрежимник передал юридическому лицу 200 погонных метров продукции, стоимость сырья увеличилась на 30%, поэтому изготовление оставшегося объема стало экономически невыгодным.
Как компаниям работать с самозанятыми
С 1 января 2019 года в четырех субъектах РФ — в Москве, Московской области, Калужской области и Республике Татарстан — проходит налоговый эксперимент. Те, кто предпочитает работать на себя, может легализоваться в качестве самозанятого и платить налог на профессиональный доход. Юрлица уже поняли, что с самозанятыми сотрудничать выгодно. Осталось только разобраться, как это делать.
В конце ноября 2018 года президентом был подписан пакет законов о проведении эксперимента по введению налога на профессиональный доход (НПД). Чиновники прописали условия для легализации, прежде всего — ставку налога. Так, если самозанятые оказывают услуги или продают товары физлицам, то ее размер составляет 4 %. В случае оказания услуг или продажи товаров юрлицам или ИП, ставка чуть выше — 6 %.
В чем выгода сотрудничества с самозанятыми?
Когда компания работает с физлицом, например, в рамках договора ГПХ или по трудовому договору, то она платит за него НДФЛ в размере 13 % плюс начисляет на его вознаграждение страховые взносы. При сотрудничестве с официально зарегистрированным самозанятым платить за него налог компании не нужно — эта обязанность ложится на самого самозанятого. Налог будет составлять 6 % от каждой сделки с юрлицом.
Некоторые компании, почувствовав эту выгоду, стали задумываться о «переводе» своих работников в статус самозанятых. Но Минфин в одном из своих писем (Письмо Минфина РФ от 01.02.2019 N 03-11-11/5884) пояснил, что такое переоформление невозможно. Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ не запрещает применение спецрежима для самозанятых для физлиц, которые заключили трудовой договор с юрлицом. Однако есть одно условие: это юрлицо не должно быть заказчиком услуг или работ по договору ГПХ для указанных физлиц и не должно являться их работодателем менее двух лет назад. То есть юрлицо может работать с самозанятым, который является его бывшим сотрудником, но при условии, что с момента увольнения последнего прошло не менее двух лет.
Таким образом, уволить работников и заключить с ними в дальнейшем договоры ГПХ как с самозанятыми, чтобы сэкономить на уплате взносов и НДФЛ, не получится.
Договор между юрлицом и самозанятым. Какие условия прописать?
Федеральный закон от 27.11.2018 № 422-ФЗ не регулирует гражданско-правовые отношения сторон сделки и порядок их оформления. Поэтому налоговики в данном вопросе советуют руководствоваться нормами гражданского законодательства.
Составляя договор с самозанятым, можно ориентироваться на любой договор ГПХ, который вы используете в работе с другими контрагентами. Он должен включать следующие положения:
Помимо стандартных пунктов, перечисленных выше, стоит учесть несколько важных деталей.
Во-первых, не забудьте указать в договоре, что исполнителем является гражданин, зарегистрированный в качестве самозанятого. Венера Камалова, главный эксперт Совета по предпринимательству при Президенте Республики Татарстан, также рекомендует внести в договор сведения о его регистрации. Кроме того, она обращает внимание на то, что в тексте договора следует:
Когда договор между самозанятым и юрлицом может быть устным?
В Письме ФНС РФ от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@ уточняется, что письменный договор не нужен, если услуга оказывается по сделке, исполняемой немедленно при заключении договора. В этом случае заключение договора будет подтверждаться уплатой заказчику денег за оказанные услуги.
При расчетах, связанных с получением доходов от реализации услуг, являющихся объектом налогообложения НПД, самозанятый должен сформировать и передать компании-заказчику чек (ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ). В нем содержатся такие сведения, как наименование оказанных услуг и ИНН юрлица или ИП, который является заказчиком услуг.
Таким образом компания, как заказчик, может подтвердить свои затраты на оплату услуг с помощью полученного чека.
Прежде чем заключить договор с самозанятым, убедитесь в том, что он действительно имеет этот статус. Сделать это можно двумя способами:
ФНС напоминает компаниям о том, что налог на профессиональный доход не имеет какие-либо особенности в оформлении платежных документов. Поэтому их оформление при перечислении денег за товары или услуги, которые предоставил самозанятый, происходит в общепринятом порядке.
Вычитаем расходы на услуги самозанятого из налоговой базы
Компания может уменьшить налог к уплате на сумму расходов на услуги самозанятого только в одном случае — если у нее будет чек от самозанятого. При взаимодействии юрлица / ИП и самозанятого чек, по сути, играет роль акта выполненных работ. Поэтому компания может принять его к учету.
Для самого самозанятого формирование чека не составляет большого труда — все происходит автоматически в приложении «Мой налог».
Тем не менее на тему чека возникает немало частных вопросов. На большинство из них налоговики уже успели ответить.
Можно ли компании принять к учету затраты не на основании чеков от самозанятых, а по актам в конце месяца?
Ссылаясь на ч. 8 — 10 ст. 15 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, ФНС однозначно отвечает, что наличие чеков обязательно — без них нельзя учесть суммы, уплаченные налогоплательщику, при определении налоговой базы. При этом не исключается оформление акта, в котором обозначены период или дата оказания услуги, что тоже влияет на отражение расходов в налоговом учете. Тем не менее акт сам по себе является лишь дополнением к чеку.
Требуется ли распечатка чеков?
Распечатывать не обязательно, так же как и хранить чек можно в любой удобной форме — бумажной или электронной.
Электронный чек обладает той же силой, что и бумажный. Он содержит аналогичную информацию, в частности, уникальный идентификационный номер, который присваивает ФНС. По этому номеру чек можно проверить (ч. 4 — 6 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ).
Каков срок передачи чека от самозанятого и чем грозит его непередача?
Согласно ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ, передача чека происходит в момент расчета, если этот расчет производится наличными или с использованием электронных средств платежа.
Но есть и иные формы расчета. В таких случаях с передачей чека нужно успеть до 9-го числа месяца, следующего за тем, в котором была произведена оплата.
Подписывайте документы с физлицами и самозанятыми удаленно. Для старта нужен только браузер и удаленная идентификация личности.
Если в процессе взаимодействия между самозанятым и юрлицом участвует посредник, то тогда формированием чека занимается именно он. При этом у посредника должна быть обязанность применять контрольно-кассовую технику.
Поскольку в ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 27.11.2018 № 422-ФЗ прописана обязанность самозанятого передавать заказчику чек, то игнорирование этой обязанности может привести к тому, что заказчик уведомит о нарушении ФНС. Нужно помнить, что только наличие чека позволяет компании вычесть расходы на услуги самозанятого из налоговой базы. Поэтому она очень заинтересована в том, чтобы передача чеков осуществлялась бесперебойно.
Что делать, если самозанятому пришлось вернуть деньги и аннулировать чек?
ФНС обращает внимание, что в таком случае компании тоже придется аннулировать чек. Ей также нужно будет внести изменения в суммы расходов, учитываемых при расчете налоговой базы. Порядок корректировки зависит от режима налогообложения, который применяет компания.
ИП, с которым работает компания, переходит на НПД. Нужно ли перезаключать договор?
Разъяснения по этому вопросу ФНС дала в Письме ФНС от 20.02.2019 № СД-4-3/2899@. Специалисты считают, что перезаключение договора не нужно, если это не влияет на соблюдение существенных условий договора. Если же условия меняются, то договор стоит перезаключить.
Есть еще ряд ситуаций, когда налоговики рекомендуют оформить дополнительное соглашение. Речь идет о случаях, когда исполнитель договора являлся плательщиком НДС и цена его услуг включала этот налог.
Так, например, согласно ч. 9 ст. 2 Федерального закона № 422-ФЗ ИП, применяющие НПД, не платят НДС, кроме НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией. Поэтому, если по договору стоимость реализации товаров включала в себя НДС, то заключение допсоглашения позволит урегулировать цены. В этом документе важно прописать, что ИП начал применять НПД с определенной даты.
Самозанятый превысил лимит дохода и потерял статус. Что делать юрлицу?
Среди всех прочих особенностей у НПД есть важное ограничение по предельному размеру дохода. Самозанятый может пользоваться всеми привилегиями и послаблениями до тех пор, пока его годовой доход не превысит суммы в 2,4 млн руб. или 200 000 руб. в месяц. Поэтому эксперты рекомендуют применять НПД тем, кто уверен в том, что его доход не «вылезет» за рамки этой суммы. Подробнее все плюсы и минусы НПД мы рассматривали ранее, в статье «ИП или самозанятость: что выгоднее и проще?».
Если самозанятый превышает установленный лимит по доходу, он автоматически утрачивает право на применение НПД с даты превышения. При этом порядок налогообложения остается тем же в отношении доходов, учтенных для целей применения НПД до даты утраты права (Письмо ФНС РФ от 20.02.2019 N СД-4-3/2899@).
В этом случае юрлицо должно исчислить и уплатить НДФЛ и страховые взносы в отношении физлица (если оно не является ИП) с даты утраты права на применение НПД (в том числе с даты превышения суммы в 2,4 млн руб.).
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.