как выучить конституционное право быстро

Инфографика
и анимация

Быстрый способ выучить Конституцию

Конституция является основным законом нашего государства, поэтому хороший юрист обязан знать ее наизусть. Эта информация поможет ему легко оперировать терминологией и юридическими законами.

Купите последнюю редакцию Конституции. Это очень важно, так как в нее периодически вносятся различные поправки и дополнения. К — примеру, новые положения про сроки президентства и созывы Государственной Думы. Для юристов важно быть компетентными. Постарайтесь купить Конституцию вместе с комментариями. Получить консультацию у юриста можно на http://www.zakonprost.ru/apk/.

Составьте индивидуальный график обучения. Российская конституция состоит из 9 глав. Восемь из этих глав являются основными, а последняя девятая глава отображает все поправки. Разбейте эти восемь глав на 4 дня, изучая по 2 главы за день. Между каждой изучаемой главой делайте перерыв в 2 – 3 часа. Время для заучивания главы подбирайте самостоятельно. Но не стоит тратить свыше 2 часов.

Проверьте себя. После заучивания любой главы отдохните на протяжении получаса. Затем повторите весь изученный материал. Для этого можно записывать на память все положения конституции. Повторите данную процедуру несколько раз, можете иногда подглядывать в закон при необходимости. Затем можно приступать к следующей главе. После этого необходимо записать все ее положения. После этого отдохните, и проверьте себя аналогичным образом, но сразу на 2 главы. Следующий день лучше начать с устного повторения. Затем приступайте к записыванию.

Не нужно учить информацию слово в слово. Основную часть конституции необходимо знать довольно точно. Но некоторые главы содержат довольно много информации и делятся по пунктам. Выучить все это сразу будет тяжело, поэтому стоит запомнить только основные аспекты. Учите все цифры, которые есть в законе. Это состав государственной думы, сроки для выбора уполномоченных лиц и иное. Обязательно нужно знать только первые 2 главы.

Источник

Начинать подготовку к квалификационному экзамену лучше еще до сдачи документов в палату

как выучить конституционное право быстро. Смотреть фото как выучить конституционное право быстро. Смотреть картинку как выучить конституционное право быстро. Картинка про как выучить конституционное право быстро. Фото как выучить конституционное право быстро

В настоящее время широко обсуждается введение с 2023 г. адвокатской монополии (см. проект Концепции регулирования рынка профессиональной юридической помощи, разработанный Минюстом России), в преддверии которой как никогда актуальным является вопрос о получении статуса адвоката.

Вопросы, связанные со сдачей квалификационного экзамена, детально урегулированы Положением, утвержденным Советом Федеральной палаты адвокатов РФ 25 апреля 2003 г. (в редакции от 17 апреля 2019 г.).

Ответы на дополнительные вопросы без проблем можно найти либо на сайте адвокатской палаты, где претендент будет сдавать экзамен, либо связавшись по телефону с уполномоченным сотрудником данной палаты.

Поделюсь своим практическим опытом подготовки и сдачи квалификационного экзамена, который, надеюсь, будет полезен юристам, претендующим на получение адвокатского статуса.

Я сдавала экзамен год назад в АП г. Москвы. Порядок его сдачи во всех палатах в целом единообразен, но в каждой палате могут быть свои незначительные особенности – например, расширенный список предоставляемых документов (так, АП Ленинградской области просит претендентов представить рукописную автобиографию, АП Смоленской области – письменное согласие руководителя адвокатского образования на прием претендента в члены адвокатского образования, АП Чеченской Республики – подписку на «АГ»), включение в устный экзамен практических задач (как в палатах Московской и Тульской областей), возможность использования «бумажных» кодексов (например, АП Смоленской области рекомендует принести на экзамен свои кодексы) и др.

Сбор документов для допуска к экзамену

Для успешного планирования целесообразно заранее ознакомиться с требованиями, предъявляемыми адвокатской палатой, и собрать полный пакет документов.

При этом необходимо учесть, что изготовление справки об отсутствии непогашенной или неснятой судимости по регламенту МВД России может занять до 30 дней. В моем случае потребовались три недели – справку я заказывала и получала через Единый портал госуслуг (электронной копии справки достаточно).

Кроме того, претенденты, переехавшие на постоянное место жительства в другой субъект Федерации (или планирующие переезд в срок менее года до подачи заявления на присвоение статуса адвоката), для сдачи экзамена по новому месту жительства с 1 мая 2019 г. должны согласовывать место сдачи экзамена с Советом ФПА, предварительно представив копии документов о действительном изменении места постоянного жительства. Согласование может также занять до 30 дней. Данная мера была принята в связи с массовой проблемой фиктивной миграции претендентов для сдачи экзамена в «удобном» регионе.

После подачи всех документов квалификационная комиссия палаты проверяет их на соответствие установленным требованиям и сообщает о допуске претендента к экзамену и его дате. Мне перезвонили через 10 дней и предложили согласовать дату компьютерного тестирования. Аналогичные условия действовали и при прохождении устного собеседования.

Отмечу, что АП г. Москвы гибко относится к возможности переноса сроков экзамена, и при необходимости можно выбрать иную подходящую дату, главное – уложиться в предельный срок, установленный Законом об адвокатуре (не позднее трех месяцев с даты подачи заявления).

Ко дню прохождения компьютерного тестирования также нужно принести квитанцию (выдадут в адвокатской палате), подтверждающую оплату целевого взноса на организацию и проведение экзамена. Сумма взноса определяется каждой палатой самостоятельно, в Москве она составляет 10 тыс. руб.

Подготовка и сдача теста

Исходя из моего опыта, опыта коллег и комментариев квалификационной комиссии АП г. Москвы, по итогам 2018 г. в среднем успешно сдают адвокатский экзамен около 50% претендентов, при этом абсолютное большинство тех, кто не сдал, сталкивается с затруднениями при устном собеседовании.

При прохождении компьютерного тестирования претендентам предлагается за час ответить на 70 вопросов, которые определяются методом случайной выборки из 324 вопросов, утвержденных ФПА РФ в мае 2019 г., размещенных на ее сайте и применяющихся с 1 сентября 2019 г. Для успешной сдачи необходимо правильно ответить не менее чем на 50 вопросов, при этом правильных ответов может быть несколько и нужно отметить все, иначе ответ засчитывается как неправильный.

Каждому претенденту предоставляется отдельный компьютер, к которому выдаются логин и пароль. Вопросы и их последовательность у каждого претендента различаются, поэтому заглядывать в монитор соседа бессмысленно. Также исключена возможность пользования смартфоном для проверки правильности ответа.

Большинство вопросов посвящены положениям Закона об адвокатуре, КПЭА, а также стандартам и разъяснениям ФПА РФ по конкретным вопросам адвокатской деятельности.

При этом попадаются достаточно узкие и «экзотические» вопросы, например: «Профессиональное объединение адвокатов какого из перечисленных государств не является участником Хартии основополагающих принципов адвокатской деятельности?» или «В Постановлении ЕСПЧ от 12.02.2015 «Дело “Юдицкая и другие (Yuditskaya and Others) против Российской Федерации”» (жалоба № 5678/06) указано: «В связи с этим Европейский Суд напоминает, что в делах, касающихся адвокатов, посягательство на профессиональную тайну адвоката может иметь последствия для ˂…˃ и, соответственно, для прав, гарантированных статьей 6 Конвенции» (вставьте пропущенную фразу)».

В связи с этим рекомендую внимательно ознакомиться с вопросами, найти и запомнить правильные ответы на них до прохождения тестирования.

Также в Интернете можно найти платные тренажеры (стоимость незначительная), имитирующие компьютерное тестирование в адвокатской палате. Я пользовалась таким тренажером – на мой взгляд, он полезен, помогает хорошо подготовиться и впоследствии успешно пройти реальное тестирование. В то же время на сайте ФПА РФ с недавнего времени размещен бесплатный тренажер для подготовки к тестированию. Дело в том, что все другие тренажеры, встречающиеся в Сети, не имеют отношения к ФПА РФ и, по отзывам пользователей, не всегда правильно ориентируют претендентов.

Результаты компьютерного тестирования становятся известны сразу после прохождения теста. Претенденты, успешно сдавшие первую часть экзамена, допускаются ко второму этапу – устному собеседованию. В моей группе все 12 претендентов успешно прошли эту часть испытания.

Подготовка и прохождение собеседования

Устное собеседование было назначено спустя три недели после тестирования. В общей сложности я готовилась к нему около двух месяцев (еще до подачи документов в палату) в комфортном режиме, а с момента назначения даты собеседования – интенсивно.

В ходе собеседования претенденту предлагается выбрать билет, включающий четыре вопроса из перечня, утвержденного ФПА РФ в январе 2016 г. и применяющегося с 1 сентября того же года. При этом вопросы в билете для устного собеседования могут быть дополнены по усмотрению адвокатских палат субъектов РФ задачами по решению правовых ситуаций и заданиями по составлению юридических документов. В экзаменационных билетах АП г. Москвы таких задач нет.

К сожалению, АП г. Москвы не размещает для свободного ознакомления билеты с конкретными вопросами, в то время как, например, АП Московской области это сделала, чем, несомненно, облегчила претендентам подготовку.

Относительно подготовки к устному собеседованию хотелось бы отметить следующее.

Материал очень объемный, охватывает множество отраслей права. Поэтому в идеале желательно начать готовиться к нему заблаговременно – до сдачи документов в адвокатскую палату, чтобы равномерно распределить нагрузку и качественно подготовиться по всем вопросам собеседования.

Когда я готовилась к сдаче экзамена, то решила упростить себе задачу и найти единый подходящий источник для подготовки. Я пыталась использовать соответствующие книжные сборники ответов (купила несколько вариантов), а также подборки ответов с интернет-сайтов (в том числе платные). Однако, на мой взгляд, у каждого источника были свои существенные минусы: много «воды», устаревшая информация либо тема вообще не раскрыта. В итоге по окончании подготовки на моем столе громоздилась гора учебников, кодексов, схематических пособий и распечаток материалов из правовых баз.

При подготовке особое внимание стоит уделить вопросам по адвокатуре – в состав квалификационной комиссии входят 7 адвокатов, в том числе президент палаты (его заместитель), которые знакомы с теоретическими и практическими аспектами адвокатуры в деталях и проявляют особую щепетильность при проверке знаний в соответствующей области.

По моим наблюдениям, большинство экзаменационных билетов включали вопрос по адвокатуре, причем он был первым. Соответственно, претенденты, показавшие хорошие знания по данному вопросу, сразу располагали к себе комиссию и далее более уверенно, чем остальные, продолжали ответ.

Исходя из моего опыта и опыта коллег, добавлю, что в билетах обязательно попадаются вопросы и по уголовному праву (процессу), и по гражданскому. В связи с этим юристам, практикующим в уголовном праве (процессе), целесообразно сделать упор на изучении и повторении вопросов по гражданскому праву и процессу, и наоборот.

В любом случае я бы рекомендовала как минимум: подготовиться к ответу на все вопросы по тем отраслям права, которые вы не используете в своей практике и (или) забыли в связи с давностью изучения, а также хорошо выспаться накануне экзамена, чтобы использовать свои способности по максимуму. Добавлю, что атмосфера при прохождении собеседования доброжелательная, члены комиссии проверяют знания претендентов, не выходя за рамки темы вопроса, не «заваливают», а, напротив, помогают наводящими вопросами сориентироваться в ответе.

Для подготовки к ответу предоставляется время – первого из претендентов приглашают к ответу через 45 минут после начала подготовки, при отсутствии желающих комиссия по своему усмотрению определяет кандидатуру первого отвечающего. Кроме того, экзаменуемым предоставляются «бумажные» кодексы и законы в достаточном количестве.

До начала ответа комиссия предостерегает претендентов от чтения ответа «по бумажке» и просит каждого убрать листок, где написан ответ, и не смотреть в него. В случае заглядывания в листок комиссия относится к этому негативно и повторно просит его убрать. По этой причине на экзамене бессмысленно подробно расписывать ответы по каждому из вопросов. Также не стоит рассчитывать на использование смартфона – в ходе устного ответа без какой-либо письменной заготовки знания претендента либо отсутствие таковых станут очевидны.

Вместо этого целесообразно, на мой взгляд, сосредоточиться на плане выступления, при необходимости воспользоваться предоставленными кодексами и законами и вспомнить базовые положения по соответствующему вопросу, проговорить «про себя» ответы на наиболее сложные вопросы, а также обдумать возможные дополнительные вопросы со стороны комиссии и свои ответы на них. Отвечать необходимо четко, уверенно и последовательно – как выступая перед судом.

В большинстве случаев комиссия начинает с проверки базовых знаний претендента по каждому из вопросов, не особо углубляясь в детали, далее задает дополнительные вопросы – как правило, это бывает в случае неуверенности претендента или неправильности его ответов либо наоборот: если претендент сразу начинает детально излагать материал, комиссия спрашивает основные положения, чтобы ускорить ответ и перейти к следующему вопросу.

В моем случае устное собеседование группы из 12 человек длилось около трех часов (включая время на подведение итогов и их оглашение). Я отвечала порядка 15 минут; семеро претендентов, включая меня, прошли собеседование успешно.

Подводя итог, хочу пожелать всем претендентам успеха, а для его достижения рекомендую при подготовке использовать тайм-менеджмент и планировать все этапы, а также выделить достаточное время на повторение (изучение) материала.

Источник

Рубрика: Конституционное право рф

Понятие и общая характеристика основ конституционного строя рф

Основы конституционного строя – совокупность конституционных норм, закрепляющих основы общественного устройства государства. Основы конституционного строя РФ закреплены в гл. 1 Конституции РФ, в которой содержатся исходные принципы конституционного регулирования важнейших сторон жизни современного российского общества. Конституционные нормы содержащиеся в гл. 1

Конституционно-правовые основы деятельности прокуратуры рф

Прокуратура Российской Федерации составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РФ. Генеральный прокурор РФ назначается на должность и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются Генеральным прокурором РФ по

Компетенция и акты правительства российской федерации

I. В сфере экономики Правительство осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств в стране; и др. II. В сфере бюджета и финансов Правительство обеспечивает проведение в России единой финансовой, кредитной и денежной политики;…

Конституционно-правовые нормы: понятие, особенности и виды

Нормы конституционного права – это правовые нормы, которые регулируют общественные отношения, составляющие предмет конституционного права. Нормам конституционного права присущ ряд особенностей. Они: 1) регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения; 2) устанавливают правила поведения в самом общем виде, без детализации,

Конституционно-правовой статус федерального собрания

Согласно Конституции РФ Федеральное Собрание является парламентом Российской Федерации. В Российской Федерации Федеральное Собрание пришло на смену «двухступенчатому» механизму высших органов государственной власти Российской Федерации, включавшему Съезд народных депутатов и формируемый им Верховный Совет. В Конституции

Основания приобретения и прекращения гражданства российской федерации

Федеральный закон устанавливает следующие основания приобретения гражданства (ст. 11): 1) порождению; 2) в результате приема в гражданство; 3) в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации; 4) по иным основаниям, предусмотренным данным Законом или международным договором Российской Федерации. I.) Приобретение гражданства ПО РОЖДЕНИЮ исходит

Законодательный процесс

Законодательный процесс представляет собой совокупность действий, посредством которых осуществляется законодательная деятельность Федерального Собрания. В Российской Федерации законодательный процесс состоит из нескольких стадий. ПЕРВАЯ СТАДИЯ законодательного процесса — законодательная инициатива — сводится к внесению на рассмотрение Государственной

Совет федерации фс рф: порядок формирования и компетенция

Согласно Конституции к ведению Совета Федерации относятся 1) утверждение изменения границ между субъектами Федерации; 2) утверждение указов Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения; 3) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами ее территории; 4) назначение

Конституционно – правовой статус судей в рф

Согласно Конституции (ст. 119) судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации. Судья обязан неукоснительно соблюдать Конституцию РФ…

Понятие конституционно-правового статуса человека и гражданина и его принципы

Под конституционно-правовым статусом личности в Российской Федерации понимается система прав, свобод и обязанностей личности, а также гарантии соблюдения прав и свобод закрепленные в Конституции и в других источниках конституционного права. Правам и свободам человека и гражданина посвящена гл. 2 Конституции РФ, внесение поправок в которую…

Экономические основы конституционного строя

Несмотря на отсутствие специальной главы, Конституция в содержание основ конституционного строя государства включает нормы, регулирующие отношения, связанные с экономической системой общественного устройства Российской Федерации. I) Учитывая федеративный характер национально-государственного устройства России, Конституция закрепляет: «В Российской

Понятие и виды конституционных ограничений прав и свобод

Ограничения прав и свобод в условиях военного и чрезвычайного положения. Конституционные ограничения прав и свобод человека и гражданина – это установленные в Конституции границы, в пределах которых субъекты должны действовать, использовать свои права и свободы. Признаки конституционных

Понятие конституционного права россии как отрасли права, как науки и учебной дисциплины

Термин «конституционное право» употребляется в 3-х основных значениях: как отрасль права, как наука и как учебная дисциплина. Конституционное право РФ – ведущая отрасль российского права, представляющая собой совокупность правовых норм, регламентирующих общественные отношения, которые определяют организационное и функциональное единство

Статус депутата государственной думы и члена совета федерации федерального собрания

Полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий данного члена Совета Федерации и прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации. Срок полномочий депутатов Государственной

Акты президента российской федерации

В соответствии с Конституции РФ Президент издает указы и распоряжения, которые обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации. Указы, как правило, являются нормативными правовыми актами, рассчитанными на неоднократное применение и обязательные для неопределенного круга субъектов. Распоряжения

Источник

Как выучить конституционное право быстро

«Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина». Методические рекомендации для уроков в 1-4 кл.

зам. директора Городского методического центра

Департамента образования города Москвы,

методист Городского методического центра

Департамента образования города Москвы,

«Конституция Российской Федерации. Права и свободы человека и гражданина»

Урок окружающего мира в 3–4-х классах

Цель учителя: организовать деятельность детей по ознакомлению их с правами, свободами и обязанностями граждан Российской Федерации.

Планируемые результаты обучения, на достижение которых направлен урок:

• формирование у учащихся основ российской гражданской идентичности;

• развитие у младших школьников чувства гордости за свою страну;

• принятие детьми основных норм гражданского общества;

• использование учащимися речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

• овладение школьниками логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;

• готовность учеников слушать собеседника и вести диалог;

• сформированность у младших школьников уважительного отношения к России;

• освоение детьми элементарных правил нравственного поведения в мире людей.

Понятия, изучаемые школьниками на уроке: «конституция», «федеративное государство», «права и свободы», «обязанности».

Оборудование: презентация, интерактивная доска или компьютер с подключением к Интернету, раздаточный материал, листы бумаги формата А3, ножницы, клей, фломастеры.

Формы работы: фронтальная (в начале урока), групповая или парная (при выполнении практического задания).

1. Введение в тему урока

(В начале урока на экран проектора можно вывести страницу с текстом Конституции РФ (http://constitution.kremlin.ru).)

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня наш урок посвящен очень важной теме, мы познакомимся с главным документом нашей страны, узнаем, из каких частей состоит Россия, ознакомимся со своими правами и обязанностями.

Учитель может обсудить с детьми следующие вопросы:

• Как называется документ, о котором пойдет речь?

• Почему на интернет-странице, содержащей текст Конституции Российской Федерации, использован Герб Российской Федерации?

• Когда был принят текст действующей Конституции?

Важно попросить детей рассказать все, что они знают о Конституции РФ, дополнить эту информацию, сообщить, что днем принятия Конституции РФ является день всенародного голосования 12 декабря 1993 г.

Справка для учителя

Конституция Российской Федерации – основной закон Российской Федерации. Он имеет высшую юридическую силу, действует на всей территории нашей страны. В Конституции прописаны основные принципы устройства общества и государства, определены субъекты государственной власти, механизм ее осуществления, закреплены охраняемые государством права, свободы и обязанности человека и гражданина.

В истории Российской Федерации было несколько Конституций. Первая была принята еще в 1918 г., а последняя – 12 декабря 1993 г. по результатам всенародного голосования (референдума). Эта дата является одним из самых значимых государственных праздников России.

Переплет из тончайшей кожи красного цвета, накладной серебряный герб России и тисненая золотом надпись «Конституция России» – так выглядит «экземпляр номер один» основного закона страны. Так называемое инаугурационное издание Конституции РФ хранится в библиотеке президента Российской Федерации в Кремле.

Учитель: Ребята, сегодня в ходе урока мы с вами узнаем подробнее, что такое Конституция, в чем значимость этого документа, какова его структура, содержание. А сейчас прочитаем первую статью первой главы Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Наименования Российская Федерация и Россия равнозначны».

2. Федеративное устройство в России

(На экран проектора можно вывести страницу с перечнем субъектов Российской Федерации (http://news.kremlin.ru/regions).

Прежде чем говорить с детьми о значимости всенародно принятого документа, можно спросить учеников:

• Как называется наше государство? (Российская Федерация, Россия.)

• Почему в названии документа использовано название государства?

(Учащиеся предлагают свои варианты ответов на вопросы учителя.)

Учитель: Ребята, посмотрите на карту России, представленную на экране проектора. Здесь обозначены все субъекты Российской Федерации и показан их полный список. Итак, в состав нашего государства входят 20 республик, 9 краев, 46 областей, 1 автономная область, 4 автономных округа и 2 города федерального значения (Москва, Санкт-Петербург).

Прочитаем пункт 1 статьи 5 Конституции Российской Федерации: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов – равноправных субъектов Российской Федерации».

(Учащиеся читают указанный пункт Конституции РФ. Можно также прочитать совместно с детьми статью 4 и рассказать, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации (п. 1, ст. 59 Конституции РФ).)

3. Структура и содержание Конституции Российской Федерации

(На экране проектора – глава 3 Конституции РФ «Федеративное устройство» (http://constitution.kremlin.ru/#chapter-3). Можно нажать на активную ссылку «Содержание» в нижнем правом углу страницы, тогда отобразится перечень всех глав документа.)

Можно обратить внимание детей на особенности текста Конституции РФ. Еще не читая ни одной строчки документа, детям можно предоставить возможность предположить, каким должен быть тип текста (деловой), какая лексика может употребляться в Конституции РФ (специальная). Эту часть работы следует выполнять динамично, не вдаваясь в подробности, только отмечая особенности.

Далее следует ознакомить школьников с четкой структурой Конституции РФ. Документ содержит 2 раздела; раздел 1 включает 9 глав, каждая глава состоит из нескольких статей. Каждая статья может содержать от одного до нескольких пунктов. Знание структуры документа позволяет быстро находить необходимые сведения, а при использовании текста документа (т. н. цитировании) нужно указывать номера пункта, статьи и название документа.

После того, как дети проанализировали структуру документа, можно открыть любую главу, воспользовавшись активной ссылкой «Содержание» и обратить внимание на состав статьи Конституции. Далее можно предложить детям перейти в содержании в раздел «Президент Российской Федерации». Не надо использовать главы 1, 2, 3, т. к. тексты этих глав могут понадобиться в процессе дальнейшей работы.

Учитель: Скажите, пожалуйста, если мы цитируем положение Конституции РФ о Президенте Российской Федерации «Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации», то каким образом мы должны указать это место в документе?

Ученики: Это пункт 1 статьи 81 главы 4 первого раздела Конституции Российской Федерации.

Далее можно спросить детей о том, в какой главе, на их взгляд, могут содержаться следующие положения:

• название и тип государственного устройства, о которых упоминалось ранее при обсуждении («Основы конституционного строя»);

• название столицы Российской Федерации («Федеративное устройство»);

• состав Российской Федерации («Федеративное устройство»).

Содержание указанных глав не надо читать, следует только обратить внимание учеников на верное или неверное предположение. Можно сразу проверять версии детей с помощью активных названий глав Конституции.

С целью перехода к следующему виду работы можно предложить детям определить главу, содержащую самое большое количество статей.

4. Изучение раздела Конституции РФ «Права и свободы человека»

(На экране проектора – глава 2 Конституции РФ «Права и свободы человека и гражданина» (http://constitution.kremlin.ru/#chapter-2).)

Учитель: Конституция Российской Федерации состоит из 2 разделов, 9 глав и 137 статей. Теперь мы поговорим о второй главе первого раздела, которая называется «Права и свободы человека и гражданина». Как вы думаете, что такое «права и свободы человека и гражданина»? (Ученики отвечают на вопрос учителя.)

Справка для учителя

Права и свободы человека – совокупность социально-политических, экономических и иных норм, определяющих фундаментальные основы демократического и гуманистического статуса личности, ее взаимоотношения с другими людьми, обществом и государством, неотъемлемые свободы и права людей, присущие им от рождения.

В Конституции говорится не только о правах человека и гражданина, но и о его обязанностях.

«Права и свободы человека» – это самая большая по содержанию глава Конституции РФ. В ходе работы с данной главой предполагается работа учеников с текстом документа.

Ключевые слова для поиска по тексту главы 2 Конституции РФ: Отечество (ст. 59), образование (ст. 43), жизнь (ст. 20), отдых (ст. 37), каждый гражданин.

При наличии доступа в Интернет дети могут набирать каждое из предложенных ключевых слов в поисковой строке в правом верхнем углу на странице сайта http://constitution.kremlin.ru. Учитель может предоставить возможность детям воспользоваться компьютером или сделать эту работу на интерактивной доске коллективно. Если нет доступа в Интернет, учитель может использовать активные кнопки, расположенные на слайдах заранее подготовленной презентации. Подробно изучать содержание статей не следует. Работа должна быть динамичной и направленной только на ознакомление с правами, свободами, обязанностями, предусмотренными Конституцией РФ. Дальнейшее изучение прав и свобод происходит при выполнении практического задания.

Можно подвести детей к выводу, используя последнее в предлагаемом списке ключевое слово «каждый», что поскольку это слово присутствует в каждой статье, посвященной правам и свободам человека и гражданина, а также в п. 2, ст. 6 Конституции РФ («Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации»), равными правами и свободами обладают все граждане РФ.

Дальнейшее изучение прав и свобод происходит при выполнении практического задания.

5. Практическая работа учащихся

Практическая работа может быть выполнена в парах или в группах.

Формы представления результатов работы могут быть разнообразны: стенная газета, дайджест, презентация, альбом, защита проекта и т. д. Выставка работ может быть расположена в вестибюле образовательной организации и сопровождаться списком ссылок на ряд официальных сайтов, на которых ученики и их родители могут ознакомиться с текстом Конституции РФ и другими документами и материалами.

Список сайтов для ознакомления учеников и их родителей

Название, содержание сайта

Познавательный сайт для учителей и родителей «Государство и детство»

«Президент России гражданам школьного возраста»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *