как вернуть кондиционер в магазин закон о защите прав потребителей
Информация Роспотребнадзора от 17.02.2021 «О правилах возврата и обмена технически сложного товара»
ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ЗАЩИТЫ
ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ЧЕЛОВЕКА
от 17 февраля 2021 года
О ПРАВИЛАХ ВОЗВРАТА И ОБМЕНА ТЕХНИЧЕСКИ СЛОЖНОГО ТОВАРА
Роспотребнадзор напоминает, что когда вы приобретаете конструктивно сложный товар, необходимо понимать и осознавать особый механизм его возврата и обмена.
К таким товарам относятся:
легкие самолеты, вертолеты и летательные аппараты с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем);
автомобили легковые, мотоциклы, мотороллеры и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), предназначенные для движения по дорогам общего пользования;
тракторы, мотоблоки, мотокультиваторы, машины и оборудование для сельского хозяйства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем);
снегоходы и транспортные средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем), специально предназначенные для передвижения по снегу;
суда спортивные, туристские и прогулочные, катера, лодки, яхты и транспортные плавучие средства с двигателем внутреннего сгорания (с электродвигателем);
оборудование навигации и беспроводной связи для бытового использования, в том числе спутниковой связи, имеющее сенсорный экран и обладающее двумя и более функциями;
системные блоки, компьютеры стационарные и портативные, включая ноутбуки, и персональные электронные вычислительные машины;
лазерные или струйные многофункциональные устройства, мониторы с цифровым блоком управления;
комплекты спутникового телевидения, игровые приставки с цифровым блоком управления;
телевизоры, проекторы с цифровым блоком управления;
цифровые фото- и видеокамеры, объективы к ним и оптическое фото- и кинооборудование с цифровым блоком управления;
холодильники, морозильники, комбинированные холодильники-морозильники, посудомоечные, автоматические стиральные, сушильные и стирально-сушильные машины, кофемашины, кухонные комбайны, электрические и комбинированные газоэлектрические плиты, электрические и комбинированные газоэлектрические варочные панели, электрические и комбинированные газоэлектрические духовые шкафы, встраиваемые микроволновые печи, роботы-пылесосы, кондиционеры, электрические водонагреватели;
часы наручные и карманные механические, электронно-механические и электронные, с двумя и более функциями;
инструмент электрифицированный (машины ручные и переносные электрические).
Различный механизм возврата и замены такого товара зависит от срока обнаружения в нем соответствующих недостатков.
Так, например, потребитель вправе требовать замены технически сложного товара либо отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы независимо от того, насколько существенными были отступления от требований к качеству товара, если требования были предъявлены в течение пятнадцати дней со дня его передачи потребителю (абзац 8 пункта 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей, пункт 38 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 N 17).
По истечении пятнадцати дней со дня его передачи отказ от исполнения договора купли-продажи либо требование о замене технически сложного товара могут быть удовлетворены при наличии хотя бы одного из перечисленных в пункте 1 статьи 18 Закона о защите прав потребителей случаев:
обнаружение существенного недостатка товара (пункт 3 статьи 503, пункт 2 статьи 475 Гражданского кодекса Российской Федерации);
нарушение установленных Законом о защите прав потребителей сроков устранения недостатков товара (статьи 20, 21, 22 Закона о защите прав потребителей);
невозможность использования товара более 30 дней (в совокупности) в течение каждого года гарантийного срока вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
При приобретении технически сложного товара ненадлежащего качества в интернет-магазине (дистанционным способом) действуют те же правила возврата, что и при совершении покупки в «обычном» магазине.
Особо следует отметить, что в соответствии с новыми правилами продажи товаров по договору розничной купли-продажи технически сложные товары бытового назначения надлежащего качества (без недостатков), на которые установлены гарантийные сроки не менее одного года, не подлежат обмену в порядке и по основаниям, установленным статьей 25 Закона о защите прав потребителей.
Однако при приобретении таких товаров дистанционным способом действуют иные правила, поскольку приобретение товара в интернет-магазине не похоже на покупку в «обычном» магазине тем, что на стадии выбора товара и во время оформления сделки ознакомиться с ним возможно только по описанию, поэтому законодатель установил дополнительные гарантии для защиты прав потребителя от недобросовестных действий хозяйствующего субъекта.
Отсутствие документа, подтверждающего факт и условия покупки технически сложного товара бытового назначения у продавца, не лишает потребителя возможности ссылаться на другие доказательства его приобретения (пункт 4 статья 26.1 Закона о защите прав потребителей).
Еще один важный момент, который следует знать потребителю при покупке технически сложного товара дистанционным способом, заключается в том, что, если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме в момент доставки товара, потребитель вправе отказаться от товара в течение трех месяцев с момента его передачи.
Возврат кондиционера
Согласно Закону «О защите прав потребителя» вы можете осуществить возврат кондиционера обратно продавцу только ненадлежащего качества (бракованного). В то же время, исходя из Постановления Правительства РФ №924 от 10.11.2011, кондиционер надлежащего качества не подлежит возврату, обмену на аналогичный товар другого фасона, размера, формы, габаритов или комплектации. Однако есть варианты возврата как качественного, так и бракованного товара. Так, Постановление Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2463 предоставляет возможность возврата кондиционера продавцу в случае дистанционного способа продажи.
Возврат кондиционера надлежащего качества
Закон «О защите прав потребителей» дает право продавцу отказать в возврате кондиционера надлежащего качества как технически сложного товара. Однако в течение 14 дней покупатель может обратиться к продавцу и попросить замены такого товара. Замену можно попросить как на аналогичный, так и на любой другой товар с компенсацией его стоимости.
При этом осуществить возврат денежных средств в полном объеме в течение этих 14 дней можно произвести в 2-х случаях.
В этом случае необходимо чтобы товар удовлетворял ряду условий:
Подача жалобы
В случае отказа продавца принять обратно кондиционер надлежащего качества, то можно подать жалобу одним из трех способов.
Прямое обращение в руководство или отдел претензий в магазине
Подача жалобы руководству или в отдел претензий может проводиться в устной форме, ее также можно подать по телефону. Но рекомендуется обращаться в письменной форме и написать жалобу.
Жалоба в Роспотребнадзор
Наиболее эффективной мерой является подача жалобного заявления в отдел Роспотребнадзора. Жалобу можно составить в свободном виде, в ней требуется описать сложившуюся ситуацию. Кроме этого в ней указывают действия дирекции и продавцов на ваше жалобное заявление. Разбирательство в среднем занимает около месяца, но часто ответ поступает намного раньше этого срока.
Исковое заявление в суд
Существует еще один способ, который помогает добиться возврата денег за такой технически сложный товар, как кондиционер, если был дан неправомерный отказ – это обращение в суд. Он достаточно сложный, но при этом часто позволяет добиться положительных результатов.
Возврат в интернет-магазин
Согласно Постановления Правительства РФ от 31 декабря 2020 г. № 2463, при дистанционном способе продажи возврат кондиционера возможен в случае, если сохранены его потребительские свойства и товарный вид, документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Отсутствие у потребителя документа, подтверждающего факт и условия покупки кондиционера у продавца, не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у этого продавца.
Согласно существующих «Правил дистанционной торговли» можно вернуть качественный технически сложный товар по упрощенной схеме.
Также вы можете потребовать возврат денег за кондиционер, приобретенный в интернет-магазине в любое время до получения товара.
Порядок возврата
Если потребитель хочет вернуть кондиционер и получить потраченные деньги необходимо пройти следующие шаги:
Чтобы составить заявление не обязательно иметь специальный бланк. Для этого подойдет обычный лист формата А4. На нем необходимо указать свои контактные данные, номер телефона, адрес электронной почты. В заявлении указывается информация о приобретенном товаре – его наименование, дата покупки, причина. Далее описывается, почему вы хотите его вернуть. В конце обязательно ставится дата и подпись. Дополнительно к заявлению прикладывается весь перечень требуемых документов.
Альтернативные способы возврата
В ряде случаев есть нюансы в законодательстве, допускающие возможность вернуть исправный кондиционер обратно в магазин.
Возврат кондиционера ненадлежащего качества (бракованного)
Товаром не надлежащего качества, или бракованным считается тот, у которого имеются отклонения от нормального.
Основания для возврата
Брак бывает разных видов.
Вид | Описание |
---|---|
Обычный | Качество изделия не соответствует нормам, которые установлены для него |
Существенный | Дефекты сложно убрать, для этого могут потребоваться высокие затраты времени и денежных средств |
Явный | Брак этого вида обнаруживается при выполнении обычного осмотра. Также его выявляют на стадии технического контроля |
Скрытый | Данный вид брака обнаруживается во время эксплуатации товара или при длительном хранении |
Любой из вышеприведенных видов брака позволяет вернуть кондиционер в магазин или другую торговую точку.
При этом отсутствует возможность вернуть товар в следующих случаях:
Права покупателя
Если кондиционер будет ненадлежащего качества, то есть будут выявлены нарушения, дефекты, то согласно статьи 18 Закона «О защите прав потребителей» покупатель имеет право на ряд требований.
Порядок действий
Если после покупки будет выявлен брак кондиционера, то первое, что должен сделать покупатель – это обратиться к продавцу. На начальном этапе стоит попробовать договориться с ним устно, если же ничего не выйдет, то необходимо перейти к серьезным действиям.
Составление претензии на имя продавца
В законодательстве нет определенного шаблона, но на практике уже устоялась определенная форма, которая часто используется при возврате товара. Именно ей требуется следовать, только в этом случае заявление будет иметь юридическую силу.
При этом, к претензии необходимо приложить следующие документы:
Стоит учитывать, что в ситуациях, когда у потребителя нет товарных чеков, претензия все равно должна быть принята. В виде доказательств можно применять показания свидетелей, информацию о совершении покупки, которая имеется в базе данных, информацию с видеокамер.
Срок рассмотрения претензии
В последующий период производится рассмотрение претензии ответственным лицом продавца.
Сроки возврата денег
Стоит помнить, что за каждый день просрочки виновная сторона выплачивает пеню, ее размер устанавливается в соответствии с договором. Если данный вопрос осуществляется без договора, то размер пени будет равняться 1 % от стоимости товара.
Возврат кондиционера с браком является сложной процедурой, которая имеет много нюансов. Покупатель должен быть готовым к тому, что продавец будет уклоняться от его приема и возвращения денег. Чтобы сделать все правильно и вернуть потраченное, стоит обратиться к помощи профессиональных юристов.
Возврат кондиционера в магазин после установки
Главная » Защита прав потребителей » Возврат кондиционера в магазин после установки
Закон о защите прав потребителей
В соответствии с нормами, закрепленными в законе РФ от 07.02.1992 г. № 2300 – I «О защите прав потребителей», каждый гражданин имеет право произвести возврат или обмен товара, качество которого соответствует предъявляемым требованиям.
Важно! При этом следует соблюсти следующие условия:
Последний пункт не является обязательным. В случае если гражданин не сохранил финансовую документацию, возможно подтвердить факт приобретения товара показаниями очевидцев или иными способами.
Таким образом, отсутствие финансовой документации, подтверждающей факт приобретения товара, не может стать основанием для отказа в возврате или обмене этого товара.
Перечень товаров, которые можно вернуть в течение 14 дней с момента покупки, закреплен отдельным нормативно-правовым актом. Продавец не имеет права изменять этот перечень.
В случае если гражданин обратился к продавцу с просьбой обменять ранее приобретенный товар на аналогичный или эквивалентный, но в день обращения у продавца отсутствует замена, гражданин вправе:
Продавец имеет право отказать гражданину в проведении процедуры возврата исключительно в случаях, когда гражданином нарушены правила возврата.
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
Правила возврата
Исходя из норм, закрепленных в законе РФ от 07.02.1992 г. № 2300 – I «О защите прав потребителей», продавцу на проведение процедуры возврата товара отводится не более 3 дней. В случае если товар приобретался дистанционным способом, продавец обязан вернуть гражданину денежные средства, уплаченные за товар, в течение 10 дней.
Отметим, что денежные средства за ранее приобретенный товар, качество которого соответствует требованиям, будут возвращены в случае, если возможность обмена на аналогичный либо эквивалентный товар отсутствует.
Анализ практики показывает, что чаще всего продавцы при условии, что возвращаемый товар не имеет следов эксплуатации, добровольно идут навстречу гражданам и возвращают денежные средства, даже если есть возможность осуществить обмен.
Важно! В случае если продавец отказывается производить возврат или обмен товара, гражданину необходимо подать жалобу в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Возврат кондиционера надлежащего качества
В случае соответствия качества приобретенного кондиционера предъявляемым требованиям гражданин вправе провести процедуру возврата и получить денежные средства, уплаченные при покупке этого кондиционера.
Процедуру возврата можно провести, если:
Как вернуть кондиционер с браком
Действующее законодательство Российской Федерации отнесло кондиционеры к технически сложным устройствам. Именно поэтому в случае обнаружения в кондиционере недостатков защита прав потребителя будет осуществляться с определенными особенностями.
Учтите! Гражданин, приобретший кондиционер и обнаруживший, что качество этого кондиционера не соответствует предъявляемым требованиям, имеет право потребовать:
Чтобы воспользоваться перечисленными выше правами, гражданину потребуется составить письменную претензию, изложив соответствующее требование. Претензия составляется в двух экземплярах, один из которых направляется продавцу, а второй остается у гражданина.
Возврат кондиционера с недостатками по гарантии
Гражданин, обнаруживший, что качество приобретенного кондиционера не соответствует требованиям, имеет право:
Необходимо отметить, что для осуществления процедуры возврата кондиционера, в котором были выявлены недостатки, решающее значение имеет то, на сколько обнаруженные недостатки существенны.
Запомните! Исходя из норм, закрепленных в 1 части 18 статьи закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300 – I «О защите прав потребителей», возврат кондиционера можно осуществить только, если:
Как вернуть кондиционер по истечении двух недель
Осуществить процедуру возврата кондиционера при условии, что качество этого кондиционера соответствует требованиям, а со дня приобретения прошло более 14 дней, практически невозможно.
Но, стоит отметить, что в этом правиле существует одно исключение. Связано это исключение с непредоставлением продавцом полной информации о приобретаемом кондиционере.
Если на момент заключения сделки по купле-продаже кондиционера продавец не предоставил гражданину полную информацию об этом кондиционере, гражданин, исходя из положений 1 части 12 статьи закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300 – I «О защите прав потребителей», вправе расторгнуть сделку и потребовать возврата денежных средств. Обратиться к продавцу с этим требованием можно в разумный срок.
Провести процедуру возврата кондиционера, используя в качестве основания непредоставление продавцом полной информации об этом кондиционере, — задача непростая. Лучше привлечь для ее осуществления высокопрофессионального юриста.
Можно ли вернуть кондиционер, если он был уже установлен
Для возврата оконного кондиционера придется демонтировать раму, в которую этот кондиционер был установлен. Со сплит-системами все еще сложнее: снимается и внутренний (устанавливаемый в помещении) и внешний (устанавливаемый на стене здания) блоки. Давайте разберемся, за чей счет проводятся работы по демонтажу.
Кондиционер, купленный гражданином для личных нужд, подпадает под действие закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300 – I «О защите прав потребителей».
Исходя из норм, закрепленных в этом законе, гражданин, обнаружив в приобретенном кондиционере дефекты, о которых продавец на момент совершения сделки купли-продажи не сообщил, вправе потребовать заменить оказавшийся бракованным кондиционер на аналогичный, качество которого соответствует требованиям.
Кроме того, гражданин вправе инициировать процедуру возврата этого кондиционера. Эти требования гражданин вправе предъявить как продавцу, так и непосредственно производителю, а также дилеру, импортеру и иной уполномоченной производителем организации.
Возникает вполне резонный вопрос, какие действия должна совершить организация, в адрес которой направлена претензия с одним из вышеописанных требований? Исходя из норм действующего законодательства Российской Федерации, эта организация обязана прислать товар, а при необходимости направить сотрудников для проведения демонтажа и доставки товара.
Внимание! После того как товар был демонтирован и доставлен на территорию этой организации, производится процедура проверки товара. Гражданин вправе присутствовать во время проведения процедуры проверки.
В случае если организация считает, что недостатки возникли по вине гражданина, к примеру, в результате ненадлежащей эксплуатации кондиционера, проводится экспертиза кондиционера.
Услуги экспертов оплачиваются за счет организации. Однако если экспертиза подтвердит, что недостатки возникли по вине гражданина, гражданин обязан будет возместить организации расходы на проведенную экспертизу.
Кроме того, гражданину придется возместить организации расходы, связанные с демонтажом и перевозкой кондиционера.
В случае несогласия гражданина с результатами проведенной экспертизы оспорить эти результаты можно в ходе судебных разбирательств.
Посмотрите видео. Обмен технически сложного товара:
Претензия в магазин
Шансы на то, что магазин согласится удовлетворить требования гражданина, изложенные в досудебной претензии, прямо зависят от того, насколько подробно и корректно эта претензия будет составлена. Что необходимо учесть? Прежде всего, то, что досудебная претензия составляется в 2 экземплярах.
Один экземпляр направляется продавцу, а второй, с отметкой о получении, остается у гражданина. Это необходимо для подтверждения попытки досудебного урегулирования конфликта.
В случае если представители продавца отказываются принимать досудебную претензию, ее следует направить посредством заказного почтового отправления с описью вложений и уведомлением о вручении.
Даже если продавец откажется от получения направленной таким способом претензии, обязанности гражданина по досудебному урегулированию будут исполнены.
Составляя досудебную претензию, прежде чем перейти к сути проблемы и выдвигаемым требованиям, гражданину необходимо точно описать следующие обстоятельства, при которых была совершена покупка:
Важно! Описывая товар, необходимо обязательно указать:
После того как описание обстоятельств, при которых был приобретен товар, и самого товара завершено, следует изложить причины, по которым гражданин вынужден обращаться к продавцу с досудебной претензией. Необходимо подробно описать выявленные в ходе эксплуатации кондиционера дефекты и то, как эти дефекты влияют на работу кондиционера.
При этом потребуется указать, что в соответствии с нормами действующего законодательства в случае возникновения сомнений в причинах образования дефектов продавец обязан за свой счет провести экспертизу кондиционера.
Также гражданину следует указывать конкретные нормы действующего законодательства Российской Федерации, которые защищают права потребителя.
К досудебной претензии следует приложить финансовую документацию, подтверждающую факт приобретения гражданином кондиционера.
В случае если приложить эту документацию не представляется возможным, в тексте претензии следует указать, что в соответствии с 5 частью 18 статьи закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300 – I «О защите прав потребителей» отсутствие этой документации не может являться основанием для отказа гражданину в удовлетворении выдвинутых требований.
ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец претензии о возврате денежных средств за некачественный товар и некачественно оказанную услугу:
В случае если вес товара превышает 5 килограмм, доставка этого товара до продавца осуществляется силами и средствами продавца. Если гражданин осуществил доставку самостоятельно, в претензии следует потребовать компенсировать расходы на доставку.
Претензию необходимо составлять максимально подробно и по возможности кратко. Не стоит при составлении претензии давать волю эмоциям, составлять ее следует в официально-деловом стиле.
Досудебная претензия скрепляется собственноручной подписью гражданина с расшифровкой и указанием даты подписания.
В тексте претензии гражданин может сослаться на следующие нормы действующего законодательства Российской Федерации:
Может ли продавец отказать в продаже товара покупателю, читайте тут.
Учтите! В зависимости от выдвинутых в досудебной претензии требований продавцу на рассмотрение и удовлетворение этих требований отводится:
Жалоба в Роспотребнадзор
Хотя утвержденной формы жалобы, подаваемой в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека не существует, необходимо, чтобы жалоба содержала следующие сведения:
Отдельно отметим, что, составляя жалобу, гражданин должен указать, какие конкретно нормы действующего законодательства Российской Федерации, по мнению гражданина, были нарушены.
Подчеркнем, что деятельность большинства предприятий и организаций независимо от организационно-правовой формы подпадает под действие закона РФ от 07.02.1992 г. № 2300 – I «О защите прав потребителей».
Соответственно, гражданин, чьи законные права и интересы были нарушены, может практически в любой ситуации обратиться за защитой в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека независимо от того, в какой конкретно сфере произошло нарушение прав потребителя.
ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец жалобы в Роспотребнадзор о реализации товаров ненадлежащего качества:
Иск в судебный орган
Исковое заявление в судебную инстанцию о возврате товара может быть написано от руки, набрано и распечатано с помощью оргтехники или печатной машинки.
Запомните! Хотя исковое заявление составляется в свободной форме, действующее законодательство Российской Федерации предусматривает, что в иске должна содержаться следующая информация:
Исковое заявление состоит из нескольких частей.
Первая часть, называемая «Шапкой», располагается в правом верхнем углу листа и содержит в себе следующие сведения:
Далее идет основная часть искового заявления.
Внимание! В этой части указывается:
В заключительной части гражданину следует изложить требования, удовлетворения которых он добивается в суде. После чего перечисляются все прилагающиеся к исковому заявлению документы.
Исковое заявление скрепляется собственноручной подписью гражданина с расшифровкой и указанием даты подписания.
Особо отметим, что иски, связанные с защитой прав потребителя, освобождены от оплаты государственной пошлины.
Суду на рассмотрение искового заявления и принятие решения отводится два месяца. Исчисление начинается со дня поступления в суд искового заявления.
ВНИМАНИЕ! Посмотрите заполненный образец искового заявления о защите прав потребителей:
Посмотрите видео. Самостоятельное написание искового заявления в суд:
Дорогие читатели нашего сайта! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
+7-495-899-01-60
Москва, Московская область
+7-812-389-26-12
Санкт-Петербург, Ленинградская область
8-800-511-83-47
Федеральный номер для других регионов России
Если ваш вопрос объемный и его лучше задать в письменном виде, то в конце статьи есть специальная форма, куда вы можете его написать и мы передадим ваш вопрос юристу, специализирующемуся именно на вашей проблеме. Пишите! Мы поможем решить вашу юридическую проблему.