как списать материалы в налоговом учете
Порядок списания материалов в бухгалтерском учете (нюансы)
Методы списания производственных материалов в бухучете
С 01.01.2021 учет МПЗ регулируется новым ФСБУ 5/2019 «Запасы» (утв. приказом Минфина от 15.11.2019 № 180н), ПБУ 5/01 утратило силу.
Некоторые учетные правила изменены существенно. Перестроиться на новый порядок вам поможет Путеводитель от КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный доступ можно получить бесплатно.
П. 36 ФСБУ 5/2019 (до 01.01.2021 — п. 16 ПБУ 5/01) допускает 3 варианта списания МПЗ:
Выбранный фирмой метод списания необходимо закрепить в учетной политике и применять последовательно от периода к периоду. В течение года сменить применяемый метод можно только в одном случае: если данный способ отменен законодательно.
Выбор метода списания материально производственных запасов — важный организационно-учетный момент, поскольку стоимость МПЗ формирует себестоимость готовой продукции и в конечном счете влияет на величину исчисленной по нормам бухучета прибыли.
Каждый из способов имеет свои особенности:
Смотрите примеры расчета средней себестоимости и расчета себестоимости способом ФИФО в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе предоставляется бесплатно.
Фирмы, применяющие автоматизированные учетные системы, по избранному методу учета формируют алгоритмы, с помощью которых автоматизируется процесс списания материалов.
У микропредпиятий, применяющих упрощенные способы учета и отчетности, есть возможность списывать МПЗ единовременно в полной сумме, а не постепенно по мере использования (п. 2 ФСБУ 5/2019, до 01.01.2021 — п. 13.2 ПБУ 5/01).
Пример упрощенного учета затрат на приобретение запасов микропредприятием можно посмотреть в К+, получив бесплатный пробный доступ к системе.
По любому вопросу, возникающему у вас в ходе ведения учета материальных ценностей можно проконсультироваться на нашем форуме. Например, тут можно узнать, как приходуются материальные запасы в программе Смета КС.
Отраслевые нюансы списания материалов
Описанные в предыдущем разделе методы списания МПЗ едины для всех фирм независимо от их отраслевой принадлежности. Однако отраслевая специфика все же оказывает влияние на порядок списания материалов.
Так, у производственных организаций регулярно образуются остатки незавершенного производства. С 2021 года НЗП классифицируется, как МПЗ, и учитывается по правилам, которые устанавливает новый ФСБУ 5/2019 «Запасы». Организовать учет НЗП в соответствии с новым стандартом вам поможет Готовое решение от КонсультантПлюс. Пробный доступ к этому и другим материалам системы предоставляется бесплатно.
И конечно, отраслевые нюансы списания МПЗ есть у таких отраслей, как строительство и сельское хозяйство.
Строительство
Специфичным нюансом данной отрасли является разнообразие списываемых материалов и оформляемых при этом первичных документов.
Для документального обоснования списания материалов в строительстве необходим целый набор документов:
Кроме того, строительная специфика заключается в необходимости ежемесячной оценки израсходованных материалов открытого хранения: щебня, песка, гравия и прочих сыпучих материалов. Их расход в течение месяца документально не оформляется, и для определения фактического расхода остатки материалов необходимо инвентаризировать. По результатам такой инвентаризации производится списание МПЗ.
Если у вас есть доступ к К+, смотрите Типовую ситуацию «Как списать материалы в строительстве». Если доступа нет, оформите бесплатный пробный доступ к К+ и изучите рекомендации.
Сельское хозяйство
Для списания материалов сельхозпредприятием также требуются специфические первичные документы (наряду с повсеместно применяющимися требованиями, такими как накладные и лимитно-заборные карты).
Среди них, к примеру, можно назвать:
Однако просто заполнить акт или ведомость недостаточно. Необходимо профессиональное обоснование того или иного события. Например, при падеже животных списание их стоимости будет обоснованным, если в акте объективно и всесторонне раскрыты причины выбытия животных и обозначен диагноз. При этом если животное погибло по вине работника сельхозпредприятия, его стоимость отражается в учете в виде задолженности данного работника (с дооценкой до рыночной цены) и взыскивается с него в установленном порядке.
По какой стоимостной оценке производится списание пришедших в негодность материальных запасов
В процессе обычной деятельности фирмы нередки случаи списания материалов, пришедших в негодность. Этот процесс обладает своими учетными нюансами в зависимости:
Стоимость испорченных (пришедших в негодность) материалов списывается в пределах норм естественной убыли на счета производственных затрат, а сверх норм — на прочие расходы.
Важно! Рекомендация от КонсультантПлюс
Обратите внимание: не следует относить всю сумму потерь или ее часть на виновных лиц. Ведь вы должны списать в расходы балансовую стоимость утраченных (испорченных) запасов в периоде выявления недостачи (порчи). Кроме того, списание выявленных потерь (сверх норм естественной убыли) в расходы отвечает требованию осмотрительности.
Сумму возмещения, подлежащую получению от виновного лица или удержанию из его заработной платы, включите.
Как учесть возмещение от виновного лица, смотрите в К+. Пробный доступ бесплатен.
Как составить приказ о списании материальных запасов — форма и образец
Процедура списания состоит из нескольких этапов, среди которых существенное место занимает распоряжение руководителя о назначении комиссии, которой поручено провести необходимые мероприятия.
Если возникает необходимость, в документе можно привести регламент работы комиссии. Однако обычно порядок работы такого формирования устанавливается в начале работы компании, чтобы не расписывать его каждый раз.
При выборе именно такого варианта в очередном приказе остается отразить: название компании, порядковый номер и дату распоряжения, цель формирования комиссии, ее персональный состав и, наконец, подпись директора.
Образец приказа о списании материальных запасов вы можете посмотреть на нашем сайте.
Как выглядят проводки по списанию материалов по различным основаниям
Списание материалов подразумевает набор документально оформленных операций, в результате которых кредитуется основной счет по учету МПЗ — счет 10 «Материалы». При этом дебетуются «затратные» счета (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общепроизводственные затраты», 26 «Общехозяйственные затраты» и др.), а также счета по учету прочих расходов (91 «Прочие доходы и расходы») и финансовых результатов (99 «Прибыли и убытки»).
Основные проводки по списанию материалов приведены в таблице.
Налоговый учет материально-производственных запасов
Налоговый учет материально-производственных запасов (МПЗ) — частый запрос в поисковике. В этой статье расскажем, по какой стоимости оцениваются покупные МПЗ и приобретенные иным способом, как МПЗ учитываются в расходах при расчете налога на прибыль.
Стоимость МПЗ, приобретенных по договору купли-продажи
В Налоговом кодексе как такового понятия МПЗ нет. В бухучете под ними мы понимаем сырье и материалы, готовую для продажи продукцию, покупные товары.С точки зрения налогообложения стоимость МПЗ формируется исходя из стоимости их приобретения в момент поступления к налогоплательщику с учетом всех понесенных расходов.
К таким расходам относятся: импортные пошлины, комиссионные вознаграждения посреднических организаций, расходы на транспортировку и иные, связанные с приобретением данных ценностей затраты. При этом если такие затраты связаны с приобретением целого ряда МПЗ, то организация может учитывать их, распределяя пропорционально стоимости этих МПЗ, прописав подобного рода учет в учетной политике.
Организации, которые освобождены от уплаты НДС, учитывают его величину в стоимости полученных МПЗ согласно п. 2 ст. 170 НК РФ, остальные же не учитывают в составе расходов на МПЗ сумму входящего НДС.
В стоимость МПЗ, приобретенных по договору в у. е., не включаются курсовые разницы. Курсовые разницы при налогообложении прибыли учитываются в составе внереализационных расходов (доходов). Также не включаются в стоимость МПЗ проценты по обязательствам, полученным для их приобретения.
Важно помнить, что все затраты, подтверждающие покупку МПЗ, должны быть подтверждены правильно оформленной первичкой.
Стоимость МПЗ, приобретенных другим способом
Если МПЗ приобретены не по договору купли-продажи, их стоимость определяется в зависимости от условий приобретения:
Подробнее о порядке, применяемом для учета материальных ценностей, выявленных при разборке, демонтаже и ремонте имущества, см. в материале «Налоговый учет материальных запасов, полученных в результате демонтажа, разборки или ремонта неамортизируемого имущества».
Списание МПЗ в налоговом учете
С 2015 года при отпуске сырья и материалов в производство, передаче ценностей в эксплуатацию, при продаже товаров их стоимость в налоговом учете, как и в бухгалтерском, можно оценить одним из трех методов:
Выбранный способ должен быть отражен в учетной налоговой политике и должен применяться в течение всего года. Для разных групп МПЗ можно установить разные способы списания.
Наиболее широко применяется метод СРС.
Ознакомиться подробнее с этими методами, рассмотреть чаще всего используемый метод СРС на конкретном примере, узнать особенности списания при СРС можно в статье «Порядок списания материалов по средней себестоимости».
Для налогового учета материально-производственных запасов, как и для бухгалтерского, факты выбытия МПЗ должны быть документально подтверждены. Для налогового учета МПЗ можно использовать:
При списании некачественных МПЗ, выявлении недостачи налогоплательщик обязан зафиксировать факт выбытия, обстоятельства, по котором произошло данное выбытие, подтвердить, что не было передачи данных МПЗ третьим лицам. Обязательным условием для признания в расходах данных ценностей является отсутствие виновных лиц. Списание МПЗ документально оформляется: назначается комиссия, ответственные лица, составляются акты о непригодности ТМЦ с указанием причины списания, акты на списание. Списание в расходы МПЗ по причине ненадлежащего качества, недостачи, при пересортице — отдельная тема, в силу наличия множества подводных камней.
Нюансы списания материалов в бухгалтерском учете см. в статье «Порядок списания материалов в бухгалтерском учете (нюансы)».
Несоблюдение требований к организации учета МПЗ ведет к возникновению налоговых претензий.
Ознакомиться с основными ошибками в учете МПЗ, которые влияют и на достоверность налогового учета, можно в статье «Проведение аудита материально-производственных запасов».
Итоги
МПЗ принимаются к учету исходя из цен их приобретения. Стоимость ценностей, полученных не по договору купли-продажи, определяется согласно способу приобретения. Для налогообложения при отпуске материалов и сырья в производство, продаже товаров, передаче инвентаря в эксплуатацию используются способы, как в бухгалтерском учете. Во избежание нежелательных налоговых последствий все операции, проводимые с МПЗ, должны быть документально подтверждены.
Списание материалов в 1С 8.3 пошаговая инструкция
Это руководство поможет разобраться с порядком списания материалов в 1С Бухаглтерия. За пример будем брать конфигурацию БП 8.3. Так же предоставим пошаговую инструкцию по самой процедуре списания.
Рассмотрение статьи начнем с методологического подхода с точки налогового и бухгалтерского учета, после рассмотрим порядок действий во время списания материалов.
Мы будем рассматривать общий порядок списания, мы не будем учитывать определенные отраслевые нюансы, такие как девелопмент, или требование для производственного или сельхоз предприятия различных актов и документов для списания материала.
Методологические указания
Любой порядок списания материалов в бухучете регулируется согласно ПБУ 5/10. Согласно пункту номер 16 данного ПБУ, существует три варианта списания, которые ориентированы на следующие пункты:
Налоговый учет во время списания материалов рекомендует ориентироваться на 254 статью налогового кодекса, в котором в пункте 8 указываются следующие варианты оценки:
Бухгалтер закрепляет выбранный метод списания товара в учетной политике для налогового и бухгалтерского учета. Как правило, для упрощения учета стараются выбирать в обоих случаях одинаковые способы. Чаще выбирают списание по средней себестоимости.
Однако, если каждый материал уникален, как это бывает на ювелирном производстве, следует выбрать списание по себестоимости единицы.Прежде чем осуществлять списание, следует проверить или установить настройку учетной политике в 1С.
Списание материалов в 1С 8.3: настройка учетной политики
Не забывайте о некоторых чертах, которые характерны для данной конфигурации 1С версии 8.3, а именно:
Как происходит списание материалов через 1С версия 8.3
Прежде чем провести списание, вам понадобится провести и заполнить документ «Требование-накладная». Его можно найти двумя путями, а именно:
На скрине ниже изображен экран формы, которая появляется в случае нажатия кнопки «Подбор». Для того, чтобы вам было удобно работать, и вы видели лишь те позиции, по которым есть физические остатки, сделайте активной кнопку «Только остатки».
Вам достаточно выбрать все позиции, которые нужно списать, и они автоматически попадут в раздел «Подобранные позиции». Следом нажмите кнопку «Перенести в документ».
Позиции, которые вы выбрали будут отображены в табличной части документа на списание товара.
Если вы посмотрите на скриншот, то заметите, что включена функция «Счета затрат», которая находится во вкладке «Материалы». Там же видно, что из всех выбранных позиций «Яблочное повидло» списано на счет 20, а вода на 25-й счет.
Не забывайте заполнять раздел «Подразделение затрат», «Статья затрат» и «Номенклатурная группа».
«Подразделение затрат» и «Номенклатурная группа» становятся доступными только в документах, в которых в параметре системы установлены следующие значения:
Даже если вы занимаетесь ведением учета в маленькой организации, заведите себе в справочной книге пункт «Общая номенклатурная группа» и выбирайте его, чтобы не возникали проблемы в конце месяца при закрытии.
В крупных фирмах ведение этой закладки позволяет получать все необходимые отчеты быстро и без проблем, а значит и оперативно закрывать месяц.
Подразделением затрат может быть участок, отдельный магазин, цех или что угодно, по чему нужно собрать контрольную сумму затрат.
Все номенклатурные группы связаны с различными видами продукции, которую выпускает компания. Например, если разные цеха выпускают одну и ту же продукцию, то вам следует указать единую номенклатурную группу, чтобы видеть общую сумму затрат.
Однако, если вы хотите видеть сумму выручки и сумму затрат отдельно по различным видам продуктов, например по шоколадным конфетам и карамели, то укажите различные номенклатурные группы.
Указывая статью затрат, вам надо ориентироваться на налоговый кодекс. Например, обязательно указывайте пункты «Расход на оплату труда» и «Материальные затраты». Данные перечни можно расширять, все зависит от нужд конкретного предприятия.
Как только вы указали все параметры, вам нужно нажать кнопку «Закрыть и провести». После этого вы можете просмотреть все проводки.
В дальнейшем, при ведении учета, если вам понадобится сделать похожую накладную, то можно не создавать ее заново, а просто скопировать, используя стандартные инструменты, которые есть в программе 1С.
Расчет средней цены в программе 1С
Давайте рассмотрим, каким образом рассчитывается средняя цена на позиции «Яблочное повидло». Например, до списания к вам в магазин было всего два поступления яблочного повидла.
100 килограмм яблок х 1000 рублей = 100 000 рублей;
80 килограмм яблок х 1200 рублей = 96 000 рублей;
Средняя сумма списания будет равна (100 000 + 96 000)/(100+80) = 108,89 рублей.
Полученную сумму умножаем на 120 килограмм яблок и получаем 130 666, 67.
В данный момент во время списания мы воспользовались скользящей средней.
После списания произошло еще одно поступление. Нам пришло 50 килограмм яблок по 1 100 рублей.
Исходя из этого, средняя взвешенная сумма за месяц будет равна:
(100 000+55 000 + 96 000)/(100+50+80) = 1091,30 рублей. Если мы умножим это на 120, то получим сумму равную 130 956, 52.
Разница, которую мы получим, вычитая одно значение из другого и будет списана в 1С при закрытии месяца и после выполнения операции «Корректировка стоимости номенклатуры». Важно помнить, что 1С округляет сумму, поэтому может возникнуть разница в 1 копейку.
Расчет по методу ФИФО
Если использовать этот метод, то расходы за месяц будут следующими:
100 килограмм яблок х 1 000 рублей = 100 000 руб;
20 килограмм яблок х 1 200 рублей = 24 000 руб;
Общий итог 124 000 рублей.
Что еще важно знать?
Любое формирование накладных и их применение во время списания требует выполнения одного важного условия:
Списанные материалы должны будут израсходованы производством в этом же месяце. На практике так бывает не всегда, поэтому передачу материалов можно отобразить как перемещение между складами на отдельный субсчет 10 или на отдельный склад, который находится на этом же субсчете.
Списание же происходит при указывании фактического количества использованного материала.
Налоговые последствия списания непригодных для использования ТМЦ
Налогоплательщик применяет общую систему налогообложения. По результатам проведения технической инвентаризации были выявлены невостребованные материалы, непригодные для дальнейшего использования, в том числе в связи с моральным износом, естественной потерей первоначальных качеств вследствие длительного хранения. В связи с отсутствием возможности и нецелесообразности дальнейшего использования на производственные нужды, отсутствием возможности реализации на сторону, нецелесообразности хранения налогоплательщик списал выявленные невостребованные материалы. Данные материалы приобретались для использования в деятельности, приносящей доход.
Каков порядок налогового учета расходов от списания невостребованных материально-технических ресурсов (материалов)?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
При надлежащем документальном оформлении списания ТМЦ организация может признать в расходах при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль стоимость непригодных для использования списанных ТМЦ.
НДС, ранее правомерно принятый к вычету по приобретенным для производства изделиям, списанным в результате их непригодности, восстанавливать не требуется.
Обоснование позиции:
Налог на прибыль
Налоговые последствия списания непригодных для дальнейшего использования ТМЦ, прежде всего, касаются налогового учета расходов.
Налоговый кодекс РФ (глава 25 НК РФ) не содержит прямых норм, в соответствии с которыми стоимость списываемых непригодных к использованию оборотных активов подлежала бы включению в состав расходов, связанных с производством и реализацией, или в состав внереализационных расходов.
В то же время перечень прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией, и внереализационных расходов является открытым (пп. 49 п. 1 ст. 264, пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ). Это позволяет уменьшать облагаемую базу по налогу на прибыль на иные экономически оправданные расходы.
Для правомерного включения любого расхода в состав налоговой базы по налогу на прибыль необходимо, чтобы он не был прямо поименован в ст. 270 НК РФ и удовлетворял критериям, перечисленным в п. 1 ст. 252 НК РФ. При соблюдении этих условий затраты могут быть учтены по основаниям, предусмотренным пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ (в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией) или пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ (в составе внереализационных расходов).
Согласно положениям п. 1 ст. 252 НК РФ расходами в налоговом учете признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты:
под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме;
под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации;
расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
По мнению Конституционного суда РФ, выраженному в определениях КС РФ от 04.06.2007 N 320-О-П и N 366-О-П, законодатель оправданно отказался от закрытого перечня конкретных затрат налогоплательщика, которые могут быть учтены при расчете налоговой базы, имея в виду многообразие содержания и форм экономической деятельности и видов возможных расходов, что при их детальном и исчерпывающем нормативном закреплении приводило бы к ограничению прав налогоплательщика, и предоставил налогоплательщикам возможность самостоятельно определить в каждом конкретном случае, исходя из фактических обстоятельств и особенностей финансово-хозяйственной деятельности, относятся те или иные затраты к расходам в целях налогообложения либо нет. Здесь же говорится, что обоснованность расходов, учитываемых при расчете налоговой базы, должна оцениваться с учетом обстоятельств, свидетельствующих о намерениях налогоплательщика получить экономический эффект в результате реальной предпринимательской или иной экономической деятельности (смотрите также постановление Пленума ВАС РФ от 12.10.2006 N 53 «Об оценке арбитражными судами обоснованности получения налогоплательщиком налоговой выгоды»). При этом речь идет именно о намерениях и целях (направленности) этой деятельности, а не о ее результате, причем бремя доказывания необоснованности расходов налогоплательщика возлагается на налоговые органы.
По мнению Минфина России, расходы по списанию неликвидных ТМЦ не направлены на получение дохода (смотрите письма Минфина России от 21.07.2011 N 03-03-06/1/428, от 07.06.2011 N 03-03-06/1/332, от 05.07.2011 N 03-03-06/1/397, от 14.06.2011 N 03-03-06/1/342).
Исключение контролирующие органы делают только для отдельных групп товаров, обязанность по уничтожению которых по истечении срока годности возложена на налогоплательщика законодательством (письма Минфина России от 09.02.2018 N 03-03-06/1/7862, от 04.05.2012 N 03-03- 06/1/227 и письмо ФНС России от 16.06.2011 N ЕД-4-3/9487@).
Наличие арбитражной практики по вопросу учета подобных расходов свидетельствует, что признание таких затрат может привести к налоговому спору. Причем в каждом конкретном случае решение судом принимается на основе детального, всестороннего исследования обстоятельств, связанных с причинами списания ТМЦ, а также документального оформления списания.
Имеется положительная для налогоплательщиков судебная практика. Так, судьями при рассмотрении споров устанавливается, во-первых, направленность расходов на приобретение МПЗ на извлечение дохода, во-вторых, надлежащее документальное подтверждение расходов от их списания (смотрите постановления Девятого ААС от 07.11.2012 N 09АП-29791/12, от 08.12.2011 N 09АП-31311/11 (оставлено без изменения постановлением ФАС Московского округа от 23.03.2012 N Ф05-1843/12 по делу N А40-65585/2011), ФАС Западно-Сибирского округа от 13.12.2010 по делу N А45-7702/2010). В постановлении Четырнадцатого ААС от 25.12.2014 N 14АП-10106/14 судьи пришли к выводу, что налогоплательщик вправе отнести на расходы стоимость товаров, сырья, не пригодных к дальнейшему использованию в производстве ввиду истечения срока хранения, порчи, иных подобных случаев, приведших к утрате потребительских свойств товара, сырья (смотрите также постановление ФАС Московского округа от 21.05.2013 N Ф05-4096/13 по делу N А40-81762/2012). Вывод в пользу налогоплательщика сделали судьи и в постановлении ФАС Поволжского округа от 15.04.2008 по делу N А57-13824/06-17.
В постановлении ФАС Волго-Вятского округа от 01.10.2012 N Ф01-4204/12 судьи, согласившись с позицией налогоплательщика, указали на то, что в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. При этом перечень таких расходов является открытым (пп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ). Поэтому стоимость продукции, ранее приобретенной для использования в производстве, но по прошествии времени переставшей соответствовать ГОСТу и утратившей свои потребительские свойства, компания может учесть в составе внереализационных расходов. Приобретение организацией материала и нахождение его на складе поставщика инспекция не оспаривала, а акта по форме N ТОРГ-16 и документов, на основе которых он был составлен, достаточно для подтверждения факта порчи и признания спорных затрат в налоговом учете.
В постановлении АС Уральского округа от 25.03.2015 N Ф09-1336/15 судом исследовался факт списания обществом имущества (материалов) как неликвидного, физически износившегося и морально. При этом соответствующие расходы были учтены при расчете налога на прибыль. Суд пришел к выводу, что материалы и комплектующие производственного назначения были списаны как товарно-материальные ценности, не применяемые в производстве в связи со сплошной коррозией поверхности, в связи с окончательным браком, в связи с длительным хранением и утратой потребительских свойств. Приобретенные товарно-материальные ценности, признанные впоследствии неликвидными, предназначались для использования в производственной деятельности, направленной на получение дохода. В такой ситуации стоимость физически износившихся и морально устаревших материалов в момент их списания как неликвидного имущества может быть отнесена на уменьшение облагаемой прибыли.
В то же время в арбитражной практике есть примеры решений не в пользу налогоплательщиков. Преимущественно это связано с выявлением факта необоснованного учета расходов или недостоверности, неподтверждённости фактов, на которые ссылается налогоплательщик.
Суды, находя недостатки в оформлении документов по списанию и уничтожению неликвидных МПЗ, соглашаются с налоговиками, которые считают неправомерным включение их стоимости в расходы, учитываемые при определении облагаемой базы по налогу на прибыль.
В то же время судьи пришли к выводу о недоказанности налогоплательщиком того, что списанные материалы:
приобретались (получены от правопредшественника) непосредственно для осуществления производственной деятельности;
предполагалось их использование в целях извлечения дохода.
Акты о списании и иные имеющиеся в материалах дела документы, по мнению судей, не позволяют идентифицировать конкретное имущество, переданное в 1999 году правопредшественником, и сопоставить его с МПЗ, списанными в 2013-2014 годах.
Суд указал, что, действуя добросовестно, Общество должно было обнаружить технически устаревшие и морально изношенные ТМЦ с датой поступления до 1999 года и позднее, которые хранились на складе и не использовались налогоплательщиком, при ежегодной инвентаризации имущества задолго до 2013, 2014 годов.
Также налогоплательщиком не доказано, что списание малоценных запасов с датами поступления до 1999 года по причине истечения срока годности возможно было только в 2013-2014 годах. Если налогоплательщик принимает решение учитывать стоимость списываемых МПЗ при расчёте налога на прибыль, то помимо первичных документов, подтверждающих их списание, необходимо иметь документы, свидетельствующие о приобретении данных запасов и подтверждающие, что изначально затраты произведены как расходы, направленные на получение дохода.
Арбитры встают на сторону налогоплательщиков только в тех случаях, когда организации представляют документы, свидетельствующие о приобретении спорных ТМЦ и подтверждающие, что изначально затраты произведены как расходы, направленные на получение дохода. Соответственно, при отсутствии таких документов (договоров, накладных (в том числе транспортных, товарно-транспортных), актов приема-передачи) суды признают действия налоговых органов законными.
Таким образом, при надлежащем документальном оформлении списания ТМЦ, а также если в наличии имеются документы на приобретение соответствующих материалов, организация может признать в расходах при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль стоимость непригодных для использования списанных ТМЦ. В таком случае положительный исход спора с налоговыми органами для организации вполне вероятен. При этом мы не исключаем претензии налоговых органов при проверке. В то же время у организации есть шансы отстоять свою позицию в суде.
Документами, используемыми при оформлении списания неликвидных ТМЦ, могут быть:
акт о списании, составленный комиссией;
акт инвентаризации ТМЦ.
Одним из аргументов для обоснования правомерности уменьшения налоговой базы на стоимость непригодных для использования, списываемых материалов может рассматриваться возможность использования мест их хранения с большей экономической пользой.
Налог на добавленную стоимость
В отношении восстановления НДС при списании непригодных для дальнейшего использования ТМЦ, официальная позиция уполномоченных органов состоит в том, что суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету по ТМЦ, которые в дальнейшем утилизируются (списываются), подлежат восстановлению, так как выбытие ТМЦ по причинам, не связанным с реализацией или безвозмездной передачей, объектом обложения НДС не является (письма Минфина России от 21.01.2016 N 03-03-06/1/1997, от 19.03.2015 N 03-07-11/15015).
Вместе с тем есть письма ФНС России, в которых указано, что суммы НДС, ранее правомерно принятые к вычету, при выбытии имущества в результате пожара, аварии восстановлению не подлежат, так как эти случаи п. 3 ст. 170 НК РФ не поименованы (смотрите письма ФНС России от 17.06.2015 N ГД-4-3/10451@, от 21.05.2015 N ГД-4-3/8627@).
Судебные органы в своих решениях указывают, что закрытый перечень, установленный п. 3 ст. 170 НК РФ, не предусматривает необходимости восстановления НДС, ранее принятого к вычету.
ВАС РФ в решении от 19.05.2011 N 3943/11 утверждает, что обязанность по уплате в бюджет ранее правомерно принятой к зачету суммы НДС должна быть предусмотрена законом. Соответственно, выбытие ТМЦ, в частности, в связи с их утратой или порчей не является основанием для восстановления сумм налога в бюджет. Следует отметить, что при рассмотрении вопроса о восстановлении НДС при выбытии имущества по причине, не связанной с реализацией, Минфин России рекомендует руководствоваться решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ, а также решениями, постановлениями, письмами Верховного Суда РФ (смотрите письмо Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571, а также п. 10 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 N 33).
Однако налогоплательщик обязан зафиксировать факт выбытия и то обстоятельство, что имущество выбыло именно по указанным основаниям, без передачи его третьим лицам, поскольку в силу п. 1 ст. 54 НК РФ он обязан доказать наличие тех фактов своей хозяйственной деятельности, которые влияют на формирование финансового результата, служащего основанием для определения объема налоговой обязанности.
Таким образом, учитывая позицию судов, в том числе и ВАС РФ, а также в ряде случаев изменившуюся позицию контролирующих органов, считаем, что в рассматриваемой ситуации НДС, ранее правомерно принятый к вычету по приобретенным для производства изделиям, списанным в результате их непригодности, восстанавливать не требуется.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет выбытия морально устаревших, пришедших в негодность по истечении сроков хранения материалов;
— Вопрос: Необходимо ли организации восстанавливать НДС, принятый ранее к вычету, по материальным ценностям, списываемым по причине их непригодности для использования в результате их порчи, морального устаревания или недостачи? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июнь 2018 г.);
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коренева Ольга
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.