как стать преподавателем бухгалтерского учета
«Хочу преподавать — с чего начать?» — инструкция для экспертов
Об авторе: Зиба Джафарова, руководитель методического центра «Теории и практики».
Мы живем в информационную эру: данных очень много и благодаря стремительному развитию технологий они доступны «на кончиках пальцев». Алгоритмы искусственного интеллекта работают, чтобы помочь нам разобраться в этом бесконечном океане сведений и найти то, что нужно. Но эта информационная и технологическая революция отнюдь не означает, что мы стали мудрее.
Как никогда людям необходима помощь в фильтрации и осмыслении этой информации, получении и рефлексии практического опыта — это все еще прерогатива человека, а именно эксперта.
Сегодня развиваются платформы для каталогизации и шеринга экспертизы, создаются нетворки, которые позволяют соединять запросы людей и компаний с нужным экспертом. Возник даже термин экспертная экономика (expert economy), объемы которой растут. При этом «звание» эксперта не всегда означает, что человек может грамотно делиться этой экспертизой.
Кто такой эксперт?
Вокруг этого термина идет много споров, и однозначного ответа тут нет. Но есть несколько ключевых признаков, по которым можно определить эксперта:
Но если вы собрались заниматься преподаванием, то перечисленных выше характеристик мало — у вас еще должно быть достаточно времени и энергии, чтобы не только проводить занятия и выступать, но и качественно к ним готовиться.
Зачем преподавать?
Для того чтобы стать успешным преподавателем, важно понимать, что вами движет. Определение мотивации и приоритетов поможет вам выстроить стратегию развития в дальнейшем, если вы планируете продолжать преподавать.
Как правило, мотивацией к преподаванию для эксперта становятся:
Как выстроить личный бренд эксперта?
Если вы узнали себя в пунктах выше — отлично. А знают ли о вас другие? Не рассказывать о том, что у вас есть ценные и полезные для других знания и не делиться ими нерационально. Развитие личного бренда повысит осведомленность о вас и вашей экспертизе. Как это делать?
Речь идет не только о предметных знаниях, но и способностях упаковывать и преподносить эти знания и себя.
Подумайте, какой образ вы хотите сформировать у окружающих.
Можно использовать форматы текстового блогинга (например, писать статьи на Medium), завести свой канал на YouTube, делать короткие обзоры событий вашей профессиональной сферы в Instagram, завести канал в Telegram.
Расскажите своим коллегам и знакомым, что хотели бы выступать на определенные темы.
Если вас уже приглашают или начинают приглашать куда-то выступать и преподавать, проверяйте, что это за место, какая там аудитория — это тоже часть вашей репутации. Не на всех площадках стоит выступать.
Как трансформировать знания в обучающий продукт?
Площадок, где можно поделиться знаниями, становится все больше — это конференции, онлайн- и офлайн школы и проекты дополнительного образования, вузы и т.д. Вас могут позвать коротко выступить в формате «печа-куча» или на TED, а могут предложить сделать учебное занятие. Обсудим подробнее последний случай.
Предположим, что вас позвали провести один урок на долгосрочном курсе — воркшоп на целый день. Перед тем, как бросаться готовить слайды презентации, нужно сделать несколько важных шагов:
В итоге вы должны понять, где люди сейчас, а также куда и как вы их хотите привести.
Как составить план занятия?
К этому моменту у вас уже, скорее всего, сложилось понимание основных тематических блоков. Чтобы они превратились в урок, их нужно уложить в определенную структуру.
Есть несколько подходов к проектированию выступления, но так или иначе любое занятие можно поделить на три части: введение, основная часть и заключение. Что не забыть сделать на каждом этапе.
Введение
«Айсбрейкер» — техника для выстраивания позитивного взаимодействия между членами группы на этапе знакомства и создания благоприятной атмосферы на уроке.
Здесь отлично сработают истории и яркие кейсы из опыта — эмоции помогают вовлечься и запомнить.
Это позволит настроить ожидания участников, увеличит комфорт и чувство безопасности.
Основная часть
Активное вовлечение обучающихся в процесс — это не только залог эффективности курса, но и «лайфхак» для ведущего образовательного процесса, т.к. позволяет перераспределить нагрузку и выдохнуть, пока студенты, к примеру, заняты групповой работой.
Это один из главных принципов обучения взрослых. Побуждайте аудиторию «приземлять» новую информацию на их прошлые или текущие кейсы.
Разделите занятие на блоки по 15–20 минут, после каждого желательно задать вопрос слушателям, подвести промежуточный итог и сделать связку со следующим блоком.
После выполнения каких-то заданий или проведения обсуждений важно свериться, все ли участники сделали в соответствии с целями и требованиями задания, обозначить для них точки роста.
Это, как минимум, придаст процессу динамику за счет смены спикеров и поможет лучше фасилитировать групповую работу. Это и отличная подстраховка, если вы только начинаете преподавать, и вам страшно: вдвоем всегда легче.
Заключение
Описанные выше шаги относятся и к офлайн-, и к онлайн-занятиям. Подготовка и к тому, и к другому формату нужна одинаково тщательная. Можно сказать, что к подготовке онлайн-занятий нужно относиться даже более серьезно, потому что удерживать внимание аудитории становится сложнее. Если у вас уже было подготовлено офлайн-выступление, будет мало просто сделать то же самое онлайн — подумайте о сокращении длительности урока, вынесите часть материала на самостоятельное изучение, потренируйтесь использовать различные цифровые площадки и инструменты взаимодействия с аудиторией.
Финишная прямая
После того, как у вас сложилась структура занятия и подготовлен контент, остается еще несколько шагов:
Сделайте поминутный тайминг и добавьте к нему еще хотя бы 15% времени, чтобы точно уложиться в заявленные временные рамки.
На слайды можно вынести промежуточные вопросы аудитории, названия блоков и обозначения перерывов — так вы не собьетесь с хода занятия.
К примеру, студентам может понадобиться предварительная регистрация в каком-то из ваших цифровых инструментов, или будет нужна особенная расстановка столов в аудитории — все это лучше продумать до занятия.
В заключение
Преподавание полезно не только учащимся, но и самому эксперту, который систематизирует и переосмысливает свой опыт. Более того, это реалистичный трек развития второй карьеры.
Для начинающих экспертов-преподавателей главное — не бояться ошибки или неудачного опыта. Нужно помнить, что все это — прокачиваемый навык, нужно делать выводы и улучшать результаты следующих попыток.
Больше информации и новостей о трендах образования в нашем Telegram-канале. Подписывайтесь.
Как стать преподавателем бухгалтерского учета
Чтобы записаться на этот курс, используя имеющиеся часы обучения, нажмите на соответствующую кнопку ниже:
Среднее время обучения наших слушателей на данном курсе: 183 дня (минимальное время обучения: 60 дней)
В настоящий момент курс проходит 37 обучающихся из 23 регионов
Программа направлена на формирование и развитие у слушателей профессиональных, а также методических компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, предусмотренных квалификационными характеристиками по квалификации «Преподаватель бухгалтерского учета», в контексте формирования готовности реализации ФГОС среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального образования при обучении бухгалтерскому учету в образовательных организациях различных типов.
Формирование методической компетенции слушателей реализуется путем успешного изучения таких дисциплин как «Теория и методика обучения основам бухгалтерского учета», «Современные педагогические технологии» и др.
Форма обучения модульная, что предусматривает последовательное и равномерное ознакомление будущих специалистов с новыми материалами и навыками. Настоящая программа обеспечивает комплексную методическую, психолого-педагогическую, информационно-технологическую подготовку слушателя к деятельности в качестве преподавателя бухгалтерского учета в образовательной организации.
В основу реализации данного курса заложен простой доступ к обучающим материалам дистанционного обучения, поэтому можно учиться, не нарушая свой рабочий ритм и проходить курс обучения в любое время года.
Выбор этого курса является наиболее выгодным и быстрым путем получения дополнительных знаний в области теории и методики обучения бухгалтерскому учету.
Программа профессиональной переподготовки разработана с учетом требований:
— ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование»;
— Профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «8» сентября 2015 г. № 608 н
Центры Сертифицированного Обучения
Подготовка преподавателей сертифицированных курсов проводится в 3 этапа:
1 этап – тестирование 1С:Профессионал
К данному этапу преподаватель готовится самостоятельно – необходимо успешно пройти тестирование 1С:Профессионал по соответствующей курсу конфигурации. Например, если вы планируете проводить курсы по 1С:Бухгалтерии 8, то необходимо получить 1С:Профессионал по программе 1С:Бухгалтерия 8.
Рекомендации по подготовке и форма подачи заявки на странице: http://1c.ru/prof/
Без получения сертификата 1С:Профессионал приступить к 2 и 3 этапам нельзя.
2 этап – Дистанционный тренинг
Дистанционный тренинг позволяет полноценно подготовиться к экзамену на право преподавания выбранного курса без отрыва от учебного или производственного процесса. Тренинг состоит из двух частей: прорешивание практических заданий и ответы на вопросы пользователей по тематике курса.
Сроки тренинга: с момента активации тренинга будет 30 дней на выполнение заданий.
Для прохождениятренинга необходимо приобрести комплект преподавателя и материалы для подготовки к экзамену. Приобрести данные позиции можно в партнерском отделе фирмы «1С» (г. Москва) или у региональных дистрибьюторов. Приобретение материалов возможно только для партнеров с заключенным договором ЦСО. Артикулы для заказа в таблицах ниже:
Комплекты преподавателя по сертифицированным курсам
Код | Курс | Постоянный партнер |
---|---|---|
4601546024992 | Комплект методических материалов для преподавателя ЦСО по курсу «1С:Предприятие 8». Использование конфигурации «Бухгалтерия предприятия» (пользовательские режимы) | 4200 |
4601546091451 | Комплект методических материалов для преподавателя ЦСО по курсу «Ведение бухгалтерского учета в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» | 4200 |
4601546026224 | Комплект методических материалов для преподавателя ЦСО по курсу «1С:Предприятие 8». Использование конфигурации «Зарплата и Управление Персоналом» (пользовательские режимы) | 4200 |
4601546070296 | Комплект методических материалов для преподавателя ЦСО по курсу «1С:Предприятие 8». Использование конфигурации «Зарплата и кадры государственного учреждения» (пользовательские режимы) | 4200 |
4601546019035 | Комплект методических материалов для преподавателя ЦСО по курсу «1C:Предприятие 8. Управление торговлей. Основные принципы работы с программой» | 4500 |
4601546111708 | Комплект методических материалов для преподавателя ЦСО по курсу «Концепция прикладного решения «1С:ERP Управление предприятием» | 4200 |
4601546113320 | Комплект методических материалов для преподавателя ЦСО по курсу «Управление производством и ремонтами в прикладном решении «1С:ERP Управление предприятием» | 4200 |
4601546113771 | Комплект методических материалов для преподавателя ЦСО по курсу «Управленческий учет затрат, финансовый результат в прикладном решении «1С:ERP Управление предприятием» | 4200 |
4601546087591 | Комплект методических материалов для преподавателя ЦСО по курсу «Оперативное управление в малом бизнесе с использованием программы «1С:Управление небольшой фирмой 8» | 4200 |
4601546090287 | Комплект методических материалов для преподавателя ЦСО по курсу «Профессиональная работа в программе «1С:Документооборот 8» | 4200 |
4601546018250 | Комплект методических материалов для преподавателя ЦСО по курсу «Введение в конфигурирование в системе «1С:Предприятие 8″. Основные объекты» | 4200 |
4601546019387 | Комплект методических материалов для преподавателя ЦСО по курсу «Конфигурирование в системе «1С:Предприятие 8″. Решение оперативных задач» | 4200 |
4601546019431 | Комплект методических материалов для преподавателя ЦСО по курсу «Конфигурирование в системе «1С:Предприятие 8″. Решение бухгалтерских задач» | 4200 |
4601546019493 | Комплект методических материалов для преподавателя ЦСО по курсу «Конфигурирование в системе «1С:Предприятие 8″. Решение расчетных задач» | 4200 |
4601546020871 | Комплект методических материалов для преподавателя ЦСО по курсу «Средства интеграции и обмен данными в системе «1С:Предприятие 8» | 4200 |
4601546020925 | Комплект методических материалов для преподавателя ЦСО по курсу «Использование запросов в системе «1С:Предприятие 8» | 4200 |
Материалы для прохождения дистанционного тренинга
Код | Курс | Постоянный партнер | Время обучения, мес. |
---|---|---|---|
4601546099716 | Материалы для подготовки к экзамену на право преподавания курса «Использование конфигурации «Бухгалтерия предприятия» (пользовательские режимы) | 2250 руб | 1 мес. |
4601546108401 | Материалы для подготовки к экзамену на право преподавания курса «Ведение бухгалтерского учета в программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8». Редакция 2.0 | 2250 руб | 1 мес. |
4601546039668 | Материалы для подготовки к экзамену на право преподавания курса «Использование конфигурации «Зарплата и Управление Персоналом» (пользовательские режимы) | 2250 руб | 1 мес. |
4601546096258 | Материалы для подготовки к экзамену на право преподавания курса «Использование конфигурации «Зарплата и кадры государственного учреждения» (пользовательские режимы) | 2250 руб | 1 мес. |
4601546086372 | Материалы для подготовки к экзамену на право преподавания курса «Основные принципы работы с программой 1С:Управление торговлей 8» | 2250 руб | 1 мес. |
4601546106216 | Материалы для подготовки к экзамену на право преподавания курса «Оперативное управление в малом бизнесе с использованием программы «1С:Управление небольшой фирмой 8» | 2250 руб | 1 мес. |
4601546100344 | Материалы для подготовки к экзамену на право преподавания курса «Профессиональная работа с программой «1С:Документооборот 8» | 2250 руб | 1 мес. |
4601546086358 | Материалы для подготовки к экзамену на право преподавания курса «Введение в конфигурирование в системе «1С:Предприятие 8». Основные объекты. Версия 8.3 | 2250 руб | 1 мес. |
4601546086341 | Материалы для подготовки к экзамену на право преподавания курса «Конфигурирование в системе «1С:Предприятие 8». Решение оперативных задач. Версия 8.3 | 2250 руб | 1 мес. |
4601546086334 | Материалы для подготовки к экзамену на право преподавания курса «Конфигурирование в системе «1С:Предприятие 8». Решение бухгалтерских задач. Версия 8.3 | 2250 руб | 1 мес. |
4601546086365 | Материалы для подготовки к экзамену на право преподавания курса «Конфигурирование в системе «1С:Предприятие 8». Решение расчетных задач. Версия 8.3 | 2250 руб | 1 мес. |
4601546108333 | Материалы для подготовки к экзамену на право преподавания курса «Средства интеграции и обмена данными в системе «1С:Предприятие 8» | 2250 руб | 1 мес. |
4601546108326 | Материалы для подготовки к экзамену на право преподавания курса «Использование запросов в системе «1С:предприятие 8» | 2250 руб | 1 мес. |
Для подготовки преподавателя по сертифицированным курсам по программе «1С:ERP Управление предприятием 2» требуется прохождение онлайн-тренинга. Расписание и условия участия можно уточнить на cso@1c.ru.
Технология дистанционного тренинга предполагает прохождение следующих этапов:
До тренинга не допускаются преподаватели без сертификата 1С:Профессионал по компоненте соответствующей курсу (например, если Вы планируете преподавать курс «1С:Предприятие 8. Бухгалтерия для Казахстана». Практическое применение типовой конфигурации, то необходимо иметь 1С:Профессионал по 1С:Бухгалтерии для Казахстана 8).
Следует обратить особое внимание, что методическое пособие дистанционного тренинга дополняет комплект методических материалов для преподавателя (см таблицу Комплекты преподавателя по сертифицированным курсам), но не заменяет его. Предполагается, что в процессе тренинга будущий преподаватель прорабатывает и методику для слушателя, и методику для преподавателя соответствующего сертифицированного курса.
3 этап – Сдача экзамена Преподаватель ЦСО
К данному этапу необходимо приступать после того как получен необходимый сертификат 1С:Профессионал и успешно пройден дистанционный тренинг.
Экзамен Преподаватель ЦСО сдается в течение 2-2,5 часов. Для каждого сдающего формируется индивидуальный список тестов и вопросов пользователя, на которые нужно ответить.
Сдать экзамен в регионах можно в СЭЦ, подать заявку на экзамен нужно на странице: http://1c.ru/spec/. Партнеры, находящиеся в Москве и МО, сдают экзамен в Учебном центре №1, заявку на экзамен отправляйте на cso@1c.ru.
Успешная сдача экзамена на право преподавания по основному курсу открывает доступ к еще нескольким курсам (при покупке методических материалов для преподавателя).
Образование для бухгалтера: куда пойти учиться и так ли нужен ВУЗ, как об этом говорят
Бухгалтер работает непосредственно с капиталом компании, а поэтому требования работодателей к нему довольно высокие. Все хотят видеть в этой должности специалиста с высшим образованием, многолетним стажем, безупречным знанием законодательства и навыками налоговой оптимизации.
Но действительно ли это так важно? Можно ли построить успешную карьеру бухгалтера без диплома ВУЗа и 40 лет в должности рядового специалиста? Давайте разберемся.
Что требует закон
Базовый документ, регулирующий бухучет в РФ — это Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ. В ст. 7 данного НПА сказано, что главный бухгалтер должен иметь:
Однако эти требования предъявляются к руководителям бухгалтерии не всех предприятий, а только некоторых форм собственности. К ним относятся:ПАО, страховые организации, НПФ, акционерные инвестиционные фонды, управляющие компании ПИФ, госучреждения и организации бюджетной сферы.
Примечательно, что закон не требует наличия у главбуха наличия профильного высшего образования: экономического, бухгалтерско-аудиторского, финансового.
В нем подробно расписаны требования к квалификации бухгалтера и главбуха: т.е. набор навыков, знаний и профессиональных умений, которыми должен обладать специалист, чтобы работать в данных должностях.
В профстандарте применяются 4 квалификационных уровня (до 2019 г. описывались только два).
Дополнительные требования по Профстандарту:
Профстандарт — документ рекомендательного характера. Обязательным для применения он становится только после того, как введен на предприятии, т.е. приняты соответствующие ЛНА, приведены в соответствие должностные инструкции, издан приказ руководителя.
Может ли ООО отказать в приеме на работу главному бухгалтеру, не имеющему высшего образования?
Нет, если в Обществе на момент трудоустройства не принят профстандарт, утвержденный приказом Минтруда от 21.02.2019 № 103н.
Может ли работодатель уволить главбуха, не имеющего высшего образования, после принятия профстандарта?
Нет, если сотрудник уже работал на предприятии на момент внедрения профстандарта, работодатель должен направить его на курсы профпереподготовки или повышения квалификации.
Какое образование получить
Перейдем к главному вопросу — куда пойти учиться.
Все зависит от цели, которую перед собой ставит будущий специалист: получить должность рядового бухгалтера в компании, построить карьеру главбуха, предоставлять услуги на фрилансе или стать владельцем собственного бухгалтерского бизнеса.
Выучиться на бухгалтера можно и очно, и дистанционно, такая специализация есть в высших и средне-специальных учебных заведениях. Поступить на программу профессиональной переподготовки можно только, если специалист уже имеет или находится в процессе получения среднего профессионального и (или) высшего образования (ст. 76 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).
Если у вас имеется диплом какого-либо ВУЗа, но вы решили сменить сферу деятельности, лучше всего выбрать курсы.
Цель 1: самостоятельное ведение бухгалтерии небольшой фирмы.
Достаточно краткосрочных курсов по бухгалтерскому учету и налогообложению. Выбирайте программу, которая познакомит с обработкой материальных ценностей, научит рассчитывать сумму налогов и заработной платы.
Цель 2: построение карьеры бухгалтера «с нуля».
Начать карьеру можно, имея среднее профессиональное образование, либо пройдя профессиональную переподготовку по бухгалтерскому учету.
Цель 3: создание собственного бухгалтерского бизнеса.
В данном случае, помимо профильного образования, потребуются специальные знания и навыки управленца, соответствие профессиональным стандартам качества.
Какая разница между учебой в ВУЗе и на курсах
Обучение в университете предполагает дневную форму обучения, очно-заочную и дистанционную. Бакалавриат в любом случае займет 4 года, а магистратура — 5-6 лет. Главным бухгалтером акционерного общества или госучреждения не стать без высшего образования и серьезного опыта работы. Но не забывайте, что для руководителей ООО и ИП таких требований закон не предъявляет.
Курсы длятся гораздо меньше: несколько месяцев от поступления до получения сертификата на руки. Как правило, полученных знаний хватает для того, чтобы вести учет в небольшой фирме, брать заказчиков на аутсорсинг и бухгалтерский аудит. Другое дело — насколько профессиональная будет подача материала у организаторов таких курсов.
Есть ли шанс у дистанционного образования
До сих пор многие опасаются, что онлайн-образование не воспринимается работодателями всерьез. Однако, как показывает статистика, уровень дистанционного обучения в последние годы неуклонно растет. По данным, опубликованным РБК, доля онлайн-образования в западноевропейских странах, Японии и США составляет порядка 30%. В России по прогнозам в 2021 году она достигнет — 19-20%.
В чем преимущества дистанционки:
Подведем итоги
Возможностей получить профессию бухгалтера сегодня более, чем достаточно: начиная от онлайн-курсов в интернете и заканчивая профильным образованием в ВУЗах. Какой путь выбрать — каждый должен решить самостоятельно, ориентируясь на свои цели и ожидаемые перспективы. Жесткие требования закон предъявляет только к главным бухгалтерам предприятий определенных форм собственности (ПАО, НПФ, страховщики и т.д.).