как списать журналы по охране труда по бухгалтерскому учету
Как учитывать книги и журналы: последние разъяснения Минфина
Многие фирмы выписывают различные газеты и журналы, покупают книги и бераторы. Их учет вызывает немало вопросов у бухгалтеров. На некоторые из них недавно ответил Минфин.
Как отразить оплату изданий
Заплатить за печатные издания можно двумя способами:
— авансом. В этом случае фирма сначала перечисляет деньги, а потом в течение определенного времени получает журналы или газеты. Как правило, подписка оформляется на три или шесть месяцев;
— непосредственно в издательстве или в магазине. При этом вы платите деньги и сразу получаете печатную продукцию.
Большинство фирм использует первый вариант. Перечисленные за журналы деньги учтите как выданные авансы:
Дебет 60 субсчет «Авансы выданные» Кредит 51
— перечислены деньги за подписку.
Обратите внимание: налоговый инспектор может посчитать, что предоплату за издания надо учитывать как расходы будущих периодов. В этом случае у вас образуется долг по налогу на имущество. Дело в том, что расходы будущих периодов увеличивают этот налог.
В этом случае не соглашайтесь с инспектором. Свою позицию обоснуйте так.
ПБУ 10/99 есть в приказе Минфина от 6 мая 1999 г. № 33н |
Расходы возникают в том случае, если у фирмы уменьшаются экономические выгоды (например, вы заплатили поставщику материалов). Так написано в пункте 16 ПБУ 10/99.
Но при оплате подписки этого не происходит. Ведь вы еще не получили никакой продукции. Фирма просто произвела предоплату. Поэтому перечисленные деньги надо учитывать как выданные авансы.
Если вы не хотите спорить с налоговым инспектором, то отразите затраты на подписку как расходы будущих периодов. Как это сделать, вы можете прочитать в бераторе «Корреспонденция счетов» на странице VIII/97/03.
Пример 1. ЗАО «Актив» подписалось на первые шесть месяцев 2003 года на журнал «Практическая бухгалтерия». За это фирма заплатила 1200 руб. (в том числе 10% НДС — 109 руб.).
Бухгалтер «Актива» отразил подписку так:
Дебет 60 субсчет «Авансы выданные» Кредит 51
— 1200 руб. — перечислены деньги за подписку.
По мере того как будут приходить очередные номера журналов или газет, списывайте их стоимость на затраты. Как это сделать, рассказал Минфин в недавно опубликованном письме от 26 августа 2002 г. № 16-00-12/19.
Как отразить поступление изданий
Печатные издания учитывайте как основные средства. Каждый полученный журнал, бератор или книгу отражайте отдельно.
Поступление литературы отразите так:
Дебет 08 Кредит 60
— получено издание;
Дебет 19 Кредит 60
— отражен НДС;
Дебет 60 Кредит 60 субсчет «Авансы выданные»
— зачтена предоплата;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
— предъявлен к вычету НДС.
Обратите внимание: чтобы поставить НДС к вычету, у вас должен быть счет-фактура. Если у вас нет этого документа, то позвоните в издательство и попросите его выслать.
Полученные издания отразите в специальной книге по учету литературы. Специальной формы для нее не предусмотрено. Поэтому ведите ее в произвольном порядке. Например, эта книга может выглядеть так:
ООО «Актив»
Книга учета изданий, поступивших в октябре 2002 года
№ п/п | Дата поступления | Наименование издания | Стоимость (без НДС), руб. | Дата выбытия | Причина выбытия |
1 | 5 октября 2002 года | Журнал «Практическая бухгалтерия» | 200 | ||
2 | 10 октября 2002 года | Журнал «Расчет» | 245 | ||
3 | 15 октября 2002 года | Бератор «Корреспонденция счетов» | 2790 | ||
… | … | … | … | … | … |
Амортизацию по полученным изданиям не начисляйте. После того как начнете использовать книги или журналы, спишите их стоимость на затраты:
Дебет 01 Кредит 08
— фирма начала использовать издание (например, передала журнал в бухгалтерию);
Дебет 26, 44 Кредит 01
— списана стоимость издания.
Стоимость изданий уменьшает налог на прибыль в момент их приобретения (подп. 6 п. 2 ст. 256 Налогового кодекса) |
В книге учета изданий выбытие журналов, бераторов и другой литературы отразите после того, как вы их перестанете использовать. Например, уничтожите или продадите.
Обратите внимание: стоимость издания уменьшает налог на прибыль в момент их поступления на склад. Чтобы не вести отдельные налоговые регистры, начинайте использовать книги и журналы сразу после того, как их получите.
Пример 2. Воспользуемся данными примера 1. В январе 2003 года ЗАО «Актив» приобрело бератор «НДС от А до Я» за 4400 руб. (в том числе 10% НДС — 400 руб.). Это издание фирма покупала за наличный расчет в издательстве.
Кроме того, в январе фирма получила первый номер журнала «Практическая бухгалтерия». Его стоимость равна:
1200 руб. : 6 мес. = 200 руб.
В том числе НДС:
109 руб. : 6 мес. = 18 руб.
Поступление литературы бухгалтер «Актива» отразил так:
приобретение бератора
Дебет 71 Кредит 50
— 4400 руб. — выданы под отчет деньги на покупку бератора;
Дебет 08 Кредит 71
— 4000 руб. (4400 — 400) — оприходован бератор;
Дебет 19 Кредит 71
— 400 руб. — отражен НДС;
Дебет 01 Кредит 08
— 4000 руб. — бератор передан в бухгалтерию;
Дебет 26 Кредит 01
— 4000 руб. — списана стоимость бератора;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
— 400 руб. — НДС принят к вычету;
поступление журнала «Практическая бухгалтерия»
Дебет 08 Кредит 60
— 182 руб. (200 — 18) — поступил журнал;
Дебет 19 Кредит 71
— 18 руб. — отражен НДС;
Дебет 01 Кредит 08
— 182 руб. — журнал передан в бухгалтерию;
Дебет 26 Кредит 01
— 182 руб. — списана стоимость журнала;
Дебет 60 Кредит 60 субсчет «Авансы выданные»
— 200 руб. — зачтен аванс;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
— 400 руб. — НДС принят к вычету.
Н. ЖУРАВЛЕВА, эксперт журнала «Практическая бухгалтерия»
Материал опубликован в 11-м номере журнала
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ БУХГАЛТЕРА
Полная информация о правилах учета и налогах для бухгалтера.
Только конкретный алгоритм действий, примеры из практики и советы экспертов.
Ничего лишнего. Всегда актуальная информация.
Затраты на охрану труда: что учесть в работе специалисту по ОТ
Специалист по техносферной безопасности, эксперт по независимой оценке квалификации в области охраны труда
Каждое мероприятие по охране труда стоит денег, именно поэтому каждый работник службы охраны труда должен предусмотреть затраты, обосновать их, корректировать суммы, следить за исполнением бюджета. В противном случае, затраты будет невозможно ни возместить через ФСС, ни подтвердить их необходимость на следующий год. В статье мы расскажем, как составить бюджет затрат по ОТ, в том числе на обучение работников.
Из статьи вы узнаете:
Как сформировать перечень затрат по охране труда
Каждый работодатель обязан выделять на мероприятия по улучшению условий труда каждый год не менее 0,2% от всех затрат на производство. Если сумма затрат на ОТ будет меньше этого процента, предприятие оштрафуют за нарушение требований статьи 226 Трудового Кодекса РФ.
Поэтому перед составлением перечня затрат по ОТ необходимо получить в бухгалтерии справку о составе затрат на производство, высчитать размер согласно ст. 226 ТК РФ, и придерживаться этой цифры.
Если не тратить на охрану труда 0,2% от затрат на производство, штраф может составить для предприятия от 50 000 до 80 000 рублей. Кроме того, такое правонарушение может привести к административной ответственности для должностных лиц: руководителя организации, специалиста по ОТ, главного бухгалтера в сумме от 2 000 до 5 000 рублей. Если работодатель-индивидуальный предприниматель совершит подобное нарушение, штраф также может составить для него от 2 000 до 5 000 рублей.
Хуже всего, если работодатель ранее был привлечен к ответственности по этой статье КоАП РФ. В части 5 статьи 5.27.1 КоАП об этом написано следующее: если должностное лицо было ранее подвергнуто штрафу за аналогичное правонарушение, штраф может составить или 40 000 рублей, или же сотруднику грозит дисквалификация. Решение о дисквалификации принимает суд. Если суд посчитает возможным, он может дисквалифицировать должностное лицо на три года.
Компанию также могут оштрафовать до 200 000 рублей, или инспектор может закрыть предприятие, издав постановление об административном приостановлении деятельности на 90 суток.
Не каждое мероприятие можно запланировать в бюджете на охрану труда. Например, не относят к затратам на охрану труда повышение квалификации сотрудников (бюджет отдела кадров), закупку и перезарядку огнетушителей (бюджет на пожарную безопасность и охрану здания), расходы на доставку к месту производства работ (расходы на основное производство), приобретение мебели для кабинета по охране труда (расходы на содержание зданий и сооружений).
Минтруд утвердил типовой перечень ежегодных мероприятий по охране труда приказом от 1.03.2012 года № 181н. В перечне указано несколько десятков мероприятий по ОТ, которые можно включить в годовой бюджет, но не каждое, а часть из них, по потребности.
Если же потребность возникает в проведении каждого мероприятия, рекомендуем вначале запланировать те расходы, которые можно будет возместить через Фонд социального страхования.
Профинансировать часть мероприятий по улучшению условий и охране труда можно за счет страховых взносов в ФСС от НС и профзаболеваний, но только в том случае, если у предприятия нет задолженности перед бюджетом.
Как производят финансирование
Финансирование проводят согласно приказу Минтруда от 10.12.2012 г. № 580н. Для того, чтобы претендовать на возмещение, необходимо заранее составить план затрат, и провести их в тот год, в котором подают заявление в ФСС. Чтобы получить возмещение затрат на спецоценку или обучение, необходимо, чтобы каждый акт приемки выполненных работ (услуг, работ) был подписан именно в текущем году. Поэтому нужно правильно планировать затраты, то есть так, чтобы в дальнейшем сэкономить часть своих денег, и на сэкономленные деньги закупить комплекты СИЗ, или оплатить за обучение по ОТ.
За счет бюджета охраны труда можно профинансировать проведение таких обязательных для каждого работодателя мероприятий по ОТ (полный список в приложении к приказу Минтруда от 1.03.2012 года № 181н):
Как подсчитать затраты на обучение по ОТ
В бюджете по охране труда отдельное место занимает обучение по охране труда. Для этого в приказе Минтруда № 181н есть такая статья расходов, как приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.
К расходам на обучение относятся: затраты на организацию и проведение вводного, инструктажей по ОТ на рабочем месте, стажировки, обучения первой помощи, обучению и проверке знаний по ОТ.
Включите в бюджет по ОТ стоимость обучения руководителей и специалистов в учебных центрах (их обучение проводится не реже 1 раза в 3 года, и является обязательным при приеме на работу, а также при переводе на другую работу).
Также необходимо в бюджет включить расходы на тиражирование инструкций и программ инструктажа и обучения по охране труда, к примеру, закупку переплетного устройства для брошюрования. Также можно купить за счет ОТ обучающий комплекс, сборник тестов, обучающую литературу, плакаты.
Эти программы и плакаты предназначены для подготовки по ОТ и стажировке работников рабочих профессий, а также тех руководителей и специалистов, которые обучаются внутри своей организации. Также и тренажер по оказанию первой помощи можно закупить за счет средств ОТ. Самое главное, чтобы все эти покупки были сертифицированы, а программы – лицензионными.
Таким образом, нужно включать каждый год в бюджет затраты на оснащение и поддержание материально-технической базы кабинета по ОТ, уголков охраны труда средствами наглядной агитации и техническими средствами обучения (но, повторяемся, никак не закупка шкафов и столов).
Бюджетный учет: расходы на охрану труда
Одна из обязанностей работодателя — обеспечить сохранность жизни и здоровья сотрудников на рабочем месте (ст. 212 ТК РФ). Охрана труда как отдельное направление деятельности учреждения требует определенных расходов. Рассмотрим основные мероприятия и источники их финансирования в бюджетной сфере.
Каждое учреждение самостоятельно определяет для себя обязательный набор мероприятий в зависимости от специфики деятельности. Они должны быть зафиксированы в отдельном локальном нормативном акте — Положении об охране труда, которое утверждается руководителем учреждения. Для каждого из мероприятий формируется порядок реализации, источники финансирования и порядок учета.
Типовой перечень мероприятий в сфере охраны труда утвержден приказом Минздравсоцразвития России от 01.03.2012 № 181н.
Нужно помнить, что нарушение законодательных требований в области охраны труда влечет за собой административное наказание, максимально — штраф до 150 000 рублей или приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 5.27.1 КоАП).
Расходы на специальную оценку труда
1-й класс — оптимальные;
2-й класс — допустимые;
3-й класс (с подклассами) — вредные;
Спецоценка должна проходить раз в пять лет, кроме случаев, когда возникают основания для внеочередной оценки (ст. 8, 17 Закона № 426-ФЗ). Проводит процедуру специально аккредитованная организация. Оплата ее услуг и все сопутствующие затраты отражаются в бухучете так:
Дебет
Кредит
Расходы на медосмотры
— химические, физические, психофизиологические факторы, которые негативно воздействуют на работников;
— постоянный контакт с большим количеством людей, в том числе детей;
— контакт с больными;
— повышенные физические нагрузки;
— работа с продуктами питания и пр.
Обязательные медосмотры регламентируются отдельными отраслевыми подзаконными актами. Оплату берет на себя учреждение-работодатель (ст. 213 ТК РФ). Бухгалтер должен учесть эти средства по тому же алгоритму, что и расходы на СОУТ.
Расходы на покупку средств индивидуальной защиты
Задача службы охраны труда или руководителей подразделений — отслеживать, как соблюдаются нормы, вовремя выдавать и заменять обветшалую спецодежду и СИЗ. Принятые в учреждении нормы выдачи средств защиты могут быть увеличены по решению выборного органа, но ни в коем случае не могут быть меньше, чем законодательно установленные.
Спецодежда, как и все другие материальные запасы, принимается к учету по ее фактической стоимости. Последняя складывается из оплаты поставщику и сопутствующих расходов на транспортировку, страховку, консультационные услуги, таможенные пошлины и прочее. Расходы по доставке распределяются на все предметы партии пропорционально стоимости каждого.
В бухгалтерском учете покупка и списание спецодежды отражаются следующими проводками.
Что каждый бухгалтер должен знать об охране труда
По данным исследований Международной организации труда, ежегодно происходит около 270 млн несчастных случаев и 160 млн новых случаев профзаболеваний. Травмы и развитие болезней зачастую провоцируются самими работниками, не умеющими, часто не знающими, и порой не желающими выполнять технику безопасности.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возложены на работодателя. Перечень этих обязанностей раскрывает статья 212 ТК РФ.
«Труд свободен», — говорит нам пункт.1 статьи 37 Конституции Российской Федерации.
Пункт 3 той же статьи сообщает нам: «Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены. » Право это закреплено ТК РФ в разделе X. ОХРАНА ТРУДА.
ОХРАНА ТРУДА — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия (ст. 209 Трудового кодекса РФ).
Работодатель должен обеспечить безопасные условия и охрану труда, а работник обязан соблюдать установленные правила, нарушение которых может привести к несчастным случаям, травмам и профзаболеваниям. Соответственно с каждым сотрудником необходимо провести инструктаж по технике безопасности, в отдельных случаях — специальное обучение (ст. 214 ТК РФ). Организовать этот процесс должен работодатель, также как и нести связанные с ним расходы.
Если факт допуска к работе не прошедших обучения по охране труда сотрудников выявлен в первый раз, то величина штрафа по ст. 5.27.1 КоАП составит:
Организация охраны труда стоит денег, т.е. нужно определить перечень и рассчитать стоимость затрат. И учесть эти затраты.
Мероприятия по ОТ и их финансирование
Каждый работодатель обязан выделять на мероприятия по улучшению условий труда каждый год от 0,2% от всех затрат на производство. Затраты на охрану труда можно увеличить, но не уменьшить.
Если сумма затрат на ОТ будет меньше 0,2%, предприятие оштрафуют за нарушение требований ст. 226 ТК РФ. Оштрафовать работодателя могут и по части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ.
Не каждое мероприятие можно запланировать в бюджете на охрану труда. Например, не относят к затратам на охрану труда повышение квалификации сотрудников (бюджет отдела кадров), закупку и перезарядку огнетушителей (бюджет на пожарную безопасность и охрану здания), расходы на доставку к месту производства работ (расходы на основное производство), приобретение мебели для кабинета по охране труда (расходы на содержание зданий и сооружений).
Минтруд утвердил типовой перечень ежегодных мероприятий по охране труда приказом от 1.03.2012 года № 181н, включающий несколько десятков мероприятий, которые можно включить в годовой бюджет.
Если потребность возникает в проведении каждого мероприятия, то разумно вначале запланировать те расходы, которые можно будет возместить через Фонд социального страхования.
Профинансировать часть мероприятий по улучшению условий и охране труда можно за счет страховых взносов в ФСС от НС и профзаболеваний, но только в том случае, если у предприятия нет задолженности перед бюджетом.
Финансирование проводят согласно приказу Минтруда от 10.12.2012 г. № 580н. Чтобы претендовать на возмещение, нужно составить план затрат, и провести их в тот год, в котором подают заявление в ФСС. Чтобы получить возмещение затрат на спецоценку или обучение, необходимо, чтобы каждый акт приемки выполненных работ (оказанных услуг) был подписан в текущем году.
За счет бюджета ОТ можно профинансировать проведение таких обязательных для каждого работодателя мероприятий, (полный список в приложении к приказу Минтруда от 1.03.2012 года № 181н), как:
Центр Аттестации и Экспертизы «Аттэк» — одна из лидирующих компаний, предоставляющих все виды услуг в сфере охраны труда — от обучения сотрудников до аудита по ОТ и производственного контроля. У нас аттестованные специалисты и собственные лаборатории.
Как подсчитать затраты на обучение по ОТ
В бюджете по ОТ отдельное место занимает обучение. В приказе Минтруда № 181н есть такая статья расходов, как приобретение стендов, тренажеров, наглядных материалов, научно-технической литературы для проведения инструктажей по охране труда, обучения безопасным приемам и методам выполнения работ, оснащение кабинетов (учебных классов) по охране труда компьютерами, теле-, видео-, аудиоаппаратурой, лицензионными обучающими и тестирующими программами, проведение выставок, конкурсов и смотров по охране труда.
К расходам на обучение относятся :
Можно купить за счет бюджета на охрану труда :
Важное условие: все эти покупки должны быть сертифицированы, а программы иметь лицензии.
Затраты на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством, включаются в состав прочих расходов (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ).
К таким расходам можно отнести затраты:
Типовые нормы бесплатной выдачи сертифицированных специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты для строителей утверждены приказом Минздравсоцразвития от 16 июля 2007 г. № 477*.
Расходы, связанные с приобретением спецодежды, могут быть учтены в налоговом учете в составе материальных расходов в полной сумме по мере передачи ее в пользование работникам в соответствии с нормами бесплатной выдачи спецодежды, установленными в организации (см. письмо Минфина России от 23 апреля 2007 г. № 03-04-06-01/128).
Некоторые виды работ связаны с применением вредных химических веществ. Статьей 222 Трудового кодекса РФ определено: на работах с вредными условиями труда работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты.
Выдача данных продуктов по письменным заявлениям работников может быть заменена компенсационной выплатой в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов.
Нормы и условия бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов работникам, занятым на работах с вредными условиями труда, установлены постановлением Минтруда России от 31 марта 2003 г. № 13.
В целях налогообложения прибыли затраты в виде суммы выданной компенсации могут быть учтены при соблюдении условий:
Все начисления компенсирующего характера, связанные с работой в тяжелых, вредных, особо вредных условиях труда, относятся к расходам на оплату труда (п. 3 ст. 255 Налогового кодекса РФ).
При определении налоговой базы по НДФЛ учитываются все доходы работника, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды.
По ст. 422 НК РФ не подлежат обложению страховыми взносами все виды установленных с оплатой стоимости и (или) выдачей полагающегося натурального довольствия, а также с выплатой денежных средств взамен этого довольствия. На данные выплаты не начисляются взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 10 Перечня выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС).
В бухгалтерском учете расходы на оплату услуг, связанных с охраной труда, являются расходами по обычным видам деятельности. Они признаются на дату подписания акта приемки-сдачи оказанных услуг (п. 5, 7, 16 ПБУ 10/99). Данные расходы отражают по дебету счета 25 (26) в корреспонденции с кредитом счета 60. Предъявленная сумма НДС отражается по дебету счета 19 в корреспонденции с кредитом счета 60. Данную сумму НДС организация имеет право зачесть после принятия на учет оказанных ей услуг при наличии счета-фактуры контрагента (ст. 171, 172 Налогового кодекса РФ).
За нарушение правил охраны труда предусмотрена уголовная ответственность. Согласно статье 143 УК РФ, нарушение правил охраны труда, совершенное лицом, на которое возложена обязанность по соблюдению этих правил, повлекшее по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека, наказывается:
- как списать жесткий диск в бухгалтерском учете
- как списать журналы учета в бюджетных организациях