как развиваются отношения между родителями барышня крестьянка
«Барышня-крестьянка»: краткое содержание повести Пушкина
Предлагаем ознакомиться с таким известным произведением Пушкина, как «Барышня-крестьянка». Краткое содержание этой повести представлено в данной статье.
Муромский и Берестов
Алексей Берестов
Алексей хочет представить себя печальным и разочарованным, чем сильно впечатляет уездных барышень. Черное кольцо, а также таинственная переписка, будто бы существующая, являются атрибутами его игры. Но автор разрушает этот романтический мрачный образ. Он об этом рассказывает с оттенком иронии, а затем и вовсе срывает с Алексея маску.
Хитрость, придуманная Лизой
Дочь Муромского, Лиза, как и другие местные барышни, жаждет познакомиться с сыном соседа. Но отцы их общаться не хотят. Что же ей делать? На выручку приходит Настя, ее служанка. Лиза ей доверяет свои секреты. Побывав в селе Берестова в гостях, Настя своей госпоже рассказывает, что молодой барин отнюдь не задумчивый и печальный, а жизнерадостный и веселый молодой человек. Настя и Лиза тут же придумывают, как познакомить с ним барышню. Лиза отправится в имение Берестова, переодевшись крестьянкой.
Знакомство Алексея и Акулины
Как будто случайно происходит встреча героев. Задумавшись, идет по тропинке в лесу барышня-крестьянка. Краткое содержание дальнейших событий предвидела эта девушка. Неожиданно к ней подбегает собака, которая пугает Лизу своим лаем. Вот появляется Алексей Берестов, хозяин собаки. На славу удался маскарад Лизы: молодой человек думает, что перед ним Акулина, крестьянка из соседней деревни, дочь кузнеца Василия. Алексей привык вольно вести себя с хорошенькими девушками, но ему внушает невольное уважение своим поведением новая знакомая, поэтому он оставляет свои попытки обнять Акулину. Алексей жаждет увидеть ее вновь. Он обещает прийти к Василию. Боясь, что будет раскрыта ее проделка, девушка обещает быть на этом же месте на следующий день.
Развитие взаимоотношений между Алексеем и Акулиной (Лизой)
Благополучно возвращается в родительский дом барышня-крестьянка. Краткое содержание продолжим описанием того, как развивались ее взаимоотношения с Алексеем. Гувернантка и отец не подозревают ни о чем. Однако девушка думает, что шалость ее рискованна. Она решает уже не отправляться на свидание, однако сдержать обещание заставляет ее боязнь разоблачения. Лиза, встретившись вновь с Алексеем, говорит, что им не следует больше встречаться, поскольку это легкомысленно и до добра не доведет. Глубина чувств и мыслей крестьянки поражает Алексея, и герой уже очарован. Берестов просит ее встречаться с ним хоть изредка и соглашается не искать других свиданий кроме тех, которые ему назначит сама Акулина. Они некоторое время общаются. Постепенно влюбляются друг в друга эти герои, которых создал Пушкин («Барышня-крестьянка»). Краткое содержание произведения становится все интереснее.
Примирение отцов
Случай меняет судьбы героев. Однажды утром случайно сталкиваются отцы Лизы и Алексея. Муромский, погнавшись за зайцем, упал с лошади. Отец Алексея приглашает в свое поместье соседа. Тот в ответ приглашает его на другой день приехать вместе с сыном в свое имение.
Лиза, узнав об этом, испугалась, что ее узнает Алексей. Она говорит, что к гостям не выйдет. Отец посмеивается, что дочь питает наследственную ненависть к соседям, словно героиня романов. Однако Лиза стоит на своем. Отец прекращает бессмысленный спор, понимая, что ее не переубедить.
Новый план Лизы
Новый план Лизы описывает Пушкин («Барышня-крестьянка»). Краткое содержание придуманной этой героиней хитрости мы сейчас описывать не будем. Вы узнаете о ней чуть позже. Лиза советуется с Настей, как следует поступить. Они вместе разрабатывают план и приводят его в действие. Что же именно придумали девушки? Об этом вы узнаете, прочитав краткое содержание повести «Барышня-крестьянка». Утром Лиза заявляет, что примет гостей, однако отцу не следует возмущаться или удивляться ее поступкам. Подозревая новую проделку дочери, отец соглашается.
Берестовы в гостях у Муромских
Акулина учится грамоте
Переодетая крестьянкой девушка на следующий день вновь встречается с Алексеем. Она его расспрашивает о впечатлении, произведенном барышней на него. Алексей заверяет, что Акулина намного лучше барышень. Однако девушка сокрушается, что не знает грамоты. Тогда Алексей предлагает научить ее писать и читать. Девушка уже через 3 занятия читает Карамзина, вставляя свои замечания.
Предстоящая женитьба Лизы и Алексея
Между молодыми людьми через некоторое время завязывается переписка. Дупло дуба выступает в качестве почтового ящика. Тем временем отцы решают поженить детей. Краткое содержание повести Пушкина «Барышня-крестьянка» приближается к кульминации. Помещики быстро договорились между собой о женитьбе, но им нужно было уговорить теперь и детей. Муромский полагал, что сын соседа и его дочь друг другу не нравятся. Однако он надеялся, что это изменится со временем в лучшую сторону. Его сосед гораздо проще смотрел на это дело. Он позвал своего сына и спросил, почему тот больше не хочет идти в гусары. Сын ответил, что отец против, поэтому он и не настаивает. Берестов хвалит его покорность и говорит, что не станет пока принуждать к статской службе Алексея, а намерен сперва его женить на соседской дочери.
Решение Алексея
Происходит спор между отцом и сыном. Алексей старается от этого брака отказаться. Отец говорит, что лишит его наследства в этом случае, и дает на раздумья 3 дня. Алексей решает жениться на Акулине, крестьянке, с которой он уже несколько дней не виделся из-за дождя. Он пишет девушке письмо, описывая сложившуюся ситуацию. Берестов предлагает Акулине свою руку. Он кладет письмо в дупло дуба.
Счастливый финал
Краткое содержание рассказа «Барышня-крестьянка» завершается, как и само произведение, счастливым финалом. Молодой человек на другой день едет к соседу для того, чтобы поговорить откровенно о предполагаемой женитьбе на Лизе. Но слуга Муромского сообщает, что барин уехал. Алексей спрашивает, можно ли увидеть его дочь. Узнав, что девушка дома, он решает поговорить с ней. Однако когда Алексей входит, он узнает крестьянку Акулину, завладевшую его сердцем, в Лизавете Григорьевне.
Лиза как раз в это время читала его письмо. Девушка, увидев Алексея, пытается убежать. Однако Берестов ее удерживает. Лиза все еще старается вести себя, как должно благовоспитанной барышне. Она вырывается из рук Алексея, говорит по-французски. Присутствует при этой сцене и находящаяся в полной растерянности англичанка. Неожиданно в это время появляется отец Лизы, который рад, что чувства Алексея и его дочери совпадают с его замыслами. Ясно, что Алексей и Лиза обвенчаются.
Цикл «Повести Белкина»
В 1830 году написал Пушкин «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка», краткое содержание которой вы только что прочитали, а также другие произведения из этого цикла были впервые опубликованы в 1831 году.
Урок по литературе. А.С. Пушкин.Повесть «Барышня-крестьянка»
РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА
ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 7КЛАССЕ
Урок внеклассного чтения по творчеству
А.С. ПУШКИНА «БАРЫШНЯ-КРЕСТЬЯНКА»
ТЕМА: Урок внеклассного чтения по творчеству А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка»
-показать особенности языка и композиции «Повестей Белкина»;
-поработать подробно над содержанием повести «Барышня-крестьянка»,
-с литературоведческими терминами в словаре.
-развивать умение анализировать характер персонажа художественного произведения;
-воспитывать любовь к классической литературе, к творчеству А.С.Пушкина в частности, внимательное отношение к лексическому значению слов.
ОБОРУДОВАНИЕ: портрет А.С. Пушкина, компьютерная презентация «А.С. Пушкин «Повести Белкина», карточки с характеристикой героев, фильм «Барышня-крестьянка», кроссворд, компьютерная презентация «Жизнь поместного дворянства в 19 веке»
Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждёт сегодня вас успех,
Улыбнитесь всем гостям,
И тихонечко садитесь.
— У нас на уроке сегодня присутствуют гости.
Сообщение темы урока.
— Сегодня урок внеклассного чтения. А предметом нашего разговора будет повесть А.С. Пушкина «Барышня-крестьянка» из цикла «Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
Постановка целей урока.
-Какие цели поставим перед собой? (Развивать речь, вырабатывать усидчивость, развивать умение анализа прозаического произведения, обогащать словарный запас, будем знакомиться с жизнью поместных дворян 19 века, контролировать свои действия.)
— Ребята, к нам в гости пришёл А.С. Пушкин. Вы должны внимательно слушать, что он будет нам рассказывать.
Три месяца я уже нахожусь в Болдино. Никак не могу выехать из-за вспыхнувшей эпидемии холеры. Но нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне.
Так… На дворе 1830 год. Что же я успел написать за это время?
Закончил роман «Евгений Онегин». Хорошо.
Написал около 30 лирических произведений. Замечательно.
Несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальере», « Скупой рыцарь». Хорошо.
Но самое главное – я написал «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Но меня беспокоит одно: как воспримут эти «Повести…». Ведь это первое моё произведение в прозе.
— Когда были написаны «Повести Белкина»?
— Почему Пушкин не мог выехать из Болдино?
— Какие произведения он написал здесь?
— Что беспокоило Пушкина?
— А теперь выясним, что вы узнали о «Повестях Белкина» самостоятельно. Это было вашим д/з.
— Пушкина беспокоился, как воспримут повести. Что говорили о «Повестях Белкина» после выхода их в свет?
— Какие повести входят в цикл? (Выстрел, Метель, Гробовщик, Станционный смотритель, Барышня-крестьянка).
— Почему цикл так назван? (Роль издателя Пушкин взял на себя. Авторство приписал провинциальному помещику Ивану Петровичу Белкину. Благодаря его голосу, повести отличает необыкновенная простота, достоверность. Белкин не сочиняет свои истории, а лишь излагает то, что услышал от разных лиц)
— Чтобы начать работать над повестью, нам нужно знать как жили помещики в то время. Открыть окно в эту отдалённую эпоху, познакомиться с укладом жизни поместного дворянства нам поможет Картукова Аня. (ПРЕЗНТАЦИЯ)
Узнай героя повести «Барышня- крестьянка»
— А сейчас я проверю, как внимательно вы прочитали повесть и запомнили героев. Разгадаем кроссворд.
Чьё имение находилось в одной из отдалённых губерний (БЕРЕСТОВ)
Как называл свою дочь англоман. (БЕТСИ)
Назовите имя молодого барина. (АЛЕКСЕЙ)
Назовите фамилию настоящего русского барина. (МУРОМСКИЙ)
Какое отчество было у Елизоветы? (ГРИГОРЬЕВНА)
Кто ходил за Лизою? (НАСТЯ)
Кто сплёл Лизе лапти? (ТРОФИМ)
Продолжите «сороколетняя девица мадам мисс …» (ЖАКСОН)
Как звали отца Алексея? (ИВАН)
— Кто главные герои повести? (Алексей Берестов, Лиза Муромская, Иван Петрович Берестов, Григорий Иванович Муромский, Настя).
Красавица – смуглянка, образована, шалунья – проказница, чтит нравственные нормы поведения – ЛИЗА МУРОМСКАЯ.
Стройный, весёлый, озорной, весёлый, образован – АЛЕКСЕЙ БЕРЕСТОВ.
Крепкий хозяин, уважаемый всеми барин, не любит всё иностранное – ИВАН ПЕТРОВИЧ БЕРЕСТОВ
Настоящий русский барин, чудоковатый, любит всё английское – ГРИГОРИЙ ИВАНОВИЧ МУРОМСКИЙ.
Ходила за Лизою, она была постарше, но столь же ветрена, как её барышня – НАСТЯ.
Работа с литературными терминами.
— Что такое сюжет в художественном произведении? (СЮЖЕТ – ряд событий, описанных в художественном произведении, положенных в основу произведения)
— Что такое завязка в художественном произведении? (ЗАВЯЗКА – это событие, с которого начинается действие в художественном произведении, влекущее за собой последующие события.)
— Что является завязкой в повести «Барышня-крестьянка»?
Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим сценку. (стр. 88-89)
— Так что же является завязкой в повести? (Заинтересованная рассказами Насти об Алексее, Лиза решает переодеться в крестьянку и «нечаянно» встретить Алексея в лесу)
— Почему она не может иначе увидеть Алексея? (Их отцы находятся в ссоре)
— Почему враждуют отцы? (Никто из дворовых не может назвать причины.)
— Какие чувства испытывает Лиза, когда идёт на свидание? (Зачитать с.90)
-Как происходит первое свидание Лизы и Алексея? (Чтение по ролям стр. 91)
— Что привлекает Алексея в Акулине? (Её непосредственность, естественность, простота, Загадочность, чистота души).
— Да. Все эти качества привлекают Алексея в Акулине. Она даже не позволяет себя обнять. (Зачитать с.91)
— А каковы современные девушки? (Раскованы, решительны, могут сами подойти к молодому человеку познакомиться)
— Как стали развиваться отношения между Лизой и Алексеем? (Они стали встречаться каждое утро в роще. Алексей влюбился в красивую Акулину; Лиза испытывает те же чувства.)
— Так стали развиваться отношения у молодого поколения.
— Как развиваются отношения между родителями? (Они помирились)
— Как происходит примирение? (Берестов старший помог Муромскому, упавшего на охоте, в ответ был приглашён вместе с сыном в гости)
— Лиза узнаёт, что к ним в гости должны приехать Берестовы. Что придумала Лиза, чтобы её не узнал Алексей? (Воспользовалась билилами мадам Жаксон, сделала локоны на тон светлее, перетянула талия как буква икс)
— Как отреагировал Алексей на появление Лизы? (Он не узнал в Лизе Акулину. Она показалась ему неестественной, отсутствие простоты).
— Что решают отцы по отношению своих детей? (Женить их)
— Алексей узнаёт о замысле отца и что он предпринимает, на что решается? (Он хочет объясниться с Лизой, рассказать ей что он не любит её.)
— Посмотрим как это происходит. ( Просмотр отрывка из фильма – заключительная сцена)
—Итак, любимая Акулина и непривлекательная Лиза – одна и та же девушка. Алексей рад. Он произносит слова, которые являются эпиграфом к повести: « Во всех ты, Душенька, нарядах хороша.»
— Дома вы нарисовали иллюстрации Лизы-Акулины. Что вы хотели подчеркнуть в своих героинях.
— Какие черты характера Пушкин ценил в людях? ( Главное, что ценил Пушкин в людях – это простота, ум, живость, естественность. Таких людей Пушкин «награждает» счастьем. Повесть заканчивается счастливо – старшее поколение помирилось, их дети любят друг друга.
— Поему ты выбираешь этот сектор?
В добрый час, ребята!
Будем, ребята, беречь доброту,
Будет, ребята, беречь красоту,
Будем дерзать, будем творить,
Улыбку познанья Уроку дарить!
Учитель: Пожелайте всего доброго друг другу! (Ученики желают друг другу добра)
Семейная тема в произведениях А.С.Пушкина (на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка»). ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Семейная тема в произведениях А.С.Пушкина (на примере романа «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка»).
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА ПО ЛИТЕРАТУРЕ
Щербик З.В.учитель русского
языка и литературы
Глава 1. Сравнительная характеристика семейных образов романа «Дубровский» и рассказа «Барышня-Крестьянка».
Глава 2. Отражение жизни 1-ой половины 19 века в произведениях Пушкина.
Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди.
Известно, что семья в становлении человека играет решающую роль. Личность человека создается в семье, в атмосфере, в которой он растет. Поэтому писатели часто обращаются к теме семьи, исследуя обстановку, в которой растет и развивается герой, пытаясь понять его. Разные типы семей представляли Ф. И. Фонвизин в пьесе «Недоросль», И. А. Гончаров в романе «Обломов», Л. Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир», М. А. Булгаков в романе «Дни Турбиных» и другие.
Когда говорят о творчестве А.С. Пушкина, отмечают энциклопедичность его произведений и широту тематики. Поэтому семейная тема тоже нашла своё отражение в творчестве этого писателя. Изображение семейных отношений мы видим в «Евгении Онегине», некоторых «Повестях Белкина», романе «Дубровский».
Изучая на уроках литературы произведения А. С. Пушкина «Дубровский» и «Барышня-Крестьянка», мы обратили внимания на то, как много общего в этих книгах в изображении семейных образов. Мы решили изучить этот вопрос и выявить причину схожести произведений.
1. Изучить произведения Пушкина «Дубровский» и «Барышня-крестьянка».
2.Сравнить данные книги для выявления похожести семейных образов и традиций.
3. Выявить причины схожести семейных образов, проанализировав семейные традиции 19 века.
Гипотеза: изображённые в указанных произведениях семьи и семейные традиции воспитания и образования похожи, так как такие семьи и уклад семей были характерны для 19 века.
Новизна: тема семьи в творчестве Пушкина мало исследована и поэтому представляет интерес.
Актуальность темы заключается в том, что 2008 год объявлен Президентом РФ годом семьи.
Объект исследования: роман «Дубровский», повесть «Барышня-крестьянка».
Предмет исследования: тема семьи в произведениях А.С. Пушкина
Глава 1. Сравнительная характеристика семейных образов романа «Дубровский» и рассказа «Барышня-Крестьянка».
Для того чтобы определить основные черты схожести двух произведений, нам пришлось внимательно изучить их.
Роман «Дубровский» (далее «Д») и повесть «Барышня – крестьянка» (далее «Б-К»), написаны через сравнительно небольшой промежуток времени: «Б-К» в 1830 году, а «Д» в 1833. Разница составляет 3 года. Произведения оказались отчасти похожи.
Главная схожесть произведений «Д» и «Б-К» в том, что главные герои являются соседями, а не посторонними людьми. «Сей Дубровский, был ему ближайшим соседом…»(«Д»). «Не ладил с ним один Григорий Иванович Муромский, его ближайший сосед»( «Б-К»). В семьях Троекурова и Дубровского (в романе «Д») главы семей рано овдовели: «Оба скоро овдовели» («Д»). А в повести А. С. Пушкина «Б-К» Берестов и Муромский тоже являлись вдовцами. «Он был женат на бедной дворянке, которая умерла в родах» («Б-К»). Также во всех семьях мужчины служили в гвардии: «Троекуров, отставной генерал-аншеф» («Д») – «В молодости своей служил он в гвардии…» («Б-К»).
Определённая схожесть присутствует и в составах семейств. Так, у Троекурова и Муромского было по дочери, а у Дубровского и Берестова по сыну. «…как сын Берестова приехал к нему в деревню». («Б-К»). «Дочь Кирилла Петровича…»(Д).
Сыновья из указанных произведений обучались в Петербурге вдали от отчего дома. «Сын Дубровского воспитывался в Петербурге»( «Д») – «Он был воспитан в *** университете» («Б-К»). Разница лишь в том, что Андрей Дубровский уже был поручиком, а Алексей Берестов только собирался поступить на военную службу, так как, «к статской службе молодой человек чувствовал себя совершенно не способным».
Итак, в произведениях Пушкина «Д» и «Б – К» ясно прослеживается нить схожести двух семей – Троекурова и Дубровского в «Дубровском», и Берестова и Муромского в «Барышне-Крестьянке».
Далее, по ходу развития сюжета мы наблюдаем стремление родителей определять судьбу своих детей в выборе личного характера. Мнение сына/дочери, любовные привязанности считаются пустяками, навязывается воля отцов. «-Вот тебе жених,- сказал Кирилла Петрович»(«Д»). «-Ты женишься, или я тебя прокляну!- сказал Берестов».( «Б-К»).
Таким образом, рассмотрев семьи, представленные в романе «Дубровский» и повести «Барышня-Крестьянка», мы увидели очень много похожего. Почему?
Для ответа мы обратимся во второй главе к истории семьи и семейным традициям первой половины девятнадцатого века.
Глава 2. Отражение жизни первой половины 19 века в произведениях Пушкина.
Одним из самых авторитетных источников, раскрывавших уклад семьи 18-19 века, является книга Ю. Лотмана «Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства ( XVIII-начало XIX века)». Изучив этот и некоторые другие источники, мы увидели, что изображаемое А.С. Пушкиным в своих произведениях имело место в действительности. Докажем это, опираясь на вышеназванный источник.
Во 2-ой половине XVIII века для девочек из привилегированных семей создавались частные пансионы, большинство которых содержали иностранцы, преимущественно французы и француженки, среди которых нередко попадались малообразованные, невежественные люди, приехавшие в Россию за наживой. Это мы действительно видим в романе «Дубровский»: «Надобно вам знать, что я готовился было не в учителя, а в кондитеры, но мне сказали, что в вашей земле звание учительское не в пример выгоднее…»
Ещё схожесть «Д» и «Б-К» заключается в том, что главные героини читали романы. Как говорит Лотман: «Так к концу XVIII века появляется совершенно новое понятие — женская библиотека. Оставаясь по-прежнему (как уже говорилось, за редкими исключениями) миром чувств, миром детской и хозяйства, «женский мир» становился все более духовным. Женщина стала читательницей. Но книги были разные, и читательницы — тоже. Мы знаем в конце XVIII — начале XIX века замечательных русских женщин, которые, как Татьяна Ларина или Полина из пушкинской повести «Рославлев», были приобщены к высшим проявлениям европейской и русской литературы».
Домашняя жизнь дворянина 18-19 века складывалась как сложное переплетение обычаев, утвержденных народной традицией, религиозных обрядов, философского вольнодумства, западничества, то поверхностного, то трагически влиявшего на разрыв с окружающей действительностью. Это находило отражение в литературе, в частности, в произведениях А.С. Пушкина.
Мы выявили похожие моменты в создании семейных образов романа «Дубровский» и повести «Барышня-крестьянка»:
Главные герои являются соседями, а не посторонними людьми.
В семьях Троекурова и Дубровского главы семейств рано овдовели.
Во всех семьях мужчины служили в гвардии.
Сыновья обучались в Петербурге вдали от отчего дома.
Дочери всю жизнь провели дома.
Маша и Лиза увлекались женскими романами.
Сходство в обучении двух девушек с привлечение иностранцев.
Стремление родителей определять судьбу своих детей в выборе личного характера.
Совпадения эти не являются случайными, так это было характерно для семейного уклада дворян 19 века, что и было доказано нами с помощью авторитетных источников. Гипотеза нашла своё подтверждение.
Список использованной литературы:
1. А. Г. Кутузов, В. В. Леденёва, Е. С. Романичева, А. К. Киселёв. «В мире литературы», часть 2. – М.:«Дрофа», 2007
3. Лотман Ю. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII-начало XIX века)
4. Ю.А. Федосюк Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта XIX века. – М.:«Флинта», 2003
5. Национальный идеал в образовании России 19 века. Выпускная квалификационная работа \ Станичникова И.О., Волгоград, 2005
7. Российская педагогическая энциклопедия. Т.1, Т.2., М., 1993
Краткое содержание рассказа «Барышня-крестьянка» А. С. Пушкина
Рассказ «Барышня-крестьянка» Пушкин написал осенью 1830 года в Болдино. Произведение входит в цикл «Повестей покойного Ивана Петровича Белкина». Краткое содержание «Барышни крестьянки» для проверки знания сюжета.
«Барышня-крестьянка» написана в рамках литературного направления реализм. В рассказе Пушкин делает иронические отсылки к произведению Карамзина «Бедная Лиза», трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Для создания комического эффекта автор использует художественный метод масок, переодеваний.
Основные персонажи рассказа
«Барышня-крестьянка» очень краткое содержание
Иван Петрович Берестов и Григорий Иванович Муромцев, помещики, не ладят между собой. Берестов вдовец, преуспевает, любим соседями, имеет сына Алексея. Муромский «настоящий русский барин», вдовец, англоман, хозяйство ведет неумело, воспитывает дочь Лизу.
Алексей Берестов хочет делать военную карьеру, отец не соглашается, и пока Алексей живет в деревне «барином», производя неизгладимое впечатление на романтических уездных барышень, в том числе на Лизу, дочь Муромского. «Ей было 17 лет. Черные глаза оживляли ее смуглое и очень приятное лицо». Однажды горничная Лизы Настя идет в гости к служанке Берестова, видит Алексея.
Лиза представляла его себе «романтическим идеалом»: бледным, печальным, задумчивым, но, по рассказам Насти, молодой барин весел, красив, жизнерадостен. Несмотря на то, что в деревне распространяется слух о несчастной любви Алексея, он «баловник», любит гоняться за девушками. Лиза мечтает с ним встретиться. Она решает нарядиться в крестьянское платье и вести себя как простая девушка. В роще встречает Алексея, который едет на охоту. Молодой человек вызывается ее проводить.
Лиза представляется Акулиной, дочерью кузнеца. Назначает Алексею следующее свидание. Целый день молодые люди думают только друг о друге. Увидев Алексея вновь, Лиза-Акулина говорит, что это свидание будет последним. Алексей «уверяет ее в невинности своих желаний», говорит «языком истинной страсти». Условием следующей встречи Лиза ставит обещание не пытаться ничего о ней узнать. Алексей решает держать слово.
Через 2 месяца между Алексеем и девушкой возникает взаимная страсть. Однажды Берестов и Муромский случайно встречаются в лесу на охоте. От испуга лошадь Муромского понесла. Он падает, Берестов приходит к нему на помощь, а затем приглашает к себе в гости. После обеда Муромский, в свою очередь, приглашает Берестова приехать с сыном в свое имение. «Таким образом вражда старинная и глубоко укоренившаяся, казалось, готова была прекратиться от пугливости куцей кобылки».
Когда Берестов с Алексеем приезжают, Лиза, чтобы Алексей не узнал ее, появляется набеленная, насурьмленная, с фальшивыми локонами. За обедом Алексей играет роль «рассеянного и задумчивого», а Лиза «жеманится, говорит сквозь зубы и только по-французски». На другое утро Лиза-Акулина встречается с Алексеем в роще. Тот признается, что во время визита к Муромским даже не обратил внимания на барышню.
Начинает обучать девушку грамоте. Та «быстро учится». Через неделю между ними завязывается переписка. Почтовым ящиком служит дупло старого дуба. Помирившиеся отцы подумывают о свадьбе детей (Алексею достанется богатое имение, у Муромских большие связи).
Алексею же приходит в голову «романтическая мысль жениться на крестьянке и жить своими трудами». Он делает Лизе-Акулине предложение в письме и едет объясниться с Берестовым. Застает дома Лизу, читающую его письмо, узнает в ней свою возлюбленную.
Короткий пересказ «Барышни-крестьянки» Пушкина
В одной из отдаленных губерний в имении своем Тугилове живет отставной гвардеец Иван Петрович Берестов, давно овдовевший и никуда не выезжающий. Он занимается хозяйством и почитает себя «умнейшим человеком во всем околотке», хотя ничего не читает, кроме «Сенатских ведомостей». Соседи любят его, хотя и считают гордым. Лишь ближайший его сосед Григорий Иванович Муромский не ладит с ним. Муромский завел у себя в имении Прилучине дом и хозяйство на английский манер, консервативный же Берестов не любит нововведений и критикует англоманию соседа.
Сын Берестова, Алексей, кончив курс в университете, приезжает в деревню к отцу. Уездные барышни заинтересовываются им, и более всех — дочь Муромского Лиза, но Алексей остался холоден к знакам внимания, и все объяснили это его тайной влюбленностью. Наперсница Лизы, крепостная девушка Настя, отправляется в Тугилово в гости к знакомым, дворовым Берестовых, и Лиза просит ее хорошенько разглядеть молодого Берестова. Вернувшись домой, Настя рассказывает барышне, как молодой Берестов играл с дворовыми девушками в горелки и как целовал каждый раз пойманную, как он хорош, статен и румян.
Лизой овладевает желание увидеть Алексея Берестова, но сделать это по-простому нельзя, и Лизе приходит в голову идея нарядиться крестьянкой. На другой же день она приступает к осуществлению плана, приказывает шить себе крестьянское платье и, примерив наряд, находит, что он очень к лицу ей. На рассвете следующего дня Лиза в крестьянском наряде выходит из дому и направляется в сторону Тугилова. В роще на нее с лаем бросается легавая собака, подоспевший молодой охотник отзывает пса и успокаивает девушку. Лиза прекрасно играет свою роль, молодой человек вызывается ее проводить и называет себя камердинером молодого Берестова, но Лиза распознает в нем самого Алексея и уличает его. Себя она выдает за дочь прилучинского кузнеца Акулину. Сметливая крестьянка очень нравится Алексею Берестову, он хочет увидеть ее опять и собирается посетить ее отца-кузнеца. Перспектива быть уличенной пугает Лизу, и она предлагает молодому человеку встретиться на следующий день на этом же самом месте.
Вернувшись домой, Лиза почти раскаивается, что дала Берестову опрометчивое обещание, но боязнь того, что решительный молодой человек явится к кузнецу и там найдет его дочь Акулину, толстую и рябую девку, страшит еще больше. Воодушевлен новым знакомством и Алексей. Раньше назначенного времени приходит он на место свидания и с нетерпением ожидает Акулину, которая является в подавленном состоянии и пытается убедить Алексея, что знакомство следует прекратить. Но Алексей, очарованный крестьянкой, не хочет этого. Лиза берет с него слово, что он не будет разыскивать ее в деревне и добиваться других встреч с нею, кроме тех, что она сама назначит. Два месяца продолжаются их встречи, пока одно обстоятельство едва не разрушило этой идиллии.
Выехав на верховую прогулку, Муромский встречает старого Берестова, охотящегося в этих местах. Сброшенный понесшей лошадью Муромский оказывается в доме Берестова. Отцы молодых людей расстались во взаимной симпатии и с обещанием Берестова посетить Муромских вместе с Алексеем. Узнав об этом, Лиза приходит в смятение, но вместе с Настей вырабатывает план, который, по ее мнению, должен спасти ее от разоблачения. Взяв с отца обещание ничему не удивляться, Лиза выходит к гостям густо набеленная и насурьмленная, нелепо причесанная и экстравагантно одетая. Алексей не узнает в этой жеманной барышне простую и естественную Акулину.
На другой день Лиза мчится на место свиданий. Ей не терпится узнать, какое впечатление произвела на Алексея прилучинская барышня. Но Алексей говорит, что барышня по сравнению с ней — урод уродом. Между тем знакомство стариков Берестова и Муромского перерастает в дружбу, и они решают поженить детей. Алексей встречает сообщение отца об этом с душевным содроганием. В душе его возникает романтическая мечта о женитьбе на простой крестьянке. Он едет к Муромским, чтобы решительно объясниться с ними. Войдя в дом, встречает он Лизавету Григорьевну и считает, что это его Акулина. Недоразумение разрешается ко всеобщему удовлетворению.
Используйте краткое содержание, чтобы освежить память перед написанием сочинения по произведению «Барышня крестьянка» А.С. Пушкина.
Содержание «Барышни-крестьянки» по плану
Помещики в ссоре
Начало XIX века. В глубинке России в своей деревне живет помещик Берестов. Он давно в ссоре со своим соседом, помещиком Муромским. Оба помещика — вдовцы. У обоих есть дети-ровесники: у Берестова — сын Алексей, а Муромского – дочь Лиза.
Приезд Алексея
Окончив Университет, Алексей Берестов приезжает в имение к отцу. Молодой человек очаровывает местных барышень. Лиза Муромская тоже хочет увидеть Алексея. Но это невозможно, так как их отцы в ссоре.
Знакомство в лесу
Наконец Лиза находит способ увидеть Алексея. Она наряжается крестьянкой и идет в лес, где обычно охотится Алексей. Увидев милую незнакомку, Алексей заводит с ней беседу. Девушка называет себя крестьянкой Акулиной. Алексею нравится Акулина, и он просит ее видеться с ним иногда. В результате герои встречаются тайно в лесу несколько месяцев. Они влюбляются друг в друга.
Примирение помещиков
Однажды в лесу старик Муромский падает с коня. Находящийся рядом Берестов помогает ему. Благодаря этому случаю помещики наконец мирятся. Муромский приглашает отца и сына Берестовых к себе на обед на следующий день.
Обед у Муромских
Лиза не хочет, чтобы на обеде раскрылся ее обман. Чтобы скрыть свое лицо от Алексея, Лиза надевает смешной парик, красится белилами и т.д. В результате на обеде Алексей не узнает в Лизе свою крестьянку Акулину. Напротив, странная барышня Лиза ему совсем не нравится.
Разговор о женитьбе
Старики Муромский и Берестов решают поженить своих детей. Отец объявляет об этом Алексею, но молодой человек отказывается жениться на нелюбимой Лизе.
Разоблачение Лизы
На следующий день Алексей едет к Муромским, чтобы лично отказаться от брака с нелюбимой Лизой. В это время Лиза сидит дома в своем обычном платье. Войдя в дом Муромских, Алексей видит свою крестьянку Акулину в наряде барышни. Наконец он понимает, что его Акулина – это Лиза, которая выдавала себя за крестьянку.
Сюжет рассказа «Барышня-крестьянка» с цитатами
Имение Ивана Петровича Берестова находилось в одной из отдаленных губерний. В молодости он служил в гвардии, затем вышел в отставку, уехал в деревню. Вскоре он построил дом, «завел суконную фабрику».
Берестов не ладил с ближайшим соседом Григорием Ивановичем Муромским. Муромский промотал в Москве большую часть имения и приехал в деревню, где «развел английский сад», поля обрабатывал «по английской методе», хотя это и было не прибыльно. Берестову не нравились нововведения соседа, Муромский же в свою очередь прозвал Ивана Петровича «медведем и провинциалом».
В деревню приехал сын Берестова Алексей. Молодой человек был хорошо сложен, прекрасно держался в седле и пользовался большим успехом у барышень, однако сам к женскому полу был холоден.
Дочь Муромского, Лиза, очень хотела познакомиться с Алексеем, но ее останавливала вражда их отцов. После гуляний у соседей служанка Лизы Настя, рассказала, что Алексей «удивительно хорош», что он во время праздника играл с крестьянскими девушками в горелки.
Чтобы молодой человек не подумал, что «она за ним гоняется», Лиза переоделась в крестьянскую одежду и рано утром пошла в рощу, где обычно в это время охотился молодой Берестов. Она, задумавшись, ждала. Внезапно к ней подбежала собака, а вскоре подъехал и охотник. Алексей успокоил притворившуюся «полуиспуганной, полузастенчивой» девушку. Лиза, говоря на крестьянском наречии, представилась Акулиной, дочерью кузнеца. Алексей собрался наведаться к ее отцу, но девушка пообещала, что завтра сама придет на это же место.
Весь день Лиза была рассеянной. Она даже думала не пойти завтра, но боялась, что Алексей познакомится с настоящей Акулиной – «толстой, рябой девкой». Алексей же был восхищен новой знакомой. Утром он сразу побежал на свидание.
Встретившись с Алексеем, Лиза сказала, что это их последнее свидание. Но молодой человек просил ее о хотя бы редких встречах. Девушка взяла с него слово, что он никогда сам не будет ее искать, и они будут встречаться только тогда, когда она сама назначит свидание. Встречи молодых людей продолжались. Алексей влюбился без памяти, «Лиза была не равнодушнее».
Как-то во время утренней прогулки Берестов и Муромский столкнулись. Лошадь Муромского напугал выбежавший заяц, и она сбросила седока. Берестов помог соседу оправиться и пригласил к себе. Они дружелюбно разговаривали за завтраком. Муромский пригласил Берестова с сыном к себе в Прилучино. Узнав об этом, Лиза наотрез отказалась появляться перед Берестовыми. Но вскоре придумала уловку, попросив отца ничему не удивляться. Когда Берестовы приехали и расположились в гостиной, девушка вышла к ним: она «набелена была по уши», со светлыми фальшивыми локонами на голове, взбитыми как парик Людовика XIV. Алексей не узнал в ней Акулины. За столом Алексей играл «роль рассеянного и задумчивого. Лиза жеманилась».
На следующее утро на свидании Лиза спросила, понравилась ли Алексею барышня. Он ответил, что та «урод уродом». Молодой человек предложил обучить якобы неграмотную Акулину грамоте и очень удивлялся тому, как она за три занятия освоила азбуку и письмо. Между ними завязалась переписка, письма они оставляли в дупле старого дуба. «Настя втайне исправляла должность почтальона».
Берестов и Муромский вскоре стали хорошими друзьями. Они решили поженить своих детей. Алексей отказывался брать в жены Лизу, и тогда отец поставил перед ним условие: или свадьба, или лишит наследства. Молодой человек написал Акулине о случившемся, предложил в письме выйти за него замуж (хотя и знал, что потом придется вести жизнь обычного крестьянина).
На следующий день Алексей сразу поехал к Муромскому объясниться, но дома была только Лиза. Молодой человек без предупреждения вошел в дом и остолбенел: перед ним была его Акулина, но «в белом утреннем платьице». Девушка внимательно читала его письмо, поэтому не заметила, как он вошел. Алексей бросился к ней и начал целовать ее руки. Как раз в этот момент вошел Григорий Иванович.
«— Ага! — сказал Муромский, — да у вас, кажется, дело совсем уже слажено…
Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку».
Заключение
В рассказе «Барышня-крестьянка» Пушкин иронически раскрывает проблему социальных предрассудков. Лиза думает, что произведет плохо впечатление, если первой познакомится с сыном Берестова. Именно из-за этого и происходит ее переодевание сначала в Акулину, а затем в барышню с выбеленным лицом. Алексей оказывается выше предрассудков – он готов был жениться на простой девушке по любви, даже лишившись наследства.
Видео краткое содержание Барышня-крестьянка
В одной из отдаленных наших губерний находилось имение Ивана Петровича Берестова. В молодости своей служил он в гвардии, вышел в отставку в начале 1797 года, уехал в свою деревню и с тех пор он оттуда не выезжал. Он был женат на бедной дворянке, которая умерла в родах, в то время как он находился в отъезжем поле. Хозяйственные упражнения скоро его утешили.