Конспект урока что такое текст 5 класс быстрова

Урок русского языка в 5 классе «Что такое текст. Тема текста. Основная мысль текста»

Урок русского языка в 5 классе.

Тема урока: Что такое текст. Тема текста. Основная мысль текста.

Тип урока: повторение изученного.

Предметные: умение оценивать образцы устной монологической и диалогической речи с точки зрения соответствия речевого общения.

Метапредметные: участие в коллективном обсуждении проблем, аргументирует собственную позицию, доказывает её, убеждает других.

Познавательные УУД – самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; анализируют единицы языка; строят логическую цепь рассуждений;

Коммуникативные – владеют способами разрешения конфликтов: выявляет, идентифицирует проблему, находит и оценивает альтернативные способы разрешения конфликтов, принимает решение и реализует его.

Личностные – умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и приятия, адекватная самооценка учебной деятельности, осознание границ собственного знания и незнания, стремление к речевому самосовершенствованию, развитию творческих способностей.

Оргмомент. Мотивация. Проверка домашнего задания.

Два ученика выходят к доске. Остальные пишут в тетради сами.

Выпишите пары одинаково произносимых слов. Составьте с этими словами словосочетания. Обозначьте в них орфограммы. Какое слово лишнее?

Сделайте фонетический разбор слов смешные, яркость.

Охарактеризуйте звуки: [л], [э], [ж].

Сейчас я раздам бумажки с предложениями (см. приложение 1). Можно ли их связать? Или они сами по себе?

Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка. Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке. Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года. Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.

Что у нас получилось? (текст) А что такое текст?

Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически

Есть заглавие (можно ли озаглавить текст про тропинку? И что отражается в этом заглавии? Тема)

Предложения связаны грамматически.

Идея (основная мысль)

Найдите в тексте про тропинку главную мысль ( Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка).

Части текста: вступление (начало), основная часть, заключение (конец текста).

Тема текста – то, о чем говорится в тексте. Часто отражена в его заголовке.

Задание: определить тему текста упр. 38 (кот).

Домашнее задание: упр. 42 (с. 19), фонетический разбор слов «якорь», «смех», «вперед».

Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.

Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке

Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.

Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.

Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.

Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке

Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.

Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.

Источник

Урок развития речи в 5-м классе на тему «Что такое текст?»

Ход урока

1. Речевая разминка. Реализация домашнего задания

Начнем разминку с подготовленного дома “бинома фантазии”, тренирующего воображение, развивающего речь. Итак, чей “бином фантазии” будет интересней сегодня? Рука – береза. Сочиняя “биномы фантазии”, вы придумывали маленькие тексты. А что такое текст? Сегодня на уроке мы попытаемся выяснить это.

2. Формирование новых понятий, умений, навыков

1. Повторение понятия текста

Задание 2: Пронумеруйте предложения. Можно ли поменять их местами? Почему?

Повадился медведь в деревню ходить. Чуть стемнеет – косолапый тут как тут. Решили охотники поймать зверя. Привезли они ловушку, мёдом обмазали, зерна насыпали. А Мишка всё съел и был таков.

Задание 3: Прочитайте запись. Почему её трудно читать? Найдите границы предложений.

Однажды мальчик и дельфин купались в море и играли друг с другом вдруг мальчик оказался верхом на дельфине тот не сбросил седока и взял направление к берегу.

2. Индивидуальное задание: сообщение ученицы о красной строке.

Задание: послушайте сообщение и запишите в тетрадь, что такое красная строка, зачем она нужна. (Красная строка – это отступ в начале строки, с помощью которого выделяем каждую новую часть, т.е. новую мысль)

3. Упражнение “Понаблюдайте”

а) Работа с учебником. § 100

Задание: прочитайте материал учебника и ответьте на вопросы. Какая группа предложений является текстом? Почему нельзя назвать текстом два других высказывания? Что такое текст?

б) Устное лингвистическое изложение по видимому тексту.

Задание: прочитайте два определения и § 100 , найдите общие признаки текста. Расскажите, что такое текст. Чем отличается текст от предложения? Запишите признаки текста и запомните их.

Текст имеет свои черты, не свойственные предложению. Отдельные части текста объединяются не только союзами и союзными словами, но и другими средствами: использованием синонимов, местоимений или повтором одних и тех же слов, некоторых словосочетаний и предложений.

Текст – это цельность и завершённость, а предложения часто этими свойствами не обладают.

Содержание текста – это описание фактов, событий, места действия и времени протекания этого действия, рассуждения автора, движения сюжета и т.п. Текст – это выражение основной мысли, идеи произведения. Текст может быть и очень большим (например, роман), и очень маленьким (например, справка).

Энциклопедический словарь юного филолога. Языкознание

Текст – это сочетание предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Основные средства грамматической связи предложений в тексте – порядок предложений, порядок слов в предложениях, интонация и др.

В тексте предложения связаны не только общей темой, нои определённой идеей, основной мыслью.

Тема – это то, о чём говорится в тексте.

Основная мысль текста – это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего он написан.

Е. Никитина. Русская речь. 5 класс

3. Беседа по содержанию прочитанного

4. Знакомство с опорной схемой.

Конспект урока что такое текст 5 класс быстрова. Смотреть фото Конспект урока что такое текст 5 класс быстрова. Смотреть картинку Конспект урока что такое текст 5 класс быстрова. Картинка про Конспект урока что такое текст 5 класс быстрова. Фото Конспект урока что такое текст 5 класс быстрова

Расскажите о тексте, опираясь на схему

(Текст – это несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически.

Смысловая связь осуществляется благодаря тому, что предложения в тексте объединены темой. Это единство темы поддерживается лексикой на одну тему, повторами, однокоренными словами, синонимами, наличием заголовка. Тема – это то, о чём говорится в тексте. Но в тексте выделяется самое главное. Это основная мысль – то, что говорится о данной теме.

Грамматическая связь создаётся благодаря определённому порядку предложений, порядку слов, интонации, трёхчастной структуре.)

5. Работа с текстом

Задание: прочитайте небольшой рассказ Валентина Катаева.

В лесу стоял старый пень. Пришла бабушка с сумкой, поклонилась и пошла дальше. Пришли две маленькие девочки с кузовками, поклонились пню и пошли дальше. Пришёл старик с мешочком, кряхтя, поклонился пню и побрёл дальше.

Весь день приходили в лес разные люди, кланялись пню и шли дальше.

Возгордился старый пень и говорит деревьям:

– Видите, даже люди, и те мне кланяются. Пришла бабушка – поклонилась, пришли девочки – поклонились, пришёл старик – поклонился. Ни один человек не прошёл мимо меня, не поклонившись. Стало быть, я здесь в лесу у вас самый главный. И вы тоже мне кланяйтесь.

Но деревья молча стояли вокруг него во всей своей гордой осенней красоте.

Рассердился старый пень и ну кричать:

– Кланяйтесь мне! Я ваш царь!

Но тут прилетела маленькая быстрая синичка, села на молодую берёзу, ронявшую по одному свои золотые зубчатые листочки, и весело защебетала:

– Ишь, как расшумелся на весь лес! Помолчи! Ничего ты не царь, а обыкновенный старый пень. И люди вовсе не тебе кланяются, а ищут возле тебя опёнки. Да и тех не находят. Давно уже всё обобрали.

7. Работа с текстом

Членение текста на микротемы и составление плана. Определения стиля речи

Текст делится на абзацы – микротемы. Когда мы пишем изложение, то всегда составляем план. Теперь вы будете знать, что в плане столько пунктов, сколько микротем.

4. Итоги урока

Понравился ли вам рассказ – притча В.П. Катаева? Имеет ли он отношение к нам? Что нового о тексте вы узнали на уроке?

Источник

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме » Текст «

урока по русскому языку в 5 классе по теме «Текст» учителя русского языка и литературы МБОУ «Баратаевская средняя школа» г Ульяновска

Журавлевой Людмилы Вячеславовны

Цель деятельности учителя

Углубить знания учащихся о смысловой и грамматической цельности текста, его строении; ознакомить со способами связи предложений в тексте.

Урок развития речи, «открытия» нового знания.

Планируемые образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие текст ; уметь определять признаки текста.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентносного опыта / приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные : осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, стремление к речевому самосовершенствованию.

Методы и формы обучения

Наблюдение за языковыми явлениями, эвристический метод; развитие исследовательских навыков, конструирование, индивидуальная, групповая, фронтальная работа.

Учебник: Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х ч. / Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов и др. – М.: Просвещение, 2017 г.

Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем в тетради

Актуализация опорных знаний путем постановки проблемного вопроса: Почему записанные на доске предложения образуют текст?

Быстро наступает вечер в глухом лесу. Скрылось за деревьями вечернее низкое солнце.

Ещё не спят, кормятся в лесу птицы.

Вот на стволе дерева уселся красноголовый чёрный дятел. Он звонко долбит сухое дерево. Далеко слышен в вечернем тихом лесу торопливый стук дятла.

Что такое текст? (Это предложения, связанные по смыслу и с помощью языковых средств)

Можно ли озаглавить данный текст? (Озаглавить можно «Дятел в вечернем лесу»)

Что же отражается в заглавии? (В заглавии отражается тема текста)

А какова основная мысль данного текста? (Далеко слышен в вечернем лесу торопливый стук дятла – в этом предложении отражена основная мысль данного текста)

Определение темы урока детьми

Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока? («Тема, основная мысль и структура текста»).

Работа с учебником (открытие новых знаний)

Самостоятельно изучите материал учебника на стр.34 и ответьте на следующие вопросы по записанному на доске тексту:

Какие четкие границы имеет текст? (Текст имеет начало и конец)

Как разделен данный текст? (Данный текст разделен на абзацы)

Что содержит каждый абзац? (Каждый абзац содержит микротему)

Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление.

Применяя дополнительные знания о тексте, выполняем упражнение 68.

На ваших столах тексты. Прочтите.

На склоне небольшого пригорка нашего села стояла молоденькая берёзка. У берёзки была нежная и светлая атласная кожица. Куда не глянешь, всюду одни льды. Я стал вглядываться в узкую полоску воды, которую разрезал во льдах наш корабль. Играя, ветер весело пересчитывал на берёзке изумрудные листочки. Конь бьётся, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать верёвку. Корабль замедлил ход и остановился. Пришлось спустить шлюпку и вернуться к льдине, на которой лежал белёк – детёныш тюленя. А конь этот оказался не простым. Да и парень тоже не промах – ещё крепче верёвку натянул.

— Докажите, что прочитанное можно назвать текстом? (Текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)

— Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текса карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.

На склоне небольшого пригорка нашего села стояла молоденькая берёзка. У берёзки была нежная и светлая атласная кожица. Играя, ветер весело пересчитывал на берёзке изумрудные листочки.

Куда не глянешь, всюду одни льды. Я стал вглядываться в узкую полоску воды, которую разрезал во льдах наш корабль. Корабль замедлил ход и остановился. Пришлось спустить шлюпку и вернуться к льдине, на которой лежал белёк – детёныш тюленя.

Конь бьётся, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать верёвку. А конь этот оказался не простым. Да и парень тоже не промах – ещё крепче верёвку натянул.

— Докажите, что перед вами текст.

1 ряд – первый текст («Берёзка»)

2 ряд – второй текст («Белёк»)

3 ряд – третий текст («Заарканил»)

— Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство)

Прочитайте, продолжите рассказ.

Купались мы на реке вместе с папой. Папа плавал очень хорошо. Он переплыл на другую сторону и стал звать к себе Джека. Пёс в это время играл с нами. Но как только услыхал папин голос…

Домашнее задание (по выбору учащихся).

Упр. 68, составить таблицу «Признаки текста»

Упр. 69, составить таблицу «Признаки текста»

В конце урока дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

На уроке я работал активно / пассивно

Своей работой на уроке я доволен / не доволен

Источник

Конспект по русскому языку в 5 классе «Тема,основная мысль и структура текста.»

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме:

«Тема, основная мысль и структура текста»

Обобщение и расширение знаний обучающихся о тексте

Развитие универсальных учебных действий обучающихся:

1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы

2. Искать и выделять необходимую информацию

3. Устанавливать причинно-следственные связи

5. Выдвигать гипотезы

6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера

1. Уметь слушать и вступать в диалог

2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами и выстраивая текст

1.Проявлять любознательность при получении знаний

2.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже «мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать»

2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата

5. Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели

конкретизация полученных знаний о тексте;

закрепление умения распознавать текст и строить текст в соответствии с заданной темой;

обогащение речи обучающихся

Развитие мышления (логического, критического),внимания, памяти.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, компьютер, презентация к уроку, учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях «Русский язык» Е.А.Быстрова,Л.В.Кибирова, Ю.Н.Гостева

Здравствуйте, ребята! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. Записываем в тетради

2. Актуализация опорных знаний путем постановки проблемного вопроса:

Почему записанные на доске предложения образуют текст?

Через поляны, через душистый сосновый бор и весёлые берёзовые перелески вьётся лесная тропинка.

Весною и летом мы ходим гулять по этой любимой тропинке.

Гуляя по лесу, мы слышим и видим, как живут звери и птицы, растут деревья и меняются времена года.

Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка.

Что такое текст? (Эти предложения, связанные по смыслу и с помощью языковых средств).

Можно ли озаглавить данный текст?(Озаглавить можно «Тропинка»)

Что же отражается в заглавии? (В заглавии отражается тема текста)

А какова основная мысль данного текста?( Много чудес раскрыла перед нами любимая тропинка –в этом предложении отражена основная мысль данного текста )

3. Определение темы урока детьми

Как вы думаете, какова же будет тема нашего сегодняшнего урока?

( «Тема,основная мысль и структура текста»)

4. Работа с учебником (открытие новых знаний)

Самостоятельно изучите материал учебника на стр.35 и ответьте на следующие вопросы по записанному на доске тексту:

Какие четкие границы имеет текст?( Текст имеет начало и конец).

Как разделен данный текст?( Данный текст разделен на абзацы)

Что содержит каждый абзац?( Каждый абзац содержит микротему)

5. Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление.

Применяя дополнительные знания о тексте, выполняем упражнение 45.

-Тема текста –встреча с дятлом.

А теперь мы обратимся к поэтическому тексту

Прослушайте стихотворение Виктора Орлова «Что нельзя купить» и определите основную мысль.

Я с утра брожу босой,

Весь обрызганный росой,

С птицей возле тополька

Воду пью из родника.

Если деньги накопить,

Можно многое купить

Дом, одежду и завод,

Где-то дома у метро –

Всюду вывески висят.

Но нельзя купить росу,

Птичье пение в лесу,

И не спрятать в кошелек

Родничок и тополек.

(Не все на свете можно купить. И то, что не покупается, и является самым ценным на свете. В заглавии стихотворения и отражается основная мысль текста)

На ваших столах тексты. Прочтите.

Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. А конь этот оказался не простым. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники. Да и парень тоже не промах – еще крепче веревку натянул.

— Докажите, что прочитанное можно назвать текстом? (текстом назвать нельзя, т.к. нет смысловой связи)

— Попробуйте вычленить из данного отрывка 3 текста, обратите внимание на лексику, грамматические формы слов, смысл. Для удобства подчеркивайте строки текста карандашами разных цветов. Можно эту работу делать в паре.

( Я люблю свою лошадку. Причешу ей шерстку гладко. Гребешком приглажу хвостик и верхом поеду в гости. Конь бьется, вырваться хочет, но парень схитрил – привязал конец аркана к дереву и стал сматывать веревку. Мотает, мотает все короче и короче, конь совсем из сил выбился. . А конь этот оказался не простым.

Монголо-татары были кочевниками. Они перемещались верхом по степям Центральной Азии. Монгольская знать владела огромными табунами лошадей, стадами верблюдов и овец. Пасли эти стада простые кочевники.)

— Докажите, что перед вами текст.

— Можем ли мы понять текст, если не знаем значение некоторых слов? Все ли слова вам понятны?( Мы можем понять текст, если не знаем значение некоторых слов.)

— Встретились неизвестные слова – аркан, кочевник. Чтобы понять текст, нам необходимо узнать значение этих слов. Как нам это сделать? К какому словарю мы можем обратиться? ( Нужно обратиться к толковому словарю, чтобы узнать значение этих слов: а ркан – длинная веревка с затягивающейся петлей на конце для ловли животных. Кочевник – человек, который ведет кочевой образ жизни, т.е. переходит с места на место со своим жильем и имуществом)

— Озаглавливаем тексты. Какие два вопроса нужно поставить? (о чем говорится? что именно?)

1 ряд- первый текст, 2 ряд – второй, 3 ряд – третий. ( Моя лошадка. Заарканил. Кочевники).

— Сделайте вывод, какими признаками должен обладать текст. (Должно быть тематическое, смысловое единство. Предложения должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически. Должно быть стилистическое единство.)

Дружно встали. Раз! Два! Три!

Мы теперь — богатыри!

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

Буквой «л» расставим ноги.

Точно в танце — руки в боки.

Наклонились влево, вправо.

Получается на славу!

Чудеса у нас на свете:

Стали карликами дети.

А потом все дружно встали,

Великанами мы стали.

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону, взаимопроверкой.

Б) Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке.

В) Хлопок – богатство Узбекистана.

Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки и устойчивы к гнилостным бактериям.

2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
А) Вот Б) Поэтому В) Значит Г) Однако

(1) Хлопок – богатство Узбекистана.

(2) Из хлопка делают ткань, бумагу, рыболовные сети, водолазные костюмы. (3)Хлопковое масло употребляется в пищу. (4)Им пропитывают ткань, чтобы она не пропускала воду.

(5)Стебли хлопчатника- отличное топливо. (6)Вот какое удивительное растение хлопчатник.
1.Какое из приведённых ниже предложений должно быть первым в этом тексте?
А) Родина обыкновенного хлопчатника – Мексика.

Б) Европейцы впервые услышали о растении, названном хлопчатником, в 16 веке.

В) Хлопок – богатство Узбекистана.

Г) Ткани из хлопка очень прочны, не портятся от стирки и устойчивы к гнилостным бактери 2.Какое из приведённых ниже слов должно быть на месте пропуска в шестом предложении текста?
А) Вот Б) Поэтому

9. Домашнее задание: по выбору уч-ся:

1.Упр.44, составить таблицу признаки текста

2.Упр.47, составить таблицу признаки текста

3. Напишите мини-сочинение на тему «Что нельзя купить?»

В конце урока дать ребятам небольшую анкету, которая позволяет осуществить самоанализ, дать качественную и количественную оценку уроку. Некоторые пункты можно варьировать, дополнять, это зависит от того, на какие элементы урока обращается особое внимание. Можно попросить учащихся аргументировать свой ответ.

1.На уроке я работал

2.Своей работой на уроке я

3.Урок для меня показался

6.Материал урока мне был

7.Домашнее задание мне кажется

активно / пассивно
доволен / не доволен
коротким / длинным
не устал / устал
стало лучше / стало хуже
понятен / не понятен
полезен / бесполезен
интересен / скучен
легким / трудным
интересным / неинтересным

Источник

Конспект урока развития речи в 5 классе. Текст как речевое произведение.

Текст как речевое произведение.

Цель урока : обобщить и систематизировать знания о тексте как о произведении речи; формировать практические умения и навыки обучающихся по осознанному применению полученных знаний на практике;

развивать творческие и логические способности учащихся; развивать умения полноценно, грамотно пользоваться ресурсами русского языка в речевой практике и при составлении текстов; воспитывать повышение интереса к родному языку.

Задачи урока : Знать, что такое текст. Уметь находить тему, основную мысль текста. Знать композиционные элементы текста. Научиться выделять ключевые слова в тексте. Развивать навыки устной и письменной речи, вдумчивое чтение.

Обобщение и расширение знаний обучающихся о тексте

Развитие универсальных учебных действий обучающихся:

1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы

2. Искать и выделять необходимую информацию

3. Устанавливать причинно-следственные связи

5. Выдвигать гипотезы и самостоятельно искать способ решения проблемы

1. Уметь слушать и вступать в диалог

2. Уметь полно выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами и выстраивая текст

1.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже «мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать»

2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона

3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата

5. Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели

конкретизация полученных знаний о тексте;

закрепление умения распознавать текст и строить текст в соответствии с заданной темой;

обогащение речи обучающихся

Развитие мышления (логического, критического) внимания, памяти.

Организационный момент. (Приветствие присутствующих, запись числа). Для каждого ученика распечатан рабочий (маршрутный) лист, на котором учащиеся ведут записи.

Здравствуйте, ребята, посмотрите, пожалуйста, друг на друга, улыбнитесь. Я очень рада видеть Вас, ребята, и думаю, что все готовы к работе.

У Вас на партах лежат рабочие листы. Это наш путеводитель на уроке. В течение всего урока Вы будете выполнять разнообразные упражнения, получать определённый балл за каждое задание, и в конце урока подсчитаете баллы и получите отметку.

Напишите свою фамилию и имя.

Укажите, пожалуйста, на Р.Л., в каком настроении вы сейчас пребываете.

Актуализация опорных знаний. Приём «Яркое пятно»

Кто из Вас знает, что такое притча и встречалось ли Вам это слово раньше?

2) Устная лексическая работа со словом ПРИТЧА.

Прочитайте определение. О каком литературоведческом термине идёт речь?

— Предлагаю послушать притчу.

Постарайтесь ответить на вопрос: чему учит притча. 2 мин

Мастер обучал ученика стрельбе из лука. Ученик взял лук, две стрелы и приготовился к выполнению упражнения. Однако Мастер подошел, забрал у него одну из стрел и бросил ее в сторону.

— Я отобрал у тебя не вторую стрелу, а первую, так как она все равно пошла бы мимо цели.

2) беседа по тексту.

— Ребята, чему учит притча о Мастере и его ученике.

(Учит выполнять работу качественно, с первого раза.)

Да, Вы правы. Учитель дал понять ученику, что у него нет права на ошибку, нужно стараться выполнять все правильно с первого раза, но позвольте дать Вам совет: не бойтесь ошибаться. Недаром народная мудрость гласит: на ошибках учатся, но мы будем стараться работать и над ошибками.

— К чему будем стремиться? (попасть в центр)

Да, нужно будет попасть в яблочко.

— Вы услышали притчу. Скажите, можно ли её назвать текстом?

2. Работа с термином. СЛАЙД.

Я предлагаю Вам выполнить ЗАДАНИЕ №1 в рабочих листах.

Перед началом практической работы в группах давайте вспомним правила работы в группах.

1. Внимательно читаем задание.

2. Работаем быстро, дружно, выслушиваем мнение каждого.

3. Назначаем того, кто будет выступать от имени группы.

4. Представляем результат.

Восстановите текст, вставив в него слова из тех, что даны для справки.

(словами, произведение, темой, предложений, грамматически.)

Текст – речевое _______________, где мысль выражена _____________.

Текст состоит из ____________, связанных между собой ____________, основной мыслью и ________________.

Текст является результатом речевой деятельности.

СЛАЙД. Сравните с эталоном.

Текст – речевое произведение, где мысль выражена словами.
Текст состоит из предложений, связанных между собой темой, основной мыслью и грамматически.

Текст является результатом речевой деятельности.

Оцените свою работу по пятибалльной шкале:

Оцените свою работу, попаданием в мишень.

— Кто попал в яблочко? – 5 баллов,

— кто был близок, но допустил один промах ? – 4 балла,

Кто ошибся дважды ? – 3 балла.

Назовите ключевые слова первого предложения.

Текст – речевое произведение, где мысль выражена словами.

— Какой будет тема урока? («Текст как речевое произведение»).

— Запишите её в рабочие листы.

Сформулируйте цель урока:

ЗНАТЬ … (ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ);

УМЕТЬ ФОРМУЛИРОВАТЬ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА, ОЗАГЛАВЛИВАТЬ ТЕКСТ.

ОПРЕДЕЛЯТЬ … (ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ ТЕКСТА).

Поэтому, ребята, я предлагаю поучиться комплексному анализу текста, где мы будем определять основную мысль текста, повторим стили и типы речи.

Комплексный анализ текста.

(текст напечатан на рабочих листах без концовки).

Мы сегодня будем работать с текстом выдающегося советского педагога, писателя Василия Александровича Сухомлинского.

Прослушайте текст. Закончите его 2-3 предложениями. Озаглавьте и определите основную мысль текста.

Работаем в группах, записываем в рабочие листы свои ответы. Каждое задание оцениваем по пятибалльной шкале попаданием в цель.

ЧТЕНИЕ ТЕКСТА НА ФОНЕ ХАТКИ (картинка). (1,5 мин)

Внимательно читаем текст (1 ученик читает выразительно).

(1)Среди большого поля стоит маленькая хатка. (2)Не поленились добрые люди срубить деревья в лесу и напилить из них брёвен. (3)Не поленились хатку сложить и покрыть крышей. (4)Построили её для того, чтобы в ненастье путники могли спрятаться и пересидеть в сухости и тепле дождь или снег.

(5)Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошёл сильный дождь. (6)Через поле в это время шли трое мальчиков. (7)Они успели вовремя спрятаться от дождя в хатке и смотрели, как с неба льют потоки воды.

(8)Вдруг они увидели: к хатке по полю бежит мальчик лет десяти. (9)Они не знали его, мальчик был из соседнего села. (10)Забежав в хатку, он снял с себя рубашку и стал её выжимать. (11)Видно было, что он промок до нитки. (12)Мальчик дрожал как осиновый лист. (13)Губы у него посинели, а тело покрылось гусиной кожей.

(14)И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:

— (15)Как же это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. (16)Мне так жаль тебя.

(17)Второй мальчик тоже произнёс красивые и жалостливые слова:

— (18)Наверное‚ невесело промокнуть в такую погоду посреди поля. (19)Я сочувствую тебе, мальчик.

(20)А третий не сказал ни слова. (21)Он молча…

Все ли слова при чтении были понятны?

(«хатка» на слайде; «как осиновый лист», «гусиная кожа» (состояние, когда вследствие воздействия холода волосяные мешочки выпячиваются, что напоминает кожу ощипанного гуся), устно объясняются ребятами, которые знают значения данных выражений).

Практическая деятельность. Работа в группах.

Не забывайте о правилах работы в группе.

В Вашем распоряжении 5 минут.

(Если необходима помощь учителя, он подходит к той группе, где возникли затруднения).

Рабочее время вышло. Слушаем представителей групп.

Давайте сравним ваши варианты с авторским.

(зачитываем только последний фрагмент)

снял свою сухую рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

(22)Красивы не красивые слова. 23)Красивы дела…

Помогать надо делом, а не словами. ИЛИ:

Не слова красят человека, а дела.

«Красивые слова и красивые дела». ИЛИ

Лучше красиво делать, чем красиво говорить.

Не слова красят человека, а дела. Ребята, а ведь это пословица.

Как вы её понимаете?

Лучше красиво делать, чем красиво говорить.

— Ребята, кто из Вас оказался ближе к авторскому замыслу концовки текста?

Концовка данного текста связана с его основной мыслью и названием текста.

Часто в названии произведения отражается основная мысль текста.

оцените свою работу по пятибалльной шкале (СЛАЙД):

Кто попал точно в цель – 5 баллов,

кто был близок, но не совсем точен – 4 балла,

кто не попал в цель, но считает, что его ответ примерно отражает замысел автора – 3 балла).

Анализ текста Василия Александровича Сухомлинского.

Итак, ребята, чему Вы учились, работая с данным текстом?

Что Вы запомнили, работая с текстом?

Теперь идём к следующей цели.

Для того, чтобы выполнить следующее задание, нам нужно вспомнить стили и типы речи текста.

— Расскажите, опираясь на таблицу о типах речи.

Конспект урока что такое текст 5 класс быстрова. Смотреть фото Конспект урока что такое текст 5 класс быстрова. Смотреть картинку Конспект урока что такое текст 5 класс быстрова. Картинка про Конспект урока что такое текст 5 класс быстрова. Фото Конспект урока что такое текст 5 класс быстрова

Конспект урока что такое текст 5 класс быстрова. Смотреть фото Конспект урока что такое текст 5 класс быстрова. Смотреть картинку Конспект урока что такое текст 5 класс быстрова. Картинка про Конспект урока что такое текст 5 класс быстрова. Фото Конспект урока что такое текст 5 класс быстрова

Ребята, мы продолжаем работу с текстом В.А.Сухомлинского. В рабочих листах это ЗАДАНИЕ №3. ПРОЧИТАЙТЕ, ЧТО НЕОБХОДИМО ВЫПОЛНИТЬ. Не забудьте о правилах работы в группе.

(1)Среди большого поля стоит маленькая хатка. (2)Не поленились добрые люди срубить деревья в лесу и напилить из них брёвен. (3)Не поленились хатку сложить и покрыть крышей. (4)Построили её для того, чтобы в ненастье путники могли спрятаться и пересидеть в сухости и тепле дождь или снег.

(5)Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошёл сильный дождь. (6)Через поле в это время шли трое мальчиков. (7)Они успели вовремя спрятаться от дождя в хатке и смотрели, как с неба льют потоки воды.

(8)Вдруг они увидели: к хатке по полю бежит мальчик лет десяти. (9)Они не знали его, мальчик был из соседнего села. (10)Забежав в хатку, он снял с себя рубашку и стал её выжимать. (11)Видно было, что он промок до нитки. (12)Мальчик весь дрожал как осиновый лист. (13)Губы у него посинели, а тело покрылось гусиной кожей.

(14)И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:

— (15)Как же это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. (16)Мне так жаль тебя.

(17)Второй мальчик тоже произнёс красивые и жалостливые слова:

— (18)Наверное‚ невесело промокнуть в такую погоду посреди поля. (19)Я сочувствую тебе, мальчик.

(20)А третий не сказал ни слова. (21)Он молча снял свою сухую рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.

(22)Красивы не красивые слова. 23)Красивы дела…

Найдите и подчеркните ключевые слова в тексте. Определите часть речи этих слов.

Определите тип речи данного текста, запишите его в таблицу?

Определите стиль речи данного текста, запишите?

Найдите средства речевой выразительности, запишите их в соответствующую графу.

I группа работает с предложениями 1-7;

Времени на работу – 3 минуты. Не забудьте выбрать выступающего представителя от группы.

Рабочее время истекло. Послушаем ответы.

— По каким признакам Вы определили стиль текста? (История, рассказанная автором о герое этого текста, есть художественные средства выразительности: метафора «обложили тучи» эпитеты «красивые и жалостливые слова», «красивые слова» «красивы дела».

— Почему вы отнесли данный текст к повествованию?

— Что мы повторили, выполнив задание №3?

(Стили текста, типы речи, средства речевой выразительности).

— Сравните свои ответы с эталоном и оцените работу по пятибалльной шкале, попаданием в цель.

Итак, ребята, мы сегодня на уроке работали с текстом Василия Александровича Сухомлинского «Красивые слова и красивые дела».

Выполним следующее задание.

Блиц-опрос. Что это такое?

Итак, ребята, внимательно слушайте, записывайте ответы одним словом или двумя в таблицу быстро, учтите, нам нужно попасть прямо в яблочко!

речевое произведение, состоящее из предложений, связанных между собой темой, основной мыслью и грамматически (ТЕКСТ).

то, о чем (или о ком) говорится в тексте: круг событий, явлений, проблем, понятий – (ТЕМА ТЕКСТА).

тема раскрывается в процессе характеристики предметов, явлений природы, лиц, оформляется, как правило, в виде перечисления их признаков. (ОПИСАНИЕ).

Этот тип отличает динамичность, последовательность сообщаемого, где много глаголов, а также слов, указывающих на последовательность действий. (ПОВЕСТВОВАНИЕ).

Целью данного типа речи является умение объяснить или доказать что-то, ответить на вопросы: почему, зачем, с какой целью это совершается. (РАССУЖДЕНИЕ).

Художественный, публицистический, научный, разговорный, официально-деловой – это… (СТИЛИ ТЕКСТА)

Проверим ответы по эталону.

Поставьте знак «+», если ответ правильный «-» если ответ ошибочный).

Безошибочная работа – 5 баллов

Подведем итог урока.

Сегодня на уроке мы

ИЗУЧИЛИ ТЕКСТ КАК РЕЧЕВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ,

ФОРМУЛИРОВАЛИ ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ ТЕКСТА,

ПОВТОРИЛИ ТИПЫ И СТИЛИ РЕЧИ ТЕКСТА,

ЗАКРЕПИЛИ ЗНАНИЯ О ТЕМЕ, ОСНОВНОЙ МЫСЛИ ТЕКСТА.

Великий ученый- лингвист, наш современник, Д.С.Лихачёв сказал: «Наша речь-важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума…»

Подсчитайте количество попаданий в цель. Сложите все баллы, полученные за 4 задания, разделите на 4. У Вас получилась средняя арифметическая цифра, которая и является отметкой за урок.

МОЯ ОТМЕТКА ЗА РАБОТУ НА УРОКЕ: ______________

Поднимите руки, кто получил отметку «5», кто «4», кто «3»?

И помните, ребята, что сказанные слова- это пыль, сделанные хорошие, добрые дела – это золото!

Создать свои тексты. Напишите рассуждение на тему «Слова – пыль, дела – золото. Приведите примеры (аргументы) из художественных текстов или из жизненного опыта.

А теперь, ребята, я попрошу Вас отметить галочкой свое настроение.

Изменилось ли оно у Вас в конце урока?

Как изменилось? Какое у Вас настроение сейчас?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *