как выражается форма времени и наклонения глаголов в выделенных фразах персонажей упр 135
Приставки ПРЕ- и ПРИ-
135. Прочитайте отрывки из пьес А. Островского. Выпишите слова, вставляя пропущенные буквы. Распределите эти слова на две группы в зависимости от вида орфограмм. Приставки выделите, объясните их написание, приведите свои примеры на эти правила.
(Свои люди — сочтемся!)
II. 1. [Кудряш] У нас никто и пикнуть не смей о жалованьи, и. ругает на чём свет стоит. А может, я приду в такое ра. положение, что тебе пять тысяч дам. 2. [Глаша] Нашей бы хозяйке за ним быть, она б его скоро пр..кратила. 3. [Кудряш] Как жена-то, жена мужу во. молилася, во скоры-то ноги ему поклонилася. 4. [Кулигин] А то этакое место пр. красное, и вид, и всё, а как будто пусто. 5. [Феклуша] За наше неоставление им ещё больше щедрот пр. умножится, а особенно дому Кабановых. 6. [Кулигин] Северное сияние загорится, любоваться бы надобно да дивиться пр. мудрости: «с полночных стран встаёт заря», а вы ужасаетесь да придумываете: к войне это или к мору. 7. [Кабанова] Уж и не пр. крикнуть на неё и не пр. грозить? 8. [Кудряш] А уж пуще всего из-за денег; ни одного ра. чёта без брани не обходится. А беда, как его поутру кто-нибудь ра. сердит! Целый день ко всем пр. дирается. 9. [Феклуша] Ещё у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом, матушка: шум, беготня, езда бе. престанная! 10. [Кабанова] Что ты сиротой-то пр..кидываешься? Что ты нюни-то ра. пустил? 11. [Катерина] А то себя погубила, его погубила, себе бе. честье — ему вечный покор! 12. [Кабанова] Если ты хочешь мать послушать, так ты, как пр. едешь туда, сделай так, как я тебе пр..казывала. 13. [Кабанова] Что на шею-то виснешь, бе. стыдница!
1. Охарактеризуйте слова али, лета́, пуще с точки зрения лексики. Подберите к ним синонимы.
2. Как выражается форма времени и наклонения глаголов в выделенных фразах персонажей?
136. Прочитайте текст. Выпишите слова с приставками и объясните их правописание. Докажите, что в выделенных словах есть приставки.
Очень богат русский язык словами, относящимися к временам года и к природным явлениям, с ними связанным.
Возьмём хотя бы раннюю весну. У неё, у этой ещё зябнущей от последних заморозков девочки-весны, есть в котомке много хороших слов.
Начинаются оттепели, ростепели, капели с крыш. Снег делается зернистым, ноздреватым, оседает и чернеет. Его съедают туманы. Постепенно развозит дороги, наступает распутица, бездорожье. На реках появляются во льду первые промоины с чёрной водой, а на буграх — проталины и проплешины. По краю слежавшегося снега уже желтеет мать-и-мачеха.
Невозможно перечислить всё. Поэтому я пропускаю лето и перехожу к осени, к первым её дням, когда уже начинает «сентябрить».
Вянет земля, но впереди ещё «бабье лето» с его последним ярким, но уже холодным, как блеск слюды, сиянием солнца, с густой синевой небес, промытым прохладным воздухом, с летучей паутиной и палым, повялым листом, засыпающим опустелые воды. Берёзовые рощи стоят, как толпы девушек-красавиц, в шитых золотым листом полушалках. «Осенняя пора — очей очарованье».
Потом — ненастье, обложные дожди, ледяной северный ветер «сиверко», бороздящий свинцовые воды, стынь, стылость, кромешные ночи, ледяная роса, тёмные зори.
Так всё и идёт, пока первый мороз не схватит, не скуёт землю, не выпадет первая пороша и не установится первопуток. А там уже и зима с вьюгами, метелями, позёмкой, снегопадом, седыми морозами.
1. Чем является при в слове (к) природным?
2. Укажите в тексте метафоры.
3. Являются ли синонимами слова: стынь, стылость; распутица, бездорожье; вьюги, метели; оттепели, ростепели; проталина, проплешины?
4. Какую роль играют однородные члены в создании выразительности текста?
5. Каков способ связи предложений третьего абзаца? Покажите это схематически.
6. Напишите сочинение, озаглавив его стихотворной строкой из этого текста.
§ 33. Употребление глаголов в речи (окончание)
Упр. 357
Догадайтесь, какие фразеологизмы изобразил художник на этих шутливых рисунках. Составьте и запишите предложения с этими фразеологизмами.
Упр. 358
1. Выразительно прочитайте текст. Докажите, что в нём описано событие, происходившее в прошлом.
До ближайшей деревни оставалось ещё вёрст десять, а большая тёмно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро подвигалась к нам. Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул, постепенно усиливающийся, приближающийся и переходящий в прерывистые раскаты, обнимающие весь небосклон. Василий приподнимается с козел и поднимает верх брички; кучера надевают армяки и при каждом ударе грома снимают шапки и крестятся; лошади настораживают уши, раздувают ноздри, как будто принюхиваясь к свежему воздуху, которым пахнет от приближающейся тучи, и бричка скорее катит по пыльной дороге. Мне становится жутко, и я чувствую, как кровь быстрее обращается в моих жилах.
2. Определите форму времени выделенных глаголов. Подберите к ним проверочные слова, если в корне есть орфограмма.
3. Объясните, почему повествование сначала идёт в прошедшем времени, а затем — в настоящем. Докажите, что переносное употребление форм настоящего времени в значении прошедшего придаёт описанию большую яркость, живость, красочность; события, о которых повествует автор, словно приближаются к читателю, и он становится как бы их участником.
Упр. 359
1. Лингвистами установлено, что будущее время глагола может употребляться в речи в значении настоящего или прошедшего, если речь идёт о действиях, которые регулярно повторяются, сменяют друг друга.
Докажите справедливость этого утверждения, проанализировав следующие примеры.
1) Хорошо сидеть и прислушиваться к тишине: то ветер подует и тронет верхушки берёз, то лягушка зашелестит в прошлогодней листве, то за стеной колокольни часы пробьют четверть. (А. Чехов) 2) В зимний вечер, бывало, лучину зажжёт и прядёт себе, глаз не смыкая. (Н. Некрасов) 3) Беликов к Коваленко ходил так же, как и к нам. Придёт к нему, сядет и молчит. (А. Чехов) 4) И вот она, одной рукой кружа его над головой, то вдруг помчится легче птицы, то остановится — глядит. (М. Лермонтов)
2. Выпишите глаголы будущего времени, обозначая в них приставки. Установите, есть ли среди этих глаголов такие, которые имеют корни с чередованием.
3. Выполните фонетический и лексический разбор выделенных слов. Выполнив эту работу, сделайте выводы.
1. Внимательно рассмотрите на вклейке (с. 5) репродукцию картины русского живописца Константина Фёдоровича Юо́на (1875—1958) «Конец зимы. Полдень» (1929 г.). Объясните, как вы понимаете название картины.
2. По данной картине напишите небольшой рассказ с элементами описания. Глаголы подчеркните и сделайте вывод о том, какую роль они играют в повествовании.
1. В русском языке существует много способов выражения просьбы, приказа. Какие это способы, вы узнаете, проанализировав следующие примеры. Читайте их и объясняйте, в какой речевой ситуации уместен каждый пример и как он характеризует говорящего.
Открой окно! Открывай окно! Открой-ка окно! Открывайте окно! Открыл бы ты окно! Ты откроешь окно или нет? Открыть окно! Послушай, нужно открыть окно! Не откроешь ли ты окно? Пожалуйста, открой окно. Если тебе не трудно, открой окно. Не сочти за труд, открой окно. Будь другом, открой окно. Я прошу тебя, открой окно. Ну, открой же окно! Сколько тебя просить, открывай! Мне хочется, чтобы ты открыл окно. Откроем окно! Так ты будешь открывать окно? Разве трудно открыть окно? Прошу, открой окно! Тебе что, трудно открыть окно? Ты не смог бы открыть окно?
2. Выпишите глаголы открыть и открывать, употреблённые в формах разных наклонений, времени. Сделайте вывод, с помощью каких форм глагола можно передать значение просьбы.
Наклонения глаголов в русском языке
Наклонения глаголов в русском языке — это словоизменительный признак, который выражает реальное или возможное действие, а также просьбу выполнить действие.
Рассмотрим наклонения глаголов как непостоянную грамматическую категорию этой самостоятельной части речи. Глаголы изменяют свою форму в зависимости от того, в каком наклонении они употребляются в предложении. В русском языке у глаголов выделяют три наклонения:
Изъявительное наклонение глаголов
Изъявительное наклонение обозначает, что действие рассматривается говорящим как реальный факт действительности. В этом случае действие, обозначенное глаголом в изъявительном наклонении, сопряжено со временем. Оно развивается в настоящем времени, происходит в будущем или уже состоялось.
Понаблюдаем:
Я буду рисовать завтра (в будущем).
Я нарисовал ёлку (действие произошло).
В связи с этим у глаголов в изъявительном наклонении выделяют формы настоящего, будущего и прошедшего времени. Этим изъявительное наклонение отличается от других наклонений, которые не имеют грамматической категории времени.
Изъявительное наклонение имеет формы всех трех времен у глаголов несовершенного вида:
У глаголов совершенного вида можно указать только две формы времени:
В форме прошедшего времени глаголы изъявительного наклонения изменяются по родам и числам:
У этих глаголов лицо не определяется:
В формах настоящего и будущего времени глаголы изъявительного наклонения изменяются по лицам и числам (спрягаются).
Повелительное наклонение глаголов
Повелительное наклонение глаголов выражают побуждение собеседника к действию в виде просьбы, совета, пожелания, призыва, запрета и пр.
Ответьте, пожалуйста, на этот вопрос.
Глаголы в повелительном наклонении чаще всего имеют грамматические формы 2 лица единственного или множественного числа и отвечают на вопросы:
Форма единственного числа повелительного наклонения образуется либо с помощью суффикса -и-, либо с нулевым суффиксом от основы настоящего (будущего) времени глагола:
Форма множественного числа имеет постфикс -те:
Сложные формы повелительного наклонения образуют частицы «да», «давай»,»давайте», «пусть», пускайте» с глаголами настоящего и будущего времени.
Условное наклонение глаголов
Условное наклонение обозначает возможное или желаемое действие, которое может произойти при соблюдении каких-либо условий.
Мне хотелось бы поспать, когда все уйдут.
Форма условного наклонения образуется присоединением частицы «бы» к глаголу в форме прошедшего времени:
Поскольку по грамматической форме глаголы в форме условного наклонения напоминают формы прошедшего времени, они аналогично изменяются по родам и числам:
Как определить наклонение глагола?
В русском языке каждое наклонение глагола обладает своим значением и системой грамматических форм. Чтобы понять, какое наклонение имеет глагол, зададим к нему соответствующий вопрос и определим грамматические признаки:
Для наглядности составим таблицу наклонений глаголов русского языка.
ИЗЪЯВИТЕЛЬНОЕ | УСЛОВНОЕ | ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ |
---|---|---|
Действие, которое происходит, происходило или будет происходить на самом деле | Действие желаемое или возможное | Действие, которое кто-то просит или требует выполнить |
Примеры: | Примеры: | Примеры: |
пою, пел, пела, пело, буду петь | спел бы, спела бы, стоял бы, стояла бы, учила бы | спой, спойте, ответь, ответьте, учи, спрячьте, спрячьтесь |
Образец рассуждений
Слово «спой» обозначает просьбу, обращенную к собеседнику, и отвечает на вопрос что сделай?
Это глагол в форме 2 лица единственного числа (ты спой). Значит, глагол «спой» находится в повелительном наклонении.
Открыла бы тебе этот секрет, да опасаюсь огласки.
Слово «открыла бы» выражает возможность действия и отвечает на вопрос что сделала бы?
Этот глагол имеет формообразующую частицу «бы», находится в форме единственного числа женского рода (она открыл а бы). Эти признаки укажут условное наклонение глагола.
Опасаюсь — это глагол, который обозначает действие в данный момент и отвечает на вопрос что делаю? Он имеет форму единственного числа 1 лица, на что указывает личное окончание -ю (я опаса ю сь) в форме настоящего времени. Значит, глагол находится в изъявительном наклонении.
Видеоурок
ГДЗ по русскому языку Герасименко параграф 70
321. Прочитайте, объясните постановку пропущенных знаков препинания. Найдите глаголы, укажите, в форме какого наклонения они употреблены.
322. Спишите, найдите глаголы в форме изъявительного наклонения. Укажите, в каком лице (если есть), роде (если есть) и числе употреблен глагол.
323. Спишите. Выделите глаголы в форме сослагательного наклонения, укажите, как они образованы. Отметьте место расположения частицы бы по отношению к глаголу: находится перед глаголом; после глагола; отделена от глагола другими словами. Какие слова подчеркивают значение желательности выполнения действия, названного глаголом?
1. Когда бы ты, как прежде было, о муках сердца своего в своем посланье говорила, — я не сказал бы ничего. (Бл.) 2. Про мышку бедную тут поздно вспомнил он [лев], что бы помочь она ему сумела, что сеть бы от ее зубов не уцелела и что его своя кичливость съела. (Кр.) 3. Я бы глаз лучами грыз ночи — о, если б был я тусклый, как солнце! (М.) 4. Лучше б ты мне просто на глаза не показывался! — сказал Ноздре в. (Г.) 5. Тебе бы цены не было, Куркулия, если бы ты избавился от акцента. (Иск.)
324. Образуйте формы мужского, женского, среднего рода единственного числа и формы множественного числа сослагательного наклонения от следующих глаголов, выделите окончания. Объясните, как изменяются глаголы в сослагательном наклонении.
пылать – пылал бы, пылала бы, пылало бы, пылали бы
висеть – висел бы, висела бы, висело бы, висели бы
золотиться – золотил бы, золотила бы, золотило бы, золотили бы
325. Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Определите, каким членом предложения являются формы сослагательного наклонения глагола и с каким словом они согласуются в числе и роде.
326. Укажите, в каких предложениях из предыдущего упражнения форма сослагательного наклонения глагола обозначает побуждение к действию, т.е. имеет переносное значение.
327. Прочитайте, найдите глаголы в форме повелительного наклонения, определите, в каком числе употреблены эти глаголы. Выделите обращения.
Поместья мирного незримый покровитель,
Тебя молю, мой добрый домовой,
Храни (ед.ч.) селенье, лес и дикий садик мой
И скромную семьи моей обитель!
Да не вредят полям опасный хлад дождей
И ветра позднего осенние набеги;
Да впору благотворны снеги
Покроют (мн.ч.) влажный тук полей!
Останься (ед.ч.), тайный страж, в наследственной сени,
Постигни (ед.ч.) робостью полунощного вора
И от недружеского взора
Счастливый домик охрани (ед.ч.)!
Ходи (ед.ч.) вокруг него заботливым дозором,
Люби (ед.ч.) мой малый сад и берег сонных вод,
И сей (ед.ч.) укромный огород
С калиткой ветхою, с обрушенным забором!
Люби (ед.ч.) зеленый скат холмов,
Луга, измятые моей бродящей ленью,
Прохладу лип и кленов шумный кров —
Они знакомы вдохновенью.
328. Образуйте все возможные формы повелительного наклонения от следующих глаголов. Выделите формообразовательные суффиксы нулевой суффикс) и окончания. Объясните правописание ь в форме повелительного наклонения.
спать – сп-и, сп-и-те, пусть сп-ят, пусть сп-ит, пускай сп-ит, пускай сп-ят, сп-и-те-ка, сп-и-ка
рисовать – рис-у-й, рис-у-й-те, пусть рис-у-ют, пускай рис-у-ют, рис-у-й-те-ка
лечь – леж-и, ляг-т-е, ляг-те-ка, пусть ляг-ут
329. Подберите к следующим глаголам несовершенного вида парные глаголы совершенного вида в форме повелительного наклонения. Не забывайте о правописании ь в этой форме.
330. Спишите, вставляя, где это необходимо, ь. Найдите глаголы в форме повелительного наклонения, определите, каким членом предложения является эта форма.