как вернуть в налоговую ошибочно выплаченный налоговый вычет
Налоговая по ошибке одобрила вычет и потребовала его вернуть. СПУСТЯ ГОДЫ!
Прошло несколько лет, и налоговая как-то поняла свою ошибку. А значит, деньги эти нужно потребовать назад, желательно с пеней и без срока давности.
К тому времени сроки взыскания всей суммы по налоговому кодексу уже прошли, а некоторые обязательные процедуры вообще не проводили. И нет в налоговом кодексе такой нормы, чтобы взыскать с налогоплательщика деньги, которые сама налоговая ему и вернула, если при этом человек не нарушал закон, не имел умысла и не виноват в ошибке налоговой.
Но налоговая решила, что это неосновательное обогащение. И хотя такой нормы тоже нет в налоговом кодексе, зато она есть в гражданском. Ну и началось.
Налоговая обратилась в суд. Суды, включая Верховный, ее поддержали и сказали, что деньги надо вернуть. Люди с этими решениями не согласились и обратились за защитой своих прав в Конституционный суд. Тот изучил все обстоятельства и поставил точку в этом деле.
Что решил Конституционный суд?
Спойлер: трое мужчин теперь должны вернуть налоговой ту сумму, которую налоговая им выплатила несколько лет назад. Правда, с учетом сроков исковой давности, которые определил суд, — по этому поводу еще будут отдельно разбираться. Вот более подробное решение.
Решения в пользу налогоплательщиков:
Решения в пользу налоговой и государства:
КАТЬ, НУ ВЕДЬ ЭТО КАКОЕ-ТО ШАПИТО. КАК КОНСТ СУД МОЖЕТ ТАКОЕ ПИСАТЬ? — НУ ВОТ ТАК, МАКСИМ, И ВОТ ТАК.
Это значит, что и мой вычет могут отменить и потребовать назад деньги?
Никакой вычет не могут отменить, если он получен законно, а документы в порядке. Если вы точно знаете, что получили вычет по правилам, в курсе налоговых нюансов и в вашей ситуации нет спорных моментов, вам ничего не грозит.
Если решение о вычете налоговая приняла больше трех лет назад, она не сможет заставить вас вернуть налог, даже если найдет ошибку. НУ КАК БЫ ЭТО МЫ ТАК СЧИТАЕМ СЕЙЧАС, ПОКА НАЛОГОВАЯ И СУД НЕ ПРИДУМАЮТ ЕЩЕ КАКИЕ-НИБУДЬ ДЕФЕКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.
Но если вы тоже заплатили за квартиру материнским капиталом или купили квартиру у мамы, а потом по незнанию заявили вычет и налоговая его одобрила, деньги попросят вернуть.
Почему я должен платить за ошибки налоговой? Я не разбираюсь в налогах и не хочу разбираться! Разве они не должны заранее всё проверить?
Они должны заранее проверить декларацию и все документы. Для этого у налоговой есть три месяца и связь с разными ведомствами: загсом, Росреестром, кадастровой палатой и нотариусами. Инспекторы могут запрашивать у налогоплательщика оригиналы документов, пояснения, если что-то непонятно, и даже получать информацию из банка по поводу операций налогоплательщика.
Но Конституционный суд посчитал, что это не всегда эффективно и даже в случае ошибки, которая обнаружилась через три года и в которой вы не виноваты, деньги придется вернуть.
А если у меня уже нет этих денег? Я потратил их на ремонт, на отпуск или оплатил учебу ребенка в вузе! Зачем мне их вообще давали?
Я собираюсь подавать декларацию и заявлять вычет. Что мне делать?
Не верьте статьям про вычеты в интернете. Законы могут меняться, а статьи — нет. Почитайте про вычеты в налоговом кодексе.
Стандартные вычеты — обычно предоставляют на работе.
Социальные вычеты — при оплате обучения, лечения, страхования.
Имущественные вычеты — при покупке и продаже недвижимости, машин и прочего.
Подключите личный кабинет на сайте налоговой, чтобы следить за проверкой и оперативно давать пояснения инспектору.
Храните все документы, которые подавали для вычета: справки, расписки, договоры, чеки на оплату учебы, лечение зубов и дорогие лекарства.
Не надейтесь на проверку налоговой: в спорной ситуации это может ничего не значить. Если у налоговой будут претензии, а вы не согласны, идите в суд. Суды часто становятся на сторону налогоплательщиков, так что не бойтесь отстаивать свои интересы.
Если у вас сложная ситуация и вы не знаете, как поступить, напишите запрос в налоговую. Ответить должны в течение 30 дней, так что до конца декларационной кампании можете не успеть. Если что — подадите уточненную декларацию.
Об истребовании ошибочно (неправомерно) предоставленного имущественного вычета по НДФЛ
Даны разъяснения по вопросу истребования ошибочно представленного имущественного вычета по НДФЛ. Рекомендовано руководствоваться позицией Конституционного Суда РФ, изложенной в постановлении от 24 марта 2017 г. N 6-П.
При выявлении фактов неправомерного (ошибочного) предоставления вычетов налоговые органы вправе без проведения проверок и мероприятий по принудительному взысканию недоимки обратиться в суды общей юрисдикции с исками о взыскании сумм в качестве неосновательного обогащения.
Отмечено, что не существует специальных правил возврата. Обращение в суды возможно, если единственно возможный способ защиты интересов бюджета. Указано на недопустимость пропуска срока на обращение в суд по данной категории споров.
Если вычет предоставлен по ошибке налогового органа, то требование о взыскании может быть заявлено в течение 3 лет с момента принятия ошибочного решения.
При получении вычета в результате противоправных действий налогоплательщика инспекция вправе обратиться в суд в течение трех лет с момента, когда он узнал или должен был узнать об отсутствии оснований для вычета.
Взыскать можно только сумму неосновательного обогащения, которая равна сумме ошибочно (неправомерно) предоставленного вычета.
Если в распоряжении налогового органа имеются исчерпывающие доказательства того, что неосновательное обогащение явилось следствием противоправных действий самого налогоплательщика, то возможно применение иных правовых последствий.
Письмо Федеральной налоговой службы
от 4 апреля 2017 г. № СА-4-7/6265@
О взыскании с налогоплательщика денежных средств, полученных им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета
Обращаясь в Конституционный Суд Российской Федерации, заявители просили признать статьи 32, 48, 69, 70 и 101 НК РФ, а также статьи 2, 9, 196, 199, 200, 980 и 1102 ГК РФ не соответствующими Конституции Российской Федерации. По мнению заявителей, действующее правовое регулирование выявления недоимки по налогу и её взыскания в достаточной степени является определённым, и взыскание недоимки по налогу должно осуществляться с соблюдением строго регламентированной НК РФ процедуры, которая в рассматриваемом случае налоговыми органами не была соблюдена: акт налоговой проверки не составлялся, решение по её результатам не было вынесено, требование об уплате налога налогоплательщикам не направлялось. В обоснование вывода о невозможности квалификации суммы незаконно предоставленных им имущественных налоговых вычетов по НДФЛ в качестве неосновательного обогащения заявители ссылались на пункт 3 статьи 2 ГК РФ, которым установлен прямой запрет на применение к налоговым отношениям гражданского законодательства. Также заявители оспаривали само право налоговых органов на обращение в суд с исками о взыскании неосновательного обогащения.
Конституционный Суд Российской Федерации с доводами заявителей не согласился: производство в части проверки конституционности положений статей 9, 196, 199, 200 и 980 ГК РФ было прекращено, а положения статей 32, 48, 69, 70 и 101 НК РФ и пункта 3 статьи 2 и статьи 1102 ГК РФ были признаны Конституционным Судом Российской Федерации не противоречащими Конституции Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба обращает внимание налоговых органов на необходимость при выявлении фактов незаконного (ошибочного) предоставления имущественных налоговых вычетов по НДФЛ и обращении в суд с исками о взыскании неосновательного обогащения руководствоваться позицией Конституционного Суда Российской Федерации по данному вопросу.
С учётом разъяснений Конституционного Суда Российской Федерации, изложенных в постановлении от 24.03.2017 по указанным делам, Федеральная налоговая служба обращает внимание налоговых органов на следующее.
В случае выявления фактов неправомерного (ошибочного) предоставления налогоплательщикам имущественных налоговых вычетов по НДФЛ налоговые органы вправе без проведения налоговых проверок и мероприятий по принудительному взысканию недоимки (статьи 31, 48, 69, 70 и 101 НК РФ) обратиться в суды общей юрисдикции с исками о взыскании с указанных лиц сумм неправомерно предоставленного имущественного налогового вычета в качестве неосновательного обогащения по правилам статьи 1102 ГК РФ. Данное право налоговых органов обусловлено отсутствием в НК РФ каких-либо специальных правил, регулирующих основания и порядок взыскания денежных средств, неправомерно (ошибочно) выделенных налогоплательщику из бюджета в результате предоставления ему имущественного налогового вычета по НДФЛ.
При этом налоговым органам следует учитывать, что обращение в суды с такими исками не должно носить произвольный характер и возможно только в том случае, когда данная мера оказывается единственно возможным способом защиты интересов бюджета.
Налоговым органам необходимо оперативно реагировать на допущенные нарушения и предпринимать меры по своевременному предъявлению в суды исков о взыскании с налогоплательщика сумм неосновательного обогащения.
Федеральная налоговая служба указывает налоговым органам на недопустимость пропуска срока на обращение в суд по данной категории споров, а также обращает внимание на то, что предметом судебного разбирательства в рамках споров о взыскании с налогоплательщиков сумм имущественного вычета в качестве неосновательного обогащения является, в том числе, законность и обоснованность действий налогового органа, выразившихся в предоставлении налогоплательщику имущественного налогового вычета. Общее правило о том, что исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре (пункт 2 статьи 199 ГК РФ), применительно к данной категории судебных споров не применяется. Это означает, что суды при рассмотрении исков налоговых органов о взыскании неосновательного обогащения в любом случае осуществляют проверку соблюдения налоговыми органами сроков на обращение в суд с исками по данной категории дел, то есть вне зависимости от того, заявляет ли налогоплательщик о пропуске налоговым органом срока на обращение в суд.
При исчислении сроков на обращение в суд налоговым органам необходимо исходить из следующего.
Если предоставление имущественного налогового вычета было обусловлено противоправными действиями налогоплательщика (например, представление налогоплательщиком подложных документов), налоговый орган вправе обратиться в суд с соответствующим требованием в течение трех лет с момента, когда он узнал или должен был узнать об отсутствии оснований для предоставления налогоплательщику имущественного налогового вычета.
Налоговым органам при обращении в суд с исками о взыскании неосновательного обогащения следует, прежде всего, учитывать интересы каждого конкретного налогоплательщика, которому такой вычет был предоставлен неправомерно, и не допускать его чрезмерного обременения, в том числе выходящего за рамки, определённые для подобных случаев в законодательстве о налогах и сборах. Это означает, что налоговый орган вправе требовать в судебном порядке взыскания с налогоплательщика, которому имущественный вычет предоставлен ошибочно, только сумму неосновательного обогащения, которая равна сумме ошибочно (неправомерно) предоставленного имущественного вычета.
Федеральная налоговая служба указывает на недопустимость применения в отношении налогоплательщика, с которого взысканы денежные средства, полученные им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета, иных правовых последствий, то есть взыскание с него сумм, превышающих размер денежных средств, полученных налогоплательщиком неправомерно. Исключение составляют ситуации, когда в распоряжении налогового органа имеются исчерпывающие доказательства того, что неосновательное обогащение явилось следствием противоправных действий самого налогоплательщика. В этом случае применение иных правовых последствий к такому недобросовестному налогоплательщику должно осуществляться налоговым органом строго в рамках системы мер государственного принуждения, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Ответственность за исполнение настоящего письма возлагается персонально на руководителей (исполняющих обязанности руководителей) УФНС России по субъектам Российской Федерации.
Приложение: постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24.03.2017 по делам №№ 12458/15-01/2016, 11749/15-01/2016, 12451/15-01/2016- в электронном виде на 36-ти листах.
Действительный государственный
советник Российской Федерации
2 класса С.А. Аракелов
Ошибочный имущественный вычет: деньги следует вернуть
Постановление Конституционного Суда РФ № 9-П от 24.03.2017
Конституционный суд РФ вынес постановление по делу о возврате имущественного вычета, полученного физическим лицом без законных оснований.
Имущественный налоговый вычет
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) установлен главой 23 Налогового кодекса РФ. По НДФЛ установлены объект налогообложения и его виды, а также льготы, среди которых предусмотрено право при определении налоговой базы уменьшать ее на суммы имущественных налоговых вычетов.
Налогоплательщик, который израсходовал собственные денежные средства на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома, квартиры, комнаты или доли (долей) в них, вправе получить имущественный налоговый вычет в сумме расходов, которые он фактически понес на приобретение соответствующего жилого помещения – при наличии у него доходов, облагаемых по ставке 13 процентов, установленной пунктом 1 статьи 224 Налогового кодекса РФ (п. 1 ст. 220 НК РФ).
Имущественный налоговый вычет не предоставляется в части расходов налогоплательщика, покрываемых за счет выплат, предоставленных из средств бюджетов бюджетной системы РФ (п. 5 ст. 220 НК РФ). Под это правило подпадают и те расходы, которые оплачены налогоплательщиком за счет средств, полученных в виде государственной социальной поддержки на основе участия в накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих.
Суть рассматриваемого вопроса
Решениями судов с граждан были взысканы задолженности по НДФЛ в размерах имущественных налоговых вычетов, предоставленных им налоговыми органами, но, как впоследствии было установлено, без имеющихся к тому законных оснований, в связи с приобретением:
квартиры за счет средств целевого жилищного займа, предоставленного физлицу на безвозмездной основе в порядке государственной социальной поддержки участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих. Возврат этих средств им не осуществлялся, т.е. источником финансирования расходов на приобретение жилья являлся федеральный бюджет;
квартиры за счет целевого жилищного займа (бюджетных средств), который был предоставлен ответчику на безвозмездной основе и возврат которого им не осуществлялся.
Права на имущественный налоговый вычет в пределах бюджетных средств налогоплательщики не имели. Но налоговая инспекция, предоставляя вычет, не уточнила, за счет каких средств они приобрели жилье. Акты налоговых проверок, устанавливающие правонарушение, составлены не были, требования об уплате недоимки по налогам налогоплательщикам не предоставлялись. Однако суды постановили возвратить полученные суммы, расценив их как неосновательное обогащение.
статьи 32 Налогового кодекса РФ, определяющей обязанности налоговых органов;
статей 69 и 70 Налогового кодекса РФ, определяющих порядок направления налогоплательщику требования об уплате налога;
статьи 101 Налогового кодекса РФ, регулирующей вопросы, связанные с вынесением решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки;
пункта 3 статьи 2 Гражданского кодекса РФ, согласно которому к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством;
статьи 9 Гражданского кодекса РФ, согласно которой граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права, а отказ граждан и юридических лиц от осуществления принадлежащих им прав не влечет прекращения этих прав, за исключением случаев, предусмотренных законом;
статей 196, 199 и 200 Гражданского кодекса РФ, определяющих общий срок исковой давности, применение исковой давности и начало течения ее срока;
пункта 2 статьи 980 Гражданского кодекса РФ, в силу которого правила, предусмотренные главой 50 «Действия в чужом интересе без поручения» Гражданского кодекса РФ, не применяются к действиям в интересе других лиц, совершаемым государственными и муниципальными органами, для которых такие действия являются одной из целей их деятельности;
статьи 1102 Гражданского кодекса РФ, закрепляющей обязанность возвратить неосновательное обогащение.
Заявители сочли неконституционным применение к налоговым правоотношениям норм не налогового, а гражданского законодательства.
Решение суда
Конституционный Суд РФ признал, что в законодательстве о налогах и сборах отсутствует специальное регулирование порядка возврата неправомерно (ошибочно) предоставленного имущественного налогового вычета. Однако действующий механизм возврата такого вычета не противоречит Конституции РФ.
При этом действующий порядок:
исключает применение в отношении налогоплательщика, с которого взысканы средства, полученные им вследствие неправомерно (ошибочно) предоставленного вычета, иных правовых последствий, если только такое неосновательное обогащение не явилось следствием противоправных действий самого налогоплательщика;
предусматривает возврат средств в рамках системы мер государственного принуждения, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.
Кроме того, Конституционный Суд РФ указал, что законодатель правомочен принять поправки в налоговое законодательство, чтобы урегулировать основания, порядок и сроки взыскания с налогоплательщика сумм ошибочно предоставленных налоговых вычетов. Этот вывод дает основания полагать, что данный пробел законодательства будет урегулирован путем внесения поправок в Налоговый кодекс РФ.
Поделиться
Распечатать
НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала
Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.
Нужно ли возвращать переплату по налоговому вычету?
Переплата по налоговому вычету может возникнуть по ошибке налоговой службы либо самого налогоплательщика. Подобное случается редко, потому как сотрудники ФНС обязаны досконально проверять документы перед фактическим перечислением средств. Если же прецедент имеет место, то торопиться с возвратом переплаты не стоит. Необходимо дождаться от налоговиков официального решения, в котором будут указаны основания для подобного требования. Далее, следует действовать по обстоятельствам.
Налоговый вычет и его виды
Под налоговым вычетом понимают часть ранее уплаченного налога на доходы физлиц (НДФЛ), возвращаемую ФНС налогоплательщику в связи с понесенными им расходами по ряду направлений. Категории, по которым могут быть произведены траты и впоследствии осуществлен возврат, определены законодательством.
Существуют следующие группы вычетов:
Важно понимать, что воспользоваться правом на вычет могут лишь те граждане, что вносят подоходный налог в размере 13%. А вот безработные граждане или, например, ИП, применяющие упрощенную схему налогообложения, такой возможностью не обладают.
Возможна ли переплата по вычету
Согласно правилам, ФНС перед перечислением вычета налогоплательщику обязана досконально проверить документы и информацию, имеющуюся в системе. Подобные действия считаются гарантией того, что при возврате не будет допущено каких-либо ошибок.
Но вот в реальности случаются прецеденты, когда по истечении некоторого промежутка времени налогоплательщику поступает звонок или приходит уведомление о том, что ранее предоставленный ему вычет оказался неверным. Соответственно суть подобного извещения заключается в требовании вернуть лишнюю сумму обратно.
И тут человек начинает сомневаться, а стоит ли вообще обращать внимание на такие звонки, правомерны ли они, и что делать, если налоговая потребовала вернуть вычет. На самом деле, решение проблемы зависит от сопутствующих факторов. Но, как показывает практика, вероятнее всего, средства потребуется вернуть.
О чем важно знать
Для начала стоит пояснить, что в Налоговом Кодексе нет статьи, предусматривающей взыскание средств с налогоплательщика в обратном порядке. То есть, если налоговая сама после проверки вернула человеку некую сумму, то требовать ее возврата она не вправе.
Но существуют исключения. Изначальное решение о перечислении вычета может быть отменено в нескольких случаях.
А именно:
Если факт указанных обстоятельств имел место, то ФНС вправе запросить перечислить переплату по вычету. Но важно запомнить, что реагировать на какие-либо требования следует только после того, как со стороны налоговой поступит официальный документ, а не письмо или извещение, подписанное рядовым сотрудником. Вообще, это правило действует для всех случаев. Проще говоря, и тогда, когда ошибку допустили налоговики, и тогда, когда сам налогоплательщик предоставил неверные сведения.
А вот на устные просьбы реагировать не рекомендуется. Потому как если ошибка допущена налоговой, то здесь усматривается прямое намерение исправить собственный недочет без огласки.
Возвращать или нет
Итак, как уже было сказано, в НК РФ нет нормы, предусматривающей возврат средств, фактически перечисленных налоговой плательщику. То есть, вроде бы ФНС не имеет права требовать деньги.
Однако в этом случае госорганизация может сослаться на главу 60 Гражданского Кодекса о необоснованном обогащении и взыскать средства через суд. Разумеется, если сам налогоплательщик откажет в перечислении переплаты.
Здесь можно привести довольно известный пример о том, как некоторое время назад тремя служащими были приобретены объекты недвижимости в рамках ипотеки для военных. После чего эти же граждане обратились в ФНС с просьбой предоставить им вычет.
Налоговая, проверив документы и не найдя ошибок и каких-либо препятствий, одобрила операцию и вернула всем обратившимся НДФЛ. Но спустя целых 3 года (срок давности по взысканию средств) в ФНС обнаружили ошибку, которая была связана с тем, что имущественный вычет не может производиться с сумм, оплаченных средствами господдержки (статья 220 НК РФ, пункт 5). А военная ипотека как раз предоставляет деньги из бюджета. Проще говоря, налоговая сама допустила промах, но средства все-таки решила вернуть. Причем через суд.
Основанием для обращения послужила обозначенная выше глава ГК РФ о неосновательном обогащении. В итоге судебные инстанции, включая Верховный Суд, вынесли решение о взыскании вычета с тех самых военнослужащих. Однако люди не согласились и обратились дальше – в Конституционный Суд.
Последний, в свою очередь, постановил (Постановление № 9-П от 24 марта 2017 года), что люди должны вернуть деньги, которые по ошибке им выплатила ФНС несколько лет назад. Правда с учетом срока исковой давности.
Если подробнее, то в пользу плательщиков были приняты следующие решения:
Согласно тому же постановлению, если налоговая, проверив декларацию, ошибочно одобрила вычет – это неосновательное обогащение плательщика. Соответственно, при наличии каких-либо промахов со стороны ФНС, переплату следует возвращать, поскольку Конституционный Суд решил, что система неэффективна и полностью избежать ошибок невозможно.
Итоги
Если обобщить все вышесказанное, то суть такова – если ФНС требует вернуть переплату по вычету, и налицо ошибка (налоговой или гражданина), то лучше всего это сделать. Но только после того, как на имя налогоплательщика поступит официальное решение с указанием причин подобного требования.
Если же вычет получен законно, ошибок в документах нет и сам налогоплательщик в этом уверен (причем лучше всего дополнительно разбираться в нюансах законодательства), то опасаться нечего. Такой вычет никто отменить не может.
Стоит помнить и о следующем:
Правда если сумма достаточно велика, можно обратиться в ФНС с просьбой о рассрочке выплаты. Если налоговая откажет и начнет взыскание через суд, то деньги будут удерживаться из заработной платы, причем не единоразово, а по частям.
Если налоговая желает вернуть вычет либо переплату по нему, следует запросить официальное решение с указанными в нем причинами, обосновывающими подобное требование. При допущении ошибки налогоплательщиком либо самой ФНС – средства придется вернуть. Причем если этого не сделать, то структура, вероятнее всего, обратится в суд и взыщет сумму принудительно. А вот если доподлинно известно, что документы в порядке и вычет получен законно, то отменить его никто не вправе.