как создавать электронные пособия
Как создавать электронные пособия
В настоящее время, в условиях активного проникновения инфокоммуникационных технологий в систему образования и накопления образовательных ресурсов в сети Интернет, актуальной становится задача переосмысления теории организации учебного процесса и процесса управления образованием, процесса передачи систематизированных знаний, навыков и умений от одного поколения к другому, и создания новых методов и технологий обучения.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что электронные учебные пособия позволяют обогатить школьный курс обучения, дополняя его разнообразными возможностями компьютерных технологий, и делают его, таким образом, более интересным и привлекательным для учащихся.
Исключительно высокая степень наглядности представленного материала, взаимосвязь различных компонентов курсов, комплексность и интерактивность делают программы незаменимыми помощниками, как для ученика, так и для учителя.
Благодаря комплексу разнообразных мультимедийных возможностей (видеосюжеты, анимация, звук, качественные иллюстрации, сотни интерактивных заданий и т.д.) процесс обучения становится более эффективным и интересным.
Электронное издание: Совокупность цифровой, текстовой, графической аудио, видео и другой информации, которые имеют средства программного управления документации, и могут быть размещены на любом электронном носителе информации или опубликованы в компьютерной сети.
Электронное учебное издание: Электронное издание, предназначенное для автоматизации обучения и контроля знаний, и соответствующее учебному курсу или отдельным его частям, а также позволяющее выбрать траекторию обучения и обеспечивающее различные виды учебных работ.
Электронный учебник: Электронное учебное издание, содержащее систематическое изложение учебного курса или его раздела и обладающее официальным статусом данного вида издания, который присваивается государственным органом.
Электронное учебное пособие: учебное издание, дополняющее или частично (полностью) заменяющее учебник, официально утвержденное в качестве данного вида издания; учебное пособие рассматривается как дополнение к учебнику; оно может охватывать не всю дисциплину, а лишь часть (несколько разделов) примерной программы. В зависимости от дидактических целей, к элктронным учебным пособиям также относят:
словари и справочники;
альбомы карт и схем;
мультимедийное приложение к учебному курсу,
При написании учебного пособия следует разобраться, какое отношение вы имеете к материалу, который планируете изложить. В случае если учебный материал излагается лично вами, вы – автор учебного пособия. Если материал заимствован отдельными фрагментами дословно из различных источников, а вами сделано логическое построение учебного пособия, то вы являетесь автором-составителем. В этом случае по тексту обязательно должны быть сделаны ссылки на источники.
Электронному учебному пособию может быть присвоен соответствующий рекомендательный гриф или свидетельство об отраслевой разработке.
Как создать электронный учебник
Электронное пособие будет создано в формате html. Но при этом вам не понадобится изучать язык HTML. Итак, приступим.
Содержание
Установка программы Turbo Site 1.7.1
Первое что нужно сделать, это скачать программу Turbo Site. И установить её на компьютер. Программа находится в курсе по ссылке (просто скачайте демо-версию курса, внутри будет программа). Запускаем программу Turbo Site. И видим окно приветствия.
Создадим новый проект (кнопка Создать проект ). Сохраните проект электронного учебника в пустую папку. Я назвал папку «Информатика». После сохранения проекта появится рабочая область программы. Можно приступать к созданию страниц электронного учебника.
Создание нового проекта:
Оформление электронного учебника
Изменим внешний вид электронного учебника. Для этого перейдите на вкладку Шаблон и выберете из списка понравившийся вам вариант темы. Поменяв шаблон, основное содержимого учебника будет обрамлено новым дизайном.
Например, такой (Condition):
Встроенные шаблоны TurboSite не адаптированы под мобильные устройства. Но вы можете создавать шаблоны по своей задумке, об этом я рассказываю в видеокурсе по созданию электронного учебника.
Генерировать сайт – применяет все изменения. Нужно нажимать всегда, когда хотите закончить работу, и посмотреть текущий результат.
Открыть папку с сайтом – позволяет открыть папку со всеми файлами вашего учебника.
Просмотр сайта – открывает ваш учебник. Показывает текущий результат учебника в браузере.
Познакомимся с интерфейсом программы TurboSite
Подготовка материалов учебника
TurboSite всего лишь инструмент для превращения ваших материалов учебника в формат html страниц. Поэтому основная часть разработки учебника уходит на подготовку материалов (текстов, изображений, видео и т.п.).
Можно наполнять страницы во встроенном редакторе программы. Но он изрядно устарел, а некоторые функции и вовсе работают некорректно. Я предлагаю весь контент подготовить заранее:
Все страницы лучше создать в программе Microsoft Word отдельными файлами. Причём крайне рекомендуется использовать только следующие инструменты: полужирный шрифт, курсив, подчеркивание, нумерованный и маркированный список. Не следует изменять начертание шрифта, размер шрифта, выделение цветом и т.п. Это будет только нагружать страницу. Подобные стили лучше задавать только в шаблоне!
Изображения будут добавляться только через программу. Просто пронумеруйте их по примеру: 1-3.jpg. Данная расшифровка подскажет, что картинка принадлежит к первой странице и 3 по счету.
Видеоролики стоит перекодировать в формат mp4. Это избавит от множества проблем совместимости браузерами.
Презентации оставьте в формате Power Point. Данный формат не поддерживается браузерами, но мы найдем способ как их разместить. Не стоит использовать анимацию и переходы, так как при смене формата они все равно пропадут.
Подготовка материалов к работе:
Основные настройки электронного учебника
На вкладке Параметры сайта можно установить основные настройки электронного учебника.
Параметры электронного учебника:
Добавление страницы учебника
Перейдите на вкладку Страницы. В левой части окна будут отображаться все страницы учебника, а в правой их содержимое.
По умолчанию у вас уже создана главная страница(index). Можете начинать вводить данные с нее, но я обычно оставляю её для оглавления.
На вкладке HTML-код можно существенно увеличить функциональность учебника. Например, вставить видео, аудио или другой мультимедийный контент.
Если отметить чекбокс «В списке страниц» то в боковом меню появится ссылка на текущую страницу.
В правую часть можно копировать любой форматированный текст, с картинками, таблицами и т.д.
Добавление страницы:
Работа с контентом учебника
Добавление изображений в электронный учебник:
Создание страницы оглавления
После того как добавили все необходимые страницы электронного учебника, давайте создадим страницу оглавления.
Перейдите на первую страницу (index). В правой части напишите оглавление своего учебника.
И расставляем ссылки на страницы, согласно оглавлению: выделяем пункт оглавления – жмем кнопку Ссылка – на страницу проекта – указываем ту страницу, на которую нужно ссылаться.
Итог: готовый электронный учебник
Теперь электронный учебник находится в папке public_html. Чтобы его открыть, достаточно запустить внутри этой папки файл index.html.
Если Вы переносите учебник на флэшку или в любое другое место, рекомендуется перемещать вместе с папкой всего проекта, чтобы в дальнейшем можно было вносить любые изменения.
Это был минимальный перечень действий, который необходимо выполнить, чтобы разработать электронный учебник.
Пример электронного учебника (простой вариант):
Пример электронного учебника (по видеокурсу):
В электронный учебник можно внедрить следующие мультимедиа материалы:
Также для электронного учебника можно создать собственный адаптивный шаблон, который будет подстраиваться под устройства с маленькими экранами.
Стандартные средства программы этого не позволяют, но в расширенном видеокурсе «Электронный учебник за 1 день» есть способы их реализации.
Методические рекомендации по разработке электронных учебников
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ
профессиональное образовательное учреждение
«Навашинский политехнический техникум»
Методические рекомендации по разработке электронных учебников
Рецензент: Миронова Л.П. –преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории ГБПОУ «НПТ» г. Навашино Нижегородской области
Автор: Завьялова О.В. – преподаватель специальных дисциплин высшей квалификационной категории ГБПОУ «НПТ» г. Навашино Нижегородской области
Методическая разработка. – ГБПОУ «НПТ» г. Навашино Нижегородской области
Методическое пособие «Методические рекомендации по разработке электронных учебников» обсуждено на заседании предметной (цикловой) комиссии спец.дисциплин по специальности 09.02.04 «Информационные системы (по отраслям)».
Председатель ПЦК __________________ / Завьялова О.В. /
Протокол №____ «_______»_____________20___ г.
1 Использование электронных учебных пособий для обучения………………………………
2 Средства создания электронных учебных пособий…………………………………………..
4 Тестовый контроль знаний обучаемых ……………………………………………………….
5 Требования к содержанию электронного учебника…………………………………………..
6 Пример разработки электронного учебника по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования»……………………………………………………………………………….
7 Запуск электронного учебника…………………………………………………………………
Список используемых литературных источников………………………………………………
В настоящее время в связи с развитием компьютерной техники появилась возможность автоматизировать многие процессы.
Сегодня ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что электронные учебные пособия позволяют обогатить процесс обучения, дополняя его разнообразными возможностями компьютерных технологий, и делают его, таким образом, более интересным и привлекательным для обучаемых.
Использование электронных обучающих средств в обучении обеспечивает:
экономию времени при поиске необходимого учебного материала;
представление материала в более наглядном, доступном для восприятия виде;
воздействие на разные системы восприятия человека, обеспечивая тем самым лучшее усвоение материала;
дифференцированный подход к обучению, постоянный оперативный контроль над усвоением материала;
Одной из наиболее важных областей развития образования является информатизация и внедрение информационных технологий в образовательный процесс. В соответствии с требованиями новых образовательных стандартов необходимо готовить высококвалифицированных специалистов, владеющих современными информационными технологиями для поиска и передачи информации. Однако, в образовательных учреждениях этот процесс развивается медленно, недостаточно сформирована база электронных образовательных ресурсов. В частности, это связано с высокой трудоемкостью разработки электронных учебников и электронных учебных пособий.
Использование электронных учебных пособий для обучения
На современном этапе развития образовательного пространства одним из способов активизации учебной деятельности обучаемых является использование информационных технологий. Внедрение в образовательный процесс электронных информационно-образовательных ресурсов, например электронных учебников и учебных пособий, будет способствовать развитию самостоятельной, поисковой, научно-исследовательской деятельности обучаемых, повышению их познавательного и профессионального интереса.
При разработке электронных учебных средств, необходимо учитывать следующие обстоятельства:
электронное учебное пособие должно соединять в себе существующие возможности и справочно-информационных систем, и систем автоматизированного контроля и обучения;
электронное учебное пособие, в отличие от бумажного, позволяет точнее учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося за счёт вариативного изложения материала и организации обратной связи;
необходимы средства адаптации электронного учебного пособия к конкретному учебному процессу, поскольку невозможно предсказать, каким именно образом разработка будет использоваться во время обучения;
электронное учебное пособие должно предоставлять возможности разработки дополнительных компонентов самого разного назначения и их интеграции в среду пособия.
Электронный учебник, как учебное средство нового типа, может быть открытой или частично открытой системой, т.е. такой системой, которая позволяет внести изменения в содержание и структуру учебника.
При этом, естественно, должно быть ограничение от несанкционированного изменения учебника, таким образом, чтобы, во-первых, не нарушался закон «Об авторских и смежных правах», а для защиты электронного учебника от несанкционированного изменения должен применяться пароль или система паролей.
Модификация электронного учебника может потребоваться, в первую очередь, для адаптации его к конкретному учебному плану, возможности материально-технической базы, личный опыт преподавателя, современное состояние науки, базовый уровень подготовленности обучаемых, объем часов, выделенных на изучение дисциплины и т.д.
Следует отметить, что электронный учебник должен не просто повторять печатные издания, а использовать все современные достижения компьютерных технологий.
Электронное учебное пособие должно включать в себя следующие обязательные компоненты (блоки):
средства изучения теоретических основ дисциплины (информационная составляющая);
средства поддержки практических занятий;
средства контроля знаний при изучении дисциплины;
средства взаимодействия между преподавателем и обучаемыми в процессе изучения дисциплины;
методические рекомендации по изучению, как всей дисциплины, так и отдельных объектов в ее составе;
средства управления процессом изучения дисциплины.
Вышеуказанные компоненты взаимосвязаны между собой.
Структура пособия определяется тем, что в основном электронные учебники используются для организации самостоятельной работы студентов и должны четко определять, какие именно разделы и в какой последовательности должны быть изучены, а также взаимосвязаны между собой.
Подготовленный к электронному изданию в виде электронного учебника предметный материал должен отвечать следующим требованиям:
четкая структуризация предметного материала (по разделам, темам, параграфам) и определенный порядок изучения его компонентов;
сложность и глубина структуризации предметного материала;
наличие рекомендаций по изучению дисциплины;
компактность представленного информационного материала;
краткость и ясность в изложении основных моментов;
наличие внутренних (например, словарь терминов) и внешних (например, на какую-либо используемую программу) ссылок между элементами учебного материала;
графическое оформление и наличие иллюстративного материала (поясняющие схемы, рисунки, видео- и аудиовставки и др.);
включение промежуточного и текущего контроля знаний и т.д.
Основная особенность электронного учебного пособия состоит в сочетании необходимого теоретического материала с большим числом разнообразных, тщательно подобранных тестов, каждый из которых сопровождается комментариями.
После выбора ответа, независимо от того был правильно выбран ответ или нет, обучаемый должен иметь возможность познакомиться с подробным решением этой или аналогичной задачи. Это помогает глубже осмыслить изучаемый материал.
В условиях недостаточного количества учебных материалов по разнообразным дисциплинам значимость электронных учебников еще более возрастает.
Использование электронных учебных пособий в образовательном процессе позволяет более глубоко изучить материал, ознакомиться более подробно с интересующими или трудными темами. Богатый и красочный иллюстративный материал в электронном пособии позволяет наглядно продемонстрировать теоретическую информацию во всем ее многообразии и комплексности. При использовании электронных учебных пособий происходит не только репродуктивная деятельность студентов, но и абстрактно-логическая, что способствует лучшему осознанию и усвоению учебного материала.
Несмотря на то, что сообщающее обучение недостаточно развивает творческие способности обучаемых и не обеспечивает индивидуализации, но этот вид обучения занимает достаточно большой процент времени. Информационно-иллюстративное обучение способствует усвоению большого по объему и достаточно сложного материала. Электронный учебник, включающий в себя не только текстовую и графическую информацию, но также звуковые и видеофрагменты позволяет индивидуализировать обучение, а в отличие от обычного (печатного) учебника обладает интерактивными возможностями, т.е. может предъявлять необходимую информацию по запросу обучаемого, что приближает его (электронный учебник) к обучению, проводимому под руководством преподавателя. «И хотя вопросы, которые ставит компьютер перед учащимися, и особенно те, которые можно ставить компьютеру, пока намного уступают по своему разнообразию тем, что задаются при общении с учителем, их круг постепенно расширяется».
Очень важен тот факт, что обучаемый имеет возможность и на лекции, и на практических занятиях, и в процессе самостоятельной работы пользоваться одним и тем же электронным ресурсом, использование которого в образовательном процессе формирует целостный образ изучаемого предмета.
При проектировании и создании электронных учебников, также как и других обучающих программ, требуется соблюдать психологические принципы взаимодействия человека и компьютера. Нарушение проявляется чаще всего в следующем: «избыточная помощь, недостаточная помощь, неадекватность оценочных суждений, избыточность информативного диалога, сбои компьютера, т.е. компьютер может давать ответ не по существу решаемой задачи, либо заданного вопроса, недостаточная мотивированность помощи, чрезмерная категоричность». И может привести к увеличению, вместо предполагаемого сокращения, времени на обучение, снижению мотивации к учению и др.
Средства создания электронных учебных пособий
Создание качественного электронного учебника — процесс длительный, очень трудоемкий и требующий солидных капиталовложений. При этом необходимо наличие хорошо слаженной команды квалифицированных специалистов: автора текста учебника, web-дизайнера, программиста, художника и психолога.
В одиночку практически невозможно выполнить весь объем работ, поскольку в этом случае автор учебника должен выступать одновременно в нескольких лицах. Хотя исключения могут быть. Тем не менее, несмотря на необходимость участия в создании учебника большого коллектива, основной автор у учебника, несущий полную ответственность за качество отбора учебного материала, его методическую проработку, стиль и язык изложения должен быть один. В крайнем случае, в роли авторов могут выступать не более чем два единомышленника. Как показывает практика, это максимально устойчивая группа, менее всего подверженная разного рода конфликтам при деятельности подобного рода.
Именно за автором должно быть последнее слово во всех спорных вопросах, не касающихся технической или дизайнерской стороны процесса создания учебника. В противном случае коллективная ответственность по схеме, предлагаемой, например, в работе, может свести на нет все благие намерения и превратить созданный учебник в бледное подобие аналогичных печатных вариантов, но на ином информационном носителе.
Если же для разработки электронного пособия не предполагается привлечение большого коллектива специалистов, то целесообразно использовать более простые способы создания электронных учебников.
Электронный вариант учебника должен коренным образом отличаться от классического — это уже аксиома. Учитывая, что процесс создания таких учебников еще не устоялся, имеет смысл попробовать систематизировать те требования, которым он должен соответствовать. Это особенно важно, если учебник предназначен для использования в системе дистанционного образования (ДО), как с применением кейс–технологии, так и с использованием сетевой Internet–технологии
Электронные учебники условно можно разделить на два вида: автономные и не нуждающиеся в наличии у пользователя определенного программного обеспечения, то есть — не автономные.
Для работы первых не предполагается наличия на компьютере конечного пользователя каких либо программных средств, кроме операционной системы.
Учебники второго вида ориентируются на определенные программные продукты, в среде или под управлением которых и должен работать учебник.
Каждый из названных видов имеет свои преимущества и недостатки.
Система дистанционного образования предполагает активное использование компьютерных Internet-технологий, поэтому априори можно быть уверенным в наличии у пользователя какого-либо браузера. То есть электронные учебники второго вида (по приведенной выше классификации) в этом случае лучше всего делать с использованием языка гипертекстовой разметки ( HyperText Markup Language — HTML ). Ну а раз платформа известна, то стоит более пристально разобраться с возможностями и особенностями представления документов в формате HTML. При этом, прежде всего, нельзя упускать из вида, что возможности форматирования текста в HTML-файлах значительно уступают возможностям текстовых процессоров типа Word. К этим ограничениям форматирования добавляются еще и ограничения, связанные с пропускной способностью линий связи, несколькими видами применяемых браузеров различных версий и возможными техническими ограничениями компьютеров конечных пользователей.
Разработка электронных учебных пособий в виде набора взаимосвязанных HTML — страниц.
Язык разметки гипертекстовых страниц HTML представляет собой язык, разработанный специально для создания Web-документов. Он определяет синтаксис и размещение специальных инструкций (тегов), которые не выводятся на экран, но указывают браузеру, как отображать содержимое документа. Он также используется для создания ссылок на другие документы, локальные или сетевые, например, находящиеся в сети Интернет.
Документы HTML являются обычными текстовыми ASCII-файлами. Это означает, что для их создания можно использовать любой текстовый редактор, даже с минимальными возможностями.
Существуют средства редактирования, разработанные специально для написания HTML. Они позволяют экономить время, так как содержат клавиши быстрого доступа для выполнения повторяющихся операций, например, задания начальных установок документов, таблиц или просто применения стилей к тексту. Редакторы HTML отличаются от авторского WYSIWYG-инструментария тем, что требуют знания правил составления HTML вручную, редакторы лишь упрощают и ускоряют этот процесс.
Последние годы характеризуются резким ростом рынка авторских инструментов. HTML-редакторы класса WYSIWYG (What You See Is What You Get – что видишь, то и получишь) имеют графические интерфейсы, которые делают написание HTML больше похожим на программу редактирования текстов или разметки страницы.
Первоначальной целью этих программ было освобождение пользователей от тегов HTML, наподобие того, как программы разметки страниц защищают разработчика от набора команд языка PostScript. Сегодня их значимость возросла, так как они повышают эффективность и уровень автоматизации производства документов, обеспечивая в то же время доступ к исходному тексту HTML.
Тестовый контроль знаний обучаемых
Тест с высокой надежностью оценки знаний включает обычно не менее 30 заданий. Меньшее их количество в тесте создает предпосылки к высокой доле случайностей в проверке знаний по такому тесту (фактор «лотерейности»).
Сами задания теста могут иметь различную форму: тестовые задания закрытого (с выбором ответа) или открытого (со свободно конструируемыми ответами) типа, задачи, ситуационные задания и т.д. Наиболее часто на практике для тестирования используются тестовые задания закрытого типа. Именно с их помощью реализуются основные достоинства метода тестирования: экспрессивность процедуры и возможность одновременной оценки знаний больших групп обучаемых в рамках жестко лимитированного по времени учебного процесса. Вдобавок, учет результатов выполнения заданий этого типа легко механизируется с помощью персонального компьютера.
Исходя из достоинств и недостатков метода тестирования, целесообразно использовать этот метод на стадиях входного, текущего и рубежного контроля знаний. Возможно частичное использование (в сочетании с другими методами) и на стадии итогового контроля изучения дисциплин. Основную же роль при итоговом и частично рубежном контроле знаний должно выполнять непосредственное общение педагога с обучаемым.
Очевидно, что тестирование как метод контроля знаний может иметь широкое применение в учебном процессе особенно в тех отраслях знаний, где незначителен вес других, уже традиционных форм экспресс-контроля (задачи, расчеты, практические работы).
Проблема тестирования: отсутствие бесплатного (условно бесплатного) единого программного обеспечения для создания теоретической части учебника и эффективного теста контроля знаний. Обычно хорошо организованная программа создания тестов существует «сама по себе», а встроенные в программу для создания электронных изданий возможности тестирования достаточно примитивны. Удачные программы, отвечающие большинству требований для создания электронных учебников, продаются не дешево. Один из путей решения этой проблемы видится в использовании для создания тестов в электронных учебниках языков программирования, где ответы (в том числе помеченные правильные) размещены в базе данных с ограниченным числом пользователей (обычно преподавателей).
Использование тестовых заданий в автоматизированных контрольно-обучающих программах позволяет испытуемому самостоятельно обнаруживать пробелы в структуре своих знаний и принимать меры для их ликвидации. В таких случаях можно говорить о значительном обучающем потенциале тестовых заданий, использование которого станет одним из эффективных направлений практической реализации принципа единства и взаимосвязи обучения и контроля. При включении обучающего режима учащийся получает информацию об своих ошибках и верных ответах.
Типы тестовых заданий
установление порядка следования,
Для каждого задания в тесте можно индивидуально задать сложность (количество баллов за верный ответ) от 1 до 100, максимальное время обдумывания задания и другие параметры.
Использование большого числа типов заданий и индивидуальные настройки для каждого задания позволяют создавать тесты для эффективной проверки разнообразных знаний учащихся.
Текст вопросов и вариантов поддерживает форматирование. Вы можете изменять шрифт, его размеры, цвет, начертание, использовать надстрочные и подстрочные индексы, менять выравнивание и создавать списки. Для этого в редакторе тестов имеется встроенный редактор текста похожий на WordPad. Так же вы можете редактировать и форматировать текст в своем любимом текстовом редакторе (например, Word) и вставлять в программу.
Требования к содержанию электронного учебника
Электронный учебник должен соответствовать следующим техническим требованиям:
Учебник должен содержать полную, доступную и структурированную информацию по выбранной теме.
Весь теоретический материал должен быть разбит на разделы и темы, что облегчит поиск нужной информации.
Электронный учебник должен иметь интуитивно понятный, простой, и в то же время привлекательный интерфейс.
Необходимо предусмотреть удобную навигацию по разделам учебника.
Помимо теоретического материала, необходимо предусмотреть возможность тестового контроля знаний обучаемых.
Оформление учебника должно быть исключительно функциональным, но при этом иметь привлекательный вид.
Навигационная система учебника должна строиться по блочному принципу с иерархической перекрестной структурой ссылок внутри каждого блока.
В учебном пособии необходимо предусмотреть возможность тестирования знаний, которое будет осуществляться запуском тестирующей программы.
Оформление учебника должно быть исключительно функциональным. Но это совершенно не исключает тщательную проработку дизайна его первой (главной) страницы. Как театр начинается с вешалки, так и любой учебник начинается с обложки (под обложкой в данном случае следует понимать главную, то есть первую страницу электронного учебника). В связи с этим стоит обратить на ее дизайн особое внимание.
Однако кроме дизайна первой страницы следует не забывать и об ее информативности. Эта страница должна быть связующим звеном между различными разделами учебника и позволять без проблем перейти к любому из них. Для этого на странице должны присутствовать:
1) Название учебника
2) Список (меню) основных разделов учебника:
Навигационная система учебника должна строиться по блочному принципу с иерархической перекрестной структурой ссылок внутри каждого блока. При необходимости, могут быть реализованы и переходы между разными блоками.
Для теоретической части учебника это означает, что:
Весь материал разбивается на блоки, то есть разделы или главы.
Общее меню разделов может быть вызвано с любой страницы учебника.
Разделы (главы), в свою очередь, также должны иметь свое собственное меню для содержащихся в нем тем.
Вызов страниц с отдельными конкретными темами должен быть возможен только из меню раздела.
Возможно перемещение между страницами с помощью кнопок «Вперед» и «Назад».
Пособие должно быть построено по блочно-модульному принципу в виде отдельных элементов или файлов, образующих логико-иерархическую структуру для организации соответствующего поискового аппарата, что позволяет достаточно легко дифференцировать разделы и темы пособия.
Пример разработки электронного учебника по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования»
Все страницы конструируются отдельно и связываются между собой гиперссылками.
На первом этапе разработки электронного учебного пособия было необходимо продумать структуру главной страницы учебника. Она должна быть функциональной, информативной, обеспечивать быстрый доступ к основным темам и разделам учебника и, в то же время, обладать современным, привлекательным дизайном и соответствовать эргономическим требованиям к компьютерным средствам обучения. Для реализации поставленных требований будем использовать фреймовую структуру главной страницы электронного учебника.
Используя фреймы, позволяющие разбивать Web-страницы на множественные подокна, мы можем значительно улучшить внешний вид и функциональность электронного пособия.
С помощью фреймов можно создавать продвинутые интерфейсные решения, такие как: размещение статической информации, которую автор считает необходимым постоянно показывать пользователю, в одном статическом фрейме, помещение в статическом фрейме оглавления всех или части WEB-документов, содержащихся на WEB-сервере, что позволяет пользователю быстро находить интересующую его информацию
Мы будем использовать фреймы для отображения названия электронного учебника и размещения оглавления с указанием всех разделов и тем, т.к. эта информация должна быть статичной и постоянно находиться в поле зрения пользователя. Таким образом, мы обеспечим быстрый переход на нужную тему.
Вид главной страницы разработанного учебника представлен на рисунке 1.
Рисунок 1 – Вид главной страницы электронного учебника
Ссылки имеют стандартный формат, что позволяет браузеру интерпретировать их и выполнять необходимые функции (вызывать методы) в зависимости от типа ссылки. Ссылки могут указывать на другой документ или специальное место данного документа.
Для большей наглядности и информативности страниц учебника добавим на них соответствующие иллюстрации, а также в верхней части учебника вместе с заголовком разместим бегущую строку.
Страница «Теоретический материал» запускается из главного меню по ссылке «Теория», она содержит все теоретические темы по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования», предлагаемые для изучения (рисунок 2).
Рисунок 2 – Вид страницы «Теоретический материал»
Для просмотра нужной темы достаточно нажать гиперссылку.
Каждая теоретическая тема располагается на отдельной странице учебника.
Обеспечим возможность последовательного просмотра страниц учебника с помощью кнопок «Далее» и «Назад», которые разместим в начале и конце каждой страницы. При просмотре любой темы учебника можно будет перейти на страницу «Теоретический материал» с помощью кнопки «Содержание» (рисунок 3).
Рисунок 3 – Вид страницы с теоретическим материалом
Аналогично спроектированы и остальные страницы учебника.
Страница «Практические работы» запускается из главного меню по ссылке «Практикум», она содержит все методические указание к практическим занятиям по дисциплине «Основы алгоритмизации и программирования», предлагаемые для изучения (рисунок 4).
Рисунок 4 – Вид страницы с практическими работами
Для просмотра нужной работы достаточно нажать гиперссылку.
Каждая практическая работа располагается на отдельной странице учебника.
Обеспечим возможность последовательного просмотра страниц учебника с помощью кнопок «Далее» и «Назад», которые разместим в начале и конце каждой страницы. При просмотре любой практической работы учебника можно будет перейти на страницу «Практикум» с помощью кнопки «Содержание» (рисунок 5)
Рисунок 5 – Вид страницы с практической работой
Для того чтобы выбрать другой тест необходимо закрыть текущий.
Ссылки для запуска теста разместим на странице «Тестовый контроль», которая открывается из вертикального меню, доступного на любой странице учебника.
Для запуска теста необходимо выбрать пункт меню «Тесты». Далее, в появившемся окне приложения (Рисунок 6) нажимаем ссылку с требуемым тестом, который открывается на отдельной странице (Рисунок 7).
Рисунок 6 – Вид страницы с тестовым контролем
Для пользователей представлена следующая инструкция:
Выберите один из вариантов в каждом из 10 вопросов;
Нажмите на кнопку «Показать результат»;
Скрипт не покажет результат, пока Вы не ответите на все вопросы;
Загляните в окно рядом с номером задания. Если ответ правильный, то там (+). Если Вы ошиблись, там (-).
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл;
Чтобы сбросить результат тестирования, нажать кнопку «Сбросить ответы»;
Рисунок 7– Открытие теста
Тестируемому предлагается выбрать только один вариант ответа из нескольких предложенных.
На рисунке 8 выбраны варианты ответов.
Рисунок 8– Тест с одиночным выбором
По окончанию теста необходимо нажать на кнопку «Показать результат» (Рисунок 9)
Скрипт не покажет результат, пока не будут получены ответы на все вопросы.
В окне рядом с номером задания выводится результат (Рисунок 10).. Если ответ правильный, то там (+), а если ошибка, там (-)
За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.
Чтобы сбросить результат тестирования, необходимо нажать кнопку «Сбросить ответы»;
Рисунок 9 – Просмотр результатов тестирования
Рисунок 10 – Отображение неправильных ответов
Запуск электронного учебника
Рисунок 12 – Запуск главной страницы учебника
Своевременное и осознанное использование информационных технологий является одним из способов повышения качества образования. Разработка электронных учебных материалов, электронных презентаций, мультимедиа-изданий, цифровых учебных видеофильмов, электронных библиотек и т.п. одно из актуальных и перспективных направлений информатизации образовательного процесса, которое, путем индивидуализации процесса обучения, позволит разрешить противоречие между всевозрастающим потоком информации и ограниченностью возможностей студента к ее усвоению.
Таким образом, электронные учебные материалы позволяют изменить коренным образом методы и методику преподавания в сторону все большей индивидуализации процесса обучения, повышая тем самым качество образования в целом.
Многим кажется, что разработка электронных учебных пособий – это очень сложный и трудоемкий процесс, но на самом деле, любой преподаватель при желании может освоить предложенную методику, создать свой электронный учебник и с успехом его использовать на занятиях.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ЛИТЕРАТУРНЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Башмаков А.И., Башмаков И.А. Разработка компьютерных учебников и обучающих систем. – М.: Филинъ, 2012.
3. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. – М. : Академия, 2013. – 183,192 с.
4. Ефимова, О. Курс компьютерной технологии с основами информатики: учебник / О. Ефимова. – М. : АСТ, 2014. – 132 с.
5. Яшников С.А. Создание электронного учебника. – М.: Издательство ИНФРА – М, 2016-45с
6. Лаврентьев, В.Н. Электронный учебник / В.Н. Лаврентьев, Н.И. Пак // Информатика и образование. – 2015. – № 9. – С. 91-97.
7. Христочевский, С.А. Электронные мультимедийные учебники и энциклопедии / С.А. Христочевский // Информатика и образование. – 2015. – № 2. – С. 70-77.
9. Электронные учебники: рекомендации по разработке, внедрению и использованию интерактивных мультиме-дийных электронных учебников нового поколения для общего образования на базе современных мобильных электронных устройств. М.: Федеральный институт развития образования, 2012. 84 с.