как составить спонсорский договор
Как заключить контракт на оказание спонсорской помощи
Что такое спонсорский договор
Спонсорский договор применяется для финансирования различных публичных проектов: фестивалей, конференций, спортивных соревнований и т. п. Суть — в предоставлении одним лицом помощи другому для проведения мероприятия. Взамен тот, кто отдает, обычно получает услуги рекламного характера.
Отдельной главы, посвященной этому договору, в Гражданском кодексе РФ (далее — ГК РФ) нет. Но закон допускает заключение не предусмотренных отдельно сделок при условии, что они не вступают в противоречие с его нормами (ст. 8 ГК РФ).
Существуют 2 варианта спонсорского договора: первый — со встречным предоставлением услуг от адресата спонсорской помощи в обмен на спонсорство, а второй — без встречного предоставления, т. е. спонсорская помощь абсолютно безвозмездна. Соответственно, по правовой сущности это совершенно разные сделки, к которым применяются разные статьи ГК РФ.
Классическое спонсорство представляет собой возмездное сотрудничество в рамках гл. 39 ГК РФ и федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее — закон № 38). Именно в этом нормативном акте установлено, кто является спонсором, что такое спонсорская реклама и т. п. Посмотреть образец спонсорского договора такой разновидности и узнать о его оформлении подробнее можно здесь:
Предусматривается гл. 32 ГК РФ. Суть сделки — в безвозмездном дарении вещи или права в общеполезных целях. Получатель — строго лицо, определенное в ст. 582 ГК РФ (человек, школа, больница, музей и т. п.).
Важно! Дарение между коммерческими организациями запрещено (подп. 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ).
Порой спонсорство могут квалифицировать как инвестирование. Отличие в том, что задача инвестора — выгодно вложить средства и получить доход, а у спонсора таких приоритетов нет.
Как заключить контракт на оказание спонсорской помощи
Чтобы успешно заключить соглашение о финансовой поддержке, необходимо провести подготовительные работы, определиться с правильной квалификацией документа и прописать условия сотрудничества. Для этого нужно знать общие правила оформления таких контрактов и особенности их отдельных разновидностей. Рассмотрим все это подробнее далее.
Чтобы заключить такую сделку, необходимо:
Уполномоченные представители встречаются, чтобы подписать окончательную редакцию контракта.
По какой схеме составляется договор о спонсорстве
Схема может быть любой — как с рекламной составляющей, так и вариант с пожертвованием. Главное — отразить существенные условия, которые зависят от выбранного варианта соглашения.
Обязательные условия для спонсорства за рекламу
По сути, спонсорство за рекламу — договор оказания услуг.
Поэтому заключающим такой договор рекомендуем следовать советам, перечисленным в следующей статье:
Обязательные условия для спонсорства в форме пожертвования
При пожертвовании есть следующие условия, без которых нельзя заключить договор:
Пример схемы составления контракта на спонсорство
Мы рекомендуем скачать один из прилагаемых к статье образцов и заполнить его согласно списку ниже. Все перечисленные условия очень важны, их обязательно нужно указать в договоре (под страхом его незаключенности или вероятных конфликтов между сторонами).
Условия, которые нужно вписать в любой договор на спонсорство:
При необходимости в текст иногда добавляют такие разделы, как конфиденциальность, обстоятельства непреодолимой силы, процесс изменения условий соглашения и его расторжения и т. п.
Какие условия сотрудничества отражают в договоре
Условия документа зависят от того, какой характер будут иметь отношения между его участниками: возмездный или безвозмездный. В возмездном стороны обычно именуются спонсором и спонсируемым. А при пожертвовании (дарении) — одаряемым (получателем) и жертвователем (дарителем).
Основные условия, которые следует отразить в тексте рассматриваемого контракта:
Наглядный пример оформления можно посмотреть тут:
Также в соглашении следует закрепить, как отражается факт оказания услуг. Чаще всего стороны оформляют акт (сдачи-приемки или выполнения обязательств) с приложением подтверждающих документов. Например, видеозаписи, справки от телеканалов, макеты баннеров, экземпляры листовок и т. д.
В правах спонсируемого отдельно оговаривается возможность (или запрет) совершения им других аналогичных сделок с третьими лицами. Ведь у одного мероприятия может быть несколько спонсоров.
Для каждой из сторон предусматривается право на расторжение договора в одностороннем порядке в случае невыполнения или ненадлежащего выполнения обязательств другой стороной (для возмездных).
Особенности спонсорского договора на рекламу
По сути, классический договор о спонсорстве — это сделка возмездного оказания услуг, по которой одна сторона получает финансовую помощь, а вторая — рекламу.
В ст. 3 закона № 38 дано определение понятий:
Как составить такой контакт, можно наглядно посмотреть тут: Образец спонсорского договора на проведение мероприятия.
Его характерные черты таковы:
Что учесть при составлении договора безвозмездной спонсорской помощи
Особенной чертой этой сделки является отсутствие встречного представления со стороны получателя средств. То есть в тексте не должно быть никаких упоминаний о рекламе, услугах, работах и т. п., осуществляемых этим лицом.
Допустимо в качестве обязательств получателя указывать только:
Если помощь оказывается безвозмездно и без указания на конкретную цель, то такой договор следует квалифицировать как договов дарения. А если целевое использование прописано по тексту и отвечает определенному кругу лиц, то сделка считается пожертвованием (решение Уссурийского районного суда Приморского края от 15.05.2019 по делу № 2-1869/2019).
Следует иметь в виду, что закон предусматривает возможность расторжения соглашения о пожертвовании, если:
Посмотреть, как составить документ, можно тут: Образец договора об оказании спонсорской помощи.
Помощь считается благотворительной, если оказана в целях, определенных в п. 1 ст. 2 закона «О благотворительной…» от 11.08.1995 № 135-ФЗ (защита детства, материнства, содействие образованию, культуре, охране здоровья и т. п.). При этом недопустимым является оказание такой поддержки следующим лицам:
Как оформить договор на спонсорскую помощь бюджетному учреждению
Бюджетным учреждением является некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, ее субъектом или муниципальным образованием в целях обеспечения реализации полномочий органов государственной власти или органов местного самоуправления (п. 1 ст. 9.2 закона «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ).
Сделка об оказании финансовой поддержки данной организации может быть как возмездной, так и безвозмездной. Сам документ оформляется по стандартной схеме. Только в первом случае с учетом особенностей, предусмотренных для встречных рекламных обязательств, а во втором — как указано в разделе выше про безвозмездную помощь.
Стороны по тексту документа обычно именуют спонсором и учреждением.
Посмотреть, как составить договор, можно далее:
Если поддержка оказана на безвозмездной основе и получатель — бюджетное учреждение, то, производя закупки за счет полученных в дар средств, он должен (при соблюдении условия о размещении положения о закупках) руководствоваться:
При этом спонсор не имеет возможности устанавливать условие о необходимости закупки товаров, работ, услуг путем заключения контрактов с единственным поставщиком. Оно противоречит положениям п. 5 ст. 24 закона № 44.
Какие нюансы отличают спонсорский договор в спорте
Рассматриваемый контракт часто используют и для финансирования различных спортивных мероприятий: олимпиад, турниров, футбольных матчей и т. п. За счет средств поддержки производится, например, вся организация соревнования или только какая-то часть, например закупка спортивной формы.
Обычно он заключается на возмездной основе, за рекламу. За соревнованиями наблюдает большое количество людей (потенциальных клиентов), и такое сотрудничество получается крайне выгодным для спонсора. В этой сфере популярно информационное извещение через нанесение наименования рекламодателя на форму спортсменов и билеты на мероприятие.
Пример, как оформить, тут: Образец спонсорского договора в спорте.
В качестве особых условий такого контракта можно назвать следующие:
Как оформить передачу товара по спонсорскому договору
Рассматриваемый контракт может предусматривать передачу продукции спонсором в качестве исполнения своего основного обязательства. Допустимо сочетать это с предоставлением денежных средств или выбирать в качестве единственного вида поддержки.
Факт передачи оформляется актом приема-передачи. Оформляется он в свободной форме с учетом правил делового оборота. Схема следующая:
В силу подп. 12 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) передача имущества (выполнение работ, оказание услуг, предоставление имущественных прав) в рамках благотворительности (за исключением подакцизных товаров) налогообложению не подлежит.
Во всех остальных случаях, когда спонсорское соглашение не является благотворительным, организация должна начислить НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). Выручка от этого (без учета НДС) учитывается в составе доходов (подробнее — в п. 3 ст. 271 НК РФ). Сумма дохода, полученного в натуральной форме, определяется исходя из обычной цены реализации такого имущества, без НДС (пп. 4 и 6 ст. 274 НК РФ). Полученные доходы уменьшаются на затраты по приобретению имущества.
Как проводить налогообложение при заключении спонсорского договора
Налогообложение зависит от квалификации контракта:
Средства, полученные получателем, в силу подп. 14 п. 1 ст. 251, п. 2 ст. 251 НК РФ должны учитываться отдельно, т. к. он отчитывается о расходах по таким контрактам (п. 14 ст. 250 НК РФ). НДС не облагается (подп. 12 п. 3 ст. 149 НК РФ).
Спонсорский договор может быть возмездным, а может не предусматривать встречного представления. Первый чаще всего заключается в обмен на услуги рекламного характера, второй — в качестве пожертвования. В виде поддержки можно предоставлять не только денежные средства, но и вещи, работы, услуги, интеллектуальные права. Образец спонсорского договора на проведение мероприятия можно посмотреть выше. Во избежание проблем с налоговыми органами следует оформлять документы, подтверждающие исполнение сторонами своих обязательств. Например, отдавая какую-либо продукцию в качестве поддержки, необходимо составить акт приема-передачи. Налогообложение у каждой из сторон договора разное и зависит от квалификации сделки.
Как вести бухгалтерский учёт спонсорской помощи
Есть ли различия между благотворительной и спонсорской помощью? Как отразить спонсорскую помощь в учете и как ее оформить? Давайте разбираться.
Вопрос: В соответствии с заключенным договором спонсор предоставляет денежные средства на условиях размещения рекламной информации о спонсоре театрального представления путем указания названия и логотипа организации как спонсора на сайте организатора мероприятия и на афишах. Организация-спонсор применяет метод начисления. Какие документы нужны спонсору для учета расходов по налогу на прибыль, связанных с оказанием спонсорской помощи в проведении театрального представления организатору мероприятия?
Посмотреть ответ
Спонсорство и порядок его оформления
Для начала разберемся, в чем разница между благотворительной и спонсорской помощью, поскольку это прямо влияет на отражение сумм в учете и оформление документов при получении соответствующих сумм. Обратимся к федеральным законам.
ФЗ-135 от 11/08/95 г. определяет благотворительность как безвозмездную или на условиях льготы передачу гражданам и организациям денег, имущества, выполнения для них работ, услуг на тех же условиях. Регламентируются законом и цели благотворительности. В ст. 2 ФЗ зафиксирован список целей, он достаточно обширен и является закрытым: поддержка малообеспеченных, преодоление последствий стихий, ЧП, защита семьи и семейных ценностей, содействие физкультурным и спортивным организациям и др.
Благотворительностью не признается помощь политическим партиям и коммерческим фирмам, даже в целях, обозначенных выше. К примеру, бескорыстная помощь в организации конкурса детского рисунка, проводимого некоммерческой организацией «Дом детского творчества», — это благотворительность. Если конкурс проводит коммерческая фирма, о благотворительности говорить нельзя.
ФЗ-38 от 13/03/06 г. «О рекламе» дается в ст. 3 понятие спонсорства.
Спонсорская помощь не ограничена целями, как благотворительная. Уже само наименование ФЗ говорит о том, что речь идет о рекламе.
Отличительные черты спонсорской помощи следующие:
Таким образом, спонсорские средства не что иное, как плата за рекламу спонсора, спонсорские средства «оплачиваются» рекламой, имеют коммерческую основу. Спонсор здесь выступает как рекламодатель, а получатель помощи – как распространитель рекламы.
Формы спонсорского договора в законодательстве нет. Получатель помощи и спонсор заключают договор оказания рекламных услуг (ГК РФ гл. 39).
В некоторых случаях спонсорская помощь имеет признаки благотворительности: если спонсор не ставит условие рекламы своей деятельности или торговой марки (в то же время помощь противоречит в каких-то моментах ст. 2 ФЗ-135, например, оказывается политической партии или коммерческой организации). На наш взгляд, здесь целесообразно заключить договор, идентичный по смыслу договору дарения (ГК РФ гл. 32).
В спонсорском договоре указывается:
Кроме этого, сторонами оформляются:
На заметку! Если спонсорский договор отсутствует, спонсору и получателю целесообразно обменяться деловыми письмами, содержащими информацию, аналогичную договору. В них обязательно должна быть указана четкая цель оказания спонсорской помощи.
Бухгалтерский учет у спонсора
Спонсорские взносы, не имеющие целью распространения рекламы, относят к прочим расходам, не относящимся к реализации (ПБУ 10/99 п. 11). Они относятся на Дт 91/2.
Если помощь спонсора предполагает его рекламу, речь, по сути, об оплате за рекламу. Она отражается в рекламных расходах, связанных с продажей продукции (ПБУ 10/99 п. 5). Их можно включить в общую сумму затрат на дату подписания акта об оказании услуг, в то время как спонсорская помощь осуществляется, как правило, в форме предоплаты.
Пример. ООО «Лидер» оказал спонсорскую помощь на условиях рекламы спортивной школе на сумму 180000 рублей, в т.ч. НДС. 180000/1,2 = 150000. 180000-150000 = 30000 — НДС.
Эта проводка делается на дату получения счета-фактуры за оказанные рекламные услуги.
Дт 60-1 Кт 60-2 180000 руб. – это контрольная проводка, она делается для того, чтобы сумма не отразилась на счете дважды.
Бухгалтерский учет у получателя
Получатель для учета пришедшей ему спонсорской помощи использует стандартные счета и проводки, согласно плану счетов.
Пример. Детский спортклуб «Звездочка» получил спонсорскую помощь от ООО «Лидер» в сумме 80000 рублей на проведение спортивного праздника. Средства внесены в кассу спортклуба наличными. Затраты спортклуба на рекламу — 7000 рублей. Спортклуб работает на упрощенной системе налогообложения.
В проводках также используются субсчета, с целью выделить авансовый платеж:
Налог на прибыль и НДС
У спонсора такие суммы – это оплаченные рекламные услуги, которые относят к прочим при расчете налоговой базы по налогу на прибыль.
Рекламные расходы разделяют на нормируемые и ненормируемые. Фактические затраты на рекламу можно включать в полном объеме в расчет базы, если они указаны в ст. 264-4 НК РФ. К примеру, это реклама в СМИ, наружная реклама, расходы на участие в выставках и др.
Если виды рекламы в этой статье не поименованы, их можно включать в расчеты только в объеме 1% от выручки за период (ст. 249 НК РФ). В качестве примера можно привести расходы на покупку призов спортсменам.
Рекламные услуги облагаются НДС и могут быть приняты к вычету на основании полученного счета-фактуры. При этом учитывается и получение счета-фактуры на авансовый платеж.
У получателя спонсорские суммы от налогообложения не освобождаются и включаются в базу (см. ст. 251 НК РФ, 346.15 НК РФ).
Расходы на проведение мероприятий, инициированных спонсором (расходы на рекламирование спонсора), можно включать в базу по налогу на прибыль (ст. 264-4). Что касается УСН, то здесь ситуация может оказаться спорной, т.к. в ст. 346.16 подобные расходы поименованы лишь в целом (п. 20).
Договор спонсорства на безвозмездной основе
Если Вы решили оказать безвозмездную спонсорскую помощь или наоборот принять такую, то необходимо просто заключить договор спонсорства, а точнее (с юридической точки зрения) договор на оказание спонсорской помощи / поддержке, чтобы избежать нецелевой траты или хищения вверенных организатору денег. Подписав спонсорский договор на безвозмездной основе Вы избавите себя от ненужных споров с налоговой инспекцией и обезопасите свои честно заработанные деньги от нецелевого использования. В связи с этим, наши юристы, находящиеся в городе Чебоксары, подготовили для Вас соответствующий документ, чтобы Вы могли скачать бесплатно без регистрации простой и правильный типовой образец (пример) формы (бланк) договора предоставления безвозмездной спонсорской помощи (спонсорский договор), соответствующий законодательным актам 2021 года.
Скачать без регистрации
Внимание. Прочтите полезную информацию ниже, чтобы правильно составить договор спонсорской помощи.
В конце текста БОНУС для жителей г.Чебоксары
Важно знать! Обязательно к прочтению
Рассмотрим спонсорство на безвозмездной основе, такое тоже возможно и законом не запрещено. Но такой вид спонсорской помощи может оказываться только для проведения определенных мероприятий, определенных в п. 9 ст. 3 Закона № 38-ФЗ. Имейте ввиду, что безвозмездная помощь не является благотворительной если оказывается коммерческим организациям, политическим партиям, движениям, группам и кампаниям (п.2 ст. 2 Закона № 135-ФЗ), а также если не преследует определённые цели расписанные в п.1 ст.2 Закона № 135-ФЗ от 11 августа 1995 г.. Также добавим то, что в данном договоре безвозмездная спонсорская помощь оформляется в виде пожертвования и имеет свои нюансы указанные в Статье 582 ГК РФ.
Теперь перейдём к спонсорству на возмездной основе, в этом случае компания или иное лицо, получившее спонсорские средства, обязаны упомянуть о спонсоре в рекламе. Т.е. спонсор со своей стороны оказывает финансовую поддержку, а спонсируемое лицо обязано распространить информацию о нем, что и является рекламой, а спонсор – рекламодателем. Про спонсорскую рекламу сказано в п.10 ст. 3 Закона № 38-ФЗ.
Спонсорская реклама в отличие от обычной имеет свои характерные черты:
В договоре обязательно должно быть указано, каким образом будет подтверждаться факт оказания услуг. Чаще всего, доказательством того, что услуги оказаны в полном объёме используют акт сдачи-приемки с приложением подтверждающих документов: эфирных справок, макетов баннеров или растяжек, экземпляры листовок и т. д. Передача помощи спонсором может быть подтверждена платежным поручением или чеком ККТ и приходным кассовым ордером, а также актом приема-передачи или товарной накладной при передаче имущества.
Мы надеемся, что данный простой и правильный типовой образец (пример) формы (бланк) договора предоставления безвозмездной спонсорской помощи (спонсорский договор), поможет сохранить, Ваше драгоценное время, нервы и деньги которые могли потратить на профессиональные услуги юриста. Но как показывает практика, лучше не рисковать и заручиться поддержкой юристов с большим опытом, которые смогут качественно оказать услуги по разработке договора спонсорства или правовой экспертизе договоров. Тем более, что в случае подписания договора, не соответствующего законодательству 2021 года, его могут признать недействительным со всеми вытекающими негативными последствиями для Вас и Вашего кошелька.
«Спонсорская помощь» для госорганизаций: как оформить
Нередко юрлица частной формы собственности или ИП безвозмездно передают имущество госорганам и/или госорганизациям (далее — госорганизации). Является ли такая передача спонсорской помощью или безвозмездным приобретением имущества, зависит от вида передаваемого имущества.
Безвозмездное приобретение недвижимости
Обратите внимание!
Безвозмездное приобретение недвижимости в госсобственность относится к распоряжению госимуществом и не является спонсорской помощью . Следовательно, договор о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи заключать не нужно.
1. Согласие собственника на безвозмездную передачу недвижимости. Его можно оформить, например, письмом, приказом, решением уполномоченного органа.
Примеры формулировок согласия
«ЧУП «Омега» выражает свое согласие на безвозмездную передачу Учреждению образования «Университет» капитального строения инвентарный номер 000/С-000003, расположенного по адресу: ул. Весенняя, д. 20, г. Минск. Указанное капитальное строение принадлежит ЧУП «Омега» на праве собственности».
Безвозмездно передать Учреждению образования «Университет» принадлежащее ЧУП «Омега» на праве собственности капитальное строение инвентарный номер 000/С-000003, расположенное по адресу: ул. Весенняя, д. 20, г. Минск».
2. Выписку из регистрационной книги о правах, ограничениях (обременениях) прав на недвижимость.
На заметку
Выписку предоставлять не нужно, если приобретаются:
— недвижимость из коммунальной собственности, право на которую не зарегистрировано в установленном порядке;
— объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, расположенные на землях общего пользования.
3. Документ, удостоверяющий право на земельный участок. Исключение составляют случаи приобретения изолированных помещений, машино-мест, долей в праве собственности на них.
4. Техпаспорт или ведомость технических характеристик. Исключение — приобретение объектов инженерной и транспортной инфраструктуры, расположенных на землях общего пользования.
5. Акт о внутренней оценке или заключение об оценке недвижимости.
6. Свидетельство о регистрации юрлица (ИП).
7. Для капитальных строений (зданий, сооружений) — акт инвентаризации и справка местного исполкома о расположении капитального строения (здания, сооружения) на землях общего пользования.
Обратите внимание!
Госорганизация, которая готовит проект постановления, вправе запросить иную необходимую информацию к приложению 1 к постановлению от 14.11.2019 N 767″> .
На заметку
Процедура приобретения в госсобственность предприятий как имущественных комплексов и акций хозобществ аналогична приобретению недвижимости .
Безвозмездное приобретение движимого имущества, относящегося к основным средствам
Обратите внимание!
Безвозмездное приобретение движимого имущества в госсобственность относится к распоряжению госимуществом и не является спонсорской помощью . Следовательно, договор о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи заключать не нужно.
Обратите внимание!
Госорганизации вправе установить обязанность подчиненных организаций согласовывать с ними решения о приобретении движимого имущества .
Решение о приобретении движимого имущества принимается на основании документов, которые необходимо запросить у передающего юрлица (ИП) :
1) согласие собственника на отчуждение движимого имущества в госсобственность;
2) документ об оценке имущества.
Обратите внимание!
Оценка имущества может быть оформлена актом о внутренней оценке, если определялась оценочная стоимость имущества, либо заключением об оценке, если определялась рыночная стоимость ;
3) инвентарную карточку учета объекта ОС или иной документ, который подтверждает принятие объекта ОС к бухучету;
4) свидетельство о регистрации юрлица (ИП).
Обратите внимание!
Госорганизация, которая готовит решения о безвозмездном приобретении имущества, вправе запросить иную информацию к приложению 1 к постановлению от 14.11.2019 N 767″> .
Безвозмездное приобретение имущества, не относящегося к ОС
Законодательство не содержит ограничений по приобретению в госсобственность имущества, которое не относится к ОС (далее — МБП).
Обратите внимание!
Безвозмездная передача МБП не является спонсорской помощью . Следовательно, оформлять передачу МБП договором о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи нельзя.
Перечень документов, которые необходимы для принятия решения о безвозмездном приобретении МБП, законодательством не установлен. По разъяснению Госкомимущества, такое решение может быть принято на основании согласия собственника МБП на его безвозмездную передачу.
Примеры формулировок согласия
«ЧУП «Омега» выражает свое согласие на безвозмездную передачу Учреждению образования «Средняя школа» наборов наглядных пособий для учеников начальных классов в количестве 30 (тридцати) штук».
Безвозмездно передать Учреждению образования «Средняя школа» наборы наглядных пособий для учеников начальных классов в количестве 30 (тридцати) штук».
Безвозмездное приобретение денежных средств
В договоре предоставления безвозмездной (спонсорской) помощи в виде денег необходимо указать в т.ч. :
— цель предоставления спонсорской помощи. Она должна соответствовать одной или нескольким целям, предусмотренным законодательством;
— виды товаров (работ, услуг), которые приобретет получатель. Их можно указать в тексте договора или приложении к нему.
Обратите внимание!
Передавать спонсорскую помощь в виде денег без указания товаров (работ, услуг), которые будут приобретены, запрещено .
Читайте этот материал в ilex
*по ссылке Вы попадете в платный контент сервиса ilex