как расторгнуть договор управления в гис жкх
Вопросы о договоре управления домом службе поддержки ГИС ЖКХ
Продолжаем публиковать подборки ответов службы поддержки ГИС ЖКХ на интересные вопросы о заполнении системы. Сегодня поговорим о размещении договоров управления. Есть и ещё кое-что интересное.
Размещение договоров управления МКД
Как разместить условия договора управления МКД, если в ГИС ЖКХ нет данной кнопки?
У управляющей организации возникла такая ситуация: при попытке пролонгирования договора управления система потребовала подгрузить реестр собственников. Но договор управления подписывала старшая по дому, поэтому реестра собственников, подписавших договор управления нет. Что можно сделать в таком случае?
Реестр собственников размещается в ГИС ЖКХ при размещении договора управления, условия которого утверждены общим собранием собственников помещений в МКД, в случае заключения договора управления с каждым собственником помещений (примечание к пп. 15.1 раздела 10 приказа Минкомсвязи РФ и Минстроя РФ от 29.02.2016 № 74/114/пр).
Управляющие организации должны собирать, обновлять и хранить информацию о собственниках помещений в МКД. В том числе в обязанность УО входит ведение актуальных списков в электронном виде и (или) на бумажных носителях. При этом нужно учитывать и соблюдать требования законодательства о защите персональных данных (пп. «б» п. 4 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 15.05.2013 № 416).
Поставщики информации обеспечивают полноту, достоверность, актуальность информации и своевременность её размещения в ГИС ЖКХ (ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 21.07.2014 № 209-ФЗ). Поэтому, если меняются сведения о договоре управления, следует актуализировать информацию о реестре собственников, которые подписали этот договор.
Как вы считаете, что должна сделать УО в случае, если ОСС приняло новую редакцию договора управления МКД? В ГИС ЖКХ нужно заменить старый договор на новый или нужно расторгнуть договор управления и создать новый с новой редакцией?
В этом случае можно внести изменения в действующий договор управления МКД. Для этого выберите «Изменить» для номера договора управления. Функция изменения доступна для договоров со статусами: «Проект», «Действующий», «Истек срок действия», «Не вступивший в силу».
Отобразится страница «Изменение договора управления». Здесь необходимо внести изменения в поля на вкладках договора. Для добавления протокола ОСС из уже размещённых в ГИС ЖКХ нажмите на кнопку «Добавить протокол из реестра сведений о голосовании».
Откроется окно «Протоколы собрания собственников по адресу». Выберите протокол и нажмите на кнопку «Выбрать». После того, как закончите вносить изменения в версию протокола нажмите на кнопку «Сохранить», а затем – «Разместить условия договора управления».
Нажмите на кнопку «Да», чтобы подтвердить размещение условия договора управления. Обратите внимание: после каждого изменения договора управления необходимо «Размещать условия договора» для сохранения внесённой информации.
Если пользователь системы предоставил права доступа на совершение действий в системе от своего имени оператору информационной системы, то изменение сведений о договорах управления осуществляется только через такого оператора и не доступно в личном кабинете.
Удаление договора управления МКД
Представьте, что вы по ошибке добавили договор управления МКД. Вы обнаружили ошибку и аннулировали объект в договоре управления. Теперь нужно как-то аннулировать сам договор управления, так как он находится в статусе «Рассмотрен».
Изменить договор управления МКД можно, если он не находится в статусе «На утверждении», «Информация аннулирована» или «Расторгнут». Также в личном кабинете нельзя изменить договор, полученный путём интеграции с внешней информационной системой.
Если договор был размещён по ошибке и не был размещён с помощью интеграционных сервисов, то данные о нём можно аннулировать. Для этого выберите пункт «Аннулировать информацию». Обратите внимание, что договор должен быть в одном из перечисленных статусов: «Действующий», «Не вступивший в силу», «Истёк срок действия», «Утверждён», «Расторгнут».
Аннулирование информации о договорах, полученных путём интеграции с внешней информационной системой, возможно только с помощью выполнения соответствующей интеграции.
Удалить договор и всю информацию о нём можно, только если он находится в статусе «Проект». Для этого нажмите на стрелку, расположенную справа от наименования договора, а затем – на «Удалить».
В ГИС ЖКХ есть возможность массово аннулировать договоры управления в статусах «Не вступивший в силу», «Действующий», «Истек срок действия» или «Расторгнут». Так же массово можно удалить договоры управления, если они находятся в статусе «Проект». Чтобы так сделать, нажмите на кнопку «Групповые операции» в разделе «Объекты управления» – «Договоры управления».
Вопрос 9:
Договор управления находится на утверждении на аннулирование, у объекта обнаружен временный адрес без индекса, но во вкладке «Объекты жилищного фонда» он отображается с индексом. Что случилось и что делать?
Если адрес не имеет индекса, ГИС ЖКХ может определить объект как неактуальный. В таком случае с этого дома нужно перенести всю информацию. Затем в договоре управления необходимо аннулировать объект, повторно внести его на вкладке «Перечень управляемых объектов», сохранить и разместить условия.
Прежде чем приступать к аннулированию некорректных объектов убедитесь, что вы перенесли ранее размещённую информацию на правильный адрес.
Аннулировать сведения об объектах жилищного фонда в ГИС ЖКХ могут организации с функцией «Орган местного самоуправления», «Орган государственной власти субъекта РФ».
После дом в реестре объектов жилищного фонда можно будет найти только если установить переключатель в поле «Отобразить неактуальные адреса» блока поиска. Дом отобразится в статусе «Информация аннулирована».
Операция аннулирования необратима. Восстановить информацию можно только путём повторного размещения информации об объекте жилищного фонда.
Организации, которая размещала информацию, необходимо будет самостоятельно закрыть лицевые счета, архивировать приборы учёта либо перевести их на другой объект жилищного фонда.
Размещение информации о приборах учёта
Нужно ли архивировать приборы учёта и закрывать лицевые счета по договору управления между ТСЖ и УО, если собственники помещений в МКД приняли на ОСС другой способ управления – управляющую организацию. При этом дом остаётся в управлении той же компании.
Если после заключения нового договора дом продолжает находиться в управлении той же организации, закрывать лицевые счета и архивировать приборы учёта не нужно. Эти действия необходимы при смене управляющей организации.
Как бы вы вносили показания общедомовых приборов учёта горячей воды в ГИС ЖКХ, если первый прибор находится на входящем трубопроводе, а второй – на обратном? При этом каждый прибор делится на две зоны и имеет два показания за месяц, а в систему можно внести только одно.
В ГИС ЖКХ можно разместить информацию о том, что объём ресурса определяется с помощью нескольких приборов учёта. Для этого в карточке прибора учёта установите признак «Объём ресурса(ов) определяется с помощью нескольких приборов учёта», а затем укажите, с каким ПУ связан текущий. В этом случае в ГИС ЖКХ размещаются показания всех связанных приборов учёта.
В описанной ситуации нужно завести два прибора учёта на коммунальный ресурс. У одного должен быть установлен признак «Место установки прибора учёта на подающем трубопроводе», у второго – «Место установки прибора учёта на обратном трубопроводе».
Между этими ПУ необходимо установить связь в системе. Для этого выберите один из приборов учёта, нажмите на двойные стрелки – «Установить связь», выберите нужный прибор учёта.
В ГИС ЖКХ можно занести одинаковые ПУ, если в одном будет указан подающий трубопровод, а в другом – обратный трубопровод. Вносите полный номер ПУ. В данном случае номер будет отличаться и система позволит внести данные о счётчиках.
Платёжные документы и капитальный ремонт
Порой ГЖИ отвечает, что счёт на капитальный ремонт внесён в реестр специальных счетов, а в ГИС ЖКХ он до сих пор «На рассмотрении». Мы спросили службу технической поддержки ГИС ЖКХ, что делать в такой ситуации.
При размещении информации по решениям и счетам капитального ремонта поставщиками информации автоматически формируется заявка на подтверждение решения/счёта по капитальному ремонту. Эту заявку в ГИС ЖКХ подтверждает ГЖИ по региону в своём личном кабинете.
Чтобы разрешить сложившуюся ситуацию, нужно обратиться в ГЖИ. Параметр «Включение в реестр» со статусом «На рассмотрении в органе государственного жилищного надзора. » не блокирует работу с выставлением платёжных документов за капитальный ремонт. Это значит, что можно выставлять платёжные документы за капитальный ремонт с данным статусом решения.
При автоматической выгрузки платёжного документа некорректно отображается сумма «Итого к оплате». Она учитывает задолженность, но не учитывает оплату.
Поле «Оплачено денежных средств, руб.» не участвует в автоматическом расчёте итоговой суммы платёжного документа, то есть не влияет на сумму к оплате. Это поле введено для размещения информации о квитировании.
В текущей версии ГИС ЖКХ можно разместить информацию о квитировании как в разделе «Квитирование», так и путём указания информации о внесении платы в атрибуте «Оплачено денежных средств» при размещении платёжного документа в личном кабинете исполнителя услуг.
Разместить информацию о квитировании указанными способами возможно также с помощью шаблонов или посредством интеграционного взаимодействия с информационными системами.
При этом раздел «Квитирование» используется исполнителем услуг для размещения детальной информации о сопоставлении информации о внесении платы и начислений на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, в результате которого в личном кабинете гражданина отображается информация об оплате начислений по всем платёжным документам, по которым осуществлено сопоставление.
В случае указания информации о поступлении платы только при размещении платёжного документа, данная информация будет доступна только при просмотре указанного платёжного документа гражданином в его личном кабинете.
Обращаем ваше внимание: в данной статье представлено мнение службы технической поддержки ГИС ЖКХ по заданным нами вопросам. Оно может не совпадать с нашим мнением.
Как управляющей организации расторгнуть договор управления домом
Собственники помещений в МКД имеют право в любой момент прекратить договорные отношения с управляющей организацией. При этом суды признают договор управления публичным и считают, что управляющая организация не может от него отказаться в одностороннем порядке. Узнайте, как УО законно расторгнуть договор управления МКД.
Кто может расторгнуть договор управления
Согласно ч. 3 ст. 161 ЖК РФ, определить или изменить способ управления МКД могут собственники помещений на общем собрании. Расторгнуть договор управления в одностороннем порядке они имеют право в любое время. Это зафиксировано в постановлении Президиума ВАС от 22.11.2011 № 7677/2011.
Управляющие организации такого права лишены: согласно постановлению Президиума ВАС от 15.07.2010 № 1027/10, заключённый между УО и собственниками помещений в МКД договор управления признаётся публичным. Следовательно, УО не может отказаться от оказания услуг по договору, если существует возможность их выполнить (определение Конституционного суда РФ от 06.06.2002 № 115-О).
Давайте рассмотрим каждый из перечисленных способов.
Способ 1: вынести вопрос на общее собрание собственников
Причин, по которым управляющая организация стремится разорвать договор управления с МКД, может быть много. Среди них рост задолженности жителей за жилищно-коммунальные услуги и сложность её взыскания, аварийность дома, отказ собственников от повышения тарифов.
Но независимо от причины, УО может попробовать договориться с жителями МКД и вынести вопрос о расторжении договора на общее собрание собственников (ч. 3 ст 161 ст. ЖК РФ). Планируя «уйти» из ненадёжного МКД, управляющая организация должна аргументировать, почему собственникам стоит сменить компанию, отвечающую за содержание и ремонт общего имущества МКД.
Инициировать ОСС может как собственник помещений в МКД, так и управляющая организация (ст. 45 ЖК РФ). Решение утверждается большинством от общего числа голосов, принимавших участие в собрании (ч. 1 ст. 46 ЖК РФ). При этом жители МКД должны решить, кто будет управлять их домом: сменить способ управления или выбрать другую управляющую организацию.
Способ 2: расторгнуть договор по истечении срока действия
Сложившаяся судебная практика показывает, что у управляющих организаций есть право расторгнуть договор управления после окончания срока его действия согласно ст. 162 ЖК РФ.
Такой способ разорвать договорные отношения с проблемным МКД подтверждён постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 07.03.2013 по делу № А41-9806/12. Хотя итог тяжбы был в пользу собственников, в ходе рассмотрения дела суд отметил важные аспекты в толковании некоторых статей ЖК РФ и ГК РФ о расторжении договоров управления.
Собственники МКД подали иск на управляющую компанию. Они провели ОСС, на котором решили сменить способ управления и создать ТСЖ. Решение собрания зафиксировали в протоколе, зарегистрировали ТСЖ и уведомили УО. Но управляющая компания отказалась передать ТСЖ техническую документацию на дом согласно ч. 10 ст. 162 ЖК РФ.
Областной арбитражный суд, куда обратились жители МКД, в иске отказал. В решении суд отметил, что в протоколе ОСС нет решения о расторжении договора с управляющей компанией, заключённого до смены способа управления. Арбитражный апелляционный суд поддержал выводы первой инстанции и жалобу жителей МКД отклонил.
Собственники помещений в МКД обратились в Федеральный арбитражный суд округа, который с мнением первых двух судов не согласился. Суд отметил, что жители МКД зафиксировали в протоколе ОСС факт смены способа управления домом и уведомили УО о своём решении. Таким образом, договор с управляющей организацией был расторгнут. Решение суда первой инстанции и постановление арбитражного апелляционного суда были отменены, а иск собственников – удовлетворён.
Правильно составить договор управления МКД
Судебное решение показывает, что УО имеет право расторгнуть договор управления после окончания срока его действия без согласия ОСС. Если заключить с собственниками договор сроком на один год с условием пролонгации, управляющая организация при необходимости сможет отказаться от управления домом. Главное – подробно прописать в договоре процедуру отказа: установить шаблон уведомления собственников, способы и сроки его доставки и другие важные пункты.
Как правильно работать в системе с ДУ с истёкшим сроком действия
Ни в одной инструкции ГИС ЖКХ нет разъяснений, как УО отразить в системе ситуации, если срок договора управления истёк, а новый договор не заключён. Или же он заключён, но с другими условиями, или собственники сменили компанию. При этом отразить эти изменения в системе УО обязана. Читайте, как это правильно сделать.
Срок действия договора зависит от обстоятельств его заключения и составляет от трёх месяцев до пяти лет
Договор управления (ДУ) – это договор, который заключается между собственниками помещений в МКД и управляющей организацией (ч. 1 ст. 162 ЖК РФ). Также договор управления с организацией может заключать застройщик, сдавший в эксплуатацию новый многоквартирный дом до проведения открытого конкурса ОМС или общего собрания (ч. 14 ст. 161 ЖК РФ).
УО должна отразить в ГИС ЖКХ истечение срока действия договора, его расторжение или заключение нового
Расторгнуть договор управления досрочно можно по обоюдному согласию сторон в соответствии с требованиями ст. 450 ГК РФ (ч. 8 ст. 162 ЖК РФ). Для этого проводится общее собрание собственников помещений в МКД (ч. 3 ст 161 ст. ЖК РФ). Также УО может расторгнуть договор управления в одностороннем порядке по истечении срока его действия (ч. 6 ст. 162 ЖК РФ, постановление ФАС Московского округа от 07.03.2013 по делу № А41-9806/12).
Управляющая организация в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения или расторжения договора управления размещает в ГИС ЖКХ сведения о многоквартирных домах, которыми она управляет (ч. ч. 2 и 3 ст. 198 ЖК РФ). Договор управления размещается в системе в течение 7 дней с момента его заключения. Такой же срок отводится на внесение информации о расторжении или прекращении действия ДУ (п. 15 разд. 10 приказа № 74/114/пр).
В инструкциях ГИС ЖКХ нет разъяснений, как расторгнуть ДУ, если срок его действия истёк или подходит к концу
В каждой из вышеперечисленных ситуаций ГЖИ разных регионов давали разные инструкции, как УО отражать такие изменения в системе: например, расторгать договор или оставлять его в статусе «Истёк срок действия». Единого подхода к решению этого вопроса не было.
Служба поддержки ГИС ЖКХ даёт рекомендации по расторжению ДУ в системе, отличные от мнения Минстроя
Когда наши специалисты в первый раз столкнулись с требованиями ГЖИ не расторгать в системе договор управления с истёкшим сроком действия, мы обратились к оператору ГИС ЖКХ для прояснения ситуации. В ответ на обращение от 16.03.2020 № 635906 мы получили инструкцию, как правильно отражать в системе разные ситуации, возникающие при расторжении договора управления.
Ответ службы поддержки ГИС ЖКХ по вопросу расторжения договора управления в системе
Мы начали применять ответ Службы поддержки при размещении информации наших клиентов в ГИС ЖКХ, но одновременно обратились в Минстрой России за разъяснениями этих вопросов. Оказалось, что позиция службы поддержки с мнением ответственного за работу системы ведомства не совпадает.
Минстрой РФ: в зависимости от ситуации УО в системе пролонгирует или расторгает старый договор
Письмо Минстроя РФ от 05.03.2021 № 8510-ДБ/12
Ведомство не разъяснило, что делать, если один ДУ истёк, а собственники выбрали другую управляющую организацию или иной способ управления. Мы рекомендуем УО расторгнуть договор в системе, чтобы новая компания или ТСЖ могли беспрепятственно добавить свой договор управления или Устав.
Изменить срок действия договора управления в ГИС ЖКХ можно в разделе «Объекты управления»
Изменить срок действия или пролонгировать договор правления можно в личном кабинете организации. Выберите в меню раздел «Объекты управления», «Договоры управления»:
Чтобы изменить срок действия договора, перейдите в режим редактирования договора и скорректируйте дату окончания на вкладке «Информация о договоре». Изменение срока действия доступно для договоров в статусе «Проект», «Действующий», «Заблокирован», «Истёк срок действия».
На заметку
Специалисты РосКвартала при размещении информации о договорах управления, по которым истёк срок действия, теперь работают по инструкции Минстроя РФ из письма от 05.03.2021 № 8510-ДБ/12:
Срок договора истёк и новый ДУ собственники ни с вами, ни с другой компанией не заключили? Значит, он действует: пролонгируйте договор в системе на основании его условий.
Собственники заключили с вами новый ДУ с новыми условиями? В ГИС ЖКХ расторгните старый договор и разместите новый независимо от того, истёк срок действия предыдущего ДУ или нет.
Если владельцы помещений в доме выбрали новую УО или создали ТСЖ, кооператив – расторгните в системе свой договор управления, чтобы новая компания или товарищество смогли внести информацию по дому в ГИС ЖКХ.
Если у вас возникли проблемы при заполнении сведений о договоре управления, его пролонгации или расторжении в системе, заполните заявку ниже. Будем рады помочь вам.
Как правильно работать в системе с ДУ с истёкшим сроком действия
Ни в одной инструкции ГИС ЖКХ нет разъяснений, как УО отразить в системе ситуации, если срок договора управления истёк, а новый договор не заключён. Или же он заключён, но с другими условиями, или собственники сменили компанию. При этом отразить эти изменения в системе УО обязана. Читайте, как это правильно сделать.
Срок действия договора зависит от обстоятельств его заключения и составляет от трёх месяцев до пяти лет
Договор управления (ДУ) – это договор, который заключается между собственниками помещений в МКД и управляющей организацией (ч. 1 ст. 162 ЖК РФ). Также договор управления с организацией может заключать застройщик, сдавший в эксплуатацию новый многоквартирный дом до проведения открытого конкурса ОМС или общего собрания (ч. 14 ст. 161 ЖК РФ).
УО должна отразить в ГИС ЖКХ истечение срока действия договора, его расторжение или заключение нового
Расторгнуть договор управления досрочно можно по обоюдному согласию сторон в соответствии с требованиями ст. 450 ГК РФ (ч. 8 ст. 162 ЖК РФ). Для этого проводится общее собрание собственников помещений в МКД (ч. 3 ст 161 ст. ЖК РФ). Также УО может расторгнуть договор управления в одностороннем порядке по истечении срока его действия (ч. 6 ст. 162 ЖК РФ, постановление ФАС Московского округа от 07.03.2013 по делу № А41-9806/12).
Управляющая организация в течение пяти рабочих дней со дня заключения, прекращения или расторжения договора управления размещает в ГИС ЖКХ сведения о многоквартирных домах, которыми она управляет (ч. ч. 2 и 3 ст. 198 ЖК РФ). Договор управления размещается в системе в течение 7 дней с момента его заключения. Такой же срок отводится на внесение информации о расторжении или прекращении действия ДУ (п. 15 разд. 10 приказа № 74/114/пр).
В инструкциях ГИС ЖКХ нет разъяснений, как расторгнуть ДУ, если срок его действия истёк или подходит к концу
В каждой из вышеперечисленных ситуаций ГЖИ разных регионов давали разные инструкции, как УО отражать такие изменения в системе: например, расторгать договор или оставлять его в статусе «Истёк срок действия». Единого подхода к решению этого вопроса не было.
Служба поддержки ГИС ЖКХ даёт рекомендации по расторжению ДУ в системе, отличные от мнения Минстроя
Когда наши специалисты в первый раз столкнулись с требованиями ГЖИ не расторгать в системе договор управления с истёкшим сроком действия, мы обратились к оператору ГИС ЖКХ для прояснения ситуации. В ответ на обращение от 16.03.2020 № 635906 мы получили инструкцию, как правильно отражать в системе разные ситуации, возникающие при расторжении договора управления.
Ответ службы поддержки ГИС ЖКХ по вопросу расторжения договора управления в системе
Мы начали применять ответ Службы поддержки при размещении информации наших клиентов в ГИС ЖКХ, но одновременно обратились в Минстрой России за разъяснениями этих вопросов. Оказалось, что позиция службы поддержки с мнением ответственного за работу системы ведомства не совпадает.
Минстрой РФ: в зависимости от ситуации УО в системе пролонгирует или расторгает старый договор
Письмо Минстроя РФ от 05.03.2021 № 8510-ДБ/12
Ведомство не разъяснило, что делать, если один ДУ истёк, а собственники выбрали другую управляющую организацию или иной способ управления. Мы рекомендуем УО расторгнуть договор в системе, чтобы новая компания или ТСЖ могли беспрепятственно добавить свой договор управления или Устав.
Изменить срок действия договора управления в ГИС ЖКХ можно в разделе «Объекты управления»
Изменить срок действия или пролонгировать договор правления можно в личном кабинете организации. Выберите в меню раздел «Объекты управления», «Договоры управления»:
Чтобы изменить срок действия договора, перейдите в режим редактирования договора и скорректируйте дату окончания на вкладке «Информация о договоре». Изменение срока действия доступно для договоров в статусе «Проект», «Действующий», «Заблокирован», «Истёк срок действия».
На заметку
Специалисты РосКвартала при размещении информации о договорах управления, по которым истёк срок действия, теперь работают по инструкции Минстроя РФ из письма от 05.03.2021 № 8510-ДБ/12:
Срок договора истёк и новый ДУ собственники ни с вами, ни с другой компанией не заключили? Значит, он действует: пролонгируйте договор в системе на основании его условий.
Собственники заключили с вами новый ДУ с новыми условиями? В ГИС ЖКХ расторгните старый договор и разместите новый независимо от того, истёк срок действия предыдущего ДУ или нет.
Если владельцы помещений в доме выбрали новую УО или создали ТСЖ, кооператив – расторгните в системе свой договор управления, чтобы новая компания или товарищество смогли внести информацию по дому в ГИС ЖКХ.
Если у вас возникли проблемы при заполнении сведений о договоре управления, его пролонгации или расторжении в системе, заполните заявку ниже. Будем рады помочь вам.