как вы понимаете смысл понятия налог
Как вы понимаете смысл понятия налог
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «налоги»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о видах налогов, выделяемых по уровню бюджета, куда они направляются;
− одно предложение, раскрывающее любую функцию налогов.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Смысл понятия, например:
1) обязательные выплаты юридических и физических лиц в пользу государства;
— экономисты выделяют местные, региональные и федеральные налоги.
— с помощью налогов происходит перераспределение дохода между разными социальными слоями, с целью сглаживания неравенства в обществе.
Могут быть любые другие предложения, содержащие информацию о налогах.
№ | Критерии оценивания выполнения задания | Баллы | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
25.1 | Раскрытие смысла понятия | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Объяснение смысла / определение понятия дано полно, чётко, ясно, недвусмысленно: указаны существенные признаки, относящиеся к характеристике данного понятия / отличающие его от других понятий (содержание понятия корректно раскрыто через родовую принадлежность понятия и его видовое(-ые) отличие(-я)) | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Смысл понятия в целом раскрыт, но в неполном объёме: указан только один из существенных признаков, относящихся к характеристике данного понятия / отличающих его от других понятий, в ответе допущены отдельные неточности/недостатки, не искажающие его по существу | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
В ответе наряду с верными приведены неверные признаки (характеристики, описания, сравнения и т.п.), искажающие содержание понятия по существу. Отсутствуют видовые характеристики, существенные признаки понятия / указаны только несущественные признаки, не раскрывающие смысла понятия. Иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
25.2 | Наличие и качество предложений, содержащих информацию о различных аспектах понятия | 2 | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составлены два предложения, каждое из которых содержит корректную с точки зрения научного обществознания информацию о соответствующих требованию задания аспектах понятия | 2 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Составлено одно предложение, содержащее корректную с точки зрения научного обществознания информацию о любом аспекте понятия в соответствии с требованием задания | 1 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Все иные ситуации, не предусмотренные правилами выставления 2 и 1 балла | 0 | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Указание по оцениванию: При оценивании не засчитываются: – предложения, содержащие сущностные ошибки, искажающие смысл понятия и/или его отдельных аспектов; – предложения, раскрывающие соответствующие аспекты на бытовом уровне, без привлечения обществоведческих знаний; НалогиНало́г — обязательный безвозмездный платёж, взимаемый центральным правительством или местными органами власти с организаций и физических лиц в целях финансирования расходов государства. Налоги представляют собой принудительные трансферты, получаемые сектором государственного управления. Они не включают сборы, которые совершенно не зависят от стоимости предоставляемых услуг и не включают обязательные отчисления на социальные нужды, штрафы и пени. (Руководство по статистике государственных финансов 2001 года Международного Валютного Фонда) В современном законодательстве России: Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований (Ст.8 Налогового кодекса РФ). Согласно Налоговому кодексу РФ, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога. Близким по смыслу понятием является сбор, уплата которого согласно российскому закону происходит (в отличие от налога) не безвозмездно, а является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий). Налоговые правоотношения основаны на властном подчинении одной стороны другой. Они предполагают субординацию сторон, одной из которых — налоговому органу, действующему от имени государства, — принадлежит властное полномочие, а другой, налогоплательщику, — обязанность повиновения. Требования налогового органа и налоговое обязательство налогоплательщика следуют не из договора, а из закона. С публично-правовым характером налога и государственной казны и с фискальным суверенитетом государства связаны законодательная форма учреждения налога, обязательность и принудительность его изъятия, односторонний характер налоговых обязательств. Вследствие этого спор по поводу невыполнения налогового обязательства находится в рамках публичного (в данном случае налогового), а не гражданского права. СодержаниеДоктринальные определения налогаЖан Симонд де Сисмонди (1819): «Налог — цена, уплачиваемая гражданином за полученные им наслаждения от общественного порядка, справедливости правосудия, обеспечения свободы личности и права собственности. При помощи налогов покрываются ежегодные расходы государства, и каждый плательщик налогов участвует таким образом в общих расходах, совершаемых ради него и ради его сограждан». Бу Свенссон: «Налог — это цена, которую мы все оплачиваем за возможность использовать общественные ресурсы для определенных общих целей, например, обороны и оказывать воздействие на распределение доходов и имущества между гражданами». Иван Иванович Янжул (1898): «Односторонние экономические пожертвования граждан или подданных, которые государство или иные общественные группы, в силу того, что они являются представителями общества, взимают легальным путем и законным способом из их частных имуществ для удовлетворения необходимых общественных потребностей и вызываемых ими издержек». Николай Тургенев, русский экономист (1818) : «Налоги — это суть средства к достижению цели общества или государства, то есть цели, которую люди себе предполагают при соединении своем в общество или при составлении государств. На сем основывается и право правительства требовать податей от народа. Люди, соединившись в общество и вручив правительству власть верховную, вручили ему вместе с сим и право требовать налогов». А. А. Исаев (1887) : «Налоги — обязательные денежные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления». А. А. Соколов (1928) : «Под налогом нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих лиц или хозяйств для покрытия производимых ею расходов или для достижения каких-либо задач экономической политики без предоставления плательщикам его специального эквивалента». Виды налоговНалоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги. Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков. В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды). Важнейшие задачи налоговой политики в нынешних условиях1. обеспечение достаточных поступлений в бюджет для финансирования неотложных социальных программ; 2. резкий структурный сдвиг экономических пропорций в пользу тех производств, которые работают непосредственно на удовлетворение потребностей населения; 3. создание наиболее благоприятных условий для стимулирования деловой активности. Налоговая нагрузка / Налоговое бремяПод фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны. Налоговая нагрузка значительно варьируется по странам. Для слаборазвитых стран (в которых нет мощной системы социального обеспечения) характерна низкая налоговая нагрузка, для развитых — относительно высокая налоговая нагрузка (доходившая в Швеции до 60% ВВП в отдельные годы). Исключение составляют некоторые развитые страны Юго-Восточной Азии, где налоговая нагрузка относительно невысока. В России налоговая нагрузка составляет около 42%, что немного ниже среднего уровня развитых стран (выше, чем в США, но ниже чем в Германии, см. [1]). Различают фактическую и номинальную налоговую нагрузку. Номинальная налоговая нагрузка — доля обязательных платежей в ВВП, которую налогоплательщики должны выплатить в случае полного выполнения ими налогового законодательства. Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение. При превышении номинальной нагрузкой определенного уровня уклонение становится массовым и фактическая нагрузка снижается. Точка, в которой фактическая нагрузка максимальна, называется точкой Лаффера. Считается, что номинальная налоговая нагрузка должна быть несколько ниже точки Лаффера, т.к. более высокие значения вынуждают налогоплательщиков нарушать налоговое законодательство. НалогНалог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Налоги следует отличать от сборов (пошлин), взимание которых носит не безвозмездный характер, а является условием совершения в отношении их плательщиков определённых действий. Взимание налогов регулируется налоговым законодательством. Совокупность установленных налогов, а также принципов, форм и методов их установления, изменения, отмены, взимания и контроля образуют налоговую систему государства. В РФ различаются налоги трех видов: федеральные, региональные и местные. Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом РФ. Органы государственной власти не вправе вводить дополнительные налоги обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством РФ, равно как и повышать ставки установленных налогов и налоговых платежей. Элементы налогаПрежде чем взимать тот или иной налог, государство в лице законодательных или представительных органов власти в законодательных актах должно определить элементы налога. Элементы налога – это принципы построения и организации налогов. К элементам налога относятся: срок уплаты налога. Виды налоговВсе налоги подразделяются на несколько видов: Прямые и косвенные налогиНалоги делятся на прямые, то есть те налоги, которые взимаются с экономических агентов за доходы от факторов производства и косвенные, то есть налоги на товары и услуги, состоящие в самой цене на предметы потребления. Прямыми налогами можно назвать такие, как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль и подобные налоги. К косвенным налогам относятся налог на добавленную стоимость, акцизы и другие налоги. Аккордные и подоходные налогиТакже принято различать аккордные и подоходные налоги. Аккордные налоги государство устанавливает вне зависимости от уровня дохода экономического агента. Под подоходными налогами же подразумевают налоги, составляющие какой-то определённый процент от дохода. Данную зависимость показывает либо предельная ставка налога, которая объясняет, насколько увеличивается налог при увеличении дохода на одну денежную единицу, либо средняя ставка налога: просто отношение суммы взимаемого налога к величине дохода. Прогрессивные, регрессивные или пропорциональные налогиПодоходные налоги сами делятся на три типа: Прогрессивные налоги — налоги, у которых средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода. Таким образом, если доход агента увеличивается, то растёт и налоговая ставка. Если же, наоборот, падает величина дохода, то ставка так же падает; Регрессивные налоги — налоги, чья средняя ставка налога снижается при увеличении уровня дохода. Это означает, что при увеличении доходов экономического агента, ставка падает, и, наоборот, растёт, если доход уменьшается; Пропорциональные налоги — налоги, ставка которых не зависит от величины облагаемого дохода. Основные функции налоговНалоги выполняют одновременно четыре основные функции: фискальную, распределительную, регулирующую и контролирующую. Фискальная функция налогообложения — основная функция налогообложения. Исторически наиболее древняя и одновременно основная: налоги являются преимущественной составляющей доходов государственного бюджета. Реализация функции осуществляется за счёт налогового контроля и налоговых санкций, которые обеспечивают максимальную собираемость установленных налогов и создают препятствия к уклонению от уплаты налогов. Проще говоря, это сбор налогов в пользу государства. Благодаря данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства. Все остальные функции налогообложения — производные от фискальной функции. Распределительная (социальная) функция налогообложения — состоит в перераспределении общественных доходов (происходит передача средств в пользу более слабых и незащищённых категорий граждан за счёт возложения налогового бремени на более сильные категории населения). Регулирующая функция налогообложения — направлена на решение посредством налоговых механизмов тех или иных задач экономической политики государства. В рамках регулирующей функции налогообложения выделяют три подфункции: стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную. Стимулирующая подфункция налогообложения — направлена на поддержку развития тех или иных экономических процессов. Она реализуется через систему льгот и освобождений. Нынешняя система налогообложения предоставляет широкий набор налоговых льгот малым предприятиям, предприятиям инвалидов, сельскохозяйственным производителям, организациям, осуществляющим капитальные вложения в производство и благотворительную деятельность, и т. д. Дестимулирующая подфункция налогообложения — направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов. Воспроизводственная подфункция предназначена для аккумуляции средств на восстановление используемых ресурсов. Эту подфункцию выполняют отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы, плата за воду и т. д. Контрольная функция налогообложения — позволяет государству отслеживать своевременность и полноту поступлений в бюджет денежных средств и сопоставлять их величину финансовых ресурсов. Налоговая нагрузкаУровень налогов страны часто измеряется как общая доля налогов в валовом внутреннем продукте (ВВП). Под фактической налоговой нагрузкой на экономику понимают долю реально выплаченных обязательных платежей в пользу государства в ВВП страны. Разница между номинальной и фактической нагрузкой характеризует степень уклонения от налогов. Чем выше номинальная нагрузка — тем выше уклонение. Под налоговой нагрузкой на предприятие следует понимать отношение суммы налогов и отчислений, реальным плательщиком которых является предприятие, к сумме прибыли предприятия. Реальным плательщиком налога является тот субъект, который является: владельцем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает при самом факте существования или возникновения объекта налогообложения; пользователем объекта налогообложения, когда обязанность уплатить налог возникает только при нахождении объекта в определённых условиях пользования. Показатель «налоговая нагрузка» в России используется для анализа уровня налогов, уплачиваемых хозяйственным субъектом с целью контроля уровня выплат и выявления субъектов, потенциально уклоняющихся от налогообложения. «Налоговая нагрузка» рассчитывается как соотношение суммы уплаченных налогов по данным отчётности налоговых органов и оборота (выручки) организаций по данным Федеральной службы государственной статистики (Росстата). Предельное значение показателя устанавливается ежегодно по отраслям народного хозяйства. Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме. Как вы понимаете смысл понятия налогИспользуя обществоведческие знания, 1) раскройте смысл понятия «налоги»; 2) составьте два предложения: − одно предложение, содержащее информацию о видах налогов, выделяемых по уровню бюджета, куда они направляются; − одно предложение, раскрывающее любую функцию налогов. Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия. Правильный ответ должен содержать следующие элементы: Смысл понятия, например: 1) обязательные выплаты юридических и физических лиц в пользу государства; — экономисты выделяют местные, региональные и федеральные налоги. — с помощью налогов происходит перераспределение дохода между разными социальными слоями, с целью сглаживания неравенства в обществе. Могут быть любые другие предложения, содержащие информацию о налогах.
Налоговая система в РоссииОсновными принципами формирования налоговой системы в нашей стране являются: Российское налогообложение имеет трехуровневую систему и состоит из:
Для того, чтобы выбрать верные утверждения, важно знать, что такое налоги, каковы их функции и какие существуют виды налогов. Налоги – это обязательные платежи физических и юридических лиц государству в порядке и на условиях, определённых законодательством. (Таким образом суждение 5 – верно). Главная функция системы налогообложения – фискальная. Благодаря ей государство формирует и мобилизует финансовые свои ресурсы (Таким образом, утверждение 3 верно). Остальные функции – лишь производные от фискальной: распределительная, регулирующая и контрольная. Право облагать население налогом есть не только у государства, но и у его субъектов. Существует три ступени налогообложения: федеральная, региональная и местная. К федеральным налогам относятся НДС, акцизы, водный налог, налог на добычу полезных ископаемых и пользование объектами животного мира, налог на прибыль организаций, государственная пошлина. (Таким образом, утверждение 1 верно) К региональным налогам относятся налоги на имущество организаций, на игорный бизнес и транспортный налог. К местным налогам относятся налоги на землю, имущество физических лиц и торговый сбор. Налоги также делятся на: — прямые (взимаемые с производителей за доходы от факторов производства): на доходы физических лиц, на прибыль и т.п. — косвенные (включенные в стоимость товара или услуги): налог на добавленную стоимость, акциз и т.п. Таким образом, утверждение 4 ошибочно. Подоходные налоги делятся на три типа: прогрессивные (средняя налоговая ставка повышается с увеличением уровня дохода), регрессивные (средняя налоговая ставка понижается с увеличением уровня дохода), пропорциональные (ставка налога не зависит от величины дохода). Таким образом, утверждение 2 ошибочно. pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить Права и обязанности налогоплательщиков прописаны в Налоговом кодексе, в статьях 21 и 23. Однако в данном случае можно догадаться интуитивно, что относится к правам, а что – к обязанностям. Положения под буквами А, Б, Г – права, а В и Д – обязанности. Тем не менее, лучше все же ознакомиться с этими статьями Налогового кодекса РФ: связанные с ними задания встречаются в вариантах экзамена довольно часто. pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить Права налогоплательщиков указаны в 21 статье Налогового кодекса РФ. Согласно ей, верны первое, третье и пятое положения. Второе, четвертое и шестое относятся к обязанностям налогоплательщиков – все они перечислены в 23 статье Налогового кодекса Российской Федерации. pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить Прямые налоги уплачиваются собственниками дохода и имущества, а косвенные – покупателями каких-либо товаров. Яркие примеры косвенных налогов – акцизы и налог на добавленную стоимость (НДС). К прямым налогам относят налоги на различное имущество и на доходы (НДФЛ). pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить Фискальная функция налогов – основная функция налогообложения, которая служит для пополнения государственного бюджета и обеспечения финансирования государственных расходов. Стимулирующая функция обеспечивает развитие тех или иных экономических процессов: путем предоставления налоговых льгот государство стимулирует развитие малого предпринимательства, научно-технические разработки, развитие сельского хозяйства и так далее. Распределительная функция заключается в перераспределении общественных благ в пользу менее имущих слоев населения, что помогает добиться снижения различий в уровне жизни людей. pазбирался: Полина Белинская | обсудить разбор | оценить
|