как забрать деньги с заблокированного счета по 115фз
Как вывести деньги со счета, заблокированного по 115-ФЗ: реальные истории
Эксперт Марат Самитов — о насущном.
К нему обратился подписчик его канала с вопросом, как решить проблему с блокировкой счета Тинькофф банком.
Подписчики предложили следующие варианты решения проблем (ниже собрано несколько историй):
По поводу Тинькова и прочих банков с заградительной комиссией: готовьте сразу либо исполнительный лист, либо судебный приказ — в случае блокировки вы без конских % в течение 10 дней точно получите свои деньги.
Если фирма белая и рабочая, с не маленькими оборотами и есть вероятность заморозки банком денег, то можно сделать следующее. Заранее заключается договор займа между ФЛ (юл)и фирмой (сам перевод денег подтверждать не обязательно, в силу новых поправок в ГК), обязательно нотариально заверенный. Как только деньги блокируют, то обращаетесь в нотариус, что типа фирма деньги не отдаёт. Нотариус выдаёт исполнительную надпись, с которой ФЛ (юл) обращается в банк. а банк ОБЯЗАН принять исполнительную надпись, наравне с судебным решением, и перевести деньги!
По ситуации с Тинькофф банком была схожая ситуация. Все так же как и в описанной ситуации. Обратитесь к юристу. Я сделал следующим образом. Написал заявление на закрытие счета и отправил им в свободной форме где указал реквизиты счета в другом банке куда и надо было перевести остаток средств. Главное, не писать заявление, бланк которого они предлагают. Пригрозил жалобой в ЦБ на их действия, в случае если будет комиссия.
Относительно решения вопроса с Тинькофф (и с любым другим) банком, заблокировавшим средства по 115-ФЗ. Решение такое — находите дружественный третейский суд или суд Ad Hoc. Просуживаете фиктивный спор между клиентом и его чистой фирмой (или ИП, или физом или тп.). В третейском суде решение получаете в течение примерно 10 дней. Еще примерно 30-40 дней на получение исполнительного листа по этому решению. В итоге, менее 2х месяцев и примерно 4-5% от суммы (затраты на арбитраж) и ваши деньги будут перечислены по исполняку на счет истца. Это гораздо меньше чем 15% штраф и не от 6 до 12 месяцев срока на госсуд.
Прямо сейчас заберите у «Клерка» 4 000 рублей при подписке на « Клерк.Премиум» до 12 ноября.
Подробности и условия самой обсуждаемой акции «Клерка» здесь.
Как снять деньги с заблокированного расчетного счета ООО и ИП: на что их можно использовать и какие документы запросит банк
Деньги фирмы по какой-то причине «заморожены» банком или налоговой? Если быстро решить вопрос не удалось, придется думать, как рассчитаться с поставщиками и выплатить зарплату, если счет заблокирован.
Не нужно паниковать и искать «серые схемы»! Есть ситуации, в которых закон разрешает пользоваться деньгами на заблокированном счету. Прочтите эту статью и узнайте, на что можно использовать деньги и как правильно это делать.
У нас есть подробный материал о том, кто и за что может заблокировать счет компании, как действовать в каждом случае и что делать, если решение было принято с нарушением законодательства. Прочтите его, чтобы понять, как выйти из ситуации с минимальными потерями!
Счет заблокировала налоговая
Как вы узнаете о блокировке
Если расчетный счет заморозила налоговая, копию решения вы получите письмом на юридический адрес ООО или ИП (позаботьтесь о том, чтобы кто-то регулярно проверял там почту) или по электронным каналам связи.
Если вы не получили уведомление, задайте вопрос о причинах блокировки менеджеру банка и попросите копию соответствующего документа. Также можете самостоятельно узнать, причастна ли к блокировке ФНС:
Сколько денег блокируют
Счет могут заблокировать целиком, если вы более чем на 10 дней просрочили сдачу отчетов или должны государству крупную сумму (налоги, сборы, штрафы и т. д.). Чтобы «освободить» часть средств, обратитесь в налоговую с просьбой о разблокировке суммы сверх той, которую должны уплатить в бюджет.
Пример заявления, которое нужно подать в ФНС.
Также возможна «заморозка» суммы, необходимой для погашения долга, если вы не уплатили налог или другие отчисления после получения письменного требования от ФНС. В этом случае счетом можно свободно пользоваться, не получится потратить лишь деньги, которые задолжали.
Если счетов два и больше, сумму могут «заморозить» на каждом. Часто «под монастырь» клиентов подводят банки, предлагая открыть резервный счет на случай блокировки.
Сумма долга — 30 000 рублей.
Есть три счета: на одном 10 000, на втором 30 000, на третьем 70 000 рублей.
Первый вам заблокируют полностью, а на остальных двух «заморозят» только сумму долга. Получается, что временно недоступны 70 000 рублей.
Если же у вас один счет с 110 000 рублей, лишитесь доступа к 30 000, а 80 000 останутся в свободном распоряжении.
Чтобы снять избыточную блокировку, подайте в ФНС заявление ( скачать шаблон ) и приложите выписки с каждого счета. Когда обращение рассмотрят, сумма останется заблокированной только на одном счету, а с остальных снимут ограничения в течение двух дней.
Как распоряжаться средствами на счете
Если налоговая заблокировала счет полностью, вы можете использовать его для:
Банк будет пропускать платежи в таком порядке:
Счет заблокировал банк
Как вы узнаете о блокировке
В личном кабинете появится уведомление о том, что операции по счету временно приостановлены, и менеджер запросит необходимые для проверки документы. По закону вам обязаны пояснить, на каком основании счет был «заморожен». Если нет, можете направить в банк официальный запрос ( скачать образец ).
Сколько денег блокируют
Счет блокируется целиком. Это значит, что вы не сможете осуществлять переводы (кроме операций, перечисленных ниже) и снимать средства, пока идет проверка.
Как распоряжаться средствами на счете
Чтобы снять деньги с заблокированного расчетного счета, нужно выяснить причину «заморозки», предоставить в банк документы и дождаться решения о разблокировке (на это согласно 115-ФЗ отводится 10 рабочих дней).
Пока идет проверка, вы можете платить со счета только на определенных основаниях : перечислять налоги, взносы, пени, штрафы, выплачивать зарплаты или выходные пособия, алименты и т. д. В этом случае также действует очередность платежей.
Если нужно рассчитаться с поставщиком, вы можете попросить банк пропустить такой платеж. Гарантии успеха нет, но, если вопрос не терпит отлагательств, попробовать стоит. Нужно предоставить в банк платежку или письмо-требование от контрагента и справку из налоговой, подтверждающую, что у компании нет других счетов ( скачать шаблон заявления для ее получения ).
Так может выглядеть письмо, которое подтвердит наличие долга перед поставщиком.
Нужна помощь? Быстро выясним причину блокировки, устраним недочеты и вернем вам доступ к деньгам на счету.
Можно ли открыть счет в другом банке и перевести туда деньги с заблокированного
Иногда — да. Например, при блокировке по 115-ФЗ некоторые банки позволяют снять или перевести деньги, после чего закрывают заблокированный счет. За это взимают высокую комиссию: в Тинькофф и Промсвязьбанке — 20%, в Альфа-банке — от 10 до 25%, в Газпромбанке — 10%.
Мы рекомендуем не уходить, а выяснить причину блокировки и постараться добиться ее снятия. В ряде случаев отказ в операции или расторжение банком договора в одностороннем порядке приводит к попаданию компании в черный список. Выйти откуда можно, только доказав, что ваша деятельность законна. Никакой банк, кроме того, по чьей инициативе вы там оказались, в этом не поможет. Список доступен всем банкам в РФ — компании могут отказывать в обслуживании, хотя ЦБ не обязует это делать.
Подведем итоги
Если ваш расчетный счет заблокировала налоговая или банк, с него можно производить только определенные платежи:
Можно также попросить банк провести оплаты контрагентам, если ситуация критическая, а других счетов у компании нет. Но не факт, что эту просьбу удовлетворят.
Не стоит искать обходные пути, чтобы вывести деньги с заблокированного расчетного счета. Лучше сосредоточьтесь на том, чтобы собрать необходимые документы и доказать законность своей деятельности, сдать недостающие отчеты или погасить задолженность.
Поможем выяснить причину блокировки и вернуть доступ к деньгам за 1-10 дней!
Блокировка по 115-ФЗ. Практические рекомендации
Одна из главных проблем предпринимателей это жесткий контроль со стороны банков. 115-ФЗ, Закон о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризму.
В последнее время участились случаи блокировки банками расчетных счетов компаний по 115-ФЗ. Поэтому сразу оговоримся, мы рекомендуем своим клиентам открыть два расчетных счета в организации.
Кредитная организация вправе заморозить любой счёт, если у неё будут подозрения, что вы занимаетесь отмыванием денег, то есть пытаетесь провести операции, которые делают незаконно полученные средства легальными. Инициатором блокировки расчетного счета выступает служба финансового мониторинга банка, которая не подчиняется Управляющему конкретного отделения и «договориться» тут не представляется возможным.
Чаще всего под блокировку попадают счета ИП и малого бизнеса.
Чтобы избежать блокировки расчетного счета службой финансового мониторинга следует соблюдать ряд правил и условий.
Эти правила касаются как вашей организации, так и ваших контрагентов, расчеты с которыми проходят по расчетным счетам:
Юридическое лицо НЕ должно быть внесено в списки банков по 639-П.
Юридическое лицо НЕ должно иметь массовый адрес регистрации.
Генеральный директор и учредитель НЕ должен быть массовым (не более 3-х юридических лиц).
На генеральном директоре НЕ должно быть брошенных ранее (закрытых по инициативе налогового органа) юридически лиц.
Штатная численность сотрудников более 1-го человека (численность определяется в зависимости от оборота по счету и вида деятельности юридического лица).
Заработная плата по одному сотруднику должна быть не ниже прожиточного минимума, установленного для региона, в котором осуществляется деятельность.
Директор компании должен по требованию банка выходить на связь с сотрудником банка для подтверждения операции.
Назначение платежа, указанного в платежных поручениях должно содержать конкретику (неприемлемо написание «за товар» или «за услугу» или «за работы»).
Не проводить операции по счету на суммы менее 600 тысяч рублей в адрес одного контрагента с одним и тем же назначением платежа в один день (дробление платежей выявляет электронная система банка).
Не должно быть резких изменений оборотов по счету.
Суммы налогов, оплаченных с расчетного счета компании должны составлять не менее 1,1% от исходящего оборота по счету. Если у Вас несколько расчетных счетов, то по каждому расчетному счету необходимо показывать налоговую нагрузку от оборота.
Банк проверяет наличие обязательных платежей: арендная плата, заработная плата, хозяйственные расходы (канцтовары, вода, мебель и прочее).
Все расчеты, производимые юридическим лицом должны соответствовать основному виду деятельности, указанному в анкете, которую вы заполняли при открытии счета (заранее информируйте банк обо всех изменениях).
Все, что не соответствует основному виду деятельности организации банк рассматривает как «ломку платежа». Подозрения могут вызвать такие операции по расчетному счету как:
средства поступают на расчетный счет с НДС, выходят без НДС (более 10% от общего оборота)
средства поступают с одним назначением, а выходят с другим назначением платежа (более 10% от общего оборота).
Если количество ваших контрагентов один-два на вход и выход денежных средств, это повод службы финансового мониторинга рассматривать вашу организацию как «транзитную».
На данный момент многие банки проводят контроль идентификатора устройства клиента (IP-адрес) на предмет его совпадения с идентификаторами устройств других клиентов банка, в том числе тех клиентов, счета которых были закрыты в рамках реализации “противолегализационных” мероприятий.
Если все же блокировка или приостановление операций по счету произошли.
П.14 ст.7 Закона № 115-ФЗ устанавливает обязанность клиентов предоставлять информацию, необходимую для исполнения банками требований законодательства. На период получения ответа от клиента и его обработки банк приостанавливает операцию, которую считает сомнительной.
На практике коммерческие банки сначала блокируют все операции по расчетному счету, далее поступает запрос из банка на предоставление документов, обосновывающих ту или иную операцию, которая вызвала подозрение службы финансового мониторинга.
Чаще всего запрос бывает довольно объемным и банк просит дать письменные пояснения по всей деятельности организации с предоставлением всей первичной документации за период (как предыдущий, так и текущий), а также бухгалтерской и налоговой отчетности. Рекомендуем в указанные сроки предоставить банку все пояснения и документы. Если произошла такая ситуация, что вы не успеваете предоставить все документы в указанные сроки, то необходимо связаться (а в идеале в письменном виде по банк-клиенту) с сотрудником банка и предупредить о возможном увеличении срока предоставления документов с обязательным указанием причины.
Многие считают, что при блокировке одного счёта можно без проблем закрыть этот счет (даже не предоставляя документы), открыть другой и продолжать деятельность. Однако, это не так! Даже при обращении в другую кредитную организацию вам могут отказать в открытии нового счёта.
Как только банк блокирует расчетный счет, информация сразу же направляется в службу Росфинмониторинга и юридическое лицо попадает в «черный список» банков.
Максимально быстро вы можете получить доступ к своим средствам «зависшим» на заблокированном счете только переведя свои средства на другой расчетный счет. Но и тут есть подводные камни…
Если расчетный счет заблокирован службой финансового мониторинга и на нем «зависли» денежные средства, банк часто предлагает закрыть расчетный счет и перевести свои средства на расчетный счет, открытый в другом банке с назначением «перевод средств в связи с закрытием счета».
Это означает, что банк таким образом избавляется от вас как от «плохого» клиента и вносит вас в «черные списки». В своей работе нам удалось найти лояльные банки (Райффайзенбанк, ОТП), которые разрешают сначала вывести свои средства, а затем уж закрыть счет и при этом НЕ вносят вас в «черные списки». При этом назначение платежа может выглядеть примерно так «Перевод собственных средств при закрытии счета по Заявлению клиента». Но это должна быть инициатива самого клиента, который не согласен на первый вариант и просит банк пойти ему на встречу и принять заявление на закрытие расчетного счета.
Исходя из нашего опыта, мы не советуем закрывать расчетный счет, по которому произошла блокировка до момента выяснения причин блокировки и до того, как банк рассмотрит предоставленные документы и даст письменный ответ. Это связано с тем, что если в отношении вашей компании или ИП есть записи в списке 639-П, то их видят все банки без исключения. Поэтому, разберитесь с ситуацией в текущем банке, прежде чем закрывать расчетный счет.
Вас внесли в «черный список».
Если банк рассматривает ваши пояснения и документы и все же выносит отрицательный решение и вносит вашу организацию в списки по 639-П, это не повод прощаться с вашим бизнесом!
С марта 2018 г. на основании п. 13.4 ст. 7 115-ФЗ клиент, получивший отказ, имеет право представить в банк документы и сведения, подтверждающие отсутствие основания отказа в проведении операции. Банк обязан рассмотреть пояснения клиента и не позднее 10 рабочих дней сообщить вам о своем решении.
Если все в порядке, то сообщение об устранении оснований, по которым ранее было принято оспариваемое решение, банк должен направить:
Если полученные от вас документы и сведения не удовлетворят банк, то он обязан письменно сообщить клиенту о невозможности устранения оснований, по которым принято решение.
Получив такой негативный ответ, вы можете обратиться в межведомственную комиссию, которая создана при ЦБ и направить на рассмотрение жалобу и документы и/или сведения, подтверждающие необоснованность банковского отказа. Комиссия состоит из сотрудников ЦБ и Росфинмониторинга.
Причем обратиться в межведомственную комиссию можно как отправив письмо Почтой России, так и через электронную приемную.
В течение 20 рабочих дней со дня получения жалобы межведомственная комиссия должна ее рассмотреть. Она либо поддержит решение банка, либо заставит его пересмотреть ранее принятое решение. Не позднее 3 рабочих дней со дня принятия своего решения комиссия сообщит о нем как клиенту банка, так и самому банку.
Решение межведомственной комиссии обязательно к исполнению для всех банков! Соответственно, клиентам, восстановившим свое честное имя, дадут доступ к банковскому обслуживанию. Если же они были внесены в «черный список», то их оттуда удалят.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму можно посмотреть на сайте Росфинмониторинга.
Как вывести деньги с заблокированного расчетного счета
Расчетный счет может заблокировать Росфинмониторинг, департамент банковского надзора Центробанка или комплаенс-служба конкретного банка, опираясь на Федеральный закон от 07.08.2001 № 115-ФЗ.
Предпринимателю, который столкнулся с блокировкой счетов, доступно ограниченное количество способов получить деньги: он может перевести их в другой банк, получить деньги на выплаты физическим лицам или по исполнительному листу. Каждый из этих способов сопровождается определенными рисками, финансовыми и временными затратами.
Алексей Ильин, руководитель департамента по работе с финансовыми институтами юридической группы «АТЛАНТ»
Участились случаи блокировки расчетных счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей банками со ссылкой на Федеральный закон №115-ФЗ. Формальных оснований для блокировки счета достаточно, в основном это проведение рискованных операций, таких как:
Вне зависимости от того, заблокирован счет у юридического лица или индивидуального предпринимателя, можно воспользоваться определенным набором решений данной проблемы. Блокировка счета и расторжение договора банковского обслуживания необязательно подразумевает внесение предпринимателя или компании в список «неблагонадежных».
Если банк предложил расторгнуть договор после проведения анализа счета, достаточно перевести деньги в другой банк на счет. Если же поступило указание от службы мониторинга, можно воспользоваться следующими способами:
Риск — направление письма из банка о блокировке счета по 115-ФЗ с платежом.
Возможный результат — блокировка счета.
Затраты — процент банка за перевод средств, заблокированных по 115-ФЗ, который начинается от 20% в зависимости от банка.
Защита — возможность оспорить в судебном порядке завышенный процент.
Затраты — от 13% НДФЛ без учета внебюджетных фондов.
Даже при банкротстве фирмы и невыплате налога НДФЛ должен оплатить в бюджет получатель дохода (физическое лицо).
Риск — при выплате крупной суммы возможно возбуждение уголовного дела по ст. 198 УК РФ.
Затраты — госпошлина в суд.
Недостатки — длительный период рассмотрения спора (даже по мировому соглашению).
При несоблюдении условий договора (возврата средств физическому лицу) нотариус делает соответствующую надпись на договоре.
Документ имеет силу исполнительного листа и его можно направить в банк, минуя суд.
Временной промежуток — оформление займа на срок от 3-х дней, при отсутствии возврата оформление претензии, по истечении 14 дней делается надпись. Направление документов в банк и получение средств по истечении 7 дней на счет физического лица.
Затраты — тарифы нотариуса (процент зависит от суммы средств, примерно 3-5%).
Риски — блокировка счета физического лица до 45 суток (если банк усомнился в данной операции).
Только систематический анализ входящих и исходящих платежей, обязательное осуществление хозяйственных расходов по счету, контроль за долей уплаченных налогов по данному счету (налоговая нагрузка), исключение или минимизация платежей на фирмы, осуществляющие деятельность в высокорисковых отраслях экономики (по мнению ЦБ) и соответствие платежей кодам ОКВЭД помогут избежать конфликта с банком и блокировки счета.
Светлана Кулагина, генеральный директор компании «Сагач и партнеры»
Если ваш расчетный счет заблокировали, придерживайтесь следующему алгоритму действий:
1. Срочно свяжитесь со своим менеджером в банке и по его требованию предоставьте полный пакет документов для подтверждения экономической целесообразности платежа.
2. Даже если банк отказал в обслуживании, он не имеет право конфисковать деньги клиента и отказаться их возвращать. Можно перечислить деньги на свой счет в другом банке или вернуть деньги поставщику. Можно заблаговременно открыть депозитный счет в другом банке. При этом перевод денежных средств с блокированного счета на счет в другом банке согласовывается индивидуально.
Деньги переводятся на счет в другом банке, но они придут от первого банка с пометкой «в связи с блокировкой счета по такой-то причине» либо «перевод денежных средств при закрытии счета», а это является стоп-фактором в некоторых банках. Другой банк может тоже заблокировать расчетный счет, запрашивать документы, разбираться в ситуации.
Высока вероятность, что банк не одобрит данный перевод на депозит и потребует комиссию за перевод от 7% до 20%. Вывод без комиссии будет возможен только при предоставлении всех документов по запросам.
3. С заблокированного счета возможно произвести списание денежных средств в бесспорном порядке по исполнительному листу (например, предоставив исполнительный лист по задолженности по заработной плате). Деньги списываются в течение 3-х рабочих дней. Однако данный способ уже успел себя «очернить» и поэтому отслеживается и проверяется финансовым мониторингом.
4. Не закрывайте расчетный счет в банке по его требованию, так как закрытие по 115-ФЗ не позволит вам открыть счет в другом банке.
5. Обратитесь с письменным запросом в банк, который отказал вам в обслуживании, и в те банки, которые отказали в открытии счета. Вам эта информация нужна, во-первых, чтобы устранить причины, если это возможно, а во-вторых, чтобы жаловаться в надзорные органы и отстаивать свои права в суде.
6. Обратитесь в Банк России с жалобой на действия конкретного банка, который не открывает счет и неправомерно применил нормы действующего законодательства. 30 марта 2018 года вступил в силу новый порядок ЦБ РФ 29-МР, согласно которому в случае отказа в операции и блокировке счета у предпринимателя еще остается возможность обжалования — он вправе обратиться с заявлением в межведомственную комиссию, созданную при ЦБ РФ.
Срок рассмотрения межведомственной комиссией заявления не может превышать 20 рабочих дней со дня обращения. Но она будет детально разбираться в деле: запрашивать у банков мотивированное обоснование о причинах отказа клиенту, которое банк должен подготовить в течение 3-х дней.
Если межведомственная комиссия сочтет причины отказа незаконными, банк обязан открыть счет или провести операцию, которую посчитал сомнительной в течение 3-х дней после получения ответа из комиссии, и оснований для внесения компании в черный список не будет.
Нельзя верить тем, кто обещает платно удалить компанию из всех «черных списков».
Во-первых, удалить из черного списка может только кадровый сотрудник управления ЦБ, который непосредственно работает с этими списками. Во-вторых, список ЦБ рассылается во все банки, то есть информация в банках обновится только после новой рассылки ЦБ.
Растерявшемуся предпринимателю могут предложить за деньги открыть счет компании, находящейся в стоп-листе. Необходимо понимать, что за деньги открыть счет вам могут, но работать по нему не дадут. На первой же операции комплаенс-служба вас «заблокирует», и решать впоследствии этот вопрос будете именно вы.
7. Можно заблаговременно внедрить у себя на предприятии свою службу комплаенс-контроля либо передать эту функцию на аутсорсинг, например, в консалтинговую компанию. Это позволит предупредить нарушения законодательства и защитить интересы бизнеса через соблюдение надлежащих стандартов поведения на рынке в области финансов.
Чтобы не попасть в черный список и снизить риск блокировки счета:
Проверьте своего контрагента в один клик
Финмониторинг обязательно обратит внимание, если в описании платежа стоит что-то неконкретное, без указаний номеров документов, например, просто «Консультационные услуги за апрель».
Отправляйте отчетность во все контролирующие органы
Алексей Головченко, управляющий партнер юридической компании «ЭНСО»
При блокировке счета банки руководствуются Федеральным законом № 115 «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», то есть лицо, чей счет был заблокирован, подозревается в «отмывании» денег и пособничестве терроризму.
При каком-либо подозрении в сомнительных операциях должна блокироваться именно операция, а не весь счет, но банки страхуются от негодования ЦБ из-за их неосмотрительности и потому блокируют целые счета.
Я бы посоветовал предпринимателям завести несколько счетов, чтобы блокировка одного из них не парализовала всю работу, а также контролировать назначения платежей и чистоту операций на суммы свыше 600 000 руб., ведь именно они находятся под бдительным вниманием банков. Нужно обязательно проверять контрагентов, так как подозрения, павшие на них, могут негативно сказаться и на вашей деятельности.
Не забывайте, что в период блокировки вашего счета банк может безвозмездно пользоваться вашими средствами и извлекать из этого прибыль, поэтому налаживайте отношения с банком, постарайтесь выстроить диалог и понять, в чем камень преткновения.
Параллельно с этим обращайтесь в межведомственную комиссию ЦБ для выхода из черного списка Финмониторинга, в который вы автоматически попадаете при блокировке счета. Последней инстанцией будет обращение в суд, если договориться с банком все-таки не удалось. В этом случае уже банку придется доказывать суду, что блокировка вашего счета была небезосновательной, однако потраченные на суд средства вам при любом исходе никто не возместит.
Илья Гатикоев, арбитр, налоговый консультант
Банк вправе приостановить операцию клиента, за исключением операций по зачислению денежных средств, не более чем на пять рабочих дней. Если в течение этого срока банк не получит из Росфинмониторинга постановление о приостановлении соответствующей операции на дополнительный срок, банк должен провести данную операцию.
Защитить себя от блокирования денежных средств банком на 100% сейчас невозможно. Лучше не участвовать в финансовых операциях с сомнительными контрагентами и не игнорировать требования банка о предоставлении документов, подтверждающих легальность происхождения денежных средств, так как в этом случае велик риск отказа в проведении операции.
Разрешить ситуацию с массовыми ограничениями прав потребителей финансовых услуг возможно исключительно путем подробной регламентации действий банков, однако ни Росфинмониторинг, ни ЦБ РФ в настоящее время не заинтересованы в проявлении правотворческой инициативы, так как, по их мнению, массовость жалоб физических лиц из-за блокировки счетов сильно преувеличена потребителями.
Пассивность контролирующих структур, когда дело касается прав потребителей, приводит и к такой насущной проблеме, как возврат невостребованных денежных средств со специальных счетов в банках.
Если клиент в течение 60 дней с даты расторжения договора банковского счета не явится за получением остатка денежных средств, банк обязан зачислить денежные средства на специальный счет в Банке России. При этом после закрытия банковского счета клиента только банк имеет возможность обратиться в ЦБ РФ с заявлением о возврате остатка денежных средств со специального счета.
В настоящее время, как и в случае с противодействием легализации доходов, отсутствует огромный пласт подзаконных актов, которые бы устанавливали порядок возврата таких средств со счета, в связи с чем у людей возникают вопросы: кто может обязать банк открыть такой специальный счет в ЦБ РФ; каков порядок возврата средств из ЦБ РФ в обслуживающий банк; каков механизм возврата средств со счета в банке клиенту; каковы сроки исполнения требования клиента и т.д.
Алгоритм действий по возврату денег со специального счета ЦБ РФ по общему правилу в настоящее время может выглядеть так:
Андрей Илларионов, старший юрист «АВТ Консалтинг»
Организация имеет право обжаловать решение о принятии обеспечительных мер, тогда оно может быть отменено вышестоящим налоговым органом или по решению суда. Самым логичным действием является обращение организации в арбитражный суд с требованием признать решение о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по расчетному счету недействительным. Однако с учетом того, что арбитражный процесс занимает много времени, кроме заявления о признании недействительным решения налогового органа налогоплательщику целесообразно подать и заявление в суд о приостановлении действия решения о блокировке расчетных счетов.
Для того чтобы начать арбитражный процесс, налогоплательщику необходимо пройти процедуру обжалования в вышестоящем налоговом органе. Только после рассмотрения его жалобы, на что согласно НК РФ отводится срок в один месяц, налогоплательщик будет вправе обратиться в арбитражный суд. К сожалению, здесь есть определенный пробел в законодательстве, так как целый месяц налогоплательщик не сможет пользоваться своим расчетным счетом.
К заявлению необходимо приложить документы, доказывающие позицию организации, то есть подтверждающие задолженность перед контрагентами, долги по зарплате. За рассмотрение обеспечительных мер нужно заплатить госпошлину в размере 3 000 руб. Если суд по какой-либо формальной причине откажет организации в принятии обеспечительных мер, следует исправить указанные судом недостатки в заявлении и обратиться в суд еще раз. В АПК РФ не ограничено количество обращений в случаях принятия обеспечительных мер.
Дмитрий Милюков, глава корпоративного отдела юридической компании ООО «Холдсвей»
При обнаружении блокировки своего расчетного счета необходимо в первую очередь узнать причины и основания блокировки.
1. Наложение ареста на денежные средства, находящиеся на счете
Аресту подлежит определенная сумма, а не все денежные средства на банковском счету, поэтому владелец счета может свободно распоряжаться денежными средствами, кроме той суммы, на которую наложен арест.
Наложить арест на денежные средства на банковских счетах могут суды общей юрисдикции, арбитражные суды, судебный пристав-исполнитель.
В нашей практике как-то судебный пристав-исполнитель нарушил права нашего клиента, заблокировав на двух счетах в одном банке одну и ту же сумму. Поскольку судебное разбирательство касалось только недвижимости, постановлений о наложении ареста на счета не было. Но судебный пристав-исполнитель отправил в банк запрос о наложении ареста денежных средств на всех банковских счетах нашего клиента на сумму около 30 млн руб. Тем самым банк заблокировал 60 млн руб. на счетах, и, поскольку таких денег на счетах не было в наличии, это отображалось в мобильном банке как задолженность.
Мы подали заявление приставу о незаконности его действий, и денежные средства на счетах были разблокированы на следующий же день.
2. Приостановление операций по счету, а также переводов электронных денежных средств
Инспекция Федеральной налоговой службы может приостановить выполнение операций по банковскому счету, если вы не предоставили налоговую декларацию в установленный срок или не уплатили страховые взносы, пени, штрафы.
Для снятия ареста и отмены приостановления операций по счету в некоторых случаях владельцу счета достаточно выполнить требования государственных органов, например, предоставить документы или погасить заложенность. В иных случаях, например, при наложении ареста в качестве обеспечительной меры или в случае незаконных, по мнению лица, требований государственных органов, владелец счета вправе оспорить такой арест или приостановление операций по счету в судебном порядке.
3. Приостановление конкретной операции согласно № 115-ФЗ РФ
В рамках полномочий, предоставленных Федеральным законом от 07.08.2001 № 115-ФЗ «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», банк вправе приостановить операцию на пять рабочих дней, сообщив об этом Межведомственной комиссии по противодействию финансированию терроризма, которая может продлить срок приостановления операции до 30 дней.
Если банк определяет, что предстоящая операция связана с сомнительной сделкой, то он имеет право запросить у владельца счета все связанные с данной операцией документы и дополнительную информацию.
Если после предоставления документов и пояснений банк по-прежнему отказывается выполнить операцию, владелец счета может оспорить такой отказ, обратившись в межведомственную комиссию при Центробанке.
Общий срок рассмотрения межведомственной комиссией заявления, документов и сведений, подтверждающих его позицию, не может превышать 20 рабочих дней со дня обращения заявителя. Более детально о процедуре рассмотрения заявления, требованиях к заявлению можно прочесть в Указании Банка России от 30.03.2018 № 4760-У.
Межведомственная комиссия сообщает о принятом решении заявителю и банку, для которой оно является обязательным, не позднее трех рабочих дней со дня его принятия.
Если решение межведомственной комиссии оказалось не в пользу владельца счета, то он вправе обжаловать его в судебном порядке.
Не пропустите новые публикации
Подпишитесь на рассылку, и мы поможем вам разобраться в требованиях законодательства, подскажем, что делать в спорных ситуациях, и научим больше зарабатывать.