конспект урока что такое текст рассуждение 2 класс школа россии
Конспект урока по русскому языку во 2 классе на тему «Текст-рассуждение»
Способствовать развитию умения работать с текстом-рассуждением; создать условия для ознакомления
с правописанием слов с непроверяемым написанием: потому что, так как
Решение учебной задачи
Планируемые
результаты
(предметные)
Ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения; выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов
Владеют навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях,
умеют избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Универсальные
учебные действия
(метапредметные)
Регулятивные: определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск и выделение необходимой информации; логические – анализируют текст.
Коммуникативные: формулируют собственное мнение и позицию, строят понятные для партнера выска-
зывания
Основное содержание
темы, понятия
и термины
Текст-рассуждение. Структура текста-рассуждения. Развитие речи. Работа с текстом. Слова с непроверяемым написанием: потому что, так как
I. Мотивирование к учебной
деятельности. (Организационный момент)
– Проверим готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое
рабочее место
Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя
Вырабатывают калли-графический почерк
III. Проверка
выполнения
домашнего
задания
Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения
Зачитывают выпол-
ненное задание
Осуществляют контроль, самоконтроль для установления правильности выполнения заданий
IV. Постановка учебной задачи
Беседа, сообщение учителя
– Какой вопрос вызвал затруд-
нение у Почемучки?
– Цель нашего урока – найти ответ на этот вопрос
– Что такое текст-
рассуждение?
Принимают учебную задачу, сформулиро-ванную вместе
с учителем
V. Усвоение
новых знаний
и способов
– Прочитайте рассказ О. Карлович о птице.
Называют его главную мысль, работают
Распознают текст-
рассуждение и его структуру.
1. Работа с рассказом (упр. 180). Сведения о языке (учебник, с. 105)
Чтение, беседа, работа со сло-
варем
– Выполните устные и письменные задания к рассказу.
Организует работу с правилом и толковым словарем
с толковым словарем, находят вывод
и авторскую оценку
птицы. Задают вопрос, пересказывают текст
Определяют главную мысль текста. Выделяют части. Находят значение слова по толковому словарю
2. Составление текста-рассуждения (упр. 181)
Словарно-орфо-графическая
работа: потому что, так как
Словесный,
практический. Чтение, беседа, текст-рассуж-
дение
– Прочитайте вопросы. Выполните задания, ответьте на вопросы. При ответе используйте слова потому что или так как
Отвечают на вопросы, составляют текст-
рассуждение.
Запоминают право-
писание слов «потому что», «так как»
Правильно формули-
руют ответы на вопросы. Составляют устный текст-рассуж-
дение. Распознают
изученные орфо-
граммы
Беседа по вопросам, составление текста-рассуждения
по тексту под руковод-ством учителя
Осуществляют профилактику утомления
Правильное выполнение дви-
жений
VI. Закрепление знаний и способов действий. Развитие речи.
Работа с текстом-рассуждением (упр. 182)
Словесный,
проблемный, практический. Чтение, беседа, письмо
– Прочитайте. Определите
тему и главную мысль текста.
Докажите, что это текст-рассуждение. Выделите три части.
Запишите текст
на вопросы. Записывают текст, используя красную строку
Определяют тип текста, тему и главную мысль, выделяют части в тексте-рассуждении, записывают текст по частям.
беседа по вопросам
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
– Что нового узнали сегодня
на уроке?
– Что получилось хорошо?
– Что вызвало затруднения?
– О чем хотели бы узнать
подробнее?
Отвечают на вопросы
Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке
Беседа по вопросам. Саморе-
гуляция
VIII. Домашнее задание.
Работа в рабочей тетради (Упр. 111)
Фронтальная. Словесный. Объяснение
учителя
Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи
Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи
Принимают учебное
задание в соответствии с уровнем своего развития
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
также Вы можете выбрать тип материала:
Общая информация
Похожие материалы
Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках посредством применения ЦОС
Конспект воспитательного мероприятия «Поговорим о дружбе»
Коллективный проект «Победители», посвященный годовщине Победы
Презентация к уроку окружающего мира по теме «Кругосветное путешествие Магеллана»
Урок окружающего мира по теме «Путешествие Магеллана»
Сценарий праздника «Золотая осень»
Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание Ь на конце существительных. Синонимы»
Презентация к уроку русского языка по теме «Правописание Ь на конце существительных. Загадки»
Не нашли то что искали?
Воспользуйтесь поиском по нашей базе из
5338094 материала.
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами
Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения предлагает закрыть пляжи детских лагерей для посторонних лиц
Время чтения: 1 минута
На новом «Уроке цифры» школьникам расскажут о разработке игр
Время чтения: 1 минута
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Комиссия РАН призвала отозвать проект новых правил русского языка
Время чтения: 2 минуты
Детский омбудсмен предложила обучать педагогов мотивированию учащихся
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Чёрная пятница
На все курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки
Конспект урока по русскому языку 2 класс на тему «Текст-рассуждение»
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ 2 КЛАСС
Тип урока: открытие нового знания.
Цель: познакомить со структурой текста-рассуждения, учить различать текст-рассуждение, развивать умение отвечать на вопросы.
1. Образовательные: познакомить новым видом текста – рассуждения, развивать умение распознавать и составлять текст – рассуждение.
2. Развивающие: развивать умение и навыки работы с текстом.
3. Воспитательные: воспитывать умение сотрудничать в малой группе, слушать товарищей, воспитывать любовь к природе.
— регулятивные – формировать умения принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале;
— познавательные – учить строить сообщение в устной форме, воспринимать смысл предъявляемых текстов, проводить сравнение и обобщать;
— коммуникативные – формировать умение принимать участие в работе малой группы, договариваться и приходить к общему решению.
Личностные – продолжать формирование представления о причинах успеха в учебе, выработку внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком.
— познакомятся со структурой текста – рассуждение.
— научатся распознавать тексты (повествование, описание, рассуждение)
— научатся составлять текст – рассуждение.
Оборудование: ИКТ, презентация, учебники, рабочие тетради.
1. Организационный момент
2. Актуализация знаний и постановка целей урока
(На доске кроссворд, в который, по мере отгадывания загадок дети вписывают ответы)
Летит, а не птица, воет, а не зверь.
Тучи нагоняет, воет, задувает.
— Ручейки бегут быстрее,
Светит солнышко теплее.
В небе жаворонка трель.
Смастерим для птичек дом
С круглым маленьким окном.
Вот скворец сел на орешник,
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнёт,
Гнездышко из веток —
Кто те детки-сорванцы?
Дружно просят есть. (птенцы)
У. Молодцы ребята. Отгадали все загадки! А теперь посмотрите внимательно, какое слово в середине кроссворда у нас получилось?
У. – Правильно. А кто знает почему именно это слово выделено ключевым?
Д. — Я думаю сегодня будем говорить о тексте.
Д. — Это два или несколько предложений, связанных между собой по смыслу. Текст можно озаглавить.
Д. – Текст – повествование, текст – описание.
У. – Какую цель мы поставим на урок.
— научиться различать текст – рассуждение;
— научиться составлять эти тексты;
У. – А кто будет нашим помощником?
3. Работа над темой урока
У. Откройте учебник стр. 105, упр.180 Выполнение заданий к упражнению.
Прослушайте текст. ДИСК
У. – Определите главную мысль текста. В каком предложении она выражена?
Д. Сова – действительно уникальная птица.
У. – Определите значение слова уникальная по толковому словарю. (учебник стр.138 – единственный в своём роде, неповторимый)
У. Подберём синонимы к слову Самостоятельная работа.
У. – Какие доказательства приводит автор для подтверждения этой мысли?
У. –Как вы понимаете повернуть голову на 180 градусов. – Это два прямых угла. Моделирую.
У. – А можете ли вы дополнить доказательства уникальности совы?
У. – Какой вопрос можно задать к данному тексту?
Наблюдение над тем, в каких речевых ситуациях нам приходится рассуждать.
У. – Работа по карточкам. Найдите в них текст повествование.
У. – Почему так решили?
Д. – Можно поставить вопрос что произошло?
У. – Хорошо. А теперь попробуйте поменять местами предложения в тексте.
У. – Это ещё один признак текста повествования. События, о которых идёт речь в тексте повествовании нельзя поменять местами. Они следуют оно за другим в определённой последовательности. Ручейки не могут побежать раньше, чем пригреет солнышко. Птиц мы не можем встретить до того, как они прилетят. Продолжим нашу работу.
У. – Найдите предложение в тексте, которое отражает главную мысль.
У. – Молодцы. А как вы думаете, можно ли так озаглавить наш текст?
У. – Обоснуйте свой ответ. Запишите название текста. Найдите и прочитайте, о каких явлениях в неживой природе рассказывается в тексте.
Д. –Растаял снег. Ручейками сбежала талая вода.
У. – Запишите второе предложение в тетрадь. Найдите основу предложения. Определите части речи.
(Один учащийся выполняет задание у доски)
У. – Продолжаем работу с текстом. Найдите и прочитайте предложение, в котором говорится о явлениях в живой природе.
Д. – Из теплых краев летят грачи.
У. – Запишите предложение в тетрадь. Найдите основу предложения. Определите части речи.
(Один учащийся выполняет задание у доски) ОЦЕНКА
Руки за спину, прогнулись,
Руки в боки, повороты,
Что там сзади – поглядим!
А теперь мы — самолёты!
Машем крыльями родным!
У. – Отложите карточку №2. Посмотрите на текст карточки №3. Определите вид этого текста.
У. –Почему вы так решили?
Учащиеся. – Можно поставить вопрос Какой?
У. – Попробуйте поменять местами предложения в тексте. Можно ли это сделать?
У. –Это признак текста описания.
– Кто скажет какие праздники отмечают весной?
Учитель. – А какие народные праздники вы знаете?
У. Ребята, а кто помнит закличку, которую мы с вами учили на уроке литературного чтения в разделе Устное народное творчество?
Из-за синих морей приходи!
Солнцем, светом озари!
Весну ясную, весну красную
Учитель. –А закличка, которую вы сейчас вспомнили, будет являться текстом?
У. – Чем он необычен?
Д. – Это стихотворный текст.
У. – Значит, текст может быть в стихах и прозе. (Словарь)
7. Закрепление изученного материала.
Посмотрите, какая схема у нас получилась на доске. Давайте ещё раз по схеме повторим, что мы знаем о тексте.
(Текст это несколько предложений, связанных по смыслу.
Текст можно озаглавить.
Тексты бывают: повествование, описание, рассуждение.
Давайте вспомним, какую куклу изготавливали на Руси с приходом весны.
У. –Что мы знаем об этой кукле?
У. – А где еще мы сталкивались с куклой – оберегом и даже учились ее изготавливать?
Д. – На уроках ИЗО, технологии.
У. – Давайте посмотрим на экран и вспомним, как это было.
8. Работа с деформированным текстом. Рефлексия.
Следующая работа очень серьёзная. Будьте особенно внимательны.
Возьмите полоски с напечатанными предложениями. Снимите скрепку. Положите их перед собой. Внимательно прочитайте все предложения. А теперь расположите их так, чтобы из предложений получился текст. А чтобы текст не рассыпался, вы будете наклеивать полоски одну на другую. Делайте это очень аккуратно. По окончании работы вас ждет сюрприз.
(Дети самостоятельно склеивают полоски так, чтобы получился текст. На обратной стороне листа должно получится изображение куклы Веснянки.)
— О чем говорится в нашем тексте?
— Как его можно озаглавить?
— Запишите название текста на своих листочках.
— Молодцы, ребята! А теперь переверните свои листочки и посмотрите, что у вас получилось на обратной стороне.
Учащиеся. – Изображение куклы Веснянки.
— Понравился ли вам урок?
— Что понравилось больше всего?
— Что нового вы узнали на уроке?
9. Домашнее задание.
Откройте свои дневники и запишите задание на дом.
Р. т. стр. 55, упр. 119
Всем спасибо. Урок окончен
На улице весна. В реке много рыбы. Дети идут в школу. Вчера мы учили стихотворение.
Весна пришла. Растаял снег. Ручейками сбежала талая вода. Из теплых краев летят грачи. Они первые наши гости.
Весна – волшебное время! Воздух влажный. Вечера восхитительные. Всюду весёлые взъерошенные воробьи.
Это в…сёлая задорная кукла.
Её делали м…л…дые девушки на прихо… в…сны.
Они д…рили её дру… другу с пожеланием счастья.
Ведь эта кукла считается оберегом мол…дости и кр…соты.
Список использованной литературы
В. Волина «Русский язык» учимся играя – Екатеринбург ТОО «Издательство АРГО» 1996
Занимательная грамматика – М., Омега 1995
Журжина Ш. В., Костромина Н. В. «Дидактический материал по русскому языку»
Бетенькова Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка/ Н.М. Бетенькова, Д.С. Фонин. — М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2002.
Конспект урока по русскому языку на тему «Что такое текст-рассуждение?» ( 2 класс)
Что такое текст-рассуждение?
П редмет: русский язык
Тип урока: задание открытия свежих познаний.
УМК «Русский язык. 2 класс»
Цели: уточнение представлений о значительных симптомах гласных и согласных звуков; становление умения следить за произношением текстов и проводить их звуковой тест классифицировать имеющиеся у ребят познания о звуках и буквах; дрессировать предопределять звуки, отыскивать и отличать их; развивать устную и письменную речь студентов, креативные возможности, формируя на уроке одобрительную атмосферу, развивать орфографическую зоркость; обогащать лексикографический припас ребят свежими текстами и выражениями;
зафиксировать умение предопределять звуки и буковки.
развивать мобильность и творческую самостоятельность студентов, соединяя игровую и обучающую формы деятельности; становление интереса, зрительной памяти, энергичности студентов на уроке; продолжить работу по формированию речевой работы студента.
прививать опрятность в ведении тетради; воспитывать ощущение сплоченности коллектива; внимание к предмету российского языка ; культуры общения, ощущения взаимовыручки; воспитывать прилежание, активность; воспитывать организованность, усидчивость, обязанность.
проблемно-ориентированного обучения; информационно-коммуникативные; разработка сотрудничества.
исследовательский, частично-поисковый, способ проблемного изучения, дедуктивный, приятный, словесный, одобрение.
Демонстрация Power Point “Части речи”. Компьютер, проектор. Музыкальное аккомпанемент к физкультминутке. Карточки для персональной работы, листы с словами для работы студентов. Башковитый лексика Цветные карандаши.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1 г. Поронайска Сахалинской области
Категория: начальные классы
Номинация: русский язык
Тема урока: «Что такое текст – рассуждение?»
Маслова Марина Дмитриевна
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Предмет: русский язык
Автор учебника: Канакина В.П., Горецкий В.Г. Русский язык. 2 класс. Учебник для общеобразовательных школ с приложением на электронном носителе. В 2 частях. Ч. 2 – М.: «Просвещение», 2013
Тема урока: «Что такое текст – рассуждение?»
Тип урока: открытие нового знания.
познакомить учащихся с новым типом текста, его структурой;
формировать умение узнавать тип текста.
развивать умение грамотно строить высказывания в устной и письменной форме;
продолжить работу по развитию орфографической зоркости.
воспитывать интерес к изучаемому предмету, желание беречь и защищать окружающую природу.
учащиеся узнают об отличительных особенностях текста – рассуждения, научатся узнавать тип текста.
Личностные продолжать формирование
положительного отношения к изучаемому предмету;
адекватному пониманию причин своих успехов или неудач;
позитивного отношения к окружающему миру, природе.
Регулятивные: учащиеся будут развивать умения
ставить цели и удерживать их на протяжении урока, совместно с учителем планировать деятельность;
оценивать свою деятельность, осознавая, что усвоено, а что ещё нет;
контролировать свой результат, корректировать результаты своей деятельности в случае расхождения с эталоном.
Познавательные общеучебные: учащиеся будут учиться
выделять и формулировать познавательные цели в совместной деятельности с учителем и другими учащимися;
осознано строить речевые высказывания в устной и письменной речи;
читать задание и понимать, извлекать нужную информацию.
Познавательные логические: у учащихся будут формироваться навыки
владения операциями анализа, синтеза, обобщения;
умения выбирать основания для сравнения и классификации.
Коммуникативные: у учащихся будут формироваться умения
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Оборудование: учебник, карточки – подсказки для групповой работы, листочки с текстами, интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Самоопределение к учебной деятельности.
И пойдёт он всем нам впрок.
Мы за партой не лежим,
Очень ровненько сидим.
И на парте, и в тетрадках
Всё всегда у нас в порядке.
— Какой у нас урок? (Русский язык)
— Чему мы учимся на уроках русского языка? (Учим правила, чтобы грамотно писать, составляем и записываем предложения и тексты, узнаём значение новых слов и т.д.)
— Все секреты русского языка мы уже узнали? (Нет)
— Хотите узнать, что будет сегодня на уроке? (Да)
— А сможете выполнить все задания? (Да)
— Тогда начинаем работать!
Актуализация и пробное учебное действие
Нн Нн Нн Нн ня не ни ен
— Что можете рассказать про букву? (Буква «эн» обозначает звонкие мягкие или твёрдые согласные звуки. Пары по глухости буква не имеет)
Упражнение для пальчиков:
Пальцы делают зарядку.
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют два раза.)
— Записать буквы и соединения букв.
На доске записаны слова:
— Прочитайте. Что написано? (Слова)
— Составьте по картинке предложение, используя любой из предлогов. (Птичка свила гнездо на дереве)
— Записать предложение, найти грамматическую основу предложения.
— Прочитать вопросы и устно дать на них полные ответы.
Для чего птицы строят гнёзда? (Птицы строят гнёзда для того, чтобы откладывать яйца и высиживать птенцов)
Почему птицы часто строят гнёзда на деревьях? (Птицы строят гнёзда на деревьях, чтобы хищникам было труднее добраться до птенцов)
— Что мы сейчас пытались сделать с помощью своих ответов? (Мы отвечали на вопросы, давали объяснения)
— Правильно, давали объяснения, то есть рассуждали.
— Вспомните, как называется такое высказывание? (Рассуждение)
— Из скольких частей состоит рассуждение (Из двух: первая часть – это то, что объясняется, вторая – само объяснение).
— Что делать, если нам не достаточно одного предложения, чтобы высказать свои мысли? (Мы составляем текст)
— Что такое текст? (Группа предложений связанных по смыслу и записанных в определённом порядке)
— Что такое тема текста? (О ком или о чём говорится в тексте)
— Что такое главная мысль текста? (То, что говорится в тексте о предмете)
— Какие типы текста мы знаем? (Текст – описание и текст – повествование)
— В чём особенность каждого типа текста? (Отвечают на разные вопросы, отличаются структурой)
— Как вы думаете. Мы уже всё знаем про тексты? (Наверное, нет)
3 . Пробное действие. Работа в группах.
На парте лежат карточки со структурными особенностями разного типа тестов (описания и повествования) и три листочка с текстами.
Прочитать каждый текст, доказать, что это текст.
Назвать тему и главную мысль текста.
Определить тип текста, пользуясь карточками – подсказками.
Вопрос : «Что происходит?» (Последовательность событий)
Завязка (начало) событий
Продолжение (развитие) событий
Кульминация (самый напряжённый момент)
Вопрос : «Какой? (Какая? Какие? Какое?)»
Главный признак предмета
Итог (оценка) предмета
Как выглядит настоящий лесной заяц?
У зайца длинные уши, большие задние лапы и маленький хвостик-комочек. Летом заяц серый, а зимой совсем белый, и только кончики ушей остаются черными.
У зайчика много врагов. Чтобы от них спастись, ему приходиться быть очень быстрым, прыгучим и ловким.
Вот какой он – заяц!
Зайца принято считать трусом. Даже песенка есть: «Трусишка-зайка серенький…». А труслив ли он на самом деле?
В жизни заяц не такой уж и трус. Например, взрослый заяц смело бросается на мелкую хищную птицу, когда та пытается напасть на зайчат. Охотники наблюдали, как бегут зайцы на помощь зайчонку, услыхав его крик.
Есть немало примеров, когда зайцы не убегают от врагов, а храбро защищаются от нападающих на них хищников. От орла заяц отбивается когтями сильных задних лап, лежа на спине, и часто выходит победителем.
Бегство зайца при виде опасности – это не трусость, а приспособление к защите от врагов. Если бы они этого не делали, их давно бы уничтожили хищники.
Вот и подумайте, труслив ли заяц?
Как-то с ребятами возвращались мы из соседней деревни. Вышли на лесную поляну.
Какая – то из групп рассказывает, как они выполнили задание, остальные дополняют и уточняют.
Текст №1. В тексте говорится о зайце, рассказывается, как выглядит лесной заяц, его повадки. Можно к тексту задать вопрос: «Какой заяц?», это текст – описание.
Текс №2. Тема – про зайца, главная мысль – заяц не трус. Не можем точно сказать, к какому типу текстов относится.
В результате обсуждения вместе с детьми приходим к выводу, что текст не относится к тексту – повествованию (нет последовательности событий), и не относится к тексту – описанию, потому что нет описания (какой заяц).
Ну – ка, зайка, выходи!
Ну – ка, серый, выходи!
Ну – ка, серый, попляши!
И немножко покружись,
Всем нам низко поклонись.
— Какое задание выполняли? (Определяли тип текста)
— Как это делали, повторите последовательность действий.
— Что не смогли сделать? (Определить тип текста №2)
— Почему? (Он не подходит к тем текстам, которые мы уже умеем определять)
— Какие цели ставим сегодня на урок?
Цели урока выносятся на доску:
Узнать, как называются такие тексты
Познакомится с его особенностями
Учиться узнавать текст по его особенностям
Построение проекта выхода из затруднения.
— Как будем достигать поставленных целей? (Учащиеся высказывают свои предложения)
— Как мы определяем тип текста, что для этого мы делаем? (Читаем, стараемся понять, что нам рассказывает автор)
— Я вам предлагаю такой план для работы:
Прочитать каждый абзац, найти главную мысль каждой части текста.
Реализация выхода из затруднения.
Проводится фронтальная работа с учащимися.
— Прочитать первый абзац. О чём? Какая главная мысль? Как это мысль сформулирована, в виде чего? (В виде вопроса)
— Когда мы задаём вопрос? (Когда нам надо что – то узнать, возникает проблема)
— Что узнали из второго абзаца? (Заяц бросается на защиту зайчат)
— Что узнали из третьего абзаца? (Заяц часто вступает в схватку с хищниками)
— Что узнали из четвёртого абзаца? (Бегство зайца – это приспособление для выживания)
— Какая главная задача последнего абзаца? (Автор предлагает нам подумать, труслив ли заяц)
— Ну и какой вы сделали вывод. Как бы ответили на этот вопрос?
— Почему вы смогли сделать вывод, что заяц не трус? (Автор убедил нас)
— Как автор это сделал? (Объяснил, привёл примеры)
— Как называются высказывания, в которых что – то объясняют, доказывают? (Рассуждения)
— Так как можно назвать такой текст?
— Какой вопрос можно поставить к тексту – рассуждению? (Почему?)
В процессе работы учителем заполняется (или открывается постепенно) таблица :
Отбивается от хищников
Бегство – приспособление для выживания
Подумай, сделай вывод
Столбец со структурой и строка, где даётся тип текста, заполняются в последнюю очередь.
Закрепление во внешней речи.
Учебник с. 106 упр. 182.
Определить тему и главную мысль
Поделить на три части
Доказать, что это текст – рассуждение
Самостоятельная работа с проверкой.
Вы все читали книжку о приключениях Незнайки и его друзей. Закончите ответы на вопросы, запишите ответы в тетрадь.
Почему Незнайку так звали?
По городу протекал ручей, который назывался Огурцовой рекой. Почему ручей так называли?
А почему город назывался Цветочным?
Подведение итогов выполнения задания, беседа:
— Что записали? (Ответы на вопросы)
— Можно ли назвать текстом? (Нет)
— В каком тексте мы можем использовать такие высказывания? (В тексте – рассуждении)
— В какой части текста? (В основной, там, где приводятся объяснения, доказательства)
— В чём особенностей таких предложений? (Они состоят из двух частей: первая – то, что объясняется, вторая – объяснение)
— Какие слова употребляются на месте соединения этих двух частей? (потому что, ведь, так как)
— Надо запомнить, как пишутся эти слова.
— Какая тема урока у нас была? (Прочитать с доски)
— Какие цели мы ставили перед собой? (Прочитать с доски)
— Выполнили ли мы всё, что намечали? (Обговорить каждую цель: да или нет)
— Для чего нам домашнее задание? (Закрепить полученные знания, потренироваться)
Учебник: с. 105 правило, с. 106 упр. 181
Литература и используемые источники:
Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф., Васильева Н.Ю. Поурочные разработки по русскому языку. 2 класс. – М.: ВАКО, 2015
ПедСовет. № 6 – 7 1996 год. Журнал для педагогов начальной школы.
Физминутки/ авт. – сост. С.А. Левина, С.И. Тукачёва. – Волгоград: Учитель, 2005