Картина чего то страшного непонятного рисуется благодаря тропам
Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 25)
Данный дидактический материал позволит проверить занания учащихся по теме «Языковые средства выразительности»
Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 25)»
1. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(И.Бунин. «Антоновские яблоки»)
«Такой стилистический приём, как (А) _________ (предложения 1-3), несёт в тексте основную смысловую нагрузку и передаёт душевное состояние рассказчика, перенося нас вместе с ним в его прошлое. С помощью тропов (Б) ________ («точно его совсем нет» в предложении 4) и (В) ________ («свежее, тихое утро», «золотой…сад»», «осенней свежести») И.Бунин рисует ту атмосферу, которой наполнен и воздух, и сам сад. В предложении 3 автор применяет синтаксическое средство выразительности (Г) __________.»
2) лексический повтор
5) ряд однородных членов
3) риторический вопрос
2. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Люблю, когда лес шумит. (2)Особенно летом. (3)Иду и слушаю, о чем деревья переговариваются. (4)Ведь это целый лесной разговор. (5)Его понимать надо. (6)Иной раз деревья тихонько шумят, будто шепчутся между собой. (Г.А.Скребицкий. «Лесной прадедушка»)
«Ощутить красоту летнего леса и посмотреть на него, как на живое существо, помогают тропы (А) _______ (предложение 3), (Б) _______ («тихонько шумят»), (В) _______ («будто шепчутся между собой»). Стилистический приём (предложения 1-2) (Г) __________ позволяет автору усилить смысловые оттенки, акцентируя внимание на времени года».
5) ряды однородных членов
3) риторический вопрос
3. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. (2)И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми.
(3)Зашумел в лесу золотой дождь. (4)Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. (5)Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. (6)Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. (7)По колено в листьях деревья стоят. (8)Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках. (9)Шумит золотой дождь. (Н. Сладков)
«Текст насыщен самыми разнообразными средствами художественной выразительности. Уже в первом предложении имеется тропы (А) _________ («подставляли») и (Б) ___________ («ладошки и щёчки, спинки и животики»). Такое синтаксическое средство выразительности, как (В) _________ (предложения 3,7,9), используется Н.Сладковым для привлечения внимания читателя к самым важным в смысловом отношении членам предложения. Автор с помощью стилистического приёма (Г) ___________ (предложения 4,5,6), добивается внешнего динамизма, останавливая внимание читателя на том или ином действии, и усиливает уже созданное впечатление от прочитанного».
5) синтаксический параллелизм
4. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. (2)И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми.
(3)Зашумел в лесу золотой дождь. (4)Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. (5)Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. (6)Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. (7)По колено в листьях деревья стоят. (8)Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках. (9)Шумит золотой дождь. (Н. Сладков)
«Обращение к стилистическому приёму (А) _______ (предложение 8) и применение синтаксического средства (Б) ______ (предложение 1) помогают автору нарисовать замечательную картину осеннего движения листьев. А такие тропы, как (В) _____ («золотой дождь», и (Г) ______ («пестрый смерч», «по колено … стоят»), позволяют усилить эмоциональность текста».
5) парное соединение однородных членов
5. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
— (1)А ты очень хочешь найти маму?
(2)Он вздрогнул и оторопел от глупого вопроса, смутился, мотнул головой, потом проговорил:
— (4)Ну и умница! — воскликнула начальница и внушительно произнесла, разделяя слова: — (5)Как! (6)Педагог! (7)Я утверждаю! (8)Что! (9)Лучше! (10)Не искать! — (11)И вдруг добавила каким-то неожиданно человеческим тоном: — (12)А то разочаруешься. (13)Станешь ещё более. одинок. (14)Но вы, конечно, заезжайте недельки через три-четыре, я запрошу наш департамент, потом заявка уйдёт в архив, знаете, всё теперь не так просто. (А. Лиханов)
«Описывая городской дом ребёнка, в котором произошла встреча директора и мальчика, ищущего свою мать, А.Лиханов использует лексические средства выразительности: (А) _________ (предложение 4) и (Б) __________ (предложение 2). Такие стилистические приёмы, как (В) _________ (предложения 5-10) и (Г) __________ (предложение 3), позволяют автору передать равнодушие начальницы детского дома к беде героя и его неуверенность в том, что он делает.
3)стилистически окрашенная лексика
6) разговорные слова
9) риторические восклицания
1. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«Автор употребляет такие лексические средства, как (А) ________(«сдуру», «помирали») и (Б) ________(«не поминайте…лихом»), позволяющие выразить всколыхнувшиеся в душе кузнеца. Отношение кузнеца к детям, весело наблюдающим за кошкой, создаётся использованием такого синтаксического средства, как (В) ________(в предложении 4). Употребляя (Г) __________ (предложения 1,2,4,6), писатель избегает повтора одного и того же слова»
1) разговорная лексика
7) контекстные синонимы
5) восклицательные предложения
3) риторические вопросы
2. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«Миниатюра, имеющая название «Лесная дорога», написана очень эмоционально и выразительно. Автор, идя лесом, делится с читателем своим видением природы. Необычайную наглядность описанию придают тропы: (А) ________ («изумрудные стволы», «стволы…розовые, разогретые») и (Б) __________ (как из бани вышли» в предложении 3). Используя стилистический приём (В) ___________, автор сравнивает лесную дорогу с зелёной рекой (предложение 5). А такое синтаксическое средство, как (Г) _________ (предложение 4), позволяет Ф.Абрамову более точно и образно описать широкую просеку».
4) ряды однородных членов
5) обособленное определение
3) авторский неологизм
6) синтаксический параллелизм
3. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«Размышления И.П.Павлова о том, что пожелать молодёжи, сочетают в себе, с одной стороны, строгость изложения, с другой – эмоциональность и выразительность. В статье много средств выразительности, которые характерны для публицистического стиля. Это, в первую очередь, стилистический приём, который выражается в использовании говорящим речевой структуры, объединяющей вопрос, часто риторический, и ответ-реакцию на него для передачи единого содержания (А)_________ и лексическое средство (Б)________ («скромность» в предложении 6). Яркость и образность рассуждениям автора придаёт использование такого синтаксического средства, как (В) _________ (предложение 5) и стилистического приёма (Г) ________ (предложения 4,5,7)»
1) слово, обозначающее понятие морали
4) ряд однородных членов
2) риторические восклицания
3) вопросно-ответное единство
4. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
— (1)А ты очень хочешь найти маму?
(2)Он вздрогнул и оторопел от глупого вопроса, смутился, мотнул головой, потом проговорил:
— (4)Ну и умница! — воскликнула начальница и внушительно произнесла, разделяя слова: — (5)Как! (6)Педагог! (7)Я утверждаю! (8)Что! (9)Лучше! (10)Не искать! — (11)И вдруг добавила каким-то неожиданно человеческим тоном: — (12)А то разочаруешься. (13)Станешь ещё более. одинок. (14)Но вы, конечно, заезжайте недельки через три-четыре, я запрошу наш департамент, потом заявка уйдёт в архив, знаете, всё теперь не так просто. (А. Лиханов)
«Описывая городской дом ребёнка, в котором произошла встреча директора и мальчика, ищущего свою мать, А.Лиханов использует лексические средства выразительности: (А) _________ (предложение 4) и (Б) __________ (предложение 2). Такие стилистические приёмы, как (В) _________ (предложения 5-10) и (Г) __________ (предложение 3), позволяют автору передать равнодушие начальницы детского дома к беде героя и его неуверенность в том, что он делает.
3)стилистически окрашенная лексика
6) разговорные слова
9) риторические восклицания
5. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. (2)И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми.
(3)Зашумел в лесу золотой дождь. (4)Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. (5)Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. (6)Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. (7)По колено в листьях деревья стоят. (8)Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках. (9)Шумит золотой дождь. (Н. Сладков)
«Обращение к стилистическому приёму (А) _______ (предложение 8) и применение синтаксического средства (Б) ______ (предложение 1) помогают автору нарисовать замечательную картину осеннего движения листьев. А такие тропы, как (В) _____ («золотой дождь», и (Г) ______ («пестрый смерч», «по колено … стоят»), позволяют усилить эмоциональность текста».
5) парное соединение однородных членов
1. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Деревья сгруппировались в каких-то чудовищ. (2)В лесу стало страшно: так кто-то вдруг заскрипит, точно одно из чудовищ переходит с своего места на другое, и сухой сучок, кажется, хрустит под его ногой. (И.А.Гончаров. «Обломов)
«Картина чего-то страшного, непонятного рисуется благодаря тропам: (А) _________ (предложение 1) и (Б) ___________ (предложение 2). Такое синтаксическое средство, как В) _______ (предложение 2), усиливает впечатление неясности и приблизительности происходящего, а стилистический приём (Г) ________ (предложения 1,2) завершает картину ужаса. »
2) синтаксический параллелизм
5) лексический повтор
3) риторический вопрос
2. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Куликово поле. (2)Кто же о нём не слышал! (3)Великий князь московский Дмитрий Иванович разбил Мамая, смертельно шатнул Орду, потряс давившее иго тьмы. (4)А многие ли знают, где это Куликово поле? (И.Шмелёв. «Куликово поле»)
«Выразительность текста И. Шмелёва создаётся, прежде всего, стилистическими приёмами: (А) _________ (предложение 1), (Б) ___________ (предложение 2). А такое синтаксическое средство, как (В) ________ (предложение 3), и троп (Г) ________ («разбил Мамая») позволили автору показать всю значимость исторического события.
1) именительный темы
2) лексический повтор
5) ряд однородных членов предложения
3) риторический вопрос
3. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Есть ли тот, кто этой дачи спящей
(2)Есть ли тот, кто должной мерой мерит
Наши знанья, судьбы и года?
(3)Если сердце хочет, если верит,
Значит ― да». (И. А. Бунин)
«В основе фрагмента стихотворения И.А.Бунина – стилистический приём (А) _________, позволяющий лирическому герою объединить вопрос и ответ-реакцию на него для передачи единого содержания. Кроме этого, автором использованы такое синтаксическое средство, как (Б) ________ (предложение 2), троп (В) ________ («сердце хочет») и стилистический приём (Г) ________(«дачи спящей», «есть…тот»).
4) синтаксический параллелизм
2) вопросно-ответное единство
5) ряд однородных членов предложения
4. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Шалея, шторм шарахал шхуну,
Швыряя шустро шалый шквал,
Шугая шхуной шашни шума,
Штурвалом шкипер шуровал.
(2)Шепча, шурша шарфом шафрановым,
Шквал шторма шкипер штурмовал,
Шикуя шармом шейных шрамов,
Шершавый шлифовал штурвал… (М.Ю.Шкловер.)
«Юмористическое стихотворение Марка Шкловера называется «Стихи на одну букву». В нём встречается большое количество (А) ________ («шарахал», «шугая», «шашни», «шуровал», шикуя»). Глаголы-сказуемые и (Б) ________, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, передают масштабы непогоды, борьбу шкипера со стихией, создают образность художественного повествования. Такой приём усиления выразительности речи, основанный на повторении одинаковых согласных, как (В) _____________, создаёт звуковой образ не только шторма, но и образ борющейся с ним шхуны и шкипера, который «шквал шторма штурмовал». А стилистический приём (Г) _________ заставляет читателя нарисовать в своём воображении картину шторма и одинокой шхуны.
1) разговорно-просторечные слова
4) обособленные обстоятельства
2) ряд однородных членов предложения
5. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2)Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3)Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4)Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5)В такие минуты думаешь о какой-то безысходности.
Автор, стремясь вызвать живой отклик у читателей, использует разнообразные средства выразительности. Уже во втором предложении употреблены троп (А) _______ и стилистический приём (Б) _______. Читатель понимает, что поздняя осень только усиливает одиночество героини. Другой троп (В) _______, использованный в третьем предложении, усиливает особую интонацию текста. А стилистический приём (Г) _______ (предложение 5) лишний раз подчёркивает эмоциональное напряжение, тоску, испытываемую героиней.
3) ряды однородных членов
1. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)После выписки тётя Груня привела Алексея в свой домик, чистенький и уютный.
(2)В углу за занавеской вроде отдельной комнатки, и тётя Груня кивнула на неё:
— (3)Вон твоя комнатушка.
— (4)Тётя Груня, как с тобой рассчитываться-то стану? — улыбнулся Пряхин. — (5)Каким златом-серебром?
— (6)И-и, милай, — ответила тётя Груня сердито. — (7)Кабы люди за все друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. (8)Храни нас Бог от этого магазина! (9)Тогда уж добро изничтожится! (10)Не станет его.
— (11)Почему? — удивился Алексей. (12)Тётя Груня строго на него поглядела.
— (13)Потому как добро без корысти. (14)Аль не знал? (По А. Лиханову)*
«Мы видим, что А.А.Лиханов умело применяет разнообразные средства выразительности. Так, например, он обращается к такой форме речи, как (А) _________, что позволяет писателю передать особенности речи тёти Груни. А (Б) _______ (предложения 6,7,9,14), которые произносит героиня, также являются средством речевой характеристики героини. Стилистический приём (В) _________ (предложения 9-10, 12-13) и синтаксическое средство выразительности (Г) ___________ (предложения 8,9) передают эмоциональное отношение тёти Груни к обсуждаемой проблеме.
1) восклицательные предложения
2) ряды однородных членов
3) разговорно-просторечные слова
2. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Как-то летом Лёвка, примостившись на заборе, помахал рукой Серёже.
— (2)Смотри-ка. рогатка у меня. (3)Сам сделал! (4)Бьёт без промаха!
(5)Рогатку испробовали. (6)Марья Павловна выглянула из окна.
— (7)Это нехорошая игра, ведь вы можете попасть в моего кота.
— (8)Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? — дерзко спросил Лёвка.
(9)Марья Павловна пристально посмотрела на него, взяла Мурлышку на руки, покачала головой и закрыла окно.
— (10)Ну и наплевать! — сказал Лёвка. — (11)Мне в водосточную трубу попасть хочется.
(12)Он долго выбирал камешек покрупнее, потом натянул длинную резинку — из окна Марьи Павловны со звоном посыпались стёкла. (13)Мальчики замерли.
— (14)Бежим! — крикнул Лёвка, и ребята бросились наутёк.
(15)Настали неприятные дни ожидания расплаты. (В. Осеева)
«Для того чтобы передать эмоциональное состояние Марьи Павловна и мальчиков, В.Осеева обращается к такой форме речи, как (А) ________. Такой стилистический приём, как (Б) _______ (предложение 2), указывает на невысказанность части мысли Лёвки в разговоре с Серёжей. Применяя синтаксическое средство (В) ________ (предложение 9) и лексическое средство (Г) ________ (предложение 10), автор показывает, какие отношения сложились между Марьей Павловной и одним из мальчиков.
2) контекстуальные синонимы
8) просторечная лексика
6) однородные члены
9) риторические вопросы
3. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)На очередной станции двери вагона открылись, и неожиданно спокойствие было нарушено мужчиной, который буквально ввалился в наш вагон, выкрикивая ругательства. (2)Он был крупного телосложения, одет в рабочий комбинезон. (3)Выкрикнув что-то, он с воинственным видом направился к женщине с ребёнком.
(4)Поезд тронулся, и находившиеся в вагоне пассажиры замерли от страха. (5)Я почувствовал, что люди в опасности, и встал. (6)Тогда, двадцать лет назад, был я и молод и находился в хорошей спортивной форме. (7)Последние три года я регулярно занимался айкидо — японской борьбой. (8)Мне нравилась эта борьба, но моя выучка не была проверена в настоящем бою.
— (9)Если я быстро не предприму что-нибудь, кто-то может пострадать, — решил я.
(10)Видя, что я встал на ноги, мужчина понял, что ему есть на кого направить свой гнев.
— (11)Ага! — заорал он. — (12)Иностранец! (13)Тебе нужно поучиться японским манерам! (14)Сейчас я проучу тебя! — (15)Он приготовился наброситься на меня. (Терри Добсон)
«Автор использует такие синтаксические средства выразительности, как (А) _______ (предложения 1,3,10) и (Б) ______ (предложения 11,12,13,14), чтобы передать эмоции, переполнявшие воинственно настроенного мужчину. Лексические средства (В) _______ («ввалился», «заорал») и (Г) ________ (предложение 4) позволяют автору создать в воображении читателя накалённую атмосферу.
Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 25)
Данный дидактический материал позволит проверить занания учащихся по теме «Языковые средства выразительности»
Просмотр содержимого документа
«Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку (задание 25)»
1. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(И.Бунин. «Антоновские яблоки»)
«Такой стилистический приём, как (А) _________ (предложения 1-3), несёт в тексте основную смысловую нагрузку и передаёт душевное состояние рассказчика, перенося нас вместе с ним в его прошлое. С помощью тропов (Б) ________ («точно его совсем нет» в предложении 4) и (В) ________ («свежее, тихое утро», «золотой…сад»», «осенней свежести») И.Бунин рисует ту атмосферу, которой наполнен и воздух, и сам сад. В предложении 3 автор применяет синтаксическое средство выразительности (Г) __________.»
2) лексический повтор
5) ряд однородных членов
3) риторический вопрос
2. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Люблю, когда лес шумит. (2)Особенно летом. (3)Иду и слушаю, о чем деревья переговариваются. (4)Ведь это целый лесной разговор. (5)Его понимать надо. (6)Иной раз деревья тихонько шумят, будто шепчутся между собой. (Г.А.Скребицкий. «Лесной прадедушка»)
«Ощутить красоту летнего леса и посмотреть на него, как на живое существо, помогают тропы (А) _______ (предложение 3), (Б) _______ («тихонько шумят»), (В) _______ («будто шепчутся между собой»). Стилистический приём (предложения 1-2) (Г) __________ позволяет автору усилить смысловые оттенки, акцентируя внимание на времени года».
5) ряды однородных членов
3) риторический вопрос
3. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. (2)И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми.
(3)Зашумел в лесу золотой дождь. (4)Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. (5)Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. (6)Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. (7)По колено в листьях деревья стоят. (8)Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках. (9)Шумит золотой дождь. (Н. Сладков)
«Текст насыщен самыми разнообразными средствами художественной выразительности. Уже в первом предложении имеется тропы (А) _________ («подставляли») и (Б) ___________ («ладошки и щёчки, спинки и животики»). Такое синтаксическое средство выразительности, как (В) _________ (предложения 3,7,9), используется Н.Сладковым для привлечения внимания читателя к самым важным в смысловом отношении членам предложения. Автор с помощью стилистического приёма (Г) ___________ (предложения 4,5,6), добивается внешнего динамизма, останавливая внимание читателя на том или ином действии, и усиливает уже созданное впечатление от прочитанного».
5) синтаксический параллелизм
4. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. (2)И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми.
(3)Зашумел в лесу золотой дождь. (4)Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. (5)Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. (6)Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. (7)По колено в листьях деревья стоят. (8)Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках. (9)Шумит золотой дождь. (Н. Сладков)
«Обращение к стилистическому приёму (А) _______ (предложение 8) и применение синтаксического средства (Б) ______ (предложение 1) помогают автору нарисовать замечательную картину осеннего движения листьев. А такие тропы, как (В) _____ («золотой дождь», и (Г) ______ («пестрый смерч», «по колено … стоят»), позволяют усилить эмоциональность текста».
5) парное соединение однородных членов
5. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
— (1)А ты очень хочешь найти маму?
(2)Он вздрогнул и оторопел от глупого вопроса, смутился, мотнул головой, потом проговорил:
— (4)Ну и умница! — воскликнула начальница и внушительно произнесла, разделяя слова: — (5)Как! (6)Педагог! (7)Я утверждаю! (8)Что! (9)Лучше! (10)Не искать! — (11)И вдруг добавила каким-то неожиданно человеческим тоном: — (12)А то разочаруешься. (13)Станешь ещё более. одинок. (14)Но вы, конечно, заезжайте недельки через три-четыре, я запрошу наш департамент, потом заявка уйдёт в архив, знаете, всё теперь не так просто. (А. Лиханов)
«Описывая городской дом ребёнка, в котором произошла встреча директора и мальчика, ищущего свою мать, А.Лиханов использует лексические средства выразительности: (А) _________ (предложение 4) и (Б) __________ (предложение 2). Такие стилистические приёмы, как (В) _________ (предложения 5-10) и (Г) __________ (предложение 3), позволяют автору передать равнодушие начальницы детского дома к беде героя и его неуверенность в том, что он делает.
3)стилистически окрашенная лексика
6) разговорные слова
9) риторические восклицания
1. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«Автор употребляет такие лексические средства, как (А) ________(«сдуру», «помирали») и (Б) ________(«не поминайте…лихом»), позволяющие выразить всколыхнувшиеся в душе кузнеца. Отношение кузнеца к детям, весело наблюдающим за кошкой, создаётся использованием такого синтаксического средства, как (В) ________(в предложении 4). Употребляя (Г) __________ (предложения 1,2,4,6), писатель избегает повтора одного и того же слова»
1) разговорная лексика
7) контекстные синонимы
5) восклицательные предложения
3) риторические вопросы
2. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«Миниатюра, имеющая название «Лесная дорога», написана очень эмоционально и выразительно. Автор, идя лесом, делится с читателем своим видением природы. Необычайную наглядность описанию придают тропы: (А) ________ («изумрудные стволы», «стволы…розовые, разогретые») и (Б) __________ (как из бани вышли» в предложении 3). Используя стилистический приём (В) ___________, автор сравнивает лесную дорогу с зелёной рекой (предложение 5). А такое синтаксическое средство, как (Г) _________ (предложение 4), позволяет Ф.Абрамову более точно и образно описать широкую просеку».
4) ряды однородных членов
5) обособленное определение
3) авторский неологизм
6) синтаксический параллелизм
3. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«Размышления И.П.Павлова о том, что пожелать молодёжи, сочетают в себе, с одной стороны, строгость изложения, с другой – эмоциональность и выразительность. В статье много средств выразительности, которые характерны для публицистического стиля. Это, в первую очередь, стилистический приём, который выражается в использовании говорящим речевой структуры, объединяющей вопрос, часто риторический, и ответ-реакцию на него для передачи единого содержания (А)_________ и лексическое средство (Б)________ («скромность» в предложении 6). Яркость и образность рассуждениям автора придаёт использование такого синтаксического средства, как (В) _________ (предложение 5) и стилистического приёма (Г) ________ (предложения 4,5,7)»
1) слово, обозначающее понятие морали
4) ряд однородных членов
2) риторические восклицания
3) вопросно-ответное единство
4. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
— (1)А ты очень хочешь найти маму?
(2)Он вздрогнул и оторопел от глупого вопроса, смутился, мотнул головой, потом проговорил:
— (4)Ну и умница! — воскликнула начальница и внушительно произнесла, разделяя слова: — (5)Как! (6)Педагог! (7)Я утверждаю! (8)Что! (9)Лучше! (10)Не искать! — (11)И вдруг добавила каким-то неожиданно человеческим тоном: — (12)А то разочаруешься. (13)Станешь ещё более. одинок. (14)Но вы, конечно, заезжайте недельки через три-четыре, я запрошу наш департамент, потом заявка уйдёт в архив, знаете, всё теперь не так просто. (А. Лиханов)
«Описывая городской дом ребёнка, в котором произошла встреча директора и мальчика, ищущего свою мать, А.Лиханов использует лексические средства выразительности: (А) _________ (предложение 4) и (Б) __________ (предложение 2). Такие стилистические приёмы, как (В) _________ (предложения 5-10) и (Г) __________ (предложение 3), позволяют автору передать равнодушие начальницы детского дома к беде героя и его неуверенность в том, что он делает.
3)стилистически окрашенная лексика
6) разговорные слова
9) риторические восклицания
5. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки и щечки, спинки и животики. (2)И до того налились и пропитались солнцем, что к осени стали золотыми.
(3)Зашумел в лесу золотой дождь. (4)Капля по листику щелкнет, и сорвется лист. (5)Синицы на ветке завозятся, и брызнут листья по сторонам. (6)Ветер налетит, и закружится пестрый смерч. (7)По колено в листьях деревья стоят. (8)Листья шуршат, скребутся, лопочут, скачут, качаются на паутинках. (9)Шумит золотой дождь. (Н. Сладков)
«Обращение к стилистическому приёму (А) _______ (предложение 8) и применение синтаксического средства (Б) ______ (предложение 1) помогают автору нарисовать замечательную картину осеннего движения листьев. А такие тропы, как (В) _____ («золотой дождь», и (Г) ______ («пестрый смерч», «по колено … стоят»), позволяют усилить эмоциональность текста».
5) парное соединение однородных членов
1. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Деревья сгруппировались в каких-то чудовищ. (2)В лесу стало страшно: так кто-то вдруг заскрипит, точно одно из чудовищ переходит с своего места на другое, и сухой сучок, кажется, хрустит под его ногой. (И.А.Гончаров. «Обломов)
«Картина чего-то страшного, непонятного рисуется благодаря тропам: (А) _________ (предложение 1) и (Б) ___________ (предложение 2). Такое синтаксическое средство, как В) _______ (предложение 2), усиливает впечатление неясности и приблизительности происходящего, а стилистический приём (Г) ________ (предложения 1,2) завершает картину ужаса. »
2) синтаксический параллелизм
5) лексический повтор
3) риторический вопрос
2. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Куликово поле. (2)Кто же о нём не слышал! (3)Великий князь московский Дмитрий Иванович разбил Мамая, смертельно шатнул Орду, потряс давившее иго тьмы. (4)А многие ли знают, где это Куликово поле? (И.Шмелёв. «Куликово поле»)
«Выразительность текста И. Шмелёва создаётся, прежде всего, стилистическими приёмами: (А) _________ (предложение 1), (Б) ___________ (предложение 2). А такое синтаксическое средство, как (В) ________ (предложение 3), и троп (Г) ________ («разбил Мамая») позволили автору показать всю значимость исторического события.
1) именительный темы
2) лексический повтор
5) ряд однородных членов предложения
3) риторический вопрос
3. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Есть ли тот, кто этой дачи спящей
(2)Есть ли тот, кто должной мерой мерит
Наши знанья, судьбы и года?
(3)Если сердце хочет, если верит,
Значит ― да». (И. А. Бунин)
«В основе фрагмента стихотворения И.А.Бунина – стилистический приём (А) _________, позволяющий лирическому герою объединить вопрос и ответ-реакцию на него для передачи единого содержания. Кроме этого, автором использованы такое синтаксическое средство, как (Б) ________ (предложение 2), троп (В) ________ («сердце хочет») и стилистический приём (Г) ________(«дачи спящей», «есть…тот»).
4) синтаксический параллелизм
2) вопросно-ответное единство
5) ряд однородных членов предложения
4. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Шалея, шторм шарахал шхуну,
Швыряя шустро шалый шквал,
Шугая шхуной шашни шума,
Штурвалом шкипер шуровал.
(2)Шепча, шурша шарфом шафрановым,
Шквал шторма шкипер штурмовал,
Шикуя шармом шейных шрамов,
Шершавый шлифовал штурвал… (М.Ю.Шкловер.)
«Юмористическое стихотворение Марка Шкловера называется «Стихи на одну букву». В нём встречается большое количество (А) ________ («шарахал», «шугая», «шашни», «шуровал», шикуя»). Глаголы-сказуемые и (Б) ________, выраженные деепричастиями и деепричастными оборотами, передают масштабы непогоды, борьбу шкипера со стихией, создают образность художественного повествования. Такой приём усиления выразительности речи, основанный на повторении одинаковых согласных, как (В) _____________, создаёт звуковой образ не только шторма, но и образ борющейся с ним шхуны и шкипера, который «шквал шторма штурмовал». А стилистический приём (Г) _________ заставляет читателя нарисовать в своём воображении картину шторма и одинокой шхуны.
1) разговорно-просторечные слова
4) обособленные обстоятельства
2) ряд однородных членов предложения
5. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Я помню, как однажды, когда была в доме родителей, мне не спалось. (2)Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо на крыше. (3)Я просто не могла заснуть от тоски, которая подступала к сердцу, накатывала, измучивала, от щемящей мысли, что все мы, люди, несчастны. (4)Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. (5)В такие минуты думаешь о какой-то безысходности.
Автор, стремясь вызвать живой отклик у читателей, использует разнообразные средства выразительности. Уже во втором предложении употреблены троп (А) _______ и стилистический приём (Б) _______. Читатель понимает, что поздняя осень только усиливает одиночество героини. Другой троп (В) _______, использованный в третьем предложении, усиливает особую интонацию текста. А стилистический приём (Г) _______ (предложение 5) лишний раз подчёркивает эмоциональное напряжение, тоску, испытываемую героиней.
3) ряды однородных членов
1. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)После выписки тётя Груня привела Алексея в свой домик, чистенький и уютный.
(2)В углу за занавеской вроде отдельной комнатки, и тётя Груня кивнула на неё:
— (3)Вон твоя комнатушка.
— (4)Тётя Груня, как с тобой рассчитываться-то стану? — улыбнулся Пряхин. — (5)Каким златом-серебром?
— (6)И-и, милай, — ответила тётя Груня сердито. — (7)Кабы люди за все друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили. (8)Храни нас Бог от этого магазина! (9)Тогда уж добро изничтожится! (10)Не станет его.
— (11)Почему? — удивился Алексей. (12)Тётя Груня строго на него поглядела.
— (13)Потому как добро без корысти. (14)Аль не знал? (По А. Лиханову)*
«Мы видим, что А.А.Лиханов умело применяет разнообразные средства выразительности. Так, например, он обращается к такой форме речи, как (А) _________, что позволяет писателю передать особенности речи тёти Груни. А (Б) _______ (предложения 6,7,9,14), которые произносит героиня, также являются средством речевой характеристики героини. Стилистический приём (В) _________ (предложения 9-10, 12-13) и синтаксическое средство выразительности (Г) ___________ (предложения 8,9) передают эмоциональное отношение тёти Груни к обсуждаемой проблеме.
1) восклицательные предложения
2) ряды однородных членов
3) разговорно-просторечные слова
2. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)Как-то летом Лёвка, примостившись на заборе, помахал рукой Серёже.
— (2)Смотри-ка. рогатка у меня. (3)Сам сделал! (4)Бьёт без промаха!
(5)Рогатку испробовали. (6)Марья Павловна выглянула из окна.
— (7)Это нехорошая игра, ведь вы можете попасть в моего кота.
— (8)Так что же, из-за вашего кота нам и поиграть нельзя? — дерзко спросил Лёвка.
(9)Марья Павловна пристально посмотрела на него, взяла Мурлышку на руки, покачала головой и закрыла окно.
— (10)Ну и наплевать! — сказал Лёвка. — (11)Мне в водосточную трубу попасть хочется.
(12)Он долго выбирал камешек покрупнее, потом натянул длинную резинку — из окна Марьи Павловны со звоном посыпались стёкла. (13)Мальчики замерли.
— (14)Бежим! — крикнул Лёвка, и ребята бросились наутёк.
(15)Настали неприятные дни ожидания расплаты. (В. Осеева)
«Для того чтобы передать эмоциональное состояние Марьи Павловна и мальчиков, В.Осеева обращается к такой форме речи, как (А) ________. Такой стилистический приём, как (Б) _______ (предложение 2), указывает на невысказанность части мысли Лёвки в разговоре с Серёжей. Применяя синтаксическое средство (В) ________ (предложение 9) и лексическое средство (Г) ________ (предложение 10), автор показывает, какие отношения сложились между Марьей Павловной и одним из мальчиков.
2) контекстуальные синонимы
8) просторечная лексика
6) однородные члены
9) риторические вопросы
3. Прочитайте текст и фрагмент рецензии, составленной на основе данного текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
(1)На очередной станции двери вагона открылись, и неожиданно спокойствие было нарушено мужчиной, который буквально ввалился в наш вагон, выкрикивая ругательства. (2)Он был крупного телосложения, одет в рабочий комбинезон. (3)Выкрикнув что-то, он с воинственным видом направился к женщине с ребёнком.
(4)Поезд тронулся, и находившиеся в вагоне пассажиры замерли от страха. (5)Я почувствовал, что люди в опасности, и встал. (6)Тогда, двадцать лет назад, был я и молод и находился в хорошей спортивной форме. (7)Последние три года я регулярно занимался айкидо — японской борьбой. (8)Мне нравилась эта борьба, но моя выучка не была проверена в настоящем бою.
— (9)Если я быстро не предприму что-нибудь, кто-то может пострадать, — решил я.
(10)Видя, что я встал на ноги, мужчина понял, что ему есть на кого направить свой гнев.
— (11)Ага! — заорал он. — (12)Иностранец! (13)Тебе нужно поучиться японским манерам! (14)Сейчас я проучу тебя! — (15)Он приготовился наброситься на меня. (Терри Добсон)
«Автор использует такие синтаксические средства выразительности, как (А) _______ (предложения 1,3,10) и (Б) ______ (предложения 11,12,13,14), чтобы передать эмоции, переполнявшие воинственно настроенного мужчину. Лексические средства (В) _______ («ввалился», «заорал») и (Г) ________ (предложение 4) позволяют автору создать в воображении читателя накалённую атмосферу.