как защитить бит авторскими правами

Как защитить авторские права: 9 способов

как защитить бит авторскими правами. Смотреть фото как защитить бит авторскими правами. Смотреть картинку как защитить бит авторскими правами. Картинка про как защитить бит авторскими правами. Фото как защитить бит авторскими правами

Привычный контент — тексты, фото, видео, дизайн и программы — это произведения. Создателям произведений принадлежат авторские права: указывать своё имя, получать деньги за публикацию и некоторые другие по ст. 1255 ГК РФ.

Чтобы считаться автором, не нужно оформлять специальные документы — ст. 1259 ГК РФ. Доказательства понадобятся, только если контент кто-то украл или возник спор об авторстве.

Доказывать, что автор именно вы, можно любыми способами — так пояснил Верховный суд в п. 110 Постановления № 10 от 23.04.2019. Но лучше заранее зафиксировать авторство и дату создания.

Мы собрали известные способы фиксации авторства на контент и программы. Посмотрите, что получилось.

Новым ИП — год Эльбы в подарок

Год онлайн-бухгалтерии на тарифе Премиум для ИП младше 3 месяцев

1. Ставить имя и дату на каждом экземпляре произведения

Человек, имя которого указано на произведении, считается автором, пока это не опровергнуто другими доказательствами — ст. 1257 ГК РФ. Такой способ фиксации авторства слаб, но в спорах он иногда работает сам по себе.

Фотограф сделал репортажную съёмку с корпоративного футбола охранного агентства. Съёмку ему заказал предприниматель, у которого был договор с охранным агентством. В итоге вышло так, что агентство разместило фото на своём сайте, но денег фотограф ни от кого не получил. Пришлось обращаться в суд для компенсации за использование фото без договора.

Суд взыскал с агентства компенсацию, потому что на каждом фото значилось имя фотографа как автора — дело № 33-9072/201.

К имени и дате можно добавить знак копирайта © и текст с разрешением или запретом перепечатки — ст. 1271 ГК РФ. Копирайт ставят на фото, макете, под текстом, в конце видео, в подвале сайта.

Имя и знак копирайта нельзя удалять. Если кто-то замазал в фотошопе символ © или поставил чужое имя под текстом, можно идти в суд за компенсацией по ст. 1300 ГК РФ.

2. Депонировать произведение

Депонирование работает так. Автор передаёт копию произведения специальной организации. Взамен получает сертификат с датой передачи и указанием себя автором. В случае спора предъявляет свидетельство, а депозитарий показывает копию произведения. Способ подходит для текстов, фото, рисунков, логотипов, видеороликов, программного кода и сайтов целиком.

Депонированием занимаются Российское авторское общество и Копирус. Это аккредитованные государством организации. Есть ещё частные депозитарии, некоторые предлагают депонировать контент онлайн.

Депонирование — платная услуга. Цена регистрации одного произведения от 250 до 3 500 рублей — зависит от депозитария. Поэтому у депонирования есть смысл, если считаете, что контент ценный и его точно украдут.

Владелец и автор контента интернет-магазина одежды депонировала сайт. Когда дизайн и промоматериалы скопировали, смогла отсудить компенсацию. Помогло свидетельство — дело № 44г-46/2019.

3. Заверить у нотариуса дату и подпись на экземпляре текста

У нотариусов есть услуга — заверение подлинности подписи на документе. Автор приносит распечатку текста, ставит подпись и дату, нотариус заверяет. Таким заверенным экземпляром можно доказать, что скопированный текст автор создал раньше нарушителя. Стоимость услуги в среднем 1500 рублей.

Но не каждый нотариус согласится визировать подпись под текстом для лендинга или статьёй в блог. Отказ объясняют тем, что обычный текст на бумаге — это не документ. А в Законе о нотариате прямо сказано, что свидетельствуется подпись именно под документом. Поэтому подходящего нотариуса придётся искать.

4. Письмо себе

Автор ставит подпись с датой на экземпляре произведения и отправляет почтой самому себе. Полученный конверт не вскрывается. В случае спора почтовый штемпель подтверждает, что произведение создано до даты отправления.

Это почти бесплатно — деньги нужны только на почтовое отправление.

Почтовый способ подходит для произведений, которые можно вынести на бумагу или записать на диск. Но оппонент в суде может говорить, что конверт вскрывали или почтовый штемпель подделали. Тогда понадобится экспертиза или дополнительные доказательства.

5. Публикация в соцсетях и блогах

Фото, тексты и видео выкладывают под своим аккаунтом в соцсетях, блогах или на специальных сайтах типа Проза.ру или GitHub. Для надёжности лучше добавить подпись и символ ©.

Сервер Проза.ру заключает с автором договор-оферту на бесплатное предоставление места для публикации текста или изображения и выдаёт свидетельство с номером.

Личные данные из профиля и дату публикации суды принимают в подтверждение авторства контента наряду с другими доказательствами. Правда, получится, что произведение обнародовано. Поэтому способ не подходит, если автор не хочет показывать свою работу.

У фотографа стащили фото местного железнодорожного вокзала для иллюстрации текста об услугах компании на сайте. Доказать авторство в суде в споре за компенсацию помогла публикация фото в профиле Вконтакте — дело № 33-2098/2018.

В другом деле фотограф подтвердил авторство украденных агентством недвижимости фото пляжа публикацией в фотоблоге со знаком Copyright © — дело № 2-2531/2016.

6. Залить произведение на облачное хранилище

Когда пользователь регистрируется в облачных хранилищах наподобие Яндекс.Диска, он указывает имя, телефон или электронную почту. При загрузке файла в хранилище фиксируется дата. Имя пользователя и дата подтверждают авторство.

Для суда понадобится принести протокол осмотра нотариусом страницы сервиса. Такая услуга нотариуса стоит примерно 7 000 рублей за страницу. В случае выигрыша суд обяжет ответчика возместить эти деньги.

Телеканал показал видеоролик без разрешения и указания автора. Автор доказала, что спорное видео принадлежало ей раньше показа в эфире с помощью единственного доказательства — протокола осмотра сайта Яндекс.Диск — дело № 33-28581/2017.

7. Хранить исходники

Способ подходит для фото, видео, дизайн-макетов. Главное здесь — сохранить необработанный объект, желательно с датой и подписью автора.

Например, для фотографий сохраняют исходники в формате RAW с указанием в метаданных времени съемки, модели камеры и имени фотографа. Для дизайна — рисунки от руки или, например, в формате PSD.

Текстильная фабрика вырезала из детской книги изображения котов и разместила их на ткани. Автор книги и иллюстраций не давала на это согласие и пошла в суд за компенсацией. Суд принял в доказательство авторства рисунки котов — дело № 33-21698/2019.

8. Договоры на создание произведения

Текст, макет или программу на заказ автор создаёт на основании договора. Такой договор вместе с актами и техзаданиями можно предъявить суду — там имена и даты.

Сценарист спорил в суде с кинокомпанией об указании себя соавтором в титрах к сериалу. Авторство помог доказать договор авторского заказа на создание литературного сценария к сериалу и акт выполненных работ — дело № 11-35888/2013.

9. Зарегистрировать программу в Роспатенте

Программы и базы данных авторы по желанию регистрируют в Роспатенте по ст. 1262 ГК РФ.

Для этого подают заявку и депонируемые материалы с рефератом. Орган вносит программу в Реестр и выдаёт свидетельство о государственной регистрации. Считается, что сведения в Реестре достоверны, пока не появятся доказательства, что код написали не вы.

Услуга регистрации для граждан стоит 3000 рублей.

Чтобы потом продать права на такую программу понадобится перерегистрация в Роспатенте на нового правообладателя.

Разработчики создали программу для электронного учёта транспортных средств и оформили регистрацию.

Демоверсию показали ГИБДД. После теста ГИБДД отказались покупать лицензию, но разместили аналогичную программу на своём сайте. Добиваться удаления программы и выплаты компенсации пришлось в суде.

Авторство кода разработчики подтвердили с помощью данных из Реестра. Для доказывания плагиата сделали экспертизу — дело № 11-36905/2013.

Статья актуальна на 28.01.2021

Получайте новости и обновления Эльбы

Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь на обработку персональных данных и получение информационных сообщений от компании СКБ Контур

Источник

Как защитить бит авторскими правами

как защитить бит авторскими правами. Смотреть фото как защитить бит авторскими правами. Смотреть картинку как защитить бит авторскими правами. Картинка про как защитить бит авторскими правами. Фото как защитить бит авторскими правами

как защитить бит авторскими правами. Смотреть фото как защитить бит авторскими правами. Смотреть картинку как защитить бит авторскими правами. Картинка про как защитить бит авторскими правами. Фото как защитить бит авторскими правами

как защитить бит авторскими правами. Смотреть фото как защитить бит авторскими правами. Смотреть картинку как защитить бит авторскими правами. Картинка про как защитить бит авторскими правами. Фото как защитить бит авторскими правами

как защитить бит авторскими правами. Смотреть фото как защитить бит авторскими правами. Смотреть картинку как защитить бит авторскими правами. Картинка про как защитить бит авторскими правами. Фото как защитить бит авторскими правами

как защитить бит авторскими правами. Смотреть фото как защитить бит авторскими правами. Смотреть картинку как защитить бит авторскими правами. Картинка про как защитить бит авторскими правами. Фото как защитить бит авторскими правами

Интересно было бы обсудить вопросы отчуждения в рамках гост продакшен сервисов, типа https://www.houseoftracks.com/, где по сути ты как раз отказываешься от права называться автором, а трек издается под авторством правопреобретателя.

Также интересно обсудить дистрибьютеров, которые предоставляют битмейкерам услуги помощи в лицензировании (внесения, изменения, удаления) сведений о лецензиатах, покупателях наших битов по разным типам лицензий, с тем, чтобы и контент id корректно работал и споры решались в досудебном порядке.

Может быть составить топ самых оперативных и удобных в этом контексте дистрибьюторов, агрегаторов.

Вообще я думаю, если появится дистрибьютор, который на этом будет специализироваться, для него это будет золотая жила, и нам счастье. А может такой уже есть?

как защитить бит авторскими правами. Смотреть фото как защитить бит авторскими правами. Смотреть картинку как защитить бит авторскими правами. Картинка про как защитить бит авторскими правами. Фото как защитить бит авторскими правами

В ГК нет такого понятия, как гостпродюсер, гострайтер и так далее. Мне кажется, что в таких случаях составляется обычный договор отчуждения исключительного права + соглашение о неразглашении. В конце концов то, кто в действительности является автором никого, кроме покупателя и самого автора-то и не волнует, поэтому такое соглашение мне видится здесь вполне рабочим вариантом.

Остальные вопросы тоже изучу. 🙂

как защитить бит авторскими правами. Смотреть фото как защитить бит авторскими правами. Смотреть картинку как защитить бит авторскими правами. Картинка про как защитить бит авторскими правами. Фото как защитить бит авторскими правами

как защитить бит авторскими правами. Смотреть фото как защитить бит авторскими правами. Смотреть картинку как защитить бит авторскими правами. Картинка про как защитить бит авторскими правами. Фото как защитить бит авторскими правами

как защитить бит авторскими правами. Смотреть фото как защитить бит авторскими правами. Смотреть картинку как защитить бит авторскими правами. Картинка про как защитить бит авторскими правами. Фото как защитить бит авторскими правами

как защитить бит авторскими правами. Смотреть фото как защитить бит авторскими правами. Смотреть картинку как защитить бит авторскими правами. Картинка про как защитить бит авторскими правами. Фото как защитить бит авторскими правами

как защитить бит авторскими правами. Смотреть фото как защитить бит авторскими правами. Смотреть картинку как защитить бит авторскими правами. Картинка про как защитить бит авторскими правами. Фото как защитить бит авторскими правами

как защитить бит авторскими правами. Смотреть фото как защитить бит авторскими правами. Смотреть картинку как защитить бит авторскими правами. Картинка про как защитить бит авторскими правами. Фото как защитить бит авторскими правами

как защитить бит авторскими правами. Смотреть фото как защитить бит авторскими правами. Смотреть картинку как защитить бит авторскими правами. Картинка про как защитить бит авторскими правами. Фото как защитить бит авторскими правами

как защитить бит авторскими правами. Смотреть фото как защитить бит авторскими правами. Смотреть картинку как защитить бит авторскими правами. Картинка про как защитить бит авторскими правами. Фото как защитить бит авторскими правами

как защитить бит авторскими правами. Смотреть фото как защитить бит авторскими правами. Смотреть картинку как защитить бит авторскими правами. Картинка про как защитить бит авторскими правами. Фото как защитить бит авторскими правами

как защитить бит авторскими правами. Смотреть фото как защитить бит авторскими правами. Смотреть картинку как защитить бит авторскими правами. Картинка про как защитить бит авторскими правами. Фото как защитить бит авторскими правами

как защитить бит авторскими правами. Смотреть фото как защитить бит авторскими правами. Смотреть картинку как защитить бит авторскими правами. Картинка про как защитить бит авторскими правами. Фото как защитить бит авторскими правами

как защитить бит авторскими правами. Смотреть фото как защитить бит авторскими правами. Смотреть картинку как защитить бит авторскими правами. Картинка про как защитить бит авторскими правами. Фото как защитить бит авторскими правами

> Сам факт того, что вы делаете бит на заказ, ещё не обязывает вас отказываться от всех прав на него с потрохами. 🙂

как защитить бит авторскими правами. Смотреть фото как защитить бит авторскими правами. Смотреть картинку как защитить бит авторскими правами. Картинка про как защитить бит авторскими правами. Фото как защитить бит авторскими правами

Договор авторского заказа допускает вариант без отчуждения. Копипаст из ГК, cтатья 1288:

п.2: Договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение [. ] или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах.

п.3: В случае, когда договор авторского заказа предусматривает отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, к такому договору соответственно применяются правила настоящего Кодекса о договоре об отчуждении исключительного права [. ]

п.4. Если договор авторского заказа заключен с условием о предоставлении заказчику права использования произведения в установленных договором пределах, к такому договору соответственно применяются положения, предусмотренные статьями 1286 (лицензионный договор о предоставлении права использования произведения) и 1287 (особые условия издательского лицензионного договора) настоящего Кодекса.

Источник

Я на тебя в суд подам. Как защитить авторские права и самому не стать нарушителем

Вместе с юристами объясняем, как заявить о своих правах на интеллектуальную собственность и защититься от плагиата.

как защитить бит авторскими правами. Смотреть фото как защитить бит авторскими правами. Смотреть картинку как защитить бит авторскими правами. Картинка про как защитить бит авторскими правами. Фото как защитить бит авторскими правами

как защитить бит авторскими правами. Смотреть фото как защитить бит авторскими правами. Смотреть картинку как защитить бит авторскими правами. Картинка про как защитить бит авторскими правами. Фото как защитить бит авторскими правами

Как уберечь интеллектуальную собственность от посягательств со стороны и почему так важно защищать свои авторские права? Skillbox Media совместно с директором правового департамента группы компаний RTM Group Еленой Хомяковой рассмотрел примеры ситуаций и создал проекты основных документов вам в помощь.

как защитить бит авторскими правами. Смотреть фото как защитить бит авторскими правами. Смотреть картинку как защитить бит авторскими правами. Картинка про как защитить бит авторскими правами. Фото как защитить бит авторскими правами

Обозреватель Skillbox Media. Пишет про бизнес, интернет-маркетинг и управление.

Как правильно оформить исключительные права на музыкальное произведение?

Как продюсеру правильно зарегистрировать права на музыкальное произведение?

Исключительные права можно передать по договору отчуждения или по договору предоставления права пользования на различных условиях (исключительной или неисключительной лицензии).

Необходимо подготовить проект договора, чтобы нивелировать риски, связанные с возможным нарушением прав. Это поможет также в случае споров с партнёрами и клиентами при реализации проекта.

как защитить бит авторскими правами. Смотреть фото как защитить бит авторскими правами. Смотреть картинку как защитить бит авторскими правами. Картинка про как защитить бит авторскими правами. Фото как защитить бит авторскими правами

Можно ли использовать сиротское произведение?

Нашёл в интернете стихи неизвестного происхождения. На каких условиях осуществляется использование такого произведения и какая компенсация полагается его создателю, если он найдётся?

Авторское право на творческий продукт возникает в момент его создания. Законодательство РФ не предусматривает обязательной регистрации произведения.

Произведение считается сиротским, если нельзя идентифицировать хотя бы одного его автора. По закону для использования творческого продукта необходимо разрешение, но в случае со стихами неизвестного происхождения это невозможно. Поэтому в договоре стоит прописать, что лицо, предоставившее вам произведение (это может быть владелец сайта, где размещены стихи), не нарушает прав третьих лиц и несёт полную ответственность в случае нарушений. Необходимо также указать, кому принадлежат права на конечный продукт и в какой мере его может использовать каждая из сторон.

Как защитить права на мобильное приложение?

Я самостоятельно разработал мобильное приложение — без финансирования третьих лиц и иного участия. Как я могу защитить права на само приложение, уникальный алгоритм и музыку, которую написал для него?

Книги, музыка, песни, фильмы, фотографии, видеофайлы, оригинальные сценарии и рекламные ролики, программное обеспечение (ПО) — всё это объекты авторского права. Перечень таких объектов приводится в статье 1259 Гражданского кодекса РФ, и он не является исчерпывающим, поскольку данная норма позволяет относить к охраняемым объектам любой результат творческого труда человека.

Чтобы вести речь о защите интеллектуальной собственности, нужно подтвердить авторство, заручившись доказательствами. В России авторские права на исходный код программ охраняются так же, как авторские права на произведения литературы.

Можно зарегистрировать права через Роспатент. Для этого необходимо подать заявление с указанием правообладателя и его места жительства, а также приложить депонируемые материалы, идентифицирующие ПО, и квитанцию об уплате госпошлины. Владелец усиленной квалифицированной электронной подписи может воспользоваться электронным сервисом для подачи заявки на регистрацию ПО и базы данных.

Если документы соответствуют требованиям законодательства РФ, Роспатент внесёт объект авторского права в реестр, а заявитель получит свидетельство о государственной регистрации. Срок регистрации ПО и выдачи свидетельства составляет 62 рабочих дня.

Если вы не хотите, чтобы ваше приложение присвоили другие, обязательно зарегистрируйте его. Альтернативные способы не защитят от плагиата.

Можно ли запатентовать свою идею сайта, чтобы никто не мог ей воспользоваться?

Я придумал концепцию сайта. В интернете ничего подобного пока нет, а потому есть опасность, что мою задумку кто-нибудь перехватит. Могу ли я запатентовать свою идею, чтобы никто, кроме меня, не смог ей воспользоваться?

Сайт, который вы планируете создать, — объект авторского права. Но оформить на него патент невозможно, поскольку виртуальный проект представляет собой совокупность разных объектов интеллектуальной собственности. Можно зарегистрировать права на конкретные элементы сайта: домен, код, контент (текст, фото- и видеоматериалы, таблицы, графики и так далее), логотип, дизайн, программное обеспечение, базу данных. Оригинальный внешний вид сайта также можно защитить.

Базы данных являются частью ПО, поэтому они подпадают под действие закона об авторском праве. Таким образом, права на них можно зарегистрировать через Роспатент.

Регистрация прав на отдельные элементы, которые относятся к сайту, увеличивает его ценность в случае продажи. Также она может укрепить позиции владельца на рынке, поскольку станет положительным знаком для инвесторов и потенциальных деловых партнёров.

В Роспатент нужно подать заявление с указанием правообладателя, приложить депонируемые материалы и квитанцию об уплате госпошлины. Если документы соответствуют требованиям российского законодательства, то ведомство вносит объект авторского права в реестр, а заявителю выдаётся свидетельство о государственной регистрации.

Не позже чем через 62 рабочих дня вы получите свидетельство (патент). Этот документ послужит веским доказательством в суде в случае плагиата.

Какой договор нужен, чтобы в дальнейшем иллюстратор не претендовал на авторские права?

Я решила разработать игрушку и обратилась к иллюстратору, чтобы тот создал образ. Результат меня не устроил, но я хочу получить этот эскиз и отдать его на доработку другим специалистам. Какой договор нужен, чтобы в дальнейшем иллюстратор не претендовал на авторские права?

Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности возникает в момент создания продукта. Автор может передать его либо по договору отчуждения, либо по договору предоставления права пользования (по исключительной или неисключительной лицензии). Такие права также называют «имущественными». Они отчуждаемые, а значит, их можно передавать.

как защитить бит авторскими правами. Смотреть фото как защитить бит авторскими правами. Смотреть картинку как защитить бит авторскими правами. Картинка про как защитить бит авторскими правами. Фото как защитить бит авторскими правами

А вот личные неимущественные права автора (право на имя, право на обнародование и другие), которые тесно связаны с личностью создателя, считаются неотчуждаемыми и не могут быть переданы.

Иллюстратор может заранее отказаться от исключительных прав на произведение в пользу другой стороны. Но в этом случае нужно оформить трудовой договор и подробно описать объект авторского права. В документах необходимо также указать размер и порядок выплаты вознаграждения, сроки выполнения работы, пункты о конфиденциальности и ответственности за использование эскизов продукта. К договору нужно приложить эскизы игрушки, полученные от авторов-исполнителей.

Важно отметить, что расписка и подобные ей документы служат дополнительным доказательством авторства художников, но не факта передачи прав именно вам.

Мои авторские права нарушили, что делать?

Я веду блог о путешествиях, куда выкладываю фотографии. Недавно увидел один из своих снимков на сайте туроператора. При этом авторство и источник указаны не были. Как мне защитить свои авторские права?

Правообладатель может требовать от нарушителя возмещения убытков либо выплаты компенсации. Способы определения её размера закреплены в статье 1301 Гражданского кодекса РФ: в двукратном размере от стоимости контрафактных экземпляров произведения; в двукратном размере от стоимости использования; в размере от 10 тысяч до 5 млн рублей по усмотрению суда исходя из характера нарушения.

После вынесения судом Определения о предварительном обеспечении защиты авторских (смежных) прав, нужно обратиться в Роскомнадзор с требованием ограничить доступ к спорному контенту. Ведомство в течение одного рабочего дня уведомит владельца сайта о необходимости удалить материалы, нарушающие авторские права. Если адресат письма не отреагирует, Роскомнадзор принудительно закроет доступ к контенту.

В течение 15 календарных дней после получения Определения суда необходимо подать иск о нарушении исключительных прав в городской суд. Если заявитель не обратится с таким требованием, спорный контент может быть разблокирован.

Важно, что в спорах о защите интеллектуальных прав истец должен доказать факт авторства и факт использования его произведений ответчиком. Авторство можно подтвердить охранным документом (если права на произведение прошли государственную регистрацию в Роспатенте); свидетельством о депонировании произведения организацией, осуществляющей коллективное управление авторскими и смежными правами; черновиками; перепиской и другими средствами.

Факт использования произведения ответчиком, как правило, подтверждается протоколом осмотра письменного доказательства, произведённого нотариусом.

обложка: Анастасия Телесницкая для Skillbox Media

Источник

Право на новое творчество

«Мы привыкли к музыке, литературе, анимации – характерным для традиционных отраслей видам объектов. Но появляются новые, с которыми мы до этого не сталкивались как с самостоятельными объектами права. В музыке – биты, в литературе – блоги, посты, в анимации – образы, начинающие жить отдельно от фильмов, не говоря уже о подкастах и VR-пространствах», – объяснял президент Федерации интеллектуальной собственности Сергей Матвеев на конференции по интеллектуальной собственности «IP-Академия» в «Сколково».

Использование новых технологий в культуре приводит к появлению новых видов произведений искусства, единственная форма выражения для которых – цифровая: компьютерное искусство, мультимедийный арт, видеоигры и т. д., говорит управляющий партнер Deloitte Legal в СНГ Анна Костыра. Особенность новых форматов, по ее словам, – смешение: часто работы создаются коллективами авторов и вовлекают в процесс самого зрителя.

Новые объекты на стыке технологий появляются, в частности, с помощью синтеза привычных объектов авторских прав, объясняет Кирилл Митягин, партнер Nevsky IP Law. Например, интерактивное кино по действующему законодательству – это мультимедийный продукт. Но в зависимости от выбора пользователя получаются разные варианты фильма, описывает Митягин, та же история с компьютерными играми: само прохождение игры пользователем может стать самостоятельным объектом прав и имеет коммерческий потенциал – достаточно вспомнить, какая аудитория у стримов (трансляций) компьютерных игр. Эти моменты сейчас не урегулированы, указывает он.

$432 500

за такую сумму в 2018 г. на аукционе Christie’s впервые в истории была продана картина, созданная нейросетью, – «Портрет Эдмонда де Белами»

Это серьезный вызов для существующей правовой системы. В конкурентной среде ценность творческого объекта составляет заложенная в нем идея, а формы его выражения могут различаться, говорит Костыра. Авторское право охраняет материальное воплощение результата творчества. Значит, нужны новые правовые механизмы, которые позволят защищать концепции творческих проектов, объясняет она.

Право на творчество в соцсетях

Яркий пример – спорные ситуации, связанные с публикацией контента в соцсетях. Тексты постов, фото, музыка, видео, прикрепленные файлы защищаются авторскими правами, говорит советник Tomashevskaya & Partners Роман Янковский. Но пользователь, регистрируясь, дает соцсети и другим пользователям неисключительную лицензию на использование этой информации (это позволяет делать репосты, переразмещать контент от имени других пользователей и т. д.).

Появляется все больше квазиобъектов интеллектуальной собственности: де-факто они ими являются, по закону – нет, говорит Костыра. Пример – аккаунты компаний в соцсетях. «Они ее индивидуализируют и связывают с клиентами. Неправомерное использование аккаунтов, создание фейков от имени компании влечет репутационные риски», – поясняет она.

Сегодня защита прав на аккаунт эффективнее через модератора соцсети, чем в суде. Но компании должны озаботиться формализацией процессов ведения своих аккаунтов, говорит Костыра: например, добавить создание и администрирование аккаунта в должностную инструкцию работника и отдельно закрепить его обязанность в случае увольнения передать эти функции работодателю.

В марте 2019 г. IPChain представила результаты исследований рынка интеллектуальной собственности, которые проводились совместно с юридическим бюро Мэтью Йоспина, адвокатским бюро Noerr и Baker McKenzie. Эксперты выделили новые типы нематериальных активов (НМА): цифровые данные, активы на основе технологии блокчейн, репутацию, виртуальные валюты, публичность, конфиденциальность и право быть забытым, доменные имена, интернет-мемы, smart-контракты и др. Отдельно они выделили социальные сети, где в качестве НМА рассматривается число подписчиков, количество постов, лайков, репостов и просмотров.

Другая проблема – публикация в соцсетях объектов творческого труда (например, фотографий и видео) без разрешения их правообладателей. Например, вы фотограф и выкладываете фотографии у себя на сайте или в сообществе, но вдруг замечаете: ваши фотографии кто-то разместил от своего имени. Жалоба в техподдержку на нарушение авторских прав не дает результата, поскольку администратор просит доказательства. «В отличие от товарных знаков авторские права не регистрируются, и доказать обладание ими сложно», – поясняет Янковский.

«Соцсеть подпадает под нормы о защите информационных посредников, по которым посредник привлекается к ответственности. Но только в том случае, если он знал, что информация, которую он обрабатывает, нарушает права третьих лиц, и ничего не предпринял», – говорит Янковский. Есть еще одна особенность: права на изображения, оформление, видео или звук, который пользователь наложил с инструментами, например, Facebook, принадлежат соцсети, рассказывает Янковский. Защитить авторские права на фотографии можно и с помощью независимых сервисов. Цифровая платформа n’RIS, использующая технологию блокчейн, позволяет депонировать в том числе фотографии и фиксировать права на них для дальнейшей защиты.

О чем спор

В январе 2017 г. «В контакте» подала иск к ООО «Дабл». Соцсеть посчитала, что это ООО, извлекая и используяэлементы из базы данных, нарушает ее исключительные права как изготовителя базы. Соцсеть также потребовала уDouble Data уничтожить со всех информационных носителей ранее извлеченные элементы. Московский арбитражиск отклонил, апелляционная инстанция признала требования «В контакте» обоснованными. Суд поинтеллектуальным правам отправил дело на новое рассмотрение, новое заседание назначено на октябрь (на моментсдачи номера в типографию дело не рассматривалось).
Похожий спор – HiQ Labs против LinkedIn – был в США. Соцсеть пыталась запретить HiQ Labs автоматическийсбор открытых данных пользователей LinkedIn, 9 сентября 2019 г. Федеральный апелляционный суд СШАпостановил, что LinkedIn должна разрешить HiQ Labs подцеплять (to scrap) пользовательские данные изобщедоступных профилей. «Заинтересованность HiQ Labs в продолжении своего бизнеса» перевешивала интересыпользователей в их профилях, решил суд.

Нейросеть-модератор

Альтернатива защите авторских прав в соцсетях post factum – запрет на загрузку контента, нарушающего авторские права. Это возможно с помощью снятия цифровых отпечатков – характерных признаков файлов, идентифицирующих их копии, считает Янковский. Ряд сервисов используют цифровые отпечатки добровольно. Например, YouTube в ContentID.

Янковский рассказывает, как это работает. Например, зритель в кинотеатре снимает на телефон фильм. Получается копия, но не файла, а произведения. Но загрузить эту «экранку» на YouTube, даже отключив публичный доступ к ней, не получится – сервис уже снял «отпечаток» с фильма, который смотрел пользователь, и теперь любые копии этого фильма идентифицируются. Другой пример – нейросети, которые определяют, что изображено на фотографии (собака, кошка, кружка и т. д.). По сути, ContentID – это нейросеть, определяющая, что изображено на видео и нарушает ли оно авторские права.

К обязательному введению цифровых отпечатков ближе всех подошел ЕС: они прописаны в Директиве об авторском праве на Едином цифровом рынке (принята 15 апреля 2019 г., но пока не вступила в силу). В России цифровые отпечатки тоже используются. Не так давно их начала вводить «В контакте»: появилась система наподобие ContentID для YouTube, которая распознает композиции (видео, музыку, тексты книг) и удаляет файлы, если нарушены права на произведение, говорит Янковский.

«ContentID – хорошая идея для борьбы с незаконным использованием контента. Но реализация пока не дает гарантированного результата», – считает Валерия Брусникина, заместитель гендиректора n’RIS. Существует, по ее словам, много способов злоупотреблений и обхода, которыми умело пользуются недобросовестные пользователи. К тому же ContentID работает пока с ограниченными типами объектов и исключительно на YouTube.

Кричевский из IPChain на ПМЭФе в этом году призывал «закрыть «пункты сбыта краденого» в интернете». Для этого, по его словам, нужны «принципиально новые подходы к борьбе с пиратством», в том числе так называемые белые списки – максимально доступные реестры легальных ресурсов. Таким образом, по его мнению, можно будет полностью блокировать пиратский бизнес. «Пиратство – это бизнес-модель. На смену одной бизнес-модели должна прийти другая, более эффективная. А чтобы это стало возможным, легальному бизнесу необходима соответствующая инфраструктура, которая со временем вытеснит с рынка нелегальные ресурсы», – говорил он.

Важен баланс интересов пользователей и платформ, считает директор по юридическим вопросам Avito Виктор Топадзе. Важно различать смежные права на создаваемую платформой базу данных (подразумевают запрет неавторизованного извлечения и последующего использования материалов из базы данных) и авторские права на пользовательский контент (такие права, как правило, принадлежат пользователю).

С 2008 г. – противостояние ВГТРК и соцсети «В контакте». Тогда медиахолдинг решил призвать к ответственности популярные сайты, на которых неправомерно размещался принадлежащий ВГТРК контент. В числе ответчиков оказались «В контакте» и Mail.ru. В 2013 г. ВГТРК договорилась с «В контакте» о легализации своего видео всоцсети. Постепенно «В контакте» стала налаживать отношения и с продюсерами – по их жалобам соцсеть теперьудаляет конкретные нелегальные копии фильмов и сериалов. С частью продюсеров и телеканалов соцсеть договорилась и об автоматическом удалении пиратских копий.

2012 г. – конфликт Сергея Лазарева и «В контакте» из-за того, что новый альбом певца можно было слушать в соцсети бесплатно. Спустя четыре года Лазарев зарегистрировался во «В контакте»: звукозаписывающие компанииUniversal, Warner и Sony заключили контракт с соцсетью, благодаря чему музыка в соцсети стала выкладываться легально, что и побудило исполнителя завести там личный аккаунт.

2014 г. – Universal Music, Warner Music и Sony Music подали три иска на 51 млн руб. против «В контакте», обвинив последнюю в создании нелицензированного музыкального сервиса и «масштабном нарушении авторскихправ». Речь шла о композициях ряда исполнителей. В 2016 г. «В контакте» урегулировала эти споры и заключила партнерские договоры с тремя лидирующими международными правообладателями музыки – Universal Music Group, Warner Music Group и Sony Music Entertainment. Пользователи «В контакте», «Одноклассников» и «Моего мира» получили доступ к лицензионному контенту звукозаписывающих компаний.

2017 г. – конфликт «В контакте» и Moroz Records (правообладатель песен группы «Кино»). Moroz Records подала в суд на «В контакте» и потребовала удалить нелегальный контент. Мосгорсуд вынес предварительное решение поделу блокировки соцсети, однако Роскомнадзор не сумел обнаружить незаконные аудиозаписи, сделав вывод, что они были своевременно удалены из «В контакте». После этого надзорное ведомство отказалось от блокировки сайта. В ноябре 2017 г. «В контакте» и «Одноклассники» вернули полную дискографию группы «Кино» и Виктора Цоя в аудиоразделы соцсетей после заключения соглашения с правообладателями.

В сентябре 2019 г. «В контакте» заключила антипиратский меморандум с «Эксмо», АСТ, «Азбука-Аттикусом», «Альпиной паблишер», «Аудиокнигой», «Литресом», а также с Ассоциацией по защите прав в интернете, которая представляет интересы издателей. Меморандум фактически вводит премодерацию файлов с книгами. Для этого «В контакте» будет использовать так называемый Copyright Check – аналог ContentID. При загрузке файла скнигой на платформу будет происходить его автоматическое сравнение с легальными копиями, если характеристики файла совпадут – пользователь не сможет разместить его во «В контакте». Для сравнения электронных текстов издатели договорились использовать базу крупнейшего интернет-магазина книг «Литрес», а для сравнения аудиокниг – сервис Biblio.

Творчество с искусственным интеллектом

Эксперты выделяют три категории объектов, которые только обсуждаются в контексте интеллектуальной собственности: творчество искусственного интеллекта, права на автоматически собранную информацию и на большие данные (big data).

Творчество искусственного интеллекта – наименее проработанная проблема, отмечает Янковский. «Если нейросеть, натренированная на работах Ван Гога, обрабатывает фотографию так, что та становится похожей на полотно Ван Гога, кому принадлежат права на результат? Автору нейросети, автору фотографии?» – спрашивает он.

Искусственный интеллект, по словам директора по правовым инициативам ФРИИ Александры Орехович, – это программа для ЭВМ и постоянно пополняемая база данных. Российское законодательство однозначного ответа на вопрос, является ли то, что создано искусственным интеллектом, результатом творчества, не дает, говорит она. Нейросети не создают объект интеллектуальных прав, ведь они если и совершают акт творчества, то в отдельности от их создателя, считает старший юрист юридической практики КПМГ в России и СНГ Филипп Дубовик.

составил оборот рынка культурных индустрий России (изобразительное искусство, СМИ, издательства, ТВ,интернет-реклама, туризм, видеоигры, дата-центры, бытовая электроника, образование в сфере культуры и т. д.) в2018 г., по подсчетам агентства InterMedia. 60% из этой суммы пришлось на онлайн-сегмент. В расчетеучитывались данные более 10 разных источников (как государственных, например Ростуризма, так и частных,например АКАР, «ТМТ консалтинга») и включались как доходы от коммерческой деятельности, так и бюджетныеассигнования.

«Мне не известны юрисдикции, законодательство которых допускало бы авторское право искусственных агентов», – говорит директор по перспективным технологиям Microsoft в России Владислав Шершульский. Примеры, когда музыканты, художники, арт-дилеры и звуковые лейблы объявляют соавторами произведений искусственный интеллект, по его словам, есть. «Пока это делается для эпатажа и рекламы», – уверен эксперт.

Блокчейн для прав

Одно из решений для защиты прав на интеллектуальную собственность – цифровые сервисы фиксации данных на основе блокчейна, говорит Вадим Субботин, руководитель отдела разработки проекта MoviesChain by tvzavr (платформа, напрямую связывающая независимых кинематографистов со зрителями). Например, технология распределенного реестра дает доступ к актуальной информации об интеллектуальной собственности любому пользователю интернета без участия третьих лиц, это обеспечивает безопасность, прозрачность и доказуемость прав, объясняет он. Так, через личный кабинет блокчейн-платформы MoviesChain by tvzavr правообладатель может получить статистику о своем контенте в режиме реального времени. MoviesChain работает по принципу, заложенному в IPChain, объясняет Кричевский. Работающие на основе IPChain сервисы максимально расширили возможности для защиты интеллектуальной собственности, говорит он: задепонировать, защитить и вовлечь в экономический оборот любые объекты позволяет сервис n’RIS, а цифровое патентование осуществляет Online Patent.

Возможность использовать цифровые сервисы фиксации прав – большой шаг навстречу интеграции современных технологий в правовую среду и дополнительный инструмент для защиты интеллектуальных прав, говорит Костыра. Впрочем, отмечает она, такие сервисы пока нуждаются в популяризации.

«У технологии есть большая ценность в качестве инструмента доказывания обстоятельств, связанных с заключением и исполнением договоров, а также как инструмента исполнения договоров», – считает Дубовик. &

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *