Какие типы текста вы знаете чем они различаются

Типы текста

Тексты бывают трёх типов:

К такому тексту можно задать вопросы: какой? какая? какое? как выглядит? в чём его особенность?

На камне греется ящерица.

Ящерка небольшая, сантиметров десять от острой головки до кончика хвоста. Спинка оливкового цвета с рисунком из разноцветных пестринок. Лапки более коричневого оттенка. А шейка светлая, почти белая.

К такому тексту можно поставить вопросы: почему? что из этого следует?

В тексте-рассуждении можно выделить три части:

Не спешите брать птенцов домой!

Почему нельзя брать птенчика домой?

Во-первых, многие из этих птенцов на самом деле не выпали из гнезда, а покинули гнездо, не научившись летать. Такое происходит, чтобы хищники не разорили всё гнездо целиком. Птенчики прячутся в укромных уголках и ждут, пока родители их покормят.

Во-вторых, несведущий человек не сможет выкормить птенца в домашних условиях. Такое занятие требует многих знаний, терпения и ответственности.

Поэтому не стоит спешить и брать птенцов домой.

К такому тексту можно поставить вопросы: кто? что? что случилось? что происходит? когда это произошло? что будет потом?

Рано утром мы с сестрой пошли в лес за ягодами. Тропинка вела нас всё дальше и дальше в зелёный загадочный лес. На опушке мы разбрелись в разные стороны, чтобы набрать ягод.

Собирая ягодку за ягодкой, я поднял голову и увидел в кустах маленького лисёнка. Я замер с вытянутой рукой и старался рассмотреть его получше. Никогда раньше я не видел лисёнка в живую! Редкий гость тоже смотрел на меня бусинками своих глаз. Не знаю, сколько мы смотрели друг на друга, но вдруг сестра окликнула меня. Лисёнок тут же исчез в зарослях, как будто его и не было.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Типы текстов. Их отличительные признаки

Каждому из нас очень часто приходится излагать свои мысли письменно. Вместе с навыками письменной речи развивается память, логическое и образное мышление, волевые качества: усидчивость, терпение — все это необходимо человеку любой профессии.

Человек, будучи по своей природе существом социальным, не может жить вне связи с другими людьми: он должен советоваться, делиться мыслями, переживаниями, сопереживать, искать понимания. Речь – основа всякой деятельности, средство коммуникации. В целом речь – это основополагающий фактор в становлении человеческой личности. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказать свои мысли.

Успехи учащихся в связной речи обеспечивают и в большей мере определяют успех в учебной работе по всем предметам.

Проблема развития речи младших школьников является одной из самых актуальных в современной методике русского языка в начальных классах.

Работа по развитию речи осуществляется на уроках русского языка и на специальных уроках по развитию связной речи.

В содержание ее входит:

– воспитание произносительной культуры речи учащихся с учетом фонетических закономерностей языка, усвоение норм и правил выразительного чтения;
– лексическая работа, обеспечивающая обогащение словарного запаса учащихся и требующая определенных знаний из области лексики и фразеологии, а так же из области лексической стилистики;
– работа над предложением и словосочетанием, в основе которого лежит глубокое и систематическое изучение грамматики, раскрывающий законы связи слов и строения предложений, а также усвоение норм синтаксической стилистики;
– развитие навыков связной устной и письменной речи.

Связная речь характеризуется смысловой, структурной и языковой связью частей. Основной единицей связной речи является текст. Смысловая цельность – один из важных признаков текста. Цельность текста заключается в его смысловом и тематическом единстве. Цельность тексту придают тема и его основная мысль (т.е. та коммуникативная цель, которую преследует автор, его замысел, то главное, что он хотел сказать). Тема нередко обозначается в начале текста, основная же мысль, как правило, извлекается из его содержания.

Связность текста достигается за счет таких морфологических средств, как местоимения (личные и указательные), местоименные наречия, союзы и союзные слова, частицы, вводные слова, синонимы, антонимы, однокоренные слова.

На уроках русского языка в начальной школе, ученики узнают, что речь бывает трех типов: описание, повествование, рассуждение в зависимости от их построения, содержания и замысла автора. Полноценное владение письмом – это владение письменной речью как средством общения и самовыражения, и основное внимание следует уделять формированию умения свободно общаться посредствам письменной речи, излагать в соответствии с её законами, правилами свои мысли и чувства.

В письменной речи действуют свои законы и правила, касающиеся выбора слов, построения предложений и текста в целом. Эти законы и правила усваиваются постепенно, в процессе специального обучения, важной частью которого является написание изложений и сочинений.

В тексте повествовательного типа говорится о следующих друг за другом событиях. Повествовательный текст создается с целью сообщить о сменяющихся действиях. К нему можно задать вопросы: «Что случилось?», «Что произошло?». Модель текста-повествования включает три части (начало действия, его развитие и завершение действия). Первая часть включает обычно указание на героев рассказа, место или время действия, может начинаться со слов однажды, как-то раз и др. Вторая, основная, часть может отделяться от первой словами вдруг, неожиданно и др. Фрагменты внутри основной части нередко выделяются с помощью слов затем, потом и др., там где происходит смена героев или начинается новый этап в развитии событий. Заключительная часть содержит сообщение о развязке и, как правило, соотносима с первой частью.
Содержанием текстов-рассуждений является установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями действительности. Полное рассуждение состоит из трех частей. В первой – содержится утверждение (тезис), которое нужно доказать. Во второй – приводятся аргументы (доказательства, доводы, примеры) необходимые для обоснования высказанной мысли. В третьей – содержится вывод. Иногда вывод как самостоятельная часть текста может отсутствовать, если он совпадает с тезисом. Средствами связи первой и второй частей рассуждения могут быть и союзные слова типа потому что, оттого что, так как, поскольку, ибо и др. Для исследования текста-рассуждения можно воспользоваться следующими этапами исследования:
– постановка проблемы;
– выдвижение гипотезы (предполагаемого решения проблемы);
– описание хода исследования;
– описание полученных фактов и их объяснение;
– вывод.

Текст-описание создается с целью сообщить признаки того или иного явления действительности (предмета, живого существа, окружающей среды). К такому тексту можно задать вопросы: «каков предмет?», «каково ему?», «каково вокруг?».

Для разграничения различных типов текста нередко используется прием «фотографирования». В соответствии с этим приемом для повествования необходимо несколько фотографий, где отражены все основные этапы развития действия. Для описания достаточно одной фотографии, но большой, чтобы была возможность рассмотреть не только предмет в целом, но и его отдельные детали, признаки. Рассуждение не может быть отражено в фотографиях, так как содержит сообщение о скрытых от внешнего наблюдения причинно-следственных связях.

Младший школьный возраст считается наиболее благоприятным периодом для становления и совершенствования культуры речи. Высокая языковая восприимчивость, большая склонность к подражанию способствуют успешной организации работы по развитию речи в начальных классах. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможность в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми. Уже в начальных классах ученики учатся писать сочинение на определенную тему, и это умение –одно из важнейших условий получения полного среднего образования. Научиться писать сочинения не так уж и сложно. Важную роль в этом играет чтение и истолкование художественных произведений, которые являются образцами, овладение необходимыми теоретическими сведениями из области литературы и русского языка, выполнение различных письменных работ, в том числе сочинений.

Совершенно справедливо школьное сочинение считается творческой работой, потому что ученик создает свой оригинальный текст.

Сочинение Зайцевой Анастасии «Золотая осень», МОУ СШ №129, г. Волгоград, 3 класс.

Золотая осень.

Осень разноцветная и разнообразная. Деревья нарядились как на маскарад – в красный, желтый, зеленый и золотой цвета. Красавицы березки стоят в желтых сарафанах и красных туфельках с зелеными бантиками. Осины в золотых платьицах в зеленый горошек, а их желтые туфельки с позолоченной полоской так и блестят на солнышке. Сумочки у них багряные с ажурными кружевами. Важные и могучие дубы собрались вместе. Они в желтых костюмах, зеленых лакированных туфлях и красных парадных цилиндрах. Скоро пропадет их пестрый наряд и заснут долгим крепким сном до весны.
Грустно сознавать, что скоро закончится эта дивная пора. Но время не остановить.

Построение текста: вступление (Осень разноцветная и разнообразная) плавно соединяется с, так называемой, основной частью. (Деревья нарядились как на маскарад. ). Порядок частей не является строго заданным и объединение частей допустимо в данном типе текста. И в конце автор дает оценку своим переживаниям. (Грустно осознавать, что скоро закончится. Но время не остановить). Логичное изложение мыслей. Первое предложение – как НИТЬ и на него нанизываются жемчужины – признаки предмета и с каждым предложением образ картины вырисовывается все ярче. В тексте использована параллельная связь предложений, когда все предложения созданного текста связаны с общей темой (в данном случае «Золотая осень»). Этот вид связи наиболее активно используется при создании текстов-описаний. Связность достигнута введением вводного сочетания слов (грустно осознавать). Основная мысль была соотнесена с темой текста «Золотая осень». Автор умело передал красоту этого времени года, употребляя выразительные средства языка (деревья наряжаются, важные и могучие дубы собрались вместе – олицетворение, эпитеты: красавицы-березки в желтых сарафанах, осины в золотых платьицах, в красных парадных цилиндрах дубы. ).

Структурирован текст с опорой на ключевые слова: осень, деревья, красавицы-березки, осины, могучие дубы, дивная пора. Скорее всего, мы рассматривали одну фотографию – картину «Золотая осень». В данном случае, текст-описание.

Сочинения являются наилучшим средством, которое оживляет уроки русского языка, увлекает учащихся, на деле показывает им богатейшие возможности языка и необходимость его тщательного изучения ради выражения своих мыслей и чувств.

1. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: Просвещение, 1997.
2. Тимофеева О.В. Совершенствование речевой культуры у учащихся 3 класса. – Волгоград: Издательство «Панорама», 2006.
3. Узоров О.В. Практическое пособие по развитию речи / – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004.

Источник

Как определить, к какому типу речи относится текст

Что такое типы речи, и какие функции они выполняют

Любой текст имеет назначение, выполняет функцию. От функции текста зависит его содержание, структура и языковое оформление. В русском языке существует три функциональных типа речи.

Чтобы различать типы речи, нужно знать их признаки.

Что такое повествование

Повествование — это изложение последовательности событий.

Цель — передать информацию о ряде происходящих друг за другом, логически связанных действий. К такому тексту можно задать вопрос: «что происходит?».

В структуру текста-повествования входят:

Повествовательный текст не всегда начинается с завязки. Развитие событий может происходить и в обратном порядке: сначала автор сообщает итог, а затем то, что к нему привело. Иногда отсутствует кульминация.

Кот попался этим же вечером. Он украл со стола кусок ливерной колбасы и полез с ним на березу. Мы начали трясти березу. Кот уронил колбасу, она упала на голову Рувиму. Кот смотрел на нас сверху дикими глазами и грозно выл. Но спасения не было, и кот решился на отчаянный поступок. С ужасающим воем он сорвался с березы, упал на землю, подскочил, как футбольный мяч, и умчался под дом. (К. Паустовский)

Что такое описание

Описание — это изображение объекта или явления с помощью перечисления его признаков. Текст может описывать как пейзаж, внешность человека, интерьер, так и эмоциональное состояние или характер.

Цель — создать образ предмета, передать впечатление от него. Текст-описание отвечает на вопрос: «какой?».

Структура описания включает:

В некоторых текстах-описаниях структурные элементы могут меняться местами. Например, в загадке автор сначала описывает предмет, а называет его только в конце.

Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет четырнадцать. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувеселой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нем была пестрая ситцевая рубаха с желтой каемкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках; на голубеньком поясе висел гребешок. Сапоги его с низкими голенищами были точно его сапоги — не отцовские. (И. Тургенев)

Что такое рассуждение

Рассуждение — это структурированные, аргументированные размышления автора о предмете.

Цель — доказать или опровергнуть идею. Такой текст отвечает на вопрос: «почему?».

Для рассуждения важна четкая структура:

Самая большая ценность народа — это язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения — только окрашивают то, что мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но мысли наши все формулируются языком

.Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит. (Д. Лихачев)

Особенности языкового оформления разных типов речи

Каждый тип речи имеет особенности языкового оформления. Они вытекают из основной функции текста.

Повествование динамично, поэтому в нем много глаголов (особенно прошедшего времени совершенного вида), наречий. Часто встречаются слова, указывающие на временную последовательность: тогда, затем, в то время как. Порядок слов в предложениях прямой. Используются простые или составные глагольные сказуемые, однородные сказуемые.

Описания статичны, действие в них почти отсутствует. Поэтому самые распространенные части речи — существительные, прилагательные и наречия. Глаголы употребляются в форме настоящего времени несовершенного вида. Используются назывные и неполные предложения, предложения с обратным порядком слов. Сказуемые чаще всего составные именные. В большом количестве встречаются определения и обстоятельства места. Для текстов-описаний характерно использование тропов: эпитетов, метафор, сравнений и т.д.

Для рассуждений характерно использование абстрактной лексики. Часто используются сложноподчиненные предложения с обособленными конструкциями: вводными словами, обстоятельствами, деепричастными и причастными оборотами. Могут встречаться риторические вопросы.

Типы и стили речи: в чем различия

Понятие «тип речи» часто путают со «стилем речи».

Различить их просто. Тип текста определяется его целью, функцией. Стиль речи — это совокупность языковых средств и способов их использования. Иными словами, тип речи отвечает на вопрос: «зачем?», а стиль — на вопрос: «как?».

Тип и стиль речи не связаны непосредственно. Например, текст-описание может относиться к художественному стилю (стихотворение в прозе), а может — к научному (статья в справочнике).

Источник

Типы речи и их признаки, примеры

Какие типы текста вы знаете чем они различаются. Смотреть фото Какие типы текста вы знаете чем они различаются. Смотреть картинку Какие типы текста вы знаете чем они различаются. Картинка про Какие типы текста вы знаете чем они различаются. Фото Какие типы текста вы знаете чем они различаются

Типы речи — вопрос, с которым столкнетесь в школьном или вузовском курсе языкознания, а также при подготовке к ЕНТ. Разные способы изложения текста способны акцентировать внимание на предмете, событии, определенном высказывании. Правильно оформлять высказывание и различать виды текстов помогут сведения о типах речи, их признаках, а также примеры.

Типы речи: что это, виды, признаки

Типы речи в русском языке подразделяются на описание, повествование и рассуждение. Каждый вид имеет определенный характер выражения мысли и порядок изложения содержания. Эти типы речи представлены в разных стилях, за некоторыми исключениями даже в официально-деловом.

Типы речи — это способ изложения, который использует автор, чтобы передать свои мысли и наблюдения. Какие типы речи бывают? В зависимости от композиционных особенностей и цели различают такие виды:

Описание

Какие типы текста вы знаете чем они различаются. Смотреть фото Какие типы текста вы знаете чем они различаются. Смотреть картинку Какие типы текста вы знаете чем они различаются. Картинка про Какие типы текста вы знаете чем они различаются. Фото Какие типы текста вы знаете чем они различаются

Описание как тип речи используется для рассказа об особенностях предмета, живого существа или природной стихии. Его цель — охарактеризовать объект. Чтобы составить описание, достаточно просто ответить на вопрос — каков предмет или человек?

Для составления описания необходимо знать некоторые особенные признаки данного типа речи. Вот в чем особенности текстов такого рода:

Как правило, описывают людей, животных, различные места, природные явления и стихии, состояние человека, предметы интерьера, технику и многое другое.

Различают такие подвиды описаний, как:

Как определить тип речи описание среди других коммуникативных форм? Обратите внимание на композицию. Такой текст состоит из трех частей:

Главная задача — ознакомить читателя с объектом описания, чтобы тот узнал о его особенностях, исключительных чертах, происхождении, предназначении и прочих признаках.

Повествование

Если задача автора привлечь внимание и рассказать о действиях, которые совершает объект, тогда рождается повествование. Главное — придерживаться определенной последовательности в изложении.

Повествование — это тот тип речи, который отвечает на вопросы — что, когда и с кем произошло? Определить, что такое повествование, помогут такие признаки:

Повествование отличается четкой композиционной структурой:

Повествование еще бывает:

Если подытожить, то представленный тип речи — это обычная история, которая передает в линейном изложении ход событий. Читатель поймет, с чего история началась, как она развивалась и чем закончилась.

Какие типы текста вы знаете чем они различаются. Смотреть фото Какие типы текста вы знаете чем они различаются. Смотреть картинку Какие типы текста вы знаете чем они различаются. Картинка про Какие типы текста вы знаете чем они различаются. Фото Какие типы текста вы знаете чем они различаются

Повествование — это обычная история: Pixabay

Рассуждение

Как еще можно назвать монолог? Рассуждением, поскольку такой тип речи предусматривает словесное изложение мысли автора. Оно сопровождается объяснением и подтверждением умозаключений.

Рассуждение — тип речи, в котором автор в максимально емкой форме пытается раскрыть мысль, донести свою позицию до читателя. Размышляющий приводит примеры, аргументирует свои утверждения, пытается передать полет мысли. Такой текст ответит на вопросы — почему и зачем?

Перечитывая множество текстов-рассуждений, увидите следующие отличительные черты:

Композиционная особенность текста-рассуждения проявляется в трехчленном построении. В рассуждении есть:

Представленный тип речи в зависимости от цели бывает:

Тип речи: примеры

Какие типы текста вы знаете чем они различаются. Смотреть фото Какие типы текста вы знаете чем они различаются. Смотреть картинку Какие типы текста вы знаете чем они различаются. Картинка про Какие типы текста вы знаете чем они различаются. Фото Какие типы текста вы знаете чем они различаются

Разобраться с типами речи помогут примеры: Pixabay

Теперь наглядно убедимся в разнице между тремя типами речи. Для этого приведем примеры:

Описание: пример

Как пишется текст описание? Пример поможет в этом разобраться:

Розовый куст, на котором расцвела роза, рос в небольшом полукруглом цветнике перед деревенским домом. Цветник был очень запущен, сорные травы густо разрослись по старым, вросшим в землю клумбам и по дорожкам, которые уже давно никто не чистил и не посыпал песком. Деревянная решетка совсем облезла, рассохлась и развалилась, пики растащили для игры в солдаты деревенские мальчишки. В дальнем углу цветника стояла ржавая бочка, наполненная грязной дождевой водой. Бочкой давно никто не пользовался, так как поливать было некому, да и нечего. Детские качели, на которых когда-то было весело и шумно, сиротливо и грустно скрипели, жалуясь ветру… Крапива занимала целый угол цветника. Она служила фоном для нежного и роскошного цветка розы. (В. Гаршин).

Повествование: пример

Теперь подробнее рассмотрим, что такое повествование. Пример в этом поможет:

В этом году весна началась поздно. Буквально за три дня снег, который заполонил местные просторы, превратился в ревущие водные потоки. Спустившись по многочисленным оврагам с гор, они направились вниз, и река, умолкнувшая на всю зиму, закованная в двухметровую толщу несокрушимого, казалось бы, льда, в одну ночь вскрылась и пробудилась от спячки.

Громовые раскаты лопающихся ледяных громадин прокатились над рекой. Освобожденная от оков, она двинулась навстречу потокам, соединилась с ними, затопляя все, что было выше ее уровня: поляны, огороды и ближние избы.

Луга превратились в моря. Там плавали не только дикие утки, но и перелетные лебеди. (М. Алексеев).

Текст рассуждение: пример

Рассуждение отличается от предыдущих типов речи, что наглядно продемонстрировано в примере:

Без багажа знаний, без развитого кругозора человеку нельзя двигаться дальше. В наше время человеческая красота проявляется в его интеллектуальном уровне и широком круге интересов. Такого человека еще называют гармонически развитым.

Сторонниками утверждения гармонии считаются Леонардо да Винчи и Лев Толстой. Они были похожи тем, что испытывали жажду ко всему неизведанному, имели широкий круг увлечений и глубокую связь с жизнью.

Леонардо да Винчи был сторонником свободы, за которую всячески боролся, и стал первооткрывателем в некоторых областях знаний. Да Винчи — великий художник, писатель, астроном и ботаник.

Страсть Льва Толстого — языки мира. Он знал украинский, латинский, английский, французский, греческий, итальянский, немецкий и даже церковнославянский языки. Этот человек также был мастером в укладке печи и кошении травы.

Наши знания имеют свойство накапливаться постепенно. Даже самые поверхностные познания можно улучшить — просто не нужно лениться. Воспитывайте в себе страсть к чему-то новому. Если даже не попробовать, то, как можно понять, что та или иная область знаний заставит нас проснуться от обыденного существования. Расширяйте кругозор, живите так, чтобы каждый день преподносил что-нибудь новое и интересное. (С. Коненков).

На практике встречается множество текстов, в которых совмещены несколько типов речи. Представленные сведения из статьи помогут легко распознать описание, повествование и рассуждение. Примеры наглядно проиллюстрируют их особенности.

Какие типы текста вы знаете чем они различаются. Смотреть фото Какие типы текста вы знаете чем они различаются. Смотреть картинку Какие типы текста вы знаете чем они различаются. Картинка про Какие типы текста вы знаете чем они различаются. Фото Какие типы текста вы знаете чем они различаются

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

Источник

Какие бывают и как определить стили и типы текста

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru.

Изучением стилей русского языка занимается особая лингвистическая дисциплина – культура речи, а языковые особенности разных стилей и их воплощение в речи исследует стилистика.

Чтобы разобраться в том, какие бывают стили текста, нужно дать определения такому понятию, как «стиль».

Какие типы текста вы знаете чем они различаются. Смотреть фото Какие типы текста вы знаете чем они различаются. Смотреть картинку Какие типы текста вы знаете чем они различаются. Картинка про Какие типы текста вы знаете чем они различаются. Фото Какие типы текста вы знаете чем они различаются

Стили текста в русском языке

Слово «стиль» происходит от греческого «стилос». Так называлась палочка для письма, а если точнее – для выцарапывания букв на глиняной дощечке. Постепенно стилем начали именовать саму манеру письма.

Сегодня термин стал универсальным: мы используем его, говоря о музыке, литературе, живописи, архитектуре, дизайне, моде, да и просто о поведении человека.

Стилем в настоящее время принято называть набор признаков, которые соотносятся с тем или иным периодом истории и культуры, актуализируясь в современном искусстве и быте.

Язык неоднороден, как любое явление человеческой культуры. В живой речи мы используем разные языковые средства, выбирая то, что нам необходимо в каждом конкретном случае.

Чтобы понять, что такое стили текста, представьте свой гардероб. Вряд ли вы будете заниматься спортом в смокинге. И бьюсь об заклад, что вы не придёте на выпускной экзамен в купальнике. Мы одеваемся так, как того требуют обстоятельства. У любого предмета одежды есть цель: удобство, практичность, акцентировка важных элементов образа.

Так происходит и в языке: мы выбираем простые или сложные предложения, высокую или сниженную лексику, в зависимости от речевой ситуации, от наших коммуникативных задач.

Какие есть стили текста?

В школьном курсе русского языка традиционно выделяют пять стилей речи: научный, публицистический, официально-деловой, разговорный и художественный.

У каждого из них есть свой набор признаков, о которых мы поговорим подробней.

Научный стиль текста

Текстами научного стиля считаются материалы исследований, опубликованные в специальной литературе. Это могут быть статьи, тезисы, доклады, рефераты, диссертации, очерки.

Главная задача текстов этого стиля – максимально точно сформулировать научную идею, передать информацию, научить читателя чему-то новому или опробировать результаты исследования.

Внутри научного стиля выделяется три подстиля:

Помогут описать собственно научный стиль примеры текстов: статьи, патенты, тезисы и другие опубликованные результаты изысканий, предназначенные для распространения в узко научной среде (тематических сборниках, материалах научных конференций, базе диссертаций).

Такие тексты богаты сложной научной терминологией, пояснять которую не нужно (так как она известна каждому специалисту в данной области). Научные тексты строго структурированы, логически выстроены, безэмоциональны, объективны. Лексика этого стиля общелитературная и специальная.

Научно-учебный подстиль – это язык учебников, лекций, пособий. Здесь автор и читатель существуют уже не на равных, а в отношениях «учитель-ученик». Термины, которые использует лектор или автор пособия, обязательно расшифровываются.

Каждое явление иллюстрируется рядом примеров. Синтаксис таких текстов заметно проще, чем в произведениях собственно научного стиля с его сложноподчинёнными конструкциями. Как элемент привлечения внимания, допускаются нотки юмора, живой разговорной речи (в устном контексте), разнообразие интонаций изложения.

Научно-популярный подстиль наиболее демократичен. Его задача – донести научные знания до максимально широкой, не всегда подготовленной аудитории. Синтаксис текстов становится максимально простым, могут использоваться художественные образы, аллегории.

Статья о стилях и типах текста, которую я вам сейчас предлагаю, как раз относится к этому подстилю.

Публицистический стиль текста

Среди других стилей текста публицистический можно назвать самым подвижным, активным, быстро меняющимся.

Он призван донести до людей самую актуальную информацию, в кратчайший срок поделиться полезными сведениями, призвать к действию – то есть, так или иначе, воздействовать не только на разум читателей и слушателей, но и на их эмоции.

Внутри публицистического выделяют следующие стили текста:

Лексика публицистического стиля представляет собой синтез научной и разговорной речи.

Так как публицист взаимодействует с обществом, ему приходится активно использовать термины политики, социологии, культурологии. В то же время выступления такого оратора должны быть доступными абсолютно для всех слоёв населения, поэтому в ход идут пословицы, поговорки, шутки, афоризмы.

Язык публицистики — эмоциональный, направленный адресно к каждому слушателю или читателю. Он призван вызвать живую реакцию, яркий и мгновенный отклик.

Официально-деловой (канцелярский) стиль

Тексты этого стиля существуют в рамках документооборота.

Их задача – уложить любую жизненную историю в готовую канцелярскую схему. Это необходимо для решения юридических и финансовых вопросов, которые рассматривают аспекты правовых отношений в различных жизненных ситуациях.

К примеру, если вы хотите перейти в другую школу, ваши родители пишут заявление на имя директора. Если вы пропустили занятие, придётся составить объяснительную записку. А в случае недовольства обслуживанием в сервисном центре может возникнуть желание оставить жалобу.

Какие бывают тексты делового характера? Резюме, анкета, заявление, прошение, официальное обращение, объяснительная, донос – всё это жанры официально-делового стиля.

У каждого из них существует образец, отступать от которого не следует. Если в объяснительной вы начнёте в красках расписывать собаку, которая съела домашнее задание, учитель, конечно, посмеётся, но в качестве оправдательного документа такой текст не сработает.

Вот основные черты текстов официально-делового стиля:

Тексты канцелярского стиля прямо противоположны художественным текстам. Более того, канцеляризмы разъедают душу художественного (да и публицистического) текста. Помните об этом, когда пишите сочинения и вспоминаете, какие стили текста бывают в русском языке.

Художественный стиль текста

Вершина литературного языка – художественный текст. К нему относятся литературные произведения разных видов и жанров: романы, повести, рассказы, баллады, стихотворения, поэмы и многое другое.

Для того, чтобы рассказать о предмете, человеке или явлении так, чтобы они забрались в самое сердце читателя, писатель пользуется художественными образами. Для их создания существует множество средств художественной выразительности: метафоры, сравнения, эпитеты, олицетворения, гиперболы, литоты, синекдохи, метонимии.

Каждое слово в художественном тексте живёт особой жизнью. Оно незаменимо и значимо. Если переставить местами строчки в стихотворении Пушкина или пропустить описание природы в романе Тургенева, часть авторского замысла ускользнёт от читателя, обаяние текста развеется.

Писатели трудятся над своими произведениями в течение многих дней, месяцев, лет, подбирая единственно верные слова, интонации, образы. Вот почему любимые рассказы и стихи так глубоко трогают нас, остаются с нами на всю жизнь.

Стили художественного текста зависят от индивидуально-авторской манеры каждого писателя, поэтому в литературоведении и лингвистике принято говорить о языке и стиле Пушкина, Бунина, Набокова и т.д.

Разговорный стиль

Не все лингвисты считают, что нужно рассматривать разговорную речь как отдельный стиль. Она существует преимущественно в устной форме, имеет такие жанры, как беседа, диспут, спор, ссора, диалог.

Письменным образцом разговорного текста может считаться записка, смс-сообщение, письмо (бумажное или электронное), реплика в чате. Одним из древнейших образцов стиля в России считаются берестяные грамоты, обнаруженные академиком А.З.Зализняком при раскопках Великого Новгорода.

Разговорный стиль прост по своей синтаксической и морфологической структуре, богат просторечиями, сниженной лексикой, эмоционально окрашенными словами. В разговорной речи нет деепричастий и причастий. Предложения короткие, ёмкие, речевые средства расходуются очень экономно.

Стилистический анализ текста

Чтобы определить стилистическую принадлежность текста, необходимо проанализировать его по следующему плану:

Ответ на вопрос «Как определить стиль текста?» будет неполным, если мы забудем об эмоциональном аспекте. Если текст сухой и безэмоциональный, перед нами научный или официально-деловой стиль, если живой и образный – разговорный или официально-деловой.

Тип текста

В заключение нужно добавить, что тексты делятся на три типа:

Если вы не знаете, какие бывают типы текста, оцените, что происходит с героем и сюжетом.

Когда рассказчик излагает историю, перед нами повествование. Если яркого сюжета нет, но автор рисует образ-картинку, это описание. Если в тексте присутствует факт, за которым следуют анализ и вывод, тип текста – размышление.

Надеемся, что теперь у вас сложилось полное представление о том, какие бывают стили текста в русском языке.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (2)

Круто, конечно, что есть столько разных стилей у текста, но в наше время было бы хорошо, если бы люди хотя бы писали грамотно.

В сети такой глупости и безграмотности начитаешься, что говорить о стиле вообще смысла нет. По-моему, такое понятие, как «стиль» написания текста уже давно осталось в обиходе только критиков и культуроведов. Остальные пишут как попало.

Каким бы ни был стиль повествования, важно чтоб в нем было как можно меньше воды. Это делает бессмысленным даже научный труд с большим количеством сложных терминов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *