какой день считается днем рождения русской оперы
Увсех вас есть день рождения. Азнаете ли вы, что день рождения есть и у русской оперы? Это 27 ноября 1836 г. Вэтот день в Петербурге впервые прозвучала первая
Главная > Документ
Информация о документе | |
Дата добавления: | |
Размер: | |
Доступные форматы для скачивания: |
И все-таки Глинка настоял на своём: упросил отца отпустить его в Италию учиться музыке. Много пришлось ему потрудиться, чтобы овладеть композиторским мастерством. И вот восторженный приём его первой оперы, стал наградой за этот труд.
Окрыленный успехом Глинка принимается за сочинение второй оперы – «Руслан и Людмила». Давайте вспомним, кто написал эту поэму-сказку? Ну, конечно, А. С. Пушкин. И сюжет этот Глинка выбрал не случайно. Он был близко знаком с поэтом, очень любил его стихи и мечтал работать над оперой в содружестве с Пушкиным. Но, к сожалению, этого не случилось. Великий русский поэт был убит на дуэли. Совместное творчество двух гениев не осуществилось. И все же Глинка не оставил свой замысел. Опера «Руслан и Людмила» была поставлена в оперном театре ровно через 6 лет после премьеры «Ивана Сусанина».
О чем же эта сказка? Во время свадебного пира исчезает Людмила – невеста славного витязя Руслана. На поиски её отправляются три князя: Руслан, Фарлаф и Ратмир. Много опасностей подстерегает витязей в пути. Нужно быть храбрым и отважным, чтобы преодолеть их. Только Руслану удалось отыскать свою невесту в волшебных садах злого карлика Черномора и спасти её.
Герои оперы – это целая портретная галерея людей разных: добрых и злых, храбрых и трусливых, коварных и сердечных. И для каждого персонажа Глинка сумел написать удивительно красочную музыку. Для юной красавицы Людмилы он нашел нежные, грациозные, а порой чуть лукавые краски. Руслан – могучий богатырь и верный любящий друг. Поэтому его музыкальная характеристика сочетает героические, мужественные интонации и мягкие, задушевные. Самый смешной персонаж оперы – Фарлаф. Сначала он тоже готов помчаться за похищенной княгиней. Но очень скоро трудности и опасности пугают его. И вот он уже готов вернуться домой. Но неожиданно появляется злая колдунья Наина и обещает помочь Фарлафу. И вмиг его трусливые, испуганные интонации сменяются бурным, хвастливым ликованием.
представляешь себе существо коварное, злое, упрямое. Вся волшебная сила Черномора заключалась в его длинной бороде. С ней он непобедим. Карлик очень боится потерять её. Ведь на самом деле он робок и труслив. Вот почему резкие, властные, угрожающие фразы в начале марша вдруг неожиданно сменяются тихими, робкими, неуклюжими. А потом вдруг тихо и таинственно зазвенели колокольчики. Все как будто застыло и замерло, покорившись власти колдуна. Только причудливые волшебные цветы покачивают своими головками. Так композитор нарисовал волшебный сад Черномора, где томится юная княжна.
Как и во всех сказках, добрые и отважные герои побеждают силы коварства и зла. Поэтому завершает оперу ликующая праздничная музыка. Она славит Отчизну, стойких и отважных людей, их любовь и преданность.
Прошло много лет с тех пор, как впервые в России прозвучали замечательные оперы М. И. Глинки. Они открыли первую страницу истории русской оперы. Очень скоро появилось много замечательных русских композиторов – последователей и учеников Глинки: Бородин, Мусоргский, Даргомыжский, Чайковский, Прокофьев. Ими было написано немало прекрасных опер. Но память о первых русских операх, уважение и благодарность их автору – композитору М. И. Глинке, русские люди будут хранить всю жизнь.
Автор: Педагог теоретических дисциплин ДХС «ПИОНЕРИЯ»
«Сила любви и ненависти». Первой опере в России 275 лет
О пера – уникальное явление, одно из самых прекрасных музыкальных творений. 29 февраля 2021 года отмечается 275-летие со дня первой постановки в России. «Вечёрка» расскажет, как опера появилась в нашей стране, и почему ее развитие имело столько серьезное значение для русской культуры.
…Пышные наряды, невероятные сюжеты, красочные декорации, белые манжеты дирижера, симфонический оркестр и, конечно, прекрасные голоса оперных певцов. Зародилась опера еще в XVI веке, в солнечной Флоренции. Но истоки этого вида музыкального искусства берут начало еще со времен античного театра.
В Древней Греции были очень популярны чередования диалогов Софокла, Еврипида и других древнегреческих поэтов с музыкальными номерами. Хор или исполнение сольных музыкальных номеров уже тогда отдаленно напоминали оперу.
Именно Италии благодарен весь оперный мир за то, что там благодаря Флорентийской камерате произошло возрождение древнегреческих традиций, поиск новых форм и возможностей воплощения итальянской музыки.
Флорентийская камерата возникла в 1573 году, объединив поэтов, музыкантов, философов общей идей – созданием первой оперы в истории музыкального мира. Так уже в 1598 году появилась первая опера Якопо Пери на текст Ренуччини, которая называлась «Дафна».
А вот в России опера появилась исключительно благодаря Императрице Анне Иоанновне, которая продолжая традиции Петра I, привозила из Европы все новое, лучшее, изысканное. Императрица любила театр, выступления, шутовские представления, незатейливый юмор.
При дворе даже существовало шесть официальных шутов, которые обязаны были выполнять все прихоти Императрицы, порой весьма унизительные. Роли для них Анна Иоанновна выбирала сама.
Начались выступления итальянского театра в России с момента коронации Анны Иоанновны, когда в качестве подарка будущей Императрице от польского Императора Августа II, были присланы несколько итальянских актеров. Выступления певцов, музыкантов так впечатлило Анну Иоанновну, что она решила создать при дворе итальянскую труппу.
В 1735 году итальянская труппа отправляется во служение русской Императрице. Балетные представления чередуются с драматическими спектаклями, доставляя Анне Иоанновне небывалое наслаждение. При дворе часто звучит итальянская опера, проходят выступления балетных трупп.
Для того чтобы сюжеты европейских авторов были понятны Императрице, переводы с итальянского языка пишет поэт Тредиаковский, который и перевел либретто для первой постановки в России.
Первой оперой, исполненной на сцене Императорского придворного театра, стала опера «Сила любви и ненависти» на музыку Франческо Арайя, который также служил при дворе капельмейстером. Представление прошло 29 января 1736 года и имело большой успех.
Надо отметить что, несмотря на то, что Императрица любила развлечения, забавы и юмор, Дебютная опера «Сила любви и ненависти» имела все же достаточно серьезный любовный сюжет и по жанру относилась к opera-seria, и исполнялась ранее на родине, в Италии. Уже тогда зрителю было представлен сюжет, имеющий драматическое развитие, раскрытие эмоционального состояния действующих лиц. Финальные номера исполнялись ансамблями музыкантов и певцов.
Оркестр представлял собой группу струнных инструментов, также в состав входили: валторны, трубы, литавры, флейты и гобой. Обязательно сопровождал действие клавесин.
Надо отметить, что в России уже к 1730 году при дворе имелся собственный оркестр, состоящий из 25 лучших музыкантов Европы.
Бесспорно, годы правления Анны Иоанновны стали периодом масштабного развития оперного искусства, театра, хотя и существовал он исключительно, как развлечение Императрицы, и только для придворной публики.
Выступали в придворном театре иностранные труппы, репертуар определялся западной культурой. Став неотъемлемой частью дворцового церемониала, придворный театр оказал серьезнейшее влияние на развитие русской театральной культуры в дальнейшем.
Рождение русской оперы
Если постараться, зачатки русской оперы можно отыскать в глубокой древности, так как музыкально-драматический элемент присущ народным русским обрядам, таким как свадебные обряды, хороводы, а также церковным действам средневековой Руси, которые можно считать предпосылками для появления русской оперы. С ещё большим основанием можно видеть зарождение русской оперы в народно-духовных действах 16-17 веков, в школьных драмах Киевской и Московской академий на библейские сюжеты. Все эти музыкально-исторические элементы найдут своё отражение в работах будущих русских оперных композиторов.
17 октября 1672 состоялось первое представление «Эсфири» («Артаксерксово действо») Иоганна Готфрида Грегори, длившееся десять часов, до самого утра. К участию в действии была привлечена музыка — оркестр из немцев и дворовых людей, игравших «на органах, виолах и других инструментах», возможно, в пьесе участвовали и хоры из «государевых певчих дьяков». Царь был очарован, все участники спектакля были обласканы, щедро вознаграждены и даже допущены к целованию царской руки — «были у великого государя у руки», некоторые получили чины и жалования, сам Грегори получил сорок соболей на сто рублей (мера меховой казны).
Следующие пьесы Грегори разыгрывались уже в Москве в кремлёвских палатах, зрителями были приближённые царя: бояре, окольничие, дворяне, дьяки; для царицы и царевен были специальные места, огороженные частой решёткой, чтобы они не были видны публике. Спектакли начинались в 10 часов вечера и длились до утра. Если в «Артаксерксовом действе» участие музыки носило, скорее, случайный характер, то в 1673 на сцене появилась пьеса вполне аналогичная опере. Вероятнее всего, это была переделка либретто оперы Ринуччини «Эвридика», которая была одной из самых первых опер и широко разошлась по Европе в многочисленных обработках.
Иоганн Грегори в 1673 году даже основал театральную школу, в которой 26 мещанских детей учились «комедийному делу». Однако в 1675 году Грегори заболел и поехал в немецкие земли на лечение, но вскоре умер в городе Мерзербурге, где и был похоронен, а театральная школа закрылась. После смерти царя Алексея Михайловича в 1676 году новый царь Фёдор Алексеевич не проявил заинтересованности в театре, главный покровитель Артамон Матвеев был отправлен в ссылку в Пустозёрск, театры разукомплектовали. Зрелища прекратились, но осталась мысль, что это позволительно, раз сам государь потешался этим.
Прожив большую часть жизни в России, Грегори отстал от современных театральных тенденций и поставленные им комедии были устаревшими, тем не менее, начало драматическому и оперному искусству в России было положено. Следующее обращение к театру и его возрождение произошли спустя двадцать пять лет, во времена Петра I.
С тех пор миновало четыре столетия, но опера до сих считается одним из самых популярных музыкальных жанров. Понимание оперной музыки доступно каждому, этому помогают слова и сценические действия, а музыка усиливает впечатления от драмы, выражая с присущей ей лаконичностью то, что иногда трудно передать словами.
В настоящее время интерес у российской публики вызывают оперы С. М. Слонимского, Р. К. Щедрина, Л. А. Десятникова, В. А. Кобекина, А. В. Чайковского — их, хотя и сложно, но можно посмотреть, приобретя билеты в Большой театр. Самым известным и популярным театром нашей страны, конечно же, является Большой театр — один из основных символов нашего государства и его культуры. Раз побывав в Большом, вы сможете в полном мере ощутить союз музыки и драмы.
Спасибо за использование нашего раздела комментариев.
Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.
Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.
Функция комментариев продолжает развиваться. Мы ценим ваши конструктивные отзывы, и если вам нужны дополнительные функции, напишите нам на [email protected]
С наилучшими пожеланиями, редакция Epoch Times
Отзывчивости нашей торжество
К 210-летию со дня рождения Михаила Глинки
Это поэт Николай Рыленков, земляк композитора, назвал Михаила Глинку торжеством русской отзывчивости. В творчестве которого есть и простой напев русской деревенской песни, и «мазурки гром», и «радостные всплески» испанской пляски. По его убеждению Глинка творил, «прислушиваясь к музыке вселенной».
В лице Михаила Глинки русская музыкальная культура впервые выдвинула композитора мирового значения. Глинка завершил процесс формирования национальной композиторской школы, завоевавшей в XIX веке одно из ведущих мест в европейской культуре, стал первым русским композитором- классиком. Его наследниками являются все крупные композиторы xIxвека. «Глинка. в такой степени соответствовал потребностям времени и коренной сущности своего народа, что начатое им дело процвело и выросло в самое короткое время и дало такие плоды, каких неизвестно было в нашем отечестве в продолжение всех столетий его исторической жизни», – сказал о нем известный русский критик Стасов. Творчество Глинки и по сегодняшний день воздействует не только на отечественную музыкальную культуру, оно не перестает быть притяжением для музыкантов всего мира.
Между Бородино и Сенатской площадью
Михаил Иванович родился 20 мая (1 июня) 1804 года в селе Новоспасском Смоленской губернии, в имении своего отца, отставного капитана Ивана Николаевича Глинки. Прадед композитора был шляхтичем. После потери Польшей Смоленска в 1654 году он принял российское подданство и перешел в православие.
Главные впечатления детства, проведенного в смоленской деревне, в обстановке помещичьего усадебного быта, – русские песни. А также крепостной оркестр дяди, жившего в родовом имении Шмаково. Маленький Миша играл в нем на флейте и скрипке, став старше, дирижировал. «Живейшим поэтическим восторгом» наполняли его душу колокольные звоны и церковное пение. Михаил неплохо рисовал, страстно мечтал о путешествиях. Два великих исторических события явились для будущего композитора важнейшими фактами его биографии: Отечественная война 1812 года и восстание декабристов 1825 года.
Годы учения Михаила Ивановича в Петербурге (1818-1822 гг.) прошли в Благородном пансионе, одном из лучших учебных заведений России, где преподавали блестящие умы того времени А. Куницын, К. Арсеньев, А. Галич. А воспитателем был будущий декабрист и друг А. Пушкина В. Кюхельбекер. Учеба протекала в атмосфере пылких политических и литературных споров. Позднее, после восстания декабристов, Глинка был подвержен допросу относительно связей с «бунтовщиками».
В годы учения Михаил часто посещал театр, знакомился с операми В. Моцарта, Л. Керубини, Дж. Россини, брал уроки игры на скрипке, фортепиано. Посещал музыкальные вечера, музицировал в четыре руки с братьями Виельгорскими, начал сочинять романсы, инструментальные пьесы. В 1825 году появился один из шедевров русской вокальной лирики – романс «Не искушай» на стихи Е. Баратынского.
Молодой композитор изучал оперную и симфоническую музыкальную литературу, работал с домашним оркестром семьи в качестве дирижера (в Новоспасском). Большое влияние на Глинку оказала русская литература и непосредственное общение с А. Пушкиным, В. Жуковским, А. Дельвигом, А. Грибоедовым, В. Одоевским, А. Мицкевичем.
В 1830-34 гг. Глинка познакомился с музыкальной жизнью крупнейших центров Европы. В Италии Глинка сблизился с В. Беллини, Г. Доницетти, встречался с Ф. Мендельсоном, позже среди его друзей появятся Г. Берлиоз, С. Монюшко. Глинка серьезно учился, завершив музыкальное образование в Берлине у известного теоретика З. Дена.
Рождение русской оперы
Весной 1834 года Глинка вернулся на родину и приступил к сочинению задуманной оперы. Вдали от родины он в полной мере осознал свое истинное предназначение. «Мысль о национальной музыке. более и более прояснялась, возникло намерение создать русскую оперу».
Сюжет оперы был предложен В. Жуковским – подвиг русского крестьянина, пожертвовавшего жизнью ради Родины. За основу была взята поэма «Иван Сусанин» из сборника «Думы» поэта- декабриста К. Рылеева. Автор либретто, придворный поэт Г. Розен, придал тексту монархическую окраску. К новой опере проявил внимание сам Николай I. Так появилось новое название оперы – «Жизнь за царя». В некоторых эпизодах Глинке удалось изменить текст Розена, приблизить его к авторской концепции.
Премьера оперы была воспринята деятелями русской культуры как большое событие. Высоко оценили оперу русские, а позже и зарубежные критики. Пушкин, присутствовавший на премьере, написал:
Пой в восторге, русский хор!
Вышла новая новинка.
Веселися Русь! Наш Глинка –
Уж не Глинка, уж не Глинка,
Дата премьеры – 27 ноября 1836 года – стала днем рождения национальной классической оперы. Одоевский писал: «С оперой Глинки является то, чего давно ищут и не находят в Европе – новая стихия в искусстве, и начинается в его истории новый период: период русской музыки». «Это более, чем опера, это национальная эпопея», – писал в 1840 году французский критик А. Мериме.
Успех окрылил композитора. Сразу же после премьеры «Сусанина» началась работа над оперой «Руслан и Людмила». Мешали этой работе неудачная женитьба, завершившаяся разводом, отнимавшая много сил служба в Придворной певческой капелле. Сильным ударом стала трагическая гибель Пушкина на дуэли, разрушившая планы совместной работы над произведением. Мешала бытовая неустроенность. Но работа продвигалась, а параллельно появлялись и другие произведения – романсы на стихи Пушкина, вокальный цикл «Прощание с Петербургом».
Около шести лет работал Глинка над второй оперой – «Руслан и Людмила». Но ее премьера 27 ноября 1842 года принесла ему немало огорчений. Враждебно встретила оперу аристократическая публика во главе с императорской фамилией. Среди сторонников Глинки мнения резко разделились. Высокую оценку она получила в статьях В. Одоевского, О. Сенковского, Ф. Кони. Музыкой ее восхищались Ф. Лист и Г. Берлиоз. Причины сложного отношения к опере заключаются в новаторской сущности произведения, с которого начался неведомый ранее сказочно- эпический оперный театр. Глинка «на былинный лад распел пушкинскую поэму». Солнечная музыка перекликается со знаменитым «Да здравствует солнце, да скроется тьма!», а яркий национальный стиль оперы как бы вырастает из строк; «Там русский дух, там Русью пахнет». С 1846 года опера сошла с петербургской сцены и после нескольких представлений в Москве надолго прекратила свою сценическую жизнь.
В России и для России
Несколько последующих лет Глинка провел за границей в Париже (1844-45) и в Испании (1845- 47), специально изучив перед поездкой испанский язык. В Париже с большим успехом прошел концерт из произведений Глинки, по поводу которого он писал: «. Я первый русский композитор, который познакомил парижскую публику со своим именем и своими произведениями, написанными в России и для России». А в Испании Глинка создал две с и м ф о н и ч е с к и е пьесы: «Арагонская хота» и «Воспоминание о летней ночи в Мадриде». Одновременно с ними появилась знаменитая «Камаринская», гениальное «русское скерцо» – фантазия на темы двух русских песен. С этих произведений ведет свое начало русская симфоническая музыка. Позднее Чайковский отмечал, что «настоящая русская симфоническая школа» вся в «Камаринской» подобно тому, как весь дуб в желуде».
Расцвет реалистических принципов «натуральной школы» повлиял на замыслы композитора. В начале 50-х годов он задумывает программную симфонию «Тарас Бульба» (на сюжет повести Гоголя) и оперу-драму из народного быта «Двумужница» (по одноименной драме А. Шаховского).
Весной 1856 года Глинка уехал в Берлин. Он был увлечен созданием оригинальной системы русского контрапункта. Но 3 (15) февраля 1857 года Михаил Глинка скончался в Берлине, а в мае того же года его прах был перезахоронен в Петербурге в Александро-Невской лавре. Его музыкальные замыслы впоследствии получили развитие в творчестве С. Танеева, С. Рахманинова и других известных русских композиторов.
Первый памятник композитору в России открылся в Смоленске 20 мая (1 июня) 1885 года. На высоком пьедестале с короткой надписью «Глинке – Россия. 1885 год» возвышается бронзовая фигура композитора с дирижерской палочкой в руке. 27 мая 1982 года был торжественно открыт Дом-музей М.И. Глинки в Новоспасском.
Любопытно, что бюст Михаилу Глинке в 1910 году был установлен и освящен в Киеве, перед зданием музыкальной школы Русского музыкального общества в начале улицы Прорезной. В 1955 году памятник был перенесен в парк Мариинского дворца, ныне резиденция украинских президентов. Дело в том, что Михаил Иванович имеет прямое отношение и к первой украинской опере. В свое время в качестве капельмейстера императорской капеллы, будучи в столице Малороссии, Глинка не мог не заметить талантливого молодого священника из черкасского села Городище, который пел в митрополичьем (самом престижном) хоре Киева первой половины XIX века. Грядущую звезду оперной сцены звали Семен Гулак-Артемовский. Так началась удивительная история восхождения к славе лучшего баритона тех лет.
Благодаря поддержке Глинки, Гулак-Артемовский завершил музыкальное образование в Европе, а затем поступил в оперную труппу императорских театров и свыше двух десятилетий занимал положение одного из ведущих певцов русского музыкального театра. В 1852 году в свой бенефис Артемовский поставил собственный водевиль «Ночь накануне Иванова дня». А потом он написал первую украинскую оперу «Запорожец за Дунаем», доныне популярную в народе. Сюжет «Запорожца за Дунаем» подсказал историк Н. Костомаров. Либретто, тексты вокальных и разговорных номеров, оркестровая партитура и клавир – все это написал сам Артемовский. Умер Семен Степанович в 60 лет и похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве. Его судьба – не только успешный менеджерский проект Михаила Глинки, но и еще одно доказательство русской отзывчивости.
История театра «Русский оперный тетр»
Тема: «Русский оперный театр»
Что такое опера и её появление в России……….……….…………………. …4
М.И. Глинка и А.С. Даргомыжский –
основоположники русской оперы……………….………..……………………. 7
Опера, тесный союз двух искусств — музыки и театра, взаимно друг друга обогащающих, является одним из самых популярных жанров. Воздействие драматического произведения и игры актеров в опере бесконечно возрастает благодаря выразительной силе музыки. И наоборот: музыка приобретает в опере необычайную конкретность, образность.
Опера быстро завоевала популярность и распространилась по всем странам. В каждой стране она приобрела особый национальный характер — это сказалось и в выборе сюжетов (часто из истории той или иной страны, из ее сказаний и легенд), и в характере музыки.
Как широк круг выразительных средств, которыми располагает композитор в опере. И недаром опера — союз музыки и драмы — это один из самых популярных музыкальных жанров. Понимание оперной музыки доступно каждому, этому помогают слова и сценическое действие, а музыка усиливает впечатление от драмы, выражая с присущей ей лаконичностью то, что иногда трудно передать словами. Поэтому так часто обращались к опере композиторы, стремившиеся к общению с народом, к труду для народа.
Только XIX веке зрелости и самостоятельности достигла русская оперная школа. Для ее расцвета в это время была подготовлена замечательная почва. Первые русские оперы, появившиеся в конце XVIII в., были по преимуществу драматическими пьесами с музыкальными эпизодами по ходу действия. Многое было заимствовано русскими композиторами того времени у итальянцев и французов. Но и те, в свою очередь, побывав в России, многое из русского музыкального быта воспринимали и ассимилировали в своем творчестве.
ЧТО ТАКОЕ ОПЕРА И ЕЁ ПОЯВЛЕНИЕ В РОССИИ
«Есть нечто неудержимое, влекущее всех композиторов к опере: это то, что только она одна дает вам средство сообщаться с массами публики. Мой «Манфред» будет сыгран раз-другой и надолго скроется, и никто, кроме горсти знатоков, посещающих симфонические концерты, не и узнает его. Тогда как опера, и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас достоянием не только отдельных маленьких кружков, но при благоприятных условиях — всего народа». Так писал П. И. Чайковский в 1885 году. С тех пор музыкальная жизнь в нашей стране преобразилась.
Опера – это прежде всего один из видов театрального искусства. Поэтому вполне естественно, что между оперой и пьесой, предназначенной для драматического театра, между оперным спектаклем и спектаклем в драматическом театре много общего.
ГЛИНКА И ДАРГОМЫЖСКИЙ – ОСНОВОПОЛОЖНИКИ
Как Пушкин стал основоположником русского литературного языка, так великий русский композитор Михаил Иванович Глинка вошёл в историю России как первый классик в русской музыке. Продолжателем идей Глинки стал Александр Сергеевич Даргомыжский. Вот почему вместе с М.И. Глинкой Даргомыжский по праву считается основоположником русской классической музыки. Благодаря творчеству Глинки и Даргомыжского появились первые русские оперы, симфонии, романсы, а также сообщества композиторов и учебные заведения, где стали воспитывать профессиональных музыкантов.
С 30-х гг. XIX в. русская опера вступает в свой классический период. Основоположник русской оперной классики М. И. Глинка (1804—1857) создал историко-трагедийную оперу « Иван Сусанин » (1830) и сказочно-эпическую — «Руслан и Людмила» (1842). Эти оперы положили начало двум важнейшим направлениям русского музыкального театра: исторической опере и волшебно-эпической. Творческие принципы Глинки были претворены и развиты последующим поколением русских композиторов. Глинка сложился как художник в эпоху, осененную идеями декабризма, что позволило ему поднять идейно-художественное содержание своих опер на новую, значительную высоту. Он был первым русским композитором, в творчестве которого образ народа, обобщенный и глубокий, стал в центре всего произведения. Тема патриотизма в его творчестве неразрывно связана с темой борьбы народа за независимость.
Предшествующий период русской оперы подготовил появление опер Глинки, но качественное их отличие от более ранних русских опер очень значительно. В операх Глинки реализм художественной мысли проявляется не частными своими сторонами, но выступает как целостный творческий метод, позволяющий дать музыкально-драматическое обобщение идеи, темы и сюжета оперы. По-новому понимал Глинка проблему народности: для него она обозначала не только музыкальную разработку народных песен, но и глубокое, многостороннее отражение в музыке жизни, чувств и мыслей народа, раскрытие характерных черт его духовного облика. Композитор не ограничивался отражением народного быта, но воплотил в музыке типичные черты народного мировоззрения. Оперы Глинки представляют собой целостные музыкально-драматические произведения; в них нет разговорных диалогов, содержание выражено средствами музыки. Вместо отдельных, неразвитых сольных и хоровых номеров комической оперы Глинка создает крупные, развернутые оперные формы, с подлинно симфоническим мастерством развивая их.
В « Иване Сусанине » Глинка воспел героическое прошлое России. С большой художественной правдой воплощены в опере типические образы русского народа. В основу развития музыкальной драматургии положено противопоставление различных национальных музыкальных сфер.
«Руслан и Людмила» — опера, положившая начало народно-эпическим русским операм. Значение «Руслана» для русской музыки очень велико. Опера оказала воздействие не только на театральные жанры, но и на симфонические. Величавые богатырские и таинственно-волшебные, а также красочно-восточные образы «Руслана» питали долгое время русскую музыку.
После Глинки выступил А. С. Даргомыжский (1813—1869), типичный художник эпохи 40—50-х гг. XIX в.
Глинка оказал большое влияние на Даргомыжского, но в то же время в творчестве последнего проявилось новые качества, рожденные новыми общественными условиями, новыми темами, пришедшими в русское искусство. Горячее сочувствие к униженному человеку, сознание пагубности социального неравенства, критическое отношение к общественному устройству нашли отражение в творчестве Даргомыжского, связанном с идеями критического реализма в литературе.
Путь Даргомыжского как оперного композитора начался с создания оперы «Эсмеральда», по В. Гюго (пост. в 1847 г.), а центральным оперным произведением композитора нужно считать « Русалку » (по драме А. С. Пушкина), поставленную в 1856 г. В этой опере полностью раскрылось дарование Даргомыжского и определилось направление его творчества. Драма социального неравенства любящих друг друга дочери мельника Наташи и Князя привлекла композитора актуальностью темы. Даргомыжский усилил драматическую сторону сюжета за счет умаления фантастического элемента. «Русалка» — первая русская бытовая лирико-психологическая опера. Музыка ее глубоко народна; на песенной основа композитор создал живые образы героев, развил декламационный стиль в партиях главных действующих лиц, развил ансамблевые сцены, значительно драматизировав их.
Последняя опера Даргомыжского, « Каменный гость », по Пушкину (пост. в 1872 г., после смерти композитора), принадлежит уже другому периоду развития русской оперы. Даргомыжский поставил в ней задачу создания реалистического музыкального языка, отражающего речевые интонации. Композитор отказался здесь от традиционных оперных форм — арии, ансамбля, хора; вокальные партии оперы превалируют над оркестровой партией, «Каменный гость» положил начало одному из направлений последующего периода русской оперы, так называемой камерной речитативной оперы, представленной в дальнейшем « Моцартом и Сальери » Римского-Корсакова, « Скупым рыцарем » Рахманинова и другими. Особенностью этих опер является то, что они все паписаны на неизмененный полный текст «маленьких трагедий» Пушкина.
В 60-е гг. русская опера вступила в новый этап своего развития. На русской сцене появляются произведения композиторов балакиревского кружка («Могучей кучки») и Чайковского. В эти же годы развертывается творчество А. Н. Серова и А. Г. Рубинштейна.
«Могучая кучка» — одно из вольных содружеств, которые возникали в пору демократического подъёма 60-х гг. 19 в. в различных областях русской художественной культуры с целью взаимной поддержки и борьбы за прогрессивные общественные и эстетические идеалы (литературный кружок журнала «Современник», «Артель художников», «Товарищество передвижных художественных выставок»). Подобно «Артели художников» в изобразительном искусстве, противопоставившей себя официальному курсу Академии художеств, «Могучая кучка» решительно выступала против косной академической рутины, отрыва от жизни и пренебрежения современным требованиями, возглавив передовое национальное направление в русской музыке. «Могучая кучка» объединила наиболее талантливых композиторов молодого поколения, выдвинувшихся в конце 50 — начале 60-х гг., за исключением П. И. Чайковского, который не входил ни в какие группы. Руководящее положение в «Могучей кучке» принадлежало Балакиреву (отсюда — Балакиревский кружок). Тесно связан с ней был Стасов, сыгравший важную роль в выработке общих идейно-эстетических позиций «Могучей кучки», в формировании и пропаганде творчества отдельных её членов.
С 1864 систематически выступал в печати Кюи, музыкально-критическая деятельность которого во многом отражала взгляды и тенденции, присущие всей «Могучей кучке». Её позиции находят отражение и в печатных выступлениях Бородина, Римского-Корсакова. Центром музыкально-просветительской деятельности «Могучей кучки» явилась бесплатная музыкальная школа (создана в 1862 по инициативе Балакирева и Г. Я. Ломакина), в концертах которой исполнялись произведения членов «Могучей кучки» и близких ей по направлению русских и зарубежных композиторов.
Основополагающими принципами для композиторов-«кучкистов» были народность и национальность. Тематика их творчества связана преимущественно с образами народной жизни, исторического прошлого России, народного эпоса и сказки, древними языческими верованиями и обрядами. Мусоргский, наиболее радикальный из членов «Могучей кучки» по своим художественным убеждениям, с огромной силой воплотил в музыке образы народа, многие его произведения отличаются открыто выраженной социально-критической направленностью. Народно-освободительные идеи 60-х гг. получили отражение в творчестве и др. композиторов этой группы (увертюра «1000 лет» Балакирева, написанная под впечатлением статьи А. И. Герцена «Исполин просыпается»; «Песня тёмного леса» Бородина; сцена веча в опере «Псковитянка» Римского-Корсакова). Вместе с тем у них проявлялась тенденция к известной романтизации национального прошлого. В древних, исконных началах народной жизни и мировоззрения они стремились найти опору для утверждения позитивного нравственного и эстетического идеала.
Одним из важнейших источников творчества служила для композиторов «Могучей кучки» народная песня. Их внимание привлекала главным образом старинная традиционная крестьянская песня, в которой они усматривали выражение коренных основ национального музыкального мышления. Характерные для «кучкистов» принципы обработки народных песенных мелодий нашли отражение в сборнике Балакирева «40 русских народных песен» (составлен Балакиревым на основе собственных записей, сделанных во время поездки по Волге с поэтом Н. В. Щербиной в 1860). Много внимания уделял собиранию и обработке народных песен Римский-Корсаков. Народная песня получила разнообразное преломление в оперном и симфоническом творчестве композиторов «Могучей кучки». Они проявляли также интерес к фольклору других народов, особенно восточных. Вслед за Глинкой «кучкисты» широко разрабатывали в своих произведениях интонации и ритмы народов Востока и тем самым способствовали возникновению у этих народов собственных национальных композиторских школ.
В поисках правдивой интонационной выразительности «кучкисты» опирались на достижения Даргомыжского в области реалистической вокальной декламации. Особенно высоко оценивалась ими опера «Каменный гость», в которой наиболее полно и последовательно осуществлено стремление композитора к воплощению слова в музыке («Хочу, чтобы звук прямо выражал слово»). Они считали это произведение, наряду с операми Глинки, основой русской оперной классики.
Творческая деятельность «Могучей кучки» — важнейший исторический этап в развитии русской музыки. Опираясь на традиции Глинки и Даргомыжского, композиторы-«кучкисты» обогатили её новыми завоеваниями, особенно в оперном, симфоническом и камерном вокальном жанрах. Такие произведения, как «Борис Годунов» и «Хованщина» Мусоргского, «Князь Игорь» Бородина, «Снегурочка» и «Садко» Римского-Корсакова, принадлежат к вершинам русской оперной классики.
Общие их черты — национальная характерность, реалистичность образов, широкий размах и важное драматургическое значение народно-массовых сцен. Стремление к живописной яркости, конкретности образов присуще и симфоническому творчеству композиторов «Могучей кучки», отсюда большая роль в нём программно-изобразительных и жанровых элементов. Бородин и Балакирев явились создателями руссокого национально-эпического симфонизма. Римский-Корсаков был непревзойдённым мастером оркестрового колорита, в его симфонических произведениях преобладает картинно-живописное начало. В камерном вокальном творчестве «кучкистов» тонкий психологизм и поэтическая одухотворённость сочетаются с острой жанровой характерностью, драматизмом и эпической широтой. Менее значительное место в их творчестве занимают камерные инструментальные жанры. В этой области произведения выдающейся художественной ценности были созданы только Бородиным, автором двух струнных квартетов и фортепианного квинтета. Уникальное место в фортепианной литературе по оригинальности замысла и колористическому своеобразию занимают «Исламей» Балакирева и «Картинки с выставки» Мусоргского.
В своей новаторской устремлённости «Могучая кучка» сближалась с передовыми представителями западно-европейского музыкального романтизма — Р. Шуманом, Г. Берлиозом, Ф. Листом. Высоко ценили композиторы-«кучкисты» творчество Л. Бетховена, которого они считали родоначальником всей новой музыки. Вместе с тем в их отношении к музыкальному наследию добетховенского периода, а также к ряду явлений современного им зарубежного исккусства (итальянская опера, Р. Вагнер и др.) проявились черты одностороннего негативизма и предвзятости.