как вести учет дебиторской задолженности при усн
Безнадежная дебиторская задолженность: списание, проводки, бухгалтерский и налоговый учет
Списать безнадежную задолженность не так просто, как кажется. Сначала нужно провести инвентаризацию и понять, какие долги безнадежны, а какие нет. Потом разобраться, что можно включить в резерв, а что нельзя. Для этого придется посчитать выручку и разбить долги на три группы. Что делать дальше, читайте в нашей статье.
Что такое безнадежная дебиторская задолженность
Это сумма, которую покупатели (клиенты или иные контрагенты) не вернули, и которую невозможно взыскать.
Безнадежный долг не нужно путать с сомнительным. Под определение «сомнительной» попадает задолженность, не погашенная в закрепленные договором сроки и не обеспеченная гарантиями (п. 70 Положения по ведению бухучета, утв. приказом Минфина от 29.07.98 № 34н). Похожая формулировка приведена и в Налоговом кодексе.
Получается, сомнительный долг хоть и просрочен, но шансы на взыскание еще остались. А вот безнадежный взыскать, скорее всего, никогда не удастся.
Какие долги считаются безнадежными
Согласно пункту 2 статьи 266 НК РФ, к безнадежной задолженности относятся суммы, по которым:
Как списать дебиторскую задолженность
В налоговом учете (НУ) есть два способа: списать безнадежную «дебиторку» сразу на убытки, либо создать резерв и за счет него погашать долги.
В бухгалтерском учете (БУ) выбора нет: организация обязательно должна сформировать резерв сомнительных долгов. И далее использовать его для погашения задолженности, нереальной ко взысканию.
ВАЖНО
Бывают ситуации, когда на первый взгляд долг кажется безнадежным, но списать его в НУ нельзя. Например, когда компания-должник исключена из ЕГРЮЛ по инициативе налоговиков из-за несданной отчетности и отсутствия операций по банковским счетам. В Минфине полагают, что при подобных обстоятельствах оснований для списания дебиторской задолженности нет. Нужно ждать, пока истекут три года исковой давности. И только после этого списывать долг (подробнее об этой и других ситуациях см. «Семь случаев, когда дебиторскую задолженность нельзя признать безнадежной»).
Документы для списания дебиторской задолженности
Чтобы погасить в учете безнадежную «дебиторку», надо сначала провести ее инвентаризацию. Чаще всего это делают в конце года, перед составлением баланса. Но можно и в любое другое время (п. 2.1 Методических рекомендаций, утв. приказом Минфина от 13.06.95 № 49). Например, по итогам квартала, полугодия или 9 месяцев.
Необходимо оформить документы:
Указанные формы утверждены приказом Минфина № 49 и постановлением Госкомстата от 18.08.98 № 88.
СПРАВКА
Использовать унифицированные формы не обязательно. Организация вправе разработать собственные бланки и отражать в них результаты инвентаризации.
По итогам инвентаризации бухгалтер спишет нужную сумму. Для этого потребуется оформить приказ директора и бухгалтерскую справку, где подробно отражены все вычисления. Также понадобятся бумаги по сделке с должником: договоры, накладные, платежки и проч. Если срок исковой давности прерывался, нужны подтверждающие бумаги, в частности, акты сверки и письма.
Списание безнадежной дебиторской задолженности в налоговом учете
Если ООО создает резерв по сомнительным долгам
Сразу оговоримся: речь идет о тех, кто платит налог на прибыль и применяет метод начисления. При кассовом методе создание резерва не предусмотрено (подп. 7 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Следует совершить ряд действий.
Во-первых, определить, какая выявленная при инвентаризации задолженность является сомнительной. Это суммы, которые возникли в связи с реализацией товаров (работ, услуг), если они не погашены в установленные договором сроки и не обеспечены залогом, поручительством, банковской гарантией (п. 1 ст. 266 НК РФ). Под данное определение не подходит аванс, перечисленный продавцу, даже если поставка так и не состоялась. Не подходят и штрафы за несоблюдение сроков оплаты. Предоплата и санкции в резерв не включаются.
Во-вторых, сомнительные долги следует разделить на три группы (п. 4 ст. 266 НК РФ; см. табл.).
Деление просроченных долгов на группы в зависимости от срока их появления
Группа
Срок возникновения задолженности
Какую часть долга можно включить в резерв
свыше 90 календарных дней
от 45 до 90 календарных дней включительно
до 45 календарных дней
В-четвертых, проверить, чтобы величина резерва не превышала 10% доходов от реализации. Для расчета следует брать выручку за налоговый период, по итогам которого создается резерв. Если бухгалтер формирует его по итогам отчетного периода, действует следующее правило. Резерв должен укладываться в лимит, равный большей из величин: 10% выручки за предыдущий налоговый период или 10% выручки за текущий отчетный период.
В-пятых, отнести величину резерва на внереализационные расходы.
ООО «Лучик» создает в налоговом учете резерв по сомнительным долгам. По состоянию на 30 июня 2021 года проведена инвентаризация, которая выявила просроченную «дебиторку» на сумму 600 тыс. руб.
Срок ее возникновения лежит в промежутке от 45 до 90 календарных дней. Значит, она относится ко второй группе, и 50% можно включить в резерв. Бухгалтер посчитал, что к резерву допустимо отнести 300 тыс. руб.(600 000 руб. × 50%).
Выручка от реализации по данным НУ за полугодие 2021 год составила 2 млн 800 тыс. руб. Поэтому резерв не может превышать 280 тыс. руб.(2 800 000 руб. × 10%).
По итогам полугодия 2021 года бухгалтер списал 280 000 руб. на внереализационные расходы.
Далее необходимо поступать следующим образом. Как только задолженность из сомнительной превратится в безнадежную, ее нужно погасить за счет резерва. При этом величина резерва уменьшится, а новые расходы не появятся.
По состоянию на 30 июня 2021 года резерв по сомнительным долгам ООО «Лучик» составил 280 тыс. руб.
В июле 2021 года часть задолженности в размере 50 тыс. руб. перешла в разряд безнадежной, поскольку организация-дебитор была ликвидирована. В результате величина резерва составила 230 тыс. руб.(280 000 — 50 000). Никаких расходов в связи с этим в налоговом учете не возникло.
На последнее число каждого отчетного (налогового) периода следует проводить корректировку. Нужно сравнивать две величины. Первая — вновь созданный резерв. Вторая — неиспользованная часть резерва, сформированного по итогам предыдущего периода. Если первая величина меньше второй, разница включается во внереализационные доходы текущего периода. Если первая величина больше второй, разница включается в расходы (п. 5 ст. 266 НК РФ). При этом лимит отчислений, равный 10%, по-прежнему должен соблюдаться.
По состоянию на 30 сентября 2021 года «дебиторка» ООО «Лучик» составила 550 тыс. руб. (600 тыс. руб. выявлено на 30 июня, из них 50 тыс. руб. списано в июле).
К концу III квартала данная задолженность перешла в первую группу со сроком возникновения более 90 календарных дней. Значит, «Лучик» может включить ее в резерв в объеме 100%.
Выручка от реализации по данным НУ за 9 месяцев 2021 год составила 5 млн руб. Поэтому резерв не может превышать 500 тыс. руб.(5 000 000 руб. × 10%).
Бухгалтер сравнил 500 тыс. руб. с неиспользованным резервом, созданным по итогам предшествующего периода (230 тыс. руб.). Первая цифра больше второй. Значит, в НУ «Лучика» необходимо показать расходы 270 тыс. руб.(500 000 — 230 000).
Если ООО не создает резерв по сомнительным долгам
Этот вариант учета очень простой. Если в ходе инвентаризации выявлено, что та или иная сумма «дебиторки» перешла в разряд безнадежной ко взысканию, организация списывает ее на внереализационные расходы.
Добавим, что указанное правило не применяется при УСН. «Упрощенщики» не вправе включать сомнительную дебиторскую задолженность в расходы (см. «« Упрощенщики» не могут учесть в составе расходов суммы сомнительной дебиторской задолженности »).
Бухгалтерский учет дебиторской задолженности
Согласно пункту 70 Положения по ведению бухучета, в БУ обойтись без резерва по сомнительным долгам нельзя. При этом порядок его создания не установлен. Поэтому каждая компания должна самостоятельно разработать этот порядок и утвердить в учетной политике (см. «Учетная политика организации: образцы на 2021 год, как составить, примеры» ). На практике чаще всего выбирают такой же способ, как и в налоговом учете.
ВНИМАНИЕ
Существует отличие норм бухгалтерского и налогового учета. В БУ в резерв по сомнительным долгам необходимо относить любую просроченную «дебиторку». А в НУ — только связанную с реализацией товаров, работ, услуг.
Проводки по списанию дебиторской задолженности
Создание резерва отражается по кредиту счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» и дебету счета 91 «Прочие доходы и расходы».
Списание долга за счет резерва — это проводка по дебету счета 63 и кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» (либо кредиту счета 76 или 60).
По состоянию на 30 июня 2021 года на балансе ООО «Лучик» числилась сомнительная задолженность по расчетам с покупателями в сумме 280 тыс. руб. Бухгалтер создал резерв и сделал проводку:
ДЕБЕТ 91 КРЕДИТ 63
— 280 000 руб. — просроченная задолженность включена в резерв;
В июле 2021 года часть долга в размере 50 тыс. руб. стала безнадежной. Появилась проводка:
ДЕБЕТ 63 КРЕДИТ 62
— 50 000 руб. — безнадежный долг списан за счет резерва.
ВАЖНО
Погашение «дебиторки» не означает ее ликвидацию. Ведь остается шанс, что по истечении срока исковой давности контрагент все же вернет деньги. По этой причине долги следует учитывать на забалансовом счете в течение пяти лет с момента списания. И только если организация-дебитор ликвидирована, учет безнадежной задолженности можно приостановить.
Как вести учет дебиторской задолженности при усн
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Организация применяет УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов».
Каков по законодательству РФ порядок списания в бухгалтерском и налоговом учете организации безнадежной задолженности за коммунальные услуги?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В целях налогообложения при УСН убытки в виде безнадежных долгов не учитываются.
В бухгалтерском учете критерии признания задолженности безнадежной организация может установить в учетной политике. Списывается безнадежная задолженность по результатам проведенной инвентаризации, на основании письменного обоснования и приказа руководителя.
Обоснование вывода:
Налоговый учет
Налогоплательщики, применяющие упрощенную систему налогообложения (УСН) с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, при определении налоговой базы могут уменьшать полученные доходы на сумму произведенных расходов, перечень которых приведен в п. 1 ст. 346.16 НК РФ. При этом перечень расходов, указанный в ст. 346.16 НК РФ, носит закрытый характер.
Поскольку в п. 1 ст. 346.16 НК РФ расходы в виде сумм списанных безнадежных долгов не предусмотрены, то при определении налоговой базы данные расходы не учитываются (письма Минфина России от 20.02.2016 N 03-11-06/2/9909, от 23.06.2014 N 03-03-06/1/29799, от 22.07.2013 N 03-11-11/28614, от 01.04.2009 N 03-11-06/2/57).
Таким образом, в целях налогообложения безнадежные долги за коммунальные услуги в рассматриваемой ситуации не учитываются.
Бухгалтерский учет
Рекомендуем ознакомиться со следующими материалами:
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет расходов от списания дебиторской задолженности, нереальной к взысканию;
— Энциклопедия решений. Исковая давность;
— Энциклопедия решений. Начало и окончание течения срока исковой давности;
— Энциклопедия решений. Перерыв течения срока исковой давности;
— Энциклопедия решений. Течение срока исковой давности при защите нарушенного права в судебном порядке.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья
Ответ прошел контроль качества
13 сентября 2019 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Ведение учета дебиторской и кредиторской задолженности
Основы и принципы учета дебиторской и кредиторской задолженности
Поэтому корректный учет дебиторской и кредиторской задолженности так же важен, как поиск источников роста для бизнеса. Недостаток внимания со стороны фирмы данному вопросу способен привести компанию, к примеру, к парадоксальной ситуации: компания успешно работает, у нее много заказов, но денежных средств в распоряжении у фирмы не хватает даже на выплату заработной платы. Объясняется парадокс слишком высокой ДЗ: выбранные контрагенты не хотят сразу оплачивать (а то и вовсе отказываются оплачивать) выполненную работу.
Чтобы избежать подобной ситуации, важно следовать несложным принципам управления и учета дебиторской и кредиторской задолженности:
Учет дебиторской задолженности
ДЗ относится к активам компании и учитывается в составе оборотных средств.
ДЗ в учете важно правильно классифицировать. В целях менеджмента организации и управления активами принято выделять краткосрочную (погашение которой ожидается в течение 12 месяцев после ее возникновения) и долгосрочную (контрагент погасит такую задолженность не менее чем через год). Это в укрупненном виде. На практике же при ведении учета дебиторской и кредиторской задолженности ДЗ нередко объединяют в подгруппы согласно планируемому сроку погашения (к примеру, до месяца, 1-3 месяца и т.д.). Ведь когда в организации большие обороты и, следовательно, большое число контрагентов, заемщиков и кредиторов, важно четко представлять, на какой отрезок времени денежные средства «выпадут» из хозяйственного цикла предприятия.
Для целей налогообложения и составления бухгалтерской отчетности важна классификация ДЗ по критерию «сомнительности». В таком разрезе всю ДЗ принято делить на нормальную (срок погашения которой ещё не наступил), а также сомнительную (которая в установленный договором срок не была погашена либо с высокой вероятностью не будет погашена в такой срок; при этом отсутствует какое-либо обеспечение ДЗ).
Если нормальная ДЗ учитывается на счетах учета дебиторской и кредиторской задолженности в соответствии с общим порядком, то для сомнительной ДЗ есть один нюанс: под нее нужно сформировать резерв по сомнительным долгам (подп. 7 п. 1 ст. 265, 266 НК РФ). Размеры такого резерва зависят от того, сколько времени со дня уплаты по договору просрочил должник.
Если же должник так и не погасил задолженность перед организацией, то по истечении срока давности такая ДЗ подлежит списанию и, соответственно, включению в состав внереализационных расходов компании. При этом порядок списания ДЗ зависит от наличия у организации резерва по сомнительным долгам.
Два варианта учета НДС при списании дебиторской задолженности (для продавца и для покупателя) смотрите в КонсультантПлюс. Если у вас еще нет доступа к этой правовой системе, пробный полный доступ можно получить бесплатно.
Учет кредиторской задолженности
КЗ отражает масштабы финансовых обязательств компании перед контрагентами по осуществленным бизнес-операциям, а также перед инвесторами и кредитными учреждениями за привлеченные источники финансирования. Кроме того, компания может иметь обязательства перед персоналом (по оплате труда и прочим основаниям, перед бюджетом и внебюджетными фондами и т.д.).
КЗ в учете дебиторской и кредиторской задолженности также принято классифицировать по ожидаемым срокам погашения. Если задолженность будет погашена в течение 12 месяцев, то ее относят к краткосрочным пассивам. Если же согласно условиям образования КЗ она должна быть погашена не менее чем через год, то такая задолженность учитывается в составе долгосрочных пассивов.
КЗ также может быть признана просроченной. В случае если со дня возникновения КЗ прошло более чем 3 года, при этом кредитор не предпринял надлежащих действий по ее выявлению и взысканию (например, не провел сверку взаиморасчетов), а компания-должник своими действиями не признала КЗ, то такая задолженность должна быть списана и включена в состав внереализационных доходов компании.
А, во-вторых, недостаток внимания к учету КЗ может привести к отсутствию у компании понимания динамики просроченной задолженности, что неизбежно вызовет споры с налоговыми органами при проверке и соответствующие доначисления.
Поэтому, чтобы избежать рисков как инвестиционной, так и налоговой природы, нужно своевременно проводить инвентаризацию и при необходимости списание как ДЗ, так и КЗ.
Нужно ли при списании кредиторской задолженности восстанавливать НДС и как быть с НДС при списании неотработанных авансов, узнайте в Готовом решении от КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
Бухгалтерский учет дебиторской и кредиторской задолженности
Бухгалтерский учет дебиторской и кредиторской задолженности организации ведут на соответствующих счетах.
Так, ДЗ покупателей, подрядчиков и поставщиков отражается по дебету счетов 60, 62, 76. Если у компании имеется ДЗ персонала, не связанная с зарплатой, то такая ДЗ учитывается на счетах 71 и 73.
К указанным счетам открываются соответствующие субсчета, на которых ДЗ детализируется отдельно по контрагентам и основаниям.
При составлении бухгалтерской отчетности совокупная величина ДЗ организации отражается по строке 1230 бухгалтерского баланса. При этом важно помнить, что величина краткосрочной ДЗ, которая является просроченной, должна быть уменьшена на величину резерва по сомнительным долгам в отношении такой ДЗ (т.е. кредитовое сальдо по сч. 63).
В ряде случаев (например, при составлении отчетности для потенциального инвестора или руководителя) целесообразно дать расшифровку строки 1230, детализировав ДЗ по контрагентам, а также в разрезе сроков погашения (просроченная или нет). Корректная детализация способна существенно повысить инвестиционную привлекательность компании.
Чтобы правильно отразить дебиторскую и кредиторскую задолженность в бухгалтерском балансе, воспользуйтесь Путеводителем от КонсультантПлюс. В нем описаны все возможные практические ситуации по ДЗ и КЗ. Бесплатный доступ к К+ можно получить онлайн.
КЗ в бухгалтерском учете отражается по кредиту счетов: 60, 62, 76 (КЗ перед поставщиками, покупателями), 66, 67 (полученные долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы), 68 (бюджет), 69 (социальное страхование), 70, 71, 73 (перед персоналом и подотчетными лицами).
В балансе КЗ в зависимости от срока планируемого погашения может быть отражена в разделе IV «Долгосрочные обязательства» либо в разделе V «Краткосрочные обязательства».
В целях налогообложения при ведении учета дебиторской и кредиторской задолженности важно не пропустить момент, когда задолженность с истекшим сроком давности должна быть списана, т.е. включена во внереализационные доходы и расходы. Напомним, что списать ДЗ и КЗ можно только через 3 года (ст. 195, 196 ГК РФ) со дня возникновения. При этом срок давности должен исчисляться отдельно по каждому основанию возникновения задолженности.
Поэтому важно корректно вести аналитику сроков погашения по тем субсчетам, на которых традиционно (для компании) ведется учет дебиторской и кредиторской задолженности.
Не следует также забывать и о том, что списание ДЗ и КЗ нужно надлежащим образом оформить документально. В частности, провести инвентаризацию, сформировать бухгалтерскую справку и оформить приказ о списании задолженности (п. 77, 78 Положения по ведению бухгалтерского учета).
Итоги
Бухгалтерская служба каждой успешной компании должна уделять высокое внимание ведению корректного учета дебиторской и кредиторской задолженности.Ведь информация о том, какие активы (в денежном измерении) и в какой срок компания получит в свое распоряжение, играет важную роль в текущем и стратегическом планировании в организации. Кроме того, не следует забывать, какие объемы обязательств компании ещё только предстоит исполнить и в какой срок. Из корректного учета дебиторской и кредиторской задолженности складывается общая финансовая устойчивость компании на рынке, ее привлекательность для инвесторов. Поэтому важно своевременно отслеживать состояние ДЗ и КР, и если какая-либо задолженность попадет в состав просроченной, ее следует списать, не забыв при этом о правилах документального оформления операций по списанию.
Как вести учет дебиторской задолженности при усн
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с АО «Сбербанк-АСТ». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Организация работает на УСН (объект налогообложения «доходы»). Контрагент (по договорам на оказание услуг) ликвидирован в 2018 году. В настоящее время числится несписанная дебиторская и кредиторская задолженность перед этой организацией.
Когда необходимо списать задолженность? В какой момент возникает доход? Если размер по кредиторской и дебиторской задолженности примерно одинаков, то можно ли провести зачет взаимных требований?
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Если организация-контрагент ликвидирована, обязательства считаются прекращенными, поэтому произвести зачет такого обязательства, в том числе односторонний, не представляется возможным.
Сумма списанной кредиторской задолженности признается в составе доходов при УСН в размере всей суммы в том отчетном (налоговом) периоде, в котором внесена запись в ЕГРЮЛ о ликвидации (2018 год).
При этом следует учитывать, что суммы просроченной кредиторской задолженности по авансовым платежам, полученными налогоплательщиками, которые применяют УСН, при определении налоговой базы учитываться не должны.
Сумму списанной дебиторской задолженности организация не учитывает при определении налоговой базы.
Порядок бухгалтерского учета списания задолженности изложен ниже.
Обоснование вывода:
Налоговый учет
Бухгалтерский учет
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Общий порядок определения расходов при УСН;
— Энциклопедия решений. Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности;
— Энциклопедия решений. Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора, страховых взносов) (ст. 122 НК РФ);
— Энциклопедия решений. Ответственность руководителя и главного бухгалтера в сфере бухгалтерского учета;
— Энциклопедия решений. Ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов) (ст. 120 НК РФ);
— Вопрос: Организация применяет УСН с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на величину расходов». Каков по законодательству РФ порядок списания в бухгалтерском и налоговом учете организации безнадежной задолженности за коммунальные услуги? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2019 г.);
— Вопрос: С 2014 года в организации числятся дебиторская и кредиторская задолженности от контрагентов. До текущего момента данные задолженности не списаны. Какие риски существуют, если организация вообще не будет списывать указанные задолженности? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, март 2021 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Коренева Ольга
Ответ прошел контроль качества
24 сентября 2021 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
————————————————————————-
*(1) Периодичность проведения инвентаризации определяется организацией самостоятельно, но не реже одного раза в год. Подробнее смотрите в материалах: Энциклопедии решений. Инвентаризация; Энциклопедия решений. Инвентаризация для целей бухгалтерского учета.