как заполнять электронный больничный лист работодателю образец 2021
Как заполнить больничный лист: пошаговая инструкция с изменениями 2021 года
Больничный лист — это документ строгой отчетности, в котором отражаются сведения о периоде болезни и о начисленном пособии по временной нетрудоспособности. С 14 декабря 2020 года правила заполнения изменились.
В чем заключается новый порядок выдачи листков нетрудоспособности
Минздрав России приказом №925н от 01.09.2020 изменил правила выдачи больничных листов. Главное изменение — почти все больничные стали электронными. В виде исключения бумажные документы оформят:
Продление листка нетрудоспособности осуществляется в том виде, в котором он открыт. Исправление ошибок в больничном теперь оформляется только повторной отправкой электронного документа в ФСС с объяснением причин.
Если человек оказался на карантине или самоизоляции по любому основанию, он получит больничный на весь период изоляции или отстранения от работы. Это в том числе касается родителей детей до 7 лет при объявлении карантина в детском саду.
Оформить больничный медицинские организации смогут дистанционно с помощью технологий телемедицины. Это касается всех больничных, в том числе длительных по беременности и родам. Условия оформления и обработки электронных больничных листов останутся прежними. Доступ к ним останется и у работодателя, и у работника, денежное пособие продолжат рассчитывать работодатели. На размещение в информационной системе сведений для назначения и выплаты пособий отводится 3 рабочих дня.
Как заполнить электронный больничный лист
С 2021 года работники оформляют электронные листки нетрудоспособности. Больше не требуется получать бумажный экземпляр и отдавать его на проверку работодателю. Взаимодействие сторон (работодателя и ФСС) и оформление листка по болезни осуществляется через кабинет страхователя в информационной системе «Соцстрах» (п. 72 приказа №925н).
Актуальная пошаговая инструкция, как оформить больничный лист в 2021 году страхователю:
Шаг 1. Зарегистрируйтесь в Личном кабинете страхователя. Регистрация доступна через учетную запись на портале госуслуг. После авторизации в системе «Соцстрах» надлежит заполнить карточку с регистрационными сведениями организации.
Шаг 2. Получите у заболевшего сотрудника номер листка нетрудоспособности. Врач заполняет свою часть в электронном виде, подписывает документ усиленной ЭЦП и выгружает в систему Соцстраха. Работодатель находит листок по номеру, который есть у работника.
Шаг 3. Бухгалтер рассчитывает пособие по временной нетрудоспособности, правила расчета компенсации в 2021 году не изменились. Специалист заполняет часть работодателя в электронном виде и подписывает документ усиленной электронной подписью. Для верификации подойдет ЭЦП, которую используют для сдачи электронной отчетности.
На этом заполнение листка нетрудоспособности для работодателя заканчивается. Оформленный и подписанный больничный моментально попадает в ФСС, после чего специалисты фонда начисляют и выплачивают положенное пособие.
Как выглядит бумажный больничный лист
Любой гражданин России имеет возможность получить бесплатную медицинскую помощь, а трудоустроенные россияне вправе претендовать на материальную поддержку. Так, наниматель, уплачивающий за своих подчиненных взносы по временной нетрудоспособности и по материнству, обязан выплачивать работникам пособия по болезни.
Документ, определяющий продолжительность периода отсутствия на рабочем месте и условия начисления выплаты, имеет унифицированную форму. Бланк действует с 2011 года.
Стандартизированная бумажная форма обязательно имеет водяной знак, в противном случае у вас на руках подделка. Каждый бланк имеет уникальный порядковый номер для защиты от подделок. Он находится в верхнем правом углу, прямо под штрихкодом. Оборотная сторона бланка не предусмотрена для внесения сведений. На обороте указаны правила заполнения больничных листов работодателем, бухгалтером и врачом.
Электронный листок нетрудоспособности составляется по тем же правилам и направляется в адрес работодателя по защищенным каналам связи.
Как заполнить бумажный больничный
Перечень ситуаций для заполнения бумажного листка нетрудоспособности определен приказом Минздрава №925н. В этом нормативе также указано, как правильно заполнить больничный лист работодателю — страхователю и лечащему врачу:
Учитывайте следующие правила:
Если в указанной информации допущена ошибка, заполненный больничный корректируется. Неверные сведения следует аккуратно зачеркнуть, использовать корректирующие средства нельзя. Верные данные вписывают на оборотной стороне. Делают надпись «Исправленному верить», заверяют ее подписью лица, внесшего исправления, указывают его должность, Ф. И. О. с расшифровкой. Печать организации ставится при наличии.
Что заполняет медучреждение
Первые записи в больничный листок вносит врач или иной ответственный работник медицинского учреждения. Медработник заполняет первый раздел документа. Вот ключевые принципы заполнения, действующие для медорганизации:
По иным правилам составляется листок по беременности и родам. Как и в листе нетрудоспособности для работника-инвалида, в нем требуется указание определенных реквизитов, но это делает медицинская организация.
На этом обязательства врача по заполнению бланка выполнены.
Что заполняет работодатель
Работник выздоровел и готов приступить к работе. Медицинское учреждение подготовило документ о нетрудоспособности. Выздоровевший сотрудник передает заполненный бумажный бланк работнику бухгалтерии, кадровой службы или руководителю.
Инструкция по заполнению листка нетрудоспособности на бумаге:
Шаг 1. Укажите место работы больного.
В этой графе больничного укажите сокращенное наименование организации, если оно имеется. Каждую букву вписывайте в отдельную ячейку. Между словами пропускайте одну клетку. Использовать для одного знака меньше одной клетки не нужно. Если пустые ячейки закончились, продолжать заполнение строки нельзя, следует оставить название недописанным.
Шаг 2. Укажите статус трудоустройства.
Необходимо указать, в каком статусе специалист трудится на предприятии: совместитель или нет. Например, если этот работодатель для гражданина основной, то в бланке поставьте галочку в соответствующем поле.
Шаг 3. Определите регистрационный код ФСС и код подчиненности.
Эти коды присваиваются при регистрации в территориальном органе Фонда социального страхования, то есть когда компания встает на учет в государственных органах (ФНС, ПФР, ФСС, Росстат). Код подчиненности — это специальный шифр, который указывает на то, к какому отделению ФСС прикреплено учреждение.
Шаг 4. Укажите СНИЛС и ИНН работника.
Действующий порядок обязывает вносить индивидуальные сведения о болевшем сотруднике. Впишите его ИНН и СНИЛС. Отметим, что допустимо не указывать ИНН, если у сотрудника его нет.
Шаг 5. Предусмотрите особые условия начисления пособия.
В отдельных ситуациях начисление пособия по болезни осуществляется иначе. К примеру, если сотрудник имеет инвалидность или заболел уже после увольнения. Для каждой такой ситуации чиновники определили конкретный код. Кодировки и их значения приведены на оборотной стороне бланка. Пособие по болезни исчисляется в отдельном порядке для следующих категорий больных:
Такие коды должны проставляться в больничном листе только при наличии этих исключительных условий. Если оснований нет, то эту графу бланка оставляют пустой.
Шаг 6. Проверьте наличие акта по форме Н-1.
Соответствующее поле бланка больничного следует заполнить только в том случае, если работник получил травму. В такой ситуации необходимо вписать дату составления акта Н-1. Если болезнь не связана с травмой, то заполнять графу не нужно, оставьте ее пустой.
Шаг 7. Определите дату начала работы.
Укажите дату начала работы в больничном листе. Если сотрудник не приступил к выполнению трудовых обязанностей в установленный срок, то наниматель вправе расторгнуть с ним трудовой договор. В таком случае в этой графе укажите дату начала работы в соответствии с трудовым договором.
При нарушении сроков и увольнении наемного специалиста пособие ему выплачивают в полном объеме.
Шаг 8. Определите страховой стаж и нестраховые периоды.
В сведениях о страховом стаже следует указать общий период трудовой деятельности в полных годах и месяцах. В страховой стаж следует включать все периоды, в том числе гражданскую службу и службу в органах внутренних дел.
Затем следует отдельно указать нестраховые периоды. К ним относятся периоды военной службы с 01.01.2007. Если начало службы выпало на период до 01.01.2007, то в нестраховой период включайте только время с 01.01.2007. Если сведения отсутствуют, то поле бланка не заполняется.
Шаг 9. Определите период начисления пособий.
Укажите даты открытия и закрытия ЛН.
Шаг 10. Рассчитайте средний заработок.
Средний заработок — это сумма выплат в пользу работника за предшествующие два календарных года. В расчет следует включать не все суммы, а только те, с которых были начислены страховые взносы ВНиМ.
Шаг 11. Рассчитайте заработок в день.
Этот показатель в бланке является расчетным. Чтобы его вычислить, необходимо разделить средний заработок на количество дней в расчетном периоде (730 дней из расчета за два календарных года, полностью отработанных).
Шаг 12. Рассчитайте суммы пособия.
Когда среднедневной заработок определен, следует рассчитать сумму пособия и распределить выплаты по источникам. Страховой платеж распределяется между организацией и ФСС.
В первую очередь указываем пособие, которое работодатель уплачивает за счет собственных средств. Сумма выплаты рассчитывается как среднедневной заработок, умноженный на три дня. Сумма за счет ФСС рассчитывается аналогичным образом: среднедневной заработок умножается на количество дней болезни за вычетом трех дней, оплачиваемых нанимателем.
В некоторых случаях пособие за счет нанимателя не платится. Это касается госпособия по беременности и родам: весь объем средств выплачивает ФСС.
В последнюю очередь укажите в бланке больничного сумму выплат за счет обоих источников.
Шаг 13. Поставьте подписи ответственных лиц.
Теперь в бланк больничного следует вписать Ф. И. О. руководителя учреждения и Ф. И. О. главного бухгалтера, если такая должность предусмотрена в штатном расписании организации. Точки при сокращении имени и отчества ставить не нужно. Затем указанные работники должны поставить подписи рядом со своей фамилией.
Заверить заполненный листок временной нетрудоспособности круглой печатью организации необходимо, если она есть и используется. Проследите, чтобы оттиск печати не попал на заполненные ячейки. В противном случае сканер не сможет считать информацию и документ признают ничтожным, то есть в выплате пособия по такому документу в ФСС отказывают.
Пособие по временной нетрудоспособности из-за коронавируса начисляется и выплачивается, как и соцпособия по другим видам заболеваний. Листок по коронавирусной болезни заполняется по общим правилам. Исключений не предусмотрено.
С 2017 года — автор и научный редактор электронных журналов по бухучету и налогообложению. Но до этого времени вела бухгалтерский и налоговый учет в бюджетной сфере, в том числе как главбух.
Как заполнить больничный лист в 2021 году
В сентябре 2020 года Минздрав утвердил новый порядок заполнения больничных листов. Рассказываем, как заполнять бумажные и электронные больничные листы в 2021 году, можно ли оформлять больничный при дистанционном приёме врачом и как проверить подлинность больничного листа.
Варианты заполнения больничного листа: бумажный и электронный
С 2017 года в России можно использовать два способа составления больничных листов: традиционный бумажный и электронный.
Бумажный больничный лист — это бланк специальной формы. Врач заполняет свою часть документа и отдаёт работнику. После выздоровления работник сдаёт больничный лист в бухгалтерию. Бухгалтер проверяет документ, заполняет раздел с данными о компании и расчётами, а затем передаёт больничный в ФСС для оплаты. Также на основании больничного листа в установленных законом случаях работодатель сам перечисляет работнику пособие за первые три дня болезни.
Электронный больничный лист — это запись в базе данных ФСС. Работник должен дать письменное согласие на использование электронного документа. В этом случае врач заносит информацию в базу фонда со своего компьютера и отдаёт сотруднику талон с номером больничного. Далее сотрудник передаёт талон работодателю, и бухгалтер также заполняет свою часть документа, но в электронном виде.
Использовать электронный больничный лист намного удобнее, чем бумажный. Его нельзя потерять или испортить и практически невозможно подделать. Кроме того, информация сразу попадает в базу фонда, что ускоряет процесс начисления и снижает вероятность ошибок. А рассчитывать больничные в несколько кликов можно в интернет-бухгалтерии «Моё дело».
Как проверить больничный лист перед заполнением
Получив больничный лист на бумаге, работодатель должен проверить три параметра.
2. Подлинность бланка по внешним признакам:
3. Достоверность информации, заполненной врачом. В частности, название медицинского учреждения должно быть таким же, как на печати, ФИО работника должно соответствовать его паспортным данным. А вот в названии предприятия могут быть опечатки, так как врач заносит эти сведения со слов сотрудника. В этом случае заменять больничный не нужно, работодателю достаточно без ошибок внести название компании и регистрационный номер в своём разделе (письмо Московского регионального отделения ФСС РФ от 14.07.2020 № 14-15/7710-1110-ЛНК).
Если у работодателя после всех проверок остались сомнения, он может направить запрос в свое отделение ФСС, приложив оригинал спорного больничного (письмо ФСС РФ от 30.09.2011 № 14-03-11/15-11575). При оформлении электронного больничного листа, работодателю достаточно проверить его номер. Если в базе ФСС есть этот больничный, значит документ настоящий.
Как заполнить бумажный больничный лист
Правила заполнения больничных листов приведены в разделе IX Порядка, утвержденного приказом Минздрава РФ от 01.09.2020 № 925н.
1. Записи нужно делать заглавными печатными буквами с использованием печатающих устройств или с помощью гелевой, капиллярной, либо перьевой ручки с чернилами чёрного цвета. Пользоваться шариковой ручкой нельзя.
2. Допускается комбинированный вариант, когда часть информации в больничный внесена с помощью печатающего устройства, а часть — вписана авторучкой (письмо ФСС РФ от 23.10.2014 № 17-03-09/06-3841П).
3. Все записи должны начинаться с первой ячейки и не выходить за границы полей.
4. Печати медицинской организации и работодателя могут выходить за границы отведённых мест, но не должны перекрывать поля с информацией.
5. Если работодатель допустит ошибку при заполнении больничного листа, то её можно исправить без замены бланка (п. 72 приказа № 925н). Для этого следует:
При исправлении нельзя использовать корректор и другие аналогичные средства.
Работодатель заносит в раздел больничного листа «ЗАПОЛНЯЕТСЯ СТРАХОВАТЕЛЕМ» следующие данные.
1. Сведения о месте работы:
2. Идентификационные коды работника: ИНН и СНИЛС.
3. Специальные условия расчёта больничного:
Если ни одного из перечисленных особых условий нет, все эти поля нужно оставить пустыми.
4. Сведения для начисления пособия:
При оплате пособия напрямую через ФСС две последние строки заполнять не нужно (п. 73 приказа № 925н).
Работодатель заверяет больничный подписью руководителя и главного бухгалтера, а также печатью, если она имеется.
Как заполнить электронный больничный лист
Работодатель вносит в электронный больничный лист те же сведения, что и в бумажный бланк. Информацию нужно передать в базу ФСС через личный кабинет работодателя. После того, как данные внесены, их в общем случае следует заверить УКЭП руководителя и главного бухгалтера, либо индивидуального предпринимателя.
Работодатель может передать полномочия по заверению больничных листов специалисту, который занимается их оформлением. Для этого нужно издать приказ и оформить доверенность. Тогда для заверения электронных больничных листов необходимо будет использовать УКЭП уполномоченного лица (п. 74 приказа № 925н).
Если данные электронного больничного заполнены работодателем неверно, то ошибку можно исправить. Для этого нужно повторно заполнить сведения и передать их в ФСС с указанием причин исправления. Исправленные данные следует заверить УКЭП руководителя и главного бухгалтера (п. 72 приказа № 925н).
Особые случаи: декретные выплаты и карантин
В период эпидемии допускается оформление больничного листа в рамках дистанционного приёма с использованием телемедицинских технологий. Это относится, в том числе, и к начислению пособий по беременности и родам (п. 50 приказа № 925н). Таким образом снижаются риски распространения опасных заболеваний.
Также для уменьшения количества контактов между врачами и пациентами, в условиях эпидемии предусмотрено особое правило заполнения больничных при карантине. В этом случае врач должен оформить больничный лист сразу на весь период изоляции пациента (п. 48 приказа № 925н).
В остальном порядок заполнения работодателем больничных листов при беременности или в случае карантина не отличается от описанного выше.
Электронный больничный лист в 2021 году
В 2021 году электронные больничные стали использоваться гораздо чаще, чем в предыдущие годы. Этому, в частности, способствовало введение « коронавирусных » ограничений и перевод многих работников на «удаленку ». О том, как получить и оплатить электронный больничный лист, каковы плюсы и минусы перехода на новую систему читайте в нашей статье.
Вводная информация
Напомним, что изменения в законодательстве, которые позволили получать больничные листы в электронном виде, вступили в силу в июле 2017 года (Федеральный закон от 01.05.17 № 86-ФЗ). А в конце 2017 года были приняты подзаконные акты, регламентирующие порядок выдачи электронных листков нетрудоспособности (ЭЛН), а также правила электронного взаимодействия органов ФСС, работодателей и медицинских организаций (утв. постановлением Правительства РФ от 16.12.17 № 1567; далее — Правила № 1567).
После этого ФСС начал работу по постепенному переходу на ЭЛН — этому были посвящены активные информационные компании 2018 и 2019 годов. А в 2020-м году Минздрав утвердил порядок выдачи и оформления листков нетрудоспособности в форме электронного документа (приказ от 01.09.20 № 925н; далее — Порядок № 925н).
Что такое электронный листок нетрудоспособности
Как известно, больничное пособие начисляется на основании листка временной нетрудоспособности, который выдается заболевшему работнику медицинской организацией. Согласно статье 13 Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ (в редакции, действующей с 1 июля 2017 года), медучреждение может формировать больничный лист как в виде бумажного документа, так и в электронной форме без дублирования на бумаге.
Справка
С января 2022 года для выплат пособий по болезни и по уходу за больным членом семьи, а также по беременности и родам останется только ЭЛН. Такой бюллетень будет размещен в информационной системе ФСС. Работник при желании сможет получить от врачей выписку из указанного документа (п. 6 ст.13 Закона № 255-ФЗ в ред. Закона от 30.04.21 № 126-ФЗ). Подробнее см. «Как ФСС будет выплачивать больничные и декретные с 2022 года и как действовать работодателям».
ЭЛН является полноценным документом, имеющим ту же юридическую силу, что и традиционный бумажный больничный лист. При этом технология выдачи электронного листка нетрудоспособности не предусматривает ни его распечатывания для передачи работником работодателю, ни пересылки напрямую из медицинской организации работодателю по ТКС. Все взаимодействие между заболевшим работником, медучреждением и работодателем происходит при участии ФСС через специально созданную для этого информационную систему, которая называется «Единая интегрированная информационная система «Соцстрах»». В этой системе ЭЛН формируются и хранятся на всех этапах работы с ними.
Важно
Создавать больничные листы в электронном виде с использованием ЕИИС «Соцстрах» вправе все медицинские организации: как государственные, так и частные. Следовательно, выдавать ЭЛН могут не только поликлиники или больницы, в которые сотрудники обращаются в рамках ОМС, но медицинские организации (в том числе частные), с которыми работодатель заключил договоры ДМС в пользу своих работников.
Условия перехода на ЭЛН
На основании действующей редакции статьи 13 Закона № 255-ФЗ больничный лист в электронном виде выдается заболевшему сотруднику только с его письменного согласия. Более того, если работник дал такое согласие, а позже выяснилось, что его работодатель с ЭЛН еще не работает, право на пособие сохранится. Как разъяснили специалисты ФСС России, в этом случае медицинская организация по заявлению сотрудника должна аннулировать ЭЛН и выдать ему больничный лист на бумажном носителе (письмо от 11.08.17 № 02-09-11/22-05-13462).
Для работодателей переход на ЭЛН в настоящее время также является добровольным. Не установлено никакой ответственности для тех, кто не получит доступ к ЕИИС «Соцстрах» и не сможет работать с новым форматом больничных листов. Равно как и не предусмотрено никаких «бонусов» (освобождение от проверок, ускорение возмещения расходов и т.п.) для тех, кто подключится к системе электронных больничных.
Чтобы начать работать с новой системой, нужно совершить ряд действий. Во-первых, приобрести усиленную квалифицированную электронную подпись (если таковой еще нет), так как только этот вид подписи можно использоваться при работе с ЭЛН (п. 16 Правил № 1567 и п. 74 Порядка № 925н).
Внимание
Из пункта 74 Порядка № 925н следует, что электронная подпись понадобится и директору, и главбуху (или другому сотруднику, уполномоченному вести бухгалтерский учет). Однако на практике ФСС принимает электронные больничные, подписанные одной УКЭП: либо руководителя, либо главбуха. Подробнее см. «Меняется порядок выдачи больничных: как действовать работодателю».
Во-вторых, установить на компьютеры сотрудников, работающих с ЭЛН, специальную программу для проверки электронной подписи и защиты информации.
Наконец, в-третьих, необходимо выбрать программное обеспечение, при помощи которого организация будет работать с ЭЛН. В настоящее время предусмотрено три варианта подобного ПО (подп. «а» п. 10 Правил № 1567). Так, можно применять программные средства, предоставляемые государством: личный кабинет страхователя на сайте ФСС с доступом через портал госуслуг или программу «Подготовка расчетов ФСС», доступную на сайте фонда. Также можно воспользоваться специальными бухгалтерскими сервисами, в которых есть возможность работы с электронными больничными. Например, все действия, необходимые для работы с ЭЛН, можно выполнить в системе для подготовки и отправки отчетности « Контур.Экстерн ».
Далее нужно довести до всех сотрудников информацию о том, что организация перешла на работу с ЭЛН. В частности, работникам надо разъяснить, что теперь они могут требовать от медучреждения оформления больничного листа в электронной форме, что, несомненно, сэкономит им время.
В завершение процедуры возможно заключение соглашения об информационном взаимодействии с региональным отделением ФСС (соответствующие формы обычно размещены на сайтах отделений).
Как получить ЭЛН
Рассмотрим, какие шаги должен предпринять заболевший сотрудник для того, чтобы получить электронный больничный лист. Как уже упоминалось, такой бюллетень оформляется только по письменному заявлению работника. А значит, нужно сообщить о желании получить ЭЛН лечащему врачу, и получить от него соответствующую форму заявления. Также работник должен проинформировать медучреждение о своем СНИЛС.
После того, как врач «закроет» больничный лист, медицинская организация сформирует в ЕИИС «Соцстрах» электронный листок нетрудоспособности, и заполнит в нем свою часть (п. 3 и подп. «б» п. 10 Правил № 1567). Далее работник получит от врача специальный талон, где будет указан номер ЭЛН. Собирать дополнительные подписи медработников и проставлять в больничном листе печати медучреждения не надо.
Внимание
Если сотрудник потеряет талон, то ему придется предпринять следующие действия. Сначала зарегистрироваться на сайте госуслуг, а затем зайти в свой личный кабинет на сайте ФСС, где он сможет увидеть номер своего электронного больничного листа. С помощью этого же кабинета работник может отслеживать «движение» средств по бюллетеню: сумму назначенного пособия, статус выплаты и т.д.
Инструкция по работе с ЭЛН для работодателя
Как только от сотрудника поступили сведения о номере электронного больничного листа, работодатель должен приступить к выполнению действий, необходимых для его оплаты. Сначала с помощью выбранного ПО нужно найти этот больничный лист в базе данных ЕИИС «Соцстрах». Поиск проводится по тому номеру, который сообщил работник, и по его СНИЛС (п. 72 Порядка № 925н).
После того, как электронный больничный лист найден, его надо запросить из базы данных ФСС. В полученном ЭЛН нужно заполнить все графы раздела «Заполняется работодателем» (подп. «в» п. 11 Правил № 1567). По своему содержанию эти графы ничем не отличаются от граф аналогичного раздела бумажного варианта листка нетрудоспособности (п. 73 Порядка № 925н). Некоторые особенности заполнения ЭЛН см. в статье «Меняется порядок выдачи больничных: как действовать работодателю».
Заполненный документ необходимо сохранить и заверить электронными подписями руководителя и главного бухгалтера (или иного лица, уполномоченного вести бухучет) (п. 74 Порядка № 925н). После этого данные автоматически уйдут в ФСС.
Важно
Чтобы каждый раз не отвлекать руководителя и главбуха, можно передать уполномоченному лицу право оформлять ЭЛН. Для этого нужно издать приказ (распоряжение) или выдать доверенность. В таком случае подписывать ЭЛН нужно будет УКЭП уполномоченного лица (п. 74 Порядка № 925н).
Если при заполнении ЭЛН работодатель допустил ошибку, то изменения нужно сделать также в электронном виде. Необходимо направить в ФСС исправленные сведения с указанием причины внесения изменений (п. 72 Порядка № 925н).
Из сообщения на сайте ФСС следует, что ни распечатывать ЭЛН, ни создавать его копию на компьютере работника или сервере организации не требуется. А вот расчет пособия по электронному больничному нужно хранить. Делать это можно как на бумажном носителе, так и в форме электронного документа, заверенного УКЭП (п. 75 Порядка № 925н).
Оплата электронного больничного ничем не отличается от оплаты традиционного бумажного листка нетрудоспособности. Это значит, что часть пособия, которая платится за счет работодателя, нужно перечислить вместе с ближайшей зарплатой (п. 1 ст. 15 Закона № 255-ФЗ). ФСС выплатит свою часть пособия в течение 10 календарных дней после получения от работодателя документов (сведений) либо реестра сведений. Также см. «ФСС утвердил формы реестров, которые работодатели сдают в Фонд для прямых выплат пособий».
Важно
Работник, которому выдан ЭЛН, не должен подавать работодателю заявление о выплате пособия.
Плюсы и минусы электронного больничного
Для страхователей переход на ЭЛН имеет несомненные плюсы. К ним можно отнести:
Есть удобства и для работников, которые оформляют электронные больничные. Они могут быстрее получить соответствующую выплату, так как для назначения пособия не нужно писать заявление и передавать работодателю оригинал бюллетеня, а достаточно лишь сообщить его номер. Кроме того, электронная форма больничного листа делает невозможной его потерю или порчу. Наконец, в ЭЛН просто не может быть ошибок в указании информации о работодателе, так как медучреждение берет все сведения из базы данных ФСС. Также к плюсам можно отнести возможность отслеживать «движение» выплат по электронному бюллетеню через личный кабинет.
Практические выводы
Подведем итоги. Переход на работу с электронными листками нетрудоспособности имеет положительные моменты и для работодателя (снимаются риски получения поддельного больничного, а также утраты документов при хранении), и для работников (они могут быстрее получить пособие). Минусы работы с ЭЛН в настоящее время связаны с технической стороной вопроса. Также придется приобрести необходимое программное обеспечение и сертификаты УКЭП (если их еще нет).
В любом случае вопрос о переходе на ЭЛН сегодня каждый работодатель вправе решать самостоятельно. Действующее законодательство не обязывает страхователей обеспечить работу с электронными больничными листами, и не устанавливает никакой ответственность для тех, кто не подключился к ЕИИС «Соцстрах».