каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык

Новости

Основы содержания курса «Русский родной язык»

Любой существующий язык, являясь основным средством общения, выполняет ещё одну очень важную функцию — функцию родного языка для определённой нации. Русский язык является родным для русского народа.

Согласно приказу Федерального Министерства образования и науки от 31 декабря 2015 г. в Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) внесены изменения, предусматривающие выделение предметных областей «Родной язык и литературное чтение на родном языке» и «Родной язык и родная литература» как самостоятельных и обязательных для изучения. На этом основании Госдумой РФ принят законопроект об изучении родных языков, предполагающий изучение русского языка как родного. Данный документ одобрен решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию от 31 января 2018 г.

В Примерной программе, разработанной на основе требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по учебному предмету «Родной (русский) язык», входящему в образовательную область «Родной язык и родная литература», раскрываются цели изучения русского родного языка, дана общая характеристика курса, определяется место учебного предмета «Родной (русский) язык» в учебном плане, раскрываются основные подходы к отбору содержания курса, характеризуются его основные содержательные линии. Курс русского родного языка преследует следующие цели: воспитание гражданина и патриота; совершенствование коммуникативных умений и культуры речи; расширение знаний о явлениях и категориях современного русского литературного языка; формирование и развитие умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты; развитие проектного и исследовательского мышления.

Программа устанавливает требования к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования по русскому родному языку на личностном, метапредметном и предметном уровнях, определяет примерное содержание учебного предмета «Родной (русский) язык», основные методические стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «Родной (русский) язык».

«Самой большой ценностью» назвал родной язык академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Родной язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей; основой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Изучение родного языка и владение им — это приобщение к культурно-историческому наследию своего народа, воспитание патриотизма и гражданственности, сознательного отношения к языку как явлению культуры, интереса и любви к нему.

Содержание обучения русскому родному языку соответствует содержанию основного курса, сопровождает и поддерживает его, однако носит больше практико-ориентированный характер. В соответствии с этим в программе выделяются следующие содержательные блоки: «Язык и культура», «Культура речи», «Речь. Речевая деятельность. Текст».

«Родной язык есть неистощимая сокровищница всего духовного бытия человеческого», — отмечал Ф. И. Буслаев.

«В языке могучей пружиной сжат тысячелетний опыт наших предков: их мысли, достижения, чувство прекрасного. С этим связано изучение русского языка в культуроведческом аспекте, основная направленность которого — «осознание учащимися феномена русского языка, его богатства, самобытности, национального своеобразия» (т. 2, с. 153). Формирование культуроведческой компетенции нацелено на осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязь языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка. «Язык, рассматриваемый как достояние всех говорящих на нём, в силу кумулятивной функции является подлинным зеркалом национальной культуры» (т. 4, с. 15). Кумулятивная функция — функция накопления общественного опыта и знаний — проявляется в возможности воспроизводить и сохранять знания. Благодаря языку становятся общим достоянием научные, религиозные, философские идеи, сохраняется преемственность поколений. Язык обеспечивает общение, взаимопонимание людей, он обслуживает все сферы человеческой деятельности, выступая одним из основных условий существования человеческого общества. Он создаётся и развивается обществом. Как явление социальное, язык — это достояние всех людей, принадлежащих к обществу.

Основой раздела «Культура речи» является овладение нормами современного русского литературного языка, основами речевого этикета.

Как известно, основой нормативности литературного языка является соблюдение определённых правил при отборе лексики, образовании грамматических форм, произношении и правописании. Норма, то есть общенародный образец, традиция употребления языка — явление историческое, обусловленное общим состоянием культурного развития народа и внутренними законами, по которым развивается язык. Языковые нормы считаются обязательными для всех говорящих на русском языке, они зафиксированы в словарях и справочниках. Владеть нормами русского литературного языка — значит уметь использовать единицы языка, уместные для той или иной сферы употребления.

В разделе «Речь. Речевая деятельность. Текст» представлено содержание, ориентирующее на совершенствование видов речевой деятельности и формирование текстовой компетенции, под которой понимается совокупность знаний, умений, навыков, способов текстовой деятельности.

Текстовая деятельность направлена на:

— формирование знаний обучающихся о действительности, умений отражать её в слове при текстообразовании и понимать на основе интерпретационной деятельности;

— проявление творческой индивидуальности в выборе жизненного материала и его отражении в слове;

— осознание индивидуального авторского стиля.

В качестве дидактического материала учащимся предлагаются образцы художественной речи (фрагменты из произведений А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, И. С. Тургенева, А. П. Чехова, авторов ХХ в. и др.), а также высказывания известных учёных, лингвистов, литературоведов (Д. С. Лихачёва, Ю. М. Лотмана, В. И. Даля и др.) о роли русского языка в формировании самосознания личности, любви к родине. Перечисление имён деятелей культуры, науки, искусства дают представление об объекте культуроведческой информации, предлагаемой учащимся. Кроме того, работа с культурно ориентированными текстами позволяет сопоставить описываемые явления русской духовной культуры с явлениями культур других народов.

В учебнике учтены концептуальные положения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Смотреть фото каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Смотреть картинку каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Картинка про каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Фото каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык

Авторский коллектив учебных пособий для 1–4 классов:
кандидат педагогических наук Л.В. Кибирева,
заслуженный учитель РФ Г.И. Мелихова,
В.Л. Склярова.

Авторский коллектив учебных пособий для 5–9 классов:
доктор педагогических наук Т.М. Воителева,
кандидат педагогических наук О.Н. Марченко,
доктор филологических наук Л.Г. Смирнова,
кандидат филологических наук И.В. Текучёва,
кандидат филологических наук, доцент И. В. Шамшин.

Содержание учебника нацелено на реализацию компетентностного подхода в обучении, то есть формирование и развитие коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций, личностно ориентированный подход, ориентацию на планируемые результаты обучения.

— предмет изучается как основа духовно-нравственного воспитания, как инструмент речевой деятельности и как системное явление;
— теория осваивается в деятельности;
— для ученика учебник является навигатором в информационном пространстве.

Учебник имеет следующие рубрики:

«Русь Великая» (великие имена, русские города).
«Говорим правильно».
«Диалог культур».
«Проверяем грамотность».
«Знаете ли вы, что…».
«Минутка для шутки».
«Русские пословицы».
(1. На чужой роток не накинешь платок. 2. Что написано пером, того
не вырубишь топором. 3. Слезами горю не поможешь. 4. Без труда не
вытащишь и рыбку из пруда.)
«Пословицы других народов».
(1. Без труда не получишь и медяка (финская). 2. Слезами горя не смоешь (тамильская). 3. Написанное на бумаге и боги не сотрут (греческая). 4. Язык на замок и кузнец запереть не может (финская)).

В основе содержания учебников лежит работа по усвоению видов речевой деятельности, связанной с восприятием речи (чтение, аудирование, наблюдение и анализ, предтекстовые и послетекстовые задания) и порождением речи (информационная переработка текста, создание собственного текста в устной и письменной форме).

В учебниках используется текстоориентированный подход.

Проблематика текстов упражнений:
— патриотизм;
— гражданственность;
— ценностная картина мира;
— выбор собственной образовательной траектории;
— социальная ответственность;
— осознание себя в мире людей;
— здоровье, безопасная жизнедеятельность;
— осознанный выбор профессии;
— героизм и геройство.

Формулировки заданий нацеливают учащихся на разнообразные формы деятельности:
«Прочитайте, запишите, расскажите…»;
«Докажите, сравните, сопоставьте…»;
«Что общего, в чём различия…»;
«Найдите, сгруппируйте…»;
«Выберите, сделайте вывод…»;
«Зачем нужно знать…»;
«Продолжите, пофантазируйте…»;
«Как вы думаете, …»;
«Почему, по вашему мнению, …»;
«Какой вывод можно сделать?».

В учебнике реализуются межпредметные связи. С этой целью предлагаются тексты с информацией из учебников географии, истории, биологии и др.

Большое место в учебнике занимают творческие упражнения (создание собственных текстов, сочинения) и проектные задания, которые предлагают учителю организовать работу как индивидуально, так и по парам, и в группах. Например, проекты «Интересные названия городов России», «Ты и твоё имя» и др.

Учебник красочно иллюстрирован, что способствует мотивации учащихся.

В заключение следует отметить, что обучение русскому родному языку является основой формирования познавательного интереса, любви и уважительного отношения к родному слову, к родной культуре, и в конечном счёте к воспитанию духовно-нравственной личности.

Источник

Анализ учебных пособий по преподаванию предмета «Родной (русский) язык»

Программа по предмету «Родной язык (русский)» под авторством Александровой О.М. реализуется в комплекте учебных пособий «Русский родной язык» для 1–4 классов (авторы: Александрова О.М., Вербицкая Л.А., Богданов С.И., Казакова Е.И., Кузнецова М.И., Петленко Л.В., Романова В.Ю., Рябинина Л.А, Соколова О.В. (№№ в ФПУ 3.1.1.1.22.1 – 3.1.1.1.22.4).

Пособия созданы в соответствии с примерной программой по учебному предмету «Родной язык (русский)» и предназначены для сопровождения и поддержки основного курса русского языка, обязательного для изучения во всех школах РФ.

Особое внимание уделяется совершенствованию коммуникативных умений и культуры речи, обеспечивающих владение русским литературным языком в разных ситуациях его использования.

Материал выстраивается спирально постепенным усложнением некоторых тем, последовательным выстраиванием других от класса к классу.

Все учебные пособия строятся по схожей структуре:

Первый раздел включает содержание, обеспечивающее расширение знаний об истории русского языка, о происхождении слов, об изменениях значений общеупотребительных слов. Данный блок содержит сведения о взаимосвязи языка и истории, языка и культуры народа, сведения о национально-культурной специфике русского языка, об общем и специфическом в языках и культурах русского и других народов России и мира.

Второй блок включает содержание, обеспечивающее наблюдение за употреблением языковых единиц, развитие базовых умений и навыков использования языковых единиц в учебных и практических ситуациях; формирование первоначальных представлений о нормах современного русского литературного языка, развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться словарями. Данный блок ориентирован на практическое овладение культурой речи: практическое освоение норм современного русского литературного языка (в рамках изученного); развитие ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни.

Третий блок связан с совершенствованием четырёх видов речевой деятельности в их взаимосвязи, развитием коммуникативных навыков младших школьников (умениями определять цели общения, адекватно участвовать в речевом общении); расширением практики применения правил речевого этикета. Одним из ведущих содержательных центров данного блока является работа с текстами: развитие умений понимать, анализировать предлагаемые тексты и создавать собственные тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.

Особое построение параграфа позволяет организовать познавательную деятельность учащихся:

Примеры для работы, тексты берутся не только из русских классической литературы, но и из различных видов словарей.

Система предметных рубрик углубляет материал параграфа, повышает его информативность, делает изучение материала более эффективным, активизирует интерес учащихся, связывает между собой материал разных наук (истории, культурологии, этнографии и т.п.). Рубрики реализуются в системе текстов:

Учебники иллюстрированы, информация представляется не только вербально, но и в системе схем, диаграмм, инфографики, ведется работа с нелинейными текстами. Используются облака тегов с целью обобщения изученного материала в параграфе.

Тексты упражнений посвящены:русским городам и литературным местам,национальной культуре,великим людям России, историческим памятникам и событиям,этикету.

Формулировки заданий нацеливают учащихся на разнообразные формы деятельности:

Источник

Ответы на тест по курсу: «Методика преподавания русского языка и литературы в образовательном учреждении». Русская и зарубежная литература.

Ответы на тест по курсу: «Методика преподавания русского языка и литературы в образовательном учреждении».

Какое изобразительно-выразительное средство использовал Н.В. Гоголь в названии поэмы «Мёртвые души».

В изложении известных по летописям событий автор «Слова о полку Игореве» не стремится к их последовательной и подробной передаче. Его внимание сосредоточено на описании четырех ключевых эпизодов, связанных с определенным местом. Укажите, с каким местом связан плач Ярославны.

Отметьте, какому историческому событию было посвящено «Слово о полку Игореве».

походу против половцев в 1185 г. новгород-северского князя

Укажите, какое произведение стало литературным дебютом Максима Горького:

24 сентября 1782 года считается днём рождения русской комедии. Укажите, премьера какого спектакля состоялась в этот день.

Расставьте в хронологической последовательности события из биографии и творческой деятельности А.С. Пушкина: 1.написание поэмы «Руслан и Людмила»; 2.Болдинская осень; 3.учеба в Царскосельском лицее; 4.ссылка в Михайловское

С чьей смертью связывают окончание «серебряного века»?

Отметьте, где ошибочно указано название главы произведения А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

Отметьте сатирическое(ие) произведение(ия) М.В. Ломоносова.

Отметьте верное утверждение:

Об этом произведении А.С. Пушкин писал: «Древняя Россия, казалось, найдена им, как

Н. Карамзин «История государства Российского»

Укажите, какую газету нашли генералы на острове в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Отметьте верное(-ые) утверждение(-ия) (все утверждения относятся к «Слову о полку Игореве»):

Отметьте название и автора своеобразной мифологической энциклопедии, которая объединяет 246 мифов в 15 книгах и более 12 тысяч стихов.

Отметьте все события, которые относятся к XVIII веку:

открытие Российской академии наук

деятельность кружка Феофана Прокоповича «Ученая дружина»

Подобно тому, как на иконе весь первый план занимают лик и очи, так и в литературе древнерусский писатель прославляет извечно ценные душевные качества. Отметьте эти качества:

Укажите, кто из поэтов называл себя «последним поэтом деревни

привлекательность земных радостей

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Смотреть фото каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Смотреть картинку каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Картинка про каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Фото каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Смотреть фото каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Смотреть картинку каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Картинка про каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Фото каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Смотреть фото каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Смотреть картинку каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Картинка про каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Фото каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Похожие материалы

Ответы на тест по курсу: «Методика преподавания русского языка и литературы в образовательном учреждении». Теория и методика обучения литературе.

Урок № 61 РАЗРЯДЫ НАРЕЧИЙ

Урок № 60 НАРЕЧИЕ: ОБЩЕЕ ЗНАЧЕНИЕ, МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ, СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ

Урок № 59 Тематическая Контрольная работа № 5 (диктант). Выразительное чтение вслух художественных и публицистических текстов

Методическая разработка. ИНТЕГРАЦИЯ ОЧНЫХ И ДИСТАНЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА (ТЕХНОЛОГИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ») СРЕДСТВАМИ ПРЕДМЕТОВ «РУССКИЙ ЯЗЫК» И «ЛИТЕРАТУРА»

Буква Оо. Мой алфавит.

Конспект урока по русскому языку по теме: Сочинение-описание «Первый снег»

Урок № 58 Обобщение и систематизация изученного по теме «Деепричастие». Морфологический разбор деепричастий

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5232220 материалов.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Смотреть фото каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Смотреть картинку каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Картинка про каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Фото каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык

В школе в Пермском крае произошла стрельба

Время чтения: 1 минута

каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Смотреть фото каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Смотреть картинку каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Картинка про каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Фото каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык

Минобрнауки намерено ввести углубленное изучение климата в вузах

Время чтения: 1 минута

каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Смотреть фото каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Смотреть картинку каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Картинка про каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Фото каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык

В школах Ростовской области осенние каникулы начнутся раньше срока

Время чтения: 1 минута

каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Смотреть фото каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Смотреть картинку каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Картинка про каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Фото каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык

Минпросвещения объявило конкурс «Учитель-международник»

Время чтения: 1 минута

каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Смотреть фото каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Смотреть картинку каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Картинка про каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Фото каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык

Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул

Время чтения: 1 минута

каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Смотреть фото каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Смотреть картинку каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Картинка про каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык. Фото каких текстов нельзя встретить в учебнике по изучаемому курсу родной русский язык

Голикова предложила объявить выходные с 30 октября по 7 ноября

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Актуальные вопросы преподавания родной (русской)литературы

Выступление Дзюбы Натальи Ивановны, учителя МБОУ Мишкинская СОШ, на августовской конференции учителей русского языка и литературы

Тема: «Актуальные вопросы преподавания родной (русской)литературы»(1,2,3,4)

Предметная область «Родной язык и родная литература» вошла в обязательную часть учебного плана российских школ. Многие вопросы, связанные с преподаванием предмета «Родной язык (русский)», за последний год сняты. Однако перед учителями-словесниками остро стоит вопрос о содержательном наполнении учебного предмета «Родная литература (русская)» и методике его преподавания. И это понятно: значительную часть школьного литературного канона традиционно составляют произведения именно русской литературы.

Сегодня мне бы хотелось рассмотреть основные вопросы: (5)

1) Чем этот курс отличается от основного курса «Литература»?

2) Какие эффективные приемы обучения можно использовать на уроках родной (русской) литературы?

3) Как проводить промежуточную и итоговую аттестацию?

4) Можно ли преподавать по региональным пособиям или вообще без них на краеведческом литературном материале?

5) Когда будут учебники?

Чем этот курс отличается от основного курса «Литература / литературное чтение»? (6)

Программа учебного предмета «Русская родная литература» ориентирована на сопровождение и поддержку учебного предмета «Литература», входящего в образовательную область «Русский язык и литература». Цели курсов литературного чтения на русском родном языке и русской родной литературы в рамках предметной области «Родной язык и родная литература» имеют свою специфику, обусловленную дополнительным по своему содержанию характером курса, а также особенностями функционирования русского языка и русской литературы в разных регионах Российской Федерации.

В основу курса «Русская родная литература» положена мысль о том, что русская литература включает в себя систему ценностных кодов, единых для национальной культурной традиции. Являясь средством не только их сохранения, но и передачи подрастающему поколению, русская литература устанавливает тем самым преемственную связь прошлого, настоящего и будущего русской национально-культурной традиции в сознании школьников.
Отличия курса «Русская родная литература» от основного курса литературы нашли отражение в подготовленной к представлению на заседании ФУМО (Федерального учебно-методического объединения) примерной программе по русской родной литературе.

Предлагаю ознакомиться с некоторыми положениями.

Примерная программа курса «Русская родная литература / литературное чтение на русском родном языке» включает произведения русских писателей, наиболее ярко воплотившие национальную специфику русской литературы и культуры, которые не входят в список обязательных произведений, представленных в примерных программах (ПООП ООО, ­ПООП НОО) по учебному предмету «Литература».

Программы построены на основе диалога культур и диалога искусств (русской литературы и выдающихся произведений зарубежной литературы, литературы народов России).
Объединяющим принципом для содержания предметов «Русский родной язык» и «Русская родная литература» является культурно-исторический подход к представлению дидактического материала. На его основе в программе учебного предмета «Русская родная литература» выделяются проблемно-тематические блоки, каждый из которых включает сопряженные с ним ключевые слова, отражающие духовную и материальную культуру русского народа в их исторической взаимосвязи.

Приемы обучения на уроках родной (русской) литературы (7)

В процессе преподавания родной (русской) литературы для решения задач ее изучения я использовала различные приемы, составляющие методологическую основу технологии развития критического мышления, технологии проблемного обучения и др. К таким приемам относятся чтение текста с остановками, составление «толстых» и «тонких» вопросов, синквейн, письмо по кругу, перепутанные логические цепочки, написание эссе, сорбонки и др.

На итоговом уроке по произведению «Вам и не снилось» Г. Щербаковой составляли синквейн на тему «Любовь». Это своего рода стихотворение, состоящее из пяти нерифмованных строк. Первая строка – название темы – любовь. Далее ребята дали два своих определения любви, назвали три действия, которые она совершает. Затем выразили свое отношение к любви. Заключительная строчка – слово-ассоциация с любовью. Ребята постарались и составили такие синквейны:

Любовь.
Несуществующая, безответная.
Является, воспламеняет, убивает.
Любовь зла…
Миф.

Любовь.
Лёгкая, ветреная.
Прилетает, окрыляет, надеется.
Любовь приходит и уходит.
Жизнь…

Любовь
Верная, волшебная.
Настигает, меняет, действует.
Любовь возникает внезапно.
Ответственность.

Составление «толстых» и «тонких» вопросов

«Толстые» вопросы, предполагающие неоднозначные ответы, учащиеся составляют друг для друга на уроках литературы уже не первый год, и всегда такой прием работает положительно. Умение отвечать на вопросы по прочитанному тексту относится к предметным результатам изучения «Родной (русской) литературы», поэтому достаточно часто использую вышеназванный прием. Проблемные вопросы обучающиеся составляют либо на уроке, например, при взаимоопросе, либо готовят их заранее дома в качестве домашнего задания.

«Толстые» вопросы для осмысления рассказа А.Н.Толстого «Русский характер»:

Что в рассказе А. Н. Толстого произвело на вас самое большое впечатление?

В чем проявилась человеческая красота героев рассказа?

Что говорится в рассказе о русском характере?

I группа: Обижала отца. Была злой. Сильно ругалась. Выливала помои на лужайку. Вредила соседям. Распускала сплетни. Очень плохая.

II группа: Жил с дочерью. Страдал от Нюшки. Над ним издевалась его дочь. Плохо питался. Часто недоедал. Жаловался на дочь соседям.

III группа: Интеллигентные люди. Возмущались поведением Нюшки. Сделали ей замечание. Спокойные и умные. Хотели помириться. Подарили Нюшке дрожжи.

Как проводить промежуточную и итоговую аттестацию?(8,9)

Итоговая аттестация по результатам изучения родных языков и литератур проводится, но не в форме ОГЭ, ЕГЭ. Результаты итоговой аттестации заносятся в документ, свидетельствующий об окончании одного из уровней образования. Образовательные организации самостоятельно определяют виды и формы промежуточной и итоговой аттестации.

Можно ли преподавать по региональным пособиям или вообще без них на краеведческом литературном материале?

Что понимается под краеведческой литературой?

Это могут быть произведения выдающихся местных писателей (региональная литература), например, поэзия Б.Голотина.

Это творчество писателей, не связанных с описываемым краем рождением, но чье пребывание в регионе отмечено созданием художественных текстов на местном материале (например, «Путешествие в Арзрум» А.С.Пушкина).

Это имена писателей, чье кратковременное пребывание на территории края не стало значимым как в их творческой биографии, так и в развитии местной культуры, но находит отражение на литературной карте региона и носит культуроведческий характер.

Конечно, вся эта литература очень интересна и является зачастую частью культуры родного края. Курс русской родной литературы должен представлять всю Россию.

Однако преподавать русскую родную литературу, основываясь только на краеведческом литературном материале, нельзя. Несмотря на то что краеведение, по словам Д.С.Лихачева, принадлежит к типу комплексных наук и приучает людей повышать свой культурный уровень, оно не может заменить чтение художественной литературы, как и пособия по региональной литературе не могут заменить учебных пособий курса русской родной литературы, но могут входить в содержание предмета.

Хотелось бы поговорить об учебниках и учебных пособиях. (10,11)

В 2019-2020 уч. году я преподавала «Родную русскую литературу» в 8 и 9 классах. Учебников не было. Для работы использовала следующие интернет-ресурсы:

* 1. http://www.edu.ru – образовательный портал «Российское образование».

* 2. http://www.school.edu.ru – национальный портал «Российский общеобразовательный портал».

* 3. http://www.ict.edu.ru – специализированный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании.

* 4. http://feb-web.ru- фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор».

* 8. http ://www.philologia.ru/ – учебный филологический ресурс, обучающий читать тексты художественной литературы в форме решения увлекательных задач.

* 9. http://www.filobraz.ru – «Школа юного филолога».

На данный момент учебников по родной (русской) литературе нет, но издательство «Просвещение» выпустило учебные пособия для 5 и 9 классов. (12)

Учебники находятся в работе. Далее планируется создание УМК, в которые будут входить методические пособия и поурочное планирование для каждого класса, сопровождающие учебную линию.

Таким образом, на часть непростых вопросов преподавания предмета «Русская родная литература» уже удалось получить ответы, но, безусловно, остались проблемы,связанные:
— с формированием учебного плана (однако вспомним: количество часов на изучение предметов школа определяет самостоятельно; в интересах учащихся можно углубить, расширить и увеличить количество часов на изучение того или иного предмета, в том числе родного языка (письмо Минобрнауки от 09.10.2017 №ТС-945/08);
— с оснащением школ учебниками ;
— с повышением квалификации учителей: как оценивать образовательные достижения учащихся по данным курсам, как не превратить курс в «дубль» существующего (для информации: в Институте стратегии развития образования РАО уже разработана и утверждена программа повышения квалификации, позволяющая учителям детально разобраться в особенностях курса).

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *