как в россии готовятся собирать налоги с криптовалюты
Минфин поведал, как платить налоги с заработка на криптовалюте
Минфин опубликовал письмо о налогах с заработка на криптовалютах. Это письмо на днях уже передали в ФНС и все инспекции — им будут руководствоваться при проверке доходов и деклараций. Нужно вписывать доходы с крипты в декларацию и платить с них НДФЛ — налог на доходы физических лиц.
Срок для декларации за 2017 год уже прошел, но ее еще можно подать, правда со штрафом. Срок уплаты налога — 16 июля 2018 года. Еще есть время все посчитать и заплатить в бюджет.
Как посчитать налог, если заработал на биткоинах?
Платить налог нужно с прибыли от сделки. То есть с разницы между доходами от продажи биткоина и расходами на его покупку.
Например, в 2017 году кто-то купил один биткоин. Тогда он стоил тысячу долларов. И в том же году его продали за 10 тысяч долларов. Заработал условные 550 тысяч рублей — это разница между доходами и расходами по сделке. С этой разницы нужно заплатить НДФЛ в бюджет, а сам доход задекларировать. Доходы и расходы нужно чем-то подтвердить.
А что, закон о криптовалютах уже приняли?
Нет, закон пока не приняли, хотя рассматривают. Статус криптовалют в России до сих пор не определен. Ее только хотят признать цифровым финансовым активом. Пока официально это не деньги, не имущество, не информация и не платежное средство.
Запрета на операции с криптовалютой нет. Использовать их для отмывания денег нельзя, финансировать с их помощью преступления тоже. Но при желании любой человек может купить биткоин на свой страх и риск для инвестиций.
Если на сделке удалось заработать, по закону нужно платить налог.
Что это за доход, если непонятно, что покупалось и продавалось?
Недавно суд признал криптовалюту имуществом. И хотя пока это всего лишь решение суда по конкретному делу, можно ориентироваться на него в своей ситуации. Например, при заполнении декларации: указать доходы и расходы как при продаже имущества. А если криптовалюта была в собственности больше трех лет, по идее, можно не платить налог. Минфин напомнил, что любые сомнения и неопределенность в законе толкуются в пользу налогоплательщика.
Если купил биткоин за 15 тысяч долларов, а продал за 13 тысяч, бюджет что-то возместит?
Нет, убытки бюджет не возмещает. И перенести их на будущие годы, чтобы потом уменьшить доход, тоже нельзя.
Если в прошлом году от сделки с биткоинами был убыток, а в этом удалось заработать на криптовалютах, то нельзя зачесть убыток прошлого года в счет прибыли текущего.
В любом случае налогооблагаемая база по НДФЛ считается в рублях. Не имеет значения, какими способами покупалась криптовалюта.
Как налоговая узнает, что я получил доход?
Налоговая может и не узнать. А может и узнать. Банки передают в налоговую информацию по счетам клиентов — это их обязанность по закону. Они делают это не автоматически, а при проверках и на основании документов. Но кто знает, когда налоговая решит запросить данные о движениях по счету конкретного человека.
Это может быть информация о продаже тортиков в соцсетях. Или сомнения в расходах на покупку квартиры. Да мало ли что еще. Если налоговой нужно, она и экспертизу подписи на договоре купли-продажи проведет, и даже в семейных отношениях разберется. Это ее обязанность — искать, кто недоплатил налог или скрыл доходы.
У налоговой больше информации, чем многие думают. Когда мы покупаем кефир в супермаркете, налоговая знает, кто, где и за сколько купил кефир конкретной марки. Неизвестно, как она обрабатывает эту информацию, но то, что эта информация туда поступает, это описанный в законах факт: помогают онлайн-кассы, скидочные карты и подписки. Все с нашего согласия и по нашей инициативе.
Как посчитать доход от продажи криптовалюты?
Здесь важно понимать, что такое доход. Если вы купили биткоин и он лежит где-то на криптокошельке — это еще не доход. Даже если курс вырос в 10 раз, это все равно не доход. Само изменение курса — это еще не повод подавать декларацию и платить налоги. Доход вы получите, когда продадите этот биткоин и вам на карту придут реальные деньги.
Причем прийти они должны в 2017 году — только в этом случае сейчас нужно подавать декларацию. Если деньги за проданный биткоин пришли в 2018 году, вопросы с налогами будут решаться только в 2019. А как именно они будут решаться, еще посмотрим.
Доход от продажи биткоина в 2017 году можно уменьшить на расходы на его покупку — даже если купили биткоин раньше, например в 2016 году. Эти расходы все равно подойдут, потому что относятся к конкретной сделке. Другой вопрос — как доказать, что эти расходы относятся к конкретным доходам. Нужно собирать все документы о переводах, платежах и транзакциях. Чтобы у налоговой не было сомнений: вот доход от продажи биткоина, а вот его купили тогда-то и вот за столько.
Как именно налоговая будет проверять соответствие доходов и расходов по сделкам с криптовалютой, Минфин не объясняет. Но как-то проверять будут: камеральные проверки деклараций никто не отменял. Чем понятнее будут пояснения, тем меньше вопросов возникнет у налоговой.
Что делать с налогом и декларацией?
Сейчас нужно подать декларацию 3- НДФЛ за 2017 год. В ней указать доходы, расходы и налогооблагаемую базу по операциям криптовалютой. Для резидентов налог составит 13%.
До 16 июля нужно перечислить НДФЛ в бюджет. Если заплатить налог до этой даты, штрафов за просрочку не будет, но за декларацию все равно начислят.
Если декларацию за прошлый год уже подавали, но с другими доходами или для вычета, то можно подать уточненную — тогда штрафа не будет.
Если есть право на вычет, его можно использовать, чтобы уменьшить налог. Например, если деньги от продажи биткоина вы потратили на квартиру, образование или страхование жизни, налога может вообще не быть. И задекларируете, и ничего не заплатите.
А можно ничего не подавать?
Каждый налогоплательщик сам решает, что ему делать со своими доходами. Кто-то годами получает миллионы и не платит налоги. А кто-то продает тортик, и потом приходится сдавать декларацию за два года. По закону надо платить. А вы решайте сами.
Как заплатить налог на криптовалюту в России. Пошаговая инструкция
С 1 января 2021 года на территории России криптовалюта признана имуществом. Это позволяет официально заключать с ней сделки. Такая возможность у россиян появилась благодаря закону «О финансовых цифровых активах», который вступил в силу в начале этого года. Однако документ запрещает использование криптовалют в качестве средства платежа.
В начале августа стало известно, что Росфинмониторинг заказал создание модуля для мониторинга криптовалютных транзакций. Одна из его задач — анализ поведения участников рынка с целью их идентификации. Для россиян, которые проводят криптовалютные транзакции, это очередной сигнал о том, что государство берет криптовалютную сферу под контроль, отметил преподаватель Moscow Digital School Ефим Казанцев.
«Налоги с криптовалюты нужно платить без всяких предупреждений, поскольку это предусмотрено действующим российским законодательством», — добавил эксперт.
Некоторые предприниматели, пользуясь тем, что криптовалюта де-факто не регулируется российскими законами, уже начали платить зарплату в цифровых активах, утверждает член Комиссии по правовому обеспечению цифровой экономики Московского отделения Ассоциации юристов России Юрий Брисов. По его словам, эти и другие незаконные операции с криптовалютой, нарушающие закон «О ЦФА» сможет отслеживать Росфинмониторинг.
«Отслеживать операции в криптовалюте правильно. Это не ново, так делают в других странах. Незаконным уклонистам от уплаты налогов стоит задуматься», — отметил Брисов.
По мнению юриста, проблема кроется именно в том, что использование криптовалюты в качестве платежного средства запрещено в России. Если бы цифровые активы возможно было использовать для оплаты, то в таком случае можно установить четкие KYC/AML критерии биржам, выводить средства на счет в банке и спокойно платить налоги, пояснил Брисов.
Как использовать криптовалюту в России законно
Операции с криптовалютой способны приносить доход, которые должны быть включены в налогооблагаемую базу. К примеру, при продаже цифровых активов за фиатную валюту образуется доход, который можно измерить в денежном выражении, а значит он потенциально налогооблагаем, пояснил партнер NOA Circle Russia Эдуард Давыдов.
В разъяснениях Минфина сказано, что налоговая база по НДФЛ по операциям купли-продажи криптовалют определяется в рублях как превышение общей суммы доходов, полученных налогоплательщиком в налоговом периоде от продажи криптовалюты, над общей суммой документально подтвержденных расходов на ее приобретение, отметил эксперт.
«Из этого следует, что при получении дохода от продажи криптовалюты необходимо самостоятельно исчислить НДФЛ и подать налоговую декларацию (форма 3-НДФЛ)», — добавил Давыдов.
Специальной ответственности именно для ситуаций с криптовалютой действующим российским законодательством не предусмотрено, пояснил Казанцев. По его словам, ответственность за уклонение от уплаты налогов будет наступать по общим нормам. Это штрафы и пени, предусмотренные в Налоговом кодексе РФ, а также статьи 198 и 199 Уголовного кодекса РФ, предусматривающие различные виды уголовной ответственности, в том числе лишение свободы на срок максимум до 6 лет, предупредил преподаватель Moscow Digital School.
Инструкция по уплате налогов на криптовалюту
По словам Давыдова, в настоящий момент специальных правил налогообложения операций с криптовалютой не предусмотрено, в силу чего декларирование по применимым налогам должно производиться в общем порядке:
Стоит принять во внимание, что в отсутствие документального подтверждения покупки криптовалюты (например, в случае покупки «с рук» за наличные) налоговые органы могут отказать в учете расходов на ее приобретение в целях НДФЛ или иных применимых налогов, то есть налог будет взиматься со всей суммы продажи криптовалюты, предупредил партнер NOA Circle Russia.
Больше новостей о криптовалютах вы найдете в нашем телеграм-канале РБК-Крипто.
Налоги с криптовалюты
На сегодняшний день в соответствии с законом «О цифровых финансовых активах», вступивших в силу с 1 января 2021 года, криптовалюта приравнена к имуществу. Это приводит к целому ряду юридических последствий, о которых надо знать, чтобы избежать административной и даже уголовной ответственности за неуплату налогов.
Какие налоги надо платить с криптовалюты
Так как криптовалюта считается имуществом, то при ее продаже необходимо заплатить налог на доходы физических лиц, то есть НДФЛ, или на прибыль предприятия для юридических лиц. Размер налога определяется как разница между ценой покупки и продажи того или иного актива.
В настоящее время базовая ставка налога с физических лиц составляет 13 %, а с юридических — 20%.
При этом в отличие от товаров, в том числе наличных драгоценных металлов, налогом на добавленную стоимость криптовалюта не облагается. Также она не облагается, в отличие от недвижимости, и налогом на имущество.
Как заплатить налог
Для уплаты налога необходимо первым делом заполнить налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ. Сделать это надо до 30 апреля текущего года за год предыдущий.
Существует три пути подачи декларации:
Определение суммы налога
Сумма налога определяется как разница между ценой продажи криптовалюты и тем, во что обошлось ее приобретение.
При этом для того, чтобы уменьшить налогооблагаемую базу на сумму затрат, необходимо документально подтвердить свои расходы.
Основанием для уменьшения налога могут служить чеки, платежные поручения и прочие документы, которые подтверждают расходы налогоплательщика на покупку криптовалюты.
При этом если криптовалюта была приобретена более года назад, затраты на нее все равно снижают размер налога. Так что подтверждающие документы необходимо сохранять в любом случае.
Сложности с уплатой налогов
Самая большая проблема, которая может возникнуть в связи с уплатой налога на доходы, полученные от операций с криптовалютой, заключается в том, чтобы подтвердить свои расходы.
Если документы окажутся не принятыми, или их не окажется вовсе, то придется заплатить 13% от всей выручки. Поэтому не стоит соглашаться покупать криптовалюту, например, у знакомых за наличные.
Поймают или нет, если не платить налоги
Казалось бы, как можно поймать неплательщика налогов, если операции с криптовалютой зашифрованы, и сделки распознать чаще всего не могут даже спецслужбы при расследовании самых серьезных преступлений.
Но на самом деле, это далеко не так в настоящее время, по крайней мере, по отношению к инвесторам. По закону, да и в реальной жизни, люди покупают и продают криптовалюту, оплачивая ее со своих счетов, например, через того или иного брокера, биржу, и так далее, в рублях или в иной валюте.
Данные о таких трансакциях сохраняются банками, чем бы клиент ни расплачивался, картой или прямым переводом, или любым иным из возможных способов. И предоставляются по первому требованию налоговым органам.
Криптовалюта вместо денег
Единственный потенциально возможный уход от контроля — использование криптовалюты как средства платежа, когда что-то за нее покупается, продается и в ней же генерируется неучтенная прибыль.
Однако в настоящее время по закону «О цифровых финансовых активах» это запрещено. Криптовалюта не может использоваться в качестве средства платежа вместо денег. Фактически это означает, что до тех пор, пока операции проводятся в узком кругу, возможно, никто и не заметит. Но рекламировать такую торговлю нельзя.
Например, если подобный способ оплаты предложит интернет-магазин, то это наверняка станет поводом для визита проверяющих и наложения штрафов.
Наказания за неуплату налогов
По состоянию на апрель 2021 года по отношению неплательщиков налогов с доходов, полученных от торговли криптовалютами, действуют обычные штраф, как для уклонения от уплаты НДФЛ.
Если плательщик не подал декларацию, и это произошло впервые, то с него возьмут 5% от суммы причитающегося налога в месяц, но не более 30% и не менее 1 тыс. рублей. При повторном нарушении наказание удваивается.
Далее если налогоплательщик не уплатил НДФЛ. Разделяются две ситуации. Если налог был сокрыт неумышленно, то штраф составит 20% от недоплаты. А если умышленно, то 40%. Плюс пеня.
Уголовная ответственность за неуплату налогов наступает от суммы, которая квалифицируется особо крупными размерами. По закону это 2 млн 700 рублей в течение трех лет.
Перспективы налогов на операции с криптовалютами
В настоящее время на законодательном уровне обсуждаются дополнительные меры, которые должны заставить граждан платить налоги на операции с криптовалютами. В частности, скорее всего, будет принят норматив, по которому операции на сумму более 600 тыс. рублей будут декларироваться в обязательном порядке, и так далее.
Однако пока это все-таки законодательная инициатива на уровне первого чтения, поэтому говорить об этом рано. Единственное, что можно сказать с уверенностью — контроль будет усиливаться, и это значит, что уже сегодня следует обратить особое внимание на то, чтобы собрать и сохранить все первичные документы по своим сделкам. Возможно, они в будущем потребуются, и сохранят инвесторам и нервы, и деньги.
А еще лучше — пока обратить больше внимания эмиссионным ценным бумага, таким, как акции и облигации, по которым можно получить налоговые льготы и вообще оптимизировать свое налогообложение.
Криптовалюты и их законодательное регулирование в 2021 году
Одним из главных событий 2020 г. стало возрождение интереса к криптовалютам. Новостные сводки о преодолении биткоином очередной рекордной отметки приходили с волнующей периодичностью, а инвесторы могли за считанные недели удвоить свой капитал. С 1 января 2021 г. в России вступил в силу Закон о цифровых финансовых активах и цифровой валюте («Федеральный закон от 31.07.2020 N 259-ФЗ «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации), определивший правила регулирования криптовалют. Какой же путь избрал отечественный законодатель? Можем ли мы заплатить в магазине биткоинами? А что с налогами? Давайте разбираться вместе.
Криптовалюта – это вообще имущество?
Интересно, что когда государству становится выгодным признание цифровой валюты имуществом, то в качестве исключения имуществом она все же признается. Так, например, цифровая валюта будет считаться имуществом в следующих случаях :
Как налоговая может узнать, что у меня есть криптовалюта? Зачем мне это?
Получается, что, с одной стороны, владельцам криптовалюты выгодно сообщать о ее наличии, чтобы в случае конфликта защитить ее. С другой же стороны, если владелец криптовалюты обязан был сообщить о ее наличии или об операциях с ней, но не сообщил, то его будет ждать ответственность. Ранее суды не могли понять, чем является цифровая валюта, можно ли выносить решение о ее возврате и подлежат ли права владельцев криптовалюты защите.
А что с налогами и ответственностью?
Сегодня Налоговый кодекс не предусматривает особенностей расчета и уплаты налогов от доходов, полученных при проведении операций с криптовалютами. Позиция Минфина тоже проста: получил от операций с криптовалютой доход – обязан заплатить налог, нет никакого освобождения от уплаты налога или оснований для его уменьшения.
В декабре 2020 г. в Госдуму был внесен законопроект, предусматривающий ответственность за непредставление отчета об операциях и остатках цифровой валюты, а также за неуплату налогов от операций с цифровой валютой. В проекте предлагается за непредставление сведений штрафовать в размере 10 % от суммы криптовалюты, а за неуплату налога взыскивать штраф в размере 40 % от суммы неуплаченного налога.
Что мы должны помнить о криптовалюте:
Криптовалюта в России: законодательное недорегулирование
InVentoriS / Depositphotos.com |
Вступивший в силу 1 января закон о цифровых финансовых активах и цифровой валюте (Федеральный закон от 31 июля 2020 г. № 259-ФЗ; далее – Закон № 259-ФЗ), хотя и содержит в своем названии оба этих понятия, и дает их определения, не сильно помог криптосообществу с точки зрения понимания сущности и условий использования криптовалют в нашей стране.
Абсолютное большинство норм Закона № 259-ФЗ посвящены цифровым финансовым активам (ЦФА), под которыми понимаются цифровые права, включающие денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг. Установлены правила выпуска, учета и обращения ЦФА, требования к операторам информационных систем, в которой выпускаются ЦФА, операторам обмена ЦФА, порядок деятельности таких операторов. Как отметил в ходе состоявшейся на прошлой неделе онлайн-конференции ИД «Коммерсантъ» председатель Комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолий Аксаков, принятие Закона № 259-ФЗ должно поспособствовать более активному использованию технологии блокчейн для выпуска ЦФА с целью привлечения инвестиций под реализацию различных проектов.
Регулирование же, предложенное Законом № 259-ФЗ, для цифровой валюты – Анатолий Аксаков подтвердил, что под ней подразумевается именно криптовалюта, – оказалось половинчатым. С одной стороны, криптовалюта в России теперь легализована. Во-первых, законодательно дано ее определение: цифровой валютой признается совокупность содержащихся в информационной системе электронных данных (цифрового кода или обозначения), которые предлагаются и могут быть приняты в качестве средства платежа, не являющегося денежной единицей РФ, иностранного государства и международной денежной или расчетной единицей, либо в качестве инвестиций и в отношении которых отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных (ч. 3 ст. 1 Закона № 259-ФЗ). Во-вторых, в ряд отраслевых законов (Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», Федеральный закон от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции») включены положения о том, что для целей соответствующих законов цифровая валюта признается имуществом.
С другой стороны, правила выпуска и обращения цифровой валюты не определены, указано лишь, что «организация выпуска и (или) выпуск, организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации регулируются в соответствии с федеральными законами» (ч. 4 ст. 14 Закона № 259-ФЗ), а значит, владельцам криптовалют – а их в России немало: по приведенным президентом РАКИБ Юрием Припачкиным данным, наша страна входит в тройку государств – лидеров по использованию цифровых валют, а количество криптокошельков граждан России превышает 8 млн, – еще какое-то время придется ждать принятия такого законодательства. Напомним, законопроект, на основе которого был принят Закон № 259-ФЗ, рассматривался в Госдуме более двух лет.
Однако в определенной части использование криптовалюты уже законодательно ограничено: прямо установлен полный запрет на оплату цифровой валютой товаров, работ и услуг – он распространяется на действующие на территории России юридические лица, в том числе филиалы и представительства иностранных и международных компаний, и на граждан, находящихся в РФ не менее 183 дней в течение 12 следующих подряд месяцев (ч. 5 ст. 14 Закона № 259-ФЗ). «У нас по законодательству платежным средством является рубль, который эмитируется Банком России, и никакие иные валюты, в том числе криптовалюты, не могут быть платежным средством на территории РФ. Так что это нормальное решение, что нельзя их использовать для расчетов, – подчеркнул Анатолий Аксаков. – Кроме того, хотя это прямо не написано, но подразумевалось: поскольку эти частные валюты, которые не имеют обязанного лица, обеспечения, за ними не стоит никакое государство, они несут большой риск для правообладателей, так что нет желания стимулировать россиян приобретать их».
В принципе же совершение операций и гражданско-правовых сделок с цифровой валютой разрешается, а требования ее владельцев подлежат судебной защите, правда, с одной оговоркой – о факте обладания цифровой валютой и совершения с ней сделок необходимо информировать налоговые органы (ч. 6 ст. 14 Закона № 259-ФЗ).
В связи с этим ФНС России предполагается наделить полномочиями по установлению порядка определения рыночной цены на цифровую валюту – она будет использоваться при расчете обозначенной выше пороговой суммы в 600 тыс. руб., а также по утверждению форматов сообщения о получении права распоряжаться цифровой валютой, отчета об операциях с цифровой валютой и ее остатках.
За непредставление или представление содержащего недостоверные сведения отчета об операциях с цифровой валютой и ее остатках законопроектом предусматривается ответственность в виде штрафа в размере 10% от суммы поступления цифровой валюты или суммы списания цифровой валюты лицом, которое вправе ею распоряжаться, в соответствующем календарном году – для расчета размера штрафа предполагается использовать большую из указанных сумм (в рублевом эквиваленте). За непредставление же сообщения о получении права распоряжаться цифровой валютой предлагается ввести штраф в размере 50 тыс. руб. В случае принятия законопроекта и подписания соответствующего закона первым отчетным периодом станет 2021 год.
Помимо этого, законопроектом предусматривается штраф за неуплату, в том числе частичную, налога в связи с невключением в налоговую базу прибыли (доходов) от операций, расчеты по которым осуществлялись с использованием цифровой валюты, – в размере 40% от суммы неуплаченного налога в части таких операций.
Разумеется, данный проект, вводящий новые обязанности и ответственность за их неисполнение в сфере, до конца пока не урегулированной, широко обсуждается экспертным сообществом. По мнению специалистов по криптовалюте, он, во-первых, является преждевременным – нецелесообразно говорить о налогах в отсутствие норм, устанавливающих правила оборота криптовалют, а во-вторых, нуждается в серьезной корректировке, в частности с точки зрения того, что понимается под прибылью от использования криптовалют для целей налогообложения. «Прибыль от криптовалют является виртуальной, пока ты не перешел в фиат. Когда ты обналичил деньги и получил реальную прибыль, тогда, пожалуйста, заплати налоги – такой должен быть подход», – полагает Юрий Припачкин.
Стоит отметить, что с большой вероятностью законопроект будет существенно доработан ко второму чтению – профильные комитеты Госдумы уже отметили целый ряд требующих изменения и уточнения его положений. Так, Комитет Госдумы по государственному строительству и законодательству указал в своем заключении, что установление налогового режима цифровых валют невозможно без уточнения круга объектов, которые могут быть отнесены к цифровой валюте, определения их соотношения с такими регулируемыми Гражданским кодексом категориями, как цифровые права и деньги, и установления четких правил их использования. Для этого необходимо закрепить в ГК РФ понятие цифровой валюты – с возможностью ограничения ее гражданского оборота в соответствии с п. 2 ст. 129 кодекса – и соответствующим образом скорректировать ее определение в Законе № 259-ФЗ.
Комитет Госдумы по бюджету и налогам (является ответственным по данному законопроекту) в свою очередь отмечает несоответствие положений, предусматривающих наделение ФНС России правом устанавливать порядок определения рыночной цены цифровой валюты, ст. 40 НК РФ, согласно которой по общему правилу для целей налогообложения принимается цена товаров, работ или услуг, указанная сторонами сделки, – предполагается, что эта цена соответствует уровню рыночных цен, пока не доказано обратное, а налоговые органы вправе проверять правильность применения цен только в определенных случаях. Кроме того, поскольку налоговые согласно законопроекту смогут запрашивать в банках выписки по операциям на счетах физических лиц и справки о переводах электронных денежных средств при установлении признаков, указывающих на возможное нарушение законодательства о налогах и сборах, если операции на счетах связаны с операциями по переводу цифровой валюты, необходимо, по мнению комитета, уточнить, что понимается под операциями по переводу цифровой валюты (так как в Законе № 259-ФЗ об этом тоже не говорится), и в рамках какой из предусмотренных НК РФ процедур налоговые органы могут установить факт того, что операции на счетах связаны с переводом цифровой валюты, а также признаки возможного нарушения налогового законодательства. И наконец, необходимо определить, какие операции будут считаться операциями, расчеты по которым осуществляются с использованием цифровой валюты, так как прибыль от таких операций предполагается включать в налоговую базу, но при этом Закон № 259-ФЗ, как уже отмечалось, запрещает использовать цифровую валюту для расчетов за товары, работы и услуги.
1 С текстом законопроекта № 1065710-7 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации» и материалами к нему можно ознакомиться на официальном сайте Госдумы.