как в литературоведении называется форма обмена репликами

Как в литературоведении называется форма обмена репликами

Изображенное в приведенной сцене действие разворачивается через речевое общение персонажей. Как в литературоведении называют обмен репликами героев драматургического произведения?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Дикой. Ишь ты, замочило всего. (Кулигину.) Отстань ты от меня! Отстань! (С сердцем.) Глупый человек!

Кулигин. Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза.

Дикой. Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза?

Кулигин. Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич. Вот бы, сударь, на бульваре, на чистом месте, и поставить. А какой расход? Расход пустой: столбик каменный (показывает жестами размер каждой вещи), дощечку медную, такую круглую, да шпильку, вот шпильку прямую (показывает жестом), простую самую. Уж я все это прилажу и цифры вырежу уже все сам. Теперь вы, ваше степенство, когда изволите гулять или прочие которые гуляющие, сейчас подойдете и видите, который час. А то этакое место прекрасное, и вид, и все, а как будто пусто. У нас тоже, ваше степенство, и проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, все-таки украшение — для глаз оно приятней.

Дикой. Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе — ровный, что ли! Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать.

Кулигин. Кабы я со своим делом лез, ну тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы, ваше, степенство. Ну что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Больше, сударь, не понадобится.

Дикой. А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает.

Кулигин. Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство? Да меня здесь все знают, про меня никто дурно не скажет.

Дикой. Ну и пущай знают, а я тебя знать не хочу.

Кулигин. За что, сударь Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?

Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю.

Кулигин. Бог с вами, Савел Прокофьич! Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго. А я вам вот что доложу, ваше степенство: «И в рубище почтенна добродетель!»

Дикой. Ты у меня грубить не смей! Слышишь ты!

Кулигин. Никакой я грубости вам, сударь, не делаю; а говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело. Вот хоть бы теперь то возьмем: у нас грозы частые, а не заведем мы громовых отводов.

Дикой (гордо). Все суета!

Кулигин. Да какая же суета, когда опыты были?

Дикой. Какие-такие там у тебя громовые отводы?

Дикой (с гневом). Ну, еще что?

Кулигин. Шесты стальные.

Дикой (сердясь более и более). Слышал, что шесты, аспид ты этакой; да еще-то что? Наладил: шесты! Ну, а еще что?

Кулигин. Ничего больше.

Дикой. Да гроза-то что такое, по-твоему, а? Ну, говори.

Дикой (топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А, говори! Татарин?

Кулигин. Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю.

Дикой. А за эти слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст! Эй, почтенные, прислушайте-ко, что он говорит!

Кулигин. Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю. (Махнув рукой, уходит.)

Дикой. Что ж ты, украдешь, что ли, у кого! Держите его! Этакой фальшивый мужичонко! С этим народом какому надо быть человеку? Я уж не знаю. (Обращаясь к народу). Да вы, проклятые, хоть кого в грех введете! Вот не хотел нынче сердиться, а он, как нарочно, рассердил- таки. Чтоб ему провалиться! (Сердито). Перестал, что ль, дождик-то?

1-й. Кажется, перестал.

Дикой. Кажется! А ты, дурак, сходи да посмотри. А то — кажется!

1-й (выйдя из-под сводов). Перестал!

Варвара и потом Борис.

Варвара. Кажется, он!

Борис (проходит в глубине сцены). Сс-сс!

Борис (оглядывается). Поди сюда. (Манит рукой.)

Варвара (входит). Что нам с Катериной-то делать? Скажи на милость!

Варвара. Беда ведь, да и только. Муж приехал, ты знаешь ли это? И не ждали его, а он приехал.

Борис. Нет, я не знал.

Варвара. Она просто сама не своя сделалась!

Борис. Видно, только я и пожил десяток деньков, пока! его не было. Уж теперь не увидишь ее!

Источник

Как в литературоведении называется форма обмена репликами

Приведённый фрагмент представляет собой разговор Кабановой с сыном. Каким термином обозначают обмен репликами между персонажами?

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания 1–9.

Кабанова, Кабанов, Катерина и Варвара

Кабанова. Если ты хочешь мать послушать, так ты, как приедешь туда, сделай так, как я тебе приказывала.

Кабанов. Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!

Кабанова. Не очень-то нынче старших уважают.

Варвара (про себя). Не уважишь тебя, как же!

Кабанов (вздыхая, в сторону). Ах ты, господи! (Матери.)

Да смеем ли мы, маменька, подумать!

Кабанова. Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить. Ну, а это нынче не нравится. И пойдут детки-то по людям славить, что мать ворчунья, что мать проходу не дает, со свету сживает. А, сохрани господи, каким-нибудь словом снохе не угодить, ну и пошел разговор, что свекровь заела совсем.

Кабанов. Нешто, маменька, кто говорит про вас?

Кабанова. Не слыхала, мой друг, не слыхала, лгать не хочу. Уж кабы я слышала, я бы с тобой, мой милый, тогда не так заговорила. (Вздыхает.) Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то! Разговор близкий сердцу пойдет, ну и согрешишь, рассердишься. Нет, мой друг, говори что хочешь про меня. Никому не закажешь говорить; в глаза не посмеют, так за глаза станут.

Кабанов. Да отсохни язык.

Кабанова. Полно, полно, не божись! Грех! Я уж давно вижу, что тебе жена милее матери. С тех пор как женился, я уж от тебя прежней любви не вижу.

Кабанов. В чем же вы, маменька, это видите?

Кабанова. Да во всем, мой друг! Мать чего глазами не увидит, так у нее сердце вещун, она сердцем может чувствовать. Аль жена тебя, что ли, отводит от меня, уж не знаю.

Кабанов. Да нет, маменька! что вы, помилуйте.

Источник

Как в литературоведении называется форма обмена репликами

Данный фрагмент содержит обмен репликами между персонажами пьесы Чацким и супругами Горичами. Укажите термин, обозначающий в литературоведении разговор между двумя и более лицами.

Прочитайте приведённый ниже фрагмент произведения и выполните задания В1—В7; C1, С2.

Чацкий, Наталья Дмитриевна, Платон Михайлович.

Вот мой Платон Михайлыч.

Друг старый, мы давно знакомы, вот судьба!

Здорово, Чацкий, брат!

Платон любезный, славно.

Похвальный лист тебе: ведёшь себя исправно.

Московский житель и женат.

Забыт шум лагерный, товарищи и братья?

Нет, есть-таки занятья:

На флейте я твержу дуэт

Что твердил назад тому пять лет?

Ну, постоянный вкус! в мужьях всего дороже!

Брат, женишься, тогда меня вспомянь!

От скуки будешь ты свистеть одно и то же.

От скуки! как? уж ей ты платишь дань?

Платон Михайлыч мой к занятьям склонен разным,

К манежу. Иногда скучает по утрам.

А кто, любезный друг, велит тебе быть праздным?

В полк, эскадрон дадут. Ты обер или штаб?

Платон Михайлыч мой здоровьем очень слаб.

Здоровьем слаб! Давно ли?

Все рюматизм и головные боли.

Движенья более. В деревню, в тёплый край.

Платон Михайлыч город любит,

Москву; за что в глуши он дни свои погубит!

Москву и город. Ты чудак! А помнишь прежнее?

Да, брат, теперь не так.

А. С. Грибоедов «Горе от ума»

Назовите литературный род, к которому относится произведение А. С. Грибоедова.

Драма (от греч. drama — действие) — один из трех родов литературы. Основу драмы составляет действие, разворачивающееся в настоящем времени (на глазах зрителя!), показанного через конфликты и в форме диалога. Комедия «Горе от ума» А. С. Грибоедова — драматическое произведение, в основе которого конфликт «века нынешнего» и «века минувшего», представленный в лицах в настоящем времени. Драматическое произведение оказывает особо сильное впечатление, если ставится на сцене.

правильный ответ КОМЕДИЯ, а не ДРАМА

Реплики героев А.С. Грибоедова разошлись на цитаты («Ну, постоянный вкус! в мужьях всего дороже!»; «Брат, женишься, тогда меня вспомянь! / От скуки будешь ты свистеть одно и то же»). Укажите термин, которым называют меткие образные выражения.

Афоризм (от греч. aphorismos — изречение) — обобщенная, глубокая мысль автора, выраженная в лаконичной форме, отличающаяся меткой выразительностью. Афоризм всегда имеет более глубокий смысл, чем сказано непосредственно, истинный смысл афоризма раскрывается в результате размышления. От пословицы отличается принадлежностью определенному автору.

Чацкий в разговоре с Платоном Михайловичем вспоминает холостяцкую жизнь, чем вызывает неудовольствие жены Горича. Как в литературоведении называется столкновение характеров и обстоятельств, лежащее в основе развития действия?

В основе сюжета произведения лежит конфликт — непримиримое противоречие, столкновение характеров и обстоятельств, которое собственно и создает действие.

Фамилия Платона Михайловича является средством его характеристики. Как называют в литературоведении такую фамилию (ответ запишите в именительном падеже)?

Говорящие фамилии — одна из традиций классицизма. В такой фамилии автор дает определенную характеристику героя. Фамилия Платона Михайловича — Горич.

Почему советы Чацкого пришлись не по душе Наталье Дмитриевне и её мужу?

В сцене свидания со старым приятелем Платоном Михайловичем Чацкому невдомек, что встреча с ним опасна для самолюбия Горича, ведь «друг старый» так изменился: ведет праздный образ жизни, ничем полезным не занимается, обрюзг и сделался придатком своей жены:

Брат, женишься, тогда меня вспомянь!

От скуки будешь ты свистеть одно и то же.

Вид Чацкого напомнил Платону Михайловичу, что он был совсем не тот, а изменить себя и жизнь он не в состоянии, да и желания у него нет что-либо менять. Естественна и неприязнь Натальи Дмитриевны к Чацкому: она опасается за свой привычный, всех устраивающий уклад жизни, Чацкий воспринимается ею как раздражитель спокойствия. Вот почему супруги Горичи с готовностью поддерживают идею о сумасшествии Чацкого.

В каких произведениях русских писателей изображены герои-антиподы и в чём этих героев можно сопоставить с участниками данной сцены «Горя от ума»?

Антиподы — то есть противопоставленные друг другу герои — показаны в романе Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Ленский — молодой поэт, пылкий влюбленный, романтик, далекий от действительности. Онегин стал для него антиподом — Евгений — уставший от жизни реалист, чьи взгляды далеки от общественных. Вследствие этого он отделяется от светского общества и пустой жизни. Как и Чацкий с Платоном Михайловичем, Ленский с Онегиным представлены читателю в сопоставлении, чтобы лучше и ярче раскрыть характеры обоих героев. Грибоедов и Пушкин стремятся представить разноликость общества через образы героев-антиподов.

Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами. В бланк ответов №1 впишите без пробелов, запятых и других дополнительных символов два термина в той же форме и последовательности, что и в тексте.

Произведение, написанное для сцены, относится к литературному роду________. Одним из основных средств характеристики героев в произведениях этого рода является ______.

Произведение, написанное для сцены, относится к литературному роду драмы|драматическому. Одним из основных средств характеристики героев в произведениях этого рода является речь|речевая характеристика.

Ответ: драмыречь ИЛИ драмыречевая ИЛИ драматическомуречь ИЛИ драматическомуречевая.

В каком произведении русской или зарубежной литературы изображены герои-антиподы и в чём этих героев можно сопоставить с участниками данной сцены «Горя от ума»?

Антиподы — противостоящие, противопоставленные друг другу герои. В сцене встречи Чацкого с давним приятелем Платоном Михайловичем два бывших друга и показаны как антиподы. Чацкий — по-прежнему пылкий,активный. Платон Михайлович ведет праздный образ жизни, ничем полезным не занимается, обрюзг и сделался придатком своей жены:

Брат, женишься, тогда меня вспомянь!

От скуки будешь ты свистеть одно и то же, — говорит он сам о себе.

Антиподами являются Ленский и Онегин, герои романа А. С.Пушкина «Евгений Онегин». Ленский — молодой поэт, пылкий влюбленный, романтик, далекий от реальной действительности. Онегин — реалист, подвержен хандре, устал от светского общества и пустой жизни. Лучше, чем сам Пушкин, о противопоставлении своих героев не скажет никто:

Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень.

Обращение к приему антитезы (противопоставления) помогает авторам раскрыть образы своих героев в сравнении, а уж дело читателя — сделать выводы, кто из них положительный герой, а кто — отрицательный.

Источник

Как в литературоведении называется форма обмена репликами

Какие драматургические средства и как помогают автору раскрыть характеры героев в приведенном фрагменте?

Прочитайте приведённый ниже фрагмент текста и выполните задания В1—В7; С1—С2.

Дикой. Ишь ты, замочило всего. (Кулигину.) Отстань ты от меня! Отстань! (С сердцем.) Глупый человек!

Кулигин. Савел Прокофьич, ведь от этого, ваше степенство, для всех вообще обывателей польза.

Дикой. Поди ты прочь! Какая польза! Кому нужна эта польза?

Кулигин. Да хоть бы для вас, ваше степенство, Савел Прокофьич. Вот бы, сударь, на бульваре, на чистом месте, и поставить. А какой расход? Расход пустой: столбик каменный (показывает жестами размер каждой вещи), дощечку медную, такую круглую, да шпильку, вот шпильку прямую (показывает жестом), простую самую. Уж я все это прилажу и цифры вырежу уже все сам. Теперь вы, ваше степенство, когда изволите гулять или прочие которые гуляющие, сейчас подойдете и видите, который час. А то этакое место прекрасное, и вид, и все, а как будто пусто. У нас тоже, ваше степенство, и проезжие бывают, ходят туда наши виды смотреть, все-таки украшение — для глаз оно приятней.

Дикой. Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором! Может, я с тобой и говорить-то не хочу. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет. Что я тебе — ровный, что ли! Ишь ты, какое дело нашел важное! Так прямо с рылом-то и лезет разговаривать.

Кулигин. Кабы я со своим делом лез, ну тогда был бы я виноват. А то я для общей пользы, ваше, степенство. Ну что значит для общества каких-нибудь рублей десять! Больше, сударь, не понадобится.

Дикой. А может, ты украсть хочешь; кто тебя знает.

Кулигин. Коли я свои труды хочу даром положить, что же я могу украсть, ваше степенство? Да меня здесь все знают, про меня никто дурно не скажет.

Дикой. Ну и пущай знают, а я тебя знать не хочу.

Кулигин. За что, сударь Савел Прокофьич, честного человека обижать изволите?

Дикой. Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважней тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю. Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, вот и все. Хотелось тебе это слышать от меня? Так вот слушай! Говорю, что разбойник, и конец! Что ж ты, судиться, что ли, со мной будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю.

Кулигин. Бог с вами, Савел Прокофьич! Я, сударь, маленький человек, меня обидеть недолго. А я вам вот что доложу, ваше степенство: «И в рубище почтенна добродетель!»

Дикой. Ты у меня грубить не смей! Слышишь ты!

Кулигин. Никакой я грубости вам, сударь, не делаю; а говорю вам потому, что, может быть, вы и вздумаете когда что-нибудь для города сделать. Силы у вас, ваше степенство, много; была б только воля на доброе дело. Вот хоть бы теперь то возьмем: у нас грозы частые, а не заведем мы громовых отводов.

Дикой (гордо). Все суета!

Кулигин. Да какая же суета, когда опыты были?

Дикой. Какие-такие там у тебя громовые отводы?

Дикой (с гневом). Ну, еще что?

Кулигин. Шесты стальные.

Дикой (сердясь более и более). Слышал, что шесты, аспид ты этакой; да еще-то что? Наладил: шесты! Ну, а еще что?

Кулигин. Ничего больше.

Дикой. Да гроза-то что такое, по-твоему, а? Ну, говори.

Дикой (топнув ногой). Какое еще там елестричество! Ну, как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А, говори! Татарин?

Кулигин. Савел Прокофьич, ваше степенство, Державин сказал:

Я телом в прахе истлеваю,

Умом громам повелеваю.

Дикой. А за эти слова тебя к городничему отправить, так он тебе задаст! Эй, почтенные, прислушайте-ко, что он говорит!

Кулигин. Нечего делать, надо покориться! А вот когда будет у меня миллион, тогда я поговорю. (Махнув рукой, уходит.)

Дикой. Что ж ты, украдешь, что ли, у кого! Держите его! Этакой фальшивый мужичонко! С этим народом какому надо быть человеку? Я уж не знаю. (Обращаясь к народу). Да вы, проклятые, хоть кого в грех введете! Вот не хотел нынче сердиться, а он, как нарочно, рассердил- таки. Чтоб ему провалиться! (Сердито). Перестал, что ль, дождик-то?

1-й. Кажется, перестал.

Дикой. Кажется! А ты, дурак, сходи да посмотри. А то — кажется!

1-й (выйдя из-под сводов). Перестал!

Варвара и потом Борис.

Варвара. Кажется, он!

Борис (проходит в глубине сцены). Сс-сс!

Борис (оглядывается). Поди сюда. (Манит рукой.)

Варвара (входит). Что нам с Катериной-то делать? Скажи на милость!

Варвара. Беда ведь, да и только. Муж приехал, ты знаешь ли это? И не ждали его, а он приехал.

Борис. Нет, я не знал.

Варвара. Она просто сама не своя сделалась!

Борис. Видно, только я и пожил десяток деньков, пока! его не было. Уж теперь не увидишь ее!

Источник

Как в литературоведении называется форма обмена репликами

как в литературоведении называется форма обмена репликами. Смотреть фото как в литературоведении называется форма обмена репликами. Смотреть картинку как в литературоведении называется форма обмена репликами. Картинка про как в литературоведении называется форма обмена репликами. Фото как в литературоведении называется форма обмена репликами

как в литературоведении называется форма обмена репликами. Смотреть фото как в литературоведении называется форма обмена репликами. Смотреть картинку как в литературоведении называется форма обмена репликами. Картинка про как в литературоведении называется форма обмена репликами. Фото как в литературоведении называется форма обмена репликами

Итоговое сочинение | ЕГЭ 2022 запись закреплена

Задания В1-В12: вспоминаем род и жанр произведения, поэтический размер стихотворения, находим тропы и фигуры речи, показываем, как средства художественной образности помогают понять содержание произведения и позицию автора.

Вопросы, составленные по драматическим произведениям.

1) Каким термином обозначается форма речи персонажей, представляющая собой обмен репликами? (диалог)

2) Одним из характерных приёмов классицизма является раскрытие характера героя посредством его фамилии. Как называются такие фамилии? (говорящие)

3)Как в литературоведении называют персонажей, которые не появляются на сцене? (внесценические)

4)Во фрагменте изображено острое столкновение позиций героев. Как называется такое столкновение в произведении? (конфликт)

5) Каким термином обозначают авторские пояснения, комментарии в тексте пьесы? (ремарка)

6) Как называется развернутое высказывание одного героя? (монолог)

7) Назовите термин, которым обозначается высказывание героев в пьесе. Как в драматургии называется отдельно взятая фраза собеседника в сценическом диалоге?(реплика)

8) Назовите термин, который используется в литературоведении для обозначения выражения, ставшего крылатым? (афоризм)

9) Как называется прием противопоставления различных явлений в художественном произведении (антитеза, контраст)

10) Каким термином обозначается значимая мелкая подробность, заключающая в себе важный смысл? (деталь)

11) Как называется противостояние, противоборство, служащее стимулом к развитию действия?(конфликт, коллизия)

12) Как называется часть действия пьесы, в которой все основные противоречия находят свое разрешение?(развязка)

Вопросы, составленные по лирическим произведениям.

1) Как называется стилистическая фигура, основанная на изменении прямого порядка слов? (инверсия)

2) Термин, которым в литературоведении называют изобразительно-выразительное средство, позволяющее переносить значение по сходству с одного предмета на другой?(метафора)

3) Строфы стихотворения построены на сопоставлении картин природы и состояния человека. Как в литературоведении называется этот приём? (сравнение, параллелизм)

4) Укажите название стилистического приёма, который использует поэт, начиная строки с одного и того же слова.(анафора)

5) Какие виды рифмовки вы знаете?(кольцевая, парная, перекрестная)

6) Как называется поэтический приём, основанный на повторении гласных звуков? (ассонанс)

7) Как называется поэтический приём повтора одинаковых согласных звуков? (аллитерация)

8) Как называется прием, позволяющий наделить окружающий мир человеческими чувствами и переживаниями? (олицетворение)

9)Как в литературоведении называется сочетание строк, скрепленных общей рифмовкой и интонацией? (строфа)

10) Назовите термин, которым обозначают созвучие концов стихотворных строк? (рифма)

11) Как называется приём, основанный на сочетании несочетаемых понятий? (оксюморон)

12) Назовите вид тропа, основанный на сопоставлении предметов или явлений? (сравнение)

13) Как называется обобщенный образ, включающий множество ассоциативных признаков? (символ)

14) Как называется приём, состоящий в замене слова описательным выражением, указывающим на важные свойства, качества, признаки предмета или явления? (перифраз)

15) Для усиления эмоциональной значимости высказывания автор использует форму вопроса, не требующего ответа. Как называется это средство выразительности? (риторический вопрос)

16)Назовите вид композиции, характеризующийся повторением в начале и конце произведения одного и того же мотива, строки и т.д. (кольцевая)

17) Как называется художественный прием, основанный на резком противопоставлении? (антитеза, контраст)

18) Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности? (Эпитет)

19) Цитата, предваряющая последующее произведение и перекликающаяся с основным текстом.(эпиграф)

20) К какому средству выражения собственной позиции прибегает поэт, подвергая своих персонажей не скрытому, а откровенному осмеянию, обличению?(сарказм)

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *