как вести учет овец

Овцеводство. Методика учета

И. А. Сергеева, доцент, к. э. н.,

Н. Н. Губернаторова, доцент, к. э. н.

Овцеводческие хозяйства, которые имеют свою кормовую базу, исчисляют фактическую себестоимость продукции на конец отчетного года. Ведь только тогда будет известна фактическая себестоимость кормов. На что еще надо обратить внимание, вы узнаете из статьи.

Основные виды овцеводства

Различают следующие основные направления в овцеводстве:

Последнее подразделяется на смушковое, шубное, мясо-сальное, мясо-шерстное и мясо-шерстно-молочное. Развитие того или иного направления в конкретном регионе определяется прежде всего природными условиями. Так, тонкорунное овцеводство встречается в степях и полупустынях. Полутонкорунное и мясошерстное преобладает в районах, которые лучше обеспечены влагой и имеют более мягкий климат. Смушковое овцеводство развито в засушливом полупустынном и пустынном климате. В холодном климате горных территорий разводят овец грубошерстных мясо-сальных и мясо-шерстно-молочных пород.

Чем руководствоваться при ведении бухучета

В системе действующего бухгалтерского законодательства особенности учета в овцеводстве непосредственно регламентируются двумя нормативными актами, разработанными и утвержденными Минсельхозом России. Это:

– Методические рекомендации по бухучету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельхозорганизациях утверждены приказом Минсельхоза России от 6 июня 2003 г. № 792;

– Методические рекомендации по бухучету затрат и исчислению себестоимости продукции овцеводства (утверждены Минсельхозом России 22 октября 2008 года).

Первые из них регламентируют более общие подходы к учету затрат и исчислению себестоимости продукции отрасли, вторые – конкретизируют применяемые в овцеводстве приемы и способы ведения синтетического и аналитического учета затрат.

Организуем аналитический учет

Что касается аналитического учета, то он организуется в разрезе статей калькуляции и половозрастных групп животных. Согласно пункту 8 Методических рекомендаций по бухучету затрат и исчислению себестоимости продукции овцеводства, к применению организациями рекомендуется следующая классификация овец по половозрастным группам:

– производители в возрасте старше 1,5 лет;

– пробники в возрасте старше 1,5 лет, предназначенные для выявления маток, приходящих в охоту;

– холостые – не осемененные после отбивки ягнят;

– суягные – осемененные, которые в овцеводстве подразделяются на две группы: матки первой половины суягности и матки второй половины суягности;

– подсосные – матки с ягнятами до отбивки;

в) ягнята от рождения до отбивки в возрасте 4 месяцев, при искусственном выращивании – от отъема от маток в возрасте 2–3 дней до 4 месяцев;

г) ремонтный молодняк – баранчики и ярочки после отбивки до 1,5 лет;

д) откормочное поголовье:

– сверхремонтный молодняк от отбивки в возрасте 4 месяцев до сдачи на мясо;

– выбракованные взрослые животные;

На каждую половозрастную группу животных организация открывает отдельный аналитический счет, на котором происходит накопление соответствующих затрат.

Документальное оформление затрат

Статьи учета затрат (статьи калькуляции) в овцеводстве применяются типовые для любой подотрасли животноводства и включают:

1) оплату труда с отчислениями на социальные нужды;

2) содержание основных средств (амортизация, ремонт и т. п.);

3) средства защиты животных;

6) затраты на организацию производства и управления;

7) потери от падежа животных;

Специфика здесь заключается в документальном оформлении затрат по отдельным статьям.

Так, бухгалтерское оформление расхода кормов в овцеводстве зависит от системы содержания овец (круглогодовая стойловая, стойлово-пастбищная, пастбищно-стойловая, пастбищная).

В качестве первичных учетных документов по данной калькуляционной статье могут быть использованы: лимитно-заборная карта (форма № М-8), акт на оприходование пастбищных кормов (форма № СП-18), акт на оприходование пастбищных кормов, учтенных по укосному методу (форма № СП-19), а также ведомость учета расхода кормов (форма № СП-20).

Еще одна специфическая статья затрат – это расходы на использование средств защиты животных (биопрепаратов, медикаментов, дезинфицирующих средств). Применение их в овцеводстве сопряжено со следующими технологическими процессами:

а) воспроизводство и окот – сперма, окситоцин и т. д.;

б) ветеринарно-профилактические цели – вакцины, сыворотки и иные биопрепараты, хлорная известь и т. д.;

в) уход за шерстью (купание овец) – эмульсия креолина и др.

Списание ветпрепаратов оформляется соответствующими актами или регистрируется в амбулаторном журнале или журнале искусственного осеменения. Для бухгалтерского оформления прочих материальных и трудовых затрат отрасли используются табель учета рабочего времени (форма № Т-13), ведомость распределения амортизации (форма № 74-АПК), акт приема-сдачи выполненных работ и оказанных услуг (форма № СХ-14) и др.

Синтетический учет

Что касается синтетического бухгалтерского учета в отрасли, то ведется он с использование счетов 20 «Основное производство», 11 «Животные на выращивании и откорме» и 01 «Основные средства».

На операционном калькуляционном счете 20 учитывают затраты (по дебету) по вышеуказанной номенклатуре и выход продукции (по кредиту) отрасли овцеводства. По счету 01 учитываются взрослые животные основного стада в оценке по сумме фактических затрат на их выращивание или приобретение (включая расходы по доставке). Движение животных на выращивании и откорме отражается на счете 11, а затраты на их содержание и выход продукции в части увеличения живой массы – на счете 20. Основные бухгалтерские записи по учету затрат на производство и выходу продукции овцеводства приведены в пункте 90 Методических рекомендаций по бухгалтерскому учету затрат и исчислению себестоимости продукции овцеводства (Скачать их можно ЗДЕСЬ).

Исчисление себестоимости

Виды готовой продукции отрасли зависят от направления овцеводства в данной организации и могут включать в себя шерсть, приплод, прирост живой массы и др. Они же и выступают объектами исчисления себестоимости (калькуляционными единицами).

Для наглядности все калькуляционные единицы отрасли систематизированы и сведены в таблицу.

Объекты учета затрат

Объекты калькуляции

Калькуляционные
единицы

Овцеводство тонкорунное, полутонкорунное, полугрубошерстное, грубошерстное

Основное стадо овец (овцематки с ягнятами до отбивки, бараны-производители, бараны-пробники)

Источник

Как вести учет овец

А. Общий порядок ведения первичного учета в овцеводстве

4. Важнейшим требованием, предъявляемым к первичному учету затрат и выходу продукции в овцеводстве, является правдивое и полное отражение хозяйственных операций в системе первичной документации.

Различный состав производственных затрат и неодинаковые способы их производственного потребления обусловливают необходимость их различного документального оформления.

В целом первичный учет в овцеводстве должен обеспечить текущий контроль выполнения заданий по производству шерсти, смушек, мяса, молока, увеличению взрослого поголовья и выращиванию молодняка, контроль за рациональным использованием фонда оплаты труда, кормов и других материальных средств, а также контроль за своевременным и полным оприходованием продукции.

Первичный учет должен быть организован таким образом, чтобы на его основе управленческий персонал и, прежде всего, аппарат бухгалтерской службы мог предупреждать возможные хищения и недостачи поголовья, кормов и готовой продукции, а также устанавливать и отражать в документах потери овец от падежа и других причин и виновников этих потерь.

5. Для решения проблемы повышения действенности контроля за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в овцеводстве необходимо сочетание возможностей способа документирования с технологическими особенностями отрасли, что должно найти отражение в рамках общей организации документооборота в соответствии с подразделом 2.5 «Примерный график документооборота» Методических рекомендаций по разработке учетной политики в сельскохозяйственных организациях, утвержденных Департаментом бухгалтерского учета и отчетности Минсельхоза России 16 мая 2005 г.

6. При этом принятый порядок ведения первичного учета в овцеводстве должен обеспечивать:

— выявление скрытых внутрихозяйственных резервов. Целесообразно построить систему документирования хозяйственных операций таким образом, чтобы уже в процессе оформления первичных учетных документов и тем более при составлении аналитических учетных регистров проводился анализ эффективности использования ресурсов в организации;

— отражение в учете фактов хозяйственной деятельности должно быть построено таким образом, чтобы оно исходило не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

— тождественность данных аналитического и синтетического учета. При организации системы документирования хозяйственных операций необходимо предусмотреть систему взаимного контроля работников бухгалтерии. Обязанности должны быть распределены таким образом, чтобы одни бухгалтеры вынуждены были сверять данные, формируемые ими в учетных регистрах, с данными первичных учетных документов и данными учетных регистров, формируемых другими бухгалтерами. Организует эту работу непосредственно главный бухгалтер либо бухгалтер, отвечающий за составление и представление бухгалтерской отчетности внешним пользователям;

7. Разработанные для применения в овцеводстве собственные формы первичных документов должны включать в себя обязательные реквизиты, установленные Федеральным законом «О бухгалтерском учете»:

— дату составления документа;

— наименование организации, от имени которой составлен документ;

— содержание хозяйственной операции;

— измеритель хозяйственной операции в натуральном и денежном выражениях;

— наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

— личные подписи указанных лиц и их расшифровки.

Кроме того, в первичные учетные документы могут быть включены дополнительные реквизиты в зависимости от характера хозяйственных операций, требований соответствующих нормативных актов и методических указаний по бухгалтерскому учету, а также технологии обработки учетной информации.

Источник

Как вести учет овец

Методические рекомендации по бухгалтерскому учету затрат и исчислению себестоимости продукции овцеводства

I. Общие положения

1. Настоящие Методические рекомендации определяют порядок организации бухгалтерского учета затрат на производство и калькулирования себестоимости продукции овцеводства на основе действующей системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, включая и его отраслевые особенности в сельском хозяйстве, установленные, в частности, Методическими рекомендациями по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности агропромышленных организаций, Методическими рекомендациями по корреспонденции счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности сельскохозяйственных организаций, Методическими рекомендациями по применению журнально-ордерной формы бухгалтерского учета в агропромышленных организациях, Методическими рекомендациями по бухгалтерскому учету затрат на производство и калькулированию себестоимости продукции (работ, услуг) в сельскохозяйственных организациях, утвержденными соответствующими приказами Министерства сельского хозяйства Российской Федерации и рекомендованными для применения в сельскохозяйственных организациях всех организационно-правовых форм, за исключением крестьянских (фермерских) хозяйств и иных субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве, что и раскрывается в настоящих методических рекомендациях.

2. Учетное обеспечение производственного процесса в овцеводстве предполагает детализацию и конкретизацию перечисленных выше основных положений применительно к технологии и организации отрасли.

В их основу положены следующие отраслевые особенности и принципы, которыми следует руководствоваться в действующей учетной практике:

— непрерывность, последовательность и взаимосвязанность технологических процессов производства продукции овцеводства;

— раздельное отражение затрат на производство указанной продукции по каждому технологическому циклу (воспроизводства, репродукции, доращивания, откорма и забоя животных);

— специфика затрат по содержанию основных средств, обусловленная использованием в овцеводстве разных способов и систем содержания овец;

— ряд специфических затрат, занимающих значительный удельный вес в издержках на производство продукции овцеводства (соответствующий состав кормов, медикаментов и биологических препаратов, а также основных средств и иных материально-технических ресурсов);

— организация сводного учета затрат на производство продукции овцеводства и контроля за движением материальных ресурсов, зависящая от вида производства, структуры управления производством, обусловленная организационно-технологическими особенностями отрасли и потребностями ее управления.

3. Вышеотмеченные отраслевые особенности, а также конкретные условия хозяйствования обусловливают специфику организации производственного учета в овцеводстве, в связи с чем, исходя из настоящих Методических рекомендаций, в каждой сельскохозяйственной организации в рамках ее учетной политики определяется порядок ведения первичного, аналитического и синтетического учета в данной отрасли.

II. Организация первичного учета в овцеводстве

А. Общий порядок ведения первичного учета в овцеводстве

4. Важнейшим требованием, предъявляемым к первичному учету затрат и выходу продукции в овцеводстве, является правдивое и полное отражение хозяйственных операций в системе первичной документации.

Различный состав производственных затрат и неодинаковые способы их производственного потребления обусловливают необходимость их различного документального оформления.

В целом первичный учет в овцеводстве должен обеспечить текущий контроль выполнения заданий по производству шерсти, смушек, мяса, молока, увеличению взрослого поголовья и выращиванию молодняка, контроль за рациональным использованием фонда оплаты труда, кормов и других материальных средств, а также контроль за своевременным и полным оприходованием продукции.

Первичный учет должен быть организован таким образом, чтобы на его основе управленческий персонал и, прежде всего, аппарат бухгалтерской службы мог предупреждать возможные хищения и недостачи поголовья, кормов и готовой продукции, а также устанавливать и отражать в документах потери овец от падежа и других причин и виновников этих потерь.

5. Для решения проблемы повышения действенности контроля за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в овцеводстве необходимо сочетание возможностей способа документирования с технологическими особенностями отрасли, что должно найти отражение в рамках общей организации документооборота в соответствии с подразделом 2.5 «Примерный график документооборота» Методических рекомендаций по разработке учетной политики в сельскохозяйственных организациях, утвержденных Департаментом бухгалтерского учета и отчетности Минсельхоза России 16 мая 2005 года.

6. При этом принятый порядок ведения первичного учета в овцеводстве должен обеспечивать:

— выявление скрытых внутрихозяйственных резервов. Целесообразно построить систему документирования хозяйственных операций таким образом, чтобы уже в процессе оформления первичных учетных документов и тем более при составлении аналитических учетных регистров проводился анализ эффективности использования ресурсов в организации;

— отражение в учете фактов хозяйственной деятельности должно быть построено таким образом, чтобы оно исходило не только из их правовой формы, но и из экономического содержания фактов и условий хозяйствования;

— тождественность данных аналитического и синтетического учета. При организации системы документирования хозяйственных операций необходимо предусмотреть систему взаимного контроля работников бухгалтерии. Обязанности должны быть распределены таким образом, чтобы одни бухгалтеры вынуждены были сверять данные, формируемые ими в учетных регистрах, с данными первичных учетных документов и данными учетных регистров, формируемых другими бухгалтерами. Организует эту работу непосредственно главный бухгалтер либо бухгалтер, отвечающий за составление и представление бухгалтерской отчетности внешним пользователям;

7. Разработанные для применения в овцеводстве собственные формы первичных документов должны включать в себя обязательные реквизиты, установленные Федеральным законом «О бухгалтерском учете»:

— дату составления документа;

— наименование организации, от имени которой составлен документ;

— содержание хозяйственной операции;

— измеритель хозяйственной операции в натуральном и денежном выражениях;

— наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления;

— личные подписи указанных лиц и их расшифровки.

Кроме того, в первичные учетные документы могут быть включены дополнительные реквизиты в зависимости от характера хозяйственных операций, требований соответствующих нормативных актов и методических указаний по бухгалтерскому учету, а также технологии обработки учетной информации.

Б. Первичная документация по учету поголовья овец

8. Организация первичного учета поголовья овец должна быть увязана с принятой системой аналитического учета животных, что определяется степенью специализации овцеводческих организаций. При этом рекомендуется следующая классификация овец по половозрастным группам:

— производители в возрасте старше 1,5 лет;

— пробники в возрасте старше 1,5 лет, предназначенные для выявления маток, приходящих в охоту;

д) откормочное поголовье:

— сверхремонтный молодняк от отбивки в возрасте 4 месяцев до сдачи на мясо;

— выбракованное взрослое поголовье овец;

9. В соответствии с вышеуказанными половозрастными группами овец и их движением оформляются необходимые первичные документы, основные из которых приводятся ниже.

Акт составляется в двух экземплярах заведующим фермой, зоотехником или бригадиром непосредственно в день получения приплода. В акте фиксируется фамилия, имя, отчество работника, за которым закреплены животные, кличка или номер овцематки, количество голов и масса полученного приплода, присвоенные им инвентарные номера, делаются отметки об отличительных признаках приплода (масть, кличка и т.п.), приводятся подписи лиц, подтверждающих получение приплода, и отдельно фиксируются мертворожденные животные.

В каракульском овцеводстве все данные о ходе окота по каждой отаре за каждые истекшие сутки записываются бригадиром (учетчиком) и бонитером в Акт на оприходование приплода животных (ф. N СП-39) или Акт о ходе окота овец (форма утверждается организацией самостоятельно), составляемый в двух экземплярах.

По каждой отаре ведется своя (отдельная) порядковая нумерация актов. Отправка на убойный пункт всей продукции окота с товарной шкуркой (ягнята для забоя на шкурку, мертворожденные, выпоротки, выкидыши, павшие и вынужденно прирезанные до бонитировки и после бонитировки) и с нетоварной шкуркой, а также эмбрионов оформляется накладными.

Оформленные акты используются для зоотехнического учета и записей на ферме в Книгу учета движения животных и птицы (ф. N 304-АПК). Один экземпляр акта передается непосредственно в бухгалтерию на следующий день после его составления. Экземпляр акта, по которому сделаны записи в Книгу учета движения животных и птицы, в конце месяца также поступает в бухгалтерию вместе с Отчетом о движении скота и птицы на ферме (ф. N СП-51).

10. Акт на перевод животных из группы в группу (ф. N СП-47) оформляется во всех случаях перевода ягнят из одной учетной возрастной группы в другую (включая и перевод животных в основное стадо).

Акт составляет зоотехник, заведующий фермой или бригадир непосредственно в день перевода животных из одной группы в другую.

В документе указывается: из какой группы в какую переводятся животные, их инвентарные номера, пол, класс, масть и другие особенности, время рождения, количество голов (если переводится группа животных), балансовая стоимость, за кем закреплены принятые животные и подписи работников, их принявших.

Оформленные акты, утвержденные руководителем организации или подразделения и подписанные заведующим фермой, зоотехником и работниками, принявшими животных на дальнейшее обслуживание, используются для записей в Книге учета движения животных и птицы (ф. N 304-АПК).

В конце месяца акты вместе с Отчетом о движении скота и птицы на ферме (ф. N СП-51) сдаются в бухгалтерию и используются для отражения движения животных в регистрах бухгалтерского учета и для начисления заработной платы работникам, в чью группу они были переданы.

11. Акт на выбытие животных и птицы (забой, прирезка, падеж) (ф. N СП-54) составляется на каждый случай забоя, вынужденной прирезки, падежа, гибели от стихийных бедствий, пропажи животных всех учетных групп (валухи, переярки, молодняк после отбивки до 1 года, животные на откорме, животные основного стада). Выбраковка животных из основного стада для постановки на откорм и продажи, т.е. без забоя в организации, оформляется актами выбраковки животных из основного стада.

Акт на выбытие животных составляется комиссией, в которую входят: заведующий фермой, зоотехник, ветврач (веттехник) и работник, ответственный за содержание данного животного.

Акт составляется в день выбытия (забоя, падежа, прирезки, пропажи) и немедленно передается на рассмотрение администрации организации. В акте должны быть подробно указаны причины и обстоятельства выбытия животных, а также возможное использование продукции (в пищу, на корм скоту, подлежащая уничтожению и т.д.). При выбытии животных вследствие падежа или вынужденной прирезки в акте указывается причина и диагноз. В случае падежа или гибели животных по вине отдельных работников стоимость этих животных записывается на счет виновного работника с дооценкой до рыночной цены и взыскивается с него в установленном порядке.

Продукция забоя (падежа) животных (мясо, шкуры) сдается на склад организации по накладной, которая с подписью кладовщика, принявшего продукцию, прилагается к акту на выбытие животных.

Если шкура павшего животного имеет товарную ценность и может быть реализована, в акте указывается: «Шкура снята и сдана на склад, накладная N ____». Если же по тем или иным причинам шкура не используется, то в актах делается запись «Труп утилизирован вместе со шкурой».

Использование продукции допускается лишь строго на те цели, которые указываются в акте.

После утверждения руководителем организации акт используется для учета поголовья в Книге учета движения животных и птицы (ф. N 304-АПК) и вместе с Отчетом о движении скота и птицы на ферме (ф. N СП-51) представляется в бухгалтерию для записей по счетам.

12. Книжка чабана, гуртоправа, табунщика и др. (ф. N СП-50) применяется для учета передаваемого под ответственность чабана, гуртоправа, табунщика поголовья животных, а также для записи замечаний и распоряжений соответствующих должностных работников при объезде отар, гуртов и табунов.

Книжка содержит разделы: опись принятого скота, движение скота, учет получения приплода, отбивки и случки, опись инвентаря при стаде, контрольные сведения о наличии животных.

Записи в книжку чабана, гуртоправа при ее выдаче, а также при проверке отар, гуртов и табунов при случке маточного поголовья производит зоотехник; полученный приплод, падеж и другие изменения в составе поголовья и инвентаря записывает чабан, гуртоправ или табунщик. Ежемесячно данные книжки сверяются с данными в бухгалтерии организации.

13. Акт снятия скота с откорма, нагула, доращивания (ф. N СП-45) применяется в специализированных животноводческих организациях (базах и комплексах по доращиванию и нагулу животных) для оформления результатов откормочных операций и передачи снятых с откорма, нагула, доращивания животных от скотника, заведующего овцефермой.

В документе в первом разделе определяются данные об откорме, нагуле и доращивании скота, выводится прирост живой массы с разбивкой по упитанности животных. Во втором разделе определяется расчет стоимости снятого с откорма, нагула, доращивания скота (также по группам упитанности). В третьем разделе производится калькуляция стоимости прироста 1 кг и общего прироста живой массы.

14. Путевой журнал следования скота, отправленного по железной дороге (ф. N СП-49), применяется для отражения всех данных по партиям животных, отправляемым по железной дороге.

Документ состоит из трех разделов. В первом «Сведения об отправлении скота» содержатся данные о видах и количестве отправленных овец. Во втором разделе «Отметки о ветеринарном осмотре скота» приводятся результаты произведенных во время следования ветеринарных осмотров животных. В третьем разделе содержатся прочие данные о животных за время их нахождения в пути.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *