какие тексты нельзя встретить в учебнике по изучаемому предмету русский родной язык
«В программу включены ксенофобские тексты». Что не так с «Родной русской литературой»
В этом году в расписании школ появились новые предметы «Родной русский язык» и «Родная русская литература». Если по «родному русскому» программа и учебники были опубликованы и обсуждались, то программа по «родной литературе» стала достоянием общественности лишь пару недель назад. Учитель московской школы № 1514, председатель Гильдии словесников Антон Скулачев попытался разобраться, в чем же ее смысл.
Как подчеркивают авторы программы, тексты по предмету «Родная русская литература» не дублируют те, что изучаются на обычных уроках литературы. Особо отметим этот факт, учитывая то, что во многих школах часы на «Родную русскую литературу» отнимают от литературы обычной, ведь СанПиН не резиновый и дополнительные предметы в него не влезают.
Какие произведения попали в рекомендованную программу? Они делятся на три блока: «Россия — родина моя», «Русские традиции» и «Русский характер, русская душа».
Сразу можно отметить, что это произведения патриотического характера, то есть РРЛ воспринимается как литература о родном: слова «Россия», «русский» много раз повторяются в названии тематических блоков. Эти блоки присутствуют в программе каждого года, и можно представить себе, сколько раз они повторяются, по замыслу авторов программы, на уроках. Видимо, от частого повторения эти слова наполняются дополнительными смыслами и привлекают к себе школьников. Ведь, разумеется, любой подросток от частого повторения высокопарных слов проникается большим к ним расположением.
Посмотрим на содержание программы и на тексты. Что касается «Русских традиций», то здесь разговор идет о русских праздниках, знакомых каждому из нас с детства, проникнутых духом родной культуры. Вспоминаются праздники Рождества, Пасхи, Масленицы, Троицы, августовские Спасы. Почему-то именно этими праздниками ограничивается годовой христианский цикл — видимо, этого достаточно. В программе представлены стихотворения об этих праздниках поэтов самых разных эпох.
Что касается литературных произведений, связанных с наиболее обширно представленной темой «Русский характер, душа» и с ключевыми событиями русской истории, отметим следующее: русская история представлена в программе исключительно как история военная. Видимо, это призвано воспитать в подрастающем поколении патриотический военизированный дух.
Тема России в литературе представлена такими ключевыми темами, как русский лес, русская степь и русское поле, загадки русской души и некоторые другие. Это, видимо, то, что прежде всего приходит на ум подростку, да и любому русскому человеку, когда он начинает размышлять о родине.
В списке не хватает разделов, посвященных балалайке, медведю и, конечно же, русской водке
Впрочем, понятно — последнее, наверное, не в лучшем виде представит русский характер, поэтому включать его в программу не стоит.
Какие тексты и произведения входят в эту часть программы? Всем известные стихотворения Бальмонта, Тютчева, Лермонтова, Пушкина и произведения менее известных авторов — Рюрика Ивнева, Радия Погодина; тексты писателей второй половины ХХ века — Распутина, Солженицына, Астафьева, Солоухина. Стоит отметить явную последовательность в подборе текстов произведений, отвечающую вполне внятной концепции: если перечислить просто названия произведений, она станет прозрачной. Вот, например, в 9-м классе курс РРЛ заканчивается изучением стихотворения С. Каргашина «Я русский! Спасибо, Господи!».
Что такое «Родной русский язык»? Педагоги и учёные — о новом предмете школьной программы
Стихотворения Пушкина представлены одним из самых его шовинистических текстов «Бородинская годовщина», его сменяет фрагмент из произведения Василия Розанова «Русский Нил» о Волге, следом идут стихотворение Тютчева «Русской женщине» и Юнны Мориц «Язык обид — язык не русский». Все это показывает, насколько составителям программы близки воззрения на русский народ и язык как на исключительные, превосходящие остальные; иначе говоря, в программу включены явно ксенофобские тексты. Патриотизм в этой программе исключает любую открытость другим культурам. Слова Достоевского о всемирной отзывчивости Пушкина, с точки зрения авторов программы, конечно, не применимы, когда речь идет о настоящем патриотизме и настоящей родной литературе.
Целью изучения РРЛ является воспитание через литературу патриотизма, национального самосознания и любви к родине — об этом заявляют авторы программы.
Можно только порадоваться тому, что после изучения большого количества патриотических текстов подростки, которые проходят этот курс, дружно полюбят Россию
Ведь именно чтение большого количества патриотических произведений и воспитывает, как мы знаем, любовь к родине. Способы и средства воспитания патриотизма помогут тому, чтобы ребята перестали думать над литературными текстами, их анализировать — заниматься всеми теми филологическими излишествами, которые мешают прямолинейному тенденциозному идеологическому восприятию литературы как иллюстрации абстрактных идей и сборнику общих мест, клише и штампов.
«Мы очень сильно переоцениваем героизм и силу». Как воспитывать патриотизм на школьных уроках
Исходя из того, как я описал содержание предмета через его программу, измеряемым результатом изучения предмета, наверное, будет степень патриотичности выпускников. Возможно, составители программы предполагают, что она будет измеряться специальными тестами — наподобие того, как мы уже привыкли измерять антитела ИФА или ПЦР. Наверное, предполагается проверять, в какой степени школьники усвоили все бесконечные клише и штампы, которыми заполнено содержание этого курса.
В общем, только развесистая клюква, только хардкор! Если русские традиции, то блины, если русская природа, то березки, трава и степи, если русский язык, то высокопарные рассуждения о драгоценности и исключительности, если русский характер, то только героический, а если война, то описанная в патетическом ключе плакатного подвига.
Рабочая программа по Русскому (родному) языку
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Матвеевская начальная общеобразовательная школа
на заседании МО Директор МБОУ
Протокол № ______ Харьковец Т В от “_31_” августа 2021 г. от “31_” августа 2021 г
по предмету «родной язык (русский)»
по программе «Школа России».
Автор: А.О.Александрова, С.И.Богданов,
Составитель: Краснова Ксения Алексеевна
Рабочая программа по учебному предмету «Русский родной язык» составлена на основе нормативных документов:
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об образовании);
• Федеральный закон от 03августа.2018 г. № 317-ФЗ «О внесении изменений в статьи 11 и 14 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»;
• Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 6 октября 2009 года № 373 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1576);
• приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (в редакции приказа Минобрнауки России от 31 декабря 2015 г. № 1577).
• положения об оформлении Рабочей программы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Лицей»
Рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа (1 час в неделю) 34 учебные недели в 3 классе.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по учебному предмету «Русский родной язык» для образовательных организаций, реализующих программы начального общего образования авторского коллектива: О.М. Ал ександрова, Л.А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В. Ю. Романова, Рябинина Л. А., О. В. Соколова
УМК авторского коллектива: О.М. Ал ександрова, Л.А. Вербицкая, С. И. Богданов, Е.И. Казакова, М.И. Кузнецова, Л.В. Петленко, В. Ю. Романова, Рябинина Л. А., О. В. Соколова
Учебник: Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И. Русский родной язык. 3 класс. Учебное пособие.- М.: Просвещение. 2019.
1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса……………………..4
2. Содержание учебного предмета, курса……………………………………………….6
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы…………………………………………………………………………….7
Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса
Русский язык: прошлое и настоящее
— распознавать слова, называющие природны е явления и растения ( образные названия ветра, дождя, снега; названия растений) ;
— распознавать слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, наз ывающие занятия людей ( ямщик, извозчик, коробейник, лавочник );
— распознавать слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие му зыкальные инструменты ( балалайка, гусли, гармонь) ;
— понимать значение устаревших слов по указанной тематике;
— различать эпитеты, сравнения;
— использовать словарные статьи учебника для определения лексического значения слова;
— понимать значение русских пословиц и поговорок, связанных с изученными темами
Ученик получит возможность научиться:
— употреблять фразеологические обороты, отражающие русскую культуру, менталитет русского народа, элементы русского традиционного быта в современных ситуациях речевого общения ;
— употреблять в современных ситуациях речевого общения пословицы, поговорки, крылатые выражения
— произносить слова с правильным ударением (в рамках изученного)
— осознавать смыслоразличительную роль ударения;
— различать по суффиксам различные оттенки значения слов;
-владеть нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных ( родительный падеж множественного числа слов) ;
— владеть нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) ;
— различать с уществительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа
Ученик получит возможность научиться:
— выявлять и исправлять в устной речи типичные грамматические ошибки, связанные с нарушением согласования имени существительного и имени прилагательного в числе, роде, падеже ;
— редактировать письменный текст с целью исправления грамматических и орфографических ошибок
Секреты речи и текста
— строить устные сообщения различных видов: развернутый ответ, ответ-добавление, комментирование ответа или работы одноклассника, мини-доклад;
— использовать в речи языковые средства для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации общения;
— соотносить части прочитанного или прослушанного текста: устанавливать причинно-следственные отношения этих частей, логические связи между абзацами текста;
— создавать тексты-рассуждения с использованием различных способов аргументации;
-создавать тексты-повествования (заметки о посещении музеев, о путешествии по городам; об участии в народных праздниках; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами);
Ученик получит возможность научиться:
— оценивать устные и письменные речевые высказывания с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
-давать оценку невежливому речевому поведению.
-использовать различные выделения в продуцируемых письменных текстах;
-знать основные способы правки текста (замена слов, словосочетаний, предложений; исключение ненужного, вставка);
-пользоваться основными способами правки текста.
— редактировать собственные тексты с целью совершенствования их содержания и формы;
-анализировать типичную структуру рассказа
Раздел 1. Русск ий язык: прошлое и настоящее (13 часов)
Слова, называющие природн ые явления и растения ( образные названия ветра, дождя, снега; названия растений).
Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей ( ямщик, извозчик, коробейник, лавочник ).
Слова, обозначающие предметы традиционной русской культуры: слова, называющие му зыкальные инструменты ( балалайка, гусли, гармонь ).
Названия старинных русских городов, сведения о происхождении этих названий.
Проектные задания: «Откуда в русском языке эта фамилия»; «История моего имени и фамилии» (приобретение опыта поиска информации о происхождении слов).
Раздел 2. Язык в действии (10 часов)
Как правильно произносить слова (пропедевтическая работа по предупреждению ошибок в произношении слов в речи).
Многообразие суффиксов, позволяющих выразить различные оттенки значения и различную оценку, как спе цифика русского языка ( книга, книжка, книжечка, книжица, книжонка, книжища; заяц, зайчик, зайчонок, зайчишка, заинька и т. п.) (на практическом уровне).
Специфика грамматических кат егорий русского языка ( категории рода, падежа имён существительных). Практическое овладение нормами употребления отдельных грамматических форм имен существительных. Словоизменение отдельных форм множественного числа имен существительных ( родительный падеж множественного числа слов) (на практическом уровне). Практическое овладение нормами правильного и точного употребления предлогов, образования предложно-падежных форм существительных (предлоги с пространственным значением) (на практическом уровне). Существительные, имеющие только форму единственного или только форму множественного числа (в рамках изученного).
Совершенствование навыков орфографического оформления текста.
Раз дел 3. Секреты речи и текста (11 часов)
Особенности устного выступления.
Создание текстов-повествований: о путешествии по городам; об участии в мастер-классах, связанных с народными промыслами.
Создание текстов-рассуждений с использованием различных способов аргументации (в рамках изученного).
Редактирование предложенных текстов с целью совершенствования их содержания и формы (в пределах изученного в основном курсе).
Языковые особенности текстов фольклора и художественных текстов или их фрагментов (народных и литературных сказок, рассказов, загадок, пословиц, притч и т.п.).
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы