как восстановить списанные материалы на 10 счете
Восстанавливаем учет ТМЦ в 1С – где взять остатки?
Продолжаем серию статей на тему восстановления бухгалтерского учета. Ранее мы уже рассмотрели, как восстановить учет по расчетному счету и взаиморасчеты с покупателями. Сегодня поговорим о восстановлении учета товарно-материальных ценностей. В статье рассмотрим две ситуации, когда потребуется восстановление учета:
— учет не велся вообще или данные утеряны
— учет ТМЦ велся, но данные на текущий момент не достоверны, есть ошибки.
Для начала определимся, что относится к ТМЦ.
Ошибочно предполагать, что к ТМЦ относятся только материалы. Товарно-материальные ценности – это целый блок средств, именуемых оборотными активами, без которых, как правило, не обходится ни один процесс производства продукции, выполнения работ, оказания услуг.
Для учета товарно-материальных ценностей используются следующие счета:
43 «Готовая продукция»
Бухгалтеру в процессе восстановления учета нужно воссоздать остатки по счетам учета. Наибольшее количество вопросов, обычно, возникает по счету 10. Это связано с тем, что данный счет имеет субсчета, и необходимо определить, какие ТМЦ на каком субсчете следует учитывать. Программой предусмотрены следующие субсчета к счету 10:
При определении субсчетов также нужно учитывать специфику работы вашей компании. К примеру, в автосервисе запчасти, используемые для ремонта, учитываются на счете 10. Но субсчет, на котором они будут учитываться, будет зависеть от цели использования.
Так, если запчасти будут использоваться для своих работ, то учитывать их следует на счете 10.01.
Если после ремонтных работ и замены каких-то частей автомобиля образуются детали, требующие утилизации (или возможна их реализация), то учитывайте их на счете 10.06.
А вот если запчасти будут продаваться, то учет будет уже не на счете 10, а на счете 41.
В каком же случае используется субсчет 10.05 («Запасные части»)? Например, когда речь идет об учете запчастей для собственного транспорта или другого оборудования.
Итак, как же разобраться, что на каком субсчете учитывать? Здесь поможет Инструкция к Плану счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н). В ней подробно описано, какие материалы на каком субсчете следует учитывать.
Теперь перейдем непосредственно к восстановлению учета. Будем исходить из ситуации, когда компания сравнительно новая, и учет не велся в течение одного года. В этом случае начать необходимо с восстановления первички, ведь любая хозяйственная операция должна отражаться в учете на основании первичного учетного документа (ст.9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Сформируйте оборотно-сальдовую ведомость по счету 60 в разрезе контрагентов (исходим из того, что взаиморасчеты с поставщиками уже восстановлены – делается это по аналогии с восстановлением учета по счету 62). На ее основании можно выявить, у каких контрагентов закупались материальные ценности. Направьте им запрос на предоставление дубликатов документов. Получив документы, отразите поступление материальных ценностей документом «Поступление (акты, накладные).
ТМЦ также могут поступать в организацию от подотчетников. Здесь, как правило, ситуация усугубляется тем, что первичными учетными документами служат кассовые и товарные чеки. Первые подвержены выцветанию, да и сделать дубликат чека ККТ не представляется возможным. В этом случае нужно исходить из конкретной ситуации. Если учет не велся совсем, то, восстановить документы, скорее всего, не удастся. Если же сохранились сами авансовые отчеты, то можно попробовать восстановить данные по товарным чекам и суммам, указанным на оборотной стороне авансового отчета.
Когда операции поступления ТМЦ будут восстановлены, необходимо провести инвентаризацию. Она поможет определить фактические остатки материальных ценностей на складах и в подразделениях. Также с инвентаризации нужно начать восстановление учета в случае, когда учет ТМЦ велся, но данные на текущий момент не достоверны, есть ошибки.
В 1С для инвентаризации предусмотрен специальный подраздел.
Переходим по ссылке в журнал, для создания нового документа инвентаризации нажимаем кнопку «Создать»:
Откроется документ «Инвентаризация товаров». Выберите организацию, нужный склад и материально-ответственное лицо:
В документе «Инвентаризация товаров» автоматически формируются остатки на указанную дату. Для заполнения учетного количества товара на складе нажмите над табличной частью «Заполнить» — «Заполнить по остаткам на складе»:
Табличная часть заполнится списком всех имеющихся в наличии ТМЦ (по учетным данным).
Имейте в виду, что программа заполняет автоматически обе колонки: «Количество учет» и «Количество факт». Вам же необходимо количество факт заполнить по реальным остаткам на складе. Для этого удобнее распечатать документ «Инвентаризация товаров на складе» и выдать его членам инвентаризационной комиссии.
Комиссия пересчитывает остатки ТМЦ на складах и в подразделениях (производственных участках) и вносит фактическое наличие в эту ведомость. После того, как все материальные ценности пересчитаны, комиссия подписывает документ и сдает его в бухгалтерию.
Бухгалтер, получив ведомость, вносит фактические остатки в программу и выводит «Инвентаризационную опись» на печать. Распечатанный документ подписывается членами инвентаризационной комиссии.
Затем бухгалтер формирует сличительную ведомость:
Именно сличительная ведомость покажет недостачу или излишки, выявленные в ходе инвентаризации. В документе отражают только материальные ценности, по которым есть отклонения от учетных данных.
Дальнейшие действия бухгалтера будут зависеть от результатов, полученных по результатам инвентаризации. Так, если в процессе инвентаризации выявлены излишки, оформляется документ «Оприходование товаров». Если же выявлена недостача, то ее оформляют документом «Списание товаров». Оба документа можно создать на основании «Инвентаризации товаров»:
Документы заполняются автоматически по данным документа-основания.
В документе «Оприходование товаров» останется заполнить статью доходов («Излишки по итогам инвентаризации»), после чего можно проводить документ:
Будут сформированы проводки: Дт 43 (10, 41) Кт 91.01
Аналогичный алгоритм действий по списанию товара при недостаче:
Документ сформирует проводки: Дт 94 Кт 41.01 (10, 43)
Итак, инвентаризация проведена, фактическое наличие материальных ценностей установлено, излишки оприходованы, недостачи списаны. Но учтите, что данные документы оформляют, если речь о восстановлении учета в течение года.
Если же утеряны данные за несколько лет, то инвентаризация товаров послужит основанием для восстановления сальдо по счетам 10, 41, 43. Для этого воспользуйтесь «Помощником ввода остатков»:
Данные из инвентаризационной описи сформируют сальдо по счетам учета материальных ценностей: 10, 41, 43.
Автор статьи: Анна Куликова
Понравилась статья? Подпишитесь на рассылку новых материалов
Возврат материалов, которые списаны в производство
Вопрос задал Татьяна М.
Ответственный за ответ: Босых Татьяна (★9.51/10)
Добрый день. Получен материал от поставщика и списан на производство продукции в 3 квартале 2019,продукция реализована в 3 кв. В 4 квартале часть списанного материала возвращаем поставщику, не подошли по заданным параметрам, поставщиком выписаны корректировочные с/ф по поступлению этого материала 4м кварталом. По 10 счету минус по материалу. Можно решить эту проблему, чтобы не перезакрывать третий квартали и не подавать уточненку по налогу на прибыль?
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Все комментарии (12)
Добрый день, Татьяна.
Приобретенный материал был списан в производство, то есть включен в себестоимость продукции. Следовательно необходимо скорректировать себестоимость в сторону уменьшения документом Операция, введенная вручную проводка:
Д 90.02.1 К 60.01
Не поняла проводку. Зачем списывать на кредит 60? С поставщиками у меня нет проблем с учетом, 60 счет закрыт. У меня проблема возникла с материалом и счетом 10. Вложением скрин. У меня минусовой остаток по материалу. Я вижу только один вариант, заходить в 3 квартал и убирать этот материал из производства и подавать уточненку по налогу на прибыль. Надеялась на второй вариант, может есть какие то сторнирующие операции в программе, которые выровняют 10 счет и грамотно отразить это сторно в налоге на прибыль 4 квартала
Добрый день, Татьяна.
Если возврат материала оформляли документом Корректировка поступления, то используя ручную корректировку в проводках документа Корректировка поступления измените проводку Д 10.01 К 60.01 на Д 90.02.1 К 60.01.
А можно в 4 кварталом 2019 года сторнировать документ, которым списывали материалы (Отчет производства за смену) на необходимое количество материала и сумму?
Восстанавливаем учет ТМЦ в 1С – где взять остатки?
Рассмотрим два варианта развития событий, когда требуется восстановление учета ТМЦ:
В начале установим, что относится к ТМЦ.
Бухгалтерия используют следующие счета для учета ТМЦ:
Бухгалтер решает проблему поиска остатков в ходе процесса восстановления учета ТМЦ. Самые большие сложности возникают со счетом десять. Это происходит из-за структуры счета десять, который содержит много субсчетов. Определение на какой субсчет относить ТМЦ занимает достаточно много времени. Программа 1С располагает следующими субсчетами к счету десять:
Специфика работы компании оказывает определяющее влияние на субсчета, которые используются в бухгалтерском учете. Например, в автомастерской для ремонта постоянно используются запасные части, которые отражаются на счете десять. Субсчет же будет определяться в зависимости от цели применения.
В случае применения запасных частей для своих работ, их учет будет необходимо проводить по счету 10.01.
Реализация запасных частей будет отражаться уже по счету сорок один.
Использование субсчета 10.05 «Запасные части» происходит при учете запасных частей для собственных транспортных средств.
Теперь приступим к восстановлению учета. Будем рассматривать ситуацию, когда компания зарегистрировалась относительно недавно. Представим, что учет в компании нужно восстановить за один год. Основой для восстановления будут первичные документы. Поскольку бухгалтерия обязана отражать каждую хозяйственную операцию в учете. Откроем обротно-сальдовую ведомость по контрагентам по счету шестьдесят. Мы представляем ситуацию таким образом, что все расчеты с контрагентами уже восстановлены. Это производится аналогичным со счетом шестьдесят два. Сформированная ведомость по счету шестьдесят позволяет понять, с какими контрагентами проводились операции по покупке ТМЦ. Контрагентам возможно направить официальный запрос на восстановление документов и они вышлют вашей компании дубликаты. Полученные документы помогут отразить поступление ТМЦ. Для этого используйте документ «Поступление (акты, накладные).
После успешного завершения операции по восстановлению учета ТМЦ, необходимо срочно проводить инвентаризацию. Это позволит получить актуальную информацию о том, какие остатки ТМЦ находятся в наличии у компании на складе, и в процессе производства. Инвентаризация служит отправной точкой для восстановления учета, в случае ведения учета ТМЦ с ошибками.
Программа 1С выделяет специальный подраздел для инвентаризации.
Переход по активной ссылке направит нас в журнал. Начинать инвентаризацию нужно создав новый документ, активировав опцию «Создать».
На экране монитора появится поле «Инвентаризация товаров». Нужно отметить компанию, склад и материально-ответственное лицо.
Автоматически сформировать остатки можно в поле «Инвентаризация товаров», выставив необходимую дату. Чтобы появилась информация о количестве учетного товара на складе, активируйте опцию «Заполнить» — «Заполнить по остаткам на складе».
В таблице будет заполнена всеми ТМЦ, которые находятся в наличии (согласно учетным данным).
Обратите внимание на то, что автоматически будут заполнены две колонки:
Бухгалтеру же необходимо колонку «Количество факт» заполнить самостоятельно. Для этого использовать фактические данные о реальных остатках. В работе поможет документ «Инвентаризация товаров на складе». Его нужно распечатать и раздать членам инвентаризационной комиссии.
Сличительная ведомость поможет выявить расхождения, полученные в ходе инвентаризации. В документе будут видны только те ТМЦ, по которым получилось отклонение.
Бухгалтер будет действовать исходя из полученных результатов инвентаризации. Он открывает документ «Оприходование товаров», если будут получены излишки ТМЦ. Недостача ТМЦ проводится документом «Списание товаров». Основанием для вышеперечисленных документов служит «Инвентаризации товаров».
Автоматически заполняется документ. В него переходят данные документа-основания.
Заполнению подлежит только статья «Излишки по итогам инвентаризации» из документа «Оприходование товаров». После корректного заполнения документ следует в проводку.
Образуются следующие бухгалтерские проводки: Д-ет 43 (10, 41) К-ит 91.01
При недостаче аналогичным способом списывается товар.
Образуется следующая проводка: Д-ет 94 К-ит 41.01 (10. 43).
Мы провели инвентаризацию, установили фактическое наличие ТМЦ, разобрались с излишками и недостачей. Следует иметь в виду, что такие операции годятся только для восстановления учета ТМЦ только в течение года.
Учет за несколько лет поможет восстановить инвентаризация. На ее основании найдем сальдо по счетам десять, сорок один и сорок три. В программе Вам поможет провести эту операцию «Помощник ввода остатков».
Сальдо по счетам 10, 41, 43 сформируются на основании инвентаризационной описи.
Тема: Восстановление списанных материалов.
Опции темы
Поиск по теме
Восстановление списанных материалов.
и обычные проводки по покупке нового кулера.
и обычные проводки по покупке нового кулера.
Не оспаривая Ваше утверждение, прошу Вас подтвердить нормативными документами, что под прибылью прошлых лет подразумевается именно Это.
Статья 250. Внереализационные доходы
В целях настоящей главы внереализационными доходами признаются доходы
10) в виде дохода прошлых лет, выявленного в отчетном (налоговом) периоде.
Так как вы корректируете налоговую базу предыдущего периода (уменьшаете расходы прошлого года), это будет являться доходом прошлого года, выявленным в текущем году.
Я не прав.
aleb80, это я и без Вас прочла. Меня интересует, что именно законодатели понимают под доходами прошлых лет, выявленными в отчетном периоде.
не вижу логики. Если я уменьшаю расходы прошлого года, это не означает автоматически, что это доход прошлого года.
Вы заблуждаетесь в том, что спутали бухучет и налоговый. Говорили о проводках, а аргументацию приводите по НК. А в остальном, давайте вместе искать истину.
Давайте найдем истину
Обычный пример. Мы предприятие связи, имеем раздельный учет затрат по всем видам услуг(не котловой. ), а это более сотни затратных счетов 23, 29, 30, 31, 32 и 33 в разрезе субсчетов. В 2006 году мы понесли расходы и отнесли на счет 30.01.15 (услуга связи А) В 2007 году необходимо данные расходы восстановить, но в 2007 году данная услуга (А) не производится и счет 30.01.15 исключен из плана счетов. С какого счета Вы будете снимать расходы.
Поэтому, считаю снятие расходов прошлых лет проводкой Д-т 26 К-т10 (сторно) не правильно. Правильная проводка: Д-т 10 К-т 91(приним.в НУ)
Да и не заблуждаюсь я. У меня мышление настроено сразу параллельно бухгалтерский и налоговый учет.
Ну вы и пример привели, совсем из другой оперы и по другому поводу!
По какой причине надо восстановить расходы?
Понимаете ли, интуитивно я тоже много чего чувствую, но вот хочется обосновать все нормативкой. Я не спорю с Вами и не доказываю обратное, потому что аргументов у меня нет ни в пользу одной версии, ни в пользу другой. Но и у вас их нет тоже!
Ну и кроме того, автор про расходы прошлых лет ничего не говорил, так что по-большому счету офтоп надо нам завязывать и аргументировать по существу. Нормативкой. Можете?
Как отразить реализацию ТМЦ ранее списанных в эксплуатацию?
Как провести реализацию ТМЦ ранее списанных в эксплуатацию?
Инвентарь и оргтехника, которые Организация признала в составе МПЗ, переносят свою стоимость в расходы в момент списания в эксплуатацию. В целях обеспечения их сохранности необходимо организовать учет по их движению (абз. 4 п. 5 ПБУ 6/01).
При реализации ТМЦ, ранее списанных в эксплуатацию, в документе Реализация (акт, накладная) нужно указать:
Пошаговая инструкция по реализации списанных в эксплуатацию ТМЦ
Шаг 1. Передача инвентаря и оргтехники в эксплуатацию
Стоимость инвентаря учитывается на забалансовом счете МЦ.04 “Инвентарь и хозяйственные принадлежности в эксплуатации.
Получите понятные самоучители 2021 по 1С бесплатно:
Документ формирует проводки.
Шаг 2. Реализация инвентаря и оргтехники
Внимание! Ставка НДС изменена с 01.01.2019 с 18% на 20% и с 18/118 на 20/120.
В графе Счета учета указать:
Документ формирует проводки.
По умолчанию в проводках документа Реализация (акт, накладная) не заполняется аналитика для Кт МЦ.04 — Партии материалов в эксплуатации и Работники организации. Добавить эту информацию можно в ручном режиме, перейдя в режим редактирования по флажку Ручная корректировка (разрешает редактирование движений документа).
Шаг 3. Формирование оборотно-сальдовой ведомости по счету МЦ.04 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности в эксплуатации»
Получите еще секретный бонус и полный доступ к справочной системе БухЭксперт8 на 14 дней бесплатно
Похожие публикации
Карточка публикации
(8 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Вы можете задать еще вопросов
Доступ к форме «Задать вопрос» возможен только при оформлении полной подписки на БухЭксперт8
Нажимая кнопку «Задать вопрос», я соглашаюсь с
регламентом БухЭксперт8.ру >>
Сегодня узнала хорошие подсказки и замечания по заполнению декларации по УСН. И наконец-то разобралась с пострадавшими отраслями! Спасибо, Мария! Удачи и успехов в дальнейшей работе.