как заключить договор со вторым участником по 223 фз
Как заключить договор со вторым участником по 223 фз
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
После отказа от исполнения контракта, заключенного по итогам конкурентной процедуры, заказчик вправе заключить новый контракт с участником той же процедуры, заявке которого был присвоен второй номер, после принятия решения об обращении в ФАС России о включении сведений о контрагенте, контракт с которым был расторгнут, в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), но до принятия органом ФАС России решения о включении соответствующих сведений в указанный реестр.
При расторжении в аналогичной ситуации контракта по соглашению сторон заказчик вправе заключить новый контракт с участником той же процедуры, заявке которого был присвоен второй номер, сразу после самого расторжения или включения сведений о таком расторжении в реестр контрактов.
К сведению:
Согласно ч. 17.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ замещающий контракт заключается с соблюдением условий, предусмотренных ч. 1 ст. 34 Закона N 44-ФЗ, то есть на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки и документацией о закупке с учетом предложений, изложенных в заявке второго участника, с учетом положений ч. 18 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, то есть уменьшения объема исполнения и цены контракта пропорционально доле исполнения расторгнутого контракта, после предоставления участником закупки обеспечения исполнения контракта, если соответствующее требование было изначально предусмотрено. Порядок заключения замещающего контракта законом не установлен. В письме Федерального казначейства от 30.09.2019 N 14-00-06/20797 разъяснено, что до внесения изменений в Закон N 44-ФЗ при возникновении у заказчика необходимости заключения контракта с участником электронной процедуры, заявке которого присвоен второй номер, по основанию, предусмотренному ч. 17.1 ст. 95 Закона N 44-ФЗ, такой контракт может быть заключен без использования ЕИС в том числе на бумажном носителе.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Серков Аркадий
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС». Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Второму поставщику приготовиться: когда можно завершить работы, начатые другим
Второе место в закупке не всегда означает проигрыш. Иногда заказчик расторгает контракт с исполнителем и предлагает его второму участнику. На каких условиях заключат новый контракт, можно ли проигнорировать предложение и не попасть в РНП?
иллюстратор — Маргарита Федосеева
Второй участник — это поставщик, который занял второе место в итоговом протоволе закупки, то есть предложил заказчику лучшие условия и цену поставки после победителя. Даже если контракт с победителем уже подписан, второй поставщик может на него претендавать, но только в одном случае: если заказчик расторг контракт с победителем через суд, по соглашению сторон или в одностороннем порядке после включения исполнителя в РНП (ч. 8 ст. 95 44-ФЗ). К этому времени победитель может даже частично исполнить контракт.
Областная ГИБДД провела закупку камер фотофиксации. По итогам торгов заказчик заключил контракт с победителем, и тот без нарушений поставил две партии из трех. Однако при приемке последней партии заказчик заметил, что разрешение камер 2 Мп, хотя по контракту оно должно быть не меньше 5 Мп. Победитель не смог заменить товар на нужный, и заказчик расторг контракт. Чтобы не тратить время на проведение новой закупки, заказчик предложил поставщику, который стал вторым, поставить остальные камеры.
Возможность заключить контракт со вторым поставщиков действует с 2020 года и прописана в ч. 17.1 ст. 95 44-ФЗ.
Условия контракта со вторым поставщиком
Чтобы закупить товар у второго участника, заказчик отправляет ему проект контракта в электронном или бумажном виде (письмо Казначейства от 30.09.2019 № 14-00-06/20797). При заключении нового контракта соблюдают два правила
Контракт заключают на условиях второго участника
Заказчик должен переписать контракт и указать в нем те характеристики и торговые марки товара, которые предложил второй поставщик. Также он должен учитывать и цену, которую этот участник предложил во время торгов. Если первоначальный победитель снизил стоимость слишком сильно, заказчик не может принудить второго поставщика заключить невыгодный контракт и поставлять товар в убыток.
Если победитель частично исполнил контракт, объем товара и обеспечения уменьшают
Заказчик должен уменьшить сумму контракта и обеспечения, количество поставок или объем работ пропорционально тому, какую часть обязательств успел исполнить победитель. Исходя из новой цены контракта он должен пересмотреть и сумму штрафов и пеней.
Вернемся к примеру из начала статьи. Заказчик уже получил часть товара, поэтому он изменил некоторые условия контракта: второй участник должен поставить не 150, а только 50 камер. Он не забыл учесть и новую стоимость товара: цена второго поставщика была на 5% выше цены победителя.
Что делать, если стал вторым и получил проект контракта
Второй участник должен решить, подписывать ли предложенный контракт. На это у него есть пять дней. Он может не уведомлять заказчика о своем решении, а показать свой выбор действиями.
Если поставщик хочет заключить контракт
Он подписывает его в ЕИС или на бумаге. Если поставщик подписал бумажный контракт, заказчик сам внесет сведения о нем в электронный реестр контрактов.
Если в закупке требуется обеспечение контракта, поставщик до подписания должен перевести нужную сумму на счет заказчика или получить банковскую гарантию. Если вы подписали контракт, но, например, перевели деньги на счет ЭТП, вместо счета заказчика, он может посчитать, что вы уклонились от заключения контракта.
Если второй поставщик хочет заключить контракт, но не согласен с некоторыми пунктами
Тогда он составляет протокол разногласий и отправляет его заказчику. У заказчика есть три рабочих дня, чтобы рассмотреть протокол и решить, вносить ли изменения. Если он откажется менять контракт, то должен обосновать причину отказа.
Нельзя сначала согласиться заключить контракт, а потом передумать. Если вы разместили протокол разногласий, значит собираетесь подписать контракт. И если вы не сделаете это через три дня после ответа заказчика, ФАС может посчитать вас уклонившимся и внести в РНП.
Если второй поставщик не хочет заключать контракт
По закону второй поставщик может не заключать контракт, если не хочет. В этом случае он может просто проигнорировать присланный проект контракта. Уведомлять заказчика о своем решении в письменном виде или по телефону не нужно.
Вспомним закупку камер фотофиксации. Второй участник изучил новые условия контракта и посчитал, что не сможет на нем заработать: за время, которое прошло с момента торгов, цена на такие камеры выросла почти на треть. Поэтому он не стал подписывать контракт. Даже если заказчик решит пожаловаться на него в ФАС, ведомство признает жалобу необоснованной.
Может ли заказчик не отдавать контракт второму поставщику?
Заказчик сам решает, нужен ему новый контракт или нет. Закон не обязывает его передавать работы второму участнику. Однако если заказчик решил подписать контракт со вторым участником и отправил ему проект контракта, он не может поменять решение. Отказаться от подписания можно только в четырех случаях:
Поставщик не соответствует единым требованиям, например, у организации есть налоговая задолженность или она находится в процессе ликвидации.
Цена на жизненно необходимый или важнейший лекарственный препарат (ЖНВЛП), не зарегистрирована в реестре предельных отпускных цен.
Цена на закупаемый ЖНВЛП выше предельной отпускной цены, и поставщик не хочет ее снижать.
Поставщик не предоставил обеспечение контракта.
Мы также писали о ситуациях, когда контракт переходит ко второму участнику, если победитель отказался подписывать контракт.
Ответим на вопросы
Как заключить контракт со вторым участником
Как заключить контракт со вторым участником закупки:
Статья актуализирована экспертом Эллой Залужной
Скачать письмо Казначейства № 14-00-06/20797 от 30.09.2019 из КонсультантПлюс |
Скачать определение Верховного Суда № 309-ЭС18-7005 от 14.06.2018 по делу № А07-6567/2017 из КонсультантПлюс |
Скачать образец уведомления об отказе второго участника заключать госконтракт в Word |
Когда заключают госконтракт с поставщиком № 2
Основания для совершения сделки с участником № 2 делятся в зависимости от этапа тендера. Собрали основания заключения контракта со вторым участником после расторжения контракта по 44-ФЗ с победителем в таблицу.
На этапе подписания | На этапе выполнения обязательств | |||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Действие | Срок до 01.01.2022 | Срок после 01.01.2022 |
---|---|---|
Подготовка проекта соглашения заказчиком | В течение 5 дней после публикации протокола | Не позднее 2 рабочих дней после публикации протокола |
Подписание проекта поставщиком или подготовка протокола разногласий | В течение 5 дней после его размещения в ЕИС заказчиком | В течение 5 рабочих дней после его размещения в ЕИС заказчиком |
Обработка протокола разногласий | В течение 3 рабочих дней после его размещения в ЕИС | Не позднее 2 рабочих дней после его размещения в ЕИС |
Подписание соглашения после обработки протокола разногласий | В течение 3 рабочих дней после размещения нового соглашения в ЕИС (или первоначального, если правки не приняты) | Не позднее 1 рабочего дня после размещения нового соглашения в ЕИС (или первоначального, если правки не приняты) |
Срок подписания соглашения заказчиком после его подписания победителем | В течение 3 рабочих дней после его размещения в ЕИС | Не позднее 2 рабочих дней после его размещения в ЕИС |
Срок направления соглашения второму участнику | В течение 5 дней после признания организации уклонившейся | Аналогичен срокам для подписания соглашения с победителем |
Как действовать поставщику № 2
Единый порядок заключения госконтрактов в электронных процедурах прописан в ст. 83.2 закона о контрактной системе. В ч. 14 этой статьи указано, как вправе поступить участник 2 при признании победителя аукциона уклонившимся от заключения контракта:
Часть 15 ст. 83.2 закона о контрактной системе разъясняет обязанности второго участника заключить контракт по 44-ФЗ: такого второго поставщика признают уклонившимся, если он сначала подписал проект госконтракта или направил протокол разногласий, а потом не обеспечил его или отказался подписывать. У победителя закупочной процедуры такой возможности нет.
Как заключить договор с поставщиком № 2 по 223-ФЗ
В 223-ФЗ нет спецнорм для подписания договора с поставщиком, который занял второе место. Если победитель уклонился, сведения об этом передаются в Антимонопольную службу для решения вопроса о направлении сведений о победителе в реестр недобросовестных поставщиков. А заказчик работает по правилам, которые прописал в положении о закупке. Например, в едином положении Ростеха прописано, что он заключает договор еще и с третьим участником.
Что делать после заключения договора с участником № 2
Заказчики взыскивают с победителя убытки, которые он причинил, когда отказался от сделки. Такие выводы сделал Верховный Суд в определении № 309-ЭС18-7005 от 14.06.2018 по делу № А07-6567/2017.
В отличие от тендеров по 223-ФЗ, с третьим участником заказчики дело не имеют. Если и потенциальный исполнитель, который занял второе место, отказался подписывать госконтракт, то, по контрактному законодательству, заказчики не заключают договор с поставщиками, которые ранжированы на третьем месте или последующих. Признают, что аукцион не состоялся, вносят изменения в план-график и организуют тендер заново.
Образец уведомления об отказе
В 2009 году закончила бакалавриат экономического факультета ЮФУ по специальности экономическая теория. В 2011 — магистратуру по направлению «Экономическая теория», защитила магистерскую диссертацию.
Сроки и специфика подписания договоров по 223-ФЗ
В соответствии с действующей редакцией ФЗ № 223[1] договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через десять дней и не позднее чем через двадцать дней с даты размещения в единой информационной системе (далее-ЕИС) итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. В случае необходимости одобрения органом управления заказчика в соответствии с законодательством РФ заключения договора или в случае обжалования в антимонопольном органе действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки договор должен быть заключен не позднее чем через пять дней с даты указанного одобрения или с даты вынесения решения антимонопольного органа по результатам обжалования действий (бездействия) заказчика, комиссии по осуществлению конкурентной закупки, оператора электронной площадки (ч.15, ст.3.2. ФЗ № 223).
Иными словами, для того чтобы заключить договор по итогам закупочной процедуры заказчик должен соблюдать установленный законодателем срок и выждать как минимум 10 дней после публикации в ЕИС итогового протокола. Такой временной мораторий на руку поставщикам (подрядчикам, исполнителям): если их права и законные интересы необоснованно ограничены, в течение 10 дней они смогут обжаловать действия (бездействия) заказчика в антимонопольном органе [2].
Возможность изменения исходных данных договора
Зачастую нельзя предугадать конкретное количество товара при планировании той или иной процедуры, поэтому законодатель сохранил за заказчиком право корректировать исходные данные договора. Такая возможность отражена в ч.5 ст. 4 Закона о закупках, а именно: если при заключении и исполнении договора изменяются количество, объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в итоговом протоколе, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в ЕИС размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий. В ФЗ №223 ничего не говорится об объеме таких изменений, однако заказчикам не следует злоупотреблять своим правом и «штамповать» бесконечные дополнительные соглашения с определенным поставщиком (подрядчиком, исполнителем). В случае проверки антимонопольным органом закупочной деятельности обязательно встанет вопрос о целесообразности таких соглашений и возможности провести дополнительную конкурентную процедуру. Во всяком случае, заказчикам нужно прописать в Положении о закупках тот разумный предел, который он может себе позволить при внесении изменений в первоначальные данные договора.
Иногда заказчики, объясняя срочность и необходимость товара, заключают дополнительное соглашение к имеющемуся договору на поставку схожего товара, ссылаясь на собственное Положение о закупках и производственную необходимость. Однако антимонопольная служба на этот счет имеет свое мнение.
( [1] Федеральный закон «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» от 18.07.2011 № 223-ФЗ
[2] Согласно ст. 18.1 ФЗ № 135 «О защите конкуренции» обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения. За исключением случаев, предусмотренных ФЗ № 135.
[3] Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 31.12.2017 № 505-ФЗ )
Пример из практики
Форма договора: электронная или бумажная?
Плюсы заключения договоров в электронной форме на ЭТП:
-возможность быстрого заключения договора в случае отсутствия подписанта на рабочем месте;
— отсутствие бумажной волокиты;
— сокращение времени движения документов (особенно, когда контрагент находится в другом регионе);
-сокращение финансовых затрат на делопроизводство и документооборот и др.
Рассмотрим несколько примеров из практики
Заключение договора ранее установленного срока
В антимонопольный орган обратился участник закупки с жалобой на заказчика при проведении запроса котировок в электронной форме, участниками которого могут быть только субъекты малого и среднего предпринимательства, на право заключения договора на выполнение работ по вырубке погибших и поврежденных лесных насаждений. По мнению инициатора обращения, организатор торгов неправомерно отклонил его заявку и заключил договор с другим участником. При рассмотрении дела комиссия УФАС установила, что предложение заявителя соответствовало установленным требованиям документации о закупке и техническому заданию. По результатам закупки 06.05.2019 был заключен договор, который антимонопольный орган признал ничтожным. В соответствии с ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения, за исключением случаев, предусмотренных Законом о закупках. Согласно данным ЕИС протокол от 17.04.2019 опубликован заказчиком 23.04.2019.Таким образом, с учетом положений ст.193 ГК РФ, согласно которым, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, Заказчик вправе заключить договор не ранее 07.05.2019. В своем решении комиссия УФАС России указала, что названный договор заключен организатором закупки с нарушением требований ч. 4 ст. 18.1 Закона о защите конкуренции, то есть до истечения срока на обжалование процедуры (Решение по делу № 077/07/00-761/20 Московского УФАС от 16.05.2019).
Вывод: прежде чем заключать договор с победителем, необходимо удостовериться, что истек 10-дневный срок, предусмотренный для обжалования результатов закупочной процедуры.
Отсутствие необходимого товара на складе поставщика
В УФАС России обратился заказчик с требованием о включении в РНП сведений о победителе аукциона в электронной форме на право заключения договора на поставку дизельного топлива. При рассмотрении дела антимонопольный орган установил, что победитель закупки своевременно не подписал проект договора, направленный организатором торгов через ЭТП. Как пояснил данный участник аукциона, на момент заключения договора у него отсутствовало дизельное топливо на складе, что послужило причиной уклонения от заключения договора. Комиссия УФАС поддержала доводы заказчика, приняв решение о включении данных о победителе аукциона в реестр недобросовестных поставщиков, предусмотренный ФЗ № 223 (Заключение УФАС по Краснодарскому краю № 023/07/5-2941/2019 о включении в реестр недобросовестных поставщиков от 09.12.2019 г.)
Вывод: принимая участие в закупке участник должен оценить свои возможности и максимально предугадать риски, связанные с поставкой и наличием продукции к моменту заключения договора. В противном случае недобросовестным контрагентам грозит двухлетнее ограничение на участие в закупках и запись в «черном списке» РНП.
Предоставление победителем банковской гарантии, не отвечающей требованиям организатора закупки
В антимонопольную службу обратился заказчик с заявлением о включении сведений о победителе в реестр недобросовестных поставщиков в связи с его уклонением от заключения договора на поставку компьютерной техники. При рассмотрении дела комиссия УФАС установила, что в установленный срок победитель торгов подписал на ЭТП проект договора и направил его заказчику с приложением проекта банковской гарантии без подписи и печати гаранта. Кроме того, представленный документ не содержал обязательные условия банковской гарантии, указанные в извещении о закупке. Победитель закупки направил в антимонопольный орган переписку с банком, которая свидетельствовала о совершении необходимых действий для своевременного получения и представления в установленный срок банковской гарантии. В своем решении комиссия УФАС пришла к выводу, что в действиях победителя нет признаков недобросовестности, поскольку непредставление таким участником документа обеспечения исполнения договора в установленный срок было обусловлено объективными причинами, зависящими от третьих лиц (Заключение по делу № РНП/223-08/19 о включении в реестр недобросовестных поставщиков УФАС по Тюменской области от 13.11.2019 г.).
Вывод: несмотря на то, что победитель закупки готов исполнять условия договора, на стадии его заключения могут возникнуть проблемы, не зависящие от контрагента. Процедура согласования банковской гарантии порой затягивается, и участник, выигравший в закупке, оказывается заложником ситуации, ожидая ответа от гаранта.
Заключение договора с учетом протокола разногласий
Вывод: при заключении договора стороны могут исправлять его исходную редакцию, однако всегда необходимо следить за процессом корректировки данного документа, иначе можно неверно понять сторону по договору.
Неправильное определение начала отсчета 10-дневного срока
В адрес УФАС России поступила жалоба заявителя на действия заказчика при проведении запроса ценовых предложений в электронной форме на право заключения договора на услуги по взысканию дебиторской задолженности с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. По мнению участника процедуры, организатор закупки нарушил срок моратория заключения договора. При рассмотрении материалов дела, комиссия УФАС установила, что согласно закупочной документации срок заключения договора не ранее 10 дней с момента подведения итогов и не позднее 20 дней с момента подведения итогов. Однако в соответствии с ч. 15 ст. 3.2 Закона о закупках договор по результатам конкурентной закупки заключается не ранее чем через 10 дней и не позднее чем через 20 дней с даты размещения в ЕИС итогового протокола, составленного по результатам конкурентной закупки. По мнению УФАС России дата размещения протокола и дата подведения итогов могут не совпасть и в итоге произойдет сокращение сроков моратория на заключение договора. В своем решении антимонопольный орган признал жалобу обоснованной, а заказчика нарушившим п. 2 ч. 1 ст. 3 ФЗ №223 (Решение по делу № 077/07/00-14934/2019 Московского УФАС).
Вывод: для того, чтобы верно определить момент, с которого необходимого выждать как минимум 10 дней для подписания договора, следует внимательно изучить положения ФЗ № 223 и Положение о закупках заказчика. На первый взгляд схожие формулировки документации и Закона о закупках могут значительно расходиться на практике, что может привести к сокращению сроков для подписания договора. (В данном случае, есть срок для направления заказчиком проекта договора через ЭТП участнику (срок устанавливается в положении о закупках(ПоЗ)), далее участник подписывает проект договора, и договор уходит на подпись заказчику. Автоматически после истечения 10 дней, если не было протокола разногласий (либо стадии преддоговорных переговоров, которые также должны быть урегулированы в ПоЗ) карточка договора уходит в заключенные.)
Ликвидация организации заказчика как причина неподписания им договора
В УФАС России поступили жалобы участника закупки на действия заказчика при проведении запросов предложений в электронной форме на право заключения договоров на выполнение работ по ремонту помещений. Обращения заявителя мотивированы незаключением заказчиком с ним договора по результатам проведения закупки, что предопределило состояние правовой неопределенности подателя жалобы. При рассмотрении дела антимонопольный орган установил, что заказчик не отрицает допущенные нарушения, произошедшие в связи с ликвидацией их организации и последующему присоединению к другому предприятию. Вышеуказанное обстоятельство повлекло допущение технических ошибок со стороны организатора торгов и увеличение сроков заключения договоров. Согласно закупочной документации установлен срок заключения договора не ранее десяти дней и не позднее двадцати дней после официального размещения протокола, в котором отражены итоги закупки. При этом на дату рассмотрения жалоб, договоры с заявителем так и не были заключены и сроки их подписания неизвестны. В своем решении антимонопольная служба признала действия заказчика неправомерными, не соответствующими п. 2 ч. 1 ст. 3, ч. 15 ст. 3.2 Закона о закупках. (Решение по делу № 1-00-536/77-19 Московского УФАС от 11.03.2019 г)
Вывод : изменение своего правового статуса не является причиной, по которой заказчик может уклониться от заключения договора. В таких случаях следует заранее позаботиться о технических возможностях своего функционала, либо закупить необходимые товары до начала присоединения к другому предприятию.
Подводя итоги вышесказанному, можно сделать вывод, что в связи с нововведениями ФЗ № 223 относительно сроков заключения договора, у заказчиков и поставщиков (подрядчиков, исполнителей) появился временной интервал, который должен соблюдаться при заключении договора. Однако помимо данного требования у участников закупочного процесса нередко на практике возникают различные сложности при подписании договора, над которыми следует работать и организаторам процедур, и поставщикам (подрядчикам, исполнителям). Излишняя суета, невнимательность, неправильная оценка своих производственных возможностей, технические сбои – одни из причин, по которым может сорваться поставка необходимой продукции (выполнение работ, оказание услуг). К вышеназванному списку можно добавить и несоблюдение сроков заключения договора согласно ч.15, ст.3.2. ФЗ № 223. Думаю, что со временем заказчики и участники закупок будут меньше нарушать данное требование закона, взяв в привычку своевременно подписывать договоры.
- как заключить договор самараэнерго
- как заключить договор со сдэк без ип