какой должен быть отступ между заголовком и текстом
Правила организации отступов: как сделать вёрстку гибкой и не допустить ошибок
Если вы думаете, что знали всё об отступах в вёрстке, — эта статья должна вас переубедить.
Вёрстка должна быть максимально гибкой. Даже если заказчик или работодатель говорит, что сайт статичный и не будет меняться, всё равно стоит делать так, будто завтра добавят несколько блоков текста, несколько элементов или что-то ещё.
Нужно точно знать, как поведут себя блоки при вёрстке, что произойдёт при изменениях. И здесь помогают правила организации отступов. Они позволяют легко менять, улучшать и масштабировать вёрстку и уберегут вас от типичных ошибок.
Основные принципы работы с отступами
У любого сайта или документа есть так называемый поток — порядок вывода объектов в документе. В вёрстке этот поток идёт сверху вниз, слева направо. Именно поэтому, если какой-то элемент на макете находится справа, он должен в HTML-коде идти последним из своей группы.
Исходя из этого, можно сразу сформулировать первый принцип.
Автор статей по программированию. Преподаватель, ментор, выпускник Skillbox. Фрилансер, веб-разработчик
1. Отступы задаются от предыдущего элемента к следующему
Это значит, что в вёрстке нужно стараться использовать CSS-свойства margin-right и margin-bottom, то есть отступ справа и отступ снизу.
Внешние отступы сверху и слева (margin-top и margin-left) заменяются на аналогичные внутренние отступы (padding) у родителя элементов.
Получается, что блок не может сдвигаться благодаря своим отступам, — он делает это только за счёт соседних элементов (и сам двигает соседние).
2. Отступы задаются только между соседними элементами в потоке
Если у блока нет соседа с левой стороны — задавать ему отступ слева нельзя. То же самое касается любой из сторон.
Давайте смотреть на примерах:
У обоих задан отступ снизу. Для первого списка это применимо, потому что есть сосед снизу — второй список. А для второго, не имеющего такого соседа, — отступа нет.
3. Последнему элементу группы нужно обнулять отступ
Это легко сделать с помощью псевдоклассов в CSS. Например, есть псевдокласс :last-child, который позволяет выбрать последний элемент из группы (например, как в нашем случае: мы найдём последний элемент списка).
С помощью last-child мы обнуляем отступ у последнего ul, как показано в примере. Теперь всё работает как надо.
Чтобы не создавать два селектора, можно написать короче, используя псевдокласс :not. Тут мы буквально говорим следующее: «Задай отступ всем ul, но не последнему».
4. Нельзя задавать отступы БЭМ-блокам
Следующий принцип касается БЭМ — специального подхода к именованию классов. Есть такая сущность, как БЭМ-блок: его можно вставлять в любую часть сайта, и стили перенесутся вместе с ним. О подробностях использования БЭМ можно почитать тут.
Представьте, что этот блок используется и в шапке, и в подвале сайта. При этом в шапке сайта ему нужен отступ, а в подвале — нет.
Если такому блоку задать отступы, возникнет проблема. Отступы появятся и там, и там — ведь стили БЭМ-блока, как мы помним, переносятся. Именно поэтому отступы обычно делают через модификаторы или миксование классов.
Типичный пример: отступы в карточке
Рассмотрим типичный пример — реализацию карточки с контентом на сайте. Как здесь лучше поступить?
В нашем примере самая простая карточка: с картинкой, заголовком и описанием. Как правильнее сделать отступы у заголовка и описания? На самом деле, всё очень просто: нужно применить принципы, о которых я рассказал.
Нам достаточно обернуть весь текст карточки в блок и задать блоку внутренний отступ — padding. Так наша вёрстка будет соответствовать сразу трём принципам. А чтобы сделать отступ между заголовком и описанием, достаточно просто сделать отступ снизу — для заголовка.
Выводы
Итак, повторим принципы работы с отступами:
Это четыре основных правила организации отступов, которые помогут вам сделать вёрстку качественной и гибкой. Главное — начать им следовать. Со временем их соблюдение войдёт в привычку и вы начнёте сразу понимать, где можно допустить ошибку и как её избежать.
Конечно, почти всегда есть несколько вариантов решения проблемы, а принципы иногда приходится нарушать — ради качества или, наоборот, простоты вёрстки. Но это редкость и с такими моментами можно столкнуться только на практике. Более подробно про вёрстку, отступы и другие правила HTML- и CSS-кода можно узнать на нашем курсе.
Построение
Все листы пояснительной записки должны быть сброшюрованы в папку формата А4 (210х297). Допускается применение отдельных листов формата А3 (297х420) для иллюстраций, таблиц, распечаток.
Оформление пояснительной записки в общем случае должно вестись в соответствии с требованиями государственных стандартов ГОСТ 2.105 и ГОСТ 21.101.
При написании текста пояснительной записки на листах необходимо оставлять поля следующих размеров: для подшивки слева – 20 мм, справа – 10 мм, сверху – 20 мм, снизу – 20 мм.
Текст пояснительной записки должен быть выполнен аккуратно, литературным и экономически грамотным языком на одной стороне листа бумаги А4. Компьютерным набором текста через 1,5 межстрочных интервала. Шрифт компьютерного набора – 14 Times New Roman только черного цвета. Опечатки, описки и графические неточности, обнаруженные в процессе выполнения записки, допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской с нанесением на том же месте исправленного текста.
Абзацы в тексте начинаются отступом, равным 15 мм. Текст пояснительной записки должен быть разделен на разделы, подразделы, а в случае необходимости – пункты и подпункты.
Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей пояснительной записки, обозначенные арабскими цифрами без точки и записанные с абзацного отступа. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Номер подраздела состоит из номеров раздела и подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится. «Введение», «Реферат», «Содержание», «Заключение», «Список использованных источников» не нумеруются и располагаются симметрично тексту. Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.
Если записка не имеет подразделов, то нумерация пунктов в нем должна быть в пределах каждого раздела, и номер пункта должен состоять из номеров раздела и пункта, разделенных точкой. В конце номера пункта точка не ставится, например:
1 Типы и основные размеры
1.2 Нумерация пунктов первого раздела документа
2 Технические требования
2.2 Нумерация пунктов второго раздела документа
Если записка имеет подразделы, то нумерация пунктов должна быть в пределах подраздела и номер пункта должен состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точками, например:
3 Методы испытаний
3.1 Аппараты, материалы и реактивы
3.1.1 Нумерация пунктов первого подраздела третьего
3.1.2 Раздела документов
Внутри пунктов или подпунктов могут быть приведены перечисления.
Перед каждой позицией перечисления следует ставить дефис или при необходимости ссылки в тексте записки на одно из перечислений, строчную букву, после которой ставится скобка. Для дальнейшей детализации перечислений необходимо использовать арабские цифры, после которых ставится скобка, а запись производится с абзацного отступа, как показано в примере.
Разделы, подразделы должны иметь заголовки. Пункты, как правило, заголовков не имеют.
Заголовки должны четко и кратко отражать содержание разделов, подразделов.
Заголовки разделов (глав) печатают строчными буквами, кроме первой прописной, без точки в конце с абзацного отступа. Заголовки подразделов (параграф) печатают с абзаца строчными буквами (кроме первой прописной).
Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.
Расстояние между заголовками раздела и подраздела один интервал (пустой строки нет).
Каждый раздел записки рекомендуется начинать с нового листа (страницы).
Нумерация листов пояснительной записки должна быть сквозной в пределах всей записки. Первой страницей является титульный лист. На титульном листе номер страницы не проставляется.
На листах без рамки и основной надписи номер страницы, в соответствии с ГОСТ 7.32, проставляется в центре нижней части листа без точки.
Наименования, приводимые в тексте и на иллюстрациях, должны быть одинаковыми.
Текст записки должен быть кратким, четким и не допускать различных толкований.
В записке должны применяться экономические термины, обозначения и определения, установленные соответствующими стандартами, а при их отсутствии – общепринятые в экономической литературе.
Если в записке принята специфическая терминология, то в конце ее (перед списком литературы) должен быть перечень принятых терминов с соответствующими разъяснениями. Перечень включают в содержание пояснительной записки.
В тексте документа, за исключением формул, таблиц и рисунков, не допускается:
1) применять математический знак (-) перед отрицательными значениями величин (следует писать слово «минус»);
2) применять без числовых значений математические знаки, например, > (больше),
Новый гост для оформления документов
С 1 июля 2018 года вступил в силу ГОСТ Р 7.0.97-2016. В нем описано, как оформлять деловые и служебные документы: официальные письма, приказы на работе, справки для людей и запросы в ведомства. Россия составила список рекомендаций для всех и предлагает их использовать, чтобы было красиво и понятно.
Этот гост добровольный — его можно не использовать или применять частично. Но если у вас нет корпоративных стандартов, дизайнера или верстальщика, а хочется составить понятный документ, его стоит иметь в виду. Все-таки это гост, он утвержден и действует. Там есть здравые требования, но есть кое-что странное и даже опасное.
Мы прочитали его весь — вот главное.
Как составлять документы по госту
Вот несколько советов из стандарта:
Зачем гост для документов
У каждой компании и в каждом ведомстве могут быть свои правила оформления документов. Но когда в стране есть об этом гост, компании и ведомства могут основывать свои правила на нем, а не изобретать каждый раз с нуля.
Этот гост — такая опорная точка: вы можете его не придерживаться, но если нужен ответ на вопрос «Как правильно с точки зрения России?» — вот он, этот ответ.
Применять или не применять гост — решайте сами. Штрафов за это нет. Но если вы где-то публично заявите: у нас, мол, документы по госту, — тогда уже должны применять обязательно.
Когда документ на нескольких страницах
Если документ из нескольких страниц, начиная со второй, их нужно нумеровать. Номер ставят посередине верхнего поля. Отступ сверху — минимум 10 мм. Можно печатать с двух сторон листа, но тогда поля боковые должны совпадать.
У некоторых документов может быть титульный лист. Например, у устава компании, отчета или пакета документов для торгов. Если хотите оформить титульный лист по правилам, в госте есть схема.
Шрифты — бесплатные
Шрифты рекомендуют такие:
Или похожие по начертанию и размеру.
В таблицах шрифт может быть мельче. Важные реквизиты можно выделять полужирным: например, адресата заявления или заголовок документа.
Отступы и интервалы
Абзацный отступ — 1,25 см.
Заголовки разделов — с таким же абзацным отступом слева или по центру.
Вот требования к интервалам:
Минимальные поля для всех документов:
Если документ хранится больше 10 лет — левое поле должно быть минимум 30 мм. Но все это логично использовать для бумажных документов, потому что их скрепляют, прошивают, а края бумаги за годы могут истрепаться. Для электронных документов это не так важно, но гост почему-то этого не учитывает, хотя для электронных документов он тоже работает.
Выравнивание — по ширине
Документы по госту нужно выравнивать по ширине листа.
Если реквизиты пишут в углу, то самая длинная строчка должна быть не больше 7,5 см. Это примерно треть формата А4.
Если реквизиты документа не в углу, а по центру, их тоже нельзя растягивать на всю ширину. Максимум на 12 см — это половина ширины листа.
От редакции: выравнивая документ по ширине листа, включите переносы, иначе между словами будут огромные дыры. Либо люди, которые составляли гост, не знают об этом эффекте, либо у них нет глаз или вкуса
Реквизиты документа
Товарный знак или логотип — вверху посередине или слева. Можно указать название компании, магазина или бизнеса — которое неофициальное, но к нему привыкли.
В верхней части документа нужно написать, какая компания его составила, ее адрес, телефон и электронную почту, ИНН, ОГРН и другие реквизиты с учетом назначения документа.
По госту нужно написать и название документа. Это не касается только деловых и служебных писем. Если это приказ — нужно так и указать.
Дату ставят вверху. Причем не ту, когда составили документ, а когда подписали. Форматы даты такие:
Шрифт текста и параметры страницы
Для текстовой документации предусмотрены шрифты по ГОСТу для word. Отступать от норм недопустимо.
При написании курсовой, дипломной работы и рефератов используют стандартный шрифт документа Word — Times New Roman 14. При использовании различной информации (формул, терминов), которую следует выделить, разрешено применение любого шрифта. Использование полужирного шрифта не допускается.
Перед началом работы нужно выставить параметры страницы по ГОСТу в Ворде.
Поля и отступы
Межгосударственным форматом предусмотрены стандартные поля в Word и отступы. Отступ в каждом абзаце должен равняться 1,27 сантиметрам. Размеры полей по ГОСТу в текстовых документах должны отвечать следующим параметрам: верхнее и нижнее — 2 сантиметра, правое — 1 сантиметр, левое — 3 сантиметра.
Межстрочный интервал
При печатании текстов необходимо придерживаться интервала 1−1,5. Указанная норма увеличивается до двух для документов, у которых при издании масштаб становится меньше. Пробел между словами — один. Разделяются буквы простым интервалом.
Оформление заголовка и подзаголовка
Все заголовки должны быть расположены в середине строки. Заголовки разделяют тройным интервалом сверху и снизу. ГОСТом рекомендовано каждую главу (раздел) начинать со следующей страницы. Также должны соблюдаться следующие условия:
Нумерация листов
Все страницы текстового документа должны быть пронумерованы в обязательном порядке. Нумерации подлежит и титульный лист, но сам номер на нем не ставится. Номер по порядку должен находиться посередине нижней части страницы без точки.
Пронумерованными должны быть картинки и рисунки. Нумерация осуществляется посредством цифр. Как правило, рисунки центрируют по горизонтали. Пропускается одна строка перед и после рисунков. При маленьком размере рисунка разрешено его нахождение справа от текста. При этом отступ от основного текста должен составлять 0,5 сантиметра.
Составление документов по ГОСТу
Необходимо рассмотреть параметры, какие используют при составлении того или иного документа, согласно ГОСТу по оформлению документов.
Относительно большинства предпринимательских документов ограничения в оформлении отсутствуют. Официальная или техдокументация должны соответствовать критериям ГОСТа.
При составлении служебной документации шрифт используется по ГОСТу не для основного документооборота. Тем не менее, следует учитывать определенные моменты, которые указаны в локальных актах организации.
Сфера применения отчетности также играет важную роль. Для работы с бухгалтерской документацией рекомендовано подбирать читаемый шрифт.
Для составления любой официальной документации лучше всего выбирать Times New Roman или Calibri. Также подходят шрифты Arial и Helvetica.
Определенные нормы при составлении служебных документов отсутствуют. ГОСТом предусмотрены параметры, максимально подходящие и допустимые в отношении всех символов.
В отношении параметра шрифта в документе указаны нормы предпочтительного характера (12 или 14). От выбранного варианта документа зависит шрифт. Допустимы и разновидности, близкие к указанным параметрам. При выборе опираться надо на читабельность текста, восприятие информации как с экрана, так и с листа, а также используемый формат бланка (А4, А5, А2).
Указания по поводу шрифта и размеров в таблицах не предусмотрены. Определяется только стиль и размер самой таблицы. Нумеруется она в рамках всего документа арабскими цифрами. Под таблицей обязательно указывается ее наименование. Располагается она под ссылкой в тексте. С заглавных букв начинаются заголовки столбцов и граф. Не допускается использовать кавычки при замене повторяющихся слов.
Если в документах встречаются формулы, то записывать их следует в центре листа. В роли символов используют обозначения, установленные государственными стандартами. В том случае, когда в главном тексте нет объяснений символов и числовых коэффициентов, из которых состоит формула, то эти данные описываются под самой формулой. Каждый символ подлежит разъяснению с новой строки и в том порядке, в котором символы приведены в формуле. В первой строке разъяснений в обязательном порядке пишется слово «Где» (двоеточие ставить не допускается).
Правила составления документаций помогут грамотно и верно оформить необходимую документацию.
Оформление заголовков в дипломе по ГОСТу в 2021 году
Обновлено: 01 Июня 2021
Заголовок — важная часть текста: он отражает суть. Рассказываем, как правильно его оформить.
Какой ГОСТ регулирует оформление заголовков в дипломе в 2021 году
Правила оформления всех элементов дипломной работы регламентирует ГОСТ 7.32-2017.
Интервал между заголовком и текстом
По правилам ГОСТ — 15 миллиметров.
Если основной текст напечатан с интервалом в 1,5, то расстояние между заголовком и текстом должно быть равно одной пустой строке.
Шрифт
ГОСТ не устанавливает обязательный шрифт для дипломного проекта, но рекомендует Times New Roman. Цвет — только черный.
Главные правила оформления:
Формулы, термины и сноски можно выделять другими шрифтами. Допускается вписывание от руки черными чернилами печатными символами.
Выравнивание
В оглавлении, введении, основной части, заключении или списке литературы заголовок располагается по центру страницы без знака препинания в конце. Следует помнить, что первостепенная задача этих элементов — отражение сути. Если не удается придумать лаконичное и емкое название, разделите заголовок или подзаголовок на два предложения и разбейте их точкой. Делать переносы нельзя.
Оформление подзаголовков
Выравниваются по абзацному отступу. В оформление также входит нумерация:
В MS Word можно настроить стили текста. Заголовок 2 обычно используется для названий разделов, заголовок 3 — для оформления подзаголовков.
Пример
Если вы поняли, что написание дипломной работы — большой стресс, обращайтесь в Феникс.Хелп. Специалисты помогут составить и оформить работу по любому предмету.